ФПС служба

Соответствующим Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»1 определено, во-первых, число заместителей Председателя Правительства РФ. Их девять, в том числе один первый вице-премьер, вице-премьер – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьер – руководитель Аппарата Правительства РФ.

Во-вторых, упразднен Минкавказ России. Его функции и возникшие к моменту упраздения обязательства, в том числе из судебных решений, переданы Минэкономразвития России. В связи с этим Правительству РФ предстоит определить новую численность государственных служащих последнего.

Кроме того, установлено, что Росреестр, а также Росздравнадзор и ФМБА России теперь подведомственны Правительству РФ. Ранее они находились в ведении Минэкономразвития России и Минздрава России соответственно. Руководство деятельностью Росимущества перешло от Минэкономразвития России Минфину России.

Корреспондирующие поправки будут внесены в соответствующие президентские и правительственные акты.

К министерствам, федеральным службам и агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, отнесены:

  • МВД России;
  • МЧС России;
  • МИД России – ему подведомственно Россотрудничество;
  • Минобороны России – к его ведению относятся ФСВТС России и ФСТЭК России;
  • Минюст России – ему подведомственны ФСИН России и ФССП России;
  • ГФС России;
  • СВР России;
  • ФСБ России;
  • Росгвардия;
  • ФСО России;
  • Росфинмониторинг;
  • Росархив;
  • Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

1 Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликован на официальном интернет-портале
правовой информации (номер: 0001202001210023).

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОЦЕССОВ

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

А.В. Матвеев, кандидат технических наук; А.Л. Шидловский; А.В. Максимов. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Определено понятие «ресурсного потенциала» системы МЧС России, обоснованы целевое предназначение и задачи на примере Государственной противопожарной службы МЧС России, выявлены основные функции всех подсистем Государственной противопожарной службы МЧС России. Полученные результаты лежат в основе дальнейших исследований по разработке математических моделей использования ресурсного потенциала Государственной противопожарной службы МЧС России с целью оценивания и прогнозирования эффективности функционирования ее подсистем, а также научного обоснования требований к количественному составу, способам и формам использования Ключевые слова: ресурсы, ресурсный потенциал, цели, МЧС России, Государственная противопожарная служба, чрезвычайная ситуация, пожар

RESOURCE POTENTIAL AND ITS USE IN SYSTEM OF THE STATE FIREFIGHTING SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

A.V. Matveev; A.L. Shidlovskii; A.V. Maksimov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Keywords: resources, resource potential, purposes, EMERCOM of Russia, State fire service, emergency situation, fire

В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера . Данные ЧС возникают в индустриальных районах, крупных городах

и неизбежно ведут к значительным разрушениям и потерям, а также уносят сотни и тысячи человеческих жизней. Одной из главных причин возникновения и роста ЧС является бурное развитие хозяйственной и инженерной деятельности человека. На территории Российской Федерации также увеличивается количество аварий, катастроф, антропогенных воздействий и стихийных бедствий. Поэтому на борьбу с ЧС выделяются огромные средства, в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) как основному органу, ответственному за вопросы обеспечения безопасности, в частности предупреждения и ликвидации ЧС.

В настоящее время во всем мире сложилась ситуация, когда приходится жить в режиме жесткой экономии. В связи с этим требуется оптимизировать процессы управления, в том числе и ресурсами МЧС России, получая при этом максимальную эффективность от использования его ресурсного потенциала.

Термин «потенциал» включает в себе два важных аспекта: наличие ресурсов, а также целевую направленность их использования. Понятие «ресурс» принято подразделять на основные группы: материальные, трудовые, финансовые, информационные и управленческие, которые ограничены в количественном и в качественном отношении. Отсюда вытекает их главная особенность — ограниченность.

Важным отличием между определением «ресурсы» и «потенциал» является зависимость потенциала отдельной сферы (или организации), а также общества в целом от субъектов деятельности и, напротив, независимость существования ресурсов от субъектов деятельности. В этой связи понятие «потенциал» включает возможности сотрудника, коллектива, организации, общества в целом к эффективному использованию имеющихся средств (ресурсов), а не только существующие материальные и нематериальные средства. Таким образом, целесообразно в системе оценочных показателей эффективности ресурсов использовать экономическую или социальную категорию (количество ЧС или пожаров, их экономический ущерб, количество пострадавших и т. д.), через которую можно учитывать степень использования возможностей накопленных ресурсов . Данной категорией может служить понятие «ресурсный потенциал».

Под «ресурсным потенциалом» системы МЧС России можно понимать объективные возможности использования существующих на данном этапе развития управленческих, трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов, объединенных общими целями использования, а также организационными и правовыми отношениями, обеспечивающими определенный уровень безопасности (рис. 1). Управленческие ресурсы воздействуют на основные виды ресурсов: трудовые, материальные, финансовые и информационные.

Трудовые ресурсы являются самыми многочисленными и сложно структурированными ресурсами МЧС России. Это связано, прежде всего, с тем, что на Министерство возложено огромное количество задач как по уровню сложности, так и по масштабу, которые необходимо решать как в повседневной деятельности и повышенной готовности, так и в режиме ЧС. К трудовым ресурсам относится в первую очередь личный состав: пожарной охраны, центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) различных уровней территориальной подчиненности, поисково-спасательных служб (1111С) регионов, психологической службы и т.д.

К важнейшим ресурсам системы МЧС России относятся материальные ресурсы, являющиеся неотъемлемой составляющей обеспечения эффективной деятельности подразделений МЧС России при решении целевых задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Процесс формирования материальных ресурсов включается в комплекс организационно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, снижению рисков возникновения и уменьшения возможных негативных последствий. Каждая ЧС уникальна по своим проявлениям, поэтому достаточно сложно предусмотреть заранее требуемые объемы и количество используемых материальных ресурсов, таких как спецоборудование и транспорт (авиа, авто и др.) при ее ликвидации.

Уиравленченские ресу рсы

Оргашгзащюиная структура управления

Планово-прогно зная деятельность

Мех ашгм воздействия

Принятие у пр авле нч е с кпх _решении_

Мониторинг ре зультатов

Трудовые ресурсы

Пожарная охрана ЦУКС ПС С Г ИМ С Авиация СВФ

Психологическая служба ПпП кадров

Материальные ресурсы

Здания и сооружения Транспорт С пецо 6 о р уд ов ание

Финансовые ресурсы

Бюджетные сред с тв а

11н фо ршщ ионные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурсы

окспон

АИУСРСЧС КАСКАД ГРАНИТ

Деятельность МЧС России

Подсистема мониторинга и пр о гно ■зир о ва ния Ч С Подсистема оповещения и связи Подсистема реагирования на угро зы ЧС Подсистема пр е д упр ежд е ния Ч С Подсистема ликвидацииЧС

Состояние среды

Природа Техносфера С оциально-экономическая

Рис. 1. Ресурсный потенциал системы МЧС России

(ГИМС — Государственная инспекция по маломерным судам; СВФ — спасательные воинские формирования; ПиП — подготовка и переподготовка кадров; АИУС РСЧС — автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций; КАСКАД — поиск «термоточек» на территории определенной области; ГРАНИТ — картографическая подложка для нанесения условных обозначений и рисков

подтопления)

Источником формирования финансовых ресурсов МЧС России являются бюджетные средства федерального, регионального и муниципального уровней.

Неотъемлемой частью в деятельности МЧС России являются также информационные ресурсы. Роль информации, ее полнота, качество и достоверность занимает важное место в любой сфере, особенно если это связано с угрозой жизни и здоровью людей или предупреждением возникновения ЧС. В МЧС России используются различные виды информационных ресурсов, каждый из которых выполняет определенные задачи в рамках функционирования системы в целом. Например, общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) является сложной системой для информирования граждан страны не только обо всех происшествиях, количествах пострадавших и спасенных за определенный промежуток времени, но и подготовке в области гражданской обороны, защиты от ЧС.

Единая совокупность всех вышеперечисленных ресурсов формирует деятельность Министерства в целом (рис. 2). При этом важнейшую роль выполняет целеполагание. Цель выступает как некоторое опережающее отражение действительности, как выражение будущей потребности системы, в том числе и системы МЧС России .

РЕСУРСЫ МЧС РОССИИ

Трудовые Материальные Финансовые Информационные

Управление ресурсами МЧС РОССИИ

Цели МЧС России

Задачи МЧС России

Функции подсистем МЧС России

среда

Рис. 2. Системный подход к ресурсному потенциалу системы МЧС России

Подсистемы ГПС МЧС России

Соответствие целевому предназначению (Степень реализации ресурсного потенциала)

м

Функционирование подсистем ГПС МЧС России

среда

Наиболее частыми ЧС по статистике являются пожары , которые наносят огромный социальный и экономический ущерб государству. Поэтому, конкретизируя структурную схему, представленную на рис. 2, и не нарушая общности рассуждений, рассмотрим вопросы использования ресурсного потенциала в деятельности Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, основной целью которой является оперативное эффективное реагирование на пожары и факторы их проявления, приводящее к смягчению последствий, уменьшению потерь человеческих жизней и материальных ценностей.

Декомпозиция основной цели приводит к необходимости достижения ГПС МЧС России двух подцелей — предупреждения и ликвидации пожаров. При этом их нельзя рассматривать каждую по отдельности в силу того, что многие мероприятия, направленные на решения задач, соответствующих достижению данных целей, относятся как к предупреждению, так и к ликвидации. Задачи, соответствующие данным подцелям, можно классифицировать следующим образом. Первая задача — ранний прогноз (оповещение) о пожаре, вторая — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, связанных с тушением огня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные задачи системы ГПС МЧС России реализуются следующими взаимосвязанными подсистемами (рис. 3):

— подсистема мониторинга и прогнозирования пожаров;

— подсистема оповещения и связи;

— подсистема реагирования на угрозы пожаров;

— подсистема предупреждения пожаров;

— подсистема ликвидации пожаров.

Выход подсистемы мониторинга и прогнозирования (прогнозы по пожарам, наблюдения за развитием пожаров) является входом для подсистемы оповещения и связи. Другой вход в подсистему оповещения и связи образуется как выход из подсистемы реагирования на угрозы пожаров (запрос руководителя тушения пожара на привлечение дополнительных сил и средств других пожарных частей для борьбы с огнем более высокого ранга, связь участников пожарных отделений при их взаимодействии и т.п.).

Рис. 3. Структурная схема системы ГПС МЧС России

Из подсистемы оповещения и связи выходят задачи конкретным должностным лицам, ответственным за реагирование. Из подсистемы реагирования на угрозы пожаров можно выделить следующие выходы: команды для проведения мероприятий в подсистему предупреждения или в подсистему ликвидации пожаров, а также оперативные данные о характеристиках пожаров, времени прибытия, ликвидации, локализации и т. д., являющиеся исходными данными для подсистемы мониторинга и прогнозирования.

Выходы из подсистем предупреждения и ликвидации пожаров отражают обратную связь, являются входящими в подсистему реагирования на угрозы пожаров.

Функционирование каждой из подсистем ГПС МЧС России реализуется проведением комплексов мероприятий по достижению их целевого предназначения. Рассмотрим аспекты функционального и целевого предназначения соответствующих подсистем.

Цель подсистемы мониторинга и прогнозирования заключается в своевременном обнаружении факторов возникновения пожара и точное определение его параметров. Данная цель может быть достигнута путем проведения следующих мероприятий, реализующих соответствующие функции подсистемы мониторинга и прогнозирования:

— установка в зданиях и сооружениях пожарной автоматики (датчики, пожарные извещатели, приемно-контрольные приборы и т.д.), то есть обеспечение пожарной безопасности;

— проведение плановых и внеплановых проверок Государственным пожарным надзором (ГПН) объектов жизнедеятельности и идентификация факторов, потенциально способных привести к реализации пожаров;

— сбор данных по сложившейся пожарной обстановке и ее анализ (прогнозирование и учет природных явлений, климатической обстановки, анализ статистической информации о пожарах в административно-территориальных образованиях и т.д.);

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий пожаров;

— формирование сигналов об угрозе возгорания (геоинформационный ресурс «КАСКАД» для определения «термоточек» и др.);

— классификация пожаров по виду горючего материала, по типу, по плотности застройки, по сложности его тушения, по их возгораемости.

Реализация данных функций полностью отвечает требованиям Федерального закона Российской федерации от 22 июля 2008 г. № 123 (в ред. от 2 июля 2013 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

Цель подсистемы оповещения и связи состоит в оперативном доведении сигнала о пожаре до людей, находящихся в зоне возгорания, ответственных за пожарную безопасность на объектах в соответствии со структурой системы реагирования, а также обеспечение связью для взаимодействия органов управления, сил и средств ГПС МЧС России.

Достижение поставленной цели реализуется за счет комплекса технических средств пожарной автоматики, ОКСИОН, функционирования единой дежурно-диспетчерской службы и т. д.

Целевое предназначение подсистемы реагирования — это своевременное принятие мер по сигналу «пожар», объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации, их сил и средств при реализации мероприятий по предупреждению и при ликвидации пожаров, зашиты населения и территорий, эффективная мобилизация ресурсов на ликвидацию и предупреждение пожаров по сигналам об угрозе или проявлении пожаров.

Достижение данной цели предполагается путем реализации следующих функций подсистемы реагирования:

— обеспечение готовности к действию органов управления, сил и средств ГПС МЧС России по сигналу «пожар»;

— оперативное реагирование по сигналу «пожар» предусматривает сбор сил и средств пожарной части при поступлении вызова об обнаружении пожара на определенной территории и следование к нему;

— принятие мер по прогнозам о складывающейся обстановке, получаемым из подсистемы мониторинга и прогнозирования пожаров. Эта функция предусматривает действия ГПС МЧС России на пожароопасный период года или при ухудшении складывающейся обстановки на пожаре, то есть подсистема работает в режиме повышенной готовности.

Реализация данных функций регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69 (в ред. от 12 марта 2014 г.) «О пожарной безопасности» , где указаны все правила и действия в конкретной ситуации. Подсистема реагирования является центральным звеном во всей системе ГПС МЧС России.

Цель подсистемы предупреждения пожара — исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий за счет проведения совокупности превентивных противопожарных мероприятий.

Основными мероприятиями при этом являются:

— обучение персонала потенциально пожароопасных объектов мерам пожарной безопасности (проведение противопожарных инструктажей), их ответственности за нарушение этих требований, проверка знания обязанностей ответственных за пожарную безопасность, ведение ими соответствующей документации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— реализация целевых комплексных программ по снижению риска и смягчению последствий пожара;

— противопожарная пропаганда в местах массового пребывания людей;

— проверки ГПН, в том числе собственников объектов, которые получили ранее предписания по выявленным факторам пожарной опасности (при реализации

соответствующей функции подсистемы мониторинга и прогнозирования), принятие по ним решений;

— научно-технические разработки в области пожарной безопасности;

— совершенствование процессов предупреждения пожаров, включающее проведение учений и тренировок пожарной охраны, повышение устойчивости объектов, территорий и т.п., разработку технических регламентов и рекомендаций по проведению мероприятий по предупреждению пожара, создание объектовых пожарных частей на объектах повышенного пожарного риска и другие мероприятия.

Цель подсистемы ликвидации пожаров — оперативная локализация (действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами ) и организация тушения пожаров (совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ).

Достижение данной цели реализуется следующей совокупностью функций подсистемы ликвидации пожаров:

— прибытие к месту пожара за максимально короткое время (для города до 10 мин., для сельского поселения до 20 мин. );

— развертывание сил и средств;

— проведение аварийно-спасательных работ по тушению пожара;

— ликвидация горения пожарными подразделениями;

— выполнение специальных работ.

Таким образом, в настоящей статье определено понятие «ресурсного потенциала» системы МЧС России в целом, обоснованы целевое предназначение и задачи на примере ГПС МЧС России, выявлены основные функции всех подсистем ГПС МСЧ России. Полученные результаты лежат в основе дальнейших исследований по разработке математических моделей использования ресурсного потенциала ГПС МЧС России с целью оценивания и прогнозирования эффективности функционирования ее подсистем, а также научного обоснования требований к количественному составу, способам и формам использования ресурсов.

Литература

3. Матвеев А.В. Схема выработки управленческих решений на основе структурно-функционального синтеза системы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2013. № 1. С. 60-68.

5. Пожары и пожарная безопасность в 2013 году: стат. сб. / под общ. ред. В .И. Климкина. М.: ВНИИПО, 2014. 137 с.

Полномочия органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении государственной функции

Наименование государственной функции — осуществление государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности.

Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими основными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;

административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. приказом МЧС РФ от 28 июня 2012 г. N 375).

Исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) и его территориальными органами.

Органами государственного пожарного надзора являются:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации;

структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

Государственная функция исполняется органами ГПН бесплатно. Взимание платы за исполнение государственной функции полностью либо на отдельных этапах не допускается.

Предмет государственного надзора

Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:

соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

выполнение предписаний органов ГПН;

проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:

1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;

2) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении:

руководителей органов власти;

собственников имущества;

лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;

лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностных лиц в пределах их компетенции;

граждан.

Организация и проведение проверок, а также принятие мер по результатам проведения проверок осуществляется в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.

Права и обязанности должностных лиц органов ГПН при осуществлении государственного надзора

Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые при проведении проверки;

беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН делам, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, организаций и граждан;

проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копии документа о согласовании проведения проверки;

не препятствовать руководителям органов власти; собственникам имущества; лицам, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лицам, в установленном порядке назначенным ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностным лицам в пределах их компетенции; гражданам, либо их уполномоченным представителям (далее — уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка), присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

в установленном порядке предоставлять уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

в установленном порядке знакомить уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка с результатами проверки;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов органов власти, организаций и граждан;

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами власти, организациями и гражданами;

соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;

не требовать от органов власти, организаций и граждан документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

перед началом проведения проверки, по просьбе уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, ознакомить их с положениями Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

Срок исполнения государственной функции

Общий срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней.

В отношении объекта защиты, в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект (организация и гражданин), отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малым предприятиям либо к микропредприятиям, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год, срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен изданием нового распоряжения начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме

1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

ведение учета объектов защиты, органов власти и планирование проверок в органах ГПН;

проведение проверок;

оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам;

регистрация и учет проверок;

рассмотрение письменных заявлений организаций и граждан, являющихся соискателями лицензий либо лицензиатами в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

рассмотрение межведомственных запросов из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляющих государственные услуги;

проведение консультаций по исполнению государственной функции и вопросам, входящим в компетенцию органов ГПН.

Выполнение административных процедур исполнения государственной функции заканчивается:

по абзацу второму пункта 1 — включением объектов защиты, органов власти в журнал учета объектов защиты, органов власти и контрольно-наблюдательных дел, опубликованием и размещением в порядке, установленном Административным регламентом, разрабатываемых планов проверок;

по абзацам третьему и четвертому пункта 1 — составлением и вручением органом ГПН акта проверки или акта проверки органа власти, акта проверки физического лица-правообладателя, а также процедурой или совокупностью следующих процедур:

выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее — предписание об устранении нарушений) и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее — предписание по устранению несоответствия);

возбуждением дела об административном правонарушении; вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении;

внесением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам;

подготовкой и направлением ответа по результатам рассмотренных обращений физического или юридического лица, информации от органов власти;

подготовкой и направлением, при необходимости, информации в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

по абзацу пятому пункта 1 — докладом начальнику органа ГПН или его заместителю о проведении проверки и регистрации проверки в журнале органа ГПН по учету проверок;

по абзацу шестому пункта 1 — составлением акта обследования по результатам рассмотрения заявления, на основании которого органом ГПН выдается заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

по абзацу седьмому пункта 1 — направлением в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, сведений из заключения о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

по абзацу восьмому пункта 1 — устным ответом, разъяснением или направлением письменного разъяснения.

Проведение проверок

Проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты (далее — распоряжение о проведении проверки) органа ГПН установленной формы, а в отношении органов власти и физических лиц-правообладателей проводится на основании распоряжения, в котором указываются:

1) наименование органа ГПН;

2) фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование органов власти или физических лиц-правообладателей, проверка которых проводится, место их нахождения;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) сроки проведения проверки;

7) перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

8) даты начала и окончания проведения проверки.

Копии распоряжения о проведении проверки, представляемые или направляемые уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, заверяются печатью издавшего его органа ГПН.

Проверка проводится только в форме выездной проверки.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, который (которые) указан (указаны) в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни должностного лица органа ГПН, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки в порядке, установленном Административным регламентом. В случае издания нового распоряжения начальника органа ГПН в связи с продлением срока проведения плановой проверки на основании мотивированного рапорта должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, решение о продлении срока проверки оформляется визой начальника органа ГПН на данном мотивированном рапорте. Распоряжение о продлении срока проведения проверки должно быть подписано до окончания ранее установленного срока проверки. О продлении срока плановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН любым доступным способом.

Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

По требованию участвующих в проверке лиц, должностное лицо (должностные лица) органа ГПН обязано (обязаны) представить информацию об органе ГПН, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

При проведении проверки должностное лицо (должностные лица) органа ГПН не вправе:

1) проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа ГПН;

2) осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, за исключением случая проведения такой проверки по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

admin