Финансовый контроль и аудит

1 Система финансового контроля в Российской Федерации. Понятие аудиторской деятельности. Цель и задачи аудита.

В Рф фин.контроль представлен 3-мя видами

1)гос.фин.контроль

2)ведомственный государственный контроль

3)независимый финн.контроль

Органы ГФК представлены 3-мя группами

1)органы ГФК законодательных и представительных органов власти (счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ

2)исполнительные органы власти (казначейство,Минфин.уентробанк,налоговая служба,таможенная служба)

3)органы ГФК исполнительных органов власти субъектов РФ

ЦЕЛЬ ГФК установление эфф-ти и целевого использования бюджетных ср-в

ЗАДАЧИ: начиная с проверок обоснованности проектов бюджетов и заканчивая контролем за соблюдением законодательства в банковской страховой системе РФ и на рынках Ц.Б.

ВФК осущ.соот-ми министерствами и ведомствами путем проведения ревизий хоз-но финн-ой деятельности подведосмтвенных предприятий. Независимый ВФК представлен аудитом. В соот-ии со ст.1 фз об аудиторской деятельности в РФ №307фз от 31.12.2008

Аудит — независимая проверка бух-ой финн-ой отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности

Ауд-ая деят-сть (аудит) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутсовующих услуг. Аудит-ая деятельность не подлежит ГФК а осущ-ся рядом с ним.

Задачи аудита:1.Устан-е факт.наличия по состоянию на отч. дату активов и пассивов, отраж-х в отч-и. 2.устан-ие отсутствия неотраженных в учете активов или событий. 3.устан-ие точности сумм и кол-ва хоз.операций. 4.проверка правильности составления форм б.у отчетности

2 Основные этапы становления аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В России развитие аудита проходило в 4этапа

  1. С 1987- дек. 1993. В 1987 образована первая ауд-ая фирма «интер-аудит» для проверки деятельности современных предприятий. Данный этап хар-ся стихийным развитием аудита,т.к. не было ни какой законодательно нормативной базы

  2. С дек 1993авг 2001. В дек.1993 принят первый нормативный документ «временные правила аудиторской деятельности в РФ», который сыграл большую роль в становлении российского аудита. Т.же были разработаны стандарты ауд (38), которые определили порядок проведения аудита на всех этапах проверки

  3. С авг. 2001 – дек. 2008. В авг. 2001 принят первй закон об аудиторской деятельности в РФ №119 Фз от 07.08.01 знач. Данного закона состояло в том,что он потвердил окончательное становление аудита в России и создал перспективы для его дальнейшего развития.т.же на основании этого закона началась разработка фед=х стандартов аудита. Было разработано 34 стандарта.

  4. С янв 2009-наст время. 30.12.2008 принят закон 307-фз, кот. Изменил множество вопросов связанных с ауд-ой деятельностью

А)развитие таких понятий как аудит и аудиторская деятельность

б)изменил состав сопутствующих аудиту услыг и ввел понятия прочих аудиторских услуг

в)критерии обязательного аудита

г)регулирование аудиторской деят-ти в РФ

до 2009 регулирование ауд-ой длеят-ти в РФ было госуд-м, начин. С 2009 ауд-ая деят-ть стало саморегулирующей. Это означало что осн. Ф-ии регулирования были переданы от мин.фина саморегулируемым орг-ам аудитовор СРО

с 2010г. Отменено лицензир.аудита вместо него введено обязательное членство СРО

д)с 2011 поменяется порядок аттестации аудиторов,т.к. аттестацию будет проводить единая комиссия из представительств СРО, а не минфин.

3 Аудит и ревизия.

Аудит – от лат. audio – озн-ет «слышать», т.е. в исходном понимании аудит выступает как процедура прослушивания с целью уст-ия диагноза.

Ревизия – это исполнительная деят-сть направленная на сохранение активов, пресечение и профилактику злоупотреблений. Ревизор наз-ся вышестоящей орг-ей и отчитывается перед ней. По рез-ам ревизии сос-ся акт, на осн-ии к-рого реш-ся орг-е вопросы в отн-ии рук-ва орг-ии. Ревизия яв-ся частью внутриведомственного контроля.

Обл. ср-ия

Ревизия

Аудит

Цель

Выявить нар-ия и нак. вин. лиц

Выр-ие мнения о дост-ти отч-ти

Хар-р деят-ти

Деят-сть исполнительная

Предприн-ая деят-ть

Правовые регул-я

Инс-я Минфина, Внутриведомственные инс-и

ФЗ №119-ФЗ, ФСА

Объекты

Активы орг-ии

Активы и пассивы, все статьи фин. отчетности

Упр-е связи

Вертикальная связь

Гор-ая связь (партнерские отн-я)

Практические задачи

Сохранение активов

Привлечение пассивов

Оплата труда

Вышестоящая орг-я сог-но штат.расписания

Клиент (проверяемая орг-я)

Статус работника

Работник ревизионного аппарата

Аудитор – независимый специалист

Оф-е рез-ов

Акт ревизии

Ауд-ое зак-е

4 Аудит и судебно-бухгалтерская экспертиза.

Аудит – от лат. audio – озн-ет «слышать», т.е. в исходном понимании аудит выступает как процедура прослушивания с целью уст-ия диагноза.

Судебно-бухг-ая экс-за – иссл-е бух-ом-экспедитором по заданию след-х или суд-х органов ХД орг-ии, а т/е проверка отд-х бух.записей с целью получения ответов на вопросы, возн-е в ходе суд-х разбир-в или рассл-ий. Бух-р-эксперт исследует только те док-ты, к-рые приобщены к делу. Несет отв-ть за заведомо ложное закл-е по экспертизе и не в праве привлекать к проверке других спец-ов. Прокуратура и др. суд-е орг-ны при наличии возбужденного угол. дела вправе поручить ауд.орг-ии проведение принуд-го аудита. Такой аудит осущ-ся на осн-ии дог-ра с проверяемой орг-ей и не должен превышать 2 мес. Оплата работы проводится за счет клиента, в случае отс-я ср-в — за счет бюджета с посл. возмещ-ем.

Обл. ср-ия

СБЭ

Принуд-й аудит

Осн-я для проверки

Постан-е следователя или опр-е суда

Договор возмездного оказания услуг

Оплата труда

За счет бюджета

Проверяемая орг-я по усл. дог-а

Отв-ть

Возникает в соот-ии с УПК за разгл-е данных следствия и заведомо ложное зак-е

Воз-ет в соот-ии с ФЗ №119ФЗ-ФЗ и ФСА

Права

1.имеет право проверять только те док-ты, к-рые приобщены к делу

2.ограничен в праве собирать доп-е док-ва

3.проводить проверку только единолично

1.самост-но уст-ет боъем и методы проверяемой докум-ии

2.изымать необ-е док-ты и приобщать их к акту проверки

3.имеет право привлекать к проверке доп-х спец-ов

5 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Система норм-го рег-ия в РФ сос-ит из док-ов 4х уровней:

  1. Законодательный

— ФЗ «Об ауд-ой деят-ти» №119-ФЗ

2. Фед-ые стандарты аудита и подзаконные норм-е акты

ФСА – документ определяющий требования к порядку осущ.деятельности в РФ разраб-ся в соответствии с м/унар стандартами аудита и яв-ся обязательным д/ауд-их орг-ий, индивид. Аудитолров, СРО и их работников.

До 2009 разраб-ой стандартов занимался Минфин при участии совета по аудиторской деятельности. Утверждались стандарты постановлением правительства. Были утверждены 34 стандарта. С 2009 года ф-ии по утверждению ФСА переданы Минфину.

С 2010 года утверждены приказами Минфина 4 стандарта (3 стандарта по аудиторскому заключению, 1 стандарт по внешнему контролю кач-ва аудита)

Подзаконно нормативные акты установлены в порядке отдельных вопросов аудит-ой деят-ти

  1. Внутренние стандарты СРО и нормативные документы министерств и ведоств утановлен порядок проведения аудита в специальных областях.

Внутренние стандарты СРО-разрабатываются с целью уточнения расшифровки и дополнения фед-х стандартов аудита. Внутренние стандарты СРО не должны противоречить ФСА и не должны создавать препятствия у осущ. Аудит-ой деятельности. Федеральные стандарты аудита содержат только общ.требования к осущ-ию и офрмлению аудиторских услуг. Поэт.кажд.

Тема 3 Финансовый контроль в Российской Федерации

СРО создает свои внутренние стандарты для конктеризации правил изложенных ФСА внутренние стандарты яв-ся обязательными для членов СРо

4. Внутрифирменные стан-ты аудита. Это документы,кот.уточняют и расшифровывают док.вышестоящих уровней. Разработка и применение внутрифирменных стандартов способствует: 1) исп-ию при проведение проверок ассистентом; 2) повышение кач-ва ауд-х услуг; 3) сокращение времени на проведение проверок; 4) увеличение кол-ва ауд-их услуг.

6 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», его содержание, роль и значение в становлении и развитии аудиторской деятельности в Российской Федерации.

ФЗ «Об АД» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01 призван рег-ать АД в РФ. В нем содержатся понятие и осн-е принципы аудита, порядок осущ-ия ауд-ой деят-ти, объекты и субъекты ауд-ой проверки, порядок гос. рег-ия, аттестации, лицен-ия и стандартизации ауд-ой деят-ти, права, обязанности и ответ-ость ауд-ов и их клиентов. До принятия закона ауд-ая Дея-сть рег-тся Врем-ми прав-ми. Закон об ауд-ой деят-ти в России отн-ся к осн-ым закон-ым актам. Этот закон опр-ет место аудита в фин-во-хоз-ной Дея-ти в кач-ве ее необ-го равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически гос-ый фин-ый контроль превалировал над др. видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось. ФЗ регулирует:

а) аттестацию ауд-ов и лицен-е ауд-ой деят-ти со стороны гос-ва; б) отв-сть юр. и физ. лиц за осущ-ие ауд-ой дея-ти без лицензии; в) ответ-сть экон-х субъектов за уклонение от проведения обяз-ой ауд-ой проверки либо препятствование ее проведению; г) ответ-сть аудиторов (ауд-их фирм) за неквалифицированное проведение ауд-ой проверки (законность и обоснованность ее рез-ов), предприн-во в работе ауд-ов и аудиторских орг-ий уступило место процессуализацииэтой деят-ти.

7 Стандарты аудиторской деятельности, их классификация

Стандарты аудита – это док-ты, уст-ие единые треб-я к порядку осущ-ия и офор-я ауд-х услуг.

Стан-ы бывают: 1. Внешние; 2. Внутренние

Внеш. делятся на: 1. Междунар-е (МСА); 2. нац-ые

МСА стали разраб-ся в 70е гг 20 века м/народной федер-ей бух-ов, в к-рую входят представители бух. орг-ий более чем 130 стран мира. В наст.вр. 45 стан-ов, к-рые под-ся на 10 групп. В России национ-е стан-ты пред-ны ФСА (ФСА – опр-ют общие вопросы регул-ия ауд-ой деят-ти, уст-ют нормы аудита обязательные для всех участников рынка ауд-х услуг; (33 шт) ФСА разр-ся Минфином, а утв-ся Правит-ом РФ).

Внут. стан-ты: 1. Внутр-е стан-ты аккредит-х ауд-х объединений; 2. Внутрифир-е стан-ты ауд-х орг-ий и индив-х ауд-ов

Разработка внутр. стан-ов необ-мо, т.к. это спос-ет: 1. собл-ю треб-ий внеш. стан-ов; 2. умен. трудоёмкости ауд-х проверок; 3. исп-ию для проведения аудита ауд-ов-ассистентов; 4. увел. объема вып-ых ауд-их услуг.

Внутр-ие стан-ты обычно форм-ся по сл. группам: 1. по струк-ре фирмы, технологии орг-ии, выпол-м ф-иям и друг-м особенностям её функ-ия; 2. Стан-ты, расшифровки, доп-е и уточняющие требования ФСА; 3. Стан-ты по методикам проведения аудита по отд-м участкам учета; 4. Стан-ты по орг-ии сопут-х аудиту услуг.

8 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: понятие, порядок создания и утверждения, степень разработанности.

Станд-ты аудита – это док-ты, уст-ие единые треб-я к порядку осущ-ия и офор-я ауд-х услуг.

Стан-ы бывают: 1. Внешние; 2. Внутренние

Внеш. делятся на: 1. Междунар-е (МСА); 2. нац-ые

МСА стали разр-ся в 70е гг 20 века м/народной федер-ей бух-ов, в к-рую входят представители бух. орг-ий более чем 130 стран мира. В наст.вр. 45 стан-ов, к-рые под-ся на 10 групп. В России национ-е стан-ты пред-ны ФСА (ФСА – опр-ют общие вопросы регул-ия ауд-ой деят-ти, уст-ют нормы аудита обяз-е для всех участников рынка ауд-х услуг; (33 шт) ФСА разр-ся Минфином, а утв-ся Правит-ом РФ).

2. Фед-ые стандарты аудита и подзаконные норм-е акты

ФСА – документ определяющий требования к порядку осущ.деятельности в РФ разраб-ся в соответствии с м/унар стандартами аудита и яв-ся обязательным д/ауд-их орг-ий, индивид. Аудитолров, СРО и их работников.

До 2009 разраб-ой стандартов занимался Минфин при участии совета по аудиторской деятельности. Утверждались стандарты постановлением правительства. Были утверждены 34 стандарта. С 2009 года ф-ии по утверждению ФСА переданы Минфину.

С 2010 года утверждены приказами Минфина 4 стандарта (3 стандарта по аудиторскому заключению, 1 стандарт по внешнему контролю кач-ва аудита)

Подзаконно нормативные акты установлены в порядке отдельных вопросов аудит-ой деят-ти

Страницы: следующая →

12345Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Осуществление финансовогоконтроля в РоссийскойФедерации

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … поддержание эффективной финансовойсистемы и, соответственно, адекватной системыфинансовогоконтроля. Финансовыйконтроль является составной … для финансовой стабилизации. Государственный финансовыйконтроль в Россий­скойФедерации включает контроль за …

  2. Государственный финансовыйконтроль в РоссийскойФедерации

    Курсовая работа >> Финансы

    … государственного финансовогоконтроля 2 Система государственного финансовогоконтроля в РоссийскойФедерации 2.1 Классификация органов государственного финансовогоконтроляРоссийскойФедерации Состав и структура органов финансовогоконтроля определяются …

  3. Счетная палата как орган, осуществляющий высший финансовыйконтроль в РоссийскойФедерации

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … Бюджетная системаРоссийскойФедерации Счетная палата как орган, осуществляющий высший финансовыйконтроль в … стране концепцию государственного финансовогоконтроля, федеральные законы о государственном финансовомконтроле в РоссийскойФедерации, об основах …

  4. Особенности государственного финансовогоконтроля в РоссийскойФедерации

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    РоссийскойФедерации. — 1999 — № 12. 1 Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансовогоконтроля в РоссийскойФедерации. — М.: Финансы и статистика, 1999, с. 6. 1 Бурцев В.В. Системафинансовогоконтроля

  5. Правовое обеспечение государственного финансовогоконтроля в РоссийскойФедерации

    Реферат >> Финансовые науки

    … Реферат Правовое обеспечение государственного финансовогоконтроля в РоссийскойФедерации Руководитель: Старший преподаватель Сагайдачная … и формы финансовогоконтроля, а также системыфинансовогоконтроля; об иерархии органов финансовогоконтроля и о …

Хочу больше похожих работ…

Все статьи Виды аудита в системе государственного финансового контроля (Саттарова А.А., Ямалетдинова Э.Ф.)

Одним из важнейших направлений деятельности государства является осуществление контрольной деятельности. Поскольку бюджетные средства составляют основу функционирования любого государства, особое значение имеет контрольная деятельность в сфере финансов государства, которая включает в себя контроль за формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства.

Особое значение в системе государственного финансового контроля имеет государственный аудит.
Различия и сходство между понятиями "государственный контроль" и "государственный аудит" являются вопросом, исследуемым различными авторами. Однако, несмотря на широкое использование в правовой доктрине, нормативного закрепления понятие "государственный аудит" до сих пор не имеет. Проблема введения термина "государственный аудит" в законодательство обусловлена прежде всего тем, что термин "аудит" носит преимущественно частноправовой характер. В Российской Федерации понятие "аудит" прежде всего характерно для проверок достоверности финансовой отчетности, осуществляемой независимыми организациями в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об аудиторской деятельности" // Российская газета. 2008. N 267.

На сегодняшний день термин "аудит" используется в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее — БК РФ) как единственном полном источнике регулирования государственного (муниципального) финансового контроля. Однако в одном случае, по смыслу норм, аудит — это контроль (ст. 157 БК РФ), в других случаях аудит — это проверка (ст. 168.3 БК РФ). Федеральная компонента нормативных правовых актов о государственном аудите формируется вокруг Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" <2> (далее — Закон о Счетной палате РФ), которым регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции этого постоянно действующего высшего органа внешнего государственного контроля.
———————————
<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О Счетной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1649.

Между тем, по мнению Е.В. Рябовой, понятия "аудит" и "контроль" не тождественны, так как государственный аудит, помимо финансового контроля за своевременным и законным расходованием государственных средств, включает оценку эффективности и целесообразности использования государственных средств; оценку обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета; финансовую экспертизу законопроектов, предусматривающих дополнительные расходы государственных средств; анализ выявленных отклонений от установленных бюджетных показателей и выработку практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса в целом; а также оценку социально-экономических прогнозов и долгосрочных национальных проектов <3>.
———————————
<3> Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия в российском законодательстве // Юридический мир. 2013. N 2. С. 13 — 16.

Понятие "государственный контроль" используется в отношении систем внутреннего финансового контроля, самоконтроля государства, которые созданы государственными органами исполнительной власти, а "государственный аудит" охватывает все, что относится к системе внешнего, независимого публичного контроля — контроля за деятельностью органов государства по управлению общественными ресурсами" <4>.
———————————
<4> Степашин С.В. Государственный аудит: введение в специальность (текст выступления перед студентами Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Москва, сентябрь 2009 г.).

Наиболее полное определение рассматриваемого понятия дано С.В. Степашиным в монографии "Конституционный аудит", где под государственным аудитом понимается конституционно установленная система внешнего, независимого контроля от имени общества за деятельностью органов государственной власти по управлению национальными ресурсами страны (финансовыми, материальными, интеллектуальными), является одним из современных институтов социального контроля, который возникает в условиях распространения идей гуманизма и свободы как институциональный отклик на изменение представлений людей об иерархии взаимоотношений между государством, обществом и человеком.
Другими словами, Счетная палата призвана обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля). Участие граждан в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита нашло отражение в Федеральном законе "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" <5>.
———————————
<5> Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // Российская газета. 2014. N 163.

Определение "государственного аудита" дополняется Ю.В. Сафрыгиным и О.К. Миневой, которые пишут, что "институт государственного аудита в российских условиях — это не только система независимой обратной связи, которая дает государству и обществу объективную информацию о реальном положении дел, но и инструмент эволюции экономики, который способен эффективно влиять на процессы экономического развития в силу универсального характера и особого общественного предназначения" <6>.
———————————
<6> Государственный аудит как система управления социально-экономической сферой / Ю.В. Сафрыгин, О.К. Минева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. N 2 (27). С. 156 — 159.

Таким образом, можно сделать вывод, что аудит определяется как деятельность, целью которой является предоставление заинтересованным лицам независимой объективной картины определенных экономических явлений. Контроль же обычно рассматривают как одну из функций управления, целью которой является оценка процесса функционирования управляемого объекта, выявление в нем отклонений и принятие мер по их устранению.
В свою очередь, государственный контроль — это широкое понятие, которое включает различные виды осуществляемого государством контроля в зависимости от его предмета, в то время как государственный аудит является лишь одним из видов государственного контроля, имеющим свой особый предмет.
В Лимской декларации выделяется два типа государственного аудита: финансовый аудит и аудит эффективности, содержание которых раскрывается в соответствующих Стандартах аудита Международной организации высших органов финансового контроля (далее — Стандарты INTOSAI).
В Федеральном законе о Счетной палате встречаются следующие виды государственного аудита:
— финансовый аудит (контроль);
— аудит эффективности;
— стратегический аудит;
— аудит государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ);
— аудит государственных и международных инвестиционных проектов;
— аудит федеральных информационных систем и проектов;
— аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг;
— внешний государственный аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
— внешний государственный аудит (контроль) банковской системы.
За последние пару лет данный список расширился такими новыми видами государственного аудита, как программный, контрактный аудит, аудит банковской системы, аудит информационных систем.
Однако, по нашему мнению, многообразие видов аудита, указанных в Законе, нельзя считать самостоятельными видами аудита, поскольку они касаются лишь отдельных конкретных сфер использования государственных ресурсов.
В этой связи необходимо ориентироваться на основные виды аудита, получившие свое нормативное закрепление, это: финансовый аудит, аудит эффективности и стратегический аудит.
Финансовый аудит применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной отчетности, целевого использования государственных ресурсов. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования государственных ресурсов. Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития РФ.
Между финансовым аудитом и аудитом эффективности имеются принципиальные различия. Прежде всего, финансовый аудит сосредотачивается на финансовой информации типа финансовых отчетов, в то время как аудит эффективности направлен в первую очередь на анализ деятельности, программ, деловых операций.
Различия между финансовым аудитом и аудитом эффективности отмечены и в национальных, и международных документах, регулирующих проведение аудита высшими органами финансового контроля (ВОФК). Появление аудита эффективности было зафиксировано в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. В ней подчеркивается, что в дополнение к финансовому аудиту, "важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы" <7>.
———————————
<7> Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме. URL: http://ccrm.md/file/lima/lima_ru.pdf.

Возникновение аудита эффективности следует рассматривать как закономерный процесс, связанный с совершенствованием управления государственными финансами и развитием государственного финансового контроля.
По словам авторов учебно-практического пособия под редакцией С.В. Степашина <8>, существует несколько основных факторов, которые привели к закономерному возникновению и способствовали достаточно быстрому развитию аудита эффективности в государственном финансовом контроле.
———————————
<8> Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации: Проект учебно-практического пособия / Под общ. ред. С.В. Степашина. URL: http://adm.yar.ru/duma/palata/uch_audit.rtf.

Во-первых, наиболее общими из них являются качественные изменения в социально-экономической, политической, институциональной и других сферах общества, которые закономерно происходили в развитых зарубежных странах во второй половине XX в.
Во-вторых, в развитых зарубежных странах сформировались и в основном реализуются общепринятые принципы и правовые основы подготовки проекта государственного бюджета, его исполнения, а также финансовой отчетности. Результатом этого является возрастание степени прозрачности и публичности бюджетного процесса, что в определенной мере гарантирует предупреждение различного рода злоупотреблений и нарушений при расходовании бюджетных средств.
Что же касается стратегического аудита, то последний является своего рода "изобретением" Счетной палаты России, которая с 2005 г. начала применять его для контроля за реализацией стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития РФ <9>. Однако последний, по мнению О.И. Карепиной, нецелесообразно выделять в качестве самостоятельного вида аудита, поскольку его содержание фактически адекватно аудиту эффективности, предназначенному для контроля за результатами формирования и использования государственных ресурсов в любой их форме. Иными словами, стратегический аудит и аудит эффективности осуществляются на основе общей методологии <10>.
———————————
<9> Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2014. N 13.
<10> Карепина О.И. Развитие аудита эффективности государственных расходов // Международный бухгалтерский учет.

3.4. Система финансового контроля в Российской Федерации

2014. N 30. С. 42 — 50.

В любом случае на сегодняшний день функции и полномочия Счетной палаты Российской Федерации выходят за пределы собственно финансового контроля в привычном ранее понимании и распространяются на анализ эффективности систем управления бюджетными средствами и оценку качества разработки и эффективности исполнения финансово-экономических программ, а существующие виды аудита в системе государственного финансового контроля, по замыслу законодателя, являются перспективными направлениями деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Литература

1. Сафрыгин Ю.В., Минева О.К. Государственный аудит как система управления социально-экономической сферой // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. N 2 (27). С. 156 — 159.
2. Карепина О.И. Развитие аудита эффективности государственных расходов // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 30. С. 42 — 50.
3. Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия в российском законодательстве // Юридический мир. 2013. N 2. С. 13 — 16.
4. Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2014. N 13.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Капарушкина Ю.А.

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права .

Финансовый контроль, это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает информацию о действительном состоянии управляемой системы. Финансовый контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

Финансовый контроль является составным элементом общей системы управления на всех уровнях (макро и микро) .

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

— проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

— проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

— проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

— выявлении внутренних резервов производства;

— устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины .

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

— правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

— соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчётности;

— эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

— правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

— выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

— успешную реализацию межбюджетных отношений;

— эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

— пересечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий;

— улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы .

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная система РФ- совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права . Она состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований .

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности .

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Однако, помимо этого, финансовый контроль распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-планового законодательства .

Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независи­мый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосудар­ственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охваты­вает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственно­сти или ведомственной подчинённости. Этот контроль ведётся как в масштабе РФ, так и в её субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль .

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счётная палата РФ, Контрольно-ревизи­онный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента госу­дарственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счётные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет некоторые задачи и функции. К основным зада­чам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; кон­троль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кре­дитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль за­конности привлечения и использования средств юридических и фи­зических лиц кредитными учреждениями .

Основные функции включают: проверку правильности образо­вания государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внут­реннего и внешнего долга .

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в право­охранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов РФ, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обяза­тельным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осущест­вляет Центральный банк РФ.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью, таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министер­ством по налогам и сборам РФ и его подразделениями.

Использование государственных средств на различных уровнях государственного управления контролирует Казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, создавае­мые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­дельных государственных ведомств. Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового кон­троля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений .

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юриди­ческим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля ба­зируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетны­ми палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых глас­ность — важнейший принцип деятельности.

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей .

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Права аудитора:

  1. проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтённого в этой документации;

  2. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

  3. самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.

Обязанности аудитора:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

  2. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

  3. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

  4. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу .

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права.

Литература

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.)

2. Белоусов Д.С. Финансовое право: учебник — М.: Финансы и статистика, 2010. – 504 с.

3. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. — М.: Маркетинг, 2009. – 417 с.

4. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Финансовый контроль. Курс лекций. — М.: ТК Велби, Проспект, 2010.- 232 с.

5. Е.В. Терехова. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. — 2011. — №11.

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

– 158 с.

6. Шавров А.В., Финансовое право Российской Федерации — Учебное пособие. — 2011. — 318 с.

7. Щуплецова Ю.И. Финансовое право. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2012.- 145 с.

admin