ФЗ о гражданстве РФ 1991

ОФИЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОР РУМЫНИИ, ЧАСТЬ I, № 760/25.IX.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РУМЫНИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РУМЫНИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о внесении изменений и дополнений в Закон о румынском гражданстве № 21/1991

(Перевод с румынского)

Учитывая необходимость выяснения в срочном порядке некоторых инцидентов в процессе предоставления и восстановления румынского гражданства в результате сложившейся нестандартной практики при получении румынского гражданства несовершеннолетними детьми, родившимися от родителей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, вызвавших разногласия в толковании на уровне уполномоченных органов в этой области, и спровоцировавших серьезные последствия относительно положения лиц, которые ссылались на права, возникающие из того, как государственные институты применяли до сих пор действующие положения, так:

—на первом этапе толкование и применение на практике ст. 9 вновь изданного Закона о румынском гражданстве № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями заключалось в том, что для несовершеннолетнего получение румынского гражданства будет квазиавтоматическим по происхождению без обязательного прохождения процедуры предоставления румынского гражданства компетентными органами вместе с родителями в соответствии с законом;

—в настоящее время на уровне органов государственной власти, обладающих полномочиями в области актов гражданского состояния, документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, вышеупомянутые положения законодательства применяются в том случае, когда предоставление гражданства по заявлению несовместимо с приобретением его по закону, таким образом, в ситуации, когда для заявителя не была соблюдена процедура предоставления компетентными органами румынского гражданства одновременно с родителями или одним родителем, данные органы отказывают в регистрации свидетельств или выписок из записей актов гражданского состояния, выданных иностранными органами, в румынских записях актов гражданского состояния или в выдаче документа, удостоверяющего личность, или румынского паспорта или, при необходимости, в продлении этих документов, выданных ранее, учитывая, что данные лица не приобрели румынское гражданство,

принимая во внимание тот факт, что данная практика вызвала множество споров, окончательно урегулированных или находящихся в процессе рассмотрения в судебном порядке,

учитывая, что судебная практика Европейского суда по правам человека гласит, что:

—с точки зрения качества, ясности и предсказуемости закона особое значение имеет последовательная и неизменная практика в установлении предсказуемого характера права, применяемого в вопросах о гражданстве;

—право на приобретение или сохранение гражданства определенного государства не гарантируется Конвенцией или ее протоколами, но не исключает возможность того, что отказ или добровольное аннулирование гражданства создаст проблему согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в определенных обстоятельствах из-за воздействия такой меры в отношении частной жизни лица,

учитывая, что по сравнению с ранее изложенной ситуацией процедура получения румынского гражданства для несовершеннолетних детей должна быть пересмотрена в связи с необходимостью принятия новых правил, которые незамедлительно устранят возможность дальнейшего возникновения состояния неопределенности среди лиц, которые могут быть затронуты путем применения указанной процедуры, устанавливающей четкие основные и процедурные правила для учреждений, обладающих компетенциями на местах, с целью устранения риска различных толкований,

принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент существует большое количество людей, которые на разных этапах, ссылаясь на права в результате применения закона, находились в неопределенной ситуации относительно их правового статуса, необходимо урегулировать некоторые переходные правила, которые признают статус румынских граждан и как можно скорее устраняют серьезные последствия для данных людей для осуществления нормальной семейной и профессиональной деятельности, учитывая, что в период 2015-2017 гг. в отчетах Главного Управления Паспортного стола в отношении лиц, которые не прошли процедуру получения румынского гражданства вместе с родителями, но находились в ситуациях, связанных с паспортной деятельностью, было установлено наличие 951 заявления об отклонении в выдаче паспортов на основании того, что заявители не предоставили доказательств получения румынского гражданства, а в судебных инстанциях было зарегистрировано 31 дело, в которых Главное Управление Паспортного стола имел/имеет статус ответчика, а объект был сформулирован по-разному, из них 12 дел были окончательно урегулированы, и во всех случаях принимались решения об отказе в подаче аппеляций,

принимая во внимание тот факт, что, согласно отчету Отдела Записи Актов Гражданского Состояния Сектора 1 Муниципия, Бухарест в суд было подано 285 исков с целью «аннулирования записей актов гражданского состояния» без владельца акта гражданского состояния, предоставившего документы, подтверждающие наличие румынского гражданства согласно закону или «обязательство сделать его», вынесенные окончательно в качестве решений суда первой инстанции или находящиеся в процессе рассмотрения судом первой инстанции, а также выгодные как обладателям гражданства, так и органам публичной власти,

принимая во внимание тот факт, что число лиц, чьи заявления о регистрации были отклонены, оправдывая тем, что проведенные проверки не привели к уточнению правового статуса по отношению к румынскому государству, является высоким (2014: 21 заявка; 2015: 583 заявки; 2016: 69 заявок; 2017: 13 заявок), в контексте чего на уровне Национального Органа по вопросам Гражданства в период 2010-2017 было утверждено 499.904 заявления о восстановлении румынского гражданства, в том числе в общей сложности 122.375 детей, а количество указанных детей записано только в 84 785 заявлениях из общего числа утвержденных заявлений,

принимая во внимание тот факт, что необходимы аналогичные законодательные меры в качестве особого решения во избежание появления дифференцированного подхода, определяющего путем исключения некоторых категорий лиц от получения данных преимуществ и, соответственно, людей, для которых оно было установлено окончательным судебным решением, не получившим румынское гражданство, поскольку они не прошли процедуру выдачи румынского гражданства в компетентном органе одновременно с родителями или родителем, получившим румынское гражданство, но зарегистрировавшим или перерегистрировавшим в румынском регистре актов гражданского состояния свидетельства или выписки из записи актов гражданского состояния, выданные иностранными органами власти, и получившим, при необходимости, отметку в румынских записях актов гражданского состояния о получении румынского гражданства, будучи несовершеннолетними на момент приобретения или восстановления румынского гражданства родителями или, при необходимости, одного из родителей,

учитывая необходимость обеспечения определенного правового статуса в отношении получения румынского гражданства усыновленным ребенком, необходимо урегулировать ситуацию, в которой усыновление осуществляется супругом, гражданином Румынии, и биологическим или приемным родителем, иностранным гражданином, или гражданином Румынии, который находится в стабильных отношениях и сожительствует с данным родителем на условиях, предусмотренных вновь изданным Законом № 273/2004 о процедуре усыновления,

поскольку учитывая непостоянный объем заявлений о гражданстве в адрес Национального Органа по вопросам Гражданства с момента его создания и до настоящего времени (в 2010 году — 96.695, в 2011 г. -102.719, в 2012 г. — 89.033, в 2013 г. — 53.181, в 2014 г. — 21 987, в 2015 г. — 81.531, а в 2016 г. — 115.217) для создания возможности регулярной адаптации соответствующего числа членов Комиссии по вопросам гражданства с учетом объема текущей деятельности, чтобы данные колебания не влияли на темпы запросов, необходимо, в зависимости от людских ресурсов, чтобы увеличить количество членов Комиссии по вопросам гражданства, осуществляющих свою деятельность в пределах минимального кворума не менее 3 членов, по приказу министра юстиции, что, вероятно, будет способствовать улучшение государственной службы с благоприятными последствиями для удовлетворения заявлений о предоставлении и восстановлении румынского гражданства,

во избежание серьезных нарушений в интересах общества, требующих принятия немедленного решения, согласно вышеизложенного,

в соответствии со ст. 115 п. (4) вновь изданной Конституции Румынии,

Правительство Румынии принимает настоящее чрезвычайное постановление.

Ст. I — Закон о румынском гражданстве № 21/1991, вновь изданный в Официальном Мониторе Румынии, Часть I, № 576 от 13 августа 2010 года, с последующими изменениями и дополнениями, должен быть изменен и дополнен следующим образом:

  1. В ст. 6 после п. (3) вносится новый п. (4) со следующим содержанием:

«(4) в случае, если усыновление осуществляется супругом, гражданином Румынии, и биологическим или приемным родителем, иностранным гражданином, или гражданином Румынии, который находится в стабильных отношениях и сожительствует с данным родителем на условиях, предусмотренных вновь изданным Законом № 273/2004 о процедуре усыновления, гражданство несовершеннолетнего определяется по обоюдному согласию усыновителей и родителя — иностранного гражданина. В случае, если усыновители не приходят к согласию, вопрос принадлежности ребенка к гражданству решается судебной инстанцией исходя из его интересов. Если ребенку исполнилось 14 лет, необходимо его согласие.»

  1. В ст. 9 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

«Ст. 9. — (1) Ребенок, родившийся от родителей, являющихся гражданами других государств либо лицами без гражданства, не достигший возраста 18 лет и проживающий на территории Румынии на момент подачи заявления, приобретает румынское гражданство по заявлению родителей вместе с ними; заявление должно быть подано одновременно с заявлением родителей о предоставлении румынского гражданства на основании ст. 8.

(2) В случае, если один из родителей подает заявление о предоставлении румынского гражданства на основании ст. 8, родители приходят к обоюдному согласию о гражданстве ребенка, не достигшего возраста 18 лет и проживающего на территории Румынии на момент подачи заявления. Если родители не приходят к согласию, вопрос принадлежности ребенка к гражданству решается судебной инстанцией исходя из его интересов. При этом, если ребенку исполнилось 14 лет, необходимо его согласие.

(3) Заявление о предоставлении румынского гражданства в соответствии с п. (2) ребенку, не достигшему возраста 18 лет, будет подано одновременно с заявлением родителя о предоставлении румынского гражданства. Ребенок получает румынское гражданство автоматически вместе с родителем.

(4) В порядке исключения из положений пунктов (1) и (3) для ребенка, родившегося после даты подачи заявления родителями или, в зависимости от обстоятельств, родителем, заявление может быть подано до момента получения ими румынского гражданства.

(5) В случае, если несовершеннолетний не получил румынское гражданство в соответствии с п. (1) или (3), родители или, при необходимости, родитель, получивший румынское гражданство на основании ст. 8, могут/может подать заявление о предоставлении румынского гражданства несовершеннолетнему, если он проживает на территории Румынии на момент подачи заявления. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие средств к существованию на условиях, предусмотренных ст. 8 п. (1) пп. d), а также, при необходимости, согласие другого родителя. Рассмотрение заявления производится приказом председателя Национального Органа по вопросам Гражданства на основании доклада, содержащего мотивированное предложение Комиссии по вопросам гражданства при надлежащем применении положений п. (2). Несовершеннолетний приобретает румынское гражданство в момент издания приказа председателем Национального Органа по вопросам Гражданства. В случае, если ребенок достигает совершеннолетнего возраста в процессе рассмотрения заявления, он приносит присягу.

(6) Положения п. (1)-(5) применяются также в случае подачи заявления на получение румынского гражданства от лица ребенка, не достигшего возраста 18 лет, родителями или, по обстоятельствам, родителем, которые ходатайствуют о предоставлении румынского гражданства на основании ст. 8¹ и 8².»

  1. В ст. 10 после п. (3) вводятся три новых пункта (4)-(6) со следующим содержанием:

«(4) Заявление на получение румынского гражданства от лица ребенка, не достигшего возраста 18 лет, должно быть подано одновременно с заявлением родителей или, при необходимости, родителем о восстановлении румынского гражданства. В случае, если только один из родителей просит восстановления румынского гражданства, необходимо согласие другого родителя, а также ребенка, достигшего возраста 14 лет. Несовершеннолетние дети получают румынское гражданство вместе с родителями или, при необходимости, с одним из них. Положения ст. 9 п. (4) остаются применимыми.

(5) В случае, если несовершеннолетний не приобрел румынское гражданство в соответствии с п. (4), родители или, при необходимости, родитель, получивший румынское гражданство, может подать заявление на получение румынского гражданства от лица несовершеннолетнего. Рассмотрение заявления производится приказом председателя Национального Органа по вопросам Гражданства на основании доклада, содержащего мотивированное предложение Комиссии по вопросам гражданства при надлежащем применении положений п. (4). Несовершеннолетний ребенок приобретает румынское гражданство на момент издания приказа председателем Национального Органа по вопросам Гражданства. В случае, если ребенок достигает совершеннолетнего возраста в процессе рассмотрения заявления, он приносит присягу.

(6) В случае, если только один из родителей просит восстановления румынского гражданства или, при необходимости, восстановил румынское гражданство, а родители не пришли к обоюдному согласию о гражданстве ребенка, не достигшего возраста 18 лет и проживающего на момент подачи заявления на территории Румынии, суд по месту жительства несовершеннолетнего вынесет решение исходя из его интересов. При этом, если ребенку исполнилось 14 лет, необходимо его согласие.»

  1. В п. 2 ст. 11 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

«(2) Положения ст. 10 п. (2)-(6) применяются соответствующим образом.»

  1. В п. (3) и (4) ст. 14 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

«(3) Члены Комиссии и ее председатель назначаются приказом министра юстиции сроком на 2 года и могут быть отозваны в течение всего срока полномочий приказом министра юстиции. Число членов Комиссии устанавливается ежегодно приказом министра юстиции.

(4) Комиссия осуществляет постоянную деятельность, состоит из сотрудников юридической специальности, а именно судей и прокуроров в рамках Национального Органа по вопросам Гражданства, один из которых имеет статус председателя. Работа Комиссии не является публичной, она проводится в присутствии минимум 3 членов под руководством председателя, а в его отсутствие — назначенным членом.»

  1. В п. (7) ст. 20 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

«(7) В случае, если несовершеннолетние дети приобретают румынское гражданство одновременно с родителями или с одним из них, им выдается отдельное свидетельство о гражданстве без принесения присяги.”

  1. В ст. 20 после п. 7 вводится новый п. (7¹) со следующим содержанием:
  1. В п. (2) ст. 22 должны быть внесены поправки со следующим содержанием:

«(2) Гражданство ребенка в возрасте до 14 лет подтверждается заграничным паспортом без отметки «личность не установлена», сертификатом, предусмотренным ст. 20 п. (7) и (7¹) или копией румынского свидетельства о рождении, сопровождаемой документом, удостоверяющим личность, свидетельством о гражданстве или паспортом любого из родителей, выданным румынскими властями, либо документами, указанными в ст. 23.”

Ст. II. — (1) Лица являются румынскими гражданами с момента получения или восстановления румынского гражданства обоих родителей или, при необходимости, одного из родителей лица, не прошедшие процедуру получения румынского гражданства в компетентном органе в соответствии с законом вместе с родителями, которые получили румынское гражданство или, при необходимости, с родителем, получившим румынское гражданство, но получившие регистрацию или выписку из румынских записей актов гражданского состояния свидетельств или выписок из записей актов гражданского состояния, выданных иностранными органами власти, или, при необходимости, запись о гражданском статусе, составленную в румынских регистрах гражданского статуса с упоминанием о приобретении румынского гражданства до момента вступления в силу настоящего чрезвычайного постановления на основании ст. 9 вновь изданного Закона о гражданстве Румынии № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями, и вновь изданного Закона № 119/1996 об актах гражданского состояния с последующими изменениями и дополнениями в результате приобретения или восстановления румынского гражданства обоими родителями или, при необходимости, одним из родителей, будучи несовершеннолетними на момент получения или восстановления румынского гражданства родителями или, при необходимости, родителем.

(2) Положения п. (1) применяются в соответствии с предусмотренными условиями и к лицам:

а) у которых по окончательному решению суда были аннулированы акты гражданского состояния, при необходимости, сведения о получении румынского гражданства, внесенные в акты гражданского состояния, или документы, удостоверяющие личность, или румынские проездные документы, выдаваемые на основании записей актов гражданского состояния, или отметок о получении румынского гражданства на основании того, что они не получили румынское гражданство, поскольку не прошли процедуру приобретения румынского гражданства в компетентном органе в соответствии с законом вместе с родителями, которые получили румынское гражданство, или, при необходимости, с родителем, получившим румынское гражданство;

  1. b) в отношении которых по окончательному решению суда в ситуациях, не предусмотренных п. а), установлено, что они не приобрели румынское гражданство на основании того, что не прошли процедуру получения румынского гражданства в компетентном органе в соответствии с законом вместе с родителями, которые получили румынское гражданство или, при необходимости, с родителем, получившим румынское гражданство.

(3) Заявления о регистрации или перерегистрации в румынских записях актов гражданского состояния свидетельств или выписок из записей актов гражданского состояния, выданных иностранными органами власти, а также заявления о регистрации отметки о получении румынского гражданства в записях актов гражданского состояния, составленной в румынских записях актов гражданского состояния, сформулированных в ст. 9 вновь изданного Закона № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями, и вновь изданного Закона № 119/1996 с последующими изменениями и дополнениями, и представленных в соответствующие органы до момента вступления в силу настоящего чрезвычайного постановления, должны рассматриваться с учетом положений п. (1) с соблюдением предусмотренных условий. Положения ст. 9 п. (2) вновь изданного Закона № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями являются и остаются применимыми при рассмотрении данных заявлений; однако, в отступление от положений ст. 9 п. (2) вновь изданного Закона № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями, ребенок, достигший совершеннолетнего возраста, сам принимает решение о гражданстве. Лица, которым было отказано в данных заявлениях до момента вступления в силу настоящего чрезвычайного постановления, могут подать новые заявления.

Ст. III. — Заявления, находящиеся в процессе рассмотрения Комиссией по вопросам Гражданства в составе Национального Органа по вопросам Гражданства, будут рассматриваться в соответствии с процедурой, предусмотренной вновь изданным Законом № 21/1991 с последующими изменениями и дополнениями, поскольку были внесены изменения и дополнения в настоящее чрезвычайное постановление.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

МИХАЙ ТУДОСЕ

СОГЛАШЕНИЕ
Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, именуемые в дальнейшем Сторонами,
исходя из стремления народов четырех стран к сохранению и упрочению исторических традиционно дружественных связей,
подтверждая приверженность обязательствам в отношении обеспечения прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми международными нормами,
желая обеспечить благоприятные условия для реализации своими гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства другой Стороны,
согласились о нижеследующем:

Статья 1
1. Каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:
а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;
б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.
2. Порядок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, распространяется на граждан Сторон, постоянно проживающих на территории другой Стороны, независимо от срока проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства.
Приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производятся на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями настоящего Соглашения.

Статья 2
1. Для приобретения гражданства одной Стороны гражданин другой Стороны представляет в соответствующие органы другой Стороны следующие документы:
заявление по форме, согласованной компетентными органами Сторон;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий принадлежность лица к гражданству одной из Сторон;
нотариально заверенные копии свидетельства о рождении и о браке;
документ, подтверждающий наличие одного из условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения.
2. Органы внутренних дел осуществляют регистрацию приобретения гражданства одной из Сторон в соответствии с настоящим Соглашением в срок не более 3 месяцев с даты подачи документов с соблюдением требований, предусмотренных национальным законодательством этой Стороны.
3. В случае приобретения гражданства одной Стороны с одновременной утратой гражданства другой Стороны в соответствии с национальным законодательством этой Стороны лицо, подавшее ходатайство об этом, сохраняет гражданство другой Стороны до принятия положительного решения по его ходатайству.

Статья 3
При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами другой Стороны, изменяется, соответственно, и гражданство их несовершеннолетних детей.
Гражданство несовершеннолетних детей, один из родителей которых является гражданином одной из Сторон, а другой родитель приобретает гражданство другой Стороны, определяется соглашением родителей, принятым в соответствии с национальным законодательством, которое должно быть выражено в заявлении, подаваемом в соответствии со статьей 2 настоящего Соглашения.
Дети, родители которых проживают раздельно, сохраняют гражданство родителя, на воспитании которого они находятся, если по этому поводу не состоялось иного соглашения между родителями.
Установленное гражданство детей по достижении ими совершеннолетия, один из родителей которых имеет гражданство одной Стороны, а другой — гражданство другой Стороны, может быть изменено в соответствии с законодательством Сторон.
Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав.

Статья 4
Компетентные органы Сторон согласуют формы, объемы и сроки обмена информацией, связанной с реализацией статей 2 и 3 настоящего Соглашения.

Статья 5
Если национальное законодательство Стороны или международные соглашения, участниками которых она является, устанавливают более льготные условия приобретения гражданства, то в этом случае применяются нормы национального законодательства либо соответствующего международного соглашения.
Стороны будут принимать меры к унификации своих законодательств о гражданстве.

Статья 6
Вопросы, связанные с толкованием или применением настоящего Соглашения, решаются путем консультаций между Сторонами.

Статья 7
Настоящее Соглашение подлежит ратификации.
Ратификационные грамоты сдаются на хранение Интеграционному Комитету, который является депозитарием настоящего Соглашения.
Соглашение открыто для присоединения к нему, с согласия Сторон, других государств — участников СНГ, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения, путем передачи депозитарию грамоты о таком присоединении.

Статья 8
Настоящее Соглашение вступает в силу на тридцатый день со дня сдачи депозитарию на хранение последней ратификационной грамоты.
Для каждого государства, которое присоединится к настоящему Соглашению, оно вступает в силу на тридцатый день со дня сдачи на хранение депозитарию этим государством своей ратификационной грамоты.

Статья 9
Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию об этом письменное уведомление. Действие настоящего Соглашения прекращается в отношении этой Стороны по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

Совершено в г. Москве 26 февраля 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр хранится в Интеграционном Комитете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»

ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О гражданстве Российской Федерации

(с изменениями на 31 мая 2002 года)

___________________________________________________________________
В настоящем Законе также учтено:
постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П.
____________________________________________________________________

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Настоящий закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина Российской Федерации, защиту и покровительство Российской Федерации гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 18. Приобаетение гражданства в порядке регистрации

Статья 18. Приобретение гражданства в порядке регистрации

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:
а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;
б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации

3. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являются:
а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;
б) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;
в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;
д) получение убежища на территории Российской Федерации.
е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению (пункт дополнительно включен с 14 июля 1993 года Законом Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206-1).

Статья 20. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

1. В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации:
а) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;
б) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

2. Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 1993 года Законом Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206-1.

3. Лицу, ранее состоявшему в гражданстве Российской Федерации и на которое не распространяется действие частей первой и второй настоящей статьи, гражданство Российской Федерации может быть восстановлено по его ходатайству.

Глава VI. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

Статья 41. Сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать шести месяцев, а ходатайств — девяти месяцев.

2. Срок подачи заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам, может быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России
28 ноября 1991 года
N 1948-1
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»

admin