ФЗ 40 ст 14

Что такое регрессное возмещение

Текущее внесение поправок в Закон «Об ОСАГО» (далее – Закон) повлияло на отдельные аспекты в установленной ранее процедуре страхования. Одно из таких изменений – внесение предписания страховщику выполнить работы восстановительного характера по ТС, принадлежащему потерпевшему.

Раньше потерпевший мог сразу получить на руки определенную сумму, но теперь Закон требует, чтобы страховщик изначально обеспечивал необходимые ремонтные работы путем заключения договора и привлечения станции тех. обслуживания.

Фактические денежные выплаты предусмотрены по Закону теперь только при некоторых оговоренных законом обстоятельствах.

Отдельным пунктом следует рассмотреть усиление права регрессии в вопросе страхования. Согласно этой процедуре, у страховщика возникает право потребовать от лица, виновного в происшедшей аварии, возвратить все выплаченные деньги для оплаты работ восстановительного характера. Это положение урегулировано Законом отдельно – в статье 14.

Чтобы в дальнейшем рассматривать это положение закона, сразу же нужно разобраться с понятием «регрессии».

Регрессное требование – это отдельная разновидность права в соответствии с которым страховая компания (выступающая регрессантом) после возмещения ущерба, нанесенного виновником аварии, может потребовать от него возместить подобные убытки.

Относительно ОСАГО подобное предписание затрагивает непосредственно виновника автотранспортного происшествия (наступившего страхового случая).

Статья 14: Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

В статье 14 Закона перечисляются отдельные ситуации, при которых у страховщика возникает право потребовать возвратить ему деньги, потраченные на ремонт автотранспорта для его восстановления:

  • если у виновного лица имелся умысел причинить вред жизни (здоровью) участникам дорожного движения, подобное положение является главенствующим в статье и означает осознанное несоблюдение виновником установленных Правил дорожного движения;
  • присутствие у водителя опьянения (наркотического, алкогольного и другого), по причине которого потерпевшему и был причинен определенный ущерб;
  • у человека, находящегося за рулем транспорта, не было права управления ТС;
  • после наступления аварийной ситуации с последствиями водитель не остался на месте – законодательство расценивает подобные активные действия как серьезное нарушение;
  • лицо, виновное в аварии, не обозначалось в полисе страхования (ОСАГО) как водитель, имеющий право находиться за рулем конкретного автомобиля;
  • случай, оговоренный страховкой, произошел в период, который не включается в полис;
  • после оформления водителем документации в отсутствие представителей полиции он нарушил требование о направлении копии извещения по происшедшей аварии страховщику. На протяжении 5 дней он бездействовал;
  • автомобиль водителя, виновного в произошедшей аварии, не предоставлялся СК с целью выполнения анализа и прохождения тех. экспертизы;
  • диагностическая карта, удостоверяющая возможность безопасно использовать транспорт со страхованием ОСАГО, с истекшим сроком действия;
  • во время оформления электронных документов предоставлялись неправдивые данные.

При вышеперечисленных условиях страховая организация в соответствии с Законом вправе предъявить требование к лицу, виновному в аварии, для возмещения с него сделанных в рамках страховки выплат.

Обратите внимание! В указанной статье 14 говорится о возможности предъявления таких же требований оператору, ответственному за тех. осмотр и оформление диагностической карты.

При условии, что причиной происшествия окажется неисправность, не обозначенная в документах о безопасности авто, страховка возмещается за счет ответственного оператора. Учитывается именно тот список неполадок транспорта, который мог быть обнаружен оператором в ходе выполнения тех. осмотра, однако по его вине не выявлен и не занесен в карту.

Статьей 14 предусмотрена правовая возможность СК в обозначенных случаях затребовать возмещения доп. затрат. Затраты дополнительного ряда возникают при необходимости назначения экспертизы и проведения тех. анализа.

Подобные затраты в соответствии с указанной статьей также возмещаются впоследствии за счет виновника ДТП.

Завершающий пункт статьи прямо обозначает случай, при котором следует применять действующие нормы Закона. То есть случай, когда потерпевшему в аварии, оформившему предварительно страхование гражданской ответственности, страховщик полностью возмещают понесенный им ущерб.

Об отдельных особенностях положения говорится в статье 14.1 Закона.

Посмотрите видео. Право регрессного требования страховой компании к виновнику ДТП:

Комментарий к статье

В комментируемой статье можно просмотреть все основания, достаточные для предъявления СК требований виновнику в рамках регресса в сумме, установленной выплаченным возмещением по страховке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1081 Гражданского кодекса РФ, регресс являет собой финансовое требование, предъявляемое лицом, возместившим вред, причиненный другим лицом, подразумевающее обязанность выплаты последним возмещения по страховке.

Суть понятия подразумевает замену должника в рамках обязательства возмещения ущерба при нанесении вреда. Однако следует отличать регресс от суброгации. Последнее понятие также являет собой обращенное к виновнику требование, однако основанное на полном переходе к страховщику прав возместить ущерб от страхователя (согласно статье 965 Гражданского кодекса РФ).

Суброгацию используют в процессе имущественного страхования относительно возмещаемых в нем убытков. К примеру, ООО «С» направило исковое заявление относительно ЗАО «Н» с целью взыскать с последнего в рамках регресса сумму возмещения по страховке. Предъявляемые в рамках иска требования судом полностью поддержаны, поскольку в ходе рассмотрения в суде вопроса выяснился факт оставления водителем ЗАО «Н» места происшедшей аварии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как подать иск в суд на страховую компанию по ОСАГО?

Решение суда не удовлетворило ответчика, поэтому он решил оспорить его, подав кассацию. Ответчик обосновывал ошибочность принятия судебного решения тем, что не может отвечать за своего водителя, находившегося за рулем транспорта и не имевшего при наступлении аварии соответствующего документа – командировочного удостоверения.

В направленной в суд жалобе отмечалось, что суд низшей инстанции неоправданно ссылался на статью 965 ГК РФ, несмотря на то, что истец не использовал требование о применении суброгации.

Обосновывая свои доводы оставить в силе решение суда низшей инстанции, ФАС обозначил, что материалы рассматриваемого дела полностью подтверждают причинение вреда сотрудником ответчика в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

При этом было замечено, что суд не имел законных оснований делать ссылку на статью 965 ГК РФ, так как регрессное требование следует из прямых указаний Закона, и правовая природа его отличается от суброгационного требования (детальнее – в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа N Ф04-5818/2007(37498-А45-8) от 13.09.2007 года).

Обратите внимание! Отличительные черты регресса следует перечислить, противопоставляя их чертам суброгации, для большего понимания их различия:

  • возникновение права регресса вытекает из правоотношений, появляющихся с момента причинения вреда, право суброгации является договорным и следует из страховых (договорных) правоотношений;
  • о регрессе можно говорить лишь в определенных Законом случаях, что касается суброгации – она возникает на условиях договоров об имущественном страховании (соглашения, не содержащие пункта о суброгации, считают ничтожными);
  • регресс предполагает кроме обязательств основного вида еще и дополнительные (между СК и застрахованным лицом, причинившим вред), в суброгации никаких дополнительных обязательств не предусмотрено – единственное обязательство подразумевает замену кредитора (то есть страхователь осуществляет передачу страховщику своего права требования).

Научная литература выделяет отдельные значения регресса, выступающего средством:

  • для предоставления возможности гарантирования обеспечения имущественных интересов лиц, потерпевших в аварии по причине нарушения обязанностей в рамках договора ОСАГО застрахованными лицами и/либо страхователями, а также аналогичных интересов СК в определенных законом случаях (здесь говорится о списке оснований, необходимых для заявления заинтересованной стороной требований по регрессу, который содержится в подпунктах (Д, Е, Ж, З) пункта 1 статьи);
  • оказывающим воздействие превентивно-воспитательного характера на лицо, причинившее вред, вызывающим у него стимул не нарушать ПДД при условии отказа в обеспечении его страховой защитой (подпункты А, Б, В, Г того же пункта).

Важно! Следует отдельно рассматривать такие основания для предъявления требований в рамках регресса:

  • отсутствие у водителя прав управлять транспортом, с использованием которого возникло причинение вреда;
  • причинение вреда водителем, который прямо не предусмотрен в условиях договора ОСАГО как лицо с допуском к управлению конкретным автомобилем.

ВС РФ дал отдельные разъяснения касательно вопроса о толковании фразы: «лицо не имело прав управлять ТС». Высшей инстанцией отмечено, что, основываясь на статьях 25 и 27 ФЗ №196 от 10.12.95 г., право управлять транспортными средствами граждане получают с момента достижения конкретного возраста, после спец. подготовки и успешного прохождения экзаменов на квалификацию.

Как только все указанные условия соблюдены, гражданин получает водительское удостоверение и может законно управлять транспортом соответствующей категории.

Указанную выше фразу, основываясь на следующем толковании, нужно понимать как отсутствие у гражданина, управляющего авто, удостоверения водителя по причине непрохождения им спец. подготовки и экзамена на присвоение квалификационной категории.

Граждан, управляющих транспортом, отнесенным к категории, не соответствующей выданному удостоверению, следует также отнести к лицам без прав управления соответствующим ТС.

К той же категории – не имеющих прав управлять транспортом – следует отнести граждан, лишенных в установленном законом порядке прав на управления ТС после совершенного ими правонарушения (более детально о вышеизложенном можно прочитать в обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2006 г. за 7 и 14 июня 2006 года).

Как написать жалобу по ОСАГО на страховую компанию в Центробанк?

Нужно ли проходить техосмотр при ДТП, если имеется страховка, .

Что делать, если врезался в припаркованную машину, читайте по ссылке: https://potreb-prava.com/avtotransport/ya-vrezalsya-v-mashinu-chto-delat.html

Судебная практика

Страхователем в ходе подписания договора ОСАГО сообщена неправдивая информация

Если страхователь, заключая в электронном виде соглашение об обязательном страховании, сообщит данные, оказавшиеся недостоверными, что приведет к снижению премии по страховке, — это не повод признания подобного договора недействительным и не основание освобождать страховщика от обязанности выплаты возмещения по страховки, если наступил страховой случай.

Комментируя положения абз. 6 п. 7.2 ст. 15, а также пп. «К» п. 1 ст. 14 Закона, нужно обозначить – при страховом случае у страховщика сохраняется право выдвигать к застрахованному лицу требование в рамках регресса в объеме выплаты по страховке, даже учитывая предоставление им неточных (неправдивых) данных, и кроме того, истребовать с него в определенном законом порядке сумму, необоснованно сохраненную им из-за оставление таких данных, независимо от того, наступил случай по страховке, или нет.

Если до того как наступил страховой случай, со страхователя уже взыскали средства в пределах суммы, безосновательно сохраненной в результате оставления им неточных (неправильных) данных, то когда наступает случай по страховке, страховщик не сможет предъявить требование в рамках регресса для возврата со страховщика сделанной выплаты, так как оплата страховой премии уже полностью произведена.

В полисе ОСАГО отсутствует отметка о прицепе

Обратите внимание! Из подпункта «Д» п. 3 ст. 4 Закона следует, что возлагаемая на граждан обязанность касательно страхования гражданской ответственности не применяется относительно прицепных устройств на транспорт.

Вместе с тем с начала сентября 2014 г. выполнение обязанности относительно страхования ответственности юр. и физ. лиц, владеющих прицепами к транспорту грузового типа, происходит через оформление договоров страхования, условия которого предусматривают возможность использовать транспорт совместно с таким прицепом. Эту информацию фиксируют в полисе страхования (согласно п. 7 ст. 4 Закона).

С начала октября 2014 г. – со дня, когда Банк России утвердил максимальные объемы базовых ставок по тарифам страховки и соответствующим коэффициентам – требования касательно структуры указанных тарифов и также процедуры их использования страховщиками в ходе расчета премии по страховке в рамках обязательного страхования ответственности собственников ТС, предусматривают, что вред, который причинен в результате аварии на условиях совместного использования тягача с прицепом, по правилам считается причиненным одним ТС – тягачом.

Поэтому максимальная сумма страховки определяется на уровне суммы, обозначенной по условиям договора страхования, даже если у тягача и прицепа различные владельцы.

Необходимо знать, что если полис (обязательного страхования) не содержит отметку, удостоверяющую возможность использования ТС вместе с прицепом для соблюдения требований п. 7 ст. 4 Закона, то это не рассматривается как достаточный повод СК отказать в предоставлении страховой компенсации.

Реализовывая положения пп. «В» п. 1 ст. 14 Закона, страховщик вправе применить к страхователю (лицу, причинившему вред) регресс.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что делать, если попал в ДТП без ОСАГО и не виноват?

У страховщика не было прав управлять транспортом, или о нем не было упоминаний в договоре ОСАГО

Основываясь на договоре обязательного страхования, страхуют именно риск наступления у водителя гражданской ответственности в ходе эксплуатации им автомобиля. Именно по этой причине, когда случай по страховке все же наступает из-за самого страхователя (третьих лиц), пользующегося транспортом, у страховщика остается обязанность выплатить соответствующее возмещение (преамбула, п. 2 ст. 6, а также пп. «В» и «Д» п. 1 ст. 14 Закона).

Вред, возникший из-за лица, находящегося в состоянии опьянения

Когда в ходе аварии вред причиняется гражданином, подверженным одному из видов опьянений (алко-, нарко- и т. д.), страховщик, выполнивший возмещение по страховке, приобретает право потерпевшего от аварии лица требовать возмещения от виновника в объеме уже произведенной компенсации (согласно пп. «Б» п. 1 ст. 14 Закона).

В случае отказа лица проходить мед. освидетельствование для установления факта опьянения считается, что вред причинялся лицом при нахождении в таком состоянии.

Пропуск пятидневного периода передачи страховщику подготовленного извещения о происшедшем ДТП по уважительным причинам

Если документы о произошедшей аварии на дороге были оформлены в отсутствии представителей полиции, водители, участвующие в происшествии, обязаны по закону на протяжении пяти (рабочих) дней передать страховщику, у которого они застраховали свою гражданскую ответственность, заполненный бланк о возникшем ДТП (согласно п. 2 ст. 11.1 Закона).

Если суд признает уважительным пропуск виновником аварии установленного срока направления бланка уведомления о происшедшем ДТП в адрес страховщика, у которого он застраховал свою гражданскую ответственность, то это будет достаточное основание отказать страховщику, проведшему возмещение, в его требованиях возвратить выплаченную причинителю вреда компенсации в размере возмещения по страховке, основываясь на пп. «Ж» п. 1 ст. 14 Закона.

Учтите! В качестве уважительных причин в этом случае рассматриваются:

  • пребывание виновника в тяжелом состоянии (по причине болезни и другим обстоятельствам);
  • прочие обстоятельства, которые не могут зависеть от воли лица, и из-за которых он лишается возможности выполнить обязанность, установленную законом.

Регрессный иск

Это понятие используется с единственным смыслом, подразумевающим подачу в суд иска с обратными требованиями. От прочих исковых заявлений подобное заявление отлично тем, что его направляет лицо, оплатившее долг вместо фактического должника, – виновника аварийной ситуации, повлекшего причинение вреда.

В рассматриваемой ситуации направление регрессного иска – задача страховщика, который перечислил определенную сумму в качестве возмещения пострадавшему за причиненный ему ущерб из-за действий страхователя (владельца авто).

Законодатель определяет возможность реализации страховой компанией подобного права при условии нарушения страхователем условий, по которым был оформлен полис страхования ОСАГО (согласно статье 14 Закона).

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец регрессного иска:

Статьей 1064 Гражданского кодекса РФ предусматривается возможность предъявления такого иска пешеходу, если он является непосредственным виновником создания аварийной ситуации и возникших последствий. Такой иск подает страхователь.

Особенности регресса по ОСАГО

Законодательно предусмотренная возможность реализации регрессных требований компаниями, осуществляющими страхование, — это своеобразный правовой механизм, направленный на сохранение финансового равновесия в этой структуре. Обычно возникает такое право при наступлении ДТП.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Многие застрахованные по ОСАГО автолюбители считают, что при любых обстоятельствах, даже если они сами окажутся виновными в ДТП, страховщик покроет убытки пострадавшему лицу. Тем не менее, страховщик после этого принимает указанные выше меры для возврата потраченных средств, направляя соответствующее требование виновному участнику аварии. То есть убытки фактически покрывает виновник.

При этом факт наличия у него полиса ОСАГО роли не играет – нарушение правил ПДД влечет за собой возникновение ответственности.

В 2018 были установлены отдельные суммы, покрываемые страховкой:

  • если причинялся имущественный вред – до 400 тыс. рублей;
  • при вреде, нанесенном жизни (здоровью), – до 500 тыс. рублей.

Если отсутствует возможность полного взыскания средств, их истребование через суд можно оформлять частями.

Важно! Право на возврат потраченных при компенсации средств у СК появляется при условии выполнения таких действий:

  • полное возмещение потерпевшему от аварии лицу причиненного ущерба с учетом предъявляемых требований, имеющихся документов, фиксирующих аварию, и результатов оценки экспертов;
  • подано заявление в суд с целью возместить выплаченные за виновника средства для устранения ущерба, нанесенного в результате происшествия.

Это основной список условий, которые СК следует выполнить с целью затребования возврата с виновника аварии средств в порядке регресса, определенном законом. Виновному лицо не рекомендовано упускать из виду разбирательства в суде по данному вопросу и не реагировать на них. С подобными моментами нужно быть крайне внимательным.

Если заинтересованная в исходе дела сторона (виновник) не будет являться в судебное заседание по повестке, решение будет принято в заочном порядке, что не в интересах ответчика. Часто суммы назначают завышенные, а сторона попросту не может об этом заявить и оспорить подобное требование по причине неявки в суд.

Что делать, когда судебное решение принято без присутствия виновной стороны, как не выплачивать регресс, и как опротестовать решение?

При несогласии виновника аварии с суммой, выставляемой СК, он может заявлять иск ответного характера.

В большей части случаев при своевременном вмешательстве можно доказать факт завышения суммы. Обычно основываются на заключении экспертизы, назначенной через суд или при наличии других фактов необоснованности предъявляемых страховщиком требований.

Важно! Кроме уже оплаченного по страховке возмещения СК вправе дополнительно требовать от виновного в ДТП лица возврата сумм, потраченных на:

  • ведения дела по страховке;
  • проведение экспертных исследований.

Судебная практика свидетельствует, что СК требует суммы возмещения и получает их через суд в принудительном в отношении виновника порядке. Количество добровольных выплат минимально.

Срок исковой давности

Предъявляемые в рамках регресса иски имеют определенный срок давности. При страховании имущества СК может прибегнуть к регрессу, если с момента события не прошло 2 лет. Если речь идет о страховании жизни (здоровья), тогда исковая давность в рамках регресса ограничивается 3 годами.

Следовательно, если СК допустила превышение указанного срока, при этом не подав соответствующее требование об истребовании ущерба, тогда она утрачивает свое право на регресс.

Следует понимать, если у страховщика найдутся весомые основания пропуска срока, его восстановят в судебном порядке, и требование будет предъявлено.

Так как компании, отвечающие за страхование, являются коммерческими структурами, то вполне ожидаемо, что их интересы направлены на получение дохода – этот приоритет действует и в процессе продажи страховки, и на этапе заявления требований по ОСАГО в рамках регресса.

Положительный момент судебных рассмотрений заключается в поддержании позиции ответчика в деле, если он подтвердит факт назначения несоразмерной выплаты страховой.

Как избежать регресса по ОСАГО от СК

Вы виновны в ДТП. Потерпевший получил от страховщика полную компенсацию. Можно ли исключить натиск со стороны страховщика, относящийся к регрессу, и избежать судебных рассмотрений? Какие законные методы следует применить для исключения таких действий СК? Все это вполне возможно, если придерживаться определенных правил.

Важно! Каждый водитель, оформивший ОСАГО, должен четко следовать следующим позициям:

  • управляя автомобилем, внимательно следите за обстановкой на дороге. Дорожные условия переменчивы и быстро могут повлечь дорожно-транспортное происшествие. Старайтесь следовать Правилам и не нарушать их, находясь за рулем автомобиля;
  • в обязательном порядке следуйте условиям заключенного договора ОСАГО. Там четко оговорен период использования транспорта. В особенности важным этот момент оказывается, если у страхователя имеются невыплаченные взносы по страховке;
  • управляя автомобилем грузового типа, следите, чтоб талон ТО не был просрочен;
  • в обязательном порядке до того как сесть за руль автомобиля, убедитесь, что вы внесены в выданный полис. Данные водителя должны полностью отражаться в полисе, не иметь исправлений, помарки также исключены. Если сведения о водителе не включены в этот документ, последующее управление транспортом характеризуется как нарушение, за которое назначают взыскание;
  • при необходимости временного управления чужим транспортом позаботьтесь об оформлении на ваше имя доверенности от собственника. В противном случае у вас не будет законных прав находиться за рулем транспорта;
  • если водитель виновен в произошедшей аварии, не следует пытаться уезжать с места события. Даже если действия были ненамеренными, их могут расценить как умышленные, если не будет соответствующих доказательств. Первичная оценка подобных действий – виновник скрылся, чтобы избежать возмещения и ответственности.

Будучи за рулем транспорта, в обязательном порядке соблюдайте эти несложные правила – только так можно будет исключить подачу страховщиком иска в порядке регресса и, следовательно, расходов на возмещение компенсационных выплат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что делать, если страховая мало выплатила по ОСАГО?

Как его можно оспорить

Как только страховщиком выплачена вся сумма компенсации, и потерпевший не имеет претензий, ее взыскивают с виновника в порядке регресса.

Изначально виновнику передается претензия. В документе расписываются все обстоятельства события (касающиеся происшедшего ДТП и сделанных выплат).

По выплатам расписывается все детально, затем пишется требование о возмещении понесенных страховщиком расходов.

Обозначается конкретный срок для возврата выплаченной потерпевшему лицу компенсации.

Но если со стороны страхователя никаких виновных действий не наблюдалось, то нормы ст. 14 Закона на него не распространяются. При таких обстоятельствах нужно опротестовать требования страховщика, нарушающие ваши права.

Нужно ли отвечать что-либо по претензии? Конкретного результата ответом вряд ли можно добиться. Верным решением будет обращение в судебную инстанцию. Однако заблаговременно нужно собрать подтверждающую документацию.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец возражения на исковое заявление страховой компании:

Что будет, если виновник не может рассчитаться со страховой компанией

Довольно часто бывает, что у виновника попросту нет средств, и ему нечем компенсировать страховщику затраты. Тогда следует обратиться в суд. Инициирует судебное разбирательство сам страховщик, так как ему нужно взыскать понесенные расходы.

Как только суд пройдет, и будет вынесено решение о взыскании в пользу страховщика возмещения, последнему выдадут исполнительный документ (для использования документа следует дождаться вступления решения суда в силу).

В рамках такого листа будет выполняться удержание с получаемых ответчиком (виновником) доходов. По закону определяется определенный процент из зарплаты для постепенного погашения задолженности перед страховщиком. Это можно расценивать как своеобразную рассрочку.

Не исключено, что стороны до момента судебного разбирательства придут к взаимовыгодному соглашению, определят сроки выплаты и суммы платежей для постепенного погашения задолженности. Суд уполномочен утвердить подобное соглашение. Далее оно должно вступить в силу.

Обратите внимание! При нарушении ответчиком (виновником ДТП) соглашения у СК возникает право обратиться в суд с целью отмены соглашения и утверждения суммы для бесспорного истребования в порядке исполнительного производства.

То есть выплаты будут проводиться через службу приставов принудительно на основании исполнительного листа.

Как регресс, так и суброгация могут применяться в отношении каждого лица, управляющего транспортом. Тщательно изучите эти понятия. Узнайте, как взыскиваются средства по условиям договора ОСАГО, как можно трактовать положения, содержащиеся в указанном договоре. Только в таком случае вы будете полностью подготовлены и готовы к неожиданностям.

Посмотрите видео. Что делать для получения 100% выплаты по ОСАГО без суда и без юриста в течение 10 дней:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Причинение вреда лицом, не включенным в договор ОСАГО, имеет место в тех случаях, когда страхователем не исполняется закрепленная в п. 3 ст. 16 комментируемого Закона обязанность — незамедлительно сообщить страховщику о передаче управления транспортным средством водителю, не указанному в страховом полисе. Регресс в таких случаях направлен на защиту прав страховщика, вынужденного производить страховые выплаты при наступлении гражданской ответственности лиц, обязанность по предоставлению страховой защиты которым он на себя не принимал. Гражданская ответственность таких лиц, управляющих транспортными средствами на законных основаниях и допущенных к участию в дорожном движении (имеющих право на управление транспортным средством), признается застрахованной для целей возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевшего, который является наименее защищенной стороной из всех участников правоотношения по обязательному страхованию. Таким образом, законодатель устанавливает дополнительную гарантию реализации прав потерпевших, для которых право на возмещение ущерба не должно ставиться в зависимость от исполнения владельцем транспортного средства обязанности по страхованию риска своей гражданской ответственности.

Необходимо учитывать, что фактическая продажа транспортного средства (заключение договора-купли продажи «по доверенности») без регистрации перехода права собственности не влечет за собой прекращения обязательств по договору ОСАГО, если стороны не выступили инициаторами такового. Собственник транспортного средства остается страхователем по договору ОСАГО, при этом обязательства страховой организации распространяются на лицо, владеющее транспортным средством по доверенности, даже если оно не указано в страховом полисе.

Пример: ООО «М» обратилось в суд с иском к Ф. о возмещении страховой суммы в порядке регресса (ответчик не был вписан в страховой полис ОСАГО как владелец транспортного средства, при управлении которым был причинен вред). Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что между собственником транспортного средства Т. и Ф. был заключен договор купли-продажи без регистрации перехода права собственности в установленном порядке («по доверенности»). В договоре ОСАГО в качестве страхователя указывался прежний собственник Т. Однако фактически собственником являлся Ф. Таким образом, страховой случай не наступил и правовые основания для предъявления регрессного требования у истца не возникли, так как транспортное средство находилось в собственности ответчика Ф., а не страхователя по страховому договору Т.

Отменяя принятое по делу решение, суд апелляционной инстанции указал на то, что лица, владеющие транспортным средством на законном основании, являются участниками страхового правоотношения на стороне страхователя независимо от того, указаны они в страховом полисе или нет. Страхователь вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО в случае смены собственника транспортного средства. Однако ни Т., ни Ф. после продажи автомобиля в страховую компанию с заявлением о досрочном прекращении договора ОСАГО не обращались, страховые взносы не возвращались. Следовательно, спорный договор действовал на момент ДТП (см. подробнее Определение Ивановского областного суда по делу N 33-282).

Вместе с тем спорной с точки зрения развития судебной практики является ситуация, когда вред причинен при использовании транспортного средства лицом, не имеющим законных оснований для владения таковым (в том числе в случае неправомерного завладения транспортным средством).

Пример: ООО «СК Коместра» произвело страховую выплату по договору имущественного страхования (страхования транспортного средства) и обратилось в суд с иском о возмещении соответствующей суммы в порядке суброгации к страховщику гражданской ответственности причинителя вреда ООО «Р». Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано, поскольку М. (причинитель вреда) на момент ДТП управлял транспортным средством при отсутствии на то законных оснований, следовательно, для ООО «Р» страховой случай не наступил.

Отменяя данное решение и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Исходя из указанного, предусмотрены гарантии для страховщика, произведшего страховую выплату за причинение вреда лицом, не имевшим права на управление транспортным средством, при использовании которого им причинен вред, — право регрессного требования к причинившему вред лицу (его законному представителю, если лицо является несовершеннолетним — ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ) (см. подробнее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2011 г. по делу N А27-4052/2010).

Позицию суда, выраженную в приведенном примере, можно назвать как минимум спорной — в силу определения страхового случая, содержащегося в абз. 11 ст. 1 комментируемого Закона, под ним следует понимать наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства, т.е. его собственника, лица, владеющего таким транспортными средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Риск наступления гражданской ответственности указанных лиц признается застрахованным независимо от того, включены ли они в число застрахованных лиц (страхователей) в договоре ОСАГО с условием ограниченного перечня водителей, допускаемых к управлению транспортным средством, или нет.

Вместе с тем не может считаться застрахованной гражданская ответственность причинителей вреда, неправомерно завладевших транспортным средством, — следует полагать, что страховой случай при этом не наступает, однако у потерпевшего возникает основание для предъявления требований о компенсационной выплате, предусмотренное подп. «г» п. 1 ст. 18 комментируемого Закона (отсутствие договора ОСАГО, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им обязанности по страхованию своей гражданской ответственности). Профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков), выплатившее потерпевшему компенсационную выплату по данному основанию, приобретает право регрессного требования к причинителю вреда уже на основании п. 1 ст. 20 комментируемого Закона.

Применительно к таким основаниям для предъявления регрессных требований, как оставление места ДТП (подп. «г» п. 1 комментируемой статьи) и причинение вреда лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) (подп. «г» п. 1 комментируемой статьи) принципиальное значение имеет решение вопроса о необходимости (отсутствии необходимости) привлечения соответствующих лиц к административной ответственности по ст. 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» и ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» для решения вопроса о правомерности регрессных требований.

Судебная практика по-разному подходит к данному вопросу.

Пример: ЗАО «МАКС» обратилось в суд с иском к П. о взыскании денежных средств в порядке регресса. В обоснование иска указывалось, что истец выполнил обязательства по выплате страхового возмещения в связи с наступлением гражданской ответственности П. Поскольку в момент ДТП П. находился в состоянии алкогольного опьянения, у ЗАО «МАКС» возникло право обратного требования (регресса). Возражая против удовлетворения иска, ответчик отмечал, что нахождение его в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения не доказано и не установлено в предусмотренном законом порядке. Технические средства измерения паров этанола не применялись. Сам по себе факт отказа от прохождения медицинского освидетельствования на алкогольное опьянение не свидетельствует о его наличии.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Из протокола об отстранении от управления транспортным средством следовало, что основанием предполагать у П. состояние алкогольного опьянения явились наличие у него запаха алкоголя изо рта, невнятная речь, шаткая походка. Указанные признаки зафиксированы в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (см. подробнее Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 24 июня 2014 г. по делу N 33-5294/2014).

В другом случае, отказывая страховой организации в удовлетворении регрессных требований, суд указал, что позиция истца основана исключительно на сведениях о внешних признаках алкогольного опьянения, содержащихся в протоколе об отстранении ответчика от управления автомобилем и в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Вместе с тем ответчик к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ не привлечен. Медицинских документов, подтверждающих нахождение в крови ответчика алкоголя и количество промилле алкоголя, в материалах дела не имеется (см. Определение Нижегородского областного суда по делу N 33-1305/2012).

Следует полагать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения вправе проводить должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения вправе проводить врач-психиатр — нарколог либо врач другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку.

Относительно фактов оставления места ДТП судами во внимание могут быть приняты все доказательства, свидетельствующие о наличии умысла на совершение такого деяния.

Пример: ЗАО «МАКС» обратилось в суд с иском к И., в котором просило взыскать с ответчика денежные средства в порядке регресса. Исковые требования были мотивированы тем, что И., причинив механические повреждения другому транспортному средству, скрылся с места ДТП. Ответчик возражал против удовлетворения иска, полагая, что с места ДТП не скрывался, а лишь убрал свое транспортное средство, поскольку оно полностью перегородило проезжую часть, отсутствовал при этом 15 — 20 минут. К административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ не привлекался.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что материалы дела об административном правонарушении не имеют преюдициального значения в силу ст. 61 ГПК РФ. Оставление места ДТП ответчиком подтверждено рапортом инспектора ДПС, объяснениями других участников ДТП (см. подробнее Апелляционное определение Томского областного суда от 14 октября 2014 г. по делу N 33-3003/2014).

В другом случае, отказывая в удовлетворении регрессных требований, суд указал на то, что водитель, гражданская ответственность которого была застрахована истцом, не привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, доказательства умышленного оставления им места происшествия отсутствуют (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 15 марта 2011 г. по делу N А65-16486/2010).

3. Оператор технического осмотра, упомянутый в п. 2 комментируемой статьи, — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра (см. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Аккредитация операторов технического осмотра осуществляется профессиональным объединением страховщиков в порядке, установленном Правилами аккредитации операторов технического осмотра, утв. Приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. N 697.

В обязанности оператора технического осмотра входит:

— оказание услуг, связанных с проведением технического осмотра, за исключением случая оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств дилером, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места регистрации транспортного средства;

— отказ в выдаче диагностической карты при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств;

— передача в установленном порядке информации, необходимой для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра;

— обеспечение учета, хранения и уничтожения диагностических карт;

— обеспечение сохранности транспортного средства, представленного для проведения технического осмотра.

Таким образом, оператор технического осмотра несет ответственность за соответствие технического состояния транспортного средства обязательным требованиям безопасности. Возможность взыскания страховой выплаты в порядке регресса с оператора, выдавшего диагностическую карту при фактическом несоблюдении таких требований, представляет собой одну из разновидностей санкций, применяемых к операторам технического осмотра в системе ОСАГО.

4. Как следует из п. 1 ст. 1068 ГК РФ, юридическое лицо или гражданин возмещают вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В п. 1 ст. 1081 ГК РФ отмечается, что соответствующие юридическое лицо либо гражданин после возмещения причиненного вреда приобретают право регрессного требования к своему работнику. В этой связи закономерно возникает вопрос, к кому следует обращать свое регрессное требование страховщику, если вред причинен работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей и имеется одно из оснований для предъявления регрессных требований, предусмотренных комментируемой статьей. Судебная практика идет по пути удовлетворения регрессных требований за счет работодателей.

Пример: ООО «Р» обратилось в суд с иском к ОАО «БПС» о взыскании задолженности в порядке регресса. Из материалов дела следовало, что водитель ответчика К. допустил ДТП, выразившееся в падении пассажира в салоне маршрутного автобуса в результате резкого торможения. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи К. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Истец произвел выплату страхового возмещения в пользу потерпевшего в счет возмещения вреда здоровью.

ОАО «БПС» возражало против удовлетворения иска, полагая, что регрессные требования должны быть удовлетворены непосредственным причинителем вреда — К. Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что лицо, управляющее транспортным средством на основании трудового договора, не является владельцем транспортного средства, поскольку за действия такого лица отвечает работодатель (см. подробнее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2014 г. по делу N А03-4339/2013).

В приведенном примере работодатель не лишен права обратиться с регрессным иском к своему работнику. Однако следует иметь в виду, что предъявление регрессных требований является правом, а не обязанностью (причем как для работодателя, так и для страховщика).

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

  • а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
  • б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
  • в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
  • г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
  • д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);
  • е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
  • ж) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;
  • з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
  • и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
  • к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причинённого имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учётом особенностей, установленных статьёй 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причинённого транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

Статья 14 пункт Ж закона об ОСАГО

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, на моё мнение, дело вам не выиграть, т.к. это вы должны были побеспокоиться об отправке документов в страховую компанию. См. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» (ОСАГО), N 40-ФЗ | СТ. 11.1

Федеральный закон «Об ОСАГО» Глава II Статья 11.1

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

5. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховом возмещении и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Дорожное движение сопряжено с большой степенью ответственности и рисками. Поэтому договор обязательного страхования автогражданской ответственности (сокращенно ОСАГО) по закону подлежит оформлению всеми без исключения автовладельцами на территории Российской Федерации.

Общие положения и изменения

Полис страхования ОСАГО — документ, подтверждающий достигнутую между автовладельцем и страховой компанией договоренность. Суть соглашения состоит в обязательстве страховщика возместить ущерб пострадавшему в ДТП авто, нанесенный водителем, являющимся страхователем данной компании и признанным виновником произошедшей аварии.

Право регрессного требования страховщика к своему страхователю (клиенту), явившемуся виновником дорожной аварии, заключается в законной возможности требовать у того возмещения суммы ущерба, причиненного другому автовладельцу в результате ДТП. Соответствующие положения изложены в статье 14 ФЗ 40 об ОСАГО, а также ФЗ о страховании в РФ. Рассмотрим подробно.

В части 1 статьи 14 федерального закона N 40-ФЗ об ОСАГО прописаны обстоятельства совершения ДТП, при которых у страховщика возникает право регрессивного требования в отношении страхователя:

  • В результате аварии был причинен вред здоровью или жизни потерпевшего вследствие злого умысла виновника;
  • Водитель, находившийся за рулем в момент аварии, не имел права на управление транспортным средством, также может оказаться вынужден оплатить ущерб из своего кармана;
  • Автомобиль попал в аварию в период, когда согласно договору ОСАГО он использоваться не должен, либо за рулем находился водитель, имя которого не включено в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению данным автомобилем (в случае, если договор ОСАГО предусматривает такое ограничение);
  • В случае оформления документов о произошедшей автоаварии без участия сотрудников полиции, виновное лицо должно уведомить своего страхового агента о произошедшем ДТП, направив заполненный совместно с потерпевшим экземпляр документов в течение пяти рабочих дней с момента происшествия. Если страховая компания узнает об аварии от другой стороны или ее страховщика, возместив ущерб пострадавшему, она будет вправе требовать возврата уплаченных денежных средств у своего клиента;
  • Право регрессного требования у страховой компании возникает в том случае, если ее клиент, будучи виновником ДТП, скрылся с места происшествия;
  • Страховщик также может требовать возмещения ущерба, причиненного пострадавшему, у своего страхователя в случае, если на день ДТП срок действия диагностической карты его автомобиля истек. Не стоит экономить на техосмотре автомобиля;
  • Ущерб был причинен лицом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, засвидетельствованном сотрудниками полиции. Денежные средства могут быть взысканы с виновника ДТП после того, как ущерб будет возмещен страховой компанией пострадавшему. Стоит ли напоминать, что это не единственное возможное последствие пьяной езды и что садиться за руль в таком состоянии категорически не следует?
  • Последнее правило может оказаться для многих настоящей неожиданностью: гражданин, виновный в ДТП, в течение 15 календарных дней ни в коем случае не должен приступать к ремонту или утилизации автомобиля, который участвовал в аварии, если в оформлении протокола не принимали участие сотрудники полиции.

Зачастую изложенная в настоящей статье информация дублируется правилами, прописанными в договоре ОСАГО.

Внимательно изучайте положения законов и содержание страховых документов!

Часть вторая статьи 14 ФЗ 40 об обязательном страховании гласит, что право регрессивного требования может возникнуть также в отношении оператора технического осмотра, выдавшего диагностическую карту, согласно которой автомобиль соответствует обязательным требованиям безопасности в том случае, если причиной дорожно-транспортного происшествия послужила неисправность, не выявленная или по какой-то причине не отраженная оператором в документе о техосмотре.

Запрашиваемая по праву регрессивного требования сумма должна соответствовать размеру осуществленного страхового возмещения. В отдельном порядке страховщик вправе требовать от клиента, виновного в аварии, или оператора техосмотра, указавшего в диагностической карте, неполные сведения о состоянии автомобиля, возмещения расходов, которые он понес в процессе рассмотрения страхового случая (ч. 3 статьи 14 закона ФЗ 40).

Рассмотрим также поправки, внесенные в закон об ОСАГО за последнее время.

Начиная с сентября 2017 года минимальный срок, на который может быть оформлен полис ОСАГО, составляет 12 месяцев (статья 10 ФЗ 40). Были также утверждены максимальные сроки осмотра поврежденного автомобиля представителями страховой компании. Раньше на проведение экспертизы повреждений, законом отводилось 5 дней с момента передачи транспортного средства. Теперь страховая организация обязана провести оценку нанесенного ущерба в течение 10 дней с момента получения заявления о произошедшем ДТП от своего страхователя (согласно ч. 10 статьи 12 ФЗ 40).

Срок, предоставленный страховым компаниям для рассмотрения претензий владельцев транспортных средств, также увеличился с пяти до десяти дней.

В закон был введен запрет на привлечение к оценке ущерба независимой экспертизы, поскольку данная процедура часто проводилась в пользу автовладельца-заказчика. Результаты такой экспертизы больше не имеют законной силы в суде. Но страховщик в процессе оценки нанесенного ущерба имеет право привлекать независимых экспертов.

Весной 2017 года в законную силу вступило положение, которое кардинально изменило ситуацию на рынке страхования автогражданской ответственности — натуральное возмещение по ОСАГО. Суть его состоит в замене прямых денежных компенсаций, которые выплачивали ранее пострадавшей стороне, на ремонт ТС. Теперь страховая компания имеет возможность направить пострадавший в ДТП автомобиль на станцию технического обслуживания, с которой у нее заключен соответствующий договор. Список сервисов и ремонтных мастерских, с которыми у страховщика заключено соглашение, согласно закону, должен находиться в открытом доступе на официальном сайте организации.

Страховые выплаты по ОСАГО были увеличены, размер максимально возможной компенсации составил 100 тысяч рублей. Средства сверх указанной суммы уплачиваются автовладельцем из собственного кармана. Если счет, выставленный СТО за ремонт автомобиля, превысит сумму в 400 тыс. руб., может быть выплачена дополнительная денежная компенсация.

Согласно изменениям в законе об ОСАГО, денежное возмещение возможно также в случае просрочки ремонта автомобиля (законом отведено 30 дней) или отсутствия возможности восстановить транспортное средство, находящееся в аварийном состоянии (в дополнительных страховых соглашениях могут быть установлены иные условия).

Скачать текст последней редакции закона об ОСАГО

Каждому автовладельцу в России необходимо прослеживать изменения в сфере страхования автогражданской ответственности, и правками, вносимыми в текст ФЗ об ОСАГО, чтобы быть в курсе положенных ему по закону прав, возложенных обязанностей и грозящей ответственности.

Ознакомьтесь с последней редакцией Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО

Страховщик ОСАГО обязан возместить пострадавшей стороне ущерб, который причинил его клиент. В таком случае речь идет не только о материальном ущербе автомобилю или конструкциям, что были повреждены из-за вины застрахованного лица.

Помимо этого, ему потребуется возместить вред, причиненный здоровью и жизни людей – то есть расходы на лечение либо погребение. В большинстве случаев после выплаты страховая компания будет требовать регресс по ОСАГО с виновника ДТП.

Этот процесс должен происходить в судебном порядке, поэтому он требует вмешательства юриста. Если правильно проанализировать позицию истца и благодаря этому найти несоответствия в правовой конструкции, то регресса можно избежать.

Право регрессного требования страховой компании — это гарантия сохранности ее средств. Чаще всего такое право возникает в результате ДТП.

Некоторое застрахованные по ОСАГО автовладельцы ошибочно считают, что даже если виновниками ДТП являются они, ущерб пострадавшему оплатит страховая компания. Конечно, страховщик выплатит эти деньги, однако за возмещением своих средств он обязательно обратится к виновнику столкновения.

При этом совершенно неважно, есть ли у него полис ОСАГО, или нет, поскольку в этом случае он должен понести наказание за нарушение правил дорожного движения.

В 2019 году сумма страхового покрытия составляет: для имущественного вреда — 400 000 рублей, для вреда здоровью или жизни — 500 000 рублей. При отсутствии денежных средств можно оформить взыскание долга по частям через суд.

Для того, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение затраченных средств, страховая компания обязана:

  • потерпевшей стороне выплатить полную сумму ущерба, беря во внимание предъявляемое требование, документы о дорожном происшествии и оценочную экспертизу;
  • с исковым заявлением обратиться с суд для возмещения затраченных средств с виновника ДТП.

Это основные условия для предъявления регресса страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены.

Стоит отметить, что виновнику крайне не рекомендуется игнорировать судебные разбирательства такого рода. При его неявке решение о взыскании всей указанной в иске суммы страхового покрытия примут заочно, а она часто бывает необоснованно завышенной.

Если же решение приняли в присутствии виновника, то как не платить регресс по ОСАГО, как его оспорить? Если виновник ДТП не согласен с суммой, выставленной страховой компанией, то он вправе предъявить ответный иск.

К счастью, в большинстве случаев можно добиться снижения суммы для выплаты, основываясь на результатах судебной экспертизы или доказав несостоятельность требований страховщика.

Помимо выплаченной стоимости страхового возмещения, страховая компания может получить с виновника аварии средства, затраченные на:

  • ведение страхового дела;
  • проведение экспертиз.

Судебная практика показывает, что в большинстве случаев страховые компании пишут заявление для получения суммы страхового возмещения в принудительном порядке.

Когда могут выставить регресс?

Получая полис ОСАГО, необходимо внимательно изучить раздел, в котором обсуждается возникновение регрессного права страховщика.

В каких случаях страховая компания может выставить регресс по ОСАГО? Страховая компания вправе предъявить виновнику возмещение суммы расходов в следующих случаях:

  1. ДТП произошло по причине алкогольного, наркотического состояния или другого опьянения на момент дорожной аварии.
  2. Виновный в ДТП водитель был с просроченными правами или вовсе без прав.
  3. Шофер управлял чужим автомобилем без доверенности на управление транспортным средством.
  4. У водителя грузового автомобиля просроченный талон о ТО.
  5. Виновник ДТП скрылся с места совершения автомобильной аварии.
  6. Виновник аварии не вписан в полис ОСАГО.
  7. ДТП случилось во время, которое не указано в полисе.
  8. Виновник умышленно спровоцировал ДТП или по своему замыслу был ее прямым соучастником.

Таким образом, основания для регресса по ОСАГО могут быть только в случае противозаконных действий виновника, но никак не при неумышленных и случайных причинах ДТП.

Как избежать регресса?

Какие есть законные варианты избежать выплаты регресса страховой компании? Рассмотрим перечень правил, которые должен соблюдать каждый водитель, оформивший полис ОСАГО, чтобы обезопасить себя от ненужных выплат:

  1. Если вы законопослушный водитель, то, согласитесь, — это значительно снижает риск стать виновником ДТП. Поэтому поставьте себе цель всегда соблюдать правила дорожного движения, быть бдительным и внимательным в пути, поскольку дорога — это зона повышенной опасности.
  2. Контролируйте сроки действия полиса ОСАГО. Некоторые водители, по разным причинам, оплачивают страховой взнос меньше чем на год, важно об этом не забывать, а вовремя доплачивать остаток суммы.
  3. У грузового автотранспорта не должен быть просроченным талон ТО, водитель обязан следить за этим.
  4. В каждом полисе ОСАГО водитель транспортного средства должен быть вписан в строчки бланка полиса. Поэтому следует обязательно удостовериться в том, что ваше имя вписано в страховой полис, закрепленный за вашим автомобилем.
  5. Садясь за руль чужого транспортного средства, всегда держите при себе доверенность собственника на ваше имя.
  6. В случае ДТП, в котором вы были виновником, ни в коем случае не покидайте место аварии, поскольку это расценят как попытку избежать ответственности.
  7. Не пытайтесь скрыть от страховщика какие-либо факты, которые касаются произошедшего дорожного столкновения. А именно: не ремонтируйте (утилизируйте) транспортное средство ранее установленного срока или без разрешения страховщика.

Соблюдая вышеприведенные правила, вы надежно защитите себя от регресса со стороны вашей страховой компании.

Иски по регрессу имеют свои сроки давности. В случае, если было застраховано имущество, то страховая компания может в течение 2 лет заявить о праве регресса.

При страховании жизни и здоровья человека срок исковой давности по регрессу ОСАГО составляет не больше 3 лет.

Исходя из этого, если после определения виновника ДТП страховая компания не потребовала регресса в вышеуказанные сроки, то это значит, что она это право упустила. Однако при наличии веских причин страховщик может это право восстановить через суд.

Поскольку страховые компании – это коммерческие структуры, они также стремятся на всех этапах работы получить доход – как во время продажи страховки клиенту, так и на этапах взыскания по ОСАГО в порядке регресса.

Хорошая новость в том, что суд часто занимает сторону ответчика по этим делам, в случае, если его позицию подкрепляют доводы несоразмерности выплаты ущербу.

admin