Госпошлина за административное исковое заявление

Сколько стоит подать судебный иск?

Направляя заявление (иск) в суд с целью защитить свои нарушенные права, нужно заплатить государственную пошлину. Это сбор, взимаемый за факт самого обращения в орган власти за помощью, который установлен законодательно. Важно отметить, что бывают и исключения — не по всем искам платится госпошлина в суд. Налоговый кодекс предусматривает льготы при подаче исков — освобождение от пошлины для некоторых лиц. А в отдельных случаях, с учётом обстоятельств, истец может получить отсрочку оплаты пошлины или добиться возможности платить её в рассрочку. Сколько же стоит подача судебного иска? Какую сумму нужно заплатить, прежде чем прийти в суд? Величина госпошлины, иногда, зависит напрямую от исковой суммы, указанной в требовании заявителя. Характер и объем исковых требований определяют стоимость обращения в суд. Расчёту величины пошлины посвящена ст 333 19 НК РФ. Для исков, поданных в связи с нарушением имущ. прав, которые можно оценить, госпошлина такова:

В ст. 333 19 НК РФ прописаны также фиксированные размеры пошлин. Так, за иск о вынесении судебного приказа по имущественному делу нужно заплатить 50% от размера пошлины за имущ. иск. За не подлежащие оценке имущественные и неимущественные иски физ. лица платят по 300 руб. Чтобы расторгнуть брак, необходимо уплатить 600 руб. пошлины. Оспорить нормативный акт физ. лицо может за 300 руб. Такую же пошлину нужно заплатить за возможность признать ненормативные акты либо решения или деяния гос. органов незаконными. Подачка иска по делу особого производства обойдется также в 300 руб. Подать апелляцию или кассацию можно за 50% размера пошлины, уплачиваемой за неимущественный иск. Заявление о выдаче исполнительного листа стоит 250 руб. Алименты взыскать можно, уплатив 150 руб. либо вдовое больше, если алименты необходимы на истца и на ребенка. Итак, есть фиксированные размеры государственных пошлин и есть те, которые необходимо рассчитывать исходя из величины требования к ответчику. В настоящее время существует множество калькуляторов и электронных сервисов, позволяющих рассчитать размер пошлины, не вставая из-за компьютера. Оплатить пошлину можно также быстро — прямо на сайте судебного органа.

Когда возможны отсрочка, рассрочка и доплата при перечислении госпошлины?

Отсрочку и рассрочку при уплате госпошлины предусматривает ГПК РФ. Отсрочка обозначает перенесение даты оплаты на более поздний срок, а рассрочка — уплату частями поэтапно. По ст 333.41 НК РФ платить госпошлину в рассрочку можно не дольше, чем в течение года, максимальный срок отсрочки оплаты тоже составляет год. Если суд даёт истцу право на отсрочку или рассрочку платы, то проценты на сумму пошлины начисляться не будут. Так когда же гражданин может рассчитывать на отсрочку или рассрочку при перечислении пошлины? Это решает суд, детально рассматривая материалы дела и изучая финансовое положение истца. Чтобы получить рассрочку или отсрочку, нужно подать об этом прошение в суд. Оно может быть изложено как прямо в самом исковом заявлении, так и в отдельном документе. Но такое прошение не должно быть подано раньше, чем сам иск, иначе будет возвращено без рассмотрения. К ходатайству нужно приложить бумаги, подтверждающие отсутствие денег на уплату государственной пошлины. К таким документам относятся справки из банков и налоговых органов об отсутствии денег на счетах истца или о наличии долгов и налоговых недоимок. Если объективные основания для удовлетворения прошения есть, то суд не может отказать истцу в предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты госпошлины. Доплата пошлины производится при увеличении исковой суммы — в случае, когда размер пошлины ставится от неё в зависимость. Если требования в заявлении истца будут увеличены, то суд не станет рассматривать дело до тех пор, пока не убедится, что дополнительная пошлина также была уплачена. Без квитанции об оплате госпошлины не начнётся ни одно судебное заседание.

Когда можно вернуть госпошлину?

Важно отметить, что истцы имеют право и на возврат уплаченной пошлины. Полностью или частично можно вернуть сумму перечисленной пошлины в следующих случаях:

  • при перечислении лишней суммы;
  • при возвращении заявления;
  • при отказе суда принимать заявление;
  • при оставлении судом заявления без рассмотрения;
  • при прекращении судопроизводства.

Возврат суммы пошлины происходит на основании заявления, поданного истцом, в течение месяца с даты его подачи. Кроме заявления предоставляются оригиналы платёжных документов (если нужно вернуть всю сумму) или их копии (если возвращается только часть суммы). Также обязательно необходимо предъявить судебные определения, решения или справки, конкретизирующие обстоятельства возврата пошлины.

Как указывает Налоговый кодекс, госпошлина в суды общей юрисдикции уплачивается не всеми истцами. Есть категории льготников, которые освобождены от уплаты пошлины по судебным делам. Это:

  • Герои СССР и РФ, кавалеры ордена Славы, Участники ВОВ.
  • Истцы по некоторым делам (например, при взыскании зарплаты, возмещении вреда здоровью, защите прав ребенка, инвалида, нарушении прав потребителя и т.д.).
  • Граждане, направляющие апелляционную или кассационную жалобу по бракоразводному делу, а также подающие жалобы на действия судебных приставов, административные жалобы, жалобы на судебные определения, кассационные жалобы по уголовным делам с целью оспорить имущ. взыскание.
  • Граждане, подающие заявление об усыновлении.
  • Реабилитированные граждане.
  • Жертвы полит. репрессий.
  • Вынужденные переселенцы и беженцы.
  • Инвалиды 1 и 1 групп.
  • Ветераны (при нарушении их прав как ветеранов).
  • Пенсионеры (при нарушении их прав как пенсионеров).

Все эти льготы установлены главой 25.3 НК РФ.

Кто освобождается от госпошлины при подаче в суд иска о нарушении прав потребителей?

Налоговый кодекс госпошлину в суды общей юрисдикции устанавливает в ст 333.19. При этом по ст 333.36 НК РФ от госпошлины освобождены органы по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и органы МСУ (местного самоуправления). Общественные объединения или союзы потребителей также входят в число льготников, если в суде представляют потребительские интересы. Это является обязательным условием для применения льготы — иск подаётся в интересах граждан как потребителей. По п 3 ст 333.36 НК РФ истцы как потребители тоже могут быть освободиться от оплаты госпошлины, подавая иск о нарушении своих потребительских прав. Но при этом должны быть соблюдены определенные условия. Освобождение действует, если иски носят имущ. характер (если иск административный, то имущественное требование в нём тоже должно содержаться), и при этом его цена не превышает 1 млн. руб. Когда цена иска более 1 млн. руб., то пошлина начисляется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333 19 НК РФ и уменьшается на сумму, рассчитанную по цене иска в 1 млн. руб. Это 13 200 руб + 0,5% от суммы превышающей 1 млн. руб. (но не более 60 тыс. руб.) минус 5 200 руб. Таким образом, при нарушении прав потребителей и обращении по этому вопросу в суд освобождение от пошлины напрямую зависит от того, кем именно продаётся судебное заявление. Так, федер. органами по контролю в сфере потребления, органами МСУ и общественными организациями по НК РФ госпошлина в суд общей юрисдикции не уплачивается при условии, что иск составлен в интересах конкретного гражданина или группы людей в качестве потребителей. При этом размер исковой суммы значения не имеет. Если же в суд в качестве истца за защитой своих прав обращается сам потребитель, то он не уплачивает госпошлину, только если сумма иска составляет менее, чем 1 млн. руб. То есть в этом случае право на льготу поставлено в зависимость от размера исковой суммы.

Какова госпошлина за подачу иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости?

Информацию о том, какой будет госпошлина в суд, Налоговый кодекс содержит в гл. 25.3. Её размер ставится в зависимость от характера и размера заявленных в иске требований. Кадастровая стоимость земельных участков важна при уплате земельного налога. Она определяется органами исполнит. власти на уровне субъектов РФ. Это значит, что оспорить кадастровую стоимость, установленную на уровне органов власти, можно либо путём требования о признании нормативного акта недействительным, либо путём требования о признании недействительным ненормативного акта или действий властных органов незаконными. Размеры пошлин в обоих случаях одинаковы — они установлены в пп 6 и 7 п 1 ст 333 19 НК РФ и составляют по 300 руб. Минфин подчеркивает, что при оспаривании кадастровой стоимости сразу нескольких участков земли, пошлина всё же уплачивается за подачу одного искового заявления.

Приложение №2

к Распоряжению Администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия

№536 от 05.09. 2019г.

ОБРАЗЕЦ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

В _______________________ районный суд <1>

(вариант: Мировому судье ___________________________

судебного участка N ____ <1>)

Административный истец: __________________

(Ф.И.О. или наименование)

_________________________________________,

(место жительства или пребывания/ место нахождения,

сведения о государственной регистрации)

_________________________________________,

(дата и место рождения)

телефон: ____________, факс: ____________,

адрес электронной почты: _________________

Представитель административного истца:

(наименование или Ф.И.О., сведения о высшем

юридическом образовании, с учетом ст. ст. 54 — 57

Кодекса административного судопроизводства

Российской Федерации)

адрес: __________________________________,

телефон: _____________, факс: ___________,

адрес электронной почты: _________________

Административный ответчик: _______________

(наименование

территориального органа Фонда социального

страхования Российской Федерации)

адрес: __________________________________,

телефон: ___________, факс: _____________,

адрес электронной почты: _________________

Госпошлина: ___________________ рублей <2>

Административное исковое заявление <3>

(кратко — существо требований по иску)

Форма и содержание административного искового заявления определяются ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное исковое заявление может быть подано в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Если иное не установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

Пример:

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

Пример:

(вариант:

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в ст. 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. п. 1 — 5, 8 и 9 ч. 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Если в административном исковом заявлении содержится требование о возмещении другой стороной понесенных по административному делу судебных расходов (государственная пошлина, издержки, связанные с рассмотрением административного дела), то указывается ссылка на ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Также по общему правилу указываются ссылки на ст. ст. 124 — 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющие форму и содержание административного искового заявления, а также перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению.

Пример содержания требований к административному ответчику, а при предъявлении административного иска к нескольким административным ответчикам — требования к каждому из них <3>:

На основании вышеизложенного и руководствуясь ________________________,

(указать ссылку на нормативный правовой акт)

ст. ст. 124 — 126, 218 — 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

прошу:

Согласно ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Административное исковое заявление подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

«___»________ ____ г.

Административный истец (представитель):

(подпись)

Информация для сведения:

<1> Подсудность административных дел определяется в соответствии со ст. ст. 17.1 — 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

<2> Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, определяются в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предусмотрены ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям предусмотрены ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

<3> Согласно ч. 1 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Согласно ч. 2 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

admin