Форма 3 баланса

3. Формы бухгалтерской отчётности

Бухгалтерский баланс(форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

  • о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ услуг;

  • об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;

  • о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию.

В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков.

Отчет об изменениях капитала(форма №3) состоит из четырех разделов и справки.

В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.

В разделе II » Резервы предстоящих расходов» и в разделе III » Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.

В разделе IV «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех разделов:

  • Остаток денежных средств на начало года.

  • Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений

  • Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов

  • Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50″Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение денежных средств показывается по видам деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам и об остатке средств на конец года.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

Что такое форма 3 бухгалтерской отчетности

Перечень форм бухгалтерской отчетности утверждается на федеральном уровне и должен применяться каждым предприятием. В указанных документах отражаются сведения по бухучету, сформированные за определенный календарный период – один год (для внутренних целей предприятия календарные периоды могут быть любыми, в зависимости от цели составления документации).

Понятие и назначение

Если на предприятие распространяются общие правила составления отчетности, ему предстоит заполнить бланки:

  • бухгалтерский баланс;
  • форма 3, представляющую собой отчет об изменениях капитала;
  • форма 4 – отчет о движении денежных средств;
  • форма 6 – отчет о целевом использовании средств;
  • отчет о финрезультатах.

Указанный перечень документов применяется в ограниченном виде для предприятий и ИП, имеющих право заполнять отчетность по упрощенной системе. Для них обязательным требованием является заполнение баланса и отчета о финрезультатах, а также формы № 6 (если возникает необходимость отчитаться о движении средств, выделенных целевым порядком).

Следовательно, указанная выше форма № 3 не обязательна для заполнения предприятием или ИП при работе на упрощенной системе отчетности. Ключевое назначение указанного бланка заключается в отражении данных об изменениях капитала за определенный период – год или несколько лет. В частности, подлежат отражению изменения по следующим направлениям:

  • уставный капитал, размер которого может уменьшаться или увеличиваться по решению собственников;
  • добавочный капитал предприятия;
  • резервный капитал, сформированный на спецсчетах компании;
  • нераспределенная прибыль организация;
  • сведения об акциях предприятия, выкупленных у номинальных акционеров;
  • иные резервы и активы, отраженные в сведениях бухучета компании.

Заполненная форма № 3 показывает, как изменились капиталовложения компании за год, и за счет чего произошли указанные изменения.

Нормативное регулирование

  • Перечень форм бухгалтерской отчетности регламентирован Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Эти правила распространяются на все виды предприятий.
  • Помимо этого для организаций, ведущих бухучет, должна быть утверждена учетная политика, для этого издается приказ руководителя.
  • Также при определении форм собственного капитала применяется Приказ Минфина РФ ль 29.07.1998 № 34н.

Кто сдает и куда

Сдача бухгалтерской отчетности происходит по итогам календарного года. Представлять ее нужно в адрес инспекции федеральной налоговой службы и органов Росстата. Срок сдачи такой отчетности – с 1 января до 31 марта года, следующего за отчетным периодом. При нарушении указанного срока предприятию или его должностным лицам грозит ответственность (в виде денежного штрафа).

Как соотносится с другими подобными формами

  • Форма № 6 не заполняет при упрощенной системе бухучета, если такое решение не примет само предприятие. Поэтому в состав отчетности форма 3 войдет только при стандартном режиме бухучета.
  • Ключевое назначение формы 3 – отражения данных об изменениях размера основного капитала. Например, для формы № 4 заполняются данные о движении денежных средств, т.е. отражаются все денежные потоки, учтенные в пределах года. Форма № 6 содержит данные об использовании денежных средств, выделенных в целевом порядке.

Как ее заполнить

Правила заполнения формы № 3 регламентированы Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Бланк должен отражать достоверную информацию, соответствующую первичным документам бухучета.

Структура

Форма 3 состоит из следующих разделов:

  • Раздел 1. Движение капитала – отражаются данные об увеличении или уменьшении собственного капитала за последние 2 года, а также сведения о причинах и основаниях таких изменений;
  • Раздел 2. Корректирующие сведения – отражаются данные, связанные с исправлением ошибок при подаче форм за предыдущие годы, а также корректировки, связанные с изменением учетной политики предприятия;
  • Раздел 3. Чисты активы – указываются сведения о чистых активах компании за последние три года (привала расчета регламентированы Приказом Минфина от 28.08.2014 № 84н).

Добавление иных разделов в структуры формы № 3 не допускается.

В этом видео по бухучету и финансовому анализу изучены основные формы бухгалтерской отчетности:

Инструкция

Наиболее значительный объем данных будет указан в Разделе 1 формы 3. Для этого отражаются увеличения или изменения собственного капитала компании, а также указываются ссылки на основания таких изменений. После отражения данных по каждому направлению, они суммируются в графе «Итого» Раздела 1.

Вот какими правилами нужно руководствоваться при заполнении формы 3:

  • сперва отражаются данные по остаткам на 31.12 года, предшествующего отчетному периоду;
  • заполняются сведения по отчетному периоду с выводом остатка капитала на 31.12;
  • путем сопоставления указанных данных отражается изменение и текущий остаток капиталов на конец отчетного года.

Все сведения заносятся в графы и строки, которые соответствуют классификации капитала и основаниям его изменений. Например, уменьшение капитала по основанию «Реорганизация юридического лица» отражается в соответствующей строке по коду 3224.

Заполнение Раздела 2 осуществляется в первоочередном порядке, поскольку уточненные и скорректированные данные будут использованы при подготовке формы 3.

Бланки и образцы

Форма 3, как и иные бланки, утверждена Приказом Минфина РФ № 66н. Предприятие, обязанное заполнять указанный бланк, не может по собственной инициативе изменять его структуру или перечень сведений.

Сказать образец формы 3 для заполнения бухгалтерской отчетности можно .

Образец заполнения формы 3 бухгалтерской отчетности

admin