ГК РФ 225

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

См. все связанные документы >>>

1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 — май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 — 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался .

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225 ГК РФ

1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).

Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).

2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.

3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).

4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.

Другой комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правового положения бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция закреплялась Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29.06.25 «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 — май 1926 гг. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Великой Отечественной войны в отношении брошенного, трофейного и другого имущества, выбывшего из владения собственников и находившегося в незаконном владении не управомоченных на то лиц. Позднее она потеряла свое значение, на практике не применялась и была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие бесхозяйной вещи, которое требует уточнения. Данное понятие имеет значение для случаев, когда по закону такие вещи могут быть обращены в собственность любых лиц. Тогда к бесхозяйным можно отнести такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался — брошенные вещи (см. коммент. к ст. 226, 236). В других случаях вещь тоже может не иметь собственника, как, например, имущество умершего до принятия наследства, но оно не считается бесхозяйным. Нельзя считать бесхозяйными вещи, которые не могут быть объектом частной собственности, — вещи, изъятые из оборота, имущество публичного права, предназначенное для общественного пользования.

Вещь, собственник которой неизвестен, также, как правило, подчиняется другим правилам, меняя на основании закона прежнего собственника на нового, что предусмотрено в п. 2 и в указанных в нем статьях ГК.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может найти в этот период нового собственника на основании приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета (СЗ РФ, 2003, N 38, ст. 3668).

Другой комментарий к Ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Норма п. 1 комментируемой статьи носит общий характер по отношению к специальным правилам, регулирующим различные первоначальные способы приобретения права собственности (ст. ст. 226 — 233 ГК РФ). Ее значение состоит в отказе от ранее действовавшей презумпции государственной собственности на бесхозяйное имущество.

Действующий ГК сохраняет лишь презумпцию права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (п. 2 ст. 214). Следовательно, земля и природные ресурсы не могут стать бесхозяйными.

2. Правила настоящей статьи не могут также применяться к объектам, изъятым из оборота (ст. 129 ГК РФ).

Не может считаться бесхозяйным наследственное имущество до вступления наследников в права на наследство, имущество, находящееся на хранении в порядке секвестра (ст. 926 ГК РФ), равно как и иное имущество, по поводу которого ведется гражданский спор в установленных процессуальных формах.

3. Не считается бесхозяйным также имущество, находящееся в незаконном владении лица, которое не имеет права собственности на имущество, которым владеет. Из п. 3 ст. 225 следует, что на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц. Поэтому, если имуществом владеет какое-либо лицо, получившее его не иначе, как в качестве бесхозяйного, и владеет им для себя (как своим) или в интересах иного определенного лица, применение к этому имуществу норм ст. 225 невозможно.

Однако после того, как имущество взято на учет и принято во владение уполномоченным органом, он имеет право истребовать его от лиц, незаконно завладевших им после принятия на учет.

Не может считаться бесхозяйным имущество, которого не имеется в наличии либо предположительно существующее имущество.

4. Процедура обращения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества установлена в п. 3 ст. 225.

К приобретению бесхозяйных вещей, а также вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ), потерянных вещей (ст. ст. 227, 228 ГК РФ), безнадзорных животных (ст. ст. 230, 231 ГК РФ), клада (ст. 233 ГК РФ) могут применяться нормы о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ), если это не исключается соответствующими нормами.

5. Необходимо отметить, что в случаях, указанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, нормы о приобретательной давности применяются лишь субсидиарно. Того юридического состава, который предусмотрен ст. 234 ГК, ни в одном из указанных случаев быть не может. Во всех случаях, когда происходит завладение имуществом, не имеющим известного собственника, и описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, владелец не может не знать, что он не является собственником имущества. Следовательно, здесь невозможно добросовестное приобретение имущества, так как добросовестность предполагает прежде всего извинительное заблуждение, в силу которого владелец ошибочно считает себя собственником. Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя.

Значит, во всех указанных случаях, кроме собственно приобретения по давности в силу ст. 234 ГК, добрая совесть не только не требуется для приобретения права собственности, но, напротив, исключает применение норм ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

6. В то же время закон не указывает на последствия недобросовестности, если понимать под нею осведомленность владельца (приобретателя по ст. ст. 225 — 228, 231, 233) о действительном собственнике вещи. По-видимому, в силу допущенного владельцем злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) здесь возможен отказ в защите его права на приобретение вещи. Очевидно, что заявление о злоупотреблении правом вправе сделать либо собственник, либо компетентный орган, принимающий участие в процедурах, описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

7. Другое условие приобретения по давности — владение имуществом как своим собственным — также выполняется с известными особенностями. Обычно владение осуществляется все же как владение чужим имуществом — осознание того, что у вещи нет собственника, исключает другое отношение. Однако в том случае, когда владение осуществляется в интересах иного определенного лица, приобретение в собственность исключается. Например, если бесхозяйная вещь передана на хранение профессиональному или иному хранителю, хранение ведется для того, кто передал вещь. В этом случае, хотя хранитель и осуществляет владение, он не может присвоить себе вещь по нормам ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

Например, хозяин стоянки автомашин заявил иск к органам внутренних дел, поместившим на стоянку машину, собственник которой не был установлен, о возмещении затрат на хранение автомашины. После того как в этом требовании было отказано, хозяин автостоянки заявил требование об обращении автомашины в его собственность по ст. 228 ГК. В этом требовании также было отказано на основании того, что он не может считаться лицом, нашедшим потерянную вещь.

Стало быть, условием приобретения вещи в собственность по правилам ст. ст. 225 — 228, 231, 233 является владение для неизвестного собственника либо владение вещью, не имеющей собственника, но никак не владение вещью как собственной или владение вещью для известного лица.

8. В то же время владение осуществляется открыто. Однако и здесь есть особенности, отличающие от той открытости, о которой говорится в ст. 234 ГК: владелец вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 обязан, кроме того, в той или иной форме сделать официальные заявления о вещи.

Наконец, нормами ст. ст. 225 — 228, 231, 233 предусмотрены иные более короткие сроки приобретения вещи в собственность, чем те, которые предусмотрены ст. 234 ГК.

9. Содержащееся в п. 3 ст. 225 указание на то, что бесхозяйное имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принято собственником или приобретено в собственность в силу приобретательной давности, следует понимать в том смысле, что здесь действует общий срок приобретательной давности, указанный в ст. 234. В то же время, как уже отмечалось, владелец не будет считаться имеющим добрую совесть в смысле ст. 234. Собственник вправе истребовать имущество от такого владельца в порядке ст. 301 ГК, при этом ответчик вправе сослаться на истечение срока исковой давности.

10. Во всех случаях, предусмотренных ст. ст. 225 — 228, 231, 233, необходимо и соблюдение специального механизма, включающего вынесение в той или иной форме решения органа, обладающего административной или судебной компетенцией, тогда как приобретение по давности в силу ст. 234 ГК наступает по мере истечения срока и не нуждается в судебном решении, а может быть только подтверждено судом в порядке особого производства.

Стало быть, остается лишь общий результат: приобретение в силу ст. ст. 225 — 228, 231, 233, как и по ст. 234 ГК, происходит без участия собственника и помимо его воли. Смысл этого правила состоит в том, чтобы вещь не находилась длительное время без собственника. Само по себе это правило, влекущее утрату собственником права помимо его воли, не может быть оправдано соображениями справедливости, а диктуется исключительно нуждами гражданского оборота, требующими упорядоченности имущественных прав.

Однако собственник вправе истребовать вещь, пока у приобретателя не возникло права собственности на нее. Для истребования вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственнику достаточно доказать свое право на вещь, поскольку владелец не может считаться добросовестным и не является приобретателем (лицом, получившим имущество по сделке об отчуждении вещи) и, следовательно, не вправе воспользоваться защитой, предусмотренной ст. 302 ГК.

В то же время в течение всего периода, пока осуществляется владение, но еще не приобретено право собственности, владелец вещи имеет защиту против любых третьих лиц, кроме собственника и законного владельца.

11. После приобретения права собственности по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственник утрачивает свое право и лишен возможности требовать доходы от вещи, истребовать саму вещь и осуществлять иные права, которые может иметь только собственник.

Например, в практике возник вопрос: должен ли суд удовлетворить виндикационный иск собственника, у которого вещь была похищена, истребующего ее от лица, которое получило право собственности в порядке ст. 228 ГК (приобретение права собственности на находку). Дело в том, что виндикационный иск был заявлен в течение срока исковой давности (три года), но к тому моменту ответчик уже имел право собственности, полученное в порядке ст. 228 ГК. В данном случае в иске должно быть отказано, так как приобретение права собственности на вещь, которая могла бы быть виндицирована от любого приобретателя, исключается после того, как прежний собственник утратил свое право собственности в силу ст. 228.

Аналогичные правила применяются и для всех других случаев приобретения собственности по ст. ст. 225 — 228, 231, 233.

12. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет и затем обращаются в муниципальную собственность либо в собственность владельца по правилам, изложенным в п. 3 ст. 225.

Недвижимой вещью может быть признан лишь такой объект, который является недвижимостью, т.е. был выстроен и сдан в эксплуатацию с соблюдением правил ст. 219 ГК, либо был ранее зарегистрирован в установленном порядке в качестве объекта недвижимости, но собственник которого отсутствует либо неизвестен. Например, бесхозяйной недвижимой вещью может быть признано строение, последним собственником которого значится ликвидированное юридическое лицо.

В то же время не может быть признано бесхозяйным самовольно возведенное строение. К такому строению применяются правила ст. 222 ГК, а не ст. 225. Не может быть признан бесхозяйным и незавершенный строительством объект, на который сохраняются права застройщика.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

admin