Формально логический метод

Формально-логический метод

Предмет, методы и функции философии

Философия– это отдельная наука, которая занимается исследованиями существенных характеристик, а также основных принципов, касающихся реальности и человеческого познания, человеческого бытия, а кроме того — структуры взаимоотношений между человеческим индивидом и окружающим миром.

Предмет философии

Предмет философии— понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.

В целом же, в философии не имеется четко выраженного предмета. Как правило, мыслители рассматривает ее предмет в качестве целостного отношения человеческого индивида к окружающему миру. Главные аспекты подобного отношения считаются основными проблемами и изучаемыми вопросами философии.

Речь идет об онтологических вопросах, связанных с бытием, гносеологических вопросах, определяющих познание, аксиологических проблемах, касающихся ценностных категорий и праксиологических отношений.

Методы философии

Методы философии– это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.

Основные методы философии

Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки. Действительности, чаще всего под методами понимаются средства, посредством которых философия собирается решать поставленные перед нею задачи.

Всеобщий философский метод

Всеобщий философский метод– это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.

При рассмотрении того или иного события исключается всякая субъективность и предвзятость за счет того, что вышеуказанное событие изучается в тот момент, когда оно становится и развивается.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии– это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Особенное внимание разработке такой методике уделял в собственный трудах Гегель. Благодаря диалектике:

ñРасширяются возможности для прогнозирования;

ñОбнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий;

ñВскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.

Научный метод

Научный метод философии – это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины. Только философия, рассматриваемая, как наука, имеет все шансы на дальнейшее развитие и непосредственное применение в практическом смысле.

Герменевтический метод

Герменевтический метод в философии – это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру. Сама культура может рассматриваться в качестве совокупности главных текстов.

Догматический метод

Догматический метод философии – это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Он основан на равенстве:

ñМыслительных процессов и окружающего бытия;

ñЛюбого явления и его смысла;

ñМыслительной самодостаточности и самостоятельности.

Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод в философии – это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.

Вот эта терминология и используется для вывода всех последующих предложений из представленной теории. Одними из первых мыслителей, применивших такую методику, были древние греки (тот же Платон или Аристотель).

Прагматический метод

Прагматический метод философии – это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями.

3. Формально-логические методы исследования ситуаций

Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.

Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.

Формально-логический метод

Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть:

ñИндуктивными;

ñДедуктивными;

ñТрадуктивными.

Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.

Метафизический метод

Метафизический метод философии – это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.

Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.

Критический метод

Критический метод философии – это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.

При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.

Метод дедукции

Метод дедукции в философии – это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.

Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.

Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике. Философия же говорит о взаимосвязи данного метода с индукцией (хотя неоднократно принимались попытки противопоставления этих методик).

Материалистический метод

Материалистический метод философии – это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.

Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.

Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.

Метод моделирования

Метод моделирования в философии – это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.

Считается одним из основных познавательных приемов.

Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику. В частности, за счет моделирования могут достигаться:

ñПонимание того, как устроена та или иная исследуемая система, какими являются характеристики ее развития и отношений с окружающим бытием.

ñУправление исследуемой системой, поскольку наряду с пониманием специфики изучаются методы управления ею притом, что заданы определенные цели и критерии.

ñПрогнозирование возможных последствий после того, как будут реализованы те или иные методы воздействия.

Дата добавления: 2017-04-14; просмотров: 965 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


3. Общая логика экономического и финансового моделирования . Любое сознательное действие имеет первопричину, в голове человека зреет план действий. А действия, связанные с длительными и серьезными последствиями, тем более, должны быть обдуманными. Поэтому люди строят в своих мыслях модели последствий принимаемых решений. Самолет начинается с чертежа, дом — с проекта, город — с карты. А бизнес начинается с модели и с помощью модели успешно продолжается; особенно такая важная часть бизнеса, как инвестиции, — решения, последствия которых длительный срок влияют на судьбу компании и людей. Зачем нужны модели для бизнеса и что они дают? Ведь люди сами способны думать и просчитывать. Но факторов множество и просчитать в уме их все нелегко. Моделирование позволяет предвидеть ситуации при разных вариантах развития событий, помогает найти ответы на разные вопросы. Надо лишь правильно определить задание, правильно построить модель и правильно ввести информацию. А одинаковых моделей, как и жизненных ситуаций, не бывает. По назначению и подходу к моделированию, на наш взгляд, можно выделить несколько классов моделей:
— ресурсные;
— оценочные;
— сценарные;
— организационные;
— финансовые;
Для создания модели необходимо выделить:
— типовые агрегированные показатели (статьи) отчетов;
— детализированные показатели (статьи) отчетов в соответствии с особенностями компании (проекта). Одним из видов комплексных моделей является модель, создаваемая для инвестиционного проекта или бизнес-плана. Такая модель должна объединять в себе много элементов, которые могут быть использованы самостоятельно, но должны быть взаимосвязаны:
— финансовый план;
— планы использования ресурсов;
— описание возможных сценариев развития;
— описание бизнес-процессов и организационной структуры;
— инвестиционная оценка и прогноз стоимости проекта. Предназначение комплексной модели — интегрировать особенности и методики решения задач разных самостоятельных классов моделей в единую модель, способную выполнять разные задачи.

4. Диалектическая логика в экономическом исследовании. Раскрыть глубину и силу марксистской диалектической логики – такова главная цель. Под логическими категориями разумеются в монографии «универсальные понятия, в которых выражается разносторонность действительности, взятой в ее общем виде (пространство, время, качество, мера, форма, содержание, причина и т.д.), в открытии логической закономерной связи между которыми состоит одна из важнейших задач диалектической логики» Универсальные категории в «Капитале» органически связаны с категориями конкретной науки, политической экономии. Эта связь проявляется, с одной стороны, в том, что каждая экономическая категория анализируется посредством ряда логических категорий; с другой стороны, в связях экономических категорий также обнаруживается взаимопереход логических категорий, определенный логический каркас. Для понимания того, что экономические категории «Капитала» образуют систему, что каждая из них является элементом теории и имеет смысл лишь в связи с другими, автор особо подчеркивает значение марксистского тезиса о конкретности, целостности, совокупности экономической жизни общества, все стороны которой органически связаны. Автор раскрывает методологическую порочность различного рода «робинзонад», выпячивания отдельных сторон общественного хозяйства, характерного для буржуазной политэкономии. Рассмотрение экономических категорий как принадлежащих экономическому целому, реальной системе производственных отношений есть выражение материализма логики Маркса в противовес субъективизму «позитивистской» логики. Понятие системы категорий предполагает определенную их упорядоченность, последовательность. Логический порядок системы экономических категорий определен Марксом на основе принципа историзма, совпадения логического и исторического. Логическое, то есть теоретически последовательная форма отражения исторического процесса в системе категорий, опирается на объективную историческую последовательность, но прослеживаемую в «чистом виде», то есть не на простое выведение настоящего из прошлого, а на такое, которое отталкивается от самодвижения сложившейся системы в настоящем и позволяет понять ее генезис. «Начало», первая категория теории должна, следовательно, отражать такую всеобщую сторону, звено системы, которая является условием и предпосылкой существования всех других сторон целого, их генетической основой, «клеточкой», «зародышем». Такой стороной капиталистического производства является товар, товарный обмен. Зародыш выступает как возможность развертывания всей системы, ее абстрактное основание. В основании экономических отношений усматривается вещественность, материальные предметы, производительные силы. Но, с другой стороны, нельзя преувеличивать значение категории вещи в политэкономии, понимая те специфические ограничения, с которыми она включена в общественную связь.

Формально-логический метод

Опираясь на историю логики различают очень тонкие и сложные аспекты соотношения категорий вещи и формы. Это вещь и форма в смысле материальной формы (различие потребительных стоимостей по их натуральной форме); вещь и форма «сути бытия», то есть содержание и форма (вещественное содержание богатства и его общественная форма); вещь и функциональная форма (в силу чего потребительная стоимость становится носителем общественной функции). Если в общем виде «категория формы означает изменчивость чего-то устойчивого и в пределах этого устойчивого», то категория качества характеризует как раз устойчивую определенность предмета, а количество – изменчивость, но изменчивость, безразличную специфике определенности. Категории формы, качества, количества, меры получают развитый и усложненный вид, в анализе более сложных экономических категорий, стоимости, форм стоимости, реальной меры товаров и т.д. Принципиальный смысл для понимания логики «Капитала» имеют рассуждения автора о соотношении вещи и отношения, внешнего и внутреннего в связи с анализом меновой стоимости. В этом вопросе есть две концепции: позитивистская, которая растворяет вещь в отношениях, и марксистская, которая признает атрибутивность свойств вещи, зависимость их от самой вещи. Это, конечно, не значит изолировать вещь от отношения с другими вещами: диалектическая логика придает большое значение и отношениям между вещами. Замечательной особенностью метода Маркса является то, что теоретический анализ постоянно связан с обращением к действительности. Практика включается в процесс познания, является существеннейшей логической категорией. Внутренняя противоположность потребительной стоимости и стоимости (выражающая действие закона единства и борьбы противоположностей в обмене) отражает объективно противоречия практики процесса обмена, который развертывается и разрешается в итоге в противоположности «товар – деньги». Разрешение противоречий протекает либо как уничтожение данного противоречия и замена его другим, либо как создание формы для их дальнейшего движения. Возникновение денег означает разрыв купли и продажи, их единство как внутренне взаимосвязанных противоположностей осуществляется через движение внешних противоположностей, в которых получает свое дальнейшее развитие антагонистическая природа товарного производства. Ведь речь идет о противоположностях, связанных в узел одного и того же отношения в одно и то же время, единство которых в условиях капиталистического производства обнаруживается через кризисы. Из анализа метаморфозы товаров и цены как средства обращения товара автор делает выводы относительно логического аспекта проблемы движения. Оно происходит в пространстве и во времени противоречиво, представляет не сумму законченных актов, а их переплетение, единство движения и относительного покоя.

5. Формальная логика. Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика. Формальная логика — это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Простейшей категорией формальной логики является понятие. Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия. Суждение — это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи суждений выступает умозаключение. Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное знание. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм . Он утверждает, что если свойство Р принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу. Это называется аксиомой силлогизма. Формально-логические методы и приемы познания.Анализ — это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части, синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Аналогичными недостатками обладают и индукция с дедукцией. Индукция — это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; дедукция — метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Важную роль в формальной логике играет сравнение — метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии. Аналогия — это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии записывается следующим образом. Если А и В имеют общие свойства и А имеет свойство с, то и В имеет свойство с. Аналогия — это частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Проблема — это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и в ходе его завершения. Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называют явными, если нет — то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. В зависимости от того, что известно (формулировка проблемы, метод ее решения или ответ), можно дать простейшую типологию проблемных ситуаций.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод. Логика играет огромную роль в деятельности экономиста и финансиста. Одной из основных задач финансиста является получение максимальной прибыли, используя при этом минимальные затраты. Чтобы эта задача была выполнена полностью и правильно, нужно уметь

Лекция: Формально-логическая методология

Формально-логическая методология относится к общенаучным, базовым методологиям научного познания в любой предметной области, а потому имеет неспецифический (неспециализированный) характер, в том числе и в теории государства и права.

Традиционно к методам научного познания относят методы индуктивного и аналогического (сравнительного) логического мышления, которые позволяют получать выводы вероятностного характера, а качество получаемых результатов связывают со степенью вероятности (обоснованности) выводов. Эти методы составляют основу эмпирической теории, оперирующей конкретными свойствами, явлениями и т.п. Более того, в эмпирической науке они фактически выступают в роли общих принципов, формальных матриц познания, но, поскольку эмпирическая теория не может опираться на формальный анализ, т.е.

Формально-логические методы

она содержательна, постольку формальные структуры в ней имеют лишь узко-познавательное значение.

В силу сказанного свое адекватное применение формально-логическая методология находит в теории государства и права в той степени, в какой она, во-первых, может ограничиваться (и обеспечиваться) понятийным мышлением, во-вторых, может сосредоточиться исключительно на свойствах и законах формального (юридического) права, в-третьих, изучать элементно-структурную сторону действующего права с точки зрения ее определенности и, до известных пределов, инвариантности, в-четвертых, нацелена на обеспечение юридической практики (выступает в качестве юридического канона).

Применение формально-логической методологии обнаруживается в практике построения системы высказываний о различных предметах теории государства и права на основе законов и процедур формального мышления, а точнее, на основе дедуктивного мышления как наиболее последовательного и максимально очищенного от эмпирического содержания.

Построение теории государства и права с помощью формально-логической методологии создает для нее возможность выступать в качестве кальки практического юридического мышления (формально-логического по своей сути), а также стимулирует обратный процесс — трансформацию практического мышления в теоретизирование, что составляет основу юридического мировоззрения.

Сущность формально-логической методологии заключена в придании формам юридического мышления и теоретического мышления о праве самостоятельного значения, а также в обосновании функционирования права как формальной системы (формально согласованной системы утверждений и оценок).

Назначение формально-логической методологии состоит в том, чтобы создать стройную понятийную систему, призванную стать тождественной системе знаний о праве и государстве, сформировать догму как смысловую основу юриспруденции и практики нормирования, регуляции и суда.

Адекватным смысловым аппаратом, являющимся и основой формально-логической методологии, и результатом ее применения, следует считать понятийный аппарат теории государства и права, связанный: а) с описанием прежде всего юридического права (права устанавливаемого, официального), а уже на этой основе (и только после этого) — с описанием явлений менее формально определенных; б) с отражением государства и права с точки зрения их структур; в) с отражением идеализированных (абстрактных) отношений; г) с выражением рационализированных (модельных) связей. Юридические понятия являются непосредственным выражением понятий теории государства и права и образуются, во-первых, по законам формальной логики, а во-вторых, с целью функционирования в качестве терминов, прежде всего на практике.

Стройная система общетеоретических знаний государства и права выступает в качестве смысловой системы координат для всего комплекса юридических наук. По отношению к понятийному аппарату отдельных юридических наук понятия общей теории государства и права выступают в качестве категорий (обозначений предметно-атрибутивных множеств).

Примерами познавательных парадигм, отражающих существо формально-логической методологии, могут быть следующие утверждения:

— весь массив понятий теории государства и права носит системный (в том числе иерархический) характер;

— понятийная, нормативная либо ценностная системы права и государства представляют собой каждая сама по себе внутренне согласованное в логическом смысле целое, и это является решающим условием действенности их составных частей или элементов;

— формальные противоречия, обнаруживаемые между отдельными нормами, нормативными или правоприменительными актами, в деятельности законодателя и т.д., будучи следствием недоброкачественности их создания или реализации, требуют выбора по принципу «истинно — ложно» и отказа от одной из сторон противоречия;

— содержание понятий, отражающих различные правовые феномены, носит универсальный (общечеловеческий) характер, что является исходным условием историко-правового, культурно-правового, сравнительного правового анализа;

— теоретико-правовые понятия (права, правовой нормы, государства, правоотношения и т.д.) индифферентны к любым содержательно-культурным и историческим различиям (модификациям);

— развитие знания о государстве или праве протекает посредством детализации содержания существующих понятий теории, дифференциации (умножения) самого понятийного аппарата, что сообщает теории принципиально тавтологический характер;

— структуры государства или права первичны по отношению к содержанию составляющих их элементов.

Примерами концептуальных идей, которые могут быть положены в основу теоретического анализа на формально-логической основе, являются следующие суждения:

— формальные источники права не представляют собой системы в смысле взаимосвязанности и взаимообусловленности (или однонаправленной обусловленности); каждый из них носит категориальный характер, т.е. обозначает множество конкретных источников в их самостоятельности от источников других классов;

— правопорядок является интегральным состоянием, отражающим действие права во всей совокупности его направлений, и потому любой элемент права может быть рассмотрен как элемент правопорядка;

— право как специфический институт организации общественной жизни может быть понято только при установлении его отличительных признаков;

— юридическое право как конструкт государственной власти действует независимо от того, насколько верно оно отражает действительные (воплощенные в практике) правоотношения;

— согласованность законодательства (и вообще нормативно-правовой базы в каждой конкретной сфере действия права) напрямую и необходимым образом связана с его действенностью;

— существующие (общепризнанные) отрасли права являются разновидностями (видовыми) по отношению к праву вообще; отличительные признаки каждой конкретной отрасли носят частный по отношению к общим признакам права вообще и формально согласованный с ними характер;

— в правильно построенном (с точки зрения юридической техники) законе (нормативном правовом акте) заложен механизм его реализации; отсутствие его превращает закон в декларацию.

К принципам, на которых строится формально-логическая методология, можно отнести, например:

— принцип полноты, согласно которому сложившаяся система утверждений и понятий отражает предметы (в том числе государство или право) целиком, в завершенности (относительность которой не имеет значения), позволяющей судить об их природе и сущности;

— принцип непротиворечивости, требующий, во-первых, исходить из согласованности понятий ли, норм ли, ценностей ли или иных компонентов; во-вторых, ориентирующий на то, что позитивные характеристики права и государства достаточны для понятий о них и конструирования их как элементов социальной реальности;

— принцип определенности, согласно которому, во-первых, любое понятие, функционирующее в теоретических рассуждениях, имеет только одно (основное) значение; во-вторых, изменение содержания понятия ведет к новому понятию, в противном случае это изменение разрушает знание;

— принцип обоснованности (логичности), в соответствии с которым любое знание является неочевидным, носит исключительно выводной характер; в противном случае знание заменяется идеологической установкой;

— принцип универсальности, указывающий, что, по крайней мере, основные понятия теории государства и права в состоянии служить общей основой для понимания предмета независимо от его содержательной конкретности;

— принцип абстрактности, обязывающий исходить из признания первичности и самостоятельности в теоретическом анализе свойств, а не предметов, в соответствии с которым право и государство также представляют собой свойства общественной жизни; в противном случае право и государство или их элементы приравниваются к материальным предметам, что не соответствует реальности;

— принцип рациональности, согласно которому предмет исследования (право и государство во всех своих проявлениях и сущностных характеристиках) полностью поддается рациональному объяснению и познанию, исключающему необходимость внерациональных форм отражения реальности;

— принцип достаточности, предполагающий, во-первых, что приращение знания идет до определенного предела конкретности, за которым возможны лишь тавтологии, описания и пр.; предполагающий, во-вторых, что факт приобретения оформленного и цельного знания возможен при ограниченном объеме подтверждений теоретического или эмпирического характера (при небесконечном объяснении);

— принцип зависимости, в соответствии с которым, во-первых, всякое наличное понятие или знание должно рассматриваться как частный случай, конкретизация (или обобщение), следствие других понятий или знаний; во-вторых, всякое знание носит обусловленный характер; в-третьих, ни одно, даже самое общее, утверждение (знание) не является самостоятельным и самодостаточным;

— принцип детерминированности, согласно которому, во-первых, формально-логические связи между понятиями или фрагментами знания эквивалентны причинно-следственным связям; во-вторых, вероятностные выводы (знания индуктивной природы) есть лишь определенная в каждом отдельном случае степень достоверности; в-третьих, только достоверные (логически безупречные) выводы обладают истинностью;

— принцип дифференциации, указывающий на необходимость того, чтобы основным способом развития знания о праве и государстве являлась его детализация, а основой обогащения понятийного аппарата теории являлись логические процедуры сопоставления, деления, сочетания и пр.;

— принцип конвенциональности, согласно которому, во-первых, знания о праве и государстве приобретаются и обогащаются на основе признанной терминологии и совокупности интеллектуальных конструкций условного характера; во-вторых, только при условии согласия относительно понятийного строя теории государства и права и его строгой фиксации возможно практическое воплощение данной теории как догмы, канона юриспруденции.

Наиболее соответствующими характеру рассматриваемой методологии являются все проблемы теории, так или иначе связанные с систематизациями (пробелы, система права, система норм, система законодательства, юридическая техника и пр.), а также проблемы, связанные с развитием понятийного аппарата с помощью средств логики.

Познавательный потенциал формально-логической методологии практически не ограничен в рамках тех подходов, задач и принципов, которые с ней связаны. Но поскольку теория государства и права не может и не должна замыкаться на чисто юридическом понимании права и на связи его с государством, но должна быть обращена на действительное право и действительное государство (а не на их идеи) во всех их реальных формах и видах, постольку применение формально-логической методологии не может быть достаточным для теории государства и права или иметь самостоятельное значение. Кроме того, пределы применения формально-логической методологии становятся очевидными, когда мы обращаемся к социально-содержательной стороне вопросов теории.

К положительным характеристикам формально-логической методологии следует отнести строгость, четкость, определенность мышления всех проблем, возможность выстраивать согласованную (гармоничную) понятийную систему, а также служить непосредственной интеллектуальной основой для юридической практики.

К отрицательным характеристикам формально-логической методологии относится, во-первых, ставшая обычной подмена содержания реального права и государственной жизни структурами, элементами, статикой, (рациональными) логическими зависимостями. Во-вторых, в рамках данной методологии увеличение объема теоретических знаний идет в основном за счет не имеющей меры дифференциации, детализации понятийного аппарата, что, в конце концов, ведет к тому, что теория оказывается громоздкой и самодостаточной, засоряющей и познание, и практику избыточными частностями; правопонимание выхолащивается; теория теряет смысл в деле профессионального образования и формирования юридического мировоззрения. В-третьих, теория государства и права не носит эмпирического характера, хотя общим свойствам государства и права всегда можно найти предметный аналог. Методы индуктивного и сравнительного мышления в теории довольно ненадежны, поскольку исследуемые предметы весьма сложны, процессы многофакторны, и потому выводы на их основе носят или поверхностный, или подтверждающе-иллюстративный характер.

Методы формальной логики

Методы формальной логики — учения об элементарных законах и формах правильного мышления, изучение мысли со стороны ее формы, структуры.

Простейшая категория формальной логики — понятие, т.е. мысль о каком-то предмете. Понятия объединяются друг с другом посредством суждений, т.е.

Лекция: Формально-логическая методология

утверждения или отрицания чего-либо. Форма связи суждений — умозаключение, т.е. прием, с помощью которого из исходного знания выводится новое знание — выводное знание. Наиболее известная в логике форма умозаключения — силлогизм.

Пример. Первое суждение: Продукт, реализуемый на рынке, – товар. Второе суждение: Выращенные мною овощи купили на рынке. Третье умозаключение. Проданные мною овощи — товар.

Основы формальной логики, в том числе и форму силлогизма, впервые обобщил древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Важнейшие методы формальной логики:

  • — Анализ и синтез. Анализ – разделение целого на части. Синтез – объединение отдельных частей в единое целое.
  • — Индукция и дедукция. Индукция — умозаключение от частного к общему. Дедукция — умозаключение от общего к частному.
  • — Сравнение и аналогия. Сравнение — определение сходства или различия явлений и процессов. Аналогия — перенос свойств известного явления на неизвестное.
  • — Гипотеза — выдвижение, как правило, на базе парадоксов, научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.
  • — Доказательство — обоснование истинности или ложности одной мысли с помощью других.
  • — Группа методов, получивших название парадоксы. Это своеобразная форма постановки проблемы.

Среди парадоксов выделяются:

  • — Антиномия — противоречие в законе, состоящее в том, что два противоположных суждения об одном и том же предмете имеют равную силу. Пример: Первое суждение, содержащееся практически во всех конституциях стран мира, — все люди равны от рождения. Второе суждение, также характерное для большинства конституций стран мира, — все люди равноправны как собственники. Не очень трудно понять, что эти тезисы несовместимы. С позиций формальной логики, антиномия неразрешима. Решение здесь может быть только волевое — в виде правового акта или применения силы (революция).
  • — Апория — утверждение, противоречащее практическому опыту (например, Земля вращается вокруг Солнца). Ее разрешает только наука.
  • — Софизм – ложное умозаключение – суждение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики.

Методы формальной логики — сильное орудие познания, систематизации известных понятий, фактов. Они исследуют форму явления, четко описывают его статику, т.е. состояние покоя или равновесия.

Формально-логический метод

Предмет, методы и функции философии

Философия– это отдельная наука, которая занимается исследованиями существенных характеристик, а также основных принципов, касающихся реальности и человеческого познания, человеческого бытия, а кроме того — структуры взаимоотношений между человеческим индивидом и окружающим миром.

Предмет философии

Предмет философии— понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.

В целом же, в философии не имеется четко выраженного предмета. Как правило, мыслители рассматривает ее предмет в качестве целостного отношения человеческого индивида к окружающему миру. Главные аспекты подобного отношения считаются основными проблемами и изучаемыми вопросами философии.

Речь идет об онтологических вопросах, связанных с бытием, гносеологических вопросах, определяющих познание, аксиологических проблемах, касающихся ценностных категорий и праксиологических отношений.

Методы философии

Методы философии– это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.

Основные методы философии

Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки. Действительности, чаще всего под методами понимаются средства, посредством которых философия собирается решать поставленные перед нею задачи.

Всеобщий философский метод

Всеобщий философский метод– это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.

При рассмотрении того или иного события исключается всякая субъективность и предвзятость за счет того, что вышеуказанное событие изучается в тот момент, когда оно становится и развивается.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии– это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Особенное внимание разработке такой методике уделял в собственный трудах Гегель. Благодаря диалектике:

ñРасширяются возможности для прогнозирования;

ñОбнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий;

ñВскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.

Научный метод

Научный метод философии – это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины. Только философия, рассматриваемая, как наука, имеет все шансы на дальнейшее развитие и непосредственное применение в практическом смысле.

Герменевтический метод

Герменевтический метод в философии – это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру.

Формально-логические методы исследования управленческих ситуаций

Сама культура может рассматриваться в качестве совокупности главных текстов.

Догматический метод

Догматический метод философии – это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Он основан на равенстве:

ñМыслительных процессов и окружающего бытия;

ñЛюбого явления и его смысла;

ñМыслительной самодостаточности и самостоятельности.

Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод в философии – это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.

Вот эта терминология и используется для вывода всех последующих предложений из представленной теории. Одними из первых мыслителей, применивших такую методику, были древние греки (тот же Платон или Аристотель).

Прагматический метод

Прагматический метод философии – это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.

Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.

Формально-логический метод

Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть:

ñИндуктивными;

ñДедуктивными;

ñТрадуктивными.

Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.

Метафизический метод

Метафизический метод философии – это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.

Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.

Критический метод

Критический метод философии – это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.

При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.

Метод дедукции

Метод дедукции в философии – это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.

Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.

Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике. Философия же говорит о взаимосвязи данного метода с индукцией (хотя неоднократно принимались попытки противопоставления этих методик).

Материалистический метод

Материалистический метод философии – это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.

Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.

Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.

Метод моделирования

Метод моделирования в философии – это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.

Считается одним из основных познавательных приемов.

Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику. В частности, за счет моделирования могут достигаться:

ñПонимание того, как устроена та или иная исследуемая система, какими являются характеристики ее развития и отношений с окружающим бытием.

ñУправление исследуемой системой, поскольку наряду с пониманием специфики изучаются методы управления ею притом, что заданы определенные цели и критерии.

ñПрогнозирование возможных последствий после того, как будут реализованы те или иные методы воздействия.

Дата добавления: 2017-04-14; просмотров: 964 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


admin