ФЗ об основах государственной службы

Устанавливается, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в установленном порядке обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Закреплены принципы государственной службы. Государственная служба основана, в частности, на принципах: единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; гласности в осуществлении государственной службы; ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения.

Сведения о государственных служащих вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.

Вводится ряд ограничений, связанных с государственной службой. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию, получать вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

Регулируются дисциплинарные вопросы государственной службы. Например, установлен дополнительный вид дисциплинарного взыскания, применяемый в отношении госслужащих, — предупреждение о неполном служебном соответствии.

Закон устанавливает систему социальных гарантий для государственных служащих, регламентирует порядок прохождения государственной службы.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установил категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований к государственным служащим, основы их правового положения, основные обязанности государственных служащих и ограничения, связанные с государственной службой. При его создании был использован опыт, накопленный в дореволюционной России и СССР, а также зарубежный опыт государственного управления.

В древний период различные виды государственной службы были в большей или меньшей степени распространены на все социальные группы. В эпоху складывания централизованного государства в XV-XVII вв. государственная служба превратилась в особую сферу профессиональной деятельности, сложилась система приказов как высших исполнительных органов государственной власти.

В XVIII в. были принципиально изменены принципы организации государственной службы на основе Табели о рангах 1722 г., в результате чего произошло движение от должности к чину как устойчивой социальной характеристике государственного служащего. Табель о рангах впервые сформировал в России единую государственную службу с выделением воинских, гражданских и придворных чинов. Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества стало введение в середине 60-х гг. XVIII в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий.

В годы правления Николая I произошло разделение государственной службы на военную и гражданскую. Важным шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка Свода законов о гражданской службе. В XIX в. основными условиями поступления на государственную службу стали происхождение, возраст, образование, подданство.

После революционных событий 1917 г. были приняты декреты «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе. В советский период государственных служащих относили к административно-управленческому персоналу. Работа над правовым оформлением института государственной службы началась лишь в конце 1980-х гг.

Федеративный договор 1992 г. и Конституция России 1993 г. предусматривали принятие на федеральном уровне основ законодательства о государственной службе и закона о федеральной государственной службе. С принятием в 1995 г. Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» были сформированы уровни государственной службы — федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации, а также сложилось разделение федеральной государственной службы по видам — гражданская служба, военная служба и служба в правоохранительных органах.

Принятие закона о государственной службе положило начало развитию этого института на новой основе.

См. также в Президентской библиотеке:

Нелидов Н. К. Юридические и политические основания государственной службы. Ярославль, 1874.

31 июля 1995 года Президент России подписал Федеральный закон №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установивший категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований к государственным служащим, основы их правового положения, основные обязанности государственных служащих и ограничения, связанные с государственной службой.

При его создании был использован опыт, накопленный в дореволюционной России, опыт советского периода и зарубежный опыт государственного управления. Так, например, рамочный закон о государственной службе был принят в ФРГ в 1947 г. Подобные законы, принятые в ряде стран, были конкретизированы законами о доходах и пенсиях государственных служащих, о порядке прохождения службы.

Стоит отметить, что Конституция РФ содержит некоторые исходные параметры организации государственной службы и определения правового положения государственных служащих РФ.

Но только с принятием Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» были заложены основы правового регулирования государственной службы как механизма государственного управления и служебных отношений государственных служащих.

Все эти годы система государственной гражданской службы активно развивается.

На днях, 30 июля, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении «дорожной карты» по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы страны на 2019-2021 годы.

План включает 14 позиций. Они в том числе предусматривают совершенствование порядка назначения на соответствующие должности, стимулирование таких сотрудников к повышению эффективности своей профессиональной деятельности, развитие системы государственных гарантий для госслужащих и так далее.

В частности, Минтруд должен будет подготовить доклад с предложениями по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы. Это нужно будет сделать до 15 ноября текущего года.

admin