ФЗ о предоставлении информации по запросу

Защита прав субъектов персональных данных

Пресечение распространения персональных данных в Интернете

Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных

Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?

Ответ: Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?

Ответ: В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

Вопрос: Что включает в себя понятие конфиденциальности?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?

Ответ: Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;

3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?

Ответ: В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:

1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора https://rkn.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.

Вопрос: Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников?

Ответ: Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

Вопрос: Если при обработке персональных данных организацией нарушаются мои права, куда я могу обратиться за защитой?

Ответ: Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефона указаны на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения оператором требований Федерального закона «О персональных данных»?

Ответ: Ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.

Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:

— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);

— разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст. 13.14 КоАП);

— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7. КоАП РФ).

Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 137, 272 УК РФ.

Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?

Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.

Таким образом, субъект персональных данных, акцептируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

Вопрос: Вправе ли оператор запрашивать сведения о судимости?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Вопрос: Какие иностранные государства обеспечивают адекватную защиту персональных данных?

Ответ: До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее – Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Австралия, Аргентинская Республика, Государство Израиль, Канада, Королевство Марокко, Малайзия, Мексиканские Соединенные Штаты, Монголия, Новая Зеландия, Республика Ангола, Республика Бенин, Республика Кабо-Верде, Республика Корея, Республика Перу, Республика Сенегал, Тунисская Республика, Республика Чили.»

Вопрос: Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства?

Ответ: Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.

Вопрос: Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?

Ответ: Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

Вопрос: Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?

Ответ: Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.

Вопрос: Существуют ли стандарты или рекомендации по исполнению Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» операторами?

Ответ: Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют. Ознакомиться с ними можно в разделе «Стандарты, рекомендации и концепции» Портала «Персональные данные»:

— стандарты и рекомендации в области стандартизации Банка России — http://www.cbr.ru/credit/Gubzi_docs/;

— концепция защиты персональных данных в информационных системах персональных данных оператора связи — http://minsvyaz.ru/ru/documents/5132/;

— методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости — https://www.rosminzdrav.ru/documents/7570-recomendatsii.

Оцените содержание раздела:

Роспотребнадзор настаивает на обеспечении проведения предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных категорий работников.

Сообщается, в частности, что в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), допуск работников, относящихся к декретированному контингенту, к работам, связанным с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевой продукции и продовольственного сырья, без прохождения медицинских осмотров в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, может привести как к возникновению вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями среди работников предприятий, так и к контаминации самой пищевой продукции и продовольственного сырья, что в свою очередь может создать угрозу здоровью населения при употреблении такой продукции и дополнительно осложнить эпидемиологическую ситуацию.

Кроме того, к декретированным контингентам относятся также работники водопроводных сооружений, медицинских организаций, организаций, предоставляющих социальные услуги, образовательных организаций, коммунально-бытового обслуживания и т.д.

На основании изложенного в целях недопущения осложнения эпидемиологической ситуации Роспотребнадзор просит не допускать приостановления проведения предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных категорий работников, указанных в приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

В адрес медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, будут направлены соответствующие разъяснения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 24 апреля 2020 г. N 02/7865-2020-24

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ

ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступают обращения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству и реализации пищевой продукции и продовольственного сырья, по вопросу отказа медицинскими организациями в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных категорий работников, указанных в приложении N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).

Основаниями для отказа, по информации медицинских организаций, являются распорядительные документы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (далее — Приказ Минздрава России N 198н), согласно которым медицинскими организациями и их структурными подразделениями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, приостанавливается проведение профилактических медицинских осмотров.

Указанные в приказе Минздрава России N 198н профилактические медицинские осмотры проводятся в порядке, утвержденном приказом Минздрава России от 13.03.2019 N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» и не включают в себя предварительные и периодические медицинские осмотры отдельных категорий работников в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также предупреждения возникновения и распространения заболеваний, урегулированные положениями статьи 213 Трудового Кодекса Российской Федерации и приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), допуск работников, относящихся к декретированному контингенту, к работам, связанным с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевой продукции и продовольственного сырья, без прохождения медицинских осмотров, в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, может привести как к возникновению вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями среди работников предприятий, так и к контаминации самой пищевой продукции и продовольственного сырья, что, в свою очередь, может создать угрозу здоровью населения при употреблении такой продукции и дополнительно осложнить эпидемиологическую ситуацию.

Кроме того, к декретированным контингентам относятся также работники водопроводных сооружений, медицинских организаций, организаций, предоставляющих социальные услуги, образовательных организаций, коммунально-бытового обслуживания и т.д.

На основании изложенного, в целях недопущения осложнения эпидемиологической ситуации просим не допускать приостановления проведения предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных категорий работников, указанных в приложении N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Одновременно информируем, что Роспотребнадзор обратился в Минздрав России с просьбой направить в адрес медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, соответствующие разъяснения.

Руководитель

А.Ю.ПОПОВА

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает право на обращение к государственным органам и органам местного самоуправления с запросами о предоставлении информации. Этот закон регулирует не только рассмотрение запросов граждан, но и целый ряд других вопросов (опубликование информации о деятельности органов власти, размещение этой информации в сети Интернет и т. д.). Собственно работе с запросами в законе посвящена лишь небольшая часть текста.

Особый порядок рассмотрения установлен для запросов средств массовой информации (см. ниже). Особенности касаются как сроков рассмотрения запросов, так и круга возможных адресатов обращений.

Авторы запросов

С запросами о предоставлении информации могут обращаться граждане, объединения граждан и любые юридические лица. Таким образом, круг авторов запросов о предоставлении информации существенно шире, чем установленный для жалоб нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59−ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Адресаты запросов

Запросы о предоставлении информации могут направляться только в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, круг адресатов запросов о предоставлении информации уже, чем установленный для жалоб граждан. Однако это в значительной мере компенсируется тем, что запрашиваемая информация не ограничена вопросами деятельности органа, в который направляется запрос (см. далее).

Предмет запросов

Запрашиваться может информация как о деятельности самих государственных органов и органов местного самоуправления, так и о деятельности подведомственных этим органам организаций. Предметом запроса могут быть как существующие документы, так и иная информация. Запрашиваться могут и те документы и иная информация, которая поступает в эти органы и организации. Могут также запрашиваться правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций (п. 1 ст. 1).

Запрос должен содержать следующую информацию об авторе запроса:

  • фамилию, имя и отчество (либо наименование организации);
  • контактные данные для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса:
    • почтовый адрес, номер телефона и/или факса, либо
    • адрес электронной почты.

Запрос должен содержать указание на орган (наименование органа) или должностное лицо (инициалы и фамилия и/или должность), которому адресуется запрос.

Порядок рассмотрения запроса

Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации аналогичен порядку рассмотрения жалоб:

  • письменный запрос регистрируется в течение трех дней с момента поступления — то есть не позднее дня (Т+3); устные запросы регистрируются в день обращения (ч. 5 ст. 18);
  • если адресат установит, что запрос находится вне его компетенции, то он обязан в течение 7 дней со дня регистрации направить запрос надлежащему органу и уведомить обратившегося; в такой же срок адресат должен ответить, если у него нет информации о том, какой орган может располагать запрашиваемой информацией (ч. 7 ст. 18);
  • если объем запрошенной информации превышает установленный правительством предел, то адресат должен в течение 7 дней со дня регистрации направить обратившемуся уведомление об объемах информации, ее стоимости и порядке оплаты (см. ниже);
  • ответ по существу должен быть направлен в течение 30 дней со дня регистрации; если подготовка ответа требует бо́льшего времени, то срок ответа может быть увеличен до 45 дней, но известить об этом обратившегося (с указанием причины отсрочки) необходимо в течение 7 дней со дня регистрации (ч. 6 ст. 18);

Ограничения и отказы

Закон предусматривает следующие основания для отсутствия ответа по существу запроса:

  • если запрашиваемая информация была опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети «Интернет», ответ может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация (ч. 3 ст. 19);
  • если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа (ч. 4 ст. 19);
  • если запрашиваемая информация ранее предоставлялась обратившемуся (п. 5. ч. 1 ст. 20);
  • если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным или муниципальным органом, о проведении анализа деятельности государственного или муниципального органа, его подразделений или подведомственных организаций или о проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав обратившегося (п. 6. ч. 1 ст. 20).

Плата за подготовку и пересылку информации

Информация предоставляется бесплатно, если она затрагивает права и обязанности обратившегося (п. 3. ст. 21), либо ее бесплатное предоставление установлено законом или иным правовым актом (п. 4. ст. 21). В остальных случаях взимается плата, если объем информации превышает установленный правительством Российской Федерации размер.

Минимальный бесплатный объем установлен «Правилами взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 860):

Единица формата Бесплатный объем Цена при превышении, ₽ 
лист формата А4 20 10
лист формата А3 20 20
лист формата А2 5 100
лист формата А1−А0 1 100
лист формата более А0 1 1000
мегабайт информации в электронной форме 1 10

Бесплатные объемы пересылаются за счет органа, направляющего ответ (информация в электронной форме — на указанный обратившимся адрес электронной почты). В остальных случаях обратившееся за информацией лицо оплачивает пересылку (а для информации в электронной форме — еще и стоимость электронного носителя, если носитель не был предоставлен самим обратившимся). По желанию обратившегося информация (и бумажная, и электронная) может быть передана ему непосредственно в государственном или муниципальном органе.

Если запрашиваемые пользователем объемы потребуют внесения платы, то орган в течение 7 дней со дня регистрации запроса обязан уведомить обратившегося о формате и объеме информации, о стоимости изготовления копий, стоимости пересылки, а также о стоимости электронного носителя (если информация предоставляется в электронном виде). Одновременно сообщаются сведения, необходимые для заполнения платежного документа, и срок оплаты (не превышающий срока ответа на запрос).

Особенности рассмотрения запросов СМИсредство массовой информации

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124−I «О средствах массовой информации» устанавливает особый порядок рассмотрения запросов средств массовой информации.

Отвечать на запросы редакций о своей деятельности помимо государственных и муниципальных органов, должны любые организации и общественные объединения (ст. 38 закона о СМИ).

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только при наличии в ней государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Отказ должен быть вручен редакции в 3-дневный срок со дня получения запроса, то есть не позднее дня (Т+3), и должен содержать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от охраняемой законом тайны, указание на лицо, принявшее решение об отказе, и дату принятия решения (ч. 1 ст. 40 закона о СМИ).

В законе неаккуратно сформулирована норма о сроке предоставления информации. Буква закона предусматривает две временны́х точки (ч. 2 ст. 40 закона о СМИ):

  • в трехдневный срок со дня получения запроса редакции вручается уведомление об отсрочке предоставления информации, если информация не может быть предоставлена в течение 7 дней; уведомление должно включать указание причин невозможности исполнения запроса в 7-дневный срок, срок предоставления информации, указание на лицо, принявшее решение об отсрочке, и дату принятия решения;
  • собственно семидневный срок со дня получения запроса — это нормальный срок ответа на запрос.

Таким образом, закон о СМИсредство массовой информации не содержит предельной величины отсрочки предоставления информации, однако для государственных и муниципальных органов в соответствии с ч. 3 ст. 38 закона о СМИ применяются нормы Федерального закона от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Примечания

  1. См. определение Конституционного суда РФ от 26.04.2016 № 918−О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Одинга Алексея Робертовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
По теме:

В Москве закрыли магазины сетей «Перекресток» и «Магнолия» за нарушение масочного режимаВернувшихся из-за границы туристов обязали дожидаться дома результатов теста на COVID-19Депутат Госдумы от КПРФ умер от коронавирусаДиректор школы обратилась в прокуратуру из-за мам, мешающих мерить температуру у детейВеликобритания вводит новые изоляционные меры из-за роста заболеваемости COVID-19Тюменцы пожаловались на фирму, которая вместо штор присылает им землю и обрезки тканиГубернатор Алтайского края Томенко заболел коронавирусомВ Томске студенты обратились в прокуратуру из-за недостаточного качества дистантаВ Европе снова вводят карантин и закрывают границы из-за коронавируса. Какой прогноз?Российский препарат от коронавируса поступил в аптеки. Он стоит ₽12 тыс.Производитель препарата от COVID-19 прогнозирует вторую волну пандемии в ноябре – декабреРегистрация — через «Госуслуги». В России хотят ужесточить правила пользования каршерингомРоссийский препарат от коронавируса будет стоить в аптеках от ₽12 тыс.Число заразившихся COVID-19 в мире перевалило за 30 миллионовВ российских аптеках с понедельника может появиться первый препарат от коронавирусаВ Кремле оценили вероятность возвращения ограничений по коронавирусуСуд присудил москвичке 120 часов обязательных работ по статье о «фейках о коронавирусе»Бывшая вирусолог ВОЗ заявила, что COVID-19 был специально создан в лабораторииВ России выявлено 5 670 новых случаев коронавирусаВ России за сутки больше 5,5 тыс. человек заразились коронавирусомВ Индонезии для контроля за ношением масок привлекут криминальных боссовВ России выявлено 5 509 новых случаев коронавирусаВОЗ зафиксировала рекордный суточный прирост заразившихся коронавирусомПилотную партию российской вакцины от COVID-19 отправили в регионыПенсионера из Петербурга штрафовали на ₽7,5 тыс. из-за отсутствия теста на COVID-19В России зафиксировано свыше 5,5 тыс. зараженных коронавирусомВ России предложили ввести двойные ценники. На одном будет цена за килограмм или литрМосква отменяет карантин для больных гриппом и ОРВИКремль: открытие российского юга не привело к всплеску случаев заболевания COVID-19Минпромторг хочет разрешить работу всех форматов торговли в случае второй волны COVID-19В России за сутки выявлено свыше 5,3 тыс. зараженных COVID-19Число умерших от коронавируса в мире превысило 900 тыс. человекВ России за сутки свыше 5 тыс. зараженных коронавирусомВ России готовят новые правила работы аптек. Они могут исчезнуть из жилых домов и на селеУченые нашли дублирования в научной публикации о российской вакцинеЗа сутки в России выявлено более 5 тыс. новых случаев коронавирусаСчетная палата проверит «коронавирусные» выплаты врачам»Экономическая ситуация не улучшается». Сенатор дал прогноз о ₽100 за евро к концу годаЧто ждет Санкт-Петербург во вторую волну коронавирусаРоспотребнадзор передал в прокуратуру итоги проверки по факту госпитализации НавальногоВ России выявлено 5 185 новых случаев коронавирусаВ Пермском крае часть врачей не получит «ковидные» выплаты. Их отменили задним числомСергей Собянин официально подтвердил, что сделал себе прививку от коронавирусаЧисло больных COVID-19 в РФ впервые с середины августа превысило 5 тыс. человек за суткиВ суд поступило дело бывшего главврача «Медгорода» Андрея КудряковаВОЗ перенесла сроки программы по всеобщему доступу к вакцине от COVID-19Экс-премьер Италии Берлускони заразился коронавирусомЯмал вошел в пятерку регионов РФ, жители которых сократили расходы из-за коронакризисаМинистерство торговли хочет ограничить губернаторов в праве регулировать продажу алкоголяМинпромторг предлагает отменить жалобные книги — устарели в условиях рыночной экономикиВ России выявлено еще почти 5 тыс. зараженных коронавирусомЖириновский испытал на себе вакцину от коронавирусаNYT: до 90% COVID-позитивных «больных» на самом деле ничем не болеютВ тюменскую больницу назначен врач, замешанный в скандале с невыплатой «ковидных» премийЕвропейский университет: до 13% петербуржцев переболели коронавирусомЧисло зараженных коронавирусом в России превысило 1 млн человекМэрия Москвы: 5,5 тыс. сотрудников столичных школ заражены коронавирусомМинистр энергетики Александр Новак вылечился от коронавирусаЧисло зараженных коронавирусом в России достигло 995 тыс. человекДегтярев полностью отменил коронавирусные ограничения в Хабаровском краеГлавный санврач Тюменской области рассказала, как будут проходить занятия с 1 сентябряЧисло зараженных коронавирусом в России превысило 980 тыс. человек»Левада-центр»: почти 54% россиян не хотят прививаться российской вакциной от COVID-19Почему при выборе овощей и фруктов не стоит полагаться на показания бытовых нитратомеровРоспотребнадзор в Тюмени объявил о втором этапе исследования иммунитета к COVID-19Число зараженных коронавирусом в России превысило 975 тыс. человек»Известия»: в России готовится запрет на недельный возврат товаров, купленных онлайнРоссийские ученые заявили о создании прибора для выявления коронавируса в воздухеЧисло заражений коронавирусом в мире превысило 24 млнУкраина закрыла свои границы для иностранцев из-за коронавирусаРоспотребнадзор требует временно закрыть бургерную Тимати Black Star Burger в ТюмениЖурналист Znak.com тяжело переболел COVID-19 в Геленджике и кое-что понял о РоссииЧисло зараженных коронавирусом в России превысило 970 тыс. человекСМИ: Юлию Тимошенко, заразившуюся коронавирусом, подключили к аппарату ИВЛВ Роспотребнадзоре рассказали, сколько должны весить рюкзаки школьников разных возрастовЧисло зараженных коронавирусом в России превысило 966 тыс. человекРоспотребнадзор проверит на коронавирусы российских летучих мышейВ Госдуме предложили перенести начало учебного года из-за коронавирусаБелорусы примут участие в третьем этапе испытаний вакцины от COVID-19, произведенной в РФЧисло зараженных коронавирусом в России превысило 961 тыс. человекРБК: Юлия Тимошенко и ее семья заразились COVID-19Главные санврачи Ямала и Югры отчитались о доходах за прошлый годЗа сутки в России выявлено 4 870 новых случаев коронавирусаГлава тюменского Роспотребнадзора в прошлом году заработала ₽2,6 млнВ Госдуме предлагают кратно повысить штрафы для владельцев чересчур шумных мотоцикловВ России число зараженных коронавирусом превысило 942 тыс. человекВ России выявлено 4 828 новых случаев коронавирусаЧисло заразившихся коронавирусом в мире превысило 22 млн человекВ России выявлено 4 748 новых случаев коронавируса»Ростех» предложил назначить его оператором вывоза медицинских отходовПутин и коронавирус: чем президент РФ в пандемию отличается от лидеров других странЧисло зараженных коронавирусом в России превысило 927 тыс. человекВ мире COVID-19 заразились более 21 млн человек Число зараженных коронавирусом в России превысило 912 тыс. человекСобянин прокомментировал возможность повторного введения карантина в Москве из-за COVID-19Число зараженных коронавирусом в России превысило 907 тыс. человекЧисло зараженных коронавирусом в России превысило 900 тыс. человекПутин объявил о регистрации в России первой в мире вакцины от коронавирусаВ России впервые с весны зафиксировано меньше 5 тыс. зараженных COVID-19 за сутки

admin