Где указывается национальность?

Важным критерием свободы личности является предоставляемая и гарантируемая законом возможность ее самоидентификации. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Таким образом, в Российской Федерации признается прежде всего право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность.

В основе национальной самоидентификации личности лежит не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности по причине духовной связи общим языком, культурой. Действующим законодательством порядок определения национальной принадлежности гражданина не установлен. Наличие в свидетельстве о рождении гражданина указания на национальную принадлежность его родителей само по себе не есть определение национальной принадлежности данного гражданина.

В России раньше наряду с гражданством в паспорте указывалась национальность, она определялась по национальной принадлежности отца или матери, указанной в свидетельстве о рождении. Если родители имели разную национальность, то при выдаче впервые паспорта по достижении 16 лет человек сам определял, какую из них записать в паспорт. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежала. Графа «Национальность» являлась непременным атрибутом также всякого рода анкет, иных учетных документов. Теперь такая графа из паспорта исключена. В других официальных документах этой графы также нет, если же она где-то и встречается, то гражданин не обязан ее заполнять. Свою национальность можно при желании указать, сделав соответствующее заявление (ссылку) в автобиографии, резюме, Интернете, СМИ, любом публичном выступлении или при социологическом опросе.

Сведения о национальности в записи актов гражданского состояния вносятся только по желанию лиц (лица), обратившихся в орган ЗАГС с заявлением о государственной регистрации акта гражданского состояния, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». В случае, если сведения о национальности указаны в записи акта гражданского состояния, то они вносятся и в свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет за собой каких-либо правовых последствий, ибо национальность не может служить основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. Конституция Российской Федерации (статья 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 136) предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан . В подавляющем большинстве зарубежных стран действуют такие же нормы. В то же время значение национальной принадлежности человека не следует недооценивать. Право на сохранение и развитие национально-культурных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народов и отдельной личности, провозглашенных в международно-правовых актах и национальном законодательстве государств.

Информация подготовлена
главным специалистом отдела
записи актов гражданского
состояния по городу Кургану
О.Д. Таскаевой
06.07.2012

Конституция РФ в статье 26 утверждает право каждого человека определять и указывать свою национальность. А паспорт является единственным общегражданским документом, где можно это сделать. Следовательно, отсутствие возможности указать свою национальность в паспорте нарушает конституционные права граждан.
Национальная принадлежность — это принадлежность лица к конкретному этносу, характеризующемуся общностью языка, психического склада, культуры, самосознания и т.п.
Заявление о своей национальности является методом САМОИДЕНТИФИКАЦИИ человека в многонациональном государстве и любой нормальный человек гордится своей национальностью и не собирается её скрывать.
Национальная самоидентификация провозглашена в качестве основного права человека и гражданина, следовательно, обязанной стороной является государство, носитель права не может быть лишен возможности указать свою национальную принадлежность в основном идентификационном документе, каковым является паспорт гражданина Российской Федерации.
Отсутствие графы «национальность»- это преступления против неотъемлемого права каждого народа сохранять свои культурные ценности и национальные традиции и обычаи. В конечном итоге, вывод из паспорта национальности приводит к потере самой национальности, к созданию людей «не помнящих родства».
Графа национальность в паспорте не должна быть обязательной, только добровольной, но если гражданин РФ хочет указать свою национальность, то он должен иметь такую возможность.

Национальная организация «Башкорт» сообщила, что ею направлены в Госсобрание республики Башкортостан предложения о внесении в федеральное законодательство поправок, гарантирующих гражданам возможность указывать в паспортах свою национальную принадлежность, а также фамилию, имя и отчество на родном языке.

Русскоязычное написание и произношение многих национальных имен зачастую искаженно отражает настоящее имя гражданина

Свою инициативу башкирские активисты обосновали, прежде всего, тем, что статья 26 Конституции РФ гарантирует право граждан «определять и указывать свою национальную принадлежность». Вместе с тем, указывают активисты, «наши граждане до настоящего времени не имеют возможности реализовать это право в полной мере, так как внесение подобной записи не предусмотрено подзаконными юридическими актами». Поэтому «Башкорт» предложил Госсобранию РБ выступить с инициативой о внесении в постановление правительства РФ от 08.07.1997 N828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» дополнения, гласящего, что «по желанию гражданина в паспорте также производятся отметки: о национальной принадлежности — самим гражданином».

Также «Башкорт» предложил Госсобранию выступить с законодательной инициативой в целях внесения дополнения в Гражданский кодекс РФ, гласящего, что «имя гражданина должно быть записано на родном и русском языках в устанавливающих личность гражданина документах — свидетельстве о рождении и паспорте гражданина Российской Федерации».

«Российская Федерация — государство многонациональное, и ребенок может получить имя, данное ему родителями в соответствии с национально-историческими традициями на родном языке. В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика, что многие граждане, пользуясь своими именами, произносимыми и записываемыми на родных языках, не имеют юридического, документального подтверждения имени на родном языке. Следует иметь в виду, что русскоязычное написание и произношение многих национальных имен зачастую искаженно отражает настоящее имя гражданина, при этом основные устанавливающее имя документы (свидетельство о рождении, паспорт) заполняются только на русском языке. Мы считаем, что данные обстоятельства в определенной мере ущемляют право граждан на юридическое закрепление их имен на родных языках», — так обосновали свое предложение активисты «Башкорта».

Напомним, отмена графы «национальность» или так называемой «пятой графы» в паспортах граждан РФ произошла в 1990-е годы и сопровождалась бурными дискуссиями, в том числе, в республиках в составе России. Дискуссии по этому вопросу продолжились и в последующие десятилетия — так, по данным исследования Общественной палаты РФ, в 2013 году 51% граждан выступало за возврат в паспорта графы «национальность». В 2015 году соответствующий законопроект был внесен в Госдуму РФ, но оставлен без рассмотрения.

В беседе с «Idel.Реалиями» представитель «Башкорта» Руслан Габбасов пояснил, что инициативы организации являются выполнением резолюции прошедшего в декабре прошлого года III «Съезда башкирского народа».

Башкир могут подобным образом дробить на «северо-западных», «юго-восточных» или «южных»

Напомним, что на этом съезде Руслан Габбасов, обрисовав идущие в республике негативные демографические процессы среди башкирского населения, выступил с большими и весьма радикальными дополнениями к предлагавшейся резолюции, в которых предложил вернуть в паспорта графу «национальность». Эти идеи, принятые съездом, активист развил в своем интервью «Idel.Реалиям».

— Решение съезда о возврате в паспорта графу «национальность» было принято, поскольку в последнее время ассимиляционные вопросы идут сильнее, размывается национальная идентичность башкир, всё больше становится смешанных браков и люди, в том числе, дети уже не понимают, к какой национальности себя относить. Кроме того, скоро, в 2020 году пройдет очередная Всероссийская перепись населения, и мы опасаемся, что она может пройти не совсем честно, когда переписчики будут записывать данные о национальности граждан. Если же гражданин четко будет себя идентифицировать, как «башкир», подкрепляя это соответствующей записью в паспорте, то переписчикам уже невозможно будет это исказить.

Руслан Габбасов

​— В чем именно состоят ваши опасения, в чем могут быть искажения?

— Например, в том, что научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая Валерий Тишков, предлагает при проведении переписи разделить татар на подгруппы — «сибирских татар», «казанских татар», «кряшен» и так далее. У нас есть опасения, что и башкир могут подобным образом дробить на «северо-западных», «юго-восточных» или «южных».

— Но ведь они при этом все равно останутся башкирами?..

— Согласен, но всё равно это раздробление опасно, поскольку означает размывание исподволь нашей идентичности. Напомню еще, что тот же Тишков предлагал выделить этническую группу неких «татаро-башкир».

— В 1990-х годах пришлось наблюдать такую картину: некоторые представители башкирской общественности развернули кампанию по возрождению башкирских родов, настаивая на самоидентификации башкир, как членов различных племен — например, племени мин, юрматы и так далее. Разве это не было такой же попыткой дробления?

— Ну, это был трайбализм в чистом виде. Кроме того, это всё же не меняло общебашкирскую идентификацию нашего населения.

— Насколько ваши инициативы соответствуют федеральным законам, международным документам на этот счет?

Мы указываем, что запись о своей национальности делается гражданином не в обязательном порядке, а по желанию

— Мы здесь, прежде всего, учитываем запрос башкирского населения. Мы чувствуем, что это нужно нашему народу. И добавлю, что, в соответствии с Конституцией России, мы указываем, что запись о своей национальности делается гражданином не в обязательном порядке, а по желанию.

— Выдвигая инициативу о написании в документах имен на родном языке, вы имели ввиду, что они будут писаться на башкирской графике?

— Да, разумеется. Отмечу также, что это должно делаться также только по желанию граждан. Если человек не хочет указывать свою национальность, он, думаю, и имя напишет просто по-русски.

— Кстати, Казахстан переводит алфавит казахского языка на латиницу, о чем разговоры идут уже давно. На днях новый президент страны подтвердил это намерение. Как вы к этому относитесь?

— Абсолютно положительно. Латиница лучше отражает фонетические звуки, присущие языкам тюркской группы, в том числе и башкирскому. Если бы башкирский язык был переведен на латиницу, то и алфавит бы уменьшился, было бы легче его изучать.

​— Какие отклики на ваши инициативы вы ожидаете со стороны республиканской общественности, в частности, от представителей других национальных организаций — русских, татарских, чувашских и других? Есть ли у вас опасения, что они будут негативными?

— Думаю, что отклики будут, наоборот, положительными. Ведь все эти организации были взволнованы очередными планами, родившимися в федеральном центре — заместить все национальности одной искусственной, «россиянами», привести всё к «единому знаменателю». Люди против этого, они все хотят сохранять свою национальную идентичность.

— На Западе в последние десятилетия господствовал тренд слияния прежних наций в рамках одной страны в одну «политическую нацию». В 1990-е годы мы заимствовали эти идеи, и, в том числе, и поэтому в Российской Федерации была в паспортах отменена графа «национальность».

Мигранты, наводнившие Европу, не желают ассимилироваться, живут на новой родине замкнутыми общинами, стремясь сохранить свою идентичность

— Я полагаю, что в настоящее время этот тренд «захлебнулся». К чему он привел? Мы видим, что мигранты, наводнившие Европу, не желают ассимилироваться, живут на новой родине замкнутыми общинами, стремясь сохранить свою идентичность. Это, в свою очередь порождает конфликты с коренным населением и оно начинает голосовать на выборах за националистические партии. Тренд, в итоге, идет в обратном направлении.

— Не кажется ли Вам, что таким образом происходит некий и существенный, весьма тревожный регресс в общественных отношениях? Вместо объединения происходит разъединение. Не приведут ли эти ваши инициативы к такому же развитию событий в нашей республике?

— Вопрос неоднозначный. Да, мы наблюдаем реакцию сопротивления различных и многих этносов стремлению привести всё к единому знаменателю, к подражанию одной, в данном случае, западной культуре. Но всё же полагаю, что мы имеем дело с прогрессивным явлением. Когда люди больше обращают внимание на свою национальную культуру, на свою идентичность, на свои традиции и язык, всё это многообразие, наоборот обогащает мир, делает его интереснее и, в конечном итоге, служит тому же человеческому прогрессу.

Отметим, что в 2018 году уроженка Уфы Лейла Латыпова, обучаясь в Бостоне (США), написала исследовательскую работу по национальной идентичности жителей Башкортостана, в которой пришла к выводу, что в республике уже доминирует российская идентичность, этническая же самоидентификация уходит на второй план.

admin