ГК агентство по страхованию вкладов конкурсный управляющий

Принята

решением Правления

государственной корпорации

«Агентство по страхованию вкладов»

от 25 ноября 2004 года

Одобрена

решением Совета директоров

государственной корпорации

«Агентство по страхованию вкладов»

от 9 декабря 2004 года

КОНЦЕПЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

«АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ» ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

(БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Введение

Полномочия конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

С вступлением Федерального закона в силу Агентство, учрежденное Российской Федерацией как некоммерческая организация, заменяет арбитражных управляющих — индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, а также при банкротстве отсутствующих кредитных организаций — должников.

Изменения, которые произошли в системе управления конкурсным производством, имеют принципиальный характер, поскольку признана необходимость государственного участия в управлении процедурой банкротства кредитных организаций и создан специальный корпоративный орган (Агентство), через который обеспечивается такое государственное участие.

Осуществление Агентством полномочий конкурсного управляющего является одним из условий укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации, обеспечивающей реализацию публичных функций, связанных с привлечением и размещением денежных средств юридических и физических лиц, проведением безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами.

Концепция содержит общие положения, характеризующие возможности корпоративного конкурсного управляющего; определяет цели, задачи и принципы деятельности Агентства; устанавливает базовые элементы организации системы управления процедурами банкротства кредитных организаций (далее — система управления процедурами банкротства); раскрывает основные подходы Агентства к работе по управлению активами ликвидируемых кредитных организаций и работе с кредиторами, а также по обеспечению привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитных организаций до банкротства. Концепция содержит положения об ответственности Агентства как конкурсного управляющего.

I. Агентство как корпоративный конкурсный управляющий

Ранее существовавшая система конкурсного управления показала ограниченность возможностей арбитражных управляющих — индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций. Основная мотивация их деятельности (получение прибыли), а также силы и средства, которыми они располагают, не соответствуют публичному характеру, сложности и большому объему работы конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Возможности корпоративного конкурсного управляющего адекватны целям и задачам, которые реализуются при банкротстве кредитных организаций. Не имея коммерческих целей, располагая собственным имуществом в размере, достаточном для выполнения возложенных на него задач, действуя в силу Федерального закона и принимая на себя всю полноту ответственности за проведение процедуры банкротства, Агентство способно:

консолидировать и своевременно перераспределять имеющиеся в его распоряжении трудовые и материальные ресурсы для решения задач конкурсного производства;

добиваться всеми предусмотренными действующим законодательством способами возврата незаконно полученных и (или) удерживаемых активов ликвидируемых кредитных организаций;

сокращать сроки проведения процедур банкротства и оптимизировать расходы на конкурсное производство, в том числе за счет специализации и масштабов деятельности конкурсного управляющего, безвозмездного выполнения им своих полномочий;

обеспечивать привлечение к установленной федеральными законами ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства;

действовать независимо в пределах предоставленных полномочий, пресекать любые попытки оказания неправомерного воздействия на конкурсного управляющего со стороны отдельных кредиторов, а также собственников, менеджмента и должников ликвидируемой кредитной организации.

В соответствии с Федеральным законом ликвидируемая кредитная организация в ходе конкурсного производства открывает в Агентстве счет. В этой связи Банк России открывает Агентству счет для целей осуществления функций конкурсного управляющего, который должен работать в режиме, аналогичном режиму работы корреспондентского счета кредитных организаций. Наличие этих счетов позволяет Агентству в режиме реального времени контролировать проведение всех расчетов при банкротстве кредитных организаций, а также обеспечивать в рамках осуществления мероприятий по финансированию конкурсного производства рациональное использование временно свободных денежных средств этих кредитных организаций.

Временно свободные денежные средства ликвидируемых кредитных организаций, аккумулированные на счете Агентства в Банке России, являются его активами и могут быть размещены и (или) инвестированы им в доходные финансовые инструменты.

Ликвидируемые кредитные организации, чьи денежные средства аккумулированы на счетах в Агентстве, получают доход в виде фиксированного процента. Процент устанавливается в размере 0,1 ставки рефинансирования Банка России. Эти средства входят в конкурсную массу и в любой момент могут быть использованы для целей конкурсного производства.

Размещение и инвестирование временно свободных денежных средств ликвидируемых кредитных организаций, аккумулированных на счете Агентства в Банке России, открытом для осуществления функций конкурсного управляющего, производятся Агентством на финансовом рынке в соответствии с порядком, установленным Советом директоров Агентства для размещения и инвестирования временно свободных денежных средств Агентства (за исключением средств фонда обязательного страхования вкладов). Такой подход позволяет пополнить конкурсную массу, а также компенсировать часть расходов Агентства на проведение конкурсного производства. Агентство отвечает своим имуществом за полную сохранность денежных средств ликвидируемых кредитных организаций, аккумулированных на счетах в Агентстве.

Полномочия конкурсного управляющего реализуются Агентством наряду с установленными Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» полномочиями страховщика, предусматривающими, в частности, обеспечение выплаты вкладчикам ликвидируемой кредитной организации страхового возмещения с последующим обеспечением возврата Агентству выплаченных сумм из конкурсной массы кредитной организации.

Совмещение реализации Агентством полномочий страховщика и конкурсного управляющего не влечет за собой конфликта интересов, поскольку деятельность Агентства во всех ее сферах направлена прежде всего на обеспечение защиты прав и законных интересов кредиторов — физических и юридических лиц, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации. Дополнительной гарантией отсутствия в этих отношениях конфликта интересов является предусмотренный Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» порядок, согласно которому в делах о банкротстве права требования к кредитным организациям, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года N 548 таким органом является Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Минфина России.

Совмещение полномочий страховщика и конкурсного управляющего расширяет возможности Агентства как конкурсного управляющего в обеспечении расчетов с вкладчиками. Такие расчеты с согласия вкладчиков могут производиться банками-агентами, через которые Агентством осуществлялись выплаты страхового возмещения. Реализация принципа «единого расчетного окна» может способствовать ускорению и упрощению расчетов с вкладчиками. Совмещая указанные полномочия, Агентство будет иметь достоверные и полные сведения о состоянии активов ликвидируемых кредитных организаций, стоимости и сроках их продажи.

II. Цели, задачи и принципы деятельности Агентства

как конкурсного управляющего

Целями деятельности Агентства как конкурсного управляющего являются эффективное функционирование системы управления процедурами банкротства при строгом соблюдении прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства, повышение доверия к банковской системе.

В соответствии с указанными целями Агентство осуществляет решение следующих основных задач конкурсного производства:

своевременное установление и урегулирование требований кредиторов; формирование конкурсной массы в максимально возможном размере; обеспечение полной сохранности имущества ликвидируемой кредитной организации; проведение расчетов с кредиторами в минимальные сроки и в наиболее полном размере;

выявление и оспаривание сделок, заключенных кредитной организацией в ущерб ее имущественным интересам (сомнительные сделки); поиск и истребование от третьих лиц незаконно удерживаемого имущества кредитной организации; обеспечение привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства;

оптимизация расходов на конкурсное производство путем разумного сочетания режима экономии денежных средств с необходимостью осуществления затрат в целях решения всего комплекса задач конкурсного управляющего.

Наряду с задачами конкурсного производства, связанными с ликвидацией конкретных кредитных организаций и осуществлением расчетов с их кредиторами, Агентство решает задачи общего характера, направленные на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитных организаций, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

В своей деятельности Агентство как конкурсный управляющий руководствуется следующими принципами:

1) проведение процедур банкротства в строгом соответствии с требованиями федеральных законов и внутренних регулятивных документов Агентства при безусловном соблюдении прав и законных интересов кредиторов ликвидируемых кредитных организаций и других участников процедур банкротства;

2) усиление государственного влияния при проведении процедур банкротства;

3) коллегиальное принятие Агентством решений по вопросам, связанным с распоряжением имуществом ликвидируемых кредитных организаций, балансовая стоимость которых составляет существенную долю в имуществе указанных кредитных организаций, установлением компетенции подразделений и должностных лиц, участвующих в работе по обеспечению проведения конкурсного производства, регламентированием внутреннего порядка проведения процедур банкротства кредитных организаций;

4) подотчетность и подконтрольность представителя Агентства, осуществляющего в соответствии с Федеральным законом полномочия конкурсного управляющего (далее — представитель Агентства), единоличному и коллегиальному органам управления Агентства;

5) ответственность Агентства за причинение кредиторам и иным участникам процедур банкротства убытков с персонификацией ответственности представителя Агентства, которому при наличии его вины могут быть предъявлены требования о возмещении указанных убытков в порядке регресса, а также иные требования в рамках гражданско-правовой или уголовной ответственности;

6) прозрачность процедур банкротства, обеспечение доступности информации о ходе осуществления процедуры банкротства;

7) финансирование затрат по ведению конкурсного производства из конкурсной массы кредитной организации; финансирование за счет Агентства расходов по осуществлению процедур банкротства отсутствующих кредитных организаций — должников в случае невозможности финансирования таких расходов за счет отсутствующих кредитных организаций; осуществление Агентством полномочий конкурсного управляющего без получения вознаграждения;

8) подконтрольность Агентства кредиторам в лице их представительных органов (собранию кредиторов, комитету кредиторов), арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве кредитной организации, Банку России.

III. Организация системы управления

процедурами банкротства

Организация системы управления процедурами банкротства осуществляется на основе внутренних правил, определяющих порядок работы Агентства на всех этапах конкурсного производства. Эти правила призваны обеспечить соблюдение единой правовой дисциплины, а также создание условий для унификации форм и методов осуществления однородных и периодически повторяющихся операций, выполняемых в ходе конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего в ликвидируемых кредитных организациях осуществляются представителями Агентства, которые в соответствии с действующим законодательством являются самостоятельными фигурами в конкурсном производстве. Представитель Агентства при осуществлении полномочий конкурсного управляющего действует в соответствии с поручением Агентства от имени ликвидируемой кредитной организации.

Для выполнения полномочий представителя Агентства назначаются постоянные работники Агентства или работники, принятые в Агентство на время исполнения ими возложенных на них обязанностей представителя. Эти лица должны соответствовать установленным Агентством квалификационным требованиям и иметь необходимые практические навыки работы. Объем и характер их полномочий определяются Агентством для каждого представителя исходя из состояния дел в ликвидируемой кредитной организации и необходимости минимизации рисков, связанных с выполнением указанных полномочий.

Представитель Агентства действует на основании доверенности и может выполнять возложенные на него обязанности одновременно в нескольких ликвидируемых кредитных организациях. Агентство создает необходимые условия для эффективной работы и обеспечивает строгий контроль за деятельностью представителя Агентства.

В целях повышения эффективности конкурсного производства и сокращения расходов на его проведение для выполнения однородных и периодически повторяющихся операций (претензионная и исковая работа, установление требований кредиторов, ведение их реестра) могут создаваться специализированные рабочие группы. Они формируются из состава работников Агентства, а также работников ликвидируемых кредитных организаций и привлеченных специалистов (при необходимости). Эти группы могут осуществлять свои функции на постоянной основе одновременно в нескольких ликвидируемых кредитных организациях.

Для проведения независимой оценки имущества ликвидируемых кредитных организаций, организации торгов, ведения юридических дел по вопросам, требующим специальной подготовки в определенной сфере правоотношений, осуществления расчетов с кредиторами и решения других необходимых задач конкурсного производства Агентством могут привлекаться специализированные организации, которые отбираются на конкурсной основе. Агентство заинтересовано в привлечении специализированных организаций, способных осуществлять все или большую часть из указанных работ в комплексе.

Агентством создается единая комплексная система мониторинга и контроля эффективности управления процедурами банкротства. В рамках этой системы проводится анализ финансового состояния ликвидируемых кредитных организаций, направленный на выявление и сохранение их имущества, установление наличия или отсутствия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, определение перспектив формирования конкурсной массы и расчетов с кредиторами данной кредитной организации, оценку качества работы представителей Агентства, разработку мер по предупреждению банкротств в банковской сфере. Осуществляется контроль исполнения смет текущих расходов ликвидируемых кредитных организаций, утверждаемых в соответствии с Федеральным законом. В процессе внутреннего аудита контролируется соответствие проводимых представителями Агентства операций требованиям Федерального закона, иных правовых актов, решениям органов управления Агентства и установленным правилам.

Агентство принимает меры, направленные на обеспечение физической безопасности своих представителей, иных уполномоченных лиц и специалистов при осуществлении ими возложенных на них служебных обязанностей.

Агентство как конкурсный управляющий представляет Банку России необходимую информацию о конкурсном производстве, в том числе о представителях Агентства; согласовывает с ним промежуточный и окончательный ликвидационные балансы ликвидируемых кредитных организаций; всемерно содействует Банку России в проведении проверок осуществления представителями Агентства полномочий конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций. По вопросам, связанным с проведением процедур банкротства, Агентство взаимодействует с соответствующими общественными и профессиональными институтами, налоговыми и правоохранительными органами.

Агентство обеспечивает опубликование в органах печати и распространение иными предусмотренными Федеральным законом способами сведений о ходе проведения процедур банкротства, размещает в сети Интернет информацию о своей деятельности, обеспечивает доступ кредиторов и других заинтересованных лиц к открытым информационным ресурсам Агентства на бесплатной основе, осуществляет интерактивное информационное обслуживание кредиторов.

IV. Управление активами кредитных организаций

при проведении процедур банкротства

В целях формирования конкурсной массы кредитной организации Агентство осуществляет управление ее активами. В связи с этим оно ведет строгий учет наличия и детальный анализ состояния имущества ликвидируемой кредитной организации, определяет его рыночную стоимость, производит взыскание активов, организует и проводит торги по их продаже.

Управляя активами, Агентство действует добросовестно и разумно, стремится обеспечить повышение их стоимости и ликвидности, сократить расходы по управлению ими, получить дополнительные доходы. При совершении сделок с активами ликвидируемой кредитной организации Агентство обеспечивает их прозрачность, доступность к сделкам заинтересованных лиц, соблюдение прав и законных интересов кредиторов ликвидируемой кредитной организации.

При проведении торгов по продаже активов ликвидируемой кредитной организации Агентство выступает в качестве их организатора либо поручает проведение торгов специализированной организации. Продажа активов ликвидируемой кредитной организации осуществляется по наиболее высокой цене в сравнимых рыночных условиях. В целях пополнения конкурсной массы и сокращения сроков расчетов с кредиторами ликвидируемой кредитной организации Агентство может приобретать ее имущество, не проданное на повторных торгах, по начальной цене, установленной для повторных торгов.

Система управления активами ликвидируемых кредитных организаций является открытой для кредиторов. Предложения Агентства об условиях проведения торгов предварительно согласовываются с собранием или комитетом кредиторов. Имущество кредитной организации, не проданное на повторных торгах, приобретается Агентством исключительно в интересах ее кредиторов, чтобы не допустить списания этого имущества, препятствовать уходу должников кредитных организаций от ответственности, способствовать повышению платежной дисциплины при банкротстве кредитных организаций и укреплению рыночной дисциплины в целом.

V. Работа с кредиторами кредитных организаций

при проведении процедур банкротства

Работа Агентства с кредиторами ликвидируемой кредитной организации направлена на максимальное удовлетворение требований кредиторов — физических и юридических лиц в соответствии с обязательствами кредитной организации и установленной Федеральным законом очередностью.

В отношениях с кредиторами и их представительными органами (собранием кредиторов и комитетом кредиторов) Агентство обеспечивает их открытость и стремится урегулировать возникающие проблемы путем переговоров. В пределах своей компетенции Агентство всемерно способствует эффективной работе представительных органов кредиторов, беспрепятственному участию в ней лиц, имеющих на это право в соответствии с Федеральным законом.

Работа с кредиторами в ходе конкурсного производства осуществляется в наиболее удобных для кредиторов формах и способами, обеспечивающими ускорение установления требований кредиторов, проведения с ними расчетов.

В силу Федерального закона срок предъявления кредиторами своих требований в целях конкурсного производства не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом. С учетом данного положения Агентство устанавливает конкретные сроки предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемым кредитным организациям. При этом Агентство обеспечивает разумное сочетание необходимости ускорения начала расчетов с кредиторами с обязательным предоставлением всем кредиторам возможности заявить свои требования в установленный срок.

Осуществление расчетов с кредиторами начинается, как правило, в срок не позднее шести месяцев со дня признания кредитной организации банкротом. Расчеты с кредиторами производятся по выбору кредиторов в наличной или безналичных формах.

VI. Обеспечение привлечения к ответственности лиц,

виновных в доведении кредитной организации до банкротства

Агентство организует работу по выявлению и обеспечению привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитных организаций до банкротства.

В целях выявления указанных лиц Агентство использует материалы проводимых им проверок и результаты анализа финансового состояния ликвидируемых кредитных организаций. При этом учитываются соответствующие сведения, содержащиеся в публикациях органов печати и сообщениях, размещенных в электронных средствах массовой информации, обращениях кредиторов, а также в других источниках, использование которых не нарушает права и законные интересы граждан и организаций.

При недостаточности средств ликвидируемой кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов Агентство предъявляет к лицам, виновным в доведении кредитной организации до банкротства, иски о привлечении их к гражданско-правовой ответственности. Взысканные с них денежные средства зачисляются в состав конкурсной массы кредитной организации и используются для расчетов с ее кредиторами.

В случае установления преднамеренного или фиктивного банкротства Агентство принимает меры для привлечения виновных лиц к субсидиарной имущественной ответственности, а также направляет материалы по этим фактам по подведомственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц по статьям 196 или 197 Уголовного кодекса Российской Федерации.

VII. Ответственность Агентства

при проведении процедур банкротства

При нарушении Агентством требований Федерального закона оно несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае виновного причинения убытков ликвидируемой кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего Агентство возмещает убытки за счет собственного имущества. Агентство дополнительно может страховать свою ответственность перед другими лицами на случай причинения им убытков при осуществлении полномочий конкурсного управляющего.

Агентство не отвечает по обязательствам кредитных организаций, в отношении которых оно осуществляет процедуры банкротства, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам Агентства.

По обязательствам Агентства, возникшим в связи с исполнением обязанностей конкурсного управляющего, не может быть обращено взыскание на фонд обязательного страхования вкладов, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» указанный фонд предназначен исключительно для финансирования выплат возмещения по вкладам.

* * *

Концепция принята решением Правления Агентства от 25 ноября 2004 года и одобрена решением Совета директоров Агентства от 9 декабря 2004 года.

В разговорах, связанных с отзывом лицензий банков, часто возникает вопрос: как сообщить что-то АСВ, задать вопрос, пожаловаться и т.п. Ниже — справочник по разным способам связи с Агентством. Стоит напомнить, что интернет-переписку и звонки по телефону сложно использовать в качестве доказательства при последующем общении или в суде, поэтому если вы хотите иметь официальные ответы, лучше писать «бумажные» запросы и получать на них «бумажные» ответы. Но для получения актуальных справок или оперативной информации достаточно позвонить или написать сообщение через интернет.
1. Телефоны:
— общий телефон АСВ: 8(800)200-08-05
— справки о прохождении корреспонденции: +74957253141
— телефон доверия по фактам коррупции в АСВ: +74957772430
— Департамент страхования банковских вкладов: +74957452130
— Департамент ликвидации кредитных организаций: +74957253117
— Департамент реструктуризации финансовых организаций: +74957453135
2. Приёмная АСВ, где можно оставлять ваши письма и запросы при личном визите или отправлять их туда по почте: 127055, г. Москва, ул. Лесная, д. 59, стр. 2. Экспедиция (приём почты) работает в холле первого этажа по рабочим дням с 9:00 до 17:30 (в пятницу до 16:00), перерыв на обед с 12:00 до 12:45. Сюда надо писать по вопросам ликвидации банков и негосударственных пенсионных фондов.
3. Ещё одна приёмная АСВ: 109240, г. Москва, ул. Высоцкого, д. 4. Сюда тоже можно присылать или приносить письма, экспедиция (приём почты) работает в холле первого этажа по рабочим дням с 9:00 до 17:30 (в пятницу до 16:00), перерыв на обед с 12:00 до 12:45. Здесь принимают обращения по вопросам выплаты возмещения по вкладам в банках и общим вопросам работы АСВ.
4. Общий электронный почтовый адрес: info@asv.org.ru
5. Интернет-приёмная АСВ . Интернет-приёмная состоит из четырёх разделов, два из них имеют подразделы:
Вопрос
— по страхованию вкладов (от физ. лиц)
— по страхованию вкладов (от банков)
— по гарантированию пенсий
— по ликвидации банков
— по ликвидации НПФ
— по оздоровлению (предупреждению банкротства) банков
— по погашению кредита, в том числе ипотеки
— по торгам имуществом ликвидируемых банков
— по требованиям кредиторов и выплатам, превышающим страховое возмещение
— по трудовым отношениям от работников ликвидируемых финансовых организаций
— по трудоустройству в Агентство
— прочие вопросы
Предложение
Жалоба
— на прием заявлений и выплату страхового возмещения по вкладам в банках-агентах
— на регистрацию требований и расчеты с кредиторами при ликвидации (банкротстве) банков
— иная жалоба
Благодарность
Выбрав вид вопроса или жалобы, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных и переходите на форму, в которой надо ввести ваши ФИО, адрес электронной почты, населённый пункт, другие данные в зависимости от типа запроса и, собственно, само сообщение. Ответ должен прийти по электронной почте.
6. Узнать статус заявления о несогласии с размером страхового возмещения можно с помощью специального сервиса
7. Вопрос по ликвидации и банкротству банков можно задать Василию Кудякову в сервисе «Вопрос-Ответ» на Банках.ру.
Если у вас есть опыт общения с АСВ или вы знаете другие способы связи с Агентством, напишите об этом в комментариях — многим читателям ваше сообщение будет очень полезно.

Офис в Казани Представительство Агентства в Приволжском федеральном округе Адрес 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 204, 6 этаж Телефон 8 (846) 993-80-21 Единая справочная 8 (800) 200-08-05 Электронная почта maleeva@asv.org.ru Руководство Руководитель — Нерусин Павел Иванович

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

Адрес 109240, г. Москва, Верхний Таганский тупик, 4 Телефон 8 (495) 725-31-41 Электронная почта info@asv.org.ru

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) является специальной государственной программой, основная задача которой — защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ. В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №442-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», вступившим в силу с 1 января 2014 года, создается система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Администратором системы назначено Агентство по страхованию вкладов.
Подробнее о страховании вкладов, выплате возмещения по вкладу и порядке действий при отзыве лицензии у банка в нашей статье «Страхование вкладов, возмещение по вкладу»

• Реестр банков-участников ССВ
• Перечень банков, исключенных из системы страхования вкладов
• Перечень банков, подлежащие ликвидации
• Перечень санируемых (подлежащих оздоровлению) банков

Уходящий год в отличие от предыдущих не был богат на громкие отзывы банковских лицензий. Но Агентству по страхованию вкладов (АСВ) приходится кропотливо разбираться с прежними масштабными кейсами. О признаках добросовестного вкладчика, способах привлечь к ответственности бывших акционеров и менеджеров и взыскать с них долги «Ъ” рассказал руководитель АСВ Юрий Исаев.

— В 2019 году вы возвращали кредит ЦБ. Сколько уже выплатили? Когда планируете полностью рассчитаться?

— К середине декабря мы погасили 253 млрд руб., из них в 2019 году 208 млрд руб. Последний платеж на 40 млрд руб. ушел на прошлой неделе. Сейчас остаток задолженности составляет 589 млрд руб. До конца года планируем провести еще один платеж, полностью же рассчитаться мы должны в 2022 году.

— Каковы итоги работы ликвидационного блока?

— В 2019 году мы достигли абсолютного рекорда по удовлетворению требований кредиторов: на 1 декабря по завершенным процедурам средний размер удовлетворения требований кредиторов по банкам — 45,3%, при этом по первой очереди — 67,1%, по второй — 36,4%, по третьей — 26,8%. Всего в 2019 году на это направлено 460,4 млрд руб.

— В 2020 году вы намерены сохранить результаты?

— В будущее нам приходится смотреть с осторожностью.

Дело в том, что поступавшие нам на ликвидацию банки в последние годы объективно в очень плохом состоянии, реальных активов там почти нет.

Банки, которые ликвидировали ранее, лишались лицензии еще до кризиса, часто за нарушение антиотмывочного законодательства, и там процент удовлетворения объективно выше. И это были небольшие банки.

— В отличие от тех, кто «пришел» на фоне расчистки банковской системы?

— Да. Эти банки больше по размеру, они увлекались кредитованием собственников и проводили схемные операции, их активы в реальности сильно отличаются от балансовых. Нельзя взыскать то, чего в природе не существует. Поэтому мы ожидаем, что процент удовлетворения требований может начать снижаться.

— И что АСВ намерено делать? Разыскивать за рубежом похищенные активы? Судиться с собственниками?

— И то и другое. Мы провели в 2019 году 78 проверок обстоятельств банкротств банков, из которых в 69 случаях было доказано преднамеренное банкротство. В итоге только в 2019 году поданы 102 иска о привлечении к имущественной ответственности руководителей, акционеров банков на 530 млрд руб.; 54 иска на 234 млрд руб. удовлетворены. Но выигранные иски не означают автоматического поступления денег в конкурсную массу.

— Почему они не достигаются? Нет активов? Или же они за рубежом?

— С той стороны акционеры, руководители ликвидируемых банков тоже с нами борются, причем разными методами. Активы прячут, выведенные средства легализуют в других юрисдикциях и т. д. Мы об этом, может, много и постоянно говорим, но если мы не добьемся кардинального изменения в части субсидиарной ответственности, то, конечно, тяжело будет удержать процент удовлетворения на уровне 2019 года. Здесь надо всем нам еще очень много и серьезно поработать. Не все зависит только от нас.

Хотя, надо сказать, что ситуация улучшилась за последние пять лет. Мы все-таки достигаем понимания с другими регуляторами, с правоохранительными органами.

— Несколько лет назад к АСВ были вопросы со стороны ФНС как раз по поводу расходов на розыск зарубежных активов, которые оказывались выше поступлений в конкурсную массу…

— У нас не было каких-то существенных споров по этому поводу с ФНС. Зарубежные споры — это сложно управляемые процессы с точки зрения издержек. Почему есть вопросы? Потому что нельзя заранее гарантированно определить целесообразность, никто не знает, чем закончатся суды, особенно в сложных кейсах, в дорогих западных юрисдикциях.

Всегда есть выбор: либо не потратить ничего и распределить средства из конкурсной массы, не гоняясь за журавлем в небе, либо рискнуть.

Мы никогда не настаиваем, оставляя решение о целесообразности привлечения западных юристов комитету кредиторов.

За счет средств АСВ мы можем нанять детективов, которые для комитета кредиторов сделают отчет о том, сколько активов есть в западных юрисдикциях, на которые при благоприятном стечении обстоятельств можно наложить арест. А решения принимают кредиторы: есть смысл биться или нет.

— Есть альтернативный источник оплаты юристов, чтобы не брать средства из конкурсной массы?

— Альтернатива — нанять юристов, которые будут заниматься розыском потенциально возвратных активов за процент в будущих взысканных суммах. Такая практика распространена в США и Великобритании в последнее десятилетие. Сейчас мы идем по такому пути по Внешпромбанку, где у нас есть партнер А1: из конкурсной массы процесс не финансируется. Но кредиторы должны сами решить, по какому пути идти. Планируем в ближайшем будущем подходы к выбору способа оплаты юристов институционально закрепить в нормативном документе, который сделаем публичным. Мы эти подходы согласуем с советом директоров. Пока же каждый случай индивидуальный.

— Каковы результаты сотрудничества с А1?

— Мы считаем, что пока результаты хорошие. Высоким судом Англии и Уэльса арестованы активы Георгия Беджамова (бывший совладелец Внешпромбанка.— «Ъ”) на £1,34 млрд. Решение было в этом году, это знаковое для нас событие. Суды продолжаются, и мы рассчитываем, что будет еще не одно позитивное решение.

— В 2019 году почти не было ярких новостей о крахах банков, что выглядит самым важным для вас?

— Начну с того, что была расширена система страхования вкладов на предприятия малого бизнеса, застрахованы средства 2,1 млн компаний. Максимальный размер возмещения, как и для физических лиц, составил 1,4 млн руб. На наш взгляд, это важный шаг, он повысил защиту малых предприятий. Всего же сумма застрахованных вкладов малых предприятий на 1 ноября составила 3,5 трлн руб., это 9,24% от общей суммы вкладов.

Еще был дан ход важному законопроекту о распространении системы страхования вкладов на примерно 200 тыс. некоммерческих организаций социальной направленности. Речь идет о товариществах собственников недвижимости, жилищно-строительных, жилищных, гаражных кооперативах, а также о религиозных организациях и ряде других. В этом же документе говорится об увеличении максимальной компенсации для граждан, попавших в особые жизненные ситуации, с 1,4 млн до 10 млн руб. Прежде всего это касается ситуаций, когда превышение лимита в 1,4 млн руб. произошло при продаже жилья, получении социальных выплат, пособий, пенсий, наследства и ситуациях, когда средства перечислены по решению суда. Есть и другая история, связанная со слиянием банков: например, были у человека депозиты в пределах страховой суммы, затем банки объединились и наступил страховой случай. Вкладчик не мог ничего предпринять: он держал депозиты в разных банках. Во всех этих ситуациях у человека часто не бывает времени на принятие решения. Поэтому мы считаем, что три месяца — а именно столько будет действовать повышенная страховка с момента зачисления средств на счет — разумный срок. В декабре в первом чтении законопроект был принят.

Еще в этом году началась очень важная дискуссия о расширении системы страхования на все юридические лица: Банк России летом опубликовал специальный доклад.

— Не является ли распространение страхования вкладов лишь на малый бизнес половинчатой мерой, ведь порой грань между малым и средним бизнесом очень тонка?

— Для нас как для администратора системы страхования вкладов важно, чтобы система была максимально идентична по отношению ко всем клиентам банков. Это общемировой тренд. Очень хорошо, что дискуссия началась: у нас еще есть время, чтобы обсуждать, как система может заработать, и учесть все нюансы, которые, конечно, тоже есть.

— Все это неминуемо приведет к глобальному росту отчислений в фонд страхования вкладов? Наверное, крупные банки не рады?

— Для крупной организации уровень страхового покрытия в 1,4 млн руб. очень небольшой. При этом уровень страховой защиты должен быть для всех одинаковым: и для физлиц, и для юрлиц. А для банков, особенно крупных, это вопрос справедливости: если банки будут перечислять взносы со всех остатков юридических лиц, возникнет перекос, будет эскалация взносов.

Но мы этого не хотим. Мы исходим из того, что надо обсуждать разные уровни ставок, хотя это и усложнит систему взносов. Это практикуется на Западе и в ряде юрисдикций на Востоке. В Канаде, например, трехмерная матрица взносов, в ней учитывается около 60 параметров. До этого, конечно, мы вряд ли дойдем: система взносов должна быть прозрачной и понятной участникам рынка. Мы хотим сделать такую систему, чтобы при расширении уровень взносов от банков остался примерно таким, какой он есть сейчас. Мы не моделируем систему, при которой взносы от банков в фонд резко увеличатся.

— При таком подходе чем ближе банк к топ-10, тем ниже у него ставка?

— По сути это правильно, исходя из простой презумпции, что чем более стабилен банк, тем меньше рисков он принимает и тем меньше он должен платить в систему страхования вкладов.

— Вы говорите о зависимости размера взносов от размера банка. Однако есть примеры крахов крупных банков, например банка «Югра».

— Я говорю не о размере, а о качестве банка и зависимости ставки от его оценки регулятором. Но именно поэтому мы не спешим с переходом от теоретических рассуждений к практической реализации. Изменение системы возможно, когда мы будем близки к пониманию, что нежизнеспособных игроков на рынке почти не осталось. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Система страхования вкладов за все 15 лет не дала какого-то серьезного сбоя. И любые эксперименты с ней должны быть 100 раз просчитаны на предмет возможного неожиданного риска.

— Распространение системы страхования вкладов с увеличенным страховым возмещением на отдельных юридических лиц и граждан в особых ситуациях не несет рисков?

— Нет. Стоимость страхования НКО понятна и вполне подъемна для фонда, а по опыту работы с банками мы видим, что, например, ситуации особых обстоятельств в жизни граждан исчисляются десятками-сотнями, не больше. При этом ситуации, когда гражданин получит право на повышенное страховое возмещение, понятны. Сложно так подгадать, чтобы специально за три месяца до отзыва у банка лицензии увеличить остатки во вкладе, причем по особым основаниям. Но исключать мошенничество никогда нельзя, поэтому прежде чем платить страховки, мы и сейчас проводим тщательные проверки, и будем проводить их и дальше.

Претендовать на повышенные выплаты просто так будет нельзя. Мы изучим подтверждающие документы, например, о том, что вкладчик получал наследство в этот период. Мотивация и практическая возможность фальсификации по вкладам с высокими остатками невелики: помимо банка в этом процессе есть и третья сторона — а именно органы, чьи справки нам потребуются в качестве подтверждения. Это ПФР, Федеральная нотариальная палата, Минюст, Фонд социального страхования, Росреестр и др.

— Как обстоит дело с дистанционными выплатами страхового возмещения?

— Мы в этом году разработали подходы, которые позволят нам перейти к дистанционным выплатам страховок по вкладам, технологию обмена данными с регистратором финансовых транзакций. Проект будет реализован после принятия так называемого законопроекта о маркетплейсе, который сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме. Мы рассчитываем, что в ближайшем будущем от вкладчиков для получения страхового возмещения потребуется только лишь доступ к интернету и подтвержденный профиль на портале госуслуг. Выплаты можно будет получить либо на сайте АСВ, либо на портале госуслуг, либо в «окне» банка-агента. В этом году на портале госуслуг появились два первых сервиса от АСВ — можно получить выписку или справку из реестра обязательств банка, в отношении которого наступил страховой случай.

— От схемы выплат через отделения банков-агентов отказаться не планируете?

— Нет. Вкладчик должен иметь возможность приходить в офис, если он хочет. Хотя действующая сейчас схема модернизируется, мы не стоим на месте: готовим новые схемы выплат и постепенно сокращаем сроки выплат. В 2019 году мы начинали выплаты в течение семи рабочих дней, в прошлом году это было девять дней, а в 2017-м — десять дней. Напомню, что когда-то мы начинали с 14 дней.

— Говорили, что выплаты страховки будут возможны через систему быстрых платежей, это правда?

— Проработки ведутся, достаточно большой этап работы уже пройден. Технически это возможно. Работаем c НСПК. Насколько быстро все это будет реализовано, пока сказать сложно: нельзя браться сразу за все. Все-таки стабильность и устойчивость для нас превыше всего. Мы любой сервис будем достаточно долго тестировать, прежде чем запустить.

— АСВ часто упрекали в судебных спорах не ради поступления средств в конкурсную массу, а ради принципа. Например, споры с МИФНС №46 по возрождению из пепла ликвидированных компаний…

— Что касается возрождения из пепла, важно понимать: мы выясняем всю цепочку прохождения денег из банка-банкрота. И если видим, что через два-три шага есть компании с реальными активами, а исчезнувшая структура была просто передаточным звеном, то, чтобы добраться до этих выбывших из конкурсной массы активов, нам нужна эта компания живой. Иначе цепочка рвется. Нужна непрерывная цепочка, как доказательная, так и юридическая.

— Но порой у АСВ бывают споры на совсем копеечные суммы или по техническим кредитам, когда заранее очевидно: деньги в конкурсную массу не поступят…

— Мы понимаем, что кредиторы зачастую недовольны уровнем расходов на юридическое сопровождение банкротств. И вы правильно отметили, что в ряде случаев юристы АСВ судятся по техническим кредитам, за которыми реального возврата не наблюдается. Однако не всегда технический кредит бессмысленный для суда, потому как если этих споров не будет, мы не сможем доказать где-то субсидиарную ответственность, где-то махинации, мошенничество. Но бывает, что действительно судимся безрезультатно.

— Зачем?

— Потому что пока мы обязаны это делать с точки зрения законодательства. Мы должны завершить каждую такую процедуру актом о невозможности взыскания. Если мы где-то остановимся, к нам те же самые кредиторы или контролирующие органы придут с вопросом, почему остановились. Избежать этого будет возможно, лишь если в законодательстве закрепят возможность экспертного суждения АСВ, мотивированного суждения, по каким кейсам нужно судиться, а по каким нет. Пока же мы с точки зрения минимизации затрат на юридические расходы двигаемся по той логике, которую совет директоров окончательно согласовал в июне,— поэтапно уходим от привлеченных юристов.

— Процесс уже начат?

— И активно идет. Больше 30% банков переданы на юридическое сопровождение силами АСВ, в следующем году мы должны работу по передаче завершить. Здесь можно рассуждать на тему эффективности или неэффективности штатных юристов, потому что со стороны злоумышленников часто стоят высокопрофессиональные юристы, штатным сотрудникам будет сложно им противостоять. Однако по спорам типового характера мы намерены обходиться силами штатных юристов АСВ.

— А по сложным?

— По ряду сложных кейсов, там, где с той стороны мы видим сильное сопротивление и возможность вернуть существенные ресурсы в конкурсную массу, возможно, все-таки будем рекомендовать комитетам кредиторов привлекать внешних юристов. С понятной системой оплаты и мотивации, чтобы они максимум усилий прилагали для того, чтобы эти кейсы выиграть. И это мы также планируем четко прописать в нормативном документе.

— Привлечение штатных юристов будет стоить дешевле?

— Я скажу так: очевидно, это будет выгодно для кредиторов просто потому, что мы достаточно серьезную часть затрат забираем на смету расходов АСВ. Насколько это будет дешевле — сможем сказать весной следующего года. К этому моменту окончательно опишем новую юридическую модель от и до и утвердим ее на совете директоров.

— У АСВ в этом году был громкий судебный спор из-за привлечения юристов из компании «Кворум». Дело получило широкий резонанс, и не только из-за так называемого гонорара успеха, многих возмутило намерение АСВ тратить средства из конкурсной массы на споры с самими кредиторами. То есть, по сути, суд с кредиторами за их же счет…

— Ни одной копейки по факту не было потрачено.

— Потрачено не было, однако многих юристов и кредиторов возмутил сам подход АСВ. Какие уроки вы извлекли из проигранного спора?

— Верховный суд указал, что договоры такого типа заключать нельзя. И, безусловно, мы это для себя восприняли. Мы считаем, что позиция суда была высказана четко, без возможности разных трактовок.

— Пару лет назад была очень острой тема забалансовых вкладов. Существует ли эта проблема сейчас?

— Давайте сразу определимся: тогда были как настоящие забалансовые вклады, так и поддельные. В пик отзыва лицензий, в 2016–2017 годах, были распространены случаи с дроблением вкладов, их фальсификацией, были попытки обмануть в расчете на то, что мы в этом огромном объеме пропустим вклады нарисованные, выплатим страховую компенсацию тем, кому она не положена. Мы с ситуацией справились.

Было 16 подобных случаев, 15 млрд руб., которые у нас попытались украсть. Тогда даже были случаи, когда базы уничтожались: кто-то топил компьютеры в реке, кто-то размагничивал жесткие диски… Сложность была в том, чтобы определить, какие из забалансовых вкладчиков реальные. Мы вынуждены всегда исходить из подозрения, что имеет место мошенничество, во всех ситуациях пришлось разбираться в ручном режиме. В итоге мы во внесудебном порядке установили права на вклады более 88 тыс. человек, это 90%. В ряде случае нам помогли правоохранительные органы, когда в рамках уголовных дел были доказаны противоправные действия против вкладчиков.

Сейчас проблему массовых забалансовых вкладов можно считать решенной. Если случаи и бывают, то они единичны. Плюс у нас теперь есть методика по выявлению неучтенных средств вкладчиков, она одобрена советом директоров, но по понятным причинам непублична.

— С вкладчиками лопнувших банков также были случаи, когда АСВ требовало вернуть деньги в конкурсную массу с граждан, кто забрал свои деньги накануне отзыва лицензии…

— Это очень непростая история. Проблема в том, что некоторые недобросовестные банкиры при признаках несостоятельности банка не прекращают операционную деятельность, а, наоборот, начинают привлекать больше вкладов или призывают вкладчиков дробить депозиты, переводить средства со счетов юрлиц на счета физлиц и т. д. Бывает, что кому-то банк деньги отдает, а кому-то нет. Случаев было много.

Здесь мы, с одной стороны, понимаем вкладчиков, которые просто хотят вытащить деньги из умирающего банка, но, с другой стороны, закон неумолим и требует обеспечить равные возможности для всех кредиторов. Мы здесь зажаты. Закон, который описывает систему страхования вкладов, в любой стране мира построен на постулате защиты самых слабых, то есть тех, кто не обладает инсайдерской информацией о скором отзыве лицензии у банка, у кого нет друзей и родственников в банке, которые позвонят и порекомендуют деньги забрать. Закон суров, но он защищает массового вкладчика. И по закону сомнительные сделки должны быть оспорены для того, чтобы деньги вернулись в конкурсную массу и были распределены между всеми.

— Однако те люди, с которых АСВ пыталось взыскать их собственные средства через суд…

— Они возмущены и не понимают, почему средства необходимо возвращать в банк и ждать в порядке общей очереди удовлетворения своих требований. Это непростой вопрос и для вкладчиков, и для нас.

Мы руководствуемся некоторыми принципами. Если мы видим, что вкладчик находился в однозначно более выигрышной ситуации, чем большинство,— например, у него была закрытая для других информация, или же он повел себя нетипично, например, незадолго до отзыва лицензии досрочно расторг все договоры вклада с банком, потерял проценты и забрал деньги, с точки зрения закона это говорит о получении вкладчиком откуда-то инсайдерской информации. Однако, если вкладчик может нас убедить, что он просто решил купить, например, машину, пришел и забрал деньги, это в наших глазах и в глазах суда его оправдывает. Если дело касается снятия зарплат, каких-то иных постоянных выплат, мы никогда это не оспариваем — это важно. Это непростая работа, она нам не приносит никакого счастья, но если мы не будем ее делать, то кредиторы будут иметь полное право подать иски к нам. Правда, в последнее время таких споров с вкладчиками не много, и мы этому рады.

— А чем вы это объясняете?

— ЦБ стал более четко и жестко отзывать лицензии.

Для нас как для системы страхования вкладов самая худшая ситуация, когда период от фактического начала смерти банка до ее констатации растягивается.

В серый период происходит основное мошенничество. И это как раз создавало такие проблемы. Сейчас случаев долгого умирания нет, и за это мы ЦБ очень благодарны.

— Но вот банк «Югра» умирал небыстро. И сейчас, если судить по новостям, там тоже все непросто: расчеты с кредиторами не слишком обнадеживают, владелец банка Хотин под домашним арестом…

— Действительно, процент выплат кредиторам небольшой, потому что основной актив «Югры» — это требования к юридическим лицам. Общий объем этих требований более 290 млрд руб., но погашение не осуществляется в пользу банка. Мы подали 388 исковых заявлений на общую сумму 436 млрд руб., в том числе заявления по упрощению взыскания на заложенное имущество должников, заявление включить требование банка в реестр требований кредиторов. Суды удовлетворили 134 исковых заявления на 258 млрд руб., возбуждено 283 исполнительных производства на 117 млрд руб.

— Цифры серьезные, а поступления?

— А поступления нет. Компании-заемщики банкротятся, активов на них нет, потому что они их передали уже дальше по цепочке. Я не хочу и не могу комментировать ход расследования уголовного дела, а вопрос о мере пресечения вообще относится к компетенции следствия и суда. Могу со своей стороны сказать, что все, что мы должны делать по закону, мы делаем всю возможную работу, направленную на удовлетворение требований кредиторов.

— Но надеяться кредиторам банка не на что?

— Закон предусматривает возможность для собственников, а также для третьих лиц в любой момент взять и требования кредиторов закрыть. Для этого нужно направить заявление в суд, АСВ и ЦБ, затем предоставить суду депозит в размере 10 млн руб. и в трехмесячный срок расплатиться по долгам перед кредиторами банка. Такие случаи в нашей практике были.

— Раньше АСВ само занималось оздоровлением банков, сейчас это делает ЦБ через Фонд консолидации банковского сектора. Какой вариант, на ваш взгляд, эффективнее?

— Сравнивать эти два механизма с точки зрения эффективности сложно, они по сути своей разные. Они были внедрены и использовались в разные периоды — прямые сравнения некорректны. Пока ставки были высокие и пока существовал лимит потенциальных банков-санаторов, механизм санации через АСВ был вполне оправдан и эффективен. По мере уменьшения ставок и практически исчезновения возможности у банков вырасти за счет санации, за редким исключением, этот механизм стал объективно нежизнеспособным. И я не исключаю, что при изменении ситуации появится какой-нибудь третий, новый механизм оздоровления банков. Важно реагировать на то, что реально происходит в жизни. Экономика меняется, ситуация меняется.

— Но у вас еще остались на санации 18 банков?

— Да, у нас 18 проектов. Завершена санация 50 банков, из них пяти — в 2019 году.

— Ожидаете пополнения в списке санируемых? Или наоборот?

— Это не нам решать. Но я всегда был сторонником того, чтобы у регулятора был максимально возможный набор инструментов. Даже если появляется более новый и эффективный инструмент, это не повод выкидывать старый добрый молоток, мало ли что может в жизни произойти. Потому появление новых механизмов санации не отрицает старых. И потому, если такая потребность возникнет, наш механизм живой и им можно воспользоваться.

— В этом году были интересные споры по банку «Пойдем!» из группы «Лайф», акции которого принадлежали Пробизнесбанку и были сначала проданы Совкомбанку, а потом топ-менеджерам «Российского капитала». Там все еще идут суды или акции уже вернулись в конкурсную массу Пробизнесбанка?

— Мы уверены, что акции «Пойдем!», которые принадлежали Пробизнесбанку, реализованы без нарушения законодательства. Продажа была согласована кредиторами, договор был заключен по результатам публичных торгов, никто, кроме победителя торгов, не изъявил желания их выкупить, торги проходили в течение семи месяцев. Поэтому мы исходим из того, что оснований для признания недействительными торгов акциями «Пойдем!» нет. Кроме того, 9 декабря суд апелляционной инстанции по аналогичному спору принял решение в пользу конкурсного управляющего банка. Вообще случай, когда ликвидируемый банк владеет другим банком, крайне нестандартный и сложный.

— Почему?

— Потому что в этом случае мы не можем как акционер ни докапитализировать банк, ни помочь ему с ликвидностью. И у нас в такой ситуации одна задача и возможность — как можно быстрее эти акции продать. И мне кажется, что в подобных историях любые попытки проведения повторных торгов, возврата акций и денег, поступления в конкурсную массу не увеличат.

Исаев Юрий Олегович

Личное дело

Родился 1 января 1972 года в Москве. Окончил экономический факультет Московского авиационного института (1994), кандидат экономических наук. В 1992–2001 годах прошел путь от экономиста-аналитика до президента — председателя совета директоров в банке «Российский кредит». В 2001 году стал президентом Импэксбанка. С 2002 по 2004 год был заместителем министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. В 2004 году — директор по связям с госорганами компании «Русал», тогда же был советником первого заместителя главы ФСБ Владимира Проничева. В 2005 году стал членом партии «Единая Россия», с 2007-го входит в состав генерального совета партии. В 2005–2006 годах занимал посты председателя правления Российского банка развития, первого зампреда всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо». С 2008 по 2013 год — депутат Госдумы, зампред комитета по финансовому рынку, курировал отношения с Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Одновременно с 2009 по 2012 год являлся президентом ФК «Динамо» (Москва). С декабря 2012 года — гендиректор АСВ.

Агентство по страхованию вкладов

Досье

Государственная корпорация создана в январе 2004 года на основании закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Основными функциями являются обеспечение работы системы страхования вкладов, ведение реестра банков-участников, контроль формирования и управление средствами фонда страхования вкладов. По данным на 13 декабря 2019 года, число действующих банков-участников составляет 365, страховых случаев — 505. Агентство также осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) несостоятельных кредитных организаций (695 ликвидационных процедур, завершенных — 331), занимается финансовым оздоровлением банков (18 проектов санации банков). По состоянию на 1 декабря 2019 года страховое возмещение получили 82,7 тыс. вкладчиков на сумму 45,1 млрд руб. Также в период с января по ноябрь 2019 года агентство обеспечило выплату страхового возмещения 27 тыс. вкладчиков 241 банка по ранее наступившим страховым случаям на сумму 5,2 млрд руб. Общий размер страховой ответственности агентства перед вкладчиками всех банков составляет 18 796 млрд руб., в том числе перед физическими лицами — 18 153 млрд руб.

Интервью взяла Вероника Горячева

admin