ФЗ о реновации жилищного фонда

Законопроект подробно регулирует весь комплекс отношений, возникающих в процессе реновации.

Законопроект № 825313-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации» внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации 29.10.2019 г.

Субъект права законодательной инициативы: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Предлагается принятие Федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в настоящее время существуют проблемы обновления жилищного фонда в России, так как до сих пор продолжается эксплуатация многоквартирных домов 1957-1975 гг. постройки. Данные строения были рассчитаны на срок, не превышающий 50 лет, который близится к истечению либо уже истек. Состояние домов неудовлетворительное или и вовсе аварийное, а условия проживания далеки от комфортных.

Решение проблемы возможно с помощью реновации жилищного фонда, по мнению авторов законопроекта. В частности, она предлагает реконструкцию или снос устаревших в техническом отношении домов с предоставлением проживающим в них гражданам равнозначных жилых помещений или равноценного возмещения. При этом улучшаются жилищные условия нуждающимся в этом лицам, а освободившаяся территория используется для современного жилищного строительства или в иных общественно полезных целях.

В пояснительной записке приводится пример опыта проведения реновации в Москве и отмечается, что его нельзя полностью применить в других субъектах ввиду ограниченного финансирования и отсутствия законодательной базы.

В связи с этим проведение реновации на территории всей страны нуждается в создании законодательства в этой области на федеральном уровне. Авторами разработан механизм реализации реновации, приемлемый для всех субъектов Российской Федерации.

Особенности законопроекта заключаются в следующем:

Возможность законодательного регулирования реновации на уровне каждого субъекта Российской Федерации.

Вводится и подробно регулируется институт проекта реновации, определяются его типы, виды и формы реализации.

Прописаны возможности финансирования реновации за счет средств иных, помимо бюджета, источников, в то время как концепция реновации в Москве исходит из финансирования реновации за счет бюджета, что и делает эту концепцию неприемлемой для всех остальных субъектов Российской Федерации.

Вводится такой субъект, как инвестор проекта реновации. Идет речь о применении законодательства о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Законопроект предусматривает возможность осуществления реновации в отношении не только отдельного многоквартирного дома, но и элемента планировочной структуры (квартала, района, микрорайона). Аналогичные положения отсутствуют в законодательстве, принятом для реновации в Москве.

Это необходимо, поскольку градостроительная деятельность предполагает именно комплексный подход к реновации и влечет за собой обновление и благоустройство значительной территории.

Законопроект предоставляет субъектам Российской Федерации право использовать освобождаемые территории для строительства не только жилья, но и других объектов, а также право изменить в установленном порядке целевое назначение данного земельного участка.

Устанавливаются полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области реновации. Определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере.

Предусмотрен институт ответственного исполнителя (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и соисполнителей такой программы, их основные функции и полномочия.

Подготовлены несколько способов исполнения программы через дирекции, в качестве которой может выступать как подразделение ответственного исполнителя (при реализации бюджетных проектов), так и специально создаваемая унитарная некоммерческая организация (то есть не только фонд, но и бюджетное учреждение). Такой подход расширяет возможности субъектов Российской Федерации в выборе схемы управления реновацией и позволяет решать соответствующие вопросы более экономно, при этом законопроект не противоречит реализации программы реновации по московскому сценарию через фонд.

Содержит критерии, позволяющие определить возможность включения многоквартирных домов в перечень объектов, в отношении которых могут осуществляться проекты реновации.

Предусмотрен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о даче согласия на включение в проект реновации.

Предусматривает право собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, на получение равнозначного жилого помещения.

Законопроект подробно регулирует весь комплекс отношений, возникающих в процессе реновации. Он состоит из семи глав, объединяющих 38 статей.

Проект Федерального закона N 825313-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации»

Разработчиками законопроекта отмечается, в частности, что в Российской Федерации существует острая проблема обновления жилищного фонда, однако опыт проведения реновации в настоящее время имеется только в Москве. При этом эти наработки не могут быть автоматически перенесены на другие субъекты РФ без учета положений действующего законодательства и возможностей самих субъектов РФ.

В этой связи предлагаются законодательные основы для проведения реновации на всей территории РФ.

Законопроектом, в частности:

вводится возможность финансирования реновации в субъектах РФ не только за счет бюджетных, но и за счет привлеченных средств с использованием механизма государственного-частного партнерства;

устанавливается возможность осуществления реновации в отношении элементов планировочной инфраструктуры (кварталов, районов, микрорайонов), а не только отдельного многоквартирного дома;

предусматривается возможность использования участка, освободившегося после сноса дома, не только для строительства жилья, но и других объектов;

устанавливаются критерии, при соответствии которым дом может быть включен в программу реновации;

определяются особенности проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу о даче согласия на включение в проект реновации;

устанавливаются критерии равнозначности жилого помещения, предоставляемого по программе реновации;

определяются условия договоров о предоставлении новых жилых помещений, порядок заключения таких договоров и разрешения разногласий, возникающих при их заключении;

вводится правило об обязательном использовании взносов на капитальный ремонт, уплаченных в домах, включенных в проект реновации, на цели реновации.

В связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан — участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе Москве органы государственной власти города Москвы:

предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы — столицы Российской Федерации;

участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 507-ФЗ;

определяют содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее также — программа реновации). При этом под реновацией жилищного фонда в городе Москве (далее также — реновация) понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации жилищного фонда в городе Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства. Программа реновации устанавливает очередность сноса многоквартирных домов, включенных в программу реновации. Очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния;

устанавливают порядок формирования проекта программы реновации, определяющей перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений и граждане, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма (далее — наниматели жилых помещений), в соответствии со статьей 7.1 настоящего Закона проголосовали за включение данных многоквартирных домов в проект программы реновации. При этом к многоквартирным домам первого периода индустриального домостроения относятся многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период с 1957 по 1968 год, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;

утверждают программу реновации жилищного фонда в городе Москве;

определяют в пределах своих полномочий источники финансирования программы реновации, реализация которой осуществляется в том числе с привлечением средств бюджета города Москвы;

принимают на основании утвержденной программы реновации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве (далее — решения о реновации), содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу в соответствии с настоящим Законом, с указанием их адресов, информацию об этапах реализации решений о реновации (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения;

устанавливают в соответствии с настоящим Законом формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы реновации;

устанавливают в целях реализации программы реновации, строительства, реконструкции объектов регионального значения случаи и порядок разработки и утверждения комплексной схемы инженерного обеспечения (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение) территории, представляющей собой графическое и текстовое описания существующих и планируемых для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, в том числе сведения о планируемом расположении точек подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям, о предельной свободной мощности существующих и планируемых для размещения указанных сетей, об их максимальной нагрузке, утверждают форму такой схемы и состав указываемых в ней сведений;

устанавливают в целях реализации решения о реновации, строительства, реконструкции объектов регионального значения порядок определения точек подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям, в том числе их расположения на границе земельного участка и (или) территории, в отношении которых осуществляется подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о реновации, строительства, реконструкции объектов регионального значения;

устанавливают порядок и условия улучшения жилищных условий собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, членам его семьи, нанимателю жилого помещения, членам его семьи, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), при условии, что такие порядок и условия не снижают предусмотренные жилищным законодательством и иными федеральными законами гарантии улучшения жилищных условий указанных в настоящем абзаце лиц;

устанавливают категории граждан, которым при реализации программы реновации оказывается содействие в организации и осуществлении их переселения, и порядок оказания такого содействия;

обращаются в соответствии с пунктом 2.6 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом после создания унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 21.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Фонд субъекта Российской Федерации) при условии, что такой застройщик на день направления указанного заявления в арбитражный суд осуществляет строительство многоквартирных домов с привлечением средств участников долевого строительства исключительно на территории города Москвы и обязательства по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости будут исполнены за счет средств бюджета города Москвы, средств указанной унитарной некоммерческой организации. Порядок и критерии принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом устанавливаются нормативным правовым актом города Москвы;

устанавливают особенности ценообразования и сметного нормирования, в том числе определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, при размещении объектов регионального значения города Москвы, включая объекты, строительство которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы;

устанавливают по согласованию с Правительством Российской Федерации особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения генерального плана города Москвы, а также особенности порядка внесения изменений в генеральный план города Москвы и при необходимости определяют перечень требуемых для этого сведений, документов, материалов;

устанавливают особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, документации по планировке территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы и при необходимости определяют перечень требуемых для этого сведений, документов, материалов;

устанавливают особенности ведения, эксплуатации государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы и предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы, а также уточняют состав сведений, подлежащих включению в указанную систему;

устанавливают особенности применения на территории города Москвы утвержденного Правительством Российской Федерации единого стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе утверждают перечень государственных услуг, при предоставлении которых указанный единый стандарт не применяется;

определяют перечень государственных услуг города Москвы, предоставление которых, в том числе подача (направление) заявителем запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги, иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, выдача (направление) заявителю документов по результатам предоставления государственной услуги, осуществляется исключительно в электронной форме.

admin