Финансовый контроль в канаде

Содержание

Организация контроля в Соединенных Штатах Америки

Действующий в США принцип разделения властей имеет свою специфику. В политической системе американского государства не создано специализированного ведомства, осуществляющего единый административный и финансовый контроль над деятельностью органов исполнительной власти. В рамках контрольно-ревизионной системы США существуют функционально независимые контрольные органы, которые инкорпорированы в государственно-правовую систему как необходимый элемент механизма регулирования баланса полномочий исполнительной и законодательной власти (президента и конгресса).

Президент США как глава государства и правительства несет ответственность за обеспечение законности и правопорядка в стране. Согласно разделу 3 статьи 12 Конституции США, он «…заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись…». Президент выполняет лишь общие надзорные и контрольные функции и делегирует многие свои полномочия в этой сфере Исполнительному управлению Президента США, различным ведомствам своего кабинета.

Конкретную работу по проверке финансовой и административной деятельности федеральных органов исполнительной власти в США проводят Административно-бюджетное управление (АБУ) в Исполнительном управлении президента, службы генерального инспектора, а также различные органы высшей законодательной власти.

Органы государственного контроля США совмещают функции административного и финансового контроля. Примером может служить деятельность АБУ президента США. Помимо функций финансового контроля, АБУ оценивает эффективность организационных и управленческих структур исполнительной власти, координирует деятельность министерств и ведомств, информирует президента о работе государственных учреждений.

Общественный финансовый контроль в США: исторический и правовой аспекты

При этом АБУ обладает весьма сильными институциональными рычагами (например, определяет размер ассигнований министерствам и ведомствам, проводит внутриведомственные реорганизационные мероприятия и т. п.). Эти полномочия позволяют ему оказывать серьезное влияние на несменяемую часть федеральных чиновников в органах и подразделениях исполнительной власти.

Орган, выполняющий функции счетной палаты в США, – Главное контрольное управление (ГКУ) – имеет широкие полномочия. К ним, в частности, относятся:

  • контроль и оценка результатов правительственных программ и мер, осуществляемых на основе действующих законов; при этом оценка проводится или по поручению конгресса, или по требованию руководителя ГКУ как по собственной инициативе, так и по запросу полномочного комитета палаты представителей, конгресса, сената или общего комитета обеих палат;
  • поддержка комитетов, в том числе и общих комитетов обеих палат, выработка позиции по отношению к предполагаемым законопроектам и целям, а также разработка методов анализа информации, позволяющих измерять соответствие поставленных целей и фактически достигнутых результатов;
  • поддержка комитетов, в том числе и общих комитетов Конгресса США при анализе и оценке контроля программ;
  • разработка рекомендаций конгрессу в области методов и способов контроля и оценки программ и деятельности правительства.

Закон о бюджете и финансовом контроле 1921 г. определил ГКУ в качестве органа конгресса, обеспечивающего реализацию его контрольных полномочий. Главное контрольное управление является независимым органом, формируемым на внепартийной основе.

В задачу ГКУ входит финансовый контроль деятельности исполнительных органов власти и осуществление утвержденных конгрессом программ.

Являясь генеральным контрольным органом, подчиненным только Конгрессу США, ГКУ имеет право на проверку деятельности всех правительственных программ и контрактов, а через контракты – и тех частных корпораций и фирм, которые заключили эти контракты.

Основным направлением деятельности ГКУ является содействие Конгрессу США и его органам в осуществлении законодательных и контрольных функций, а также осуществление финансового контроля.

На основании закона 1921 г. о бюджете и финансовом контроле ГКУ имеет право на проверку деятельности всех правительственных учреждений (кроме ЦРУ и ФБР), правительственных программ и контрактов. При этом в качестве одной из форм реализации возложенных на ГКУ задач по оказанию помощи конгрессу и его органам в осуществлении законодательных и контрольных функций, а также финансового контроля данный закон прямо называет «анализ и оценку предложенных администрацией программ».

Помимо контрольных функций, ГКУ ведет исследовательскую работу по оценке эффективности предлагаемых президентом и принимаемых конгрессом программ.

Во главе ГКУ стоит генеральный контролер и ревизор. Он назначается президентом США на 15 лет. Процедура назначения предусматривает три этапа. Конгресс создает специальную комиссию, в состав которой на паритетных началах входят представители обеих партий и обеих палат. В нее входит также представитель президента США. Комиссия подбирает несколько кандидатур (обычно 5–6 человек).

Второй этап заключается в отборе президентом США из числа представленных кандидатов наиболее подходящего.

В результате третьего этапа выбор президента США утверждается сенатом большинством голосов.

Назначение генерального контролера и ревизора, как свидетельствует практика, производится обычно в середине срока правления президента США. Отстранить генерального контролера и ревизора от должности до истечения установленного срока может только конгресс путем импичмента.

Генеральный контролер и ревизор не может быть членом какой-либо партии. Во время исполнения должностных функций он не может заниматься политической деятельностью в любой форме. По окончании срока полномочий генеральный контролер и ревизор (которому устанавливается пенсия в размере оклада) не может до конца жизни занимать какую-либо должность в государственном аппарате.

Внутренняя организация ГКУ достаточно сложна. В его состав входят 7 крупных отделов, 4 из которых, так называемые программные, имеют группы по отдельным направлениям (транспорт, сельское хозяйство, оборона и т. д.). Во главе каждого направления стоит директор проблемы, генеральный специалист в данной области. Всего в системе ГКУ насчитывается 37 направлений. Директору проблемы подчиняется несколько старших ревизоров, а им – ревизоры. В этой части структура ГКУ примерно соответствует структуре государственного бюджета, так что каждая его статья находится в ведении одного или нескольких ревизоров ГКУ.

Главное контрольное управление имеет 14 филиалов, расположенных в крупных городах США, европейское отделение во Франкфурте-на-Майне и дальневосточное – в Гонолулу. Группы ГКУ имеются практически во всех основных министерствах.

Наряду с семью отделами в состав ГКУ входят три службы: Служба генерального экономиста, Служба генерального советника и Служба специальных расследований.

Штат ГКУ включает свыше 5 тыс.

человек, большинство из которых – специалисты с высшим образованием.

Экономический эффект, полученный от работы ГКУ, исчисляется десятками миллиардов долларов.

Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 2267;

    Помимо ежегодного сообщения ФСП в любое время может ин-формировать законодательные органы и федеральное правительство о делах особого значения. Подобные специальные сообщения служат актуализации проверок и сообщению полученных с их помощью сведений, на основе анализа которых законодательные и исполнительные органы улучшают управление государственными финансами. Одна из основных задач ФСП — проведение совещаний на основании результатов проверки. Они проводятся, как правило: 1) в форме сообщений по наиболее значительным в финансовом отношении единичным мерам и по важным законодательным проектам; 2) в рамках ежегодного составления и парламентского обсуждения бюджета. Очевидно, что опыт контрольной деятельности ФСП Германии представляет интерес для органа высшего финансового контроля России.

Государственный финансовый контроль во Франции

    Во Франции государственный бюджетный контроль осуществляет Счетный суд, глава которого назначается президентом страны. Счетный суд в соответствии с Конституцией 1958 г. и законом о высшем контрольном органе страны от 22 июня 1967г. дает оценку эффективности финансовой отчетности и деятельности государственных бухгалтеров, реагирует на апелляции региональных счетных палат по вопросам финансовых нарушений. Для Росси именно это из опыта работа высшего контрольного органа представляет наибольший интерес, поскольку в России пока не сложилось формы эффективного взаимодействия контрольных органов федерального центра и регионов.

    При Счетном суде Франции функционирует служба обер-прокурора, выступающего в качестве представителя интересов государства в этом контрольном органе. Члены этого контрольного органа, имея статус судей, независимы в своей деятельности при проведении контроля государственных корпораций, системы социального страхования, при подготовке заключений по проектам ежегодных законов о бюджете и об исполнении бюджета. Счетный суд представляет ежегодно Президенту страны отчет, распространяемый в Парламенте с приложением отзывов министров, в ведении которых находятся проверенные и отмеченные в отчете организации. Во Франции также существенное значение придается аудиту эффективности использования бюджетных средств.

Государственный финансовый контроль в США

    В США финансовый контроль инкорпорирован в государственно-правовую систему и осуществляется в значительной степени ведомственном в рамках исполнительной и законодательной власти. Контроль за финансовой и административной деятельностью федеральных органов исполнительной власти осуществляется Административно-бюджетным управлением президента (АБУ). Не-посредственно бюджетный контроль осуществляет действующее по поручениям Конгресса и Сената США Главное контрольное управление (ТКУ), имеющее 37 специализированных контрольных подразделений (направлений), которые подчинены решению задач бюджетной политики и контролируют использование бюджетных средств во всех отраслях экономики. Поэтому независимые группы ГКУ имеются практически во всех министерствах. Они значительное внимание уделяют экспертно-аналитической и научной деятельности, в связи с чем штатная численность работников данного контрольного органа превышает 5000 человек. С учетом развитости внешних связей и участия США в финансировании расходов НАТО имеются филиалы во Франкфурте-на-Майне и Гонолулу. В крупных городах страны расположены 14 филиалов ГКУ.

    В сфере компетенции ГКУ — оценка эффективности реализации правительственных программ, контроль обоснованности использования при этом финансовых ресурсов. ГКУ осуществляет контроль реализации всех правительственных проектов, программ и контрактов, а также правительственных органов (кроме ФБР и ЦРУ). Эти органы имеют «закрытые» позиции бюджета, что противоречит мировой практике публичности и открытости контроля. Кандидатура генерального контролера проходит процедуру трехэтапного отбора комиссией Конгресса США и предлагается затем к назначению президентом страны на 15 лет. Генеральный контролер утверждается Сенатом. Он независим в своей деятельности и может быть отстранен от исполнения обязанностей только в форме импичмента Конгрессом США. По завершении службы лицо, исполнявшее обязанности Генерального контролера, не может занимать должности в государственном аппарате. Эта норма закона «О бюджете и финансовом контроле» 1921 г. имеет антикоррупционное значение и представляет интерес для России.

    Внутренняя организация ГКУ является довольно сложной и включает семь крупных отделов, в состав которых входят упомянутые выше 37 проблемных направлений, в связи с чем руководителем каждого направления является директор проблемы, являющийся крупнейшим специалистом в данной области. В непосредственном подчинении директоров имеются группы старших ревизоров, которым подчиняются, в свою очередь, конкретные исполнители-ревизоры. Направления имеют состав, соответствующий структуре бюджета. Кроме того, наряду с семью отделами ГКУ имеет три службы — генерального экономиста, генерального советника и специальных расследований.

    Высший контрольный орган США в своей работе существенное значение придает контролю эффективности функционирования мобилизации в бюджет государственных доходов. В июле 2008 г. в Комитете по финансам Сената США обсуждался доклад контрольного органа о ситуации с оффшорным налогообложением, и в частности на Каймановых островах. Предлагалось в 2009— 2010 гг. принять соответствующие меры по ограничению «работы с островами» на том основании, что налоговая система США от этого теряет порядка 100 млрд долл. в год.

    Опыт США для России интересен организацией взаимодействия контрольного органа страны с министерствами и ведомствами. В США имеется более эффективно действующая «вертикаль» централизованного финансового контроля. В России Счетная палата «вертикали» в регионах не имеет.

Государственный финансовый контроль в Канаде

    Функции государственного финансового контроля выполняет такой высший орган, как Управление генерального аудитора (УГА). Глава этого органа — генеральный аудитор назначается сроком на 10 лет и независим от правительства. Это проявляется в выделении средств на его финансирование парламентом и в полной самостоятельности в решении кадровых вопросов. В соответствии с законом о генеральном аудиторе его служба имеет широкие полномочия и обязана привлекать внимание Палаты общин парламента ко всем важным процессам в области государственных финансов. Особое внимание уделяется аудиту программ правительства, реализуемых за счет бюджетных средств. Управление работает по плану и все подконтрольные направления деятельности правительства, всех государственных ведомств и учреждений проверяет не реже одного раза в пять лет. Поскольку указанная служба функционирует с 1878 г., ею накоплен колоссальный опыт, заслуживающий внимания и изучения. Этот опыт отражен в ежегодных докладах УГА, которые на систематической основе заслушиваются в парламенте. Это весьма трудоёмкие, информационно насыщенные, всесторонне аргументированные материалы, содержащие анализ использования бюджетный средств и государственного имущества. В отчетах нет «мелочей», все определяет объем расходов и операций — от оплаты обмундирования для военнослужащих до крупных международных государственных кредитов.

    Специальное направление деятельности высшего контрольного органа Канады — проверка деятельности центрального правительства и его структур (около 70 министерств и ведомств, региональные правительственные органы). В соответствии с принятым в 1984 г. «законом об управлении финансовой деятельностью» все государственные корпорации (их в 2007 г. было свыше 50) ежегодно проверяются УГА. В рамках аудита эффективности использования финансовых ресурсов и другого имущества проверки проводятся один раз в пять лет. Существенной особенностью деятельности УГА является учреждение в 1996 г. специального уполномоченного генерального аудитора по охране окружающей

среды и устойчивому развитию и накопление весьма поучительного опыта в изучении и постановке перед парламентом проблем охраны окружающей среды.

    Заслуживающим внимание в российских условиях представляется опыт УГА по оценке эффективности и обоснованности финансовых отчетов в рамках годового отчета об исполнении государственного бюджета. Специально выделяются непродуктивные расходы — объективно обусловленные и финансируемые на законной основе, но не изменившие ситуации к лучшему. По инициативе генерального аудитора кроме одного обязательного доклада могут быть представлены еще три доклада по вопросам комплексных проверок министерств и ведомств, если наблюдается неадекватное реагирование их руководителей на критические замечания контрольного органа.

    «Закон о генеральном аудиторе Канады» 1977 г. фактически закрепляет за его службой стратегический аудит эффективности функционирования государственного механизма, хотя именно это понятие не употребляется. Это означает, что руководитель данной службы вправе в рамках отчета перед Палатой общин вносить предложения, направленные на радикальное совершенствование государственного механизма в рамках существующей политической системы. На повышение профессионального уровня финансовой деятельности направлены вносимые УГА в соответствии с его компетенцией предложения по совершенствованию подготовки специалистов высшей квалификации в области финансов и бухгалтерского учета.

    По докладу генерального аудитора Комитет по контролю за расходованием государственных средств Палаты общин принимает соответствующие решения. В рамках аудита эффективности правительственных программ осуществляется аудит соответствия требованиям организации учета и отчетности, соответствия реальных процессов реализации программ целям, определенным парламентом, соответствия результатов использования бюджетных средств критериям экономичности и эффективности. Управление генерального аудитора воздерживается от политических оценок деятельности правительства. Однако контролируя указанный орган власти, УГА не может быть вне политики.

Заключение:

    Контроль является не самоцелью, а неотъемлемой частью государственного регулирования.

Организация контроля в Соединенных Штатах Америки

Его цель вскрывать отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры. В отдельных же случаях привлечь виновных к ответственности, получить возмещение причиненного ущерба или осуществить мероприятия по предотвращению таких нарушений в будущем. Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством и правовой системой. Финансовый контроль является предметом регулирования финансового права.

    Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народнго хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

    Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

    Он зависит от того какой правовой формы придерживается самого государство.

Список  литературы:

  1. Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право РФ / Серия «Учебники, учебные пособия» . — Ростов н/Д.,: Феникс, 2002.
  2. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Учебник. Общая часть. — М., 2002.
  3. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Учебник. Особенная часть. В двух т. — М., 2002.
  4. Тосунян Г.А., Емелин А.В.Валютное право Российской Федерации. Учебное пособие. — М., 2002.
  5. Щур Д.Л., Шаповалов И.С. Налоговое право в схемах. Учебное пособие. — М., 2002.
  6. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник. — М., 2002.

Страницы:← предыдущая12

Похожие главы из других работ:

Валютный контроль

6.

Бюджетный контроль в Австрии

Организация валютного контроля в РФ

Основными направлениями валютного контроля в России являются: — определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий; — проверка выполнения резидентами…

Государственный финансовый контроль и пути его совершенствования

1. Организация финансового контроля в Российской Федерации

Государственный финансовый контроль и пути его совершенствования

2.1 Организация финансового контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства и оценка его эффективности

Формы налогового контроля определены в главе 14 первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Это проведение налоговых проверок, получение объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности…

Налоги и налогообложение в Республике Казахстан

2.2 Организация налогового контроля

С переходом на рыночные отношения, в условиях развития различных форм собственности, и, прежде всего, частной, появляются новые объекты и субъекты финансового контроля…

Налоговая проверка

1. Организация налогового контроля

Налоговый контроль на примере налоговой инспекции

1.1 Организация налогового контроля ФНС РФ

Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогообложения…

Организация государственного финансового контроля в зарубежных странах

2.2 Организация финансового контроля в США

Контрольно-ревизионная система США представляет собой совокупность существуют контрольных органов, обладающих статусом независимости. Эти органы входят с состав государственно-правовой системы…

Организация государственного финансового контроля в зарубежных странах

2.3 Организация финансового контроля в Японии

Самая главная особенность системы контрольных органов Японии это ее стабильность. Примером тому служит работа Контрольно-ревизионного управления (КРУ)…

Органы управления финансами Российской Федерации

1.5 Организация финансового контроля

Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов…

Основные формы и методы финансового контроля хозяйственной деятельности

2. Организация финансового контроля

Порядок осуществления контроля Счетной Палаты РФ за деятельностью структурных подразделений ОВД

1.2 Организация бюджетного контроля

СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ Контроль, будучи, одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления…

Система контроля деятельности хозяйствующего субъекта в России

4. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Функционирующие в настоящее время в России органы ГФК инкорпорированы в систему государственной власти в соответствии с необходимостью соблюдения баланса полномочий ее ветвей. В то же время, как говорилось и обосновывалось выше…

Финансовый контроль

1. Организация финансового контроля

В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль…

Финансовый контроль

1. Необходимость и содержание финансового контроля. Определение финансового контроля

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль…

Финансовый контроль в системе управления организацией

II. Организация контроля на предприятии

admin