Гарантии прав профсоюзов

Для успешной реализации профсоюзами предоставленных им прав законодательство предусмотрело материальные и юридические гарантии этих прав, а также дополнительные специальные гарантии защиты права на труд профсоюзных выборных работников.

Система гарантий прав профсоюзов предусмотрена в гл. III Закона о профсоюзах. Ее необходимость связана с тем, что профсоюзы являются общественными организациями и не могут в полной мере обеспечить реализацию собственных полномочий.

В систему гарантий входят:

1) имущественные гарантии деятельности профсоюзов (ст. 24 Закона о профсоюзах).

Так, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.

Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности.

Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.

Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Письмом Центрального банка Российской Федерации от 27 мая 1997 г. N 456 «О порядке перечисления на счета профсоюзов денежных средств (взносов) из заработной платы работников» (с изм. и доп. от 10 февраля 2000 г.) установлен порядок осуществления расчетов и проведения банковских операций, связанных с перечислением на счета профсоюза денежных средств из заработной платы работников.

Указанные денежные средства перечисляются работодателем в соответствии с коллективным договором, соглашением на банковский счет профсоюза, открытый по решению постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа профсоюза, осуществляющего права юридического лица;

2) личные гарантии, т.е. дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления:

а) гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы (ст. 25 Закона о профсоюзах).

Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций — без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы — органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов — соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии — соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов — только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 374 ТК РФ).

Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением;

б) гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы (ст. 26 Закона о профсоюзах).

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации (ст. 375 ТК РФ).

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняет за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до 1 года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением;

в) гарантии права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов (ст. 27 Закона о профсоюзах).

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном для работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы.

Предоставление определенных гарантий работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, основано на положениях Конвенции МОТ N 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях». В соответствии с положениями данной Конвенции представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством или коллективными договорами, или другими совместно согласованными условиями.

Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Важность предоставляемых гарантий состоит в том, что профсоюзные работники по роду своей деятельности должны противостоять работодателю, разъяснять другим работникам их права и обязанности, не допускать ущемления трудовых прав работников. Именно поэтому работодатели стремятся всячески избавиться от неудобных для них профсоюзных лидеров, с тем чтобы свернуть деятельность профсоюзной организации, свести ее активность к минимуму;

3) обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций содействовать профсоюзам в их деятельности, которая прямо предусмотрена Законом о профсоюзах.

Конституция РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30). Из данной конституционной нормы вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами.

В соответствии со ст. 28 Закона о профсоюзах работодатель обязан создавать условия для осуществления деятельности профсоюзов.

Так, работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов;

4) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов, которые призвана осуществлять прокуратура как орган государственного надзора за законностью;

5) гарантии судебной защиты прав профсоюзов (ст. 29 Закона о профсоюзах). Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации;

6) юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, т.е. за нарушение предусмотренных законодательством профсоюзных прав.

Законодательством устанавливается круг субъектов, подлежащих ответственности за нарушение прав профсоюзов. Это могут быть должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 30 Закона о профсоюзах).

(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Часть вторая исключена. — Закон РФ от 25.09.92 N 3543-1.
Установление условий труда и заработной платы, применение законодательства о труде в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляются с участием профессиональных союзов.
(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Профессиональные союзы осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, контролируют жилищно — бытовое обслуживание работников.
Профессиональные союзы управляют государственным социальным страхованием, а также находящимися в их ведении санаториями, профилакториями и домами отдыха, культурно — просветительными, туристскими и спортивными учреждениями.
Профессиональные союзы в лице их федеральных органов обладают правом законодательной инициативы.
(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Комментарий к статье 226
1. Статья в значительной части устарела и не соответствует Федеральному закону о профсоюзах. В настоящее время профсоюзы обладают широкими правами практически во всех сферах трудовых отношений. В числе этих прав Федеральный закон о профсоюзах называет:
1) право на представительство и защиту социально — трудовых прав и интересов работников;
2) право на содействие занятости;
3) право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;
4) право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;
5) право на получение информации от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
6) право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;
7) право в области охраны труда и окружающей природной среды;
8) право в осуществлении приватизации, государственного и муниципального имущества;
9) право на социальную защиту работников;
10) право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.
2. Закон о профсоюзах определяет круг лиц, чьи конкретно права и интересы может представлять и защищать профсоюз. Согласно ч. 1 ст. 11 Закона профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы своих членов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Профсоюзы могут также представлять и защищать права и интересы всех работников предприятий, учреждений, организаций, в том числе и не членов профсоюза. Для этого требуется соблюдение двух условий:
1) защищаемые права и интересы должны быть коллективными, т.е. принадлежать всему трудовому коллективу, а не его отдельным членам;
2) в уставе профсоюза должны содержаться положения, управомочивающие его на защиту коллективных прав и интересов работников. Ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 24 ноября 1995 г. — СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4558) определяет, что представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченных на представительство в соответствии с их уставами. Профсоюзы и их объединения признаются единственными представителями работников при заключении соглашений на федеральном, территориальном и региональном уровнях.
На предприятиях, в учреждениях и организациях право представлять коллектив принадлежит не только первичной профсоюзной организации, но и органам общественной деятельности, образованным на общем собрании (конференции) работников и уполномоченным ими.
Право профсоюзов представлять и защищать коллективные права и интересы работников соответствует нормам международного права, и в частности Конвенции МОТ N 117 и Рекомендации МОТ N 91.
Основным направлением деятельности профсоюзов является защита конституционных прав своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбором рода деятельности и профессии, а также права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Без согласования с соответствующими профсоюзными органами не могут устанавливаться система оплаты труда, форма материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда.
В ходе защиты социально — экономических прав и интересов работников профсоюзы могут организовывать и проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетировать и даже применять такую крайнюю меру, как забастовка. Действенными полномочиями обладают профсоюзы и в сфере защиты индивидуальных прав и интересов работников. Законодательство о профсоюзах предоставляет профсоюзам право по просьбе их членов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Для защиты социально — трудовых и других прав работников профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.
3. Другое важное направление деятельности профсоюзов составляют вопросы занятости членов профсоюзов. В этих целях профсоюзы наделяются правом участвовать в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
Только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров с соблюдением прав и интересов профсоюза может проводиться ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно — правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства работы, влекущее за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда. Расторжение трудового договора (контракта) с работником — членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ст. 35 КЗоТ, а также коллективными договорами и соглашениями.
Профсоюзам предоставлено право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Без учета мнения соответствующих общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) профсоюзов не могут решаться вопросы о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
4. В условиях рыночной экономики особую значимость имеют права профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением. Порядок и формы участия профсоюзов, их объединений и первичных профсоюзных организаций в коллективных переговорах и заключения коллективных договоров и соглашений от имени работников установлены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4558).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона о профсоюзах представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.
Аналогичный порядок применяется при решении вопросов представительства профсоюзов в организациях, где действуют несколько первичных профсоюзных организаций, при заключении коллективных договоров. Закон, таким образом, предоставляет право каждому профсоюзу, каждой первичной профсоюзной организации участвовать в ведении переговоров и заключении коллективных договоров, отстаивать права объединяемых им членов. Тем самым лишаются каких бы то ни было оснований споры о том, какой профсоюз на переговорах является более представительным, претендующим на роль единоличного представителя других профсоюзов и работников.
Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений, коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.
Праву профсоюзов, их объединений и первичных профсоюзных организаций вести переговоры и заключать коллективные договоры корреспондирует установленная ч. 2 ст. 13 Федерального закона о профсоюзах обязанность работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления вести такие переговоры по социально — трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений. Закон обязывает заключать договоры и соглашения по вопросам, которые согласованы сторонами и не вызывают у них возражений. Это положение является принципиально важным. Оно делает невозможным сохранение прежней практики, когда переговоры между профсоюзами и работодателями, органами исполнительной власти искусственно затягивались под предлогом того, что отдельные положения проекта договора, соглашения вызывали у них некоторые сомнения и возражения. Закон предписывает заключать коллективные договоры и соглашения по согласованным вопросам и продолжать вести переговоры по вопросам, требующим дальнейшего обсуждения. По мере их согласования стороны могут принимать, включать дополнения к коллективным договорам и соглашениям.
Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. В случае нарушения работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения и органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4557).
В случае недостижения соглашений по устранению нарушений коллективного договора профсоюзы могут обратиться в суд для привлечения к ответственности лиц, представляющих работодателя, виновных в нарушении и невыполнении обязательств.
5. Правомочия профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения и других видов социальной защиты работников могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В частности, Федеральным законом о профсоюзах предусматривается их право участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсации в зависимости от изменения цен, а также осуществлять контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
Перечень социальных прав, защищаемых профсоюзами, их объединениями, первичными профсоюзными организациями, в названном Законе остается открытым, что позволяет профсоюзам дополнять и развивать его в своих уставах. В частности, они могут предусматривать участие в формировании социальных программ, разрабатываемых государственными органами и органами местного самоуправления, в разработке порядка и размеров индексации денежных доходов населения, основных критериев жизненного уровня населения.
Важной гарантией активного и непосредственного участия профсоюзов в решении социальных вопросов является предоставленное им наравне с другими социальными партнерами право на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также право на профсоюзный контроль за использованием этих фондов. Уставы (положения) фондов могут быть утверждены только по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования РФ по представлению соответствующих профсоюзов. Профсоюзы также правомочны осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно — курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
6. Существенное значение в деятельности профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций придается контролю за соблюдением законодательства о труде. Такой контроль является общественным, в отличие от государственного контроля, осуществляемого Федеральной государственной инспекцией по труду (Рострудинспекцией) при Минтруде РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона о профсоюзах им предоставляется право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде работодателями и иными должностными лицами, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, иным социально — трудовым вопросам и организациям, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Среди других социально — правовых вопросов, подпадающих под профсоюзный контроль, можно назвать введение и пересмотр норм труда, выработки и применения мер поощрения, дисциплинарных взысканий, материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы могут создавать и создают собственные инспекции труда. Профсоюзные инспекции труда действуют на основании положений, утвержденных соответствующим профсоюзом.
В частности, исполком ФНПР 16 июня 1994 г. утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР. В настоящее время правовые инспекции труда действуют в отраслевых и межотраслевых профсоюзах, а также в первичных профсоюзных организациях, образованных на крупных предприятиях.
Профсоюзные инспекции труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм их собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, и осуществлять проверку соблюдения законодательства в двух сферах: по социально — трудовым вопросам, закрепленным ст. 19 Федерального закона о профсоюзах, и по вопросам деятельности профсоюзов. Благодаря такому контролю представляется возможным своевременно выявлять нарушения работодателями социально — трудовых прав и интересов работников, а также реальное исполнение обязанностей, возложенных на работодателя действующим законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
7. Профсоюзы наделены широкими правами в области охраны труда и окружающей природной среды. Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривается активное участие профсоюзов в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых актов и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Профсоюзы могут также участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых объектах, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.
Большое место в деятельности профсоюзов занимает профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды. Контроль осуществляется профсоюзными органами, уполномоченными доверенными лицами по охране труда, а также инспекцией по охране труда профсоюзов.
Уполномоченные, доверенные лица по охране труда избираются на общем собрании трудового коллектива предприятия или его подразделения на срок не менее двух лет. Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. N 30 (Бюллетень Минтруда РФ, 1994, N 5), предусматривается создание института уполномоченных по охране труда на предприятиях всех форм собственности независимо от подчиненности и численности работников (см. комментарий к ст. 248 КЗоТ).
При осуществлении профсоюзного контроля в области охраны труда и окружающей природной среды профсоюзы, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда и профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права, интересы членов профсоюзов по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды. При выявлении нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы и организации, профсоюзные инспектора по охране труда имеют право требовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
Работодатель не может не принимать во внимание требования профсоюзных органов и профсоюзных инспекторов о немедленном устранении допущенных нарушений норм в сфере охраны труда и окружающей природной среды. В противном случае профсоюзные органы могут принять решение о приостановке работы предприятия до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. При этом Закон о профсоюзах возлагает на работодателя и должностных лиц обязанность незамедлительно выполнить такое требование, а в ст. 21 предоставляет им право участия в мероприятиях по осуществлению приватизации государственного и муниципального имущества. Ранее законодательство, иные нормативно — правовые акты такого права профсоюзов не предусматривали, это привело к многочисленным нарушениям, просчетам, злоупотреблениям, допущенным руководителями предприятий и иными лицами в ходе приватизации, проведенной в 1992 — 1995 гг.
8. Профсоюзы наделяются правом иметь своих представителей в комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях. Благодаря этому праву профсоюзы смогут предотвратить принятие комиссией поспешных, непродуманных решений по вопросам приватизации, а также вести разъяснительную работу в трудовом коллективе, помогать ему выбрать вариант приватизации, позволяющий удовлетворить интересы большинства работников и предприятия в целом. Кроме того, участвуя в разработке устава будущего акционерного общества, первичная профсоюзная организация сможет предусмотреть в нем положения, закрепляющие порядок ее взаимоотношений с коллегиальными органами управления акционерным обществом, а также нормы, обеспечивающие надежную защиту прав работников от произвольных решений коллегиальных органов управления и администрации общества.
Представитель профсоюза согласно Федеральному закону о профсоюзах входит в число представителей организации, направляемых в комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации. Тем самым профсоюзные организации получают право участвовать в составе комиссии, образуемой в комитете по управлению имуществом для рассмотрения и утверждения уставных документов акционерного общества, образуемого в результате приватизации предприятия, учреждения, организации. Реализуя это право, профсоюзы смогут защитить права трудового коллектива на завершающей стадии приватизации, предотвращать внесение в уставные документы положений, противоречащих интересам работников, посягающих на их социально — трудовые права. Решения, принимаемые комитетами по управлению имуществом и нарушающие действующие правовые акты, а также интересы работников, профсоюзы могут обжаловать в суд или прокуратуру.
9. Следует отметить, что предоставленные профсоюзам права не ограничиваются только сферой правоприменения, практикой реализации законодательства о труде, вопросами охраны труда и окружающей природной среды. Активную и плодотворную работу профсоюзы ведут и в области законотворчества, подготовки и принятия иных нормативно — правовых актов. Действующая Конституция не предоставляет права законодательной инициативы общественным объединениям, в том числе и профсоюзам. Однако им предоставляется возможность активно влиять на процессы законотворчества и правотворчества в иных формах.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона о профсоюзах федеральные органы государственной власти могут рассматривать проекты законодательных актов, затрагивающих социально — трудовые права работников, с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). С учетом мнения соответствующего профсоюза органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают нормативно — правовые акты, затрагивающие социально — трудовые права работников. Закон о профсоюзах предоставляет им право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативно — правовых актов, касающихся социально — трудовой сферы, а также принимать участие в рассмотрении этих предложений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями.
10. Федеральный закон не только предоставляет широкие права профсоюзам, но и закрепляет гарантии их реальной деятельности:
1) судебную защиту прав профсоюзов;
2) дисциплинарную и административную ответственность должностных лиц и работодателей за нарушение прав профсоюзов;
3) право профсоюзов требовать привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона о профсоюзах дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора или по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации. Согласно ст. 30 Закона о профсоюзах за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время дисциплинарная ответственность применяется в соответствии со ст. 135 — 138 КЗоТ (см. комментарий названных статей). Действующий кодекс РФ об административных правонарушениях не выделяет в самостоятельный состав административные проступки, связанные с нарушением прав профсоюзов. Ответственность за такого рода деяния может наступать в соответствии со ст. 41 данного Кодекса, устанавливающего ответственность за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда. Нарушение прав профсоюзов в сфере трудовых отношений представляет собой один из многих видов нарушений законодательства о труде. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов, установленная ст. 137 УК РСФСР, в ныне действующем УК РФ отсутствует. Однако это не означает полной безответственности виновных должностных лиц за преступные посягательства на права профсоюзов. Существенное нарушение их прав, равно как и иной организации, прав и законных интересов граждан, с учетом иных обстоятельств, образует состав должностных преступлений, предусмотренных новым УК РФ — ст. 285, 286 либо 293 (злоупотребления должностными полномочиями, превышение должностных полномочий либо халатность).
Ч. 2 ст. 30 Федерального закона о профсоюзах предоставляет право органам общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах либо не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. Работодатель обязан удовлетворить требования указанных профсоюзных органов и расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, виновным в нарушении прав профсоюзов либо невыполнении своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
11. Предоставляя и гарантируя права профсоюзам, федеральное законодательство устанавливает также и их ответственность за нарушение законов РФ, иных нормативно — правовых актов. Так, Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров предусматривается, что профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая забастовку после ее признания незаконной, обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определяемом судом. За аналогичные действия штатные работники профсоюзных органов, виновные в организации и проведении незаконной забастовки, невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Лица, входящие в профсоюзные органы, но не освобожденные от работы, несут ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа.

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Многообразная деятельность профсоюзов требует определенной системы гарантий обеспечения нормального функционирования профсоюзных организаций, реального использования имеющихся возможностей для защиты прав и законных интересов работников. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и принуждение как средства воздействия на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Закон о профсоюзах и ТК установили систему гарантий прав профсоюзов. Необходимость подобных гарантий связана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий.

В систему таких юридических гарантий входят следующие гарантии:

  • 1) имущественные;
  • 2) личные (гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы; освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы; гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа);
  • 3) обязанность работодателей по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа;
  • 4) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;
  • 5) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.

Гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов и условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Финансовый контроль за средствами профсоюзов со стороны органов исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается, а имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, различные иные организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Представляется целесообразным рассмотреть гарантии, связанные с участием работников в различных профсоюзах.

Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2,3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК.

Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профсоюзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК).

Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы. Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника – другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации – общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором (ст. 375 ТК).

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п. 2 (сокращение численности или штата работников организации), п. 3 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации) и и. 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ч. 1 ст. 81 ТК с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации, его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочия допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК (ст. 376 ТК).

Обязанности работодателя по созданию условия для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа. Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам, как минимум, одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу данной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профсоюзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором (ст. 377 ТК).

Данные положения дополняются нормами Закона о профсоюзах, ст. 28 которого предусматривает предоставление профсоюзам, действующим в организациях, в бесплатное пользование оборудования, помещений, транспортных средств и средств связи, если это закреплено в коллективном договоре (соглашении).

При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, коллективным договором, соглашением.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью.

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

admin