Главная дорога ДТП

Напомним, что в июне этого года Пленум Верховного суда выпустил постановление, в соответствии с которым тот, кто сам нарушает правила, например, едет по обочине, или во встречном направлении по односторонней дороге, или проезжает на красный свет, никаких преимуществ перед другими водителями не имеет. Даже если едет по главной дороге. То есть у тех, кто едет по второстепенной не возникает обязанности уступить дорогу такому автомобилю. Такие решения ВС выносит несколько лет подряд и только в июне закрепил эту свою позицию в постановлении Пленума.

Отмена постановления по делу об административном правонарушении не означает, что «виновником» такого ДТП автоматически признается иной участник

Но пока не было этого постановления, а были отдельные решения по конкретным случаям, суды нижних инстанций как-то не особо разбирались, кто кому обязан или не обязан уступать дорогу. В результате, даже после постановления Пленума, ВС по прежнему приходится исправлять ошибки нижестоящих инстанций.

И тут уже адвокаты начали предостерегать водителей от принятия на вооружение нового видения правил дорожного движения. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. При этом он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу водителю, нарушавшему правила.

— Постановление ВС означает лишь отсутствие вины в правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ, — поясняет Радько. — В нем нет и не может быть ни слова о вине второго участника ДТП именно в происшествии. То есть в причинении вреда транспортным средствам, а значит, получить по ОСАГО возмещение ущерба будет не так-то просто. Ведь страховщик для решения вопроса об этом пожелает увидеть документ, из которого прямо следует вина нарушителя именно в столкновении, а не просто в движении по обочине.

При этом, если в суде (или тем более — в рамках уголовного дела, при наличии в ДТП пострадавших с тяжким вредом здоровью) встанет вопрос об исследовании обстоятельств аварии, ее причин, грамотный эксперт рассмотрит соответствие действий обоих водителей всем требованиям Правил. В действиях «не пропустившего» могут быть усмотрены несоответствия пункту 8.1 Правил, обязывающего водителя при совершении манёвра в любых случаях не создавать опасность для движения.

Положения пункта 10.1 Правил, обязывающего во всех случаях при возникновении опасности снизить скорость вплоть до полной остановки, тоже никто не отменял. Чьё конкретно нарушение повлекло именно столкновение и кто в конечном счете будет считаться ответственным за причинение вреда — заранее предсказать невозможно.

Напомним, что с момента аварии и до решения ВС прошло больше года. При этом тот, кто не нарушал правила, уже восстановил машину за свой счет, а его страховая компенсировала ущерб тому, кто двигался по обочине. Коэффициент за безаварийную езду увеличился.

Как сообщили «РГ» в пресс-службе Российского союза автостраховщиков, отмена постановления по делу об административном правонарушении не означает, что «виновником» данного ДТП автоматически признается иной участник. Если решение суда в рассматриваемом примере означает отсутствие гражданской ответственности, ошибочно возложенной ранее на водителя, и страховщик примет решение об удалении сведений о такой выплате из АИС ОСАГО (именно эта система рассчитывает коэффициент аварийности), то эта выплата на него влиять не будет.

Если суд решил, что водитель, ранее признанный ответственным за причинение вреда вследствие нарушения им Правил, нарушения не допускал, и при этом в решении суда прямо указано лицо, ответственное за причинение вреда в ДТП, то страховой случай по ОСАГО урегулируется в обычном порядке.

Автовладелец, который, как установил суд, не нарушал, вправе подать своему страховщику заявление о прямом возмещении убытков. Проводится независимая техническая экспертиза (если возможно) и решается вопрос о страховом возмещении. Конечно же, страховщик, который ранее сделал выплату, вправе потребовать ее от другого участника аварии, получившего выплату. Взыскивать ее или нет, решает сам страховщик, исходя из обстоятельств дела, выплаченной суммы, возможных судебных издержек и т.п.

Если суд решил, что водитель, ранее признанный ответственным за причинение вреда из-за нарушения Правил, нарушения не допускал, но при этом нет решения в отношении второго водителя, то получается, что оба водителя были ответственными за причинение вреда (так называемая «обоюдная вина»). В такой ситуации, в соответствии с законом об ОСАГО, должна быть произведена выплата обоим участникам в равных долях. Это приводит к тому, что водителю, который, как установил суд, не нарушал Правил, страховщик сможет заплатить только 50 процентов от суммы, которую рассчитает независимая техническая экспертиза по данному ущербу.

Таким образом, одного лишь освобождения от обвинения в нарушении правил мало. Добившись этого, водителям попавшим в подобную ситуацию, необходимо снова начинать судебный процесс, чтобы установить виновника именно аварии. С учетом сроков нашего правосудия, это становится просто бессмысленной тратой времени и денег.

Выезд с прилегающей территории дворов часто ставит в тупик как опытных, так и начинающих водителей.

Хотя на самом деле все очень просто.

Согласно Правилам дорожного движения при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней. Другими словами, если вы выезжаете со двора, то будьте готовы, что перед вами может появиться автомобиль или пешеход. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию необходимо максимально снизить скорость, а лучше вообще остановиться, чтобы внимательно оглядеться. И только убедивший в собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения можно выезжать на дорогу общего пользования.

Еще одна ситуация, которая часто приводит к дорожно — транспортным происшествиям — это въезд во двор, особенно через арку. В таком случае видимость водителя очень ограничена. Опять же, согласно Правилам дорожного движения, при съезде с дороги на прилегающую территорию, то есть во двор, водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь которых он пересекает. Здесь опасность таится в том, что во дворе дети чувствуют себя в безопасности и совершенно не ожидают, что может появиться автомобиль, поэтому бегают и катаются на велосипедах и самокатах, где угодно. При въезде во двор каждый водитель должен помнить об этом и сосредоточиться на дороге, внимательно наблюдать за, порой, хаотичным движением детей и предугадывать их действия.

Самое главное правило для водителя, который выезжает со двора или, наоборот, въезжает в него — это быть предельно внимательным, ведь только от этого зависит жизнь и здоровье как его самого, так и других участников дорожного движения.

ОГИБДД УМВД России по г.о.Воскресенск

1-я статья из 9 в серии Дорожные ситуации. Поворот налево

ДТП при выезде на главную дорогу с поворотом налево, а также выезд с поворотом налево из двора или прилегающей территории. Разбор дорожной ситуации.

Многие водители, и не раз, сталкивались с такой ситуацией, когда на нерегулируемом перекрестке, чаще всего т-образном, выезжая с второстепенной дороги, нужно повернуть налево.

А в это время по главной дороге движется нескончаемый поток автомобилей. И он настолько плотный, что никак не удается «поймать момент» и выскочить налево, на свою полосу проезжей части. Все спешат и никому нет дела до поворачивающего.

Но вот, наконец-то, кто-нибудь из понимающих водителей останавливается, иногда даже собою тормозит поток машин, что позади него и дает возможность выезжающему повернуть налево. Тот, в свою очередь, благодарно посигналив, трогается с места и – в путь. Но иногда события заканчиваются не так, как хотелось. Одна из подобных ситуаций представлена в двух видеороликах.

ДТП, поворот налево на главную дорогу с второстепенной дороги.

Поворот налево с второстепенной дороги. ДТП.

Следующее видео: ДТП, выезд на главную дорогу с поворотом налево из двора. Аналогичный случай может произойти, когда автомобиль выезжает с любой прилегающей территории и поворачивает налево.

Поворот налево при выезде из двора. ДТП.

Сначала прокомментируем эти дорожные ситуации на видео с точки зрения ПДД.

Автомобиль, выезжающий на главную дорогу с второстепенной дороги или из двора, обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся по главной, причем, с обоих направлений (п.п.13.9 и 8.3 ПДД).

У водителей, которые едут по главной дороге, преимущество в движении. Более того, на нерегулируемых перекрестках им разрешен обгон. Исходя из ситуаций на видеороликах, получается, что с точки зрения ПДД, эти водители ничего не нарушили. Но, тем не менее, столкновение произошло.

Кто более виновен в этих ситуациях оставим на усмотрение инспекторов, а сами попробуем разобраться, почему так происходит.

Какие ошибочные, с точки зрения дорожной безопасности, действия допустили участники ДТП?

Причиной подобных столкновений чаще всего оказывается банальная невнимательность по отношению к участникам движения, имеющим приоритет. Чем вызвана невнимательность – это уже другой вопрос, но к ДТП приводит именно невнимательность и неумение прогнозировать ситуацию в дорожной обстановке. Реже случается, когда что-то или кто-то отвлекает от дороги.

Выезжающие с второстепенной дороги или из двора видят, что их пропускают. Но, прежде чем выехать в этих обстоятельствах на главную дорогу, необходимо убедиться, что своим появлением они никому не создадут помех и, соответственно, им никто не помешает завершить поворот. Ни в первом, ни во втором ролике это требование не было соблюдено.

Водителям, которые решили обогнать «медленную пробку» нужно было смотреть чуть дальше, как на дорогу, так и на стоящий поток машин, и контролировать свою скорость. Если дистанция между машинами, находящимися в пробке, в каком-то месте увеличивается, особенно в районе боковых проездов, то всегда существует вероятность, что оттуда может появиться другой автомобиль. Участники, попавшие в ДТП в рассмотренных роликах, эту особенность не учли.

Как избегать подобных ошибок на дороге в будущем.

Выезжающий на главную дорогу с второстепенной, а также с бокового проезда автомобиль, всегда находится в более проигрышной ситуации, так как преимущество в движении на стороне тех автомобилистов, которые едут по главной дороге. Они твердо уверены, что у них приоритет, и естественным образом предполагают, что другие водители (те, которые на второстепенной дороге) это знают.

Но знать, это одно, а видеть — это совсем другое. Поэтому, выезжать нужно не спеша, и внимательно смотреть на дорогу и слева, и справа. Ведь с любой стороны в любой момент могут появиться другие машины и не факт, что их водители своевременно вас заметят, чтобы успеть затормозить.

Обгон на нерегулируемом перекрестке это почти всегда лотерея с выигрышем 50×50. С одной стороны, обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге разрешен, хотя, это очень нежелательный маневр. Одна из проигрышных ситуаций была рассмотрена в статье ДТП при обгоне на перекрестке.

С другой стороны, обгоняющий дорожную «пробку» водитель очень часто превышает безопасную скорость. Это объясняется необходимостью быстрее уйти с встречной полосы. Превышается не допустимая скорость (в населенном пункте разрешено двигаться 60 км/ч), а безопасная скорость! В каждой ситуации она всегда разная и должна корректироваться исходя из возможности своевременно остановить автомобиль.

Вывод напрашивается такой – ехать надо медленнее. На сколько медленнее – опять же, зависит от ситуации. А лучше всего отказаться от обгона на нерегулируемых перекрестках. Не исключено, что кто-то пойдет на обгон стоящего потока в нарушении Правил. Такие случаи тоже нередки. Тогда остается только призвать нарушителя к соблюдению ПДД.

Тем водителям, которые едут по главной дороге, особенно в «режиме сплошной пробки» следует набраться терпения и проявить соучастие, потому что любой из них может оказаться в подобной ситуации, когда нужно выехать, а никто не пропускает. Тому, кто совершает выезд на главную дорогу с второстепенной или из двора, в свою очередь, следует быть очень внимательным, независимо от того, в какую сторону совершается поворот: направо или налево. В противном случае вероятность ДТП очень велика.

В заключение. В прошлой статье Поворот направо с третьей полосы было рассмотрено ДТП, произошедшее по вине водителя, выполнявшего перестроение. С перестроением всегда связан определенный риск, в общем, как и в дорожной ситуации, которую рассмотрим в нашей следующей статье. Теоретический материал по вопросам техники выполнения перестроения на дороге, в т.ч. на многополосной проезжей части можно прочесть в серии статей Перестроение.

Будьте внимательны и за рулем!

Навигация по серии статей Успею проехать? — А не успеешь! >>

admin