ГАИ или ГИБДД?

Госавтоинспекция МВД России

Не следует путать с Военной автомобильной инспекцией и Государственной транспортной инспекцией.

Госавтоинспекция МВД России
ГАИ
Зона охвата
страна Россия
площадь 17 125 191
население 146 780 720
Операции
создана 15 июня 1998 года
3 июля 1936 года
(как ГАИ МВД СССР)
служившие
руководители Михаил черников
участков
управление МВД России
сайт https://гибдд.рф/

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОБДД МВД России) (также Государственная инспекция безопасности дорожного движения — ГИБДД, Госавтоинспекция — ГАИ) — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. ГУОБДД МВД России обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения. Главное управление выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

На региональном и местном уровнях образованы управления и отделы Госавтоинспекции, входящие в состав министерств, управлений, отделов внутренних дел краев, республик, областей, районов и других муниципальных образований, и ведомственно подчинённых ГУ ОБДД.

Деятельность Госавтоинспекции регламентируется Указом Президента России № 711 от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

История

Регулировщица старшина милиции Анна Фёдорова на перекрестке Невского проспекта и Садовой улицы блокадного Ленинграда. Фото Сергея Струнникова, 1942 год

5 ноября 1934 года Совнарком Союза ССР принял решение «организовать при ЦУДорТрансе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях Союза, а также в районах со значительным количеством автомашин» в целях решительной борьбы с неправильным использованием и хищническим отношением к автомобильному транспорту во всех ведомствах и организациях СССР.

ГАЗ-21 «Волга» в окраске госавтоинспекции

Госавтоинспекция НКВД создана 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт, контроль подготовки и воспитания шофёров.

До создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД — отдел регулирования уличного движения, в задачи которого входило лишь непосредственное регулирование движения. ОРУД сохранялся как отдельное подразделение до 1950-х годов. До этого времени собственно регулировщики в состав ГАИ не входили. К 1940 году ГАИ систематизировала и свела в один документ Правила дорожного движения. Был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учёта и технического осмотра транспортных средств. На ГАИ возлагалась функция организации дорожного движения, обоснование установки знаков и нанесения разметки, контроль за техническим состоянием улиц и дорог.

В период Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ были заняты, прежде всего, мобилизацией автотранспорта. Многие сотрудники ГАИ были призваны на военную службу.

Значок ГАИ МВД СССР

В конце 1960-х — начале 1970-х годов, с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей, в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений для: дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приёма экзаменов у водителей. Основной функцией ГАИ по-прежнему декларируется борьба с аварийностью.

В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД (Государственную инспекцию безопасности дорожного движения), что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции, и позволило бы оставить в прошлом в целом негативное отношение населения к ней. Однако это название «не прижилось», и в 2002 году в Указ Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.

В 2011 году во время реформы МВД было предложено переименовать Госавтоинспекцию в дорожную полицию, однако ведомство сохранило своё наименование.

Современность

Нашивка сотрудника ГАИ

Задачами Госавтоинспекции являются обеспечение соблюдения предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения, а также сохранение жизни и здоровья граждан на улицах и автодорогах нашей страны. Важной составляющей данной работы Госавтоинспекция считает активную пропаганду безопасности дорожного движения, особенно среди детей и молодёжи.

В современных условиях Госавтоинспекция поставила перед собой задачу повышения профессионального уровня своих сотрудников. Подготовка сотрудников Госавтоинспекции осуществляется на факультете Подготовки специалистов государственной инспекции безопасности дорожного движения в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова, кафедре административной деятельности и организации деятельности ГИБДД в Краснодарском университете МВД России, факультете № 6 Санкт-Петербургского университета МВД России.

Организовано повышение квалификации сотрудников ГИБДД на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД Российской Федерации и его филиалах, Санкт-Петербургского университета МВД России, Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД Российской Федерации.

Руководители

  • Фёдоров Владимир Александрович, генерал-лейтенант милиции, начальник Главного управления ГАИ МВД России (1992—1998 гг.), начальник Главного управления ГИБДД МВД России (1998—2001 гг.), заместитель начальника Службы общественной безопасности — начальник Главного управления ГИБДД МВД России (2001—2002).
  • Кирьянов Виктор Николаевич, генерал-полковник милиции, заместитель начальника Службы общественной безопасности — начальник Главного управления ГИБДД МВД России (2003—2004 гг.), начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (2004—2008 гг.), начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России — главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации (2008 — январь 2011).
  • Нилов Виктор Иванович, генерал-лейтенант полиции, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (12 июня 2011 — 29 марта 2017).
  • Черников, Михаил Юрьевич, генерал-лейтенант полиции, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (с 17 июня 2017 года).

Структура организации

Учебно-ситуационный центр оперативного управления силами и средствами подразделений ГИБДД.

Главное Управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации координирует государственную политику в области безопасности дорожного движения, руководит органами управления ГИБДД по субъектам России.

Органы управления Госавтоинспекциями по субъектам России координируют, управляют, руководят деятельностью подразделений Госавтоинспекции по региону.

Территориальные подразделения Госавтоинспекции, как правило, входят в состав территориальных органов внутренних дел районного уровня. На данные подразделения возлагается выполнение функций Госавтоинспекции на территории обслуживаемого образования:

  • по контролю соблюдения Правил дорожного движения и других нормативных актов в области безопасности дорожного движения;
  • приёма квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачи водительских документов;
  • регистрации и учёта автомототранспортных средств, выдачи государственных регистрационных знаков;
  • регулирования дорожного движения;
  • организации дорожного движения транспортных средств и пешеходов;
  • проведению мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения;
  • производству по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
  • розыску угнанных, похищенных и скрывшихся с места ДТП транспортных средств;
  • государственному учёту показателей состояния безопасности дорожного движения;
  • выдачи разрешений на оборудование транспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами.

Строевые подразделения ГИБДД. Основные функции строевых подразделений ГИБДД заключаются в:

  • контроле дорожного движения, состояния улично-дорожной сети;
  • выявлении (предупреждении) нарушений правил дорожного движения и других нормативных актов в области дорожного движения;
  • регулировании дорожного движения;
  • охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • оказании помощи участникам дорожного движения;
  • обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения при следовании в них объектов государственной охраны.

Службы и подразделения организации

  • Дорожно-патрульная служба (строевые подразделения Госавтоинспекции). Организация контроля дорожного движения, выявление, предупреждение нарушений ПДД.
  • Служба дорожной инспекции и организации движения. Контроль организации дорожного движения транспортных средств и пешеходов. Контроль исполнения предприятиями и организациями всех форм собственности нормативных актов в области организации дорожного движения.
  • Служба технического контроля. Организация контроля технического состояния транспортных средств. Контроль соблюдения автотранспортными и другими предприятиями и организациями нормативных актов в части технического состояния эксплуатируемых транспортных средств.
  • Регистрационно-экзаменационные подразделения. Исполнение государственных услуг по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
  • Подразделения розыска автотранспорта. Осуществляют розыск угнанного, похищенного и скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия транспорта.
  • Служба пропаганды безопасности дорожного движения. Занимается проведением агитационных, рекламных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, повышение авторитета и доверия у широких слоёв населения к деятельности Госавтоинспекции. Кроме того, проводит разъяснительную работу среди детей, родителей, педагогов во всех образовательных учреждениях, вне зависимости от форм собственности, а также среди населения в целом. Занимается информированием населения о состоянии аварийности, о вносимых изменениях в законодательство о безопасности дорожного движения и др. через СМИ, социальные сети и другие источники.
  • Подразделения Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства (ИАЗ ГИБДД). Осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
  • Существует особый тип подразделений ГАИ («на спецтрассах»), которые обеспечивают управление и организацию движения на особо важных магистралях, как правило, федерального значения (например, 4-й отдел ДПС УГАИ Москвы на спецтрассе обеспечивает организацию и регулирование движения на Тверской, 1-й Тверской-Ямской улицах, Ленинградском проспекте и Ленинградском шоссе вплоть до аэропорта Шереметьево).

В непосредственном подчинении находятся:

  • Центры автоматизированной фотофиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП ОДД ГИБДД). Осуществляют обработку данных о нарушениях ПДД, выявленных специальными техническими средствами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме. Выносят постановления об административной ответственности по таким нарушениям, контролируют их исполнение, в том числе выполняя функции подразделений ИАЗ (Исполнения Административного Законодательства).
  • Региональные отделы информационного обеспечения ГИБДД (РОИО ГИБДД). Обеспечивают подразделения Госавтоинспекции и другие заинтересованные органы государственной власти сведениями, содержащимися в информационных учётах ГИБДД и МВД в целом.

Численность

По данным за осень 2017 года в ГИБДД работали 55 тысяч человек.

Согласно Указа Президента России от 31 декабря 2017 года, численность сотрудников МВД в 2018 году должна сократиться на 10 тысяч человек. Во исполнении Указа, подписан внутренний приказ МВД, по которому сокращаются только сотрудники ГИБДД. Таким образом в 2018 году число сотрудников ГИБДД должно составить 45 тысяч человек

Примечания

  1. ГИБДД «ради трех букв менять всю „экипировку“ не намерена»
  2. Миронов предлагает превратить ГИБДД в дорожную полицию (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2013. Архивировано 28 декабря 2013 года.
  3. Госавтоинспекция: История Госавтоинспекции МВД России. www.gibdd.ru. Дата обращения 12 октября 2015.
  4. Подготовка кадров Госавтоинспекции.
  5. Указы о присвоении специальных званий и назначении на должность сотрудников органов внутренних дел
  6. Указ Президента Российской Федерации от 17.06.2017 № 269 «Об освобождении от должности, назначении на должность, увольнении с военной службы и присвоении специального звания в некоторых федеральных государственных органах». Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации (18 июня 2017). Дата обращения 10 декабря 2017.
  7. В ГИБДД России с 1 января сократили 10 тысяч должностей / Газета.ru, 05.01.2018
  8. СМИ: указом Путина уволены почти 20 % сотрудников ГИБДД / МК.RU, 05.01.2018
  9. Зубец Алексей Николаевич. Финансовый университет при Правительстве РФ. — См. отчет о НИР ГЗ-2014 «Исследование качества жизни в городах России». Архивировано 7 июля 2017 года.
  10. А. Н. Зубец; А. В. Новиков, А. В. Ярашева, А. Ю. Оборский, Е. И. Шарафутдинова. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование качества жизни в российских городах». Финансовый университет при Правительстве РФ (2014). Архивировано 25 марта 2016 года.

История ГАИ

Сколько лет ГАИ? История службы Госавтоинспекции начинается в 1936 году. Ранее аналогичные функции выполняла милиция, точнее, отдел регулирования дорожного движения (ОРУД).

Вновь созданное ведомство было призвано бороться с дорожно-транспортными происшествиями, контролировать подготовку водителей, разрабатывать нормы эксплуатации автотранспорта, а также выполнять другие задачи.

В 1938 г. началось создание местных отделов Госавтоинспекции, а в 1939 г. появились первые в СССР правила дорожного движения.

Славные страницы истории ГАИ связаны со временами Великой Отечественной войны и, в частности, с Дорогой Жизни (ноябрь 1941 – март 1943 гг.). Благодаря работникам дорожной милиции движение автотранспорта в Ленинград не прерывалось в течение всей блокады.

В последующие десятилетия были разработаны правовые основы дорожной безопасности, многие из которых до сих пор не потеряли своей значимости. Например, очевидный для современного автомобилиста запрет на вождение без прав или в состоянии опьянения появился лишь в 1956 г.

В 1966 г. в результате ряда преобразований было создано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, ставшее затем МВД СССР.

В эти годы появились документы, впервые учитывавшие международные требования к безопасности на дорогах. Тогда же ввели единые бланки водительских удостоверений, образцы техпаспортов и номерных знаков, были унифицированы правила регистрации и проведения техосмотров, порядок получения водительской квалификации.

Кризис 90-х гг. привел к сокращению служб, ответственных за безопасность дорожного движения. В результате увеличилось количество аварий и преступлений на дорогах. В результате у населения снизилось доверие к ГАИ, которое до сих пор не удается полностью восстановить.

В данных условиях основными задачами ГАИ стали контроль за дорожной безопасностью и борьба с преступностью, а организационно-хозяйственные задачи с Госавтоинспекции постепенно были сняты.

В 1998 г. в ходе реформ ГАИ получила свое новое название ГИБДД. Ее статус повысили до уровня министерств и ведомств.

Структура ГИБДД. Права и обязанности сотрудников

ДПС

Дорожно-патрульная служба (ДПС) выполняет следующие задачи:

  • защита прав всех участников дорожного движения, сохранение их здоровья и имущества;
  • профилактика правонарушений (ПДД) и преступлений в данной сфере;
  • обеспечение непрерывности и безопасности движения транспорта.

Совершенно ясно, что с сотрудниками ДПС автомобилистам приходится сталкиваться чаще, чем с представителями каких-либо других подразделений Гос ГИБДД. Правила взаимодействия с инспектором ДПС подробно описаны в этой статье. Также будет нелишним узнать, какими правами обладает инспектор.

Служба дорожной инспекции и организации движения (ДИиОД)

С наименованием этой службы давно существует путница: когда-то она называлась службой организации дорожного движения (ОДД) и многие по старинке продолжают именовать ее так. Основная задача ДИиОД – контролировать, чтобы дорожные работы выполнялись согласно всем имеющимся нормам. В обязанности сотрудников ДИиОД также входит:

  • изучение законодательной практики в этой области;
  • анализ данных о состоянии безопасности на дорогах, подготовка вариантов по ее улучшению;
  • рассмотрение заявок на открытие новых маршрутов социального транспорта;
  • определение порядка движения ТС повышенных габаритов и веса, согласование маршрутов и условий движения ТС, транспортирующих опасные грузы.

Служба технического осмотра и регистрации

Очень часто на местах данные функции выполняет МРЭО. Что же касается инспектора именно службы технического осмотра и регистрации, то в его обязанности входят:

  • постановка на учет (снятие с учета) транспортного средства;
  • изменение его собственника;
  • замена государственных номерных знаков, цвета и номера региона;
  • переоборудование ТС;
  • выдача (замена) регистрационных документов.

Регистрационно-экзаменационные подразделения

Занимаются вопросами выдачи и замены удостоверений на право управления ТС различных категорий. Пожалуй, самые большие очереди в ГАИ можно увидеть именно здесь — правда, в дни сдачи экзаменов курсантами автошкол.

Отделения розыска автотранспорта

Их основная функция – поиск машин или мотоциклов, которые числятся в розыске.

Спецсредства

При осуществлении своих обязанностей инспектор ГИБДД может пользоваться следующими инструментами и специальным оборудованием:

  • жезл – для указания направления движения и остановки ТС;
  • громкоговоритель, световозвращатель – для остановки ТС;
  • свисток – для дополнительного привлечения внимания;
  • анализаторы алкоголя (алкотестеры) – для проверки трезвости водителя;
  • радары, видеорегистраторы и прочие приборы видеофиксации – для вычисления скорости движения и регистрации других нарушений;
    навигаторы – для быстрого прибытия на место ДТП;
  • дубинки, электрошокеры – для самозащиты;
  • ежи (гибкие ленты с металлическими шипами), гарпуны (автоматические автозаградители, перекрывающие дорогу шипованной лентой), барьеры (ленты с воздухоотводящими штырями из легированной стали), кактусы (стальная «гармошка» с острыми шипами) – для задержания нарушителей.
admin