ГК РФ ст 60

Содержание

Реорганизация юридического лица. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме — в порядке универсального правопреемства — переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;

2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;

3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;

4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;

5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

Таким образом, все названные формы реорганизации, кроме выделения, являются способами прекращения реорганизуемых юридических лиц.

Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.

Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд мер, направленных на защиту прав кредиторов.

Прежде всего, на субъекты, принявшие решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (п. п. 1, 2 ст. 60 ГК).

Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут отвечать солидарно (п. 3 ст. 60 ГК).

Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

17. Ликвидация юридического лица. Защита прав и удовлетворение требований кредиторов при ликвидации.

Ликвидация — процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Отличие ликвидации от других способов реорганизации: отсутствие универсального правопреемства.

Под отсутствием правопреемства имеется ввиду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

добровольно — по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);

недобровольно (принудительно) — по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

Основания ликвидации юридического лица:

решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

решение суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо неправомерного осуществления деятельности (без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям). См. также п. 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».;

признания юридического лица несостоятельным (банкротом) — за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации (в соответствии со ст. 65 ГК РФ).

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Порядок ликвидации юридического лица

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан:

1. письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации);

2. назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) — к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде;

3. установить порядок и сроки ликвидации;

4. уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации).

Подробнее о порядке ликвидации

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации).

С этого момента его правоспособность претерпевает ограничения:

не допускается регистрация изменений в учредительные документы,

не допускается регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает данное юридическое лицо, или которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации).

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и сроки ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации). С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде (п. 2, 3 ст. 62 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях), и только некоторые полномочия сохраняются за прежними органами (абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК).

Действия ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) последовательно осуществляет ряд действий:

— публикует информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);

— ведет работу по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и получению дебиторской задолженности (т.е. долгов других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом);

— письменно уведомляет кредиторов о предстоящей ликвидации;

— по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс и уведомляет об этом регистрирующий орган;

— исходя из соотношения объема требований кредиторов юридического лица к объему его имущества решает вопрос о проведении общей процедуры ликвидации или о возбуждении процедуры банкротства и открытии конкурсного производства;

— осуществляет (по итогам промежуточного ликвидационного баланса и при достаточности общей имущественной массы ликвидируемого юридического лица) расчеты с кредиторами вначале деньгами юридического лица, а при их недостаточности — средствами от продажи его имущества с публичных торгов (об особенности обращения взыскания на имущество учреждений — абз. 4, 5 п. 2 ст. 120 ГК);

— составляет (по итогам расчетов с кредиторами) окончательный ликвидационный баланс;

— распоряжается согласно закону остаточным (после расчетов с кредиторами) имуществом юридического лица;

— уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации и представляет для регистрации в связи с ликвидацией необходимые документы.

Ликвидация юридического лица завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, юридическое лицо считается прекратившем существование с момента ее внесения (ст. 63 ГК).

Права кредиторов при ликвидации юридического лица

Ст. 63 ГК РФ устанавливает, что ликвидационная комиссия

принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также

письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Кодекса.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 64 ГК), исходя из принципа приоритетности одних требований перед другими:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Специальное правило для случаев ликвидации банка, привлекающего средства граждан:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

Принципы последовательности и пропорциональности:

исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (принцип последовательности);

если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК).

18. Банкротство юридических лиц: понятие, основания, процедуры, очередность удовлетворения требований кредиторов.

Ø Несостоятельность (банкротство) — признанная АС неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

Ø Ст. 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

1. ЮЛ по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), за исключением:

ü казенного предприятия,

ü учреждения,

ü политической партии

ü религиозной организации.

ü Гос. корпорация может быть признана банкротом, если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание.

ü Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

ü По закону банкротами не могут быть объявлены ЮЛ, по долгам которых учредители несут субсидиарную ответственность.

ü Признание ЮЛ банкротом судом влечет его ликвидацию.

ü Дела о банкротстве рассматриваются АС.

ü Дело о банкротстве может быть возбуждено АС при условии, что требования к должнику — ЮЛ в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

ü Правом на обращение в АС с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

ü Право на обращение в АС возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

ü Право на обращение у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения об уплате обязательных платежей.

ü Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа АС.

ü Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Ø При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

1. наблюдение — применяемая к должнику в целях:

ü обеспечения сохранности имущества должника,

ü проведения анализа финансового состояния должника,

ü составления реестра требований кредиторов

ü проведения первого собрания кредиторов;

2. финансовое оздоровление — применяемая к должнику в целях:

ü восстановления его платежеспособности

ü погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

3. внешнее управление — применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

4. конкурсное производство — применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

5. мировое соглашение — применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Ø Требования кредиторов разделяются на:

1. текущие (внеочередные)

2. очередные.

1. Право устанавливает больший приоритет текущих (внеочередных) требований, то есть:

1. денежных обязательств

2. обязательных платежей,

3. которые возникли после принятия заявления о признании банкротом,

4. других обязательств,

5. срок исполнения по которым наступил после введения процедуры банкротства.

ü Текущие кредиторы не являются лицами, участвующими в банкротстве, и их требования не включаются в реестр.

ü Очередность по текущим платежам.

В 1-ю очередь

ü выплатой арбитражному управляющему вознаграждения и судебными расходами в связи с банкротством;

ü оплатой деятельности привлеченных для осуществления банкротства лиц.

Во 2-ю очередь подлежат исполнению обязательства погасить задолженность по оплате: труда лиц, работающих согласно трудовым договорам; деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим.

В 3-ю очередь — требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, нужным для деятельности должника.

В 4-ю очередь — по иным платежам текущего характера.

2. Под «очередными» понимаются требования, вносимые в реестр.

В 1-ю очередь включают требования:

ü лиц, перед которыми у должника существует ответственность за причинение вреда здоровью и жизни, по компенсации морального вреда;

ü о компенсации вреда, причиненного ввиду разрушения или повреждения объекта капитального строительства, нарушений норм обеспечения безопасной эксплуатации здания и сооружения, нарушений правил безопасности при строительстве.

Во 2-ю очередь осуществляются расчеты

ü по оплате труда лиц, работавших или работающих по трудовому договору, выходных пособий,

ü по оплате вознаграждений лицам за результаты интеллектуальной деятельности.

В 3-ю очередь осуществляются расчеты по обязательным платежам и отчислениям в бюджет, внебюджетные фонды.

В 4-ю очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами (например, по исполнению обязательств по недействительным сделкам, признанными таковыми в ходе производства дела и в соответствии с законом).

Ø Требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества.

ü При ликвидации должника требования одной очереди удовлетворяются по календарной очередности.

ü Обязательства по одной очереди удовлетворяются после удовлетворения предыдущей очереди (иск. являются обязательства, которые обеспечены залогом имущества ЮЛ-должника. Они удовлетворяются за счет средств, которые получены от реализации предмета залога при ликвидации).

ü Если обязательства, которые обеспечены имуществом, не могут быть удовлетворены за счет средств, полученных от реализации предмета залога, то они удовлетворяются как требования кредиторов 4 очереди.

ü При недостаточности имущества оно распределяется пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, между кредиторами соответствующей очереди в ходе ликвидации.

ü Погашенными считаются требования в случае: неудовлетворения из-за недостатка имущества должника;

непризнания их ликвидационной комиссией, если кредитору судом отказано в удовлетворении его требований или он не обращался с иском в суд.

Ø Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации банков.

В 1-ю очередь удовлетворяются требования:

ü ФЛ, которые являются кредиторами банков в соответствии с заключенными договорами банковского счета и договорами банковского вклада;

ü ЮЛ, осуществляющих обязательное страхование вкладов в случае выплат возмещения по вкладам.

Данные категории имеют преимущественное право на реализацию своих интересов.

Исключение при ликвидации составляют требования:

ü ФЛ по компенсации убытков в форме упущенной выгоды и по уплате финансовых санкций;

ü ФЛ, осуществляющих ПД без образования ЮЛ, адвокатов, нотариусов в случае наличия у них счетов для осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности.

Ø Реестр требований кредиторов.

ü Реестр является одним из основных документов конкурсного процесса.

ü Кредиторы имеют право на включение своих требований в реестр. Это производится на основании судебных актов, вступивших в законную силу и устанавливающих их состав и размер. Исключение данных из реестра возможно только на основании судебных решений.

Ø Требования кредиторов.

ü Все обоснующие документы направляются реестродержателю и вносятся в реестр на основании решений суда или управляющего.

ü В реестре приводится информация о каждом кредиторе, основании возникновения и размере обязательств, очередности удовлетворения.

ü В реестре указывается размер основного долга, санкций и убытков.

Защита прав кредиторов при реорганизации

Статья 60 ГК РФ устанавливает гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются:

  • сведения о каждом участвующем в реорганизации;
  • создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице;
  • форма реорганизации;
  • описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований;
  • иные сведения, предусмотренные законом.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

Кредитор юридического лица — открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. №19).

Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном ГК РФ.

В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.

Особенности реорганизации кредитных организаций определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций

Таким образом, законодательство предусматривают различные гарантии защиты прав кредиторов при реорганизации, к которым можно отнести гарантии:

  • на получение информации;
  • на обеспечение своих требований к реорганизуемому юридическому лицу;
  • требования о досрочном исполнении обязательства (его прекращении и возмещении убытков);
  • солидарной ответственности вновь созданных в результате реорганизации (продолжающих деятельность) юридических лиц.

Гарантия на получение информации

В соответствии со п. 1 ст. 13.1. Федерального Закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более 3 рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Следовательно, статус должника можно проверить, заказав выписку из ЕГРЮЛ (200 рублей – стандартная выписка или 400 рублей – срочная).

П. 2 указанной статьи устанавливает, что реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Уведомление о реорганизации публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации»

Однако наиболее значимым и не требующим проявление инициативы со стороны кредитора является положение п. 2 ст. 13.1. Федерального Закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, в соответствии с которым Реорганизуемое юридическое лицо в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

ВАЖНО! Недобросовестное уведомление кредитора

И вот здесь начинаются сложности, недобросовестный должник, не желающий сообщать о реорганизации, может либо просто уклоняться от уведомления кредиторов не посылая им никаких письменных уведомлений, однако данный вариант действий не является эффективным. Изощренные должники посылают письма – пустые конверты или же, что является наиболее верным для ухода от подозрения – поздравления с праздниками, предложения дальнейшего сотрудничества или акт сверки для подписания с обещанием погасить долг. Отсутствие доказательств «уведомления» кредиторов, т.е. документов, подтверждающих отправление письма (содержание которого не имеет значения, так как не требуется составления описи вложения, и невозможно налоговому органу проверить письмо с каким содержанием было отправлено), учитывая буквальное толкование ст. 14 Федерального Закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, который устанавливает перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации не должно влечь отказа в регистрации, так как в приведенном выше перечне отсутствует требование о представлении документов, подтверждающих уведомление кредиторов о реорганизации. Данная позиция получила отражение в практике судов кассационной инстанции: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 по делу N А45-12310/2009, Постановление ФАС Московского округа от 18.03.2009 N КГ-А40/936-09 по делу N А40-53069/08-119-220, Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2009 по делу N А12-5218/2009, Постановление ФАС Уральского округа от 18.11.2009 N Ф09-9008/09-С4 по делу N А07-3189/2009-Г-ГЛШ, Постановление ФАС Уральского округа от 25 января 2010 г. N Ф09-11320/09-С4, а также в Определении ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17749/09 по делу N А28-13857/2008-375/14. Помимо апеллирования к ст.14. суды также указывают на возможность предьявления требования об исполнении обязательств к реорганизованному лицу. Типичной аргументацией судов является ход мысли ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от от 16 июля 2010 г. по делу N А45-12310/2009.

В судебной практике существует и иная позиция, согласно которой решение регистрирующего органа о госрегистрации общества с ограниченной ответственностью, создаваемого путем реорганизации, принятое при отсутствии доказательств письменного уведомления кредиторов, неправомерно. Суд в таком случае исходил из того, что в пункте 5 статьи 51 Закона об ООО установлено правило, согласно которому государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов. Решение уполномоченного органа о регистрации при отсутствии доказательств надлежащего уведомления кредиторов признается неправомерным, так как оно нарушает права и законные интересы кредиторов общества (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2011 по делу N А32-11446/2010)

Учитывая официальную позицию Высшего Арбитражного Суда, пускай и выраженную в определении, а также многочисленную практику судов кассационной инстанции можно признать вопрос о последствиях неуведомления кредиторов должником, находящимся в реорганизации решен логично, но спорно с точки зрения справедливости, так как фактически подрывает действие гарантии на получение информации и способствует злоупотреблениям. Кредитор для защиты своих прав должен проявлять активность — такова позиция законодателя.

Если же должник направил в адрес кредитора письмо, которое должно выполнять роль надлежащего уведомления, однако открыв его кредитор обнаруживает подозрительные документы или “пустоту” , то в таком случае можно составить акт на почте о получении «пустого конверта» и готовиться к предъявлению требований о досрочном исполнении обязательства.

Гарантия на обеспечение своих требований к реорганизуемому юридическому лицу

Кредиторы имеют право на обеспечение своих требований к реорганизуемому юридическому лицу как в тех случаях, когда на момент принятия решения о реорганизации они не имели обеспечения, так и в тех, когда имеющееся обеспечение, по их мнению, недостаточно. В последнем случае исключение составляют лишь залоговые кредиторы: если требование кредитора уже обеспечено залогом, такой кредитор не вправе требовать дополнительного обеспечения его требований, хотя бы залог и не покрывал всего требования (п. 5 ст. 60 ГК РФ). Невозможность реорганизуемого юридического лица предоставить своим кредиторам достаточного обеспечения их требований — возможный повод для предъявления последними требований, указанных в п. 2 ст. 60, и одно из обязательных условий для предъявления ими требований, указанных в п. 3 ст. 60.

Гарантия требования о досрочном исполнении обязательства (его прекращении и возмещении убытков)

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Надлежащим образом заявленные требования кредиторов удовлетворяет реорганизуемое ЮЛ (должник) вплоть до завершения реорганизации, в результате этого требования погашаются, не отражаются в передаточном акте (разделительном балансе) и не переходят к юридическому лицу — правопреемнику. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Гарантия солидарной ответственности вновь созданных в результате реорганизации (продолжающих деятельность) юридических лиц

П. 4 ст. 60 ГК РФ предусмотрена солидарная ответственность вновь созданных в результате реорганизации (продолжающих деятельность) юридических лиц в случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации. Кроме того, Высший Арбитражный Суд в Определении от 28 июня 2010 г. N ВАС-9841/10 по делу указал, что “если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами”.

В настоящий момент именно данная гарантия представляется наиболее важной для кредиторов при проведении реорганизации юридического лица – должника. Однако, закон предусматривает специальный способ защиты прав кредиторов — солидарное взыскание, но не предоставляет им права оспаривать решения о реорганизации по данному основанию. Данный вывод подтверждается Определением ВАС РФ от 06.04.2010 N ВАС-3671/10, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2009 по делу N А53-1356/2009, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 ноября 2009 г. по делу N А31-185/2009.

Подробнее о справедливости в судебной практике

Как и в иных случаях, когда законодатель оперирует понятием “справедливость” он рассчитывает на судейское усмотрение, дает вопрос на разрешение судебной практики, ввиду невозможности да и бессмысленности записи дефиниций таких понятий как справедливость в законодательстве. В этом начинании законодатель абсолютно прав: любое определение не лишено недостатков, редкое определение отличается полнотой, а наличие “плохого”, неточного определения принесет больше вреда чем пользы. В судебной практики однако за последние года сформировались достаточно определенные позиции о том, что можно считать нарушением принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению кредиторов этого общества, а что нельзя признать таковым:

1) Позиция ВАС РФ – состав активов при достаточном его размере презюмируется достаточным, невозможность удовлетворения требования кредиторов за счет активов должника необходимо доказывать: “Невозможность исполнения обязательств перед кредиторами, исходя из состава активов, переданных по разделительному балансу и на неликвидность дебиторской задолженности, переданной по разделительному баланс не является несправедливым распределением активов, так как отсутствуют доказательства, подтверждающих невозможность взыскания дебиторской задолженности, а также принятия мер к взысканию задолженности в установленном законом порядке” (Определение ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. N 4530/09, Постановление ФАС Московского округа от 15 июня 2010 г. N КА-А40/5895-10 по делу N А40-64663/09-62-476).

Очевидно, что такие доказательства возможно представить: невыполнение налоговых и бухгалтерских обязанностей, отсутствие должника по месту регистрации, введение в отношении процедуры наблюдения, однако существуют высокая вероятность того, что суд не поддержит точку зрения кредитора.

2) Незначительность обязательства общества, вследствие размера невозможно нарушение прав кредитора и несправедливое распределение активов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2006 года Дело N Ф04-8604/2006(29697-А70-8).

3) Отсутствие основных и оборотных средств необходимых для достижения уставных целей – признак несправедливого распределения активов. Отсутствие основных и оборотных средств необходимых для достижения уставных целей вновь созданного общества, даже при наличии значительной дебиторской задолженности примерно равной кредиторской задолженности является несправедливым распределением активов (Постановление Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 6315/10, толкование правовых норм в котором является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2011 г. N А19-10506/10).

ФАС Московского округа также посчитал несправедливым распределение активов в случае реорганизации в форме выделения, когда выделенному обществу перешли затраты незавершенного производства и дебиторской задолженности, а в составе пассивов — непокрытых убытков и кредиторской задолженности, а у другого общества остались активы в полном объеме основных средств, готовой продукции и финансовых вложений (Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. N КГ-А40/160-09 по делу N А40-13723/08-29-101).

4) Неосуществление деятельности реорганизованным обществом – признак несправедливого распределения активов. Данная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 6315/10, толкование правовых норм в котором является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел).

5) Реорганизованное общество предоставляет отчет о прибылях и убытках содержит нулевые показатели — признак нарушения принципа справедливого распределения активов. Данная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 6315/10, толкование правовых норм в котором является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел).

6) Неравное, непропорциональное распределении активов – несправедивое. При разделении обществу переведена большая часть внеоборотных и оборотных активов, за счет которых возможно удовлетворение требований кредиторов, на общую сумму 34 402 000 руб. при размере кредиторской задолженности 17 392 000 руб., другое общество получило получило 23 547 000 руб. при размере кредиторской задолженности 22 497 000 руб. Что повлекло несправедливое распределение активов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. по делу N А46-16040/2009, также Постановление ФАС Московского округа от от 13 мая 2010 г. N КГ-А40/4205-10 по делу N А40-131069/09-64-841, Определение ФАС Поволжского округа от 31 мая 2011 г. по делу N А12-21494/2010).

Интересным представляется дело, рассмотренное ФАС Волго-Вятского округа, в котором выделенному обществу передана большая часть долгов, у реорганизованного общества осталось большая часть товаров в обороте, что влечет несправедливое распределение активов (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 июня 2008 г. по делу N А79-2274/2006).

Несколько иную точку зрения на распределение активов поддержал в одном из дел ФАС Московского округа посчитавший, что преобладание у одного общества активов компенсируется преобладанием у него обязательств, преобладание у другого уставного капитала компенсируется преобладанием у него убытков, меньший объем у ЗАО «СервисТорг» активов объясняется меньшим объемом переданных ему обязательств (Постановление ФАС Московского округа от 6 апреля 2011 г. N КА-А40/3034-11-Б).

7) Кредитор должен доказать несправедливое распределение активов.

Ошибочной по сути тенденцией является, встречающаяся во многих судебных актах, отказывающих в удовлетворении заявленных требований о привлечении к солидарной ответственности указание судов на то, что несправедливое распределение активов не доказано, несмотря на наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что должник с большой вероятностью никогда не намеревался погашать долг, в том числе использование векселей с целью создать видимость наличия имущества в новом обществе (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. по делу N А46-16040/2009, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июня 2010 г. по делу N А27-10115/2008).

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:
1) кредитор согласился принять такое обеспечение;
2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Комментарий к статье 60 ГК РФ

1. Реорганизация ЮЛ не может не затрагивать интересы его кредиторов. Гарантиям их прав особо посвящена ст. 60, которая регулирует обязанности реорганизуемого ЮЛ и права его кредиторов (п. п. 1 — 5), устанавливает особенности ее действия по кругу лиц (п. 6). Прежде всего ЮЛ должно выполнить информационную обязанность, а именно: а) в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации (п. п. 1, 2 ст. 57 ГК) в письменной форме уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации; б) после того как на этом основании последний внесет в ЕГРЮЛ запись о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации, дважды (с периодичностью раз в месяц) поместить в СМИ уведомление о реорганизации; в) по общему правилу (если иное не предусмотрено федеральными законами) в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить о начале реорганизации всех известных кредиторов.

Если в реорганизации участвуют два и более ЮЛ (например, при слиянии), данную информационную обязанность исполняет то ЮЛ, которое определено решением о реорганизации, в противном случае — то, которое приняло решение о реорганизации последним. Регистрирующий орган должен знать о происходящей реорганизации и ее форме, а кредиторы — также о каждом участнике реорганизации, о ЮЛ, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации, о порядке и условиях заявления ими требований; они также должны иметь другую указанную в законе информацию (п. 1 ст. 60 ГК, ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц; см. также п. п. 6.1, 6.2 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

2. Обязательства реорганизуемого ЮЛ перед его кредиторами должны быть обеспечены в порядке, установленном ГК (п. 5 ст. 60). Данная обязанность, принимая во внимание правило абз. 1 п. 3 ст. 60, может быть исполнена не только самим реорганизуемым ЮЛ, но и его участниками, а также третьими лицами, при этом согласно абз. 1 п. 5 ст. 60 и п. 1 ст. 329 ГК могут использоваться различные способы обеспечения: а) предусмотренные гл. 23 ГК; б) иные предусмотренные законом; в) иные предусмотренные договором. Обеспечение обязательств может быть разным в конкретном реорганизуемом ЮЛ и даже в отношении конкретного кредитора, при этом реализация одних способов невозможна без участия самих кредиторов (например, заключение соглашения о неустойке, залоге, поручительстве, одним из участников которого должен быть сам кредитор), реализация других, напротив, участия кредиторов не требует (например, предоставление банковской гарантии, страхование риска договорной ответственности в случаях, предусмотренных законом); соответственно, в первом случае реорганизуемое ЮЛ должно провести всю необходимую работу по реализации обеспечительных мер (заключению договоров) с самими кредиторами, во втором — ЮЛ достаточно проинформировать своих кредиторов о проделанной в связи с реорганизацией работе по обеспечению их требований.

Кредиторы имеют право на обеспечение (и обеспеченность) своих требований к реорганизуемому ЮЛ как в тех случаях, когда на момент принятия решения о реорганизации они не имели обеспечения, так и в тех, когда имеющееся обеспечение, по их мнению, недостаточно. В последнем случае исключение составляют лишь залоговые кредиторы: если требование кредитора уже обеспечено залогом, такой кредитор не вправе требовать дополнительного обеспечения его требований, хотя бы залог и не покрывал всего требования (абз. 2 п. 5 ст. 60). Невозможность реорганизуемого ЮЛ предоставить своим кредиторам достаточного обеспечения их требований — возможный повод для предъявления последними требований, указанных в п. 2 ст. 60, и одно из обязательных условий для предъявления ими требований, указанных в п. 3 ст. 60.

3. Кредиторы реорганизуемого ЮЛ (нескольких ЮЛ, участвующих в реорганизации) вправе знать о реорганизации должника: им далеко не безразличны любые формы его реорганизации, будь то слияние или разделение (возникновение одного большого, но совсем не обязательно экономически состоятельного ЮЛ или нескольких мелких ЮЛ). При реорганизации ЮЛ не применяется правило п. 1 ст. 391 ГК, а значит, кредитор ЮЛ не может блокировать перевод долга и саму реорганизацию ЮЛ-должника, однако кредитор, требования которого возникли до опубликования ЮЛ уведомления о реорганизации, во всяком случае вправе потребовать досрочного исполнения обязательства должником и только при невозможности этого — прекращения обязательства (по основаниям, предусмотренным гл. 26 ГК) и возмещения связанных с этим убытков (во всех случаях, кроме установленных законом).

Особое право кредиторы реорганизуемого ЮЛ имеют в том случае, если: а) их должником является открытое акционерное общество; б) данное общество реорганизуется в форме слияния, присоединения или преобразования; в) отсутствует достаточное обеспечение их требований. Указанный фактический состав позволяет кредиторам не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации по своему выбору предъявить в суд требование о досрочном исполнении обязательства или о его прекращении и возмещении убытков. Истечение данного срока погашает их право на выбор требования (ср. п. 2 и п. 3 ст. 60).

4. Кредитор реорганизуемого ЮЛ вправе заявить требование о досрочном исполнении обязательства (его прекращении и возмещении убытков) согласно порядку и условиям, установленным в уведомлении о реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60). Надлежащим образом заявленные требования кредиторов удовлетворяет реорганизуемое ЮЛ (должник) вплоть до завершения реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК), в результате этого требования погашаются, не отражаются в передаточном акте (разделительном балансе) и не переходят к ЮЛ-правопреемнику. Не заявленные кредиторами требования в соответствии с передаточным актом (разделительным балансом) переходят к ЮЛ-правопреемнику (остаются у данного ЮЛ, если оно продолжает свою деятельность). Если заявленное кредитором требование осталось неудовлетворенным и удовлетворяется уже после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) ЮЛ отвечают по таким требованиям солидарно (подробнее см. ст. ст. 323 — 325 ГК).

5. Правила п. п. 1 — 5 ст. 60 применяются независимо от того, кто — учредители (участники) или уполномоченный орган ЮЛ (п. 1 ст. 57 ГК) либо уполномоченный госорган или суд (п. 2 ст. 57 ГК) — принимает решение о реорганизации. По кругу лиц они применяются ко всем ЮЛ, кроме кредитных организаций, особенности реорганизации которых (в том числе порядок уведомления регистрирующего органа и кредиторов, предъявления последними требований, а также раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации) определяют специальные законы, регулирующие деятельность кредитных организаций (см., например, ст. 23.5 Закона о банках). И лишь в той части, в которой специальное регулирование отсутствует, возможно применение общих правил ст. 60.

Другой комментарий к статье 60 ГК РФ

1. Важнейшей задачей при проведении реорганизации юридических лиц является максимальная защита интересов кредиторов. Ее решению посвящена комментируемая статья.

2. Правопреемство при реорганизации включает перевод долга (долгов) реорганизованного юридического лица на его правопреемника (правопреемников). По общему принципу, выраженному в ст. 391 ГК, перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора. Поэтому кредитор либо дает согласие на перевод долга правопреемникам реорганизуемого юридического лица, либо при отсутствии такого согласия вправе требовать досрочного исполнения обязательства или его прекращения иным удобным ему законным способом, в частности путем зачета (ст. 410 ГК) или расторжения договора (ст. 450 ГК), а также возмещения причиненных этим убытков (например, расходов на хранение досрочно полученного товара или процентов за оставшийся период досрочно возвращенного кредита).

В случае неуведомления кредиторов (о реорганизации юридического лица) им следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства и возмещения убытков от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности, применив по аналогии (ст. 6 ГК) норму п. 3 комментируемой статьи. На такие требования должен распространяться общий трехгодичный срок исковой давности, исчисляемый с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о состоявшейся реорганизации.

3. Правило п. 3 данной статьи действует независимо от причины, по которой возникла предусмотренная в нем неопределенность, а также от того, относится ли она к известному на момент составления разделительного баланса правоотношению или это правоотношение оставалось на тот момент невыясненным.

4. Существенной гарантией и средством защиты интересов кредиторов служит правило абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК, поскольку реорганизация не является завершенной и не вступает в действие до государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

5. Статья 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет право регистрирующему органу обратиться в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации, при создании которых допущены грубые неустранимые нарушения закона и иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

Порядок уведомления регистрирующего органа о реорганизации

В соответствии с действующим законодательством, а именно ст. 60 ГК РФ, при реорганизации юридическое лицо обязано уведомить о предстоящей процедуре не только своих кредиторов, но и государственный орган, который ведет учет.

После того, как на общем собрании было принято решение о реорганизации, данная информация должна в трехдневный срок быть донесена до органов государственной власти. Для этого необходимо составить соответствующее уведомление в письменной форме и приложить к нему документацию, подтверждающую необходимость данной процедуры.

После получения уведомления, ИФНС, чьей обязанностью будет регистрация решения о реорганизации, внесет в государственный реестр соответствующую запись. На протяжении следующего периода времени, пока проходит сам процесс реорганизации, государственные органы контроля следят, чтобы процедура происходила без нарушений.

В процессе реорганизации юридическое лицо, в отношении которого был введен данный процесс, обязано сообщать о введении новых правил окружающим.

Для этого закон предусматривает обязательную публикацию в СМИ информации о реорганизации минимум один раз в календарный месяц.

Стоит отметить, что обязанность по оповещению всех кредиторов юридического лица, в отношении которого был дан старт процедуры реорганизации, лежит на самой компании. Орган, который контролирует процесс и выполняет функцию регистрирующего учреждения, не уведомляет кредиторов о данной процедуре.

В его обязанность входит лишь регистрация реорганизованного юрлица, и контроль за соблюдением всех норм действующей правовой базы.

Способы погашения требований кредиторов должником в процессе реорганизации

В соответствии с действующими законодательными нормами установлено, что процедура реорганизации не дает возможности юридическому лицу уклониться от принятых на себя обязательств.

В соответствии с основными нормами закона, после принятия решения о реорганизации, юридическое лицо должно в течении 5 рабочих дней уведомить об этом всех кредиторов, которые вкладывали свои персональные средства в развитие компании. В то же время, кредитор, права требования у которого наступили до момента публикации данных о реорганизации юридического лица, имеет право стребовать исполнение обязательств по долгам посредством обращения в судебные инстанции.

Если же юридическое лицо будет не в состоянии выполнить все возложенные на него обязательства, то в таком случае может быть установлено прекращение обязательств и возмещение всех убытков, которые с ним связаны.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в случае реорганизации юридического лица, его кредиторы имеют право стребовать с него исполнение финансовых обязательств. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда кредитор имеет на руках гарантию, которая устанавливает основные положения финансовых отношений между кредитором и заемщиком.

Что касается кредиторов, у которых срок выполнения обязательств еще не наступил, то задолженность перед ними будет погашать уже реорганизованное юридическое лицо, которое станет правопреемником бывшей организации и унаследует от нее все финансовые обязательства.

Сроки полного погашения требований кредиторов

Что касается сроков, определяемых на погашение всех финансовых требований кредиторов по отношению к реорганизуемой организации, то они целиком и полностью будут зависеть от условий соглашения, на основании которого были зафиксированы отношения кредитора и заемщика.

Исходя из этого следует, что все финансовые обязательства реорганизуемого юрлица будут исполняться в соответствии с временными промежутками договоренностей. Исключение будет составлено только для тех кредиторов, у которых право требования возврата займа возникло на момент, когда реорганизация еще не была установлена в отношении данной компании.

В любом случае, все обязанности по погашению финансовых обязательств перед кредиторами будут переданы новой организации, которая будет создана в процессе реорганизации. В качестве правопреемника она будет обязана выполнить все требования кредиторов, связанных с финансовым обеспечением, но при условии, что в соответствии с договорами, настал срок исполнения обязательств.

Требования, которым должно соответствовать соответствующее обеспечение должника, предоставляемое кредитору

В соответствии с действующими законодательными нормами, устанавливается особый режим работы с долгами реорганизуемых акционерных обществ при прекращении или изменении условий договоренностей между ними, в отношении которых будут действовать несколько иные правила и рекомендации. П.3 ст.602 ГК РФ предусматривает, что кредиторы получают право досрочного требования возврата долга в следующих ситуациях:

  • Если юридическое лицо, в отношении которого была начата процедура реорганизации, не предоставило никаких гарантий по своевременному погашению финансовых обязательств;
  • Если право требования возврата заемных средств кредитора возникло ранее, чем было оповещение о начале реорганизационной процедуры;
  • Если юридическое лицо реорганизовывается путем слияния, присоединения или преобразования.

В данной ситуации все требования к юрлицу должны быть оформлены в течении 30 дней с момента последней публикации в прессе данных о старте реорганизации. Это правило связано с тем, что наличие обеспечения прав кредитора не является гарантом их удовлетворения, поэтому необходимо идти этим путем, чтобы разрешить все спорные моменты, касающиеся финансовой стороны процесса реорганизации.

При этом стоит также обратить внимание и на то, что требования кредиторов не могут повлиять на приостановку процедуры реорганизации юридического лица. Поэтому, чаще всего все требования финансового характера суд удовлетворяет тогда, когда процедура реорганизации уже завершена. В подобной ситуации обязательства перед кредитором сохраняются в неизменной форме.

Единственное отличие состоит в том, что исполнять их будет уже новое реорганизованное юридическое лицо, на которое будут перенесены все обязательства бывшей организации.

Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица подтверждены на высшем законодательном уровне.

И потому юридическое лицо будет обязано выполнить все возложенные на него обязательства, в противном случае может наступить субсидиарная ответственность.

Роль субсидиарной ответственности в случае неисполнения обязательств перед кредитором

В некоторых ситуациях возникают финансовые претензии кредиторов по отношению к заемщику. Как правило, они связаны с неисполнением обязательств, которые подтверждены действующим договором.

Если возникает подобная ситуация, то в соответствии с основополагающими новеллами гражданского права, кредитор получает право привлечь реорганизованное юридическое лицо к субсидиарной ответственности.

Таким образом, в соответствии с основами процесса субсидиарной ответственности, обязанность по погашению финансовых займов может быть перенесена на учредителей организации, руководителей компании или же любое лицо, которое контролирует деятельность реорганизованной структуры.

1. Поскольку любая реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов реорганизуемых юридических лиц, обеспечение прав кредиторов является одним из основных вопросов правового регулирования реорганизации. Комментируемая статья содержит нормы, касающиеся порядка уведомления кредиторов о реорганизации, а также правомочий кредиторов в отношении реорганизуемого должника и его правопреемников.

Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о реорганизации юридического лица, т.е. практически на само юридическое лицо. Более подробно порядок уведомления регламентируется законами о юридических лицах различного вида.

2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Приведенная норма п. 2 комментируемой статьи связана с общим принципом недопустимости перевода долга без согласия кредитора, предусмотренным п. 1 ст. 391 ГК. Поскольку кредитор не вправе воспрепятствовать реорганизации, влекущей замену стороны в обязательстве, он вправе письменно потребовать досрочного прекращения либо досрочного исполнения гражданско-правового обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков. При этом обязательство может быть прекращено с использованием способов, предусмотренных законами, иными правовыми актами или договором, в том числе путем расторжения договора (см. ст. 450 ГК). Досрочное исполнение обязательства должником по требованию кредитора является самостоятельным способом прекращения обязательства, к которому применимы положения ст. 408 ГК о прекращении обязательства исполнением.

3. Вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам юридического лица перед его кредиторами: если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК), а также, как указал Пленум ВАС РФ, если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (см. п. 22 Постановления ВАС РФ N 19).

Другой комментарий к статье 60 Гражданского Кодекса РФ

1. Как уже отмечалось, большая часть норм о реорганизации юридических лиц, содержащихся в ГК РФ, нацелена на обеспечение прав и законных интересов кредиторов. Угроза нарушения их прав и интересов особенно велика в случаях разделения или выделения, поскольку передаточный акт может в силу ряда причин не содержать положений о правопреемстве в отношении конкретного обязательства (обязательств). Необходимо также заметить, что использование той или иной формы реорганизации юридического лица вне зависимости от положений о правопреемстве может существенным образом повлиять на интересы кредиторов. Так, преобразование унитарного предприятия в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в государственное или муниципальное учреждение влечет существенное изменение имущественной ответственности юридического лица. Учреждение, как известно, отвечает по своим обязательствам не всем своим имуществом, кроме того, такое преобразование сопряжено для кредиторов также с трудностями привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества вновь созданного учреждения.

В этой связи законодатель закрепляет специальные гарантии прав и интересов кредиторов, состоящие в публичном сообщении о начале реорганизации и в предоставлении кредиторам ряда прав: потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, в том числе в определенных случаях за счет лиц, имеющих фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, членов их коллегиальных органов и лица, уполномоченного выступать от имени реорганизованного юридического лица.

Тем кредиторам реорганизованных юридических лиц, которые пострадали в результате недобросовестного распределения активов и обязательств или в результате невозможности определить правопреемника на основе передаточного акта, предоставляется возможность привлечь к солидарной ответственности по обязательству реорганизованное юридическое лицо и созданных в результате реорганизации юридические лиц.

2. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В результате такого уведомления в Едином государственном реестре юридических лиц появляются сведения об особом состоянии юридического лица (лиц) — запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. При надлежащем обеспечении принципа публичной достоверности реестра процедура уведомления способна в достаточной степени гарантировать права и интересы всех кредиторов реорганизуемого юридического лица (лиц).

Порядок уведомления регистрирующего органа определяется ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц.

3. В первоначальной редакции комментируемой статьи содержалось правило о том, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кроме того, если разделительный баланс не давал возможность определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несли солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Однако эти правила были существенно изменены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ, в результате чего баланс интересов кредиторов и реорганизуемого юридического лица сместился не в пользу кредиторов. Этот просчет законодатель исправил в рамках модернизации ГК РФ, изложив согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ комментируемую статью полностью в новой редакции.

Во-первых, в обновленной редакции настоящей статьи четко определены правила «опубличивания» информации о реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Законом может быть также предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации. Следует отметить, что действующая редакция ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц такую обязанность по непосредственному уведомлению каждого кредитора содержит: реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представляется, что приведенное правило ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц следует рассматривать как предусмотренный законом случай обязательности персонального уведомления кредиторов, а не как норму, вступившую в противоречие с комментируемой статьей.

Во-вторых, п. 2 комментируемой статьи более взвешенно регулирует процедуры реализации гарантий кредиторов: кредитор юридического лица вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. Следовательно, в случаях, когда обращение кредитора к ликвидационной комиссии (ликвидатору) с требованием о досрочном исполнении или прекращении обязательства не было рассмотрено или не возымело действия, кредитор должен обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению обязательства или о прекращении обязательства на основании комментируемой статьи. Впрочем, кредитор вправе обратиться в суд непосредственно, главное, чтобы в любом случае заявление кредитора поступило в суд не позднее чем в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Обращение кредитора с указанными требованиями в суд не приостанавливает процедуру реорганизации, следовательно, требование кредитора должно быть рассмотрено и удовлетворено в достаточной степени быстро, с тем чтобы оно могло быть исполнено до завершения реорганизации (абз. 4 п. 2 комментируемой статьи).

Отказ кредитору в удовлетворении заявленного требования может быть обоснован тем, что такой кредитор имеет обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с п. 4 комментируемой статьи.

В-третьих, невыполнение требования кредитора о досрочном исполнении или прекращении обязательства вопреки судебному решению хотя и не приостанавливает реорганизацию, тем не менее влечет серьезные негативные последствия. Кредитор, не получивший исполнения или не получивший достаточного обеспечения, а равно кредитор, которому не возмещены все его убытки, привлекает к солидарной ответственности следующих лиц:

— реорганизуемое юридическое лицо (в случае выделения);

— юридических лиц, созданных в результате реорганизации;

— лиц, имеющих фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц;

— членов коллегиальных органов реорганизованных юридических лиц;

— лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица.

Лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица, могут быть привлечены к ответственности перед кредитором только в случаях, если они своими действиями (бездействием) способствовали возникновению у кредитора убытков, связанных с реорганизацией.

4. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 57 ГК РФ, специальные правила о реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

admin