ФЗ о несостоятельности банкротстве кредитных организаций

Содержание

Особенности банкротства кредитных организаций

Банкротство кредитных организаций и банков в РФ отличаются от общих положений признания банкротом иных юридических лиц. При несостоятельности банков применяется отдельная глава Закона о банкротстве.

  1. Подача заявления с приложениями документов. При этом правом на обращение имеют должник, кредиторы, государственные структуры и Банк России.
  2. Обязательным является аннулирование лицензии, на основании которой осуществлялась деятельность кредитной организации. Аннулирование осуществляется Банком России.
  3. При несостоятельности реализуется стадия конкурсного производства. Перед началом этой процедуры могут быть предприняты оздоровительные меры (изменение активов и пассивов, оказание помощи со стороны учредителей, изменение структуры юрлица и другие).
  4. Имущество продается на торгах. За счет вырученных средств погашаются требования кредиторов. После исполнения этих обязательств формируется ликвидационный баланс. Конкурсный управляющий ведет реестр кредиторов и оформляет промежуточный ликвидационный баланс, который необходимо отправить Банку России для согласования.
  5. В завершение конкурсного производства составляется отчет, в котором содержаться следующие результаты:
  • ликвидационный баланс;
  • документы о реализованном имуществе;
  • требования кредиторов, включая погашенные.
  1. Суд выносит определение о том, что конкурсное производство завершается, а кредитная организация объявляется банкротом.

ФЗ об арбитражных управляющих

В рамках ФЗ-127 арбитражный управляющий является законным представителем собрания кредиторов и защитников прав должника. На дело о несостоятельности он может быть назначен только решением суда. Для занятия данным видом деятельности он должен соответствовать определенным критериям и требованиям. Среди основных можно выделить:

  • Наличие гражданства Российской Федерации;
  • Членство в одной из саморегулируемых организаций.

Отметим, что СРО обязана установить также и свои требования к специалистам, например, наличие высшего образования и отсутствие судимости. СРО вправе устанавливать и дополнительные требования, в том числе, оплату членских взносов и подтверждение добросовестности. В некоторых случаях наличия определенной квалификации у управляющего могут запросить конкурсные кредиторы или уполномоченный орган.

В деле о несостоятельности специалист обладает широкими полномочиями и правами, которые изменяются и расширяются в зависимости от этапа производства. Так, на стадии внешнего управления арбитражный фактически подменяет собой все прежнее руководство предприятия. Он может реализовать часть собственности для погашения долгов, изменить производство, сократить сотрудников и даже закрыть нерентабельные филиалы.

На стадии наблюдения основные задачи временного управляющего другие. Здесь он должен максимально сохранить имущество должника, провести финансовый анализ его состояния, собрать требования кредиторов и провести их первое собрание. По итогам данной процедуры он представляет суду отчет о своей деятельности. В нем он обосновывает целесообразность тех или иных дальнейших действий в отношении компании.

При конкурсном производстве управляющий уже полностью распоряжается собственностью и активами юридического лица. Он имеет право взыскивать дебиторскую задолженность, заявлять о недействительности незаконных сделок прежнего руководства и распродавать собственность юрлица для полного погашения долгов перед кредиторами.

На этапе финансового оздоровления специалист следит за исполнением должником плана оздоровления и графиком погашения задолженности, контролирует сохранность имущества и выполняет другие обязанности в соответствии с законом.

Оплата деятельности управляющего зависит от многих факторов, в том числе, от этапа производства, балансовой стоимости активов компании, процента возвращенного кредиторам долга.

По решению суда арбитражный может быть отстранен от работы на основании ходатайства заинтересованных лиц, либо саморегулируемой организации. Причин для этого может быть несколько: от нарушения законных прав участников процесса, до исключения специалиста из СРО за правонарушение или преступление. Кроме того, управляющий может отказать от дела по собственному желанию.

Длительность работы арбитражного непосредственно зависит от процедуры, в которой он участвует. Так, на стадии наблюдения он трудится не более семи месяцев. А вот этап финансового оздоровления может продолжаться до трех лет. В случае банкротства физического лица специалист может заниматься реструктуризацией задолженности гражданина до трех лет.

Управляющий несет персональную ответственность перед участниками дела за свои действия. В случае причинения им ущерба он по решению суда обязан возместить все убытки. А потому одним из требований для назначения на дело является наличие договора о страховании ответственности.

>Закон о банкротстве физических лиц

«Закон и право» — команда профессионалов, специализирующихся на сопровождении процедур банкротства.

Что вы получите

  • Защиту от неправомерных действий со стороны кредиторов, финансовых управляющих, правоохранителей.
  • Прекращение звонков и угроз коллекторов.
  • Законный мораторий на начисление штрафов, пени и других финансовых санкций.
  • Приостановление действия исполнительных документов.
  • Достоверную оценку имущества и продажу его эффективному собственнику.
  • Психологическую поддержку.

Банкротство может и должно быть управляемым. Специалисты компании «Закон и право» разработают стратегию решения ваших проблем и дадут исчерпывающие консультации, чтобы вы избавились от кредитного рабства!
Кроме того, ведение банкротства физлиц от нашей компании в целом ниже стоимости аналогичных услуг на рынке. А банкротство с ипотекой мы предлагаем бесплатно!

Для справки: Эта услуга предполагает, что потенциальный банкрот внесет на депозит суда только госпошлину и вознаграждение финуправляющего в размере 25 000 рублей. После чего ипотечная квартира будет реализована, а долг списан.

К проблемам каждого клиента мы подходим индивидуально и действуем строго в рамках правового поля — легально на 100%. Гарантируем конфиденциальность и результат!

С компанией «Закон и право» в вашу жизнь вернутся спокойствие и стабильность. Позвоните нам сейчас по телефону 8 800 100 88 16, и уже завтра ваши проблемы по кредитам станут нашими!

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 29)
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Признаки банкротства юридического лица
    • Статья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей
    • Статья 4.1. Особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров
    • Статья 5. Текущие платежи
    • Статья 6. Рассмотрение дел о банкротстве
    • Статья 7. Право на обращение в арбитражный суд
    • Статья 8. Право на подачу заявления должника в арбитражный суд
    • Статья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд
    • Статья 10 (утратила силу)
    • Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов
    • Статья 12. Собрание кредиторов
    • Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника
    • Статья 13. Уведомление о проведении собрания кредиторов
    • Статья 14. Порядок созыва собрания кредиторов
    • Статья 15. Порядок принятия решений собранием кредиторов
    • Статья 16. Реестр требований кредиторов
    • Статья 17. Комитет кредиторов
    • Статья 18. Избрание комитета кредиторов
    • Статья 18.1. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника
    • Статья 19. Заинтересованные лица
    • Статья 20. Арбитражные управляющие
    • Статья 20.1. Организация и проведение теоретического экзамена, стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего
    • Статья 20.2. Требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве
    • Статья 20.3. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве
    • Статья 20.4. Ответственность арбитражного управляющего
    • Статья 20.5. Освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве
    • Статья 20.6. Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве
    • Статья 20.7. Расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве
    • Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
    • Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих
    • Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих
    • Статья 22.1. Раскрытие информации саморегулируемой организацией арбитражных управляющих
    • Статья 22.2. Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Статья 23 (утратила силу)
    • Статья 23.1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Статья 24 (утратила силу)
    • Статья 24.1. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего
    • Статья 25 (утратила силу)
    • Статья 25.1. Компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих
    • Статья 26 (утратила силу)
    • Статья 26.1. Объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Статья 27. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
    • Статья 28. Порядок раскрытия информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом
    • Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства
  • Глава II. Предупреждение банкротства (ст.ст. 30 — 31)
    • Статья 30. Меры по предупреждению банкротства организаций
    • Статья 31. Санация
  • Глава III. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде (ст.ст. 32 — 61)
    • Статья 32. Порядок рассмотрения дел о банкротстве
    • Статья 33. Подведомственность и подсудность дел о банкротстве
    • Статья 34. Лица, участвующие в деле о банкротстве
    • Статья 35. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве
    • Статья 36. Представительство в деле о банкротстве
    • Статья 37. Заявление должника
    • Статья 38. Документы, прилагаемые к заявлению должника
    • Статья 39. Заявление конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника
    • Статья 40. Документы, прилагаемые к заявлению кредитора
    • Статья 41. Заявление уполномоченного органа
    • Статья 42. Принятие заявления о признании должника банкротом
    • Статья 43. Отказ в принятии заявления о признании должника банкротом
    • Статья 44. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом
    • Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего
    • Статья 46. Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника
    • Статья 47. Отзыв должника на заявление о признании должника банкротом
    • Статья 48. Рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом
    • Статья 49. Определение о введении наблюдения
    • Статья 50. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству
    • Статья 51. Срок рассмотрения дела о банкротстве
    • Статья 52. Полномочия арбитражного суда
    • Статья 53. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
    • Статья 54 (утратила силу)
    • Статья 55. Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом
    • Статья 56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом
    • Статья 57. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве
    • Статья 58. Приостановление производства по делу о банкротстве
    • Статья 59. Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим
    • Статья 60. Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве
    • Статья 61. Производство по пересмотру определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве
  • Глава III.1. Оспаривание сделок должника (ст.ст. 61.1 — 61.9)
    • Статья 61.1. Оспаривание сделок должника
    • Статья 61.2. Оспаривание подозрительных сделок должника
    • Статья 61.3. Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами
    • Статья 61.4. Особенности оспаривания отдельных сделок должника
    • Статья 61.5. Оспаривание сделок должника в отношении правопреемников
    • Статья 61.6. Последствия признания сделки недействительной
    • Статья 61.7. Отказ в оспаривании сделок должника
    • Статья 61.8. Особенности рассмотрения заявления об оспаривании сделки должника в деле о банкротстве
    • Статья 61.9. Лица, уполномоченные подавать заявления об оспаривании сделки должника
  • Глава III.2. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве (ст.ст. 61.10 — 61.22)
    • Статья 61.10. Контролирующее должника лицо
    • Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов
    • Статья 61.12. Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника
    • Статья 61.13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)
    • Статья 61.14. Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности
    • Статья 61.15. Права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности
    • Статья 61.16. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве
    • Статья 61.17. Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности
    • Статья 61.18. Исполнение судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности
    • Статья 61.19. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве
    • Статья 61.20. Взыскание убытков при банкротстве
    • Статья 61.21. Особенности заключения и утверждения соглашения при рассмотрении заявления о привлечении к ответственности
    • Статья 61.22. Раскрытие информации о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности
  • Глава IV. Наблюдение (ст.ст. 62 — 75)
    • Статья 62. Введение наблюдения
    • Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения
    • Статья 64. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения
    • Статья 65. Временный управляющий
    • Статья 66. Права временного управляющего
    • Статья 67. Обязанности временного управляющего
    • Статья 68. Уведомление о введении наблюдения
    • Статья 69. Отстранение руководителя должника от должности
    • Статья 70. Анализ финансового состояния должника
    • Статья 71. Установление размера требований кредиторов
    • Статья 71.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения
    • Статья 72. Созыв первого собрания кредиторов
    • Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов
    • Статья 74. Решение первого собрания кредиторов о процедурах, применяемых в деле о банкротстве
    • Статья 75. Окончание наблюдения
  • Глава V. Финансовое оздоровление (ст.ст. 76 — 92)
    • Статья 76. Ходатайство о введении финансового оздоровления
    • Статья 77. Ходатайство учредителей (участников) должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия о введении финансового оздоровления
    • Статья 78. Ходатайство третьего лица или третьих лиц о введении финансового оздоровления
    • Статья 79. Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности
    • Статья 80. Порядок введения финансового оздоровления
    • Статья 81. Последствия введения финансового оздоровления
    • Статья 82. Управление должником в ходе финансового оздоровления
    • Статья 83. Административный управляющий
    • Статья 84. План финансового оздоровления и график погашения задолженности
    • Статья 85. Внесение изменений в график погашения задолженности
    • Статья 85.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе финансового оздоровления
    • Статья 86. Досрочное окончание финансового оздоровления
    • Статья 87. Досрочное прекращение финансового оздоровления
    • Статья 88. Окончание финансового оздоровления
    • Статья 89. Исполнение обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности
    • Статья 90. Последствия исполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности
    • Статья 91. Последствия неисполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности
    • Статья 92. Переход к внешнему управлению
  • Глава VI. Внешнее управление (ст.ст. 93 — 123)
    • Статья 93. Порядок введения внешнего управления
    • Статья 94. Последствия введения внешнего управления
    • Статья 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
    • Статья 96. Внешний управляющий
    • Статья 97. Освобождение внешнего управляющего
    • Статья 98. Отстранение внешнего управляющего
    • Статья 99. Права и обязанности внешнего управляющего
    • Статья 100. Установление размера требований кредиторов
    • Статья 101. Распоряжение имуществом должника
    • Статья 102. Отказ от исполнения сделок должника
    • Статья 103 (утратила силу)
    • Статья 104. Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления
    • Статья 105. Регулирование фондов потребления должника
    • Статья 106. План внешнего управления
    • Статья 107. Рассмотрение плана внешнего управления
    • Статья 108. Продление срока внешнего управления
    • Статья 109. Меры по восстановлению платежеспособности должника
    • Статья 110. Продажа предприятия должника
    • Статья 111. Продажа части имущества должника
    • Статья 111.1. Саморегулируемая организация операторов электронных площадок
    • Статья 111.2. Членство в саморегулируемой организации операторов электронных площадок
    • Статья 111.3. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации операторов электронных площадок
    • Статья 111.4. Права и обязанности саморегулируемой организации операторов электронных площадок
    • Статья 111.5. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
    • Статья 111.6. Ответственность оператора электронной площадки
    • Статья 111.7. Договор обязательного страхования ответственности оператора электронной площадки
    • Статья 111.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации операторов электронных площадок
    • Статья 112. Уступка прав требования должника
    • Статья 112.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе внешнего управления
    • Статья 113. Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами
    • Статья 114. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника
    • Статья 115. Замещение активов должника
    • Статья 116. Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
    • Статья 117. Отчет внешнего управляющего
    • Статья 118. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего
    • Статья 119. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
    • Статья 120. Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами
    • Статья 121. Расчеты с кредиторами
    • Статья 122 (утратил силу)
    • Статья 122.1. Прекращение внешнего управления по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве
    • Статья 123. Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего
  • Глава VII. Конкурсное производство (ст.ст. 124 — 149)
    • Статья 124. Общие положения о конкурсном производстве
    • Статья 125. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве
    • Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства
    • Статья 127. Конкурсный управляющий
    • Статья 128. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
    • Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего
    • Статья 129.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе конкурсного производства
    • Статья 130. Оценка имущества должника
    • Статья 131. Конкурсная масса
    • Статья 132. Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу
    • Статья 133. Счета должника в ходе конкурсного производства
    • Статья 134. Очередность удовлетворения требований кредиторов
    • Статья 135. Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди
    • Статья 136. Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов второй очереди
    • Статья 137. Требования кредиторов третьей очереди
    • Статья 138. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника
    • Статья 139. Продажа имущества должника
    • Статья 140. Уступка прав требования должника
    • Статья 141. Замещение активов должника в ходе конкурсного производства
    • Статья 142. Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства
    • Статья 142.1. Погашение требований кредиторов путем предоставления отступного
    • Статья 143. Контроль за деятельностью конкурсного управляющего
    • Статья 144. Освобождение конкурсного управляющего
    • Статья 145. Отстранение конкурсного управляющего
    • Статья 146. Возможность перехода к внешнему управлению
    • Статья 147. Отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства
    • Статья 148. Имущество должника, не проданное в ходе конкурсного производства или оставшееся после завершения расчетов с кредиторами
    • Статья 149. Завершение конкурсного производства
  • Глава VIII. Мировое соглашение (ст.ст. 150 — 167)
    • Статья 150. Общие положения о заключении мирового соглашения
    • Статья 151. Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения
    • Статья 152. Особенности заключения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления
    • Статья 153. Особенности заключения мирового соглашения в ходе внешнего управления
    • Статья 154. Особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства
    • Статья 155. Форма мирового соглашения
    • Статья 156. Содержание мирового соглашения
    • Статья 157. Участие в мировом соглашении третьих лиц
    • Статья 158. Условия утверждения мирового соглашения арбитражным судом
    • Статья 159. Последствия утверждения мирового соглашения арбитражным судом
    • Статья 160. Отказ в утверждении мирового соглашения арбитражным судом
    • Статья 161. Последствия отказа в утверждении мирового соглашения
    • Статья 162. Обжалование и пересмотр определения об утверждении мирового соглашения
    • Статья 163. Последствия отмены определения об утверждении мирового соглашения
    • Статья 164. Расторжение мирового соглашения
    • Статья 165. Порядок рассмотрения заявления о расторжении мирового соглашения
    • Статья 166. Последствия расторжения мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов
    • Статья 167. Последствия неисполнения мирового соглашения
  • Глава IX. Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц (ст.ст. 168 — 201.17)
  • Глава X. Банкротство гражданина (ст.ст. 202 — 223)
  • Глава XI. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (ст.ст. 224 — 230.5)
  • Глава XII. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 231 — 233)
    • Статья 231. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 232. Регулирование отношений, связанных с банкротством
    • Статья 233. Применение настоящего Федерального закона арбитражными судами

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 мая, 1, 12, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля, 29, 30 декабря 2012 г., 7, 28 июня, 2, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 1, 22, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 26, 29 июля, 25 ноября, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля, 1 июля, 3 августа, 12, 28 ноября, 18, 25, 27 декабря 2018 г., 29 мая, 27 июня, 3 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

ГАРАНТ:

Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

О вопросах применения настоящего Федерального закона см. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4, от 15 декабря 2004 г. N 29, от 30 ноября 2006 г. N 57, от 20 декабря 2006 г. N 67, от 30 апреля 2009 г. N 32, от 23 июля 2009 г. N 58, от 23 июля 2009 г. N 59, информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 93, от 4 мая 2006 г. N 108, от 14 апреля 2009 г. N 128 и N 129, от 4 июня 2009 г. N 130, Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г. Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 6 марта 2019 г.

О ликвидации юридических лиц см. письмо ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439

Закон о банкротстве физических лиц в 2019 году (ФЗ-127 о несостоятельности)

Если вы сейчас читаете эту статью – значит, в вашей жизни наступили сложные времена, и банкротство физических лиц не кажется больше абсурдной идеей или далеким космосом. Что ж, мы вас поддержим – в России на сегодняшний день 800 000 граждан живет «на грани» банкротства – это заемщики, которые по различным причинам не в силах платить по кредитам, их терроризируют банки и коллекторы.

Что это такое – банкротство или финансовая несостоятельность? Это абсолютно законная возможность раз и навсегда избавиться от непосильных долгов, регламентированная № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Фактически это право каждого гражданина на реабилитацию при больших долгах. Должники получают возможность реабилитироваться перед кредиторами, обществом, и начать свою финансовую историю с нуля.

Интересно, что до 2015 года это право было предоставлено только компаниям и индивидуальным предпринимателям. Однако от 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и каждый должник получил возможность избавиться от непосильного долгового бремени законным путем.

Как работает Федеральный закон о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Как вы уже поняли, право на списание долгов имеет под собой законную основу – это Федеральный закон о банкротстве физлиц. Законопроект находится в открытом доступе, в частности – на сайте Консультанта, его может изучить каждый желающий. Вы можете его читать, скачать бесплатно, он представлен со всеми изменениями на 2017-2018 годы.

Текст закона подробно регулирует такие пункты:

  • порядок осуществления банкротства. Банкротиться граждане могут исключительно через Арбитражный суд. Никакой банк, учреждение, компания или другое лицо не могут признать человека банкротом;
  • решения суда. Установлено, что суд может принять решение только по двум процедурам. Каждая из них тщательно регулируется законодательными нормами;
  • признаки банкротства. В законе четко установлено, что признаками несостоятельности является долг от 500 000 рублей и просрочка от 90 дней по кредитам. Также сюда относятся обстоятельства, при наступлении которых гражданин понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства – в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации;
  • последствия. Последствия перечислены в законодательстве, сюда относятся, в частности, невозможность признания банкротства после предыдущего судебного решения, запрет на руководящие посты в юрлицах. Также установлены последствия, наступающие при банкротстве, с момента первого заседания по делу – это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений % по кредитным обязательствам;
  • обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников, проверяют их на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, проводят торги. Ранее вознаграждение составляло 10 000 рублей за процедуру, но действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей как оплату такого специалиста.

Какие изменения и поправки в законе о банкротстве физических лиц принимались за период с 2015 по 2018 годы?

Давайте подробно рассмотрим изменения, которые коснулись законодательства о банкротстве. За последние 3 года мало что изменилось, никаких кардинальных мер не предпринималось. Но все же, некоторые правки вносились.

Когда закон о банкротстве физических лиц с 2015 года вступил в силу, размер вознаграждения для ФУ составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение – сумма выросла до 25 000 рублей за процедуру. При реализации управляющий начал уже получать не 2%, а 7%.С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены новые правки – госпошлина для физ. лиц начала составлять не 6 000 рублей, а 300 рублей.

Судебная практика четко показала, что большинство потенциальных банкротов испытывают трудности с тем, чтобы составить заявление и отнести его с остальными документами в суд. Интересно, что эксперты до принятия законопроекта прогнозировали буквально шквал заявлений в суды, пресса публиковала сумасшедшие цифры в 100 000-300 000 заявлений в месяц, однако реальность оказалась иной.В действительности в первый месяц действия закона в суд обратились около 200 граждан. Со временем ситуация немного улучшилась, но о прогнозируемых 100 000 заявлений в месяц оставалось только мечтать. Законодатели начали активно разбираться – в чем была допущена ошибка?

Почему должники, получив привлекательную возможность списать долги, по-прежнему предпочитали сидеть и страдать от звонков и визитов коллекторов?

Позже выяснилось, что причина банальна – деньги. В среднем стоимость банкротства составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и непосильных долгах, попросту нет денег на суд. В связи с этим и было принято уменьшение пошлины при подаче документов в АС в 20 раз – с 6 000 рублей до 300 рублей. Тем временем сообщества арбитражных управляющих также начали высказывать неудовлетворенность оплатой в размере 10 000 рублей. По мнению экспертов, на управляющих возложена слишком большая ответственность, и 10 000 рублей за процедуру – это невероятно мало. В результате и были приняты поправки, повысившие размер вознаграждения до 25 000 рублей.

Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности «Федеральный Центр Банкротства Граждан»

Закон о несостоятельности (банкротстве): что ждать должникам в 2019 году?

За прошедшие годы также всплывали некоторые идеи от политиков, прошедшие стадию бурных общественных осуждений. Основная цель таких идей – уменьшение расходов на услуги при банкротстве – речь идет о юристах/финуправляющих и различных процедурах, требующих определенных затрат.

1. Упрощенное банкротство

Законопроект об упрощенном банкротстве давно лежит в столах сотрудников департаментов и ведомств РФ. Есть мнение, что он будет принят примерно в конце 2018 – начале 2019 года. Суть законопроекта заключается в следующем:

  • банкротство при задолженностях до 700 000 рублей (в новой редакции, в старой – до 900 000 рублей) будет осуществляться в упрощенном порядке;
  • сроки на процедуру будут составлять до 120-ти дней;
  • к процедуре не нужно привлекать управляющего;
  • банкротство инициируется только самим должником;
  • количество кредиторов – до 10-ти лиц.

2. Юридические консультации в МФЦ

Не секрет, что большинство граждан не умеют составлять юридические документы, и формирование заявления в суд вынуждает их обращаться к специалистам (и платить деньги за их услуги). Комментарии на форумах показывают, что такая услуга обходится как минимум в 3 000 рублей. Законодатели решили изменить ситуацию – предложили возложить функции юристов на сотрудников МФЦ.

Фактически работники таких заведений станут бесплатными юристами – будут консультировать, составлять заявления, помогать собирать документы, и осуществлять другие действия, связанные с банкротством. Пока это только предложение, на государственном уровне идея не рассматривалась.

3. Продажа единственного жилья.

Не секрет, что на данный момент единственная квартира/дом должника считаются неприкосновенными, в отношении продажи такого жилья в судебном порядке действует запрет. Даже если долг будет составлять 5 миллиардов рублей, а у должника будет во владении только элитный особняк на 4 этажа размером с аэропорт, его не имеют права изъять для реализации. Некоторые законодатели посчитали такое положение неуместным, и предложили проводить изъятие такого жилья для последующей продажи, и покупки для должника жилья поменьше и за меньшую стоимость.

Опять же, идея так и не была оформлена в достойный ФЗ, и она не рассматривалась на заседании Госдумы. Возможно, в 2019 годау будет принят упрощенный порядок, однако пока точно об этом утверждать нельзя.

Фактически закон о банкротстве физических лиц за 2018 год остался тем же, существенных изменений не вносилось, как уже было упомянуто выше. Если у вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых вы хотите избавиться через признание несостоятельности в суде – обращайтесь, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности «Федеральный Центр Банкротства Граждан»

Адвокат по банкротству граждан

Банкротство — единственный законный способ освобождения от долгов.

Только Арбитражный суд может признать гражданина-должника банкротом.

Главные нормы

Федеральный закон № 127 о банкротстве физических лиц (точнее, изменения в этот закон по ФЗ-476) появился в связи с принятием соответствующих поправок в ранее утвержденном законе о несостоятельности. Вследствие чего подать заявление в Арбитражный суд на проведение процедуры банкротства теперь могут не только ИП и юридические лица, но и обычные жители государства, имеющие огромную закредитованность и не в силах выполнять свои обязательства перед кредиторами, партнерами, другими уполномоченными органами. Официальный процесс может стать результатом полного списания долгов заемщика.

Главные нормы в отношении банкротства гражданина освещены в главе Х действующего закона (ст. 213.1 — 213.32). Отметим, что банкротство физических лиц применимо в нашей стране и для иностранных граждан, если на то имеются соответствующие условия. Например, белорус, получивший кредит в российском банке, может быть признан обанкротившимся, опираясь на «местное» законодательство.

Законодатель определил четкие требования к должникам для доказательства их несостоятельности, порядок прохождения процедуры, применяемые методики решения вопросов с кредиторами. В законе отведена особая роль финансовому управляющему, который за вознаграждение проводит все необходимые этапы реализации процедуры банкротства.

Необходимые требования к гражданину

Закон о банкротстве физических лиц разрешает обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании физлица банкротом не только самому должнику, но и конкурсносу кредитору, а также уполномоченным органам. Об этом свидетельствует п.1 ст. 213.3 ФЗ № 127.

Чтобы суд смог рассмотреть официальный запрос, должник обязан соответствовать ряду требований, отраженных в этой же статье (п.2), а именно:

  1. Иметь общий размер задолженности по одному или нескольким кредитам не менее 500 000 рублей.
  2. Не исполнять требования кредиторов в течение 3-х месяцев с даты, когда их нужно было исполнить.

Планка долга банкрота — особенности

Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц на многих юридических сайтах трактуется несколько неграмотно. Так, как указано выше, размер долга потенциального банкрота должен быть не менее 500 000 рублей, однако в этом же законе в ст. 213.6 присутствуют и другие предпосылки признания гражданина несостоятельным человеком, например:

  1. Со стороны заемщика полностью прекращены расчеты с кредиторами.
  2. Более 10% от всех обязательств, обязанностей должника не исполнено им в период свыше 1 месяца с необходимой к погашению долга даты.
  3. Размер всей задолженности человека превышает стоимость его законного имущества.

Также суд вправе присвоить статус «банкрот» гражданину, у которого вообще нет никакого имущества. Получается, что суд рассматривает ряд исчерпывающих объяснений, подтверждающих реальную неплатежеспособность физического лица, а не только указанный в ст. 213.3 ФЗ № 127 порог долга — 500 000 рублей и выше. Вывод – внимательнее читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2019 год.

Подсудность — место отправки заявления

Обратимся к ст. 213.4 закона о банкротстве физических лиц. Там указано, что для начала проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в Арбитражный суд по месту жительства. Это можно сделать в случае невозможности исполнять требования одного или нескольких кредиторов, а также, если должник смог предвидеть факт своего банкротства при наличии определенных обстоятельств.

Отметим, что опираясь на п.2.1 ст. 213.4, прежде чем подать заявление в органы суда индивидуальным предпринимателям следует заранее (не менее чем за 15 дней) опубликовать предварительное уведомление в ЕФРС о том, что планируется подача бумаги о признании ИП банкротом.

К заявлению потребуется приложить множество других документов, список которых содержит п. 3 ст. 213.4 закона № 127. Образец заявления смотрите у нас на сайте.

Выбор арбитражного управляющего

Опираясь на ст. 34 и ст. 2 закона о банкротстве физических лиц под действующей редакцией, дадим определение арбитражного управляющего: это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Им может выступать:

  1. Временный – проводит наблюдения.
  2. Административный – занимается финансовым оздоровлением.
  3. Внешний – назначается для внешнего управления.
  4. Конкурсный – работает над конкурсным производством.
  5. Финансовый управляющий – является непосредственным участником дела о банкротстве гражданина.

Назначается представитель закона арбитражным судом, т.е. сам должник по сути не принимает участия в выборе кандидата на «должность» арбитражного управляющего, но, как правило, суд выбирает того управляющего, который находится в составе СРО, прописанной должником в заявлении о банкротстве. Задаваться целью найти финуправляющего – бессмысленно. На заметку, в наиболее крупных саморегулирующих организациях число управляющих составляет свыше140 человек, и суд самостоятельно примет решение, кого именно из них назначить.

Закон не допускает к делу людей заинтересованных в отношении потенциального банкрота или кредиторов. Возможен также вариант замены арбитражного управляющего согласно п.4 ст. 45 ФЗ на основе ходатайства от заявителя.

Важные статьи закона о банкротстве физических лиц

Напомним, что документ № 154 Федеральный закон о банкротстве физических лиц, принятый 29.06.2015 года утратил силу с 01.10.2015 года, поэтому, рассматривая наиболее важные пункты процедуры, продолжим ссылаться на ФЗ № 127. Итак, потенциальному банкроту следует знать, какого вида процедуры применяются в деле. Их список изложен в ст. 213.2 действующего закона, а именно:

  1. Реструктуризация долга.
  2. Реализация имущества.
  3. Мировое соглашение.

Не менее важной статьей в документе является ст. 213.9, где прописаны определение и особенности работы финансового управляющего. Согласно п.1 его участие в деле является обязательным, но работать он будет не бесплатно, а за вознаграждение (фиксированная сумма – 25 000 рублей и сумма процентов – устанавливается в зависимости от требований кредиторов), оплачиваемое должником.

Далее следует обратить внимание на ст. 213.11 закона, в которой указаны последствия введения плана о реструктуризации долга и заодно детально изучить ст. 213.14, где прописано содержание этого плана. Ст. 213.25 и ст. 213.26 подробно освещают вопросы, связанные с имуществом должника, подлежащее реализации.

Также, пролистывая страницы ФЗ № 127, внимательно прочитайте ст. 213.30 закона о банкротстве физических лиц. Она расскажет, каковы последствия признания физилица несостоятельным человеком – банкротом.

Процедура банкротства на практике. Пошаговый инструктаж.

Пожалуй, наиболее распространенным в юридической практике вопросом в отношении банкротства физических лиц является, как проводится данная процедура, каковы особенности, этапы, сроки? Давайте разбираться. Вы приняли взвешенное решение начать судебный процесс для получения статуса «банкрот». Вам потребуется следовать определенной схеме, но прежде, вспомните, имеете ли вы отношение к следующим действиям:

  1. Заключение брачного соглашения о разделе имущества, алиментах и пр.
  2. Оформление договора купли-продажи, дарения личного имущества за последние 3 года.
  3. Назначение должника учредителем в той или иной компании когда-либо.

Вышеизложенное окажет серьезное влияние на ход процедуры банкротства при наличии. Теперь конкретно, как проходит процесс на практике:

Действие должника Краткое описание
Сбор документов Процесс занимает примерно 1 неделю, если ответственно подойти к вопросу. Скорость сбора необходимых бумаг сыграет в пользу должника
Подача заявления Содержание закреплено ст. 213. 4 ФЗ № 127. Писать требуется кратко, не освещая подробности обстоятельств, приведших к банкротству
Суд До назначения даты первого заседания, возможно, потребуется донести какие-либо документы. В суде главное доказать, что у вас действительно отсутствуют средства и возможности для выполнения обязательств кредиторов. Если вы не желаете обращаться к адвокату, то следует тщательно подготовиться к решающему дню
Процедура банкротства Реструктуризация долга или реализация имущества назначенная по решению суда происходит на основе сотрудничества с финансовым управляющим, который согласно п. 7 ст. 213.9 закона имеет право получать информацию об имуществе физлица, его депозитах и пр. По факту, этот человек имеет доступ ко всем банковским счетам должника. Не уклоняйтесь от контакта с управляющим, предоставляйте все требуемые от вас документы и сведенья.

Что касается сроков, то многое зависит от назначенной судом процедуры. Если речь идет о реструктуризации – до 6 месяцев. Реализация имущества предполагает период от 4 до 6 месяцев. Немаловажную роль во времени всего процесса играют финансовый управляющий и судья, т.е., если вам попался ответственный, исполнительный управляющий, то все пройдет максимально быстро для вас и ваших кредиторов.

После банкротства

Итак, должник банков, МФО и пр. возможных органов объявлен банкротом. Теперь кредиторы потребуют возместить долг согласно судебному решению по максимуму. Стадия реализации имущества банкрота (если имеется) происходит в несколько этапов. Отметим, в ст. 213.25 описано, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия судебного решения, входит в конкурсную массу за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственная квартира должника, земельный участок, на котором расположен его единственный дом или доля жилья супруги банкрота.

После признания гражданина банкротом все вопросы по реализации его имущества будет решать финансовый управляющий. Звонки от коллекторов, рост долговых обязательств прекращаются еще на стадии объявления процедуры согласно п. 5 ст. 213.25 ФЗ.

Особенности продажи имущества должника

Имущество должника или его части после объявления гражданина банкротом реализуется на специальных торгах, аукционах, что указано в п. 3 ст. 213.26 ФЗ, если иное не предусмотрено по решению собрания кредиторов. Драгоценности, различные предметы роскоши (движимое или недвижимое имущество) по стоимости от 100 000 рублей также подлежат продаже на открытых торгах. Порядок продажи залога описан в ст. 110, в п.3 ст. 111, а также в ст. 134 ФЗ. Примечательно, что согласно п.5 ст. 213.26 имущество, которое финансовый управляющий не смог реализовать возвращается к банкроту по акту приема-передачи.

Процесс описи, оценки и реализации имущества должника должен быть отмечен управляющим в отчетах перед кредиторами, гражданином и другими уполномоченными органами (п. 6 ст. 213.26).

Если при продаже, например, квартиры должника затрагивается доля его супруги, которая ей принадлежит согласно СК РФ (50%), то деньги, вырученные от сделки, в соответствующем доли размере передаются жене банкрота.

Ограничения к гражданину-банкроту

Признание физического лица банкротом несет определенные для него последствия, освещенные в ст. 213.30 ФЗ, а именно:

  1. В течение 5 лет нельзя оформлять кредиты, займы, не указав факт своего банкротства.
  2. В течение 5 лет подать гражданином повторное заявление на процедуру банкротства не разрешается.
  3. В течение 3-х лет не допустимо занимать руководящие должности в органах управления юрлица или участвовать иным образом в управлении юрлица.

Также суд вправе запретить банкроту выезд за границу на определенный промежуток времени (срок устанавливается в индивидуальном порядке).

Плюсы и минусы закона

Принятие закона о банкротстве физических лиц стало скорее необходимостью в нашей стране в связи с наступившим кризисом. Он позволил многим простым людям избавиться от долгового бремени. Естественно, каждый случай следует рассматривать отдельно, но шанс полного списания долга на стадии процедуры все же есть. Да, долг возвращать придется, однако его размеры могут быть гораздо меньшими, ранее установленных кредиторами обязательств. Кроме того, закон не предусматривает лишение должника его единственного имущества, предметов первой необходимости, выигранных призов, наград, учитывает долевое разделение (супруги, дети, родственники).

Не обойтись и без минусов в законе, например:

  1. Дороговизна процедуры — все траты судебного процесса возлагаются на банкрота, который, по сути, уже является безденежным и несостоятельным человеком.
  2. Ограничения к гражданину, описанные в разделе выше.
  3. Длительность всего процесса (до 6 месяцев).
  4. Абсолютный контроль за финансами должника переходит в руки финансового управляющего.

В целом же преимуществ в законе № 127-ФЗ для должника больше, главное грамотно подойти к процессу, изучить все особенности и нюансы.

Судебная практика на текущий момент

Сегодня закон о банкротстве физических лиц работает в реальных условиях. В период его принятия у многих (депутатов, банковских учреждений) были некоторые опасения, но процесс реализации закона пошел благополучно.

Количество документов, необходимое для начала проведения процедуры достаточно громоздкое, но собрать его вполне возможно при желании. Заявление подается должником по месту регистрации, а не прописки, что довольно удобно для населения.

Если у потенциального банкрота есть хоть какой-то источник дохода, то суд назначает процедуру реструктуризации долгов перед кредиторами, и дальнейшее разбирательство будет проходить, опираясь на ст. 213.11-213.23 ФЗ. Судебная практика показывает, что пункт реструктуризации можно миновать и перейти к реализации имущества должника, т.е. начать его продажу.

Белоусов Сергей Николаевич

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с коллекторами, взысканием долгов и банкротства физических лиц.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

admin