Года для начисления пенсии

Стаж работы для выхода на пенсию — это количество лет, которые человек должен отработать официально, чтобы получать минимальное пенсионное обеспечение. В 2019 году это 9 лет, в будущем его увеличат до 15.

О чем идет речь

При определении суммы пособия по старости трудовой стаж для начисления пенсии (ТС) является наиболее важным критерием, поскольку чем он больше, тем выше размер этой выплаты. Главным документом о продолжительности профессиональной деятельности является трудовая книжка, форма которой определена в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Пенсионный стаж бывает общим (сейчас его называют страховым) и специальным. Страховой стаж (СС) — это учитываемое при назначении трудовой пенсии общее время работы без учета перерывов в ней, когда в Пенсионный фонд РФ поступали страховые взносы, плюс другие периоды, которые перечислены в ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173.

Специальным стажем является суммарное время трудовой практики (без учета перерывов в ней):

  • на отдельных должностях (например, педагогам в детских учреждениях для получения выплат от государства нужна минимальная выработка 25 лет; медикам, работающим на селе, — 25, и 30 — для тех, кто трудится в городе);
  • в конкретных отраслях (у военнослужащих — 25 лет, иногда используют смешанный стаж для пенсии в МВД);
  • в специфических условиях — опасных или вредных (например, на судах Морфлота рыбной промышленности мужчинам — 25, женщинам — 20);
  • в установленных местностях (на Крайнем Севере — 15 лет).

Отдельный вид специального ТС — это выслуга лет — установленная продолжительность труда, достижение которой позволяет получать пенсионные выплаты при увольнении с работы независимо от возраста. Выслугой пользуются, например, трудящиеся в летном составе гражданской авиации мужчины и женщины, для которых она равна 25 и 20 годам соответственно.

📌 Реклама

Как и где посчитать трудовой стаж

При подсчете того, какой стаж необходим для начисления пенсии как для граждан России, так и иностранцев, постоянно проживающих в РФ, которым положены выплаты по старости, необходимо учитывать подтверждение времени их работы на территории РФ и за ее пределами. Последнее реально проделать при условии, что эта норма прописана в законодательстве или международном договоре РФ либо в ПФ РФ поступали страховые взносы.

Важно! Исключения для не граждан России устанавливаются ФЗ или международными договорами.

В такую выработку входят еще и сроки из указанной выше ст. 11. Эти периоды до регистрации лица в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27, доказываются трудовой книжкой или другими документами, перечисленными в ст. 62 ТК.

Если они утеряны и восстановить их невозможно, помогут показания минимум двух свидетелей. Характер работы этим способом подтвердить не удастся.

После регистрации в системе удостоверение нужных периодов происходит через сведения персонального учета.

Режим вычисления и обоснования стажа, включая применение для этого цифровой информации, свидетельских показаний, прописан в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

Расчеты, сколько лет стажа нужно для пенсии, происходят в календарном порядке из целого года (12 месяцев). Каждые 30 дней такой выработки сводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. Когда несколько периодов совмещаются по времени, то учитывают один из них по выбору обратившегося или используют более выигрышный период.

Продолжительность каждого срока определяют через вычитание из даты его окончания даты его начала плюс день.

Соответствующие периоды включаются в выработку по день, предшествующий дню обращения за определением пенсии, исключая случаи, обозначенные в частях 5 и 6 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 № 400. В этих случаях используется дата, предшествующая дню назначения страховой пенсии.

Для граждан разработан специальный сервис, объясняющий, как узнать пенсионный стаж через госуслуги. Зарегистрированные пользователи для этого заказывают выписку о состоянии лицевого счета в ПФР.

Сколько необходимо отработать для страховой пенсии

Страховая пенсия по старости устанавливается и платится при следующих условиях:

  1. Достижение мужчинами возраста 60, женщинами — 55 лет. Отдельные категории граждан вправе претендовать на досрочные пенсионные выплаты (некоторые из них приведены выше). Мужчинам, находящимся на госслужбе, сейчас повысили возраст до 61 года, женщинам — до 56 лет. В дальнейшем следует повышение возраста каждые 12 месяцев (до 2032 г.) до достижения 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).
  2. Наличие СС в текущие 12 месяцев — минимум девять лет с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 15 лет в 2024 г.
  3. Величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 г. — минимум 16,2 с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 30 баллов в 2025 г.

Детальнее об условиях назначения таких выплат стоит прочитать в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Для расчета указанной выплаты проще всего применить соответствующие онлайн-калькуляторы на официальном сайте ПФР и на госуслугах. Расчетная формула приведена в ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Дата выхода на пенсию

Минимальный стаж

Минимальное количество баллов

16,2

18,6

23,4

25,8

28,2

Что делать, если стажа не хватает

Если минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию (баллы) отсутствует, выплаты не будут назначены. Одновременно число баллов, которое есть на момент достижения пенсионного возраста, закрепляется. Это позволяет продолжить труд с условием страховых выплат в ПФ РФ и докопить необходимые (до 16,2 в настоящий момент) баллы. Иной вариант — ожидание социальной пенсии в 65 — для женщин и 70 лет — для мужчин.

Иностранцам учтут весь стаж

Работники — выходцы из стран ЕАЭС смогут претендовать на расчет и получение пенсии в России с учетом периода работы на родине. Как сообщил Президент Владимир Путин, соответствующее соглашение практически подготовлено Евразийской комиссией.

Из проекта документа, опубликованного на официальном сайте Евразийского экономического союза, следует, что гражданин сможет обращаться за пенсией при наступлении возраста выхода на заслуженный отдых как в стране своего проживания, так и в государстве, где он трудится. Получать деньги он сможет от обоих государств за фактически отработанное время. То есть стаж, полученный за время работы в Российской Федерации, учитывается ПФР, а период, когда у него шел трудовой стаж для пенсии на родине, учтут компетентные органы в сфере пенсионного обеспечения другой страны.

Интересно, что в Российской Федерации для расчета индивидуального пенсионного коэффициента гражданина готовы учитывать стаж работы, приобретенный не только на территории РФ, но и на территории государств бывшего Союза Советских Республик. А если и этого окажется мало, то зачтут периоды работы на территории стран ЕАЭС. То есть речь идет фактически о суммировании трудового стажа при наличии у гражданина подтверждающих документов. Вероятно, власти готовы и на пересчет пенсии за стаж более 40 лет.

Планируется, что размер пенсии и правила ее установления будут определяться национальным законодательством. Но отказать в назначении выплат по причине отсутствия гражданства или иного места проживания иностранному гражданину, имеющему возможность претендовать на пенсию по старости, инвалидности либо за выслугу, больше не смогут.

Вопрос. За какой период учитывается заработок для исчисления пенсии?

Ответ. Согласно статье 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка в 2015 году – за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы (в 2016 г. – за последние 22 года стажа работы, в 2017 г. – за последние 23 года стажа работы, 2018 г – за последние 24 года стажа работы, в 2019 г. – за последние 25 лет стажа работы и т.д.).

При этом в периодах работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности учитывается фактический заработок (доход), из которого уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда, а за иные периоды, которые включены в стаж (периоды отпуска по уходу за детьми, военной службы, учебы, и др., — часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Вопрос: Может ли сегодня пенсионер не оформлять пенсию, а продолжать работать, чтобы увеличить ее размер. Что для этого нужно?

Ответ. С 1 января 2017 г. изменены условия применения нормы об увеличении размера пенсии по возрасту с учетом периодов работы без ее получения, предусмотренной статьей 23-1 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон). Ранее периоды работы без получения пенсии и после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях учитывались для увеличения размера пенсии по возрасту независимо от условия назначения пенсии. После 1 января 2017 г. увеличение осуществляется только за периоды работы после назначения пенсии по возрасту при условии отказа от ее получения.

Пример: гр-ка Т., 15 октября 1961 года рождения, при достижении возраста 55 лет (15 октября 2016 г.) не обратилась за назначением пенсии по возрасту на общих основаниях и продолжила работать с целью увеличения размера пенсии по возрасту в соответствии со статьей 23-1 Закона. При назначении ей пенсии в 2017 году (пенсия может быть назначена не ранее 15 апреля 2017 г.) для увеличения размера пенсии за периоды работы после назначения пенсии (т.е. после 15 апреля 2017 г.) необходимо отказаться от ее получения. Время работы без получения пенсии с 1 января 2017 г. по 14 апреля 217 г. для увеличения размера пенсии по возрасту не засчитается. Размер ее пенсии увеличится на 1 процент за два полных месяца работы без получения пенсии в период с 15.10.2016 по 31.12.2016.

Вопрос: Пенсионируюсь в органах по труду, занятости и социальной защите Брестской области. Выплата пенсии осуществляется через отделение почтовой связи по месту жительства. Могу ли я получить свою пенсию в отделении связи другой области?

Ответ: Получатели пенсий, выплата которым назначена органами по труду, занятости и социальной защите непосредственно в отделениях почтовой связи, могут получить денежные средства в любом отделении почтовой связи республики независимо от места проживания.

Вопрос: Гражданка Х. не имеет паспорта гражданина Республики Беларусь в связи с отказом от его получения по религиозным мотивам. Каким образом она может реализовать право на пенсионное обеспечение?

Ответ: Реализация права на государственное пенсионное обеспечение неразрывно связана с личностью гражданина. В связи с этим, в целях подтверждения личности гражданина при обращении за назначением пенсии гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.

С 1 марта 2015 года действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2015 г. № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения» (далее – Постановление). Постановлением предусмотрено, что для целей пенсионного обеспечения в органах по труду, занятости и социальной защите личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего паспорта, подтверждается заключением о подтверждении личности гражданина, выдаваемым органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства этого гражданина.

Для этого гражданин представляет в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации по месту жительства либо по месту фактического жительства: заявление о подтверждении личности по установленной форме, свидетельство о рождении, десять одинаковых цветных фотографий, соответствующих его возрасту (40 x 50 мм), другие имеющиеся документы, которые, по мнению гражданина, могут быть использованы для подтверждения его личности.

На основании представленных документов органом по труду, занятости и социальной защите формируется запрос о подтверждении личности в орган внутренних дел. При рассмотрении запроса орган внутренних дел проводит процедуру идентификации гражданина с изучением совокупности представленных им документов. Запрос рассматривается в течение месяца со дня его получения с вынесением по результатам рассмотрения заключения о подтверждении (не подтверждении) личности гражданина. Заявление о назначении пенсии и необходимые для её назначения документы принимаются органом по труду, занятости и социальной защите не ранее даты поступления заключения о подтверждении личности. Выплата пенсии, назначенной гражданину, личность которого подтверждена соответствующим заключением, осуществляется объектом почтовой связи по месту фактического жительства гражданина на основании поручения на выплату пенсии органа по труду, занятости и социальной защите. При получении пенсии в объекте почтовой связи гражданином должен предъявляться второй экземпляр данного поручения.

Вопрос. В марте 2019 г. переехала на постоянное жительство в Республику Беларусь из Казахстана. В Казахстане получала пенсию по инвалидности I группы вследствие общего заболевания. Инвалидность была установлена в Казахстане бессрочно. Имею ли я право на дальнейшую выплату пенсии по инвалидности I группы в Республике Беларусь?

Ответ. Гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь и являющимися инвалидами, предоставляются льготы и гарантии, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о социальной защите инвалидов. Согласно статье 8 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее — МРЭК). МРЭК устанавливает факт наличия инвалидности, группу (степень утраты здоровья — у детей), причину, дату наступления и срок инвалидности, с вынесением заключения по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Поэтому, для решения вопроса о дальнейшем пенсионировании в Республике Беларусь необходимо заключение МРЭК, выданное в Республике Беларусь в установленном порядке.

Вопрос: Как выплачивается пенсия пенсионеру, в случае его устройства на работу, имеющему индивидуальный коэффициент заработка свыше 1,3?

Ответ: Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 «О пенсионном обеспечении» предусматривает различные условия выплаты пенсий для работающих и неработающих пенсионеров. В период работы пенсия может выплачиваться в полном размере, с частичным ее ограничением, либо не выплачиваться. Без ограничения пенсии выплачиваются пенсионерам, непосредственно работающим в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства. Право на выплату пенсии в полном размере имеют также те пенсионеры, у которых индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает 1,3. Что касается пенсионеров, у которых индивидуальный коэффициент заработка превышает 1,3, то та часть пенсии, которая исчислена с учетом свыше коэффициента 1,3, в период работы не выплачивается.

В период работы не выплачиваются пенсии, назначенные в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения в Республике Беларусь».

Пенсии за выслугу лет в период работы в должностях, дающих право на эту пенсию, также не выплачиваются (не зависимо от продолжительности рабочего времени).

Вопрос: Кто обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, об устройстве пенсионера на работу?

Ответ: Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 «О пенсионном обеспечении» (статья 93) обязывает работодателя при приеме на работу пенсионера известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию. В случае невыполнения данной нормы, излишне выплаченные суммы пенсий взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц. Предоставление Фонду социальной защиты населения сведений персонифицированного учета (отчеты о приеме, увольнении работников и сведения о выплатах, на которые начислены страховые взносы), не освобождает работодателя от обязанности предоставлять сведения о приеме на работу пенсионеров органу, выплачивающему пенсию.

Что касается увольнения пенсионера с работы, то в законодательстве не содержится нормы, обязывающей работодателя сообщать об этом органу, выплачивающему пенсию. Эта обязанность лежит на самом пенсионере. Для правильности выплаты пенсии после увольнения с работы пенсионеру необходимо обратиться с трудовой книжкой в управление по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии. Суммы пенсии, не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время не более чем за 3 года перед обращением за получением пенсии и представлением документа о том, что он не работает.

Вопрос: Производится ли выплата пенсии пенсионерам – гражданам республики Беларусь, выехавшим на постоянное жительство в Германию (дальнее зарубежье)?

Ответ: В соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию предоставлено гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим в Республике Беларусь.

Постоянное проживание подтверждается паспортом гражданина Республики Беларусь с отметкой о регистрации по месту жительства на территории республики. Оснований для выплаты пенсии за время временного пребывания в Республике Беларусь не имеется.

Вопрос: Существует ли норма в законодательстве по льготному исчислению стажа лицам, работавшим в районах Крайнего Севера?

Ответ: Пенсионным законодательством Республики Беларусь не предусмотрено льготное исчисление стажа за время работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним. Время такой работы включается в стаж для назначения пенсии в календарном порядке.

Вопрос. Куда нужно обращаться за назначением пенсии?

Ответ. Порядок обращения за назначением пенсии определен статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 «О пенсионном обеспечении».

Так, работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.

Заявление о назначении пенсии другим гражданам и членам их семей подается непосредственно в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации).

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако, не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Вопрос. Какие сроки назначения пенсий?

Ответ. Пенсии назначаются со дня обращения за пенсией, кроме следующих случаев, когда пенсии назначаются с более раннего срока:

а) пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности;

б) пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Если заявление (представление) о назначении пенсии пересылается по почте и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

В тех случаях, когда к заявлению (представлению) приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

Вопрос: В 2007 году работала по договору подряда. Будет ли включено это время в трудовой стаж при начислении пенсии?

Ответ: Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Согласно части 1 статьи 5 Закона право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).

Согласно статьи 51 Закона в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

Таким образом, период работы по договору подряда будет включен в стаж работы для назначения пенсии при условии, если в течение этого периода работы производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Вопрос: влияет ли на размер пенсии непрерывный стаж работы на одном предприятии?

Ответ: в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» размер пенсии зависит от трудового стажа и величины заработной платы, из которой производилось отчисление страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Термин «непрерывный стаж» в действующем пенсионном законодательстве не применяется. Непрерывный стаж работы на одном предприятии на размер пенсии влияния не оказывает.

Справочно: исчисление заработка в 2017 году производится за последние 23 года работы перед назначением пенсии. Необходимый для исчисления заработка 23-летний период ежегодно увеличивается на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

Вопрос: Какой минимальный стаж работы требуется для назначения трудовой пенсии по возрасту, какие периоды деятельности засчитываются в этот стаж?

Ответ: Обязательным условиям для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет по нормам статей 11, 12, 13, 15, 24, 47-49-2 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), трудовой пенсии по возрасту в соответствии со статьями 32, 33 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» и пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж) не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижении 20 лет. (Статья 5 Закона).

Прежние требования по продолжительности страхового стажа сохранены для назначения:

пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца (требуется не менее одного дня страхового стажа);

пенсий по возрасту для родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетных матерей, родивших пять и более детей; инвалидов с детства, инвалидов войны и др. (статьи 17-22 Закона) — требуется не менее 5 лет страхового стажа.

Для отдельных категорий граждан пенсия по возрасту на общих основаниях сможет быть назначена при наличии страхового стажа 10 лет.

В страховой стаж включаются периоды работы (иной деятельности), предусмотренные частью первой статьи 51 Закона, в том числе периоды работы на территории СССР, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию (пункт «б» части второй статьи 51 Закона).

Иные периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и уход за ребенком в возрасте до трех лет; военная служба; период ухода за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также лицом, достигшим 80-летнего возраста; периоды получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования и др.; периоды получения пособия по безработице в страховой стаж не засчитываются.

Периоды работы, имевшие место за пределами Республики Беларусь, могут быть включены в страховой стаж, если это предусмотрено международными договорами (соглашениями).

Вопрос: Засчитываются ли в стаж для назначения пенсии в Беларуси периоды работы в Латвии?

Ответ: Статьей 8 Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 года, вступившего в силу с 28 сентября 2009 года, каждая из сторон исчисляет и выплачивает пенсию только на основании страхового (трудового) стажа, накопленного на её территории. Исчисление размера пенсии производится в соответствии с положениями Договора и законодательства Сторон.

Вопрос: Где отыскать документы о заработке, если организация ликвидирована или наниматель не сдал документы в архив?

Ответ: При ликвидации организации необходимо поинтересоваться есть ли у неё правопреемник, у которого могут храниться документы о заработке и стаже. В случае, если правопреемников нет, надо обратиться в архивные учреждения. Если и это не даст результатов, остается обращаться в суд. Для подтверждения заработка суд принимает во внимание косвенные доказательства – выписку из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладыш к трудовой книжке, расчетные листки, даже показания свидетелей. Определенный судом заработок за «потерянный» период в конкретном размере и будет принят для исчисления пенсии.

Вопрос: Как проверить, платит ли фирма взносы на государственное социальное страхование?

Ответ: Очень важный и актуальный вопрос. Ведь после 1 июля 1998 года в стаж для назначения пенсии засчитывается только работа, за время которой выплачивались взносы на социальное страхование. Если есть сомнения, платит или платила ли фирма такие взносы за работника, необходимо обратиться в районное отделение Фонда социальной защиты населения и попросить, чтобы дали такие сведения.

Вопрос: Увеличивается ли стаж работы после назначения пенсии?

Ответ: Законодательством установлено, что работа после достижения общеустановленного пенсионного возраста засчитывается только в случае, если в этом периоде не осуществляется выплата пенсии.

Вопрос: Гр-н К. имеет удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий по статье 20 Закона о ЧАЭС. Имеет ли он право на повышение пенсии по пункту 3 статьи 39 Закона о ЧАЭС?

Ответ: Удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий по статье 20 Закона о ЧАЭС выдается в случае: участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986-1987 годах — в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения, и участникам ликвидации других радиационных аварий.

Право на повышение пенсии по пункту 3 статьи 39 Закона о ЧАЭС предоставлено гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 13 Закона о ЧАЭС), что должно быть подтверждено документально.

Граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения права на повышение пенсии по пункту 3 статьи 39 Закона о ЧАЭС не имеют.

На что нужно обратить внимание для получения максимально возможной пенсии в Украине?

Основной момент, на который будущему пенсионеру следует обратить внимание для того, чтобы получить максимально возможную пенсию, — это то, что размер пенсии зависит не столько от размера зарплаты, сколько от соотношения Вашей зарплаты за месяц к средней зарплате по Украине за соответствующий месяц.

Для расчета пенсии в Украине в 2015 году берутся данные по зарплате, выбранные Вами за пять лет (60 месяцев) подряд до 2000 года (по Вашему желанию) плюс весь период после июля 2000 года (данные из системы персонифицированного учета ПФУ, так называемая форма ОК5). Из этих периодов можно выкинуть 10 процентов наименее выгодных месяцев страхового стажа подряд. Но учтите, что данные о зарплате до 2000 года будут учитываться при расчете пенсии для тех, кто собирается выйти на пенсию до 1 января 2016 года.

На основании данных о Вашей зарплате и данных о средней зарплате за месяц в Украине высчитывается средний коэффициент зарплаты, который и является основным критерием, от которого будет зависеть Ваша будущая пенсия.

Периоды оптимизации

Выбор наилучших пяти лет

Для того, чтобы при расчете пенсии были учтены периоды оптимизации за пять лет до 2000 года, Вам необходимо подготовиться.

Для этого нужно собрать информацию о зарплате за каждый месяц за наибольшее количество лет до июля 2000 года.

А для того, чтобы Пенсионный фонд учел при расчете выбранные Вами наиболее выгодные периоды за пять лет, нужно еще и принести справки или ведомости о зарплате, которые необходимо взять на предприятиях, на которых Вы работали в этот период.

Но следует снова напомнить, что при выборе оптимальных периодов, нужно брать не обязательно те периоды, в которых наибольшая зарплата, а те, в которых больше коэффициент, то есть соотношение Вашей зарплаты к средней зарплате по Украине за указанные периоды.

Например, зарплата в размере 300 гривен в 1998 году лучше, чем зарплата 2000 гривен в 2008 году, потому что средняя зарплата в Украине в 1998 году была где-то 160 гривен, а в 2008 – 1600 гривен, то есть и коэффициенты соответственно будут – 350:160=2,19 и 2000:1600=1,25.

Выбор перидов, которые можно выкинуть

Из выбранных (по желанию будущего пенсионера) периодов за пять лет до июля 2000 года и всех периодов после июля 2000 года Вы имеете право отбросить до 10% наименее выгодных по средним коэффициентам периодов своего страхового стажа. Причем иногда выясняется, что выгоднее отбросить не 10%, а 5%.

Безусловно, произвести самостоятельно выбор наиболее выгодных и наименее выгодных периодов вашего страхового стажа и количество процентов, которые необходимо отбросить не так просто.

Расчет ожидаемой пенсии

Итак, для расчета будущей пенсии необходима следующая информация:

  • дата рождения и пол;
  • все периоды трудовой деятельности (в том числе обучение в средних и высших научных заведениях до 2004 года, периоды ухода за ребенком до трех лет, срочная служба в армии, пребывание в центре занятости, пребывание на фронте или участие в боевых действиях) со всеми особенностями (например, работа по списку №1, научная должность, госслужащий и т. п.);
  • заработная плата за периоды до июля 2000 года (по желанию будущего пенсионера) и заработная плата за все периоды после июля 2000 года;
  • наличие инвалидности, статус ликвидатора ЧАЭС, наличие наград и другие особенности, которые учитываются при начислении пенсии.

Конечно, самостоятельно очень сложно произвести расчет пенсии по возрасту, а тем более пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности или спецпенсию.

Для того, чтобы вы могли самостоятельно произвести расчет всех видов пенсии, на которые Вы имеете право и получить подробный протокол расчета, был создан уникальный в Украине инструмент расчета пенсии онлайн – Пенсионный калькулятор онлайн на сайте Pensia.ua.

Пенсионный калькулятор онлайн учитывает все действующие на сегодняшний день законы Украины и изменения в сфере пенсионного обеспечения 2015 года, максимально точно считает ВСЕ виды пенсий (кроме пенсии по утрате кормильца) в Украине и ко всему прочему имеет удобный и понятный всем интерфейс.

Более того, кроме расчета пенсии онлайн и даты выхода на пенсию, Вы можете прогнозировать размер будущей пенсии в зависимости от даты выхода.

Рассчитать пенсию онлайн на Пенсионном калькуляторе

admin