Германский союз 1815 года

К началу XIX в. многочисленные германские государства номинально составляли Священную Римскую империю. Реально империя распадалась на почти 300 монархий и автономных политических образований, среди которых уже с XVII в. главенствующее место заняли Австрия, Пруссия и Бавария. Государственно-политические и административные институты империи также существовали только номинально: райхстаг из средневековых курий князей (духовных и светских), городов и рыцарей, армия, численность которой не могла превышать 40 тыс., имперский суд, передача обжалований в который останавливалась перед высочайшим порогом стоимости иска в 1.500 золотых талеров. Поражение Прусско-Австрийского союза в войне с Францией (Люневильский мир 1801 г.) стало ускорителем распада империи и преобразования ее политического устройства.

Специальная имперская комиссия, работавшая под прямым давлением французских уполномоченных, подготовила целый комплекс преобразований, которые были направлены на централизацию Германии и одновременно на подчинение ее французскому диктату. В прямое управление Франции были переданы обширные области по левому берегу Рейна, которые полностью потеряли самостоятельность. Были ликвидированы институты владетельных имперских рыцарей, исчезли духовные княжества, количество вольных городов с 51 сократилось до 6 (остальные были «розданы» другим германским монархиям), некоторые княжества преобразовались в королевства. Число самостоятельных государств сократилось с 300 до 38. Большинство государств Южной Германии подпали под политическое влияние Франции. Предвидя конец империи, австрийский 1 король провозгласил свою державу империей, а себя – императором Австрийским (14 августа 1804 г.).

Попытка крупнейших германских государств в союзе с Россией противостоять Наполеону окончилась поражением (Пресбургский мир 1805 г.). Поражение привело к полному преобразованию империи. Бавария и Вюртемберг стали полностью самостоятельными королевствами, Австрия и Пруссия потерпели территориальные убытки. Большинство германских южных государств образовали Рейнский союз (12-25 июля 1806 г.) под эгидой Франции. Согласно акту об образовании союза, германские государства (Бавария, Вюртемберг, Баден и др. – всего 16) подразделялись на 2 рода. Первые, наиболее крупные, обладали всеми государственными правами (законодательством, юрисдикцией, полицией, армией). Вторые – только сеньориальными правами т.н. медиатизированных князей (усредненных), которые стояли под покровительством государств союза. Членами союза считались только первые. Это быстро привело к их укрупнению. 1 августа 1806 г. Наполеон провозгласил ликвидацию Священной Римской империи Германской нации, признав «полный и неограниченный суверенитет каждого из государей, составляющих Германию».

Новое государственно-политическое устройство Германии было установлено решениями Венского конгресса 1815 г., где была закреплена юридически и политически ситуация в Европе после разгрома Наполеона коалицией держав (Англией, Россией, Австрией и Пруссией), а также установлен новый европейский международный порядок. В соответствии с Союзным актом (10 июля 1815 г.), дополненным Заключительным актом Конгресса (15 июня 1820 г.), все германские государства, включая Австрию, Пруссию и возвращенные леворейнские области, объединялись в Германский союз. Это было во всех отношениях принципиально новое политическое образование.

Германский союз составили первоначально 38 государств (к 1866 г. в нем остались 35 членов). Все они (Австрийская империя, пять королевств, 7 великих и 8 простых герцогств и т. д.) вполне сохраняли свой государственный суверенитет. Это было международное объединение государств для поддержания своей внешней и внутренней безопасности. Однако было принято правило нераздельности объединения: отдельное государство не могло покинуть союз по своей воле (ст. 5). Вместе с тем территория союза обладала только международной цельностью, не создавая прав территориального верховенства для какого-либо государства.

В государственном смысле центральной власти в союзе не было. Каждое из государств (правительств) было представлено уполномоченными (в том числе четырех участников представляли Дания и Голландия). Органом общих решений был конгресс союза, местопребыванием которого был Франкфурт-на-Майне. Степень участия государств в конгрессе была различной. Одни государства (11 крупнейших) имели самостоятельные голоса, другие – составляли т. н. собирательные голоса (всего 6).

§1. Объединение германии. Создание германской империи

Со временем возражения со стороны мелких княжеств и городов против этой практики безусловного неравенства субъектов заставили изменить систему принятия решений. Решения стали приниматься в тесном совете по старому порядку и в пленарном, где каждый из субъектов имел не менее одного голоса (но зато 6 крупных государств имели по 4 голоса). Только в пленарном порядке могли изменяться законы союза, приниматься новые члены, учреждаться новые органы союза, причем эти вопросы должны были решаться единогласно. Объявление войны, заключение договоров от имени союза решались на пленуме по большинству голосов. Важным полномочием союзного конгресса было право союзной экзекуции – принуждения государства-сочлена к выполнению решений союза, а также гарантий частных прав. Другим правом союза было создание аустрегального (третейского) суда для решения споров между сочленами. Однако никаких исполнительных органов для выполнения общих решений не предполагалось. Конгресс назначал державу (из числа крупных), ответственную за экзекуцию. Это создавало объективные юридические предпосылки для доминирования более крупных государств. Реально же в союзе, особенно до 1840-х гг., первенство принадлежало Австрии. Другое крупнейшее из германских государств – Пруссия – стремилось стать во главе экономически-хозяйственного объединения. В 1833 г. под эгидой Пруссии был заключен Таможенный союз, куда вошли Пруссия, Бавария, Саксония и другие государства.

Ссылка на источник: http://www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-3/125.htm

Глава 17. От Германского союза к Германской империи

К началу XIX века Германская империя представляла из себя какой-то конгломерат государств. Ее политический строй был крайне раздроблен. В нем состояли королевства, курфюрства, ландграфства, маркграфства «окняженные графства», архиепископства, епископства, аббатства, владения духовных орденов, владения имперских рыцарств и вольных городов. Так выглядел на практике княжеский абсолютизм.

До 1806 г. в Германии насчитывался 51 имперский город, около 360 княжеств и около 1,5 тыс. рыцарских владений, владельцы которых также претендовали на независимость, суверенитет (Данные приводятся приводятся по учебнику К.Г.Федорова и Э.В.Лисневского «История государства и права зарубежных стран — -Ростов/Д., 1994. Часть 2. Книга 1. с. 77).

Великая французская революция повлияла на фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя «Священная Римская империя германской нации». Наполеон I юридически довершил дело ее разрушения. Он уничтожил самостоятельность «вольных» городов и отдельных княжеств. Вместо нескольких сотен государств осталось несколько десятков. Значительная часть Германии (ее прирейнские области) была поставлена под непосредственное управление Франции. Здесь были уничтожены крепостное право и феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс 1804 года. Поражение Наполеона не восстановило старой империи.

Вместо нее Парижским трактатом 1814 года был образован так называемый Германский союз в числе 34 государств — — королевств, княжеств, герцогств и немногих свободных городов.

Германский союз фактически был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реаль­ное главенство в союзе принадлежало Австрии. Германский союз, конечно, не решал проблемы объединения Германии. Сохранялись даже таможенные пошлины, суверенитет субъектов и т.д. Орган Германского союза, «Союзный сейм», прозванный из-за своего состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Тон во всей этой политике задавал всесильный австрийский министр Меттерних, одна из самых мрачных фигур европейской политической реакции (сх. 9).

Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгла­сивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии вы­ступили с инициативой распространить действие прусского таможен­ного закона на весь союз.

Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Буржуазное развитие Германии между тем совершалось, хотя и медленно. Итогом стало создание в 1834г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась под­чинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорва­ны Пруссией. Созданный по инициативе Пруссии Таможенный союз был ее крупным успехом. Он привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств, и с течением времени она привыкнет смотреть на Пруссию как на свой экономический, а затем и политический форпост (табл. 7).

Схема 9.

Таблица 7.

1814 г. — образование Германского союза (34 государства — королевства, княжества, герцогства и 4 свободных города) во главе с Австрией. 1834 г. — создание Таможенного союза (по инициативе Пруссии) из 18 государств — новый этап экономического развития Гер­мании, начало формирования хозяйственного единства страны при сохранении государственной раздробленности.

В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерман­ский вексельный устав, впервые применивший единообразное регули­рование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский про­ект Вексельного закона. В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в ка­честве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового простран­ства Германии.

Всеобщая воинская повинность (введенная в Пруссии еще в 1814 г.) и огромные траты на армию делали Пруссию единственным серьезным конкурентом Австрии в Германском союзе. Конфликт между ними решился в войне 1886 года, затеянный из-за герцогства Гольштейн. В битве при Садовой (1866 г.). Пруссия разбила австрийскую армию. С этого времени надежды германской буржуазии на восстановление страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством. Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Оно было оправдано уже единством языка и культуры. Сделавшись самым смелым из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте политической системы. Важную роль в решении этой задачи сыграл упоминавшийся выше первый министр Пруссии Отто фон Бисмарк.Бисмарк стремился оправдать эти надежды. Он ни минуты не сомневался в том, каким должен быть путь к объединению: «Не речами, не постановлениями большинства… а железом и кровью!» (табл. 8).

Таблица 8.

1849 г. — -создание во Франкфурте первой конституции объединенной Германии (не вступила в силу); 1850 г. — — принятие октроированной Конституционной Хартии Пруссии 1861 г. — — королем Пруссии стал Вильгельм I: военная реформа (увеличение регулярной армии, введение трехгодичной воинской службы), сент. 1862 г. — — на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк. Главной помехой на пути объединения Германии под главенст­вом Пруссии была Австрия. Конфликт между ними решился в войне 1866 г. 1866 г. — — битва при Садовой; Пруссия разбила австрийскую армию. 1867 г. — 0 создание Северогерманского союза — — объединение северо­германских княжеств и вольных городов вокруг Пруссии и создание в Германии нового сильного государства, за пре­делами которого остались южногерманские государства (Бавария, Вюртемберг, Баден и др.). 1870-1871 гг. — — после победы над Францией в войне 1870-1871 гг.

История Германии

южногерманские государства присоединились к Северогер­манскому союзу. 1871 г. — — прусский король Вильгельм был провозглашен германским императором. 1871 г. — — принятие первой общегерманской Констиуции.

В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганно­вер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою терри­торию (табл. 9).

Таблица 9.

В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз, в который вошли все северогерманские госу­дарства, а также ряд западных и южногерманских (табл. 10).

Таблица 10.

В следующем, 1867 г. Союз получил уже конституционное устройство. Управление им осуществлялось «президентом» в лице прусского короля, канцлером — — в лице прусского первого министра и двумя палатами, из которых нижняя — — рейхстаг — — избиралась всеобщим избирательным правом. Некоторые другие германские государства вроде Ганновера и Нассау были попросту присоединены к Пруссии.

За пределами союза оставались лишь большие и влиятельные южногерманские государства (Вюртемберг, Бавария и др.) На пути к их насильственному объединению в рамках единой империи стояла Франция: появление большого и сильного государства у самых ее границ было для Франции неприемлемым.

В 1867 г. была принята Конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза — — прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага созда­валась на основе всеобщего избирательного права.

В 1870 году Пруссия получила наконец возможность спровоцировать войну с Францией (которую, впрочем, не менее желал и Наполеон III). Победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир — — договор, по которому к Герма­нии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд франков. Разгромив Францию, Пруссия лишила южногерманское государство свободы выбора. Они должны были заявить о своем согласии войти в состав единой Германской империи.

Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провоз­глашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство — — Германская империя (табл. 11).

Таблица 11.

Согласно этой конституции, в состав империи входили 22 монархии (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) и несколько вольных городов, в том числе Гамбург. Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов.

Главой империи объявлялся король Пруссии — — самого большого из всех германских государств (60% населения, свыше половины всей территории) (табл. 12-А). Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи, он назначал всех имперских чиновников, включая канцлера — — главу правительства. Император же назначал делегатов в верхнюю палату парламента и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.

Таблица 12.

Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 769;

Венский конгресс. Создание Германского союза

Венский конгресс, который должен был подвести итоги бурной эпохи революции, войн и реформ, открыл свою работу в сентябре 1814 г. В Вену съехалось 216 представителей всех европейских государств, в том числе многие монархи, министры иностранных дел, главы правительств. Присутствовало большое количество гостей. На фоне балов, парадов, званых вечеров шла напряженная и серьезная работа.

Основной задачей Венского конгресса была Реставрация — реставрация государств, режимов, границ, баланса сил. Однако подавляющее большинство участников Конгресса понимало невозможность полной реставрации Старого порядка. Речь могла идти только о компромиссе между Революцией, Реформой и Реставрацией.

Под реставрацией участники Конгресса понимали главным образом восстановление прежних государственных границ и возвращение смещенных Наполеоном династий. По вопросу политического устройства государств господствовало мнение, что избежать революции в Европе можно при одном условии — пойти навстречу пробудившимся в освободительной борьбе народам. Александр I поддерживал идею конституционной монархии с сильным монархическим принципом.

Министр иностранных дел Франции Шарль Морис Тапейран (1754-1838), сформулировавший основной принцип Венского конгресса — принцип легитимизма, называл легитимной ту власть, которая сохраняет наследственные права монарха, но одновременно уважает общественное мнение.

Поэтому с принципом легитимности совместима умеренная конституционная монархия. И даже австрийский министр иностранных дел Клеменс Меттерних (1773-1859), будучи реалистом, не намеревался возвращать государства в прошлое. Настоящий консерватизм, отмечал Меттерних, основан на активной политике и тщательно взвешенных реформах.

Таким образом, компромисс составлял суть принимаемых решений по вопросам о государственном устройстве и политических режимах. Но он же лежал в основе решений о территориальном устройстве Европы. Хотя механизм достижения компромисса в этой сфере был иным: он был результатом борьбы между основными участниками конгресса — Англией, Австрией, Пруссией и Россией, имевшими разные геополитические интересы.

1 марта 1815 г., в разгар работы Конгресса, в Вену пришло сообщение о том, что Наполеон покинул Эльбу и направился в Париж. Возвращение Наполеона вызвало сильную тревогу в Европе. Была сформирована седьмая антифранцузская коалиция, общее количество войск которой насчитывало 700 тыс., правда, эти силы были рассредоточены по территории Европы.

18 июня 1815 г. в сражении при Ватерлоо французские войска были разбиты двумя армиями союзников: прусской под командованием Блюхера и англо-голландской под командованием Веллингтона.

Внезапное появление Наполеона во Франции резко ускорило работу Венского конгресса. 9 июня 1815 г. состоялось последнее заседание, на котором был принят Заключительный акт. Этот документ состоял из 121 статьи и 17 приложений. Одной из его статей стал Союзный акт, принятый по германскому вопросу 8 июня.

Будущее территориальное устройство Германии было предметом жарких дискуссий на Венском конгрессе, в которых принимали участие не только германские государства. Внутреннее устройство Германии уже около полутора веков ставило перед Европой дилемму. Если та будет слабой и раздробленной, она будет побуждать своих соседей, в первую очередь Францию, к экспансии.

Если Германия объединится, то станет слишком сильной и будет сама угрожать соседям. Выход нашли в том, чтобы, сохраняя раздробленность Германии, консолидировать ее. Другими словами, сохранили фактически все изменения, которые осуществил Наполеон. Другие варианты решения германского вопроса были отвергнуты, в том числе прусский проект.

Он предусматривал разделение Германии на две зоны влияния: северную — под руководством Пруссии и южную — под руководством Австрии. Первоначально этот проект был поддержан Меттернихом, поскольку соответствовал его представлениям о равновесии сил. Зато он вызвал резкие возражения со стороны средних германских государств и был отклонен.

В результате был создан Германский союз. Он представлял собой конфедерацию, в которую вошли 39 государств, в том числе четыре вольных города: Любек, Бремен, Гамбург и Франкфурт. Австрия и Пруссия входили в союз теми землями, которые в прошлом были в составе империи.

Целью Германского союза было поддержание внешней и внутренней безопасности, независимости и целостности отдельных государств. Конфедерация в момент создания не имела общей законодательной системы, правительства или вооруженных сил. В последний момент обсуждения Союзного акта Баварии удалось добиться отмены решения о союзном суде.

Единственным общим органом стало Союзное собрание (позднее оно получило название Бундестаг). Местом его работы был избран Франкфурт-на-Майне. Каждое германское государство посылало своего представителя, но должность председателя собрания занимал представитель от Австрии.

Германский союз, если учесть его границы, цели, объем полномочий Бундестага, верховенство Австрии, напоминал модифицированную Священную Римскую империю. По решениям Венского конгресса произошло некоторое изменение границ германских государств. К Пруссии была присоединена северная, экономически наиболее развитая часть Саксонии.

Более того, Пруссии удалось не просто вернуть свои небольшие владения на западе Германии, но еще и приобрести Рейнскую область и Вестфалию.

Венский конгресс. Создание Германского союза

В результате этих приобретений Пруссия стала граничить с Францией и Нидерландами. Ее территория теперь состояла из двух частей — Восточной и Западной (рейнской) Пруссии, между которыми находились владения других германских государств.

В Пруссии вновь, как и во времена Фридриха II, возникла потребность в территориальной консолидации государства. В курфюршестве Гессен (Кургессен), Брауншвейге, Ганновере, Гамбурге и ряде других государств были возвращены прежние правительства.

Наконец, в Союзном акте можно найти следы обсуждения конституционных проектов (статья № 13). Несмотря на неопределенность формулировки, которая дает возможность двойного толкования, статья открывала перспективы конституционного развития германских государств.

Германо-итальянский договор о военно-политическом союзе

БЕРЛИН, 22 мая. (ТАСС). Сегодня утром в Берлине состоялось подписание германо-итальянского договора о военно-политическом союзе. При подписании договора присутствовали с германской стороны Гитлер, Геринг, Риббентроп, адмирал Редер, генералы Браухич и Кейтель, с итальянской стороны — Чиано, генерал Париани, итальянский посол в Берлине Аттолико.

Текст договора:

"Дружественный и союзный пакт между Германией и Италией. Германский рейхсканцлер и его величество король Италии, Албании и Эфиопии считают нынешнее время подходящим для того, чтобы укрепить дружбу и сплоченность, которые существуют между национал-социалистической Германией и фашистской Италией, путем торжественного заключения пакта.

После того, как был создан, благодаря общей, установленной навсегда границе, прочный мост для двусторонней помощи и поддержки, оба правительства становятся снова на путь той политики, которая выработана ими в их принципах и идеях и которая успешно оправдала себя как в развитии интересов обеих стран, так ив обеспечении мира в Европе. Германский и итальянский народы, тесно связанные путем внутреннего родства их мировоззрений и путем широкой солидарности их интересов, решились и на будущее выступить объединенными силами за обеспечение их жизненного пространства и за сохранение мира.

На этом, предписанном им историей пути Германия и Италия желают, среди всеобщего беспокойства и разложения, служить задаче, которая обеспечит основы европейской культуры. ("Правда" 24 мая 1939 года)

Итало-германский раздел мира

ПАРИЖ, 27 мая. (ТАСС). Табуи в газете "Эвр" пишет о содержании секретного протокола, который приложен к итало-германскому договору о военно-политическом союзе. По словам Табуи, этот секретный протокол будто бы предусматривает подлинный раздел мира между Германией и Италией. "Иностранные наблюдатели в Берлине утверждают, — пишет Табуи, — что по этому протоколу Италия будто бы получает в качестве зоны своей экспансии Юго-Западную Европу с Испанией в качестве подсобного государства. Германия признает также интересы Италии также в западной части Балканской Европы и Малой Азии, причем признает, что страны, расположенные там, могут стать по образцу Албании или Абиссинии странами итальянского протектората или итальянской подмандатной территорией. Аналогичная фраза, полная обещаний для Италии, будто бы содержится также в протоколе и в отношении Северной Африки.

Германия со своей стороны будет "удовлетворена" опорными стратегическими морскими и воздушными базами в рамках прежних германских колоний, часть которых будет уступлена Италии. Германия далее получает преимущественные права на Венгрию и Румынию, получает протекторат над Болгарией, которая должна присоединится к "оси Рим-Берлин" в качестве подсобной державы, чтобы господствовать над Черным морем и над Дарданеллами и, наконец, получает порт на восточном побережье Адриатического моря Кроме того, Германия оговаривает присоединение к себе территорий, которыми она располагала в августе 1914 г. и которые сейчас принадлежат Франции и Польше, а также право на обладание частью Голландской Индии и Английской Индии. Наконец, Муссолини в этом протоколе будто бы обещает возвратить Германии Южный Тироль тотчас же после того, как Италия тем или иным способом получит Савойю".

("Красная звезда" 28 мая 1969 года)

Секретные статьи германо-итальянского договора

ПАРИЖ, 24 мая. (ТАСС). По полученным в Париже сведениям, опубликованный на днях германо-итальянский договор о военно-политическом союзе имеет также секретные статьи. Как указывает газета "Эпок" Италия взяла на себя секретное обязательство поддержать Германию против Польши, а Германия обещала Италии выступить на ее стороне против Франции.

("Правда" 25 мая 1939 года)

Несокрушимый блок

Новый договор выражает волю возрожденных и укрепленных гением их вождей двух великих народов — идти вместе по общему пути, сохраняя мир, но в то же время с неуклонной решимостью отстаивать свои ненарушимые права на жизнь и преуспеяние. Договор — это решительный ответ Германии и Италии на сложные и двусмысленные системы демократических пактов. 150 миллионов людей Германии и Италии образуют вместе с другими своими друзьями несокрушимый блок.

Нынешний договор — это последнее предупреждение всем демократическим кузнецам коварных договоров. Новые союзники уверены, что все проблемы могут быть решены мирным путем. Но также твердо они решили, не уступать ни на шаг насилию.

Глава 17. От Германского союза к Германской империи

Всякая пядь германской и итальянской территории будет защищаться всемерно обеими державами, насчитывающими с прочими своими друзьями 300 миллионов населения.

("Новое Слово" Берлин. 28 мая 1939 года)

Итало-германский договор

По намекам осведомленной итальянской печати можно было заключить, что в договоре имеются тайные пункты. По слухам, одним из тайных пунктов является — установление в случае войны общего командования для германской и итальянской армий (разумеется германского). Вообще, европейская печать расценивает заключение договора, как утерю Италией остатков политической самостоятельности, и полный ее переход под германскую ферулу. Надо сказать, что большого впечатления этот договор не произвел ни в Париже, ни в Лондоне.

Говорят только, что заключение этого договор окончательно излечило Англию от надежд на возможность какого-то соглашения с Италией и склонило к большей уступчивости по отношению к советским требованиям. Таким образом, первым, кто выиграл от итало-германского договора, оказались… большевики, снова с триумфом пролезающие в Европу.

("Меч" Варшава. 28 мая 1939 года)

План
Введение
1 История
Список литературы
Германский союз

Введение

Герма́нский сою́з (нем. Deutscher Bund — дойче бунд) — союз германских государств в XIX веке.

1. История

Союз был основан 8 июня 1815 года на Венском конгрессе как наследник развалившейся в 1806 году Священной Римской империи. В 1815 году Германский союз включал 41 государство, а в 1866 году (ко времени роспуска) — 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм.

В союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек).

Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своём составе территории, находящиеся под иностранным суверенитетом — короля Англии (королевство Ганновер до 1837 года), короля Дании (герцогства Гольштейн и Саксен-Лауэнбург до 1866 года), короля Голландии (великое герцогство Люксембургское до 1866 года), . Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нём провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Далмация, Истрия и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии. Пруссия и Австрия только теми территориями входили в Германский союз, которые уже были частями Священной римской империи. Территория Германского союза в 1839 году составляла около 630 100 км² с населением 29,2 млн человек.

После Австро-прусской войны (17 июня — 26 июля 1866) Германский союз 23 августа в городе Аугсбург распустился.

Германский союз был конфедеративным образованием. Главным стремлением малых государств, входивших в союз, было сохранение статуса-кво в Германии. Правящим органом Германского союза был Союзный сейм. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов и заседал во Франкфурте-на-Майне (нез.)

. В полном составе (69 голосов) заседания Союзного сейма проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в союзе принадлежало Австрии, как крупнейшему по территории и населению государству Германского союза.

Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Нассау, Брауншвейг и Саксен-Веймар).

Дворянство имело власть над крестьянством, барщину, кровавую десятину, феодальный суд. Абсолютизм оставался практически нетронутым.нейтральность?

Но капитализм пробивал себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, было отменено крепостное право, барщина была вытеснена более производительным трудом наёмных батраков. Развивалось промышленное производство, особенно в Рейнской области (прус.) . В 1834 г. создан Германский таможенный союз (нем. Zollverein ), в состав которого вошли Бавария, Пруссия и ещё 16 германских княжеств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей на роль объединительной силы в Германии наряду с Австрией. Прусская монета, талер, стала единственно используемой монетой в Германии. Австрия не входила в таможенный союз.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после поражения Австрии в австро-прусской войне (к 1866 г. в него входило 32 государства). Единственным его членом, сохранившим независимость и не потерпевшим ни одной смены режима, является, опять же, княжество Лихтенштейн.

Список литературы:

1. documentArchiv.de — Gesetz betreffend die Einführung einer deutschen Kriegs- und Handelsflagge (12.11.1848)

2. Каратини Р. 943.2 — De la Prusse au IIIe Reich. — A — La Prusse et l’Allemagne avant Bismarck.b) Prise de conscience du sentiment national. — c) L’Europe de 1815. — B — L’Allemagne jusqu’à la guerre de 1914.a) Bismarck. // Bordas Encyclopédie. 5a — Histoire universelle (2). De l’Antiquité à nos jours : l’Europe. — 1-е изд. — М.: Bordas-Éditeur, 1969. — С. 25—26.

Германский союз

— 500 с. RERO R003578261 (фр.)

3. Лихтенштейн состоял в оборонительном союзе с Австрийской империей, в дальнейшем сохраняя тесные связи с Австро-Венгрией. Другое неисчезнувшее нейтральное государство, Люксембург, было исключено из Германского союза, собственно, за нейтралитет в австро-прусской войне. В случае его вступления в войну, он был бы аннексирован Пруссией или вошёл бы в Северогерманский союз. В итоге, Люксембург аннексировался поочерёдно Германской империей и Третьим рейхом в 1914 и 1939 годах соответственно.

admin