ФЗ 230 о коллекторской

Минюст России разработал проект изменений в законодательство о защите прав физлиц при осуществлении деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности. Соответствующие поправки планируется внести, в частности, в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 230-ФЗ).

Законопроектом1 предлагается установить государственный контроль ФССП России за деятельностью МФО и кредитных организаций, которые занимаются возвратом просроченной задолженности с физлиц в качестве дополнительного вида деятельности. При этом действие такой нормы не будет распространяться на ломбарды. На сегодня такой контроль установлен ФССП России только в отношении коллекторских организаций. Госконтроль будет заключаться, в том числе в ведении государственного реестра профессиональных коллекторских организаций и перечня организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физлиц в качестве дополнительного вида деятельности, который будет формироваться автоматически по сведениям Банка России. Коллекторские организации планируется переименовать в «профессиональные коллекторские организации».

Кроме того, для кредитных организаций и МФО, которые вправе осуществлять возврат просроченной задолженности в качестве дополнительного вида деятельности, может быть введена обязанность осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками способами, указанными в п. 1–п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 230-ФЗ, а также хранить указанную информацию в течение двух лет. Сегодня подобные обязанности предусмотрены для коллекторских организаций (ст. 17 Закона № 230-ФЗ)

Согласно законопроекту для получения права такого взаимодействия с должниками вышеуказанные организации обязаны обратиться в ФССП России, в том числе через портал госуслуг с заявлением, к которому приложить документы, подтверждающие наличие необходимых оборудования и программного обеспечения. В качестве способа взаимодействия между должником и кредитором предлагается установить переписку по электронной почте, если ее адрес указан при заключении договора. Для коллекторских организаций указание адреса электронной почты на сайте станет обязательным.

Прописано также новое полномочие ФССП России по установлению ограничений отдельных способов взаимодействия с должниками. Ограничения могут устанавливаться на один или несколько способов взаимодействия с должниками на срок до 60 дней.

Поправками предусматривается возможность использования «робота-коллектора» – программного обеспечения для отправки кредитором должнику или третьему лицу голосовых сообщений, которое применяет системы генерации и распознавания речи и поддерживает заранее определенные сценарии разговоров. Утверждается, что применение «роботов-коллекторов» призвано минимизировать возможные нарушения со стороны кредиторов, поскольку контроль его использования осуществляется с помощь программного обеспечения.

Планируется закрепить правило, по которому кредитор не сможет требовать возврата просроченной задолженности, возникшей по договору о потребительском кредите, если по требованию должника (заемщика) предоставлен льготный период, в течение всего срока действия такого льготного периода.

В случае если предусматривается общение кредиторов с третьими лицами, а не с самим должником, предусмотрено правило, согласно которому взаимодействие с третьими лицами, направленное на возврат просроченной задолженности, может осуществляться только с предварительного согласия таких лиц, полученного в письменной форме, в том числе согласия на обработку персональных данных. Такие согласия могут быть отозваны должником и соответствующим третьим лицом.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Помимо этого, в Закон № 230-ФЗ предусматривается введение положений об установлении условий осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц кредитными организациями и МФО, об особенностях осуществления госконтроля за их деятельностью и деятельностью коллекторских организаций, об уточнении оснований мер реагирования органами ФССП России на их деятельность, о полномочиях Минюста России по утверждению требований к деятельности таких организаций. Корреспондирующие поправки предполагается внести и в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что предлагаемые меры потребуют увеличения штатной численности госслужащих ФССП России. Ожидается, что они позволят защитить права граждан от недобросовестных участников рынка возврата просроченной задолженности.

Вступление в силу закона в случае его принятия будет осуществлено с 1 января 2021 года, за исключением положения о переименовании коллекторских организаций в «профессиональные коллекторские организации» – им необходимо будет успеть это сделать до 1 марта 2021 года. Кроме того, законопроект предполагает лишение права взаимодействия с должниками способами, предусмотренными п. 1–п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 230-ФЗ, тех кредитных организаций и МФО, которые не обратятся до 30 июня 2021 года в органы ФССП России с заявлением для подтверждения права такого взаимодействия.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/06-20/00102625).

Ярослав Салеев

Основатель компании «Кабинет финансовой помощи»

специально для ГАРАНТ.РУ

В жизни любого заемщика в случае невыплаты кредита может возникнуть ситуация, при которой его долг передадут коллекторам. Попробуем разобраться, как нужно себя вести, если вам позвонили из коллекторской организации.

Установите, кому вы должны

Если вам позвонили коллекторы, необходимо узнать, по какой системе с вами работают. Есть две схемы взаимодействия коллектора с кредитором. Первая схема – договор цессии, когда ваш долг был продан коллекторам, и право взыскания принадлежит новому кредитору. В данном случае вы имеете право запросить документы, подтверждающие переуступку прав требования, эти документы должен направить вам кредитор по почте, либо вы можете позвонить на горячую линию кредитора, где вам должны сообщить – находится ли ваш долг в банке, либо он переуступлен новому кредитору. Вторая – агентская схема взыскания, при которой ваш долг находится в банке или МФО, и коллектор исполняет роль агента по сбору платежей. Это необходимо установить для того, чтобы четко знать, с кем решать вопрос просроченной задолженности.

Убедитесь в легальности работы взыскателя

Если вы столкнулись с коллекторской организацией, вам необходимо узнать, имеет ли она лицензию и состоит ли она в реестре взыскателей. Проверить это можно на официальном сайте ФССП России в сервисе «Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic).

Знайте свои права

Неважно, по какой схеме работает с вами взыскатель – по агентской или по договору цессия – он будет действовать в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 230-ФЗ), регламентирующему деятельность взыскателя. Это значит, что у взыскателя есть ограничения, которые он не может нарушать, а если сделает это – то вы можете обратиться с жалобой в контролирующие органы, например в ФССП России (регулятор взыскателей), НАПКА (ассоциация коллекторских агенств). Неправильному взыскателю грозит либо крупный штраф в размере до 2 млн руб., либо отзыв лицензии и исключение из реестра взыскателей (ст. 14.57 КоАП).

Коллекторам запрещено (ч. 2 ст. 6 Закон № 230-ФЗ):

  • применять физическую силу;
  • применять угрозы о причинении вреда здоровью;
  • портить или ликвидировать имущество должника;
  • угрожать ликвидацией имущества;
  • использовать меры, которые могут быть опасными для жизни;
  • выражать психологическое воздействие на должника или третьих лиц;
  • вводить в заблуждение;
  • злоупотреблять своими полномочиями.

При причинении какого-либо вреда гражданину, с которого взыскивается задолженность, коллектор обязан возместить ущерб.

Закон для коллекторов устанавливает правила, касающиеся определенного времени для звонков (ст. 7 Закона № 230-ФЗ). Коллекторы вправе:

  • осуществлять телефонные звонки может максимум 8 раз в месяц, в неделю – 2 раза, за один день не должно быть более 1 звонка;
  • звонить должнику в будние дни – с 8:00 до 22:00;
  • звонить в субботу и воскресенье – с 9:00 до 20:00.

Скрывать телефонный номер, с которого поступает звонок должнику, коллектор не имеет права.

Коллекторам запрещено звонить определенным категориям лиц (ст. 7 Закона № 230-ФЗ):

  • беременным и женщинам, у которых есть ребенок младше полутора лет;
  • людям, которые находятся на лечении в медучреждениях;
  • инвалидам I группы.

Если коллекторы нарушают Закон № 230-ФЗ, то должник вправе обратиться:

  • в полицию, если есть угроза жизни или должнику подкидывают листовки или письма с угрозами;
  • в Следственный комитет РФ, если коллекторы открыто вымогают денежные средства;
  • в Генеральную прокуратуру РФ, если имеют место угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, что влечет за собой уголовную ответственность. В этом случае необходимо предоставить копии ранее поданных заявлений в другие инстанции.

В качестве доказательств нарушения прав заемщика выступают:

  • запись телефонного разговора;
  • видеофиксация взаимодействия коллектора с заемщиком;
  • показания свидетелей.

Может ли коллектор подать в суд?

Да, коллектор может обратиться в суд, но тюремный срок за неуплату кредита человеку не грозит. Единственное решение, которое может вынести суд – обязать неплательщика погасить сумму займа.

В суд не могут обратиться компании, которые не прошли аккредитацию и не заключили договор с банком, если только долги перешли не по цессии.

Если же обращение в суд произошло, должник будет отвечать перед судебным приставом в рамках Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) и пристав будет действовать в рамках данного закона. Соответственно, ни о каком погашении заоблачных процентов (которые часто пытаются навязать взыскатели задолженностей) речь идти не может. Могут лишь назначить выплату неустойки в соответствии с кредитным договором. Напомним, что срок давности составляет 3 года – по истечению этого срока подать в суд коллекторам не получится (ст. 196 Гражданского кодекса).

Отказ заемщика от взаимодействия с кредитором

Каждый гражданин имеет возможность прекратить назойливое общение с кредитором. В соответствии со ст. 8 Закона № 230-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2017 года, отказ от взаимодействия с кредитором можно подготовить через 4 месяца после возникновения просрочки по долгу. Заявление об отказе от взаимодействия с коллекторами необходимо направить через нотариуса, либо заказным письмом с уведомлением о вручении. Получив такое заявление, кредиторы уже не смогут звонить и осуществлять действия на возврат просроченной задолженности.

После того, как заемщик отказался от взаимодействия с кредиторами, у них остается только один путь добиться возврата долга – идти в суд. После вынесения решения должником займутся судебные приставы.

Что делать, если вынесено решение суда?

Если у вас есть на руках исполнительный лист, значит, взыскание будет проходить в рамках Закона № 229-ФЗ.

Судебные приставы наделены широким кругом полномочий по взысканию задолженности. Открывая исполнительное производство на основании исполнительного документа (к примеру, исполнительного листа) судебный пристав вправе (ст. 64 Закона № 229-ФЗ):

  • наложить арест на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги;
  • изъять арестованное имущество должника;
  • осуществить проверку финансовой документации должника;
  • объявить в розыск должника либо его имущество.

После открытия судебного производства должнику предоставляется 5 дней для добровольного исполнения решения суда. В случае отказа должника самостоятельно погасить долг в пределах предоставленного для этого срока, пристав получает доступ к реестрам его имущества (в целях последующего ареста), в который входят:

  • транспортные средства;
  • жилая недвижимость (квартира, дом, дача и т.д.);
  • земельные участки.

В случае отсутствия у должника приведенного выше имущества, пристав запрашивает банковские учреждения на предмет наличия в них его счетов, которые также могут быть арестованы.

Следующим этапом производства (при отсутствии и банковских счетов) является обращение к работодателю должника. Напомним, что в счет погашения имеющейся задолженности пристав вправе списывать до 50% (а в отдельных случаях и до 70%) заработной платы должника (ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Если же должник официально не трудоустроен, то пристав вынужден приступить к описи его движимого имущества (как правило, находящегося в жилище должника).

Если после всех процедур взыскать нечего или взыскано частично, пристав имеет право закрыть исполнительный лист актом о невозможности взыскания (ст. 46 Закона № 229-ФЗ).

Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона № 229-ФЗ.

Можно ли закрыть долг со скидкой?

Каждый кредитор желает получить хоть какую-то прибыль, поэтому время от времени предлагает заемщику закрыть долг с дисконтом. Это распространенная практика, так как взыскивание задолженности несет дополнительные затраты, не гарантируя возврата просроченной задолженности, а в случаях с банком обязывает еще и формировать резерв на возможные потери по ссудам. Кредиторам это невыгодно, поэтому проще дать скидку заемщику и получить хоть какие-то деньги. Чтобы понять, почему коллекторам выгодно давать скидку заемщику, нужно понимать за какую сумму коллекторы покупают просроченные долги. В 2018 году стоимость портфеля просроченных займов варьируется в размере 1-3% от суммы долга. То есть, например, долг в размере 100 тыс. руб. коллектор может купить за 1-3 тыс. руб.

Законодательные основы

Известно, что каждый новый вид деятельности сопряжен с большим количеством вопросов и проблем, И мы здесь не являемся исключением. Это проблемы, связанные с неоднозначным толкованием терминов, используемых в 230 ФЗ. То же относится к такому использованию в федеральном законе термину состоявшиеся телефонные переговоры. В частности, не ясно будут ли считаться состоявшимися телефонные переговоры случаи, когда телефонный контакт прерван по какой-либо причине до того как суть вопроса была доведена до должника. Речь идет о случаях злоупотреблением правом со стороны должника.

Кроме того, при реализации 230 ФЗ возникают технические моменты, которые могут препятствовать исполнению его отдельных норм. В частности, предусмотрено, что при взаимодействии с должником посредством телеграфных, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи должнику должно быть сообщен необходимый минимум информации: ФИО либо наименование кредитора,а также лица действующего от его имени и в его интересах,сведения о факте наличия просроченной задолженности без оказания ее размера и структуры, номер контактного телефона кредитора, а также лица действующего от его имени и в его интересах.

В то же время, технические параметры стандартной мобильной связи gsm дают возможность направить одним сообщением до 160 символов в кодировке латинице и до 70 символов в кодировке кириллице. В связи с этим необходимый минимум информации может не поместиться в одно сообщение, а они все подсчитываются. Поэтому на практике может наблюдаться ситуация, когда сообщение, превышающее допустимое значение символов, может отправляться оператором сотовой связи как несколько сообщений.

Дмитрий Аристов, директор ФССП России

3 июля 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал новый закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Этот закон вступил в законную силу в полном объеме с 1 января 2017 г.

Деятельность коллекторских агентств регулируется также общими положениями гражданского законодательства, в частности:

  • Гражданским кодексом РФ

Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей
Статья 15. Возмещение убытков
Статья 24. Имущественная ответственность гражданина
Статья 153. Понятие сделки
Статья 209. Содержание права собственности
Статья 235. Основания прекращения права собственности
Статья 237. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
Статья 301. Истребование имущества из чужого незаконного владения
Статья 307. Понятие обязательства и основания его возникновения
Статья 309. Общие положения
Статья 310. Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства
Статья 319. Очередность погашения требований по денежному обязательству
Статья 329. Способы обеспечения исполнения обязательств
Статья 330. Понятие неустойки
Статья 382. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу
Статья 384. Объем прав кредитора, переходящих к другому лицу
Статья 390. Ответственность кредитора, уступившего требование
Статья 393. Обязанность должника возместить убытки
Статья 394. Убытки и неустойка
Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Статья 405. Просрочка должника
Статья 408. Прекращение обязательства исполнением
Статья 450. Основания изменения и расторжения договора

  • Федеральным законом «О персональных данных»

  • Федеральным законом «Об исполнительном производстве»

Основаниями для деятельности коллекторской компании также являются договоры агентирования или цессии (уступки долгов), заключенные с банком, микрофинансовой организацией или иным кредитором.

Минюст России планирует усовершенствовать нормативное правовое регулирование в области деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц. На прошлой неделе министерством был представлен текст проекта федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1.

Действующее регулирование в указанной сфере, представленное Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», разработчики инициативы считают несовершенным. Поэтому они предлагают обновить этот закон и при сохранении общей цели регулирования (защита прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности, направленной на возврат их просроченной задолженности) и отдельных концептуальных положений ввести ряд принципиальных нововведений.

Корректировка понятийного аппарата

К числу новелл законопроекта можно отнести появление понятия «автоматизированный интеллектуальный агент» («робот-коллектор»), под которым понимается инструмент для отправки голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, который применяет систему генерации речи и поддерживает различные произвольные сценарии разговоров с должниками или иными лицами в зависимости от хода ведения диалога, получаемой от должников или иных лиц в ходе диалога информации. Также определен термин «профессиональная коллекторская организация» – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр.

Кроме того, расшифровано понятие «телефонные переговоры» – способ взаимодействия путем использования средств телефонной связи, в результате которого устанавливается диалог между представителем кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, и должником, в рамках которого они обмениваются информацией по вопросу возврата просроченной задолженности. Также в понятийном аппарате очерчен круг граждан, относимых к третьим лицам, – это любые физлица, включая членов семьи должника, родственников, иных проживающих с ним лиц, соседей.

Обязательный досудебный (претензионный) порядок возврата просроченной задолженности физлиц

Согласно законопроекту предъявлению кредитором требования о возврате просроченной задолженности в суд в обязательном порядке должно предшествовать направление такого требования должнику и получение от него отказа в исполнении требования либо неисполнения требования в 30-дневный срок после его получения либо неполучения ответа в тот же срок. Требование направляется должнику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается ему под расписку или направляется кредитором на адрес электронной почты должника (если таковой был представлен). Допускается направление требования иным способом, оговоренным в соглашении между кредитором и должником.

Расширение перечня подконтрольных субъектов

Такое расширение авторы инициативы сами выделают в качестве основной особенности нового нормативно-правового регулирования, предлагаемого законопроектом. Так, контрольные (надзорные) полномочия ФССП России предлагается распространить на все хозяйственные общества, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц, вне зависимости от того, заявлен ли в их учредительных документах такой вид деятельности в качестве основного или нет.

По подсчетам Минюста России, увеличение количества субъектов, в отношении которых ФССП России будет осуществлять контрольные (надзорные) полномочия в области возврата просроченной задолженности физлиц, будет существенным. Количество таких субъектов превысит 43 тыс., из которых: 300 – профессиональные коллекторские организации, 1900 – микрофинансовые организации, 800 – кредитные организации, 2,1 тыс. – кредитные потребительские кооперативы, 0,9 тыс. – сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, 4 тыс. – ломбарды, 20 тыс. – управляющие компании, 12,9 тыс. – ресурсоснабжающие организации, 250 – региональные операторы по обращению с ТКО, 200 – операторы связи.

Изменение подходов к формированию государственного реестра организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности

Часть предлагаемых поправок посвящена изменению подходов к формированию государственного реестра организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств физических лиц по договорам кредита (займа). Так, в него планируется включать не только профессиональных коллекторов, но и организации, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств физлиц по договорам кредита (займа). В их числе – кредитные и микрофинансовые организации, кредитные потребительские и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды. Эта мера вводится в целях соблюдения принципа «недопустимости множественного государственного контроля (надзора)».

Преимущество от включения организации в госреестр проявится в полномочиях по осуществлению взаимодействия с должниками – включенным в реестр организациям будет разрешено взаимодействовать с должниками посредством личных встреч, телефонных переговоров, «робота-коллектора», а также с использованием текстовых, голосовых и иных сообщений. Для юрлиц, которые не включены в госреестр, перечень способов взаимодействия ограничивается только почтовыми отправлениями.

Однако следует иметь в виду, что включение в реестр влечет предъявление повышенных требований к организациям – например, в части ведения аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия, записи всех сообщений, хранения соответствующей информации, включая все бумажные документы, составленные и полученные в ходе осуществления деятельности по возврату долгов, в бумажном и электронном виде не менее двух лет. Также такие организации в обязательном порядке должны будут иметь свой сайт в Интернете, электронную почту и заключенный договор обязательного страхования ответственности.

Ограничения по субъектам, взаимодействующим с должником

Корректировки могут коснуться и перечня лиц, управомоченных осуществлять взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности посредством личных встреч, телефонных переговоров, с использованием «робота-коллектора», текстовых, голосовых и иных сообщений. Во-первых, такое право будет распространяться только на тех кредиторов (включая новых кредиторов), сведения о которых внесены в госреестр. Во-вторых, этот список дополнится указанием на профессиональные коллекторские организации.

В свою очередь, возврат просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги смогут осуществлять только управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с Жилищным кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Также предусматривается новое полномочие ФССП России в части ограничения лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц, в применении отдельных способов взаимодействия с должниками. Данное полномочие планируется применять с учетом предложений бизнес-сообщества, осуществляющего деятельность в области возврата просроченной задолженности физлиц. В числе нововведений – и запрет требовать от третьего лица возврата просроченной задолженности, за исключением случаев, когда третье лицо является солидарным или субсидиарным должником.

Требования к профессиональным коллекторским организациям

Законопроектом не только вводится новое понятие – «профессиональные коллекторские организации», но и устанавливаются требования к ним. К таковым организациям относятся только зарегистрированные на территории России лица, включенные в госреестр. При этом в наименовании профессиональной коллекторской организации должно упоминаться словосочетание «профессиональная коллекторская организация» и указываться ее организационно-правовая форма. Такое словосочетание разрешено использовать юрлицам, создаваемым для осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в течение 90 календарных дней со дня госрегистрации в качестве юрлица. «Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации не может использовать в своем наименовании словосочетание «профессиональная коллекторская организация», а также сочетание букв «пко», – подчеркивается в тексте законопроекта.

В числе дополнительных требований к профессиональным коллекторским организациям – регистрация в форме хозяйственного общества, указание в учредительных документах на осуществление юрлицом деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, отсутствие не исполненного денежного обязательства, соответствие учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа организации и работников установленным требованиям.

Что планируется сохранить?

Основные правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, менять не планируется. Это касается, в частности:

  • общих требований к осуществлению действий по возврату задолженности, предписывающих кредитору или иному лицу, действующему от его имени и в его интересах, при возврате просроченной задолженности действовать добросовестно и разумно;
  • перечня запрещенных действий (включая применение к должнику физической силы, уничтожение или повреждение имущества, применение опасных для жизни и здоровья людей методов, оказание психологического давления, введение в заблуждение и т.п.);
  • запрета на передачу третьим лицам сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника;
  • ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником (незначительные корректировки предполагается внести только в список способов непосредственного взаимодействия с должниками, дополнив его указанием на возможность использования автоматизированного интеллектуального агента «робота-коллектора»);
  • условий осуществления отдельных способов взаимодействия с должником (например, в части запрета на использование скрытых номеров);
  • возможности определения заключенным между должником и кредитором соглашением частоты взаимодействия с должником по инициативе кредитора;
  • особенностей ограничения или прекращения взаимодействия с должником;
  • невозможности привлечения организациями, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц, к взаимодействию с должником отдельных лиц (имеющих неснятую или непогашенную судимость за отдельные преступления, или лиц, находящихся за пределами территории России или с использованием международной телефонной связи) и т.д.

***

В случае одобрения законопроекта закрепленные в нем нормы начнут действовать с 1 января 2021 года. До этого срока сведения о юридических лицах, включенных в госреестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, должны быть внесены в обновленный государственный реестр в упрощенном порядке – без представления заявления о внесении сведений о юрлице в госреестр, копий учредительных документов и документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, копий документов, подтверждающих владение сайтом в Интернете, и т.п. Для отражения их в реестре достаточно будет соответствия юрлица требованиям, предъявляемым к профессиональным коллекторским организациям.

Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза законопроекта продлятся до 10 января 2020 года.

1 С текстом законопроекта «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/11-19/00097204).

admin