Финансовое оздоровление

Основание введения процедуры

Финансовое оздоровление вводится на основании ходатайства должника или иных лиц, круг которых определён законом, первому собранию кредиторов или в случаях, установленных законом, арбитражному суду.

Указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы должны быть представлены временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника-унитарного предприятия.

Решение об обращении с предложением о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и предлагаемый срок финансового оздоровления.

К решению должны прилагаться:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение уполномоченного органа об обращении с предложением о введении финансового оздоровления;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение с ходатайством о введении финансового оздоровления;
  • сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения).

Финансовое оздоровление может быть также введено на основании ходатайства третьего лица (третьих лиц). Такое ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом третьим лицом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с прилагаемым к ходатайству графиком погашения задолженности.

Введение и осуществление процедуры

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности.

Управление деятельностью должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.

Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:

  • увеличивают задолженность более чем на пять процентов суммы включённых в реестр требований кредиторов;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.

Правовые последствия введения процедуры

С момента введения финансового оздоровления вступают в силу следующие правовые последствия:

  1. Вводится особый, предусмотренный законом, порядок предъявления требований кредиторов к должнику;
  2. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  3. Аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим должнику имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  4. Приостанавливается выполнение исполнительных документов;
  5. Запрещается выделение доли участия предприятия-должника;
  6. Запрещается выкуп должником собственных акций;
  7. Не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  8. Не допускается прекращение обязательств должника путем зачёта встречных требований;
  9. Приостанавливается начисление штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций по договорам;
  10. На сумму требований кредиторов и сумму обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБРФ на дату введения финансового оздоровления;
  11. Неустойки (штрафы, пени) подлежат погашению после удовлетворения всех остальных требований кредиторов;
  12. Должник может передавать имущество в безвозмездную аренду;
  13. Любая реорганизация предприятия возможна только с согласия кредиторов.

Основное управление организацией-должником осуществляют соответствующие органы управления должника. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления имеет ограниченный круг обязанностей, в которые, помимо прочего, входят ведение реестра требований кредиторов, созыв собрания кредиторов и контроль за показателями деятельности должника.

Завершение процедуры

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчёт о результатах проведения финансового оздоровления и соответствующие бухгалтерские документы.

Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах проведения финансового оздоровления и составляет заключение, которое направляется кредиторам.

Если требования кредиторов не удовлетворены или указанный отчёт не представлен административному управляющему, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления либо об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

По итогам процедуры финансового оздоровления суд принимает одно из следующих решений:

  • О прекращении производства по делу о несостоятельности, если все требования удовлетворены;
  • О введении внешнего управления в случае возможности восстановления финансового состояния должника;
  • О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива по его проведению может исходить от

  • участников (учредителей),
  • собственника имущества должника — унитарного предприятия,
  • третьего лица (третьих лиц).

Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека),
  • банковская гарантия,
  • государственная или муниципальная гарантия,
  • поручительство.
  • не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

Порядок введения финансового оздоровления (ст. 80)

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств — сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года.

Последствия введения процедуры финансового оздоровления

  • требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка предъявления требований к должнику (в соответствии с ФЗ);
  • ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  • осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда;
  • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
  • изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
  • выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
  • неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве. Вместе с тем органы управления должника по-прежнему осуществляют свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации.

Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Подробнее План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона.

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются (ст. 87):

  1. непредставление в арбитражный суд в сроки, предусмотренные п. 3 ст. 79 Федерального закона, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
  2. неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

> Примечания

  1. 1 2 3 4 5 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства., 2002., № 43., ст.4190.

Введение финансового оздоровления

Вводить или не вводить такую стадию банкротства, как финансовое оздоровление, решает собрание кредиторов. С ходатайством о введении финансового оздоровления на собрании может выступать сам должник, его учредители, а также иные лица, указанные в Законе о банкротстве.

В том, чтобы было введено финансовое оздоровление, в первую очередь заинтересован сам должник. Ведь в ходе этой процедуры продолжают действовать органы управления должника, хотя и с определенными ограничениями.

Кроме того, введение финансового оздоровления дает реальный шанс избежать банкротства. Иначе говоря, в таком случае дело не будет доведено до конкурсного производства и продажи имущества должника.

Чтобы перейти к такой стадии, как финансовое оздоровление, должнику надо разработать план мероприятий по этому направлению и график погашения задолженности. В этих документах необходимо указать, как и в какие сроки будут погашаться требования кредиторов. Здесь же нужно определить, за счет каких источников должник собирается гасить задолженность.

Кроме того, для исполнения должником обязательств по графику погашения задолженности необходимо обеспечение. В качестве обеспечения может выступать залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство и т. д. Лица, которые предоставляют обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником обязательств. Размер этой ответственности определяется стоимостью имущества и имущественных прав, которые они предоставили в качестве обеспечения.

Если в качестве обеспечения выступает банковская гарантия, то бенефициаром признается временный или административный управляющий, который подписал соглашение в интересах кредиторов.

Необходимо помнить о том, что обеспечение продолжает действовать и после завершения процедуры финансового оздоровления.

Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

— оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

— изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

—- изменение организационной структуры кредитной организации;

— приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала); (абзац введен Федеральным законом от 19 июня 2001 г. № 86-ФЗ)

•— иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами (ст. 7).

Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами

1. Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в следующих формах: размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

1) предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

2) предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;

3) перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

4) отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

5) дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;

6) прощения долга кредитной организации;

7) новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

2. Денежные средства на банковских счетах и во вкладах в кредитной организации могут быть использованы ее кредиторами для увеличения уставного капитала кредитной организации в порядке, установленном Банком России.

Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи кредитной организации принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь. (Статья 8.)

Изменение структуры активов и структуры пассивов кре­дитной организации

1. Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать:

1) улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;

2) приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

3) сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации и расходов на ее управление;

4) продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;

5) иные меры по изменению структуры ее активов.

2. Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать:

1) увеличение собственных средств (капитала);

2) снижение размера и (или) удельного веса текущих краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

4) иные меры по изменению структуры ее пассивов.

Изменение организационной структуры кредитной организации

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться:

-— изменением состава и численности сотрудников кредитной организации;

— изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствую­щими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. (Ст. 10-)

Ходатайство единоличного исполнительного органа кредитной организации об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации

Примечание:

Если причины возникновения оснований, предусмотренных ст. 4 данного Федерального закона, в срок до 10 календарных дней с момента их возникновения были устранены силами исполнительных органов кредитной организации, то обязанность руководителя кредитной организации действовать в соответствии с первой частью п. 1 и п. 2—4 ст. 11 данного Федерального закона не наступает (Инструкция ЦБ РФ от 12 июля 1999 г. № 84-И).

1. Единоличный исполнительный орган кредитной организации (далее -.— руководитель кредитной организации) в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных ст. 4 на­стоящего Федерального закона, в течение 10 дней с момента их возникновения обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а если его образование не предусмотрено ее учредительными документами — к общему собранию учредителей (участников) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации.

2. Ходатайство руководителя кредитной организации осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайство о реорганизации кредитной организации должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках их осуществления.

3. Органы управления кредитной организации, которым соответствии с п. 1 настоящей статьи направлено ходатайство об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайство о реорганизации кредитной организации, должны принять решение по направленному ходатайству в течение 10 дней с момента его направления и проинформировать о принятом решении Банк России.

4. Руководитель кредитной организации обязан обраться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации, если ее учредители (участники) отказались принять участие в осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению или реорганизации либо не приняли соответствующего решения срок, предусмотренный п. 3 настоящей статьи. (Ст. 11.)

Осуществление мер по финансовому оздоровлению кредитной организации по требованию Банка России

1. Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренный ст. 4 (за исключением оснований, предусмотренных абзацем седьмым указанной статьи) настоящего Федерального закона и ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Указанное требован Банка России должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, (в ред. Федерального закона от 19 июня 2001 г. № 86-ФЗ).

Примечание:

Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. При получении требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации, указанные в п. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации.

3. Банк России обязан направить в кредитную организацию требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала), если на основании данных отчетности кредитной организации и (или) по результатам проверки, проводимой в соответствии с требованиями Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации оказалась меньше размера ее уставного капитала.

Если в течение последних 12 месяцев, предшествовавших моменту, когда в соответствии с настоящей статьей Банк России обязан направить в кредитную организацию требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала), Банк России изменял методику расчета величины собственных средств (капитала) кредитной организации, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой величина собственных средств (капитала) кредитной организации достигает максимального значения.

Кредитная организация в течение 45 дней с момента получения указанного требования Банка России в случае не возможности увеличения величины собственных средств (капитала) до размера уставного капитала обязана снизить размер уставного капитала до величины, не превышающей величину собственных средств (капитала), и внести соответствующие изменения в учредительные документы.

Кредиторы кредитной организации не вправе требовать прекращения или досрочного исполнения ее обязательств на основании уменьшения размера уставного капитала кредит ной организации, произведенного в соответствии с требованиями настоящей статьи. При этом не применяются положения законодательства Российской Федерации об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать кредитной организации прекращения или досрочного исполнения ее обязательств и возмещения связанных с этим убытков. (п. 3 введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 8(ФЗ)

4. С момента получения требования Банка России об ocуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до момента получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, распределять прибыль между ее учредителями (участниками) и выплачивать им дивиденды, а также удовлетворять требования учредителей (участников) о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости — выкупе акций.

Банк России направляет в кредитную организацию разрешение о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также об удовлетворении требования учредителей (участников) о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций, если основания, послужившие причиной направления требования Банка России об осуществлений мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, устранены (п. 4 в ред. Федерального закона от 19 июня 2001 г. № 86-ФЗ, ст. 12).

План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации

1. Банк России вправе требовать у кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению.

2. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать:

— оценку финансового состояния кредитной организации;

— указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

— меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

— меры по получению дополнительных доходов;

— меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

— меры по изменению организационной структуры кредитной организации;

•— срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.

Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации устанавливается нормативным актом Банка России.

3. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации представляется в Банк России в срок, им устанавливаемый.

Банк России контролирует выполнение плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации (ст. 13).

Ответственность руководителя кредитной организации

В случае непринятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также в случае нарушение требований ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона руководитель кредитной организации может быть привлечен к ответственности в соответствии с федеральными закона» (ст. 14.)

Последствия неисполнения требований настоящего Федерального закона

Неисполнение требований, предусмотренных п. 3 ст. п. 3 и 4 ст. 11, п. 2 ст. 12 и п. 3 ст. 13 настоящего Федерального закона, является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора, установленных федеральными законами (ст. 15.)

План финансового оздоровления.

План финансового оздоровления готовится учредителями должника и утверждается собранием кредиторов. Он должен предусматривать способы получения должником средств которые необходимы для удовлетворения требований кредиторов по графику погашения задолженности.

По графику погашения задолженности все требования кредиторов, которые включены в реестр, должны быть удовлетворены не позднее, чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления. А требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее, чем через шесть месяцев со дня введения финансового оздоровления.

График погашения задолженности вступает в силу после утверждения его арбитражным судом. Если имеется обеспечение исполнения должником своих обязательств, то график должен быть подписан и лицом, которое предоставило обеспечение.

У должника есть право исполнить график погашения задолженности досрочно. Кроме того, в ходе финансового оздоровления в график могут вноситься изменения.

Предположим, что должник не выполняет установленный график и вовремя не рассчитывается с кредиторами. В этом случае по ходатайству собственников должника или лиц, предоставивших обеспечение, собрание кредиторов может принять решение о внесении изменений в график и обратиться в арбитражный суд с просьбой утвердить внесенные изменения. Если же собрание кредиторов против того, чтобы менять график, тогда обращаться в суд придется с просьбой досрочно прекратить финансовое оздоровление.

Может сложиться и такая ситуация, когда размер требований, заявленных кредиторами в ходе финансового оздоровления, превышает размер уже имеющихся требований более чем на 20 процентов. В этом случае административный управляющий должен созвать собрание кредиторов для принятия решения о внесении в график изменений.

Если собрание кредиторов согласно изменить график, то оно обращается с ходатайством в арбитражный суд и тот утверждает внесенные изменения. Если же кредиторы против внесения каких-либо изменений в график, тогда собрание кредиторов вправе ходатайствовать о досрочном Прекращении финансового оздоровления.

В случае изменения графика погашения задолженности, собрание кредиторов может предложить лицам, которые предоставили обеспечение, увеличить его размер.

Если должник не исполняет утвержденный график погашения задолженности в течение 5 дней, то эта обязанность переходит к лицу, которое предоставило обеспечение. Это лицо перечисляет денежные средства для расчетов с кредиторами на счет должника. Задолженность перед этим лицом будет погашена после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.

>Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

При финансовом оздоровлении должник в соответствии с графиком начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры; одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятия.

Ходатайство о введении финансового оздоровления

С ходатайством о введении финансового оздоровления к первому собранию кредиторов, не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания, имеют право обращаться — учредители предприятия должника, собственник имущества должника, уполномоченный государственный орган и третьи лица по согласованию с должником.

К решению об обращении с ходатайством прилагаются план финансового оздоровления предприятия (если ходатайствуют учредители, участники, собственник), график погашения задолженности, сведения об обеспечении исполнения обязательств и другие документы.

Последствия введения финансового оздоровления предприятия

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают такие последствия:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного законом о банкротстве;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований — кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) предприятия должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  • не допускается прекращение исполнения денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не начисляются неустойка (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок начисления процентов определяется с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если такое погашение не произошло до открытия конкурсного производства.

Неустойка (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено законом о банкротстве.

Управление предприятием-должником в ходе финансового оздоровления

В ходе финансового оздоровления органы управления предприятия должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями.

Однако на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем предприятия-должника плана финансового оздоровления или о совершении им действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника от должности.

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

  • в совершении, которых у должника имеется заинтересованность;
  • которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
  • которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника;
  • которые влекут за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности предприятия должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Административный управляющий

Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения,. или освобождения арбитражным судом.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения соответственно внешнего или конкурсного управляющего.

План финансового оздоровления предприятия должника

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) предприятия должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления.

График погашения задолженности

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

График погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым согласно законодательству о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах. Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов исходя из очередности, установленной законом о банкротстве.

Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. В этом случае на основании отчета должника о досрочном окончании процедуры финансового оздоровления арбитражный суд может вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности (непогашение задолженности в установленные сроки и (или) в установленных размерах) учредители (участники) предприятия должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений или погасить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Собрание кредиторов может принять решение о внесении изменений в график, после чего эти изменения утверждаются арбитражным судом. Также собрание кредиторов может отказать в утверждении изменений в графике погашения задолженности и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении процедуры финансового оздоровления. В случае удовлетворения этого ходатайства арбитражным судом вводится процедура внешнего управления или конкурсного производства.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления, должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность предприятия должника. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение более 5 дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, с требованием об исполнении должником обязательств согласно графику погашения задолженности.

Денежные средства, полученные в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств, перечисляются на счет предприятия должника для расчетов с кредиторами.

В случае удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, требования этих лиц погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.

Споры между лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, и административным управляющим, конкурсными кредиторами и уполномоченными органами разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве.


admin