Финансовое право грачева


Навигация по странице:

  • Понятие финансового права: предмет и структура.
  • Предмет финансового права.
  • Широкая концепция
  • Метод и принципы финансового права.
  • Финансово-правовые акты.
  • 4)Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль.
  • Финансовый контроль.
  • финансовое тема1. Практикум по финансовому праву. Лушникова М. В. 2012 г. (должен быть в электронном варианте). Все учебники не позднее 2010 г. Учебник М. В. Карасева (Сенцова) Учебник под ред. Грачевой Е. Ю

    Тема 1. Общая часть финансового права.

    Литература:

    1. Практикум по финансовому праву. Лушникова М.В. 2012 г. (должен быть в электронном варианте).

    Финансовое право

  • Все учебники не позднее 2010 г. Учебник М.В. Карасева (Сенцова)
  • Учебник под ред. Грачевой Е.Ю.
  • Учебник Кучеров И.И.
  • Учебник под ред. С.В.Запольского
  • Учебник под ред. Крохиной Ю.А. (Умнова)
  • План:

    • Понятие Финансового права: предмет и структура
    • Метод и принципы Финансового права
    • Финансово-правовые акты
    • Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль
    1. Понятие финансового права: предмет и структура.

    Финансовое правокак отрасль права призвана обеспечить согласованность (баланс) публичных финансовых интересов государства, с одной стороны, и частных финансовых интересов с другой.

    Финансы –денежные средства, денежные обязательства, которые подразделяются на виды.

    Публичные централизованные денежные фонды и децентрализованные денежные фонды делятся на государственные финансы и муниципальные (местные).

    К финансовому праву относятся только публичные финансы.

    Публичные финансы – совокупность денежных средств, которые находятся в собственности и распоряжении государства, его муниципального образования, в форме централизованных и децентрализованных денежных фондов.

    Финансы в фондах для того, чтобы потом из этих фондов расходовать средства для работы государства.

    Финансовая деятельность государства – (государственное хозяйство) это ситсемообразующая категория Финансового права. Эта теория обоснована Адамом Смиттом в 1776 году.

    Финансовая деятельность государства – деятельность по формированию публичных доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды государства и муниципального образования, и организация их расходования с целью обеспечения практического выполнения функций государства и муниципального образования.

    Финансовые отношения – отношения, которые складываются в сфере финансовой деятельности государства и муниципального образования.

    Эти отношения характеризуются 3 признаками:

    • Публичные. Финансовые отношения – властные отношения, где одним из субъектов выступает публичное образование в лице своих органов
    • Имущественные. Финансовые отношения – денежные отношения, т.е. разновидность особых имущественных отношений, где предметом выступают публичные финансы. Финансовые имущественные отношения носят безэквивалентный характер в отличие от имущественных отношений в гражданском праве.
    • Целевой характер этих финансовых отношений, т.е. публичные финансы в рамках финансовых отношений призваны обеспечить функционирование государства и муниципального образования.

    Предмет финансового права.

    Он имеет сложную структуру, включающую финансовые отношения (властно-имущественные) и организационные финансовые отношения (производные, возникающие по поводу публичных финансов в процессе финансовой деятельности государства и муниципального образования).

    Вопрос о структуре финансового права – дискуссионный. Условно можно выделить 2 подхода по определению структуры.

    Широкая концепция Узкая концепция
    Общее
    В структуре предмета финансового права есть общая часть и особенная. В общей части называются институты публичных субъектов финансового права, принципы финансового права, институт финансово-правовых актов, институт финансового контроля.
    Различное
    Основана на теории публичного интереса в регулировании финансовых отношений. Помимо институтов и отраслей, которые названы в узкой концепции, данная включает:

    • Финансово-правовое регулирование банковской деятельности;
    • Финансово-правовое регулирование страхования;
    • Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг и финансовых услуг;
    • Финансово-правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности
    • Финансово-правовое регулирование инвестиций.

    Министерство образования придерживается этого подхода.

    Основана на теории публичных фондов. Соответственно, в структуру предмета финансового права включаются подотрасли и институты, регулирующие формирование и организацию расходования публичных фондов. Следовательно, в особенную часть включают:

    • Бюджетное право (регулирует бюджетные отношения, связанные с принятием и использованием бюджета);
    • Налоговое право;
    • Институт эмиссии. Право регламентирует не только эмиссию денежных знаков, но и их обращение, а также валютное регулирование;
    • Институт финансово-учетного права (бухгалтерский учет, бюджетный учет, налоговый учет);

    Лушникова М.В. Сторонник этой теории, т.к. широкий подход не соответствует признакам финансового отношения, перечисленного выше.

    1. Метод и принципы финансового права.

    Ведущий метод – властно-имущественные предписания, но в ряде случаев дозволение и запрет, как вспомогательные.

    По второму подходу (каждая отрасль имеет свой индивидуальный подход, а ядром является правовое положение сторон) здесь императивный метод. Императивность означает, что и та, и другая сторона подчиняется закону.

    Особенности юридических фактов, которые предусматриваются законом. Особое место занимают финансово-плановые акты (бюджеты), финансовый договор (особый юридический факт).

    Следующий элемент отраслевого метода – особенности отраслевой ответственности и защиты прав сторон финансового отношения. По отраслевой ответственности в финансовом праве необходимо сделать ряд замечаний. Есть 2 разных подхода при характеристике ответственности:

    1. Существует некая отраслевая финансово-правовая ответственность, как самостоятельный вид ответственности, которая существует в различных разновидностях: налоговая ответственность, бюджетная ответственность, следовательно, существует самостоятельная отраслевая ответственность.
    2. Не существует финансовой ответственности как самостоятельного вида. Вся ответственность в современном Российском праве подразделяется на гражданско-правовую, уголовную, административную, дисциплинарную. Следовательно, здесь разновидность административной ответственности.

    Законодатель придерживается обеих концепций. Формально существует самостоятельный вид налоговой ответственности, страховой ответственности. ФЗ «О социальных страховых взносах в фонды социального страхования, медицинского страхования», ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле».

    Однако вместо финансовой ответственности появляется административная ответственность за нарушение валютного законодательства, аналогично с денежным обращением, т.е. административная ответственность (т.к. ответственность предусмотрена в КоАПе).

    В отношение бюджетной ответственности решение законодателя неоднозначно: в БК составы бюджетных правонарушений, а процедура отсутствует.

    Принципы финансового права. Нет единого нормативного акта, где было бы легальное закрепление принципов. Законодатель закрепил отдельные виды принципов по институтам и подотраслям финансового права. Следовательно, это своеобразный пробел в законодательстве.

    Общие принципы:

    • Принцип согласования публичных и частных интересов в сфере финансирования;
    • Принцип единства финансовой политики и денежной системы РФ;
    • Принцип финансового федерализма;
    • Принцип самостоятельной финансовой деятельность органов местного самоуправления;
    • Принцип гласности;
    • Принцип плановости.
    1. Финансово-правовые акты.

    Это акты, образующие правовую основу финансовой деятельности государства, которые по своим юридическим свойствам (характеристикам), подразделяющиеся на следующие виды:

    1. Нормативные акты.
      • Финансовое законодательство. Здесь кодексы исключительно кодексы, федеральные, региональные и местные законы;
      • Подзаконные нормативные акты, которые издают исполнительные органы, но они имеют следующие особенности:
        • Принимаются только по основаниям и в случаях, предусмотренных законами;
        • Не могут изменять или дополнять федеральные законы.
        • Финансово-плановые акты. Это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по формированию денежных фондов и их использования на предусмотренные законом цели. Они имеют сложную юридическую природу, совмещающие в себе черты нормативно-правовых актов и индивидуальных актов, т.к. содержат не только конкретные задания, но и нередко указания на конкретное исполнение этих заданий. Сюда законы о бюджетах всех уровней, сметы казенных учреждений, кредитные и кассовые планы Центральнного банка РФ и др.
        • Финансовые договоры. Договоры в финансовом праве могут разделяться на 2 группы:
          • Финансовые договоры, как разновидность публичных договоров:
            • Нормативные финансовые договоры (международные налоговые соглашения об устранения об устройстве двойного налогооблажения, договоры между публичными образованиями (РФ, субъекта РФ по поводу финансовой помощи из федерального бюджета субъекта федерации));
            • Индивидуальные финансовые договоры (договоры межбюджетной ссуды, договоры государственного займа, договоры государственного кредита).
            • Договоры в финансовом праве – гражданско-правовые договоры, которые применяются в финансовом праве в силу прямого на то указания федерального закона.
            • Ведомственные ненормативные акты. Это письменные разъяснения, инструкции по применению финансово-правовых нормативно-правовых актов, данные финансовыми, налоговыми и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции (Минфин, ФНС, ЦБ РФ и т.д.)

            Основная характеристика:

            • Письменные акты, при этом они могут быть как в обычной письменной форме, так и в электронном виде, могут появляться как в СМИ, так и в правовых системах;
            • Ведомственные нормативные акты норм не содержат. Необходимо регистрация в Минюсте;
            • Эти акты порождают для них правовые последствия. Например, ст. 111 НК – обстоятельства, исключающее ответственность налогоплательщика, в случае, если он действовал в русле ведомственных нормативных актов. Если несколько писем, если противоречие в финансовом законодательстве, то все сомнения в пользу налогоплательщика и иных субъектов финансового права.
            • Они издаются уполномоченными на то органами. Например, акты министерства финансов, которые подписываются министром, его замом, руководителем департамента наг=логовой и таможенной политики. Судебная арбитражная практика это правило толкует расширительно и не исключает случаи, когда такие ведомственные акты подписыаваются иными должностными лицами того же министерства финансов. При этом, названные акты являются для суда обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности, или исключающим начисление пени (см. ст. 111 и 75 налогового кодекса РФ.
            1. Индивидуальные финансово-правовые актыакт, содержащий государственно-властное решение по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованный.Это государственно-властные предписания по вопросам финансовой деятельности, которые отвечают следующим признакам:
              • Обязательная письменная форма;
              • Рассчитан этот акт на определенный строго индивидуальный случай и обращен поименно к конкретным лицам;
              • Этот акт порождает правовые последствия в отношении указанных лиц.

              Только эти акты могут быть обжалованы лицом в административном или судебном порядке. Например, прошла выездная налоговая проверка, по результатам ее акт, в котором указаны выявленные нарушения налогового законодательства, дальше сумма недоимки и пенни, которые начислены организации, а также сумма штрафных санкций за нарушение. В свою очередь, этот акт рассматривается руководителем налогового органа, в результате рассмотрения решение о привлечении к ответственности. Т.о. 2 акта. Нельзя обжаловать акт выездной проверки. Обжаловать можно только решение. На акт выездной проверки пишутся возражения, которое направляется в налоговый орган, который этот акт выдал, а не в судебный или административный орган.

              4)Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль.

              Субъекты делятся на 2 категории:

                • Публично-правовые субъекты – публично-правовые образования в лице их органов (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования). Характеристика:
                • Наличие финансово-правовой компетенции государственно-властного характера. Например, РФ имеет суверенные полномочия:
                • Только РФ обладает правом денежной эмиссии;
                • Устанавливает федеральные, региональные, местные налоги. Субъект федерации только вводит налоги на своей территории;
                • Полномочия в сфере бюджетного права и процесса;
                • Право на государственный кредит, где государство как в роли кредитора, так и в роли заемщика.
              • Финансово-правовая деятельность публичных образований сопровождается полномочиями по финансовому контролю как законодательных, так и исполнительных органов власти. Объединены полномочия по финансовой деятельности и финансовом контролю. Например, Госдума в сфере бюджетного права принимает закон о бюджете и она же осуществляет финансовый контроль за использованием средств. Минфин осуществляет специальную финансовую деятельность, определяет общие правила финансовой политики государства, осуществляет текущую финансовую деятельность. А в структуру минфина есть налоговая служба, которая отслеживает поступление налоговых платежей в казну.
              • Частные лица и организации. Нет общего понятия финансовой правосубъектности. Она дифференцируется в зависимости от отраслей и институтов финансового права, видов отношений например, налоговая, эмиссионная, валютная правосубъектность.
              • Зачастую законодатель дифференцируемую финансовую правосубъектность коррелирует (связывает) либо с гражданской правосубхъектностью, либо с административной правосубъектностью.

                Финансовый контроль. В теории финансового права два подхода к определению финансового контроля. Одни ученые настаивают на том, что финансовый контроль это самостоятельный институт общей части финансового права. Другие утверждают, что не существует некого общего финансового контроля, финансовый контроль является необходимой частью (составляющей) конкретных институтов, подотраслей особенной части финансового права.

                Если побеждает первая концепция, то на практике законодатель должен принять единый нормативный акт – закон о финансовом контроле, в котором предусмотреть взаимосвязанную систему контроля, органы, перечень их полномочий, формы финансового контроля (его проверок, ревизий) и результаты. Такая попытка создания закона предпринималась, но законопроект не прошел. Зато на уровне СНГ сторонники этой концепции в большинстве и межпарламентским комитетом СНГ принят (2004) модельный закон СНГ о финансовом контроле. Участникам предлагается иметь такой общий закон на фоне модели. Лушникова считает, что он более приемлем.

                Согласно второму подходу каждая форма финансового контроля имеет свою специфику, следовательно нет оснований исключать нормы такого контроля из указанных нормативно-правовых актов. Они должны остаться там. Например, в налоговом кодексе есть специальная глава, посвященная налоговому контролю. Если убрать налоговый контроль, то в налоговом кодексе ничего не останется. Применяется на уровне РФ.

                Финансовый контроль –в зависимости от уровня этого контроля подразделяют на

                • Публичный (государственный и муниципальный);
                • Внутрихозяйственный;
                • Аудиторский.

                При этом авторы одних учебников полагают, что все эти три уровня финансового контроля включаются в предмет финансового права, другие придерживаются иной позиции, полагая, что к финансовому праву имеет отношение только публичный финансовый контроль, а внутрихозяйственный контроль и аудиторский – это сфера административного права.

                ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому выделяется 2 вида аудита: добровольный и обязательный (принудительный). Что касается обязательного аудита, то считается, что это сфера финансового права, разновидность финансового контроля. Сомнительная постановка контроля, но Конституционный суд РФ в постановлении от 1 апреля 2004 года причисляет обязательный аудит по закону «Об аудиторской деятельности» к форме публичного финансового контроля. Аргументы: во-первых, обязательный аудит преследует публичные цели, защищает публичные интересы, во-вторых, именно ФЗ уполномочил негосударственные аудиторские организации осуществлять публичные функции по контролю.

                Публичный финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных органов власти в формах проверок и ревизий, своевременности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды и целевого эффективного их использования.

                Классификация видов финансового контроля:

                1. По органам, осуществляющим финансовый контроль:
                1. Финансовый контроль представительных органов власти:
                1. Независимый финансовый контроль (контроль, который осуществляет счетная палата РФ, счетно-контрольные органы субъектов федерации и публичных образований);
                2. Парламентский контроль, который осуществляет сам законодательный орган, например, контроль государственной думы при утверждении отчета об исполнении бюджета.
              • исполнительных органов власти:
                1. Финансовый контроль органов общей компетенции:
                  1. Президентский контроль:
                    • Контрольное управление Президента;
                    • Уполномоченные представители Президента в федеральных округах;
                    • Контроль правительства РФ.
                    • Финансовый контроль органов специальной компетенции:
                      1. Финансовый контроль центрального банка,
                      2. Федеральной таможенной службы
                      3. Министерства финансов. Осуществляется федеральными службами, в структуре Минфина:
                        • ФНС
                        • Федеральная служба страхового надзора
                        • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
                        • Федеральная служба по финансовому мониторингу (см. дополнительно ФЗ от 7 августа 2001 года №115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.)
                        • Федеральная служба по финансовым рынкам
                        • Федеральное казначейство.
                        • Д/з:

                          Наименование органа контроля Нормативно-правовые основы контрольной деятельности Формы финансового контроля Результаты финансового контроля.
                          1. В зависимости от времени:
                            1. Превдварительный контроль;
                            2. Текущий финансовый контроль;
                            3. Последующий финансовый контроль;
                          1. В зависимости от предмета финансового контроля:
                            1. Бюджетный контроль;
                            2. Налоговый контроль;
                            3. Валютный;
                            4. Банковский (пруденциальный)
                            5. Контроль в сфере денежного обращения;
                            6. По форме проведения финансового контроля:
                              1. Обязательный;
                              2. Инициативный (выездная налоговая проверка).
                              3. По методу проверки:
                                1. Сплошной;
                                2. Выборочный;
                                3. В зависимости от способа получения информации при выполнении контрольных функций:
                                  1. Документальный (наиболее часто распространен)
                                  2. Фактический (при проведении выездной проверки может происходить контроль помещений);
                                  3. Финансовый мониторинг (получает информацию контрольный орган от так называемых информаторов. Например на цучет поставлен автомобиль, человек стал плательщиком транспортного налога. Появляется налоговое уведомление, благодаря информаторам);
                                  4. Пол периодичности проведения:
                                    1. Систематический;
                                    2. Периодический;
                                    3. Эпизодический;
                                    4. В зависимости от способа организации контрольных мероприятий:
                                      1. Ревизии;
                                      2. Проверки;
                                      3. Наблюдения (мониторинг).
                                      4. Гирев В.Н., Землин А.И. Финансовое право. Практикум — файл 0082.1.doc

                                        приобрести
                                        Гирев В.Н., Землин А.И. Финансовое право. Практикум
                                        скачать (139.4 kb.)
                                        Доступные файлы (1):

                                        0082.1.doc

                                        1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   21

                                        В.Н. Гирев, А. И. Землин

                                        ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

                                        ПРАКТИКУМ

                                        МОСКВА Юриспруденция

                                        1999

                                        Гирев В.Н., Землин А.И.

                                        Финансовое право. Практикум / Отв. ред. Грачева Е. Ю. –

                                        М. Юриспруденция, 1999 — 144 с.

                                        ISBN 5-8401-0013-7

                                        В практикуме в систематизированном виде приводятся задачи и задания по курсу «Финансовое право» для юридических вузов. Большая часть материалов заимствована из практики работы финансовых и кредитных органов. Программа учебного курса сопровождается подробным списком нормативных правовых актов и указателем рекомендованной основной и дополнительной литературы по изучаемым темам. В качестве приложения представлен краткий словарь основных терминов, использующихся в финансово-правовой литературе.

                                        Для студентов юридических вузов.

                                        ББК 67.402

                                        УДК 34:33

                                        ISBN 5-8401-0013-7

                                        © Гирев В.Н., Землин А.И., 1999

                                        © Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 1999

                                        Предисловие

                                        В процессе перехода российской экономики к рынку резко возросли роль и значение финансов. Оптимальное функционирование финансовой системы яв­ляется важнейшим условием развития экономики, гарантом стабильности общества, поэтому вопросы правового регулирования финансовых отношении являются одними из наиболее актуальных в социально-экономической и поли­тической жизни современного российского государства.

                                        Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе об­разования, распределения и использования денежных фондов государства и ме­стного самоуправления в целях осуществления ими своих функций.

                                        Содержание учебной дисциплины «Финансовое право» определяется содер­жанием изучаемой отраслевой юридической науки, отрасли права и одно­именной отрасли законодательства, которые служат основным строитель­ным материалом для формирования систематизированного комплекса знаний, навыков, умений будущих специалистов.

                                        Программа курса, представленная в практикуме, предлагаемом читате­лям, сопровождается подробным списком нормативных правовых актов и указателем рекомендованной основной и дополнительной литературы по изу­чаемым темам, что поможет глубже разобраться в логической структуре курса, определить последовательность освоения дисциплины, сэкономить вре­мя при поиске необходимых справочных материалов.

                                        При подготовке к занятиям студенты должны ориентироваться на изучение всех материалов темы, анализ источников финансового права, изучить термины, использующиеся в финансово-правовой литературе, и ответить на все контрольные вопросы по теме занятия.

                                        Обучающимся необходимо обратить внимание на самостоятельное изуче­ние всех нормативных актов финансового права, в том числе и тех, которые приняты после издания учебного пособия.

                                        В практикуме в систематизированном виде приводятся задачи и задания по курсу финансового права. Решение содержащихся в практикуме задач и вы­полнение заданий имеет целью закрепить полученные обучающимися теоре­тические знания, помочь им успешно усвоить отдельные наиболее важные в практическом отношении вопросы курса, способствовать пониманию сущности и задач финансовогоправа, облегчить изучение действующего финансово­го и налогового законодательства, выработать навыки правленого пользо­вания нормативными актами, а также ознакомить с основными формами финансовой деятельности государственных органов, коммерческих и иных ор­ганизаций, сформировать представление о формах и методах финансового контроля и налогообложения.

                                        При решении задач и выполнении заданий обучающиеся должны, прежде всего, внимательно прочесть текст, уяснить поставленный вопрос, найти необходимый нормативный материал, досконально разобраться в содержании соответствующих правовых норм и дать юридически мотивированный от­вет. Ответы на поставленные в задачах вопросы следует давать, используя конкретные статьи нормативных правовых актов, предложенных во втором разделе пособия и привлекаемых дополнительно согласно списку.

                                        Задачи, приводимые в сборнике, заимствованы из практики работы соот­ветствующих финансовых и кредитных органов. Часть материалов собрана составителями сборника непосредственно в органах федеральной исполни­тельной власти.

                                        В качестве приложения в пособии помещен краткий словарь основных терминов, использующихся в финансово-правовой литературе, который об­легчит работу при изучении нормативных правовых актов, литературы по финансово-правовой проблематике.

                                        ОБЩАЯ ЧАСТЬ

                                        Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства

                                        Понятие финансов, их особенности и функции. Финан­совая система РФ, ее состав. Финансовая деятельность государства, ее понятие, задачи и принципы. Конститу­ционные основы финансовой деятельности РФ. Правовые формы и методы осуществления финансо­вой деятельности РФ.

                                        Вопросы:

                                        1. Что такое финансы, каковы их признаки?

                                        2. Какие функции свойственны финансам?

                                        3. Что такое финансовая система РФ, какие звенья (институты) входят в ее состав?

                                        4. Что понимается под финансовой деятельностью государства и какова ее конституционная основа?

                                        5. Каковы организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства?

                                        6. Какими методами осуществляется финансовая деятельность государства?

                                        7. Каковы формы осуществления финансовой деятельности государства?

                                        8. Какие органы государственной власти и в какой форме осуществляют финансовую деятельность государства?

                                        Задания:

                                        1. Нарисуйте схему, раскрывающую основные элементы финансовой си­стемы РФ.

                                        2. На основе классификации методов осуществления финансовой дея­тельности приведите примеры их выражения и реализации.

                                        3. Укажите, какие финансово-правовые методы используются в деятель­ности органов управления института (университета), в котором Вы обу­чаетесь.

                                        4. Приведите не менее 5 примеров правовых и неправовых форм осуще­ствления финансовой деятельности государства.

                                        Задачи:

                                        1. Включив радио, гражданин Алекперов услышал последние слова оче­редного выпуска новостей: «…ставка налога на прибыль предприятий и ор­ганизаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11%, в бюджеты субъектов Российской Федерации — 19%, а для предприя­тий на прибыль, полученную от посреднических операций и сделок, — не более 27%». На следующий день он спросил у знакомого студента-юриста Воронина: Каким актом приняты изменения? Где его можно прочитать? Дайте ответы на поставленные Алекперовым вопросы.

                                        2. Глава областной администрации Дубров издал распоряжение в адрес председателя Пенсионного фонда данного субъекта, где обязал для погаше­ния задолженности по заработной плате работникам здравоохранения пере­числить 2 млрд. руб., которые будут восполнены фонду через 7 дней после получения средств из федерального бюджета.

                                        Правомерны ли действия главы администрации?Дайте юридическую оценку создавшейся ситуации.

                                        3. Законодательное собрание Свердловской области приняло решение выпустить «в целях нормализации наличных денежных расчетов» собствен­ные денежные знаки, которые «имеют право хождения на территории обла­сти наравне с официальной денежной единицей Российской Федерации», и поручило приступить к их изготовлению в 1-ой образцовой типографии г. Петровска.

                                        Дайте юридическую оценку данной ситуации на основании анализа ста­тей Конституции Российской Федерации.

                                        4. Государственной Думой Российской Федерации были внесены измене­ния и дополнения к Закону «О плате за землю», установившие новые ставки. Закону была придана обратная сила.

                                        Дайте юридическую оценку в данном случае действиям Государственной Думы Российской Федерации.

                                        5. Постановлением Правительства Российской Федерации от уплаты на­лога на прибыль был освобожден санаторий для детей, больных туберкуле­зом, туристическая фирма «Ирома» и ликеро-водочный завод «Айрам».

                                        Оцените правомерность действий Правительства Российской Федера­ции. Кто и каким образом может предоставить подобную льготу ука­занным субъектам финансово-правовых отношений?

                                        6. Глава администрации Вологодской области издал постановление «О создании управления по рыболовству, воспроизводству и охране рыбных ресурсов администрации области». Этим же постановлением утверждено Положение об управлении по рыболовству, воспроизводству и охране рыб­ных ресурсов администрации Вологодской области, в соответствии с кото­рым органы управления на местах имеют право взыскивать штрафы с физи­ческих лиц за нарушения правил рыболовства, воспроизводства и охраны рыбных ресурсов в размере до 150 ММОТ. Считая, что постановление главы администрации противоречит требованиям действующего законодательства, прокурор Вологодской области обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.

                                        На какое нарушение правовых норм указал прокурор?

                                        7. Постановлениями Правительства Российской Федерации «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозя­щего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжело­весных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» были установлены характерис­тики введенного ими платежа, а именно плательщики, ставка оплаты, поря­док ее дифференциации, зачисление в Федеральный дорожный фонд.

                                        Соответствуют ли действия Правительства Российской Федерации его компетенции? Обоснуйте свою точку зрения ссылками на Консти­туцию Российской Федерации.

                                        8. Студент Кравченко, классифицируя финансы по административно-территориальному признаку, выделил следующие виды финансов:

                                        — финансы РФ;

                                        — федеральные финансы;

                                        — финансы субъекта РФ;

                                        — совместные финансы;

                                        — местные финансы;

                                        — государственные финансы;

                                        — негосударственные финансы;

                                        — финансы предприятий;

                                        — финансы государственных предприятий;

                                        — финансы кредитных организаций;

                                        — международные финансы.

                                        Отдельные студенты выразили сомнение в правильности такой класси­фикации.

                                        Каково Ваше мнение? Определите данные понятия.

                                        Нормативные правовые акты по теме:

                                        Конституция Российской Федерации. М., 1993.

                                        Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31 Ст.3824.

                                        Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 26 апреля 1995 г.) // ВВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 356; СЗ РФ. 1995. № 31. Ст.

                                        практикум по финансовому праву

                                        2991; 1996. № 1. Ст. 7; 1997. № 9. Ст. 1028; № 18. Ст. 2099; 1998. № 10. Ст. 1147; № 31. Ст. 3829.

                                        Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.

                                        Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.

                                        Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Прави­тельстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

                                        Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной эконо­мической зоне Российской Федерации» // РГ. 1998. 24 декабря.

                                        Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О государственной налоговой служ­бе РСФСР» // ВВС РФ. 1991. № 15. Ст. 492; 1992. № 33. Ст. 1912; № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2958; 1997 № 47. Ст. 5341.

                                        Указ Президента РФ от 22 октября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4886.

                                        Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Ми­нистерстве Российской Федерации по налогам и сборам» // СЗ РФ. 1998. № 52 Ст. 6393.

                                        Положение о Федеральном казначействе РФ. Утв. Постановлением Совета Ми­нистров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.

                                        Положение о финансово-бюджетном управлении Президента РФ. Утв. Указом Президента РФ от 28 февраля 1994 г. № 392 // САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 774.

                                        Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Утв. Постановле­нием Правительства РФ от 6 марта 1998 г № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288.

                                        Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 935 // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4085; № 48. Ст. 5951; 1999. № 7. Ст. 938.

                                        Учебная и монографическая литература:

                                        Основная:

                                        Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учеб­ник. М.,1995.

                                        Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1998*.

                                        Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М., 1996*.

                                        Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева М„ 1997.

                                        Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987. Т. 1.

                                        Дополнительная:

                                        Годме Поль Мари. Финансовое право. М., 1978.

                                        Карасева М. В. Финансовая деятельность государства — основополагающая ка­тегория финансово-правовой науки // Государство и право. 1996. № 11. С. 75-84.

                                        Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. М., Юристъ, 1999.

                                        Райзберг Б. Финансовая система // Деловая жизнь. 1991. № 23.

                                        Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1995.

                                        Худяков А.И. К соотношению понятий «финансовая деятельность» и « управле­ние финансами» // Правоведение. 1985. № 1.

                                        У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина, Сост. А А. Ялбулганов. М., Статут, 1998.
                                        * Данная учебная литература рекомендуется ко всем темам курса

                                        1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   21

                                        © nashaucheba.ru
                                        При копировании укажите ссылку.
                                        обратиться к администрации

                                        К СОДЕРЖАНИЮ книги

                                           ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
                                        УЧЕБНИК
                                        Под редакцией
                                        доктора юридических наук, профессора
                                        Е. Ю. Грачевой,
                                        доктора юридических наук, профессора Г. П. Толстопятенко
                                        Допущено Министерством образования Российской Федерации
                                        в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
                                        обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»

                                        Авторы:
                                        О. Н. Горбунова, л-р юрид. наук, проф.— введение, гл. 1—3 (совместно с Е. Ю. Граче¬вой); 7; 16;
                                        Е. Ю. Грачева, д-р юрид. наук, доп.— гл. 1—3 (совместно с О. Н. Горбуновой); 4; 5, 6 (совместно с Э. Д. Соколовой); § 1—2 гл. 9 (совместно с Э. Д. Соколовой); § 3 гл. 9; гл. 15, § 3 гл. 17; гл 18; 20;
                                        М. Ф. Ивлиева, канд. юрид. наук, доц.— гл. 8; § 4 гл. 9; гл. 14;
                                        С. Г. Пепеляев, канд. юрид. наук, доц.—гл.

                                        Финансовое право. Практикум. Учебное пособие для СПО

                                        10; 11; 12; 13;
                                        Е. А. Рыжкова, канд. юрид. наук — гл. 21; § 1, 2 гл. 23; гл. 24 (совместно с Г. П. Тол¬стопятенко);
                                        Э. Д. Соколова, канд. юрид. наук, доц.— гл. 5, 6 (совместно с Е. Ю. Грачевой); §1,2 гл. 9 (совместно с Е.Ю. Грачевой); § 1, 2, 4 гл. 17; гл. 19;
                                        Г. П. Толстопятенко, д-р юрид. наук, проф.— гл. 22; гл. 24 (совместно с Е. А. Рыжковой);
                                        Н. Б. Топорнин, канд. юрид. наук — § 3 гл. 23.
                                        Ответственные редакторы: д-р юрид. наук, проф. Е. Ю. Грачева; д-р юрид. наук, проф. Г. П. Толстопятенко.
                                        Рецензент; д-р юрид. наук, проф. Н. И. Химичева.

                                        Кафедра конституционного, административного и финансового права Российского университета дружбы народов.
                                        Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева Ф59 и др.; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко., 2004. — 536 с.

                                        В учебнике рассмотрены основные финансово-правовые понятия и катего¬рии, а также на основе новейшего законодательства освещены вопросы бюджет¬ного права, целевых государственных и муниципальных фондов, финансов госу¬дарственных и муниципальных унитарных предприятий, налогового права, бан¬ковской деятельности, денежного обращения, валютного контроля.
                                        Особое внимание уделено основным финансово-правовым институтам в зарубежных странах.

                                        Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических, экономических вузов и факультетов.

                                        К СОДЕРЖАНИЮ книги

                                        Вы можете следить за комментариями к этой публикации через RSS 2.0.
                                        Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

                                        admin