Финансовое обеспечение

Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта.

В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве можно выделить три направления их воздействия на процессы общественного развития:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование результатов деятельности.

Под финансовым обеспечением воспроизводственного процесса понимается покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, мобилизуемых субъектами хозяйствования и государством. Бесперебойное формирование финансовых ресурсов и их рациональное использование имеет огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важным денежным источником расширенного воспроизводства. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности общественного производства и различным диспропорциям.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса, его виды и принципы

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства и его эффективностью. Чем выше эффективность производства, тем больше объем мобилизуемых и используемых финансовых средств. В свою очередь, величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования.

В формировании финансовых ресурсов участвуют в разной мере все элементы стоимости ВНП, но основным источником является НД, причем главным образом та его часть, которая представлена ЧД. Кроме того, финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (средства от продажи части золотого запаса, выручка от реализации государственного имущества). Также для формирования финансовых ресурсов могут быть ис­пользованы доходы от внешнеэкономической деятельности и за­емные средства.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народ-ного хозяйства, финансировании социальных, культурных и других мероприятий в мас-штабе государства, а также на обеспечение финансирования обороны управления и т.д.

Для обеспечения воспроизводственного процесса денежными ресурсами на микроуровне, субъекты хозяйствования формируют децентрализованные финансовые ресурсы. Они используются на покрытие затрат по расширенному производству и удовлетворе­нию потребностей работников Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов денежные фонды направляются на капитальные вложения, приобретение оборотных средств, проведение НИ и т.д.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах:

— самофинансирование — покрытие затрат за счет собственных финансовых ресурсов организации. При их недостатке снижаются расходы либо привлекаются заемные средства,

— кредитование — расходы организаций покрываются за счет ссуды, предоставляемой на условиях платности, срочности, возвратности и гарантированности;

— бюджетное финансирование на безвозмездной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов разных уровней власти и управления.

На практике все формы применяются одновременно при их оптимальном сочетании. Главное — это добиться оптимального соотношения между ними. Достижение этого возможно лишь на основе рациональной финансовой политики государства. Для обе­спечения непрерывного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы.

Финансовая обеспеченность региона: особенности достижения и совершенствования

Развитие регионов требует соответствующего финансового обеспечения, определения общего объема финансовых ресурсов, осуществления мероприятий по поиску дополнительных источников денежных средств.

Финансовая обеспеченность регионапредставляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциации последних по важнейшим направлениям социально-экономи­ческого развития региона.

Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов Украины не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развития инфраструктуры, степень использования налогового потенциала региона.

В практике экономического анализа финансовую обеспеченность региона характеризуют :

— объем финансовых ресурсов на душу населения;

— средний доход на одного человека;

— средний бюджетный доход на одного человека;

— средний бюджетный расход на одного человека;

— величина средней заработной платы;

— стоимость потребительской корзины;

— удельный вес стоимости потребительской корзины в расчете на одного человека;

— величина прожиточного минимума.

Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности

(ФО) региона может быть рассчитан по формуле:

ФО = (ФР/ПО) • 100%, (5.1)

где ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на определенный период;

ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ экономического развития региона за рассматриваемый период.

С учетом принципа адресного финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть модифицирован в виде множества аналогичных показателей по конкретным направлениям социально-экономического развития региона:

ФО = (ФР/ПФ,) • 100%, (5.2)

где ПФ — потребность в финансовых ресурсах, необходимых для реализации конкретного направления социально-экономического развития региона.

Управление финансовой обеспеченностью региона осуществляется на основе комплекса мероприятий, направленных на повышение его доходности, среди которых:

— достижение необходимых объемов налоговых и прочих поступлений дифференцированно по каждой статье бюджета;

— повышение эффективности использования финансовых ре­сурсов на основе значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям;

— объективизация бюджета путем формирования его
статей преимущественно на основе использования
социальных нормативов для расчета объемов финансовых
поступлений и объемов потребления финансовых
ресурсов .

С этой целью в составе региональных бюджетных систем формируются балансы финансовых ресурсов региона (БФРР), которые представляют собой финансовую программу региона, обеспечивающую его социально-

экономическое развитие и выступающую в качестве составляющей финансового баланса государства.

БФРР отражает источники формирования, объемы использования финансовых ресурсов и предполагает учет ряда принципов, среди которых:

— принцип единства, который обеспечивается учетом
доходов и расходов финансовой системы региона, единой
правовой и методологической основой, единой
экономической политикой;

— принцип полноты, предполагающий отражение всех имеющихся на территории региона финансовых ресурсов и направлений их использования в бюджетном году;

— принцип достоверности, базирующийся на использовании реальных показателей и научно-обоснованных нормативов;

— принцип гласности, основанный на всесторонней информированности хозяйствующих субъектов и населения в отношении финансового состояния региона;

— принцип наглядности, который требует взаимного объединения показателей БФРР с общеэкономическими показателями и балансом финансовых ресурсов государства.

БФРР направлен на решение задач по установлению общего объема финансовых ресурсов, используемых на соответствующей территории, обоснование распределения финансовых расходов по соответствующим направлениям, определение резервов региональной экономики и путей использования ресурсов с целью укрепления финансового состояния областей, городов, районов.

Разработкой БФРР занимается управление экономики и финансов региона (области) на основе программы социально-экономического развития с использованием отчетной и прогнозной информации областного статистического управления.

Баланс финансовых ресурсов региона отражает все имеющиеся в регионе источники финансовых ресурсов и направления их использования.

В доходной части финансового баланса выделяются пять основных групп источников финансовых средств:

• доходы, образующие местный бюджет;

• платежи за используемые природные ресурсы;

• поступления из вышестоящих бюджетов, определяемые

долей региона в использовании средств, связанных с реализа­цией функций государства;

• внебюджетные средства;

• заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе .

Расходная часть финансового баланса охватывает:

— затраты, связанные с расширенным воспроизводством элементов региональной системы;

— затраты на финансирование социальной сферы и обеспечение формирования финансовой базы других государственных экономических структур.

Анализ финансового баланса региона позволяет выделить три группы доходов: доходы, которые образуются за счет распределения и перераспределения доходов предприятий, организаций и населения данного региона, заемные средства — долгосрочные и краткосрочные кредиты, средства, выделяемые из других бюджетов — вышестоящих и ведомственных, установить величину поступлений средств от населения, их роль в общей величине финансовых ресурсов региона и распределение между бюджетами. Помимо этого, разработка БФРР дает представление о структуре расходов финансовых средств и учас­тии региона в формировании других бюджетов, а также о способности региона существовать в условиях самофинансирования.

Существующая тенденция усиления дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития и, соответственно, по степени наполняемости их бюджетов, обусловила появление регионов-доноров, а также регионов-реципиентов.

3.2. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.

В связи с этим возникла необходимость бюджетного выравнивания, которое представляет собой процесс целенаправленного распределения средств между бюджетами государства и регионов.

В мировой практике выделяют две схемы бюджетного выравнивания :

американскую,которая основана на формировании доходной
части бюджетных средств всех уровней за счет собственных
средств региона, закрепленных региональных и местных
налогов;

немецкую,согласно которой доходная часть бюджетов

всех уровней формируется преимущественно за счет законодательно закрепленных средств из государственных налогов.

Помимо процесса выравнивания регионального бюджета, финансовая обеспеченность региона достигается с помощью системы мероприятий, среди которых:

— эмиссия ценных бумаг (векселей, акций и облигаций), предполагающая переложение проблемы неплатежеспособности региональных органов власти на финансово обеспеченных субъектов;

— привлечение внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования);

— заимствования из государственной финансовой системы;

— зарубежные займы.

Таким образом, достижение финансовой обеспечен­ности региона возможно на основе мобилизации и дальней­шей ориентации финансовых ресурсов на потребности, определяемые экономической целесообразностью.

Контрольные вопросы:

1. Вчем сущность существующих схем выравнивания
регионального бюджета?

2. В чем сущность понятия «финансовая обеспеченность»?

3. Каковы составляющие баланса финансовых ресурсов региона?

4. В чем сущность мероприятий по управлению финансовой

обеспеченностью региона?

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т.

2 Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса и его формы.

Финансовое обеспечение — осущ-ся путем покрытия возникающих затрат фин ресурсами, аккумулируемыми субъектами хозяйствования, населением и гос-ом.

1. Самофин – основа финансового обеспечения общ воспроизводства фин ресурсами, основано на использовании собственных фин ресурсов субъектами эк-ки(пред — прибыль,бюдж орг — средства гос или мун бюджета, гос — неналоговые доходы).

2. Гос фин — перераспределение фин ресурсов между сферой пр-ва и сферой услуг, между формами собственности, отдельными слоями населения. Осущ-ся на безвозвратной основе за счет средств бюджета и внебюджетных фондов.

3. Кредитование – способ фин обеспечения, воспроиз-ва и воздействия на него, при кот расх субъекта покрываются за счет заемных средств. Осущ-ся на основе мобилизации и перераспределения временно свободных в эк-ке денежных средств. Условия займов: платности, срочности, возвратности.

4. Форм-ие фин страховых резервов

— часть капитала коммерческих банков резервируется в ЦБ для поддержания устойчивости банковской системы,

— пред-ли имеют возможность страховать свои риски и при наступлении страховых случаев получать возмещения и продолжать нормальный ход деят-ти, предприятия одной отрасли могут создать отраслевой резервный фонд,

— население создает свои страховые резервные фонды, заключая договоры имущественного, личного, автострахования, накапливая средства в коммерческих банках, имея временно свободные резервные средства

— на уровне бюджетов создаются резервные фонды, которые используются в случаях непредвиденных обстоятельств (природных, техногенных)

Резервный фонд президента (до 1% расходных средств), резервный фонд правительства (до 3%), фонд нац благосостояния, резервный фонд, золото-валютные резервы (на 3 месте после Китая и Японии)

Золотовалютные резервы государства, благодаря которым в стране поддерживается нормальное денежное обращение, обеспечивается устойчивость и конвертируемость национальной валюты, устойчивость экономики в целом. С 2004 года в федеральном бюджете формируется Стабилизационный фонд за счет налогов, уплаченных с разницы цен (заложенные в бюджете и реально складывающиеся) экспортерами нефти и газа. С 2008 года этот Стабилизационный фонд функционирует как Резервный фонд (предназначен для финансирования дефицита федерального бюджета) и Фонд Национального благосостояния (предназначен для финансовой поддержки пенсионного фонда).

15. Финансовое регулирование экономики, содержание и методы.

Этот метод фин. воздействия на общественное воспроизв-во-фин. регулир-е эк. и соц. процессов.

Фин. регулир-е явл-ся составной частью эк. регулир-я, т.к. фин. отнош-я, политика, процессы, механизмы явл-ся составными частями эк. отнош-й, политики, процессов, механизмов.

Эк. регулир-е— воздействие на темпы роста экономики, ее отдельных сфер и отраслей в соответствии с изменяющимися потребностями общ-ва. Такое воздействие осуществляется в частности фин. методами.

Фин. регулир-е осуществляется путем:

  • Планир-я и прогнозир-я
  • Распредел-я и перераспредел-я фин. ресурсов на централиз. и децентрализ. ур-нях эк-ки и м/д ними
  • Посредствлом использ-я фин. рычагов и фин. стимулов, воздействующих на эк. процессы, а также путем финансир-я эк. процессов и финн. контроля за эк. процессами на основе фин. права.

В усл-ях рын. эк-ки каждый субъект эк-ки прежде всего осуществляет свою деят-ть в порядке саморегулир-я и большое влияние на разв-е эк-ки, ее субъектов оказывает гос. регулир-е, в том числе финансовое.

В идеале в этой роли гос-во заботится об обществен. интересах и потребностях, гос-во должно согласовывать частные интересы и направлять деят-ть отдельных субъектов эк-ки и общ-ва в целом на достиж-е общегос. целей. Гос. фин. регулир-е представляет собой законодательно оформленную с-му воздействия на эк. процессы на макро и микроур-нях соц.-эк.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

жизни общ-ва. Все напр-я гос. регулир-я взаимодействуют, т.е. влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое знач-е д/функционир-я фин. с-мы в целом.

Методы финансового планирования:

1.Индикативного планир-я(положен в основу фин планир-я,прогноз-я)-метод формир-я системы параметров(индикаторов:фин,валютные ср-ва,сист амортизации,налог-е рычаги,тамож платежи),хар-х состояние эк-ки страны,общ-ва.Он осущ-ся в сочет.с методом экстрополяции,кт закл в оценке показателей развития за прошл период,показ-ля нынеш этапа разв-я эк-ки.

2.Эк.анализ-важный инструм-т получ-я инф,необх для принятия управл.реш-й.От его кач-ва завис рац-ть фин реш-й и эффек-ть дея-ти субъекта.Предмет ЭА-фин-хоз дея-ть субъекта.Цель ЭА-выявление резервов совершен-я финхоз деят.

3.Нормативный – предполаг-т,что фин план-е строится на норм-й базе,научно и практ-ки обоснован-х нормах и нормативах.Шир прим-ся в бюдж сфере,где прим-ся нормативы бюдж расх-в в образ-ии,культ,здравоохр.Фин нормативы могут разраб-ся и в ф-ме коэфф-в для выбора критерия оценки фин результ-ти или как ориентиров-е показ-ли.

4.Балансовый – метод планомер-го устан-я и соблюдения баланса доходной и расх-й частей фин плана. Стоимост.балансы позволяют осущ-ть увязку м/у произ-м,распр-м и исп-м доходов,в част.увязка дох и расх гос-ва,мест самоупр-я(фин балансы и гос бюджРФ и субъектовРФ,мест бюдж),дох и расх отраслей,предпр-й и орг-й,денеж расх-в и доходов насел-я. Важные стоимост балансы:баланс нац дохода,кассовый план ЦБ РФ,сводный фин план страны,межотраслевой баланс произ-ва и распр-я общ-го продукта.

5.Экономико-математическое моделирование –закл-ся в построении фин моделей,имитир-х течение реал-х эк и соц процессов.

16. Содержание и задачи финансового планирования в условиях рыночной экономики. Индикативное планирование.

Фин планирование – деятельность по форм-ию целевых централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство и удовлетворение потребностей субъектов эк-ки. Цель – обеспечение оптимального расп и исп ВВП, ВНП и на этой основе достижение повышение эффективности общ производства для улучшения качества жизни населения. Централизованная часть фин рес подвергается перераспределению.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.

В основу фин. планирования положен метод индикативного планирования метод формирования системы параметров, индикаторов, показателей, характеризующих состояние и развитие эк-ки страны.

В качестве индикаторов соц.-эк. разв-я страны используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность эк-ки, сост-е финансов, ден. обращ-я, рынка товаров и ценных бумаг, динамику цен, занятость, ур-нь жизни нас-я, внешнеэк. связи.

К фин. индикаторам относятся: — централизованные фин. и валютные ср-ва

— налоговые рычаги

— система амортизации

— тамож. пошлины

— неналоговые доходы

Индикативное планир-е осуществляется в сочетании с методом экстраполяции, kt заключается в оценке показателей разв-я за прошлый период, показателей нынешнего этапа развития эк-ки и на этой основе рассчит-ся прогноз показателей разв-я на будущий период.

Фин. показатели, применяемые в планир-и одновременно выступают как финн. рычаги, посредством kt можно влиять на общественное воспроизв-во.

Это -гос. расходы

— гос. инвестиции

-налоговые инструменты

— амортизац. Политика

Д/практического построения фин. планов используются и другие методы планир-я. Наиболее важные из kt: -эк. анализ, нормативный метод, балансовый метод, методы ЭММ и др.

Фин. планир-е явл-ся органической частью соц.-эк. планир-я, т.к. планирует соотнош-е всех сфер и звеньев фин. с-мы, то можно говорить о системе фин. планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и т.д.

Выделяются след. разрезы фин. планов: 1. общегос. план, 2. отраслевые, 3. Территориальные, 4. фин. план отдельных предпр-й и орг-ций, т.е. фин. планы составляются всеми субъектами на всех ур-нях фин. с-мы.

Фин. планы обобщают разные стороны созд-я, распредел-я и использ-я стоимости ВВП/ВНП в ден. форме. Все фин. планы обобщаются в сводном фин. плане страны.

Система фин. планов построена иерархически.

Центральным звеном системы является гос. бюджет, так как через него реализуется взаимосвязи всех звеньев фин. системы страны, через него осуществляется наиболее значимые эк. и соц. программы проходит более 2/3 всех денежных средств государства.

17. Принципы и методы финансового планирования, прогнозирования. Система финансовых планов страны.

Принципы:

1. науч обоснованности – основ на знании объективно дей-х законов рынка,достиж-ии науки и практики

2. программно-целевое планир-е – лежит в основе фин планир-я предусматр-т планир-е направлений расход-я фин рес, предполаг-т выбор приоритета гос-х расходов в целях повыш-я их эффект-ти и обеспеч-т условия для осущ-я фин контроля и достиж-я конкрет.рез-та.

3. планир-е, ориент-е на конечный рез-т в рамках среднего фин периода (3 года),в люб фин плане д.б. прописано «какого рез-та с таким фин-м можно добиться?»

Эти принципы м.б. реализ-ны при наличии тщат-но разраб-й методики и методологии план-я, методах и сред-х сост-я фин планов, систем стоим-х показат-й планов, отраж-х реал-е эк-е процессы.

Методы финансового планирования:

1.Индикативного планир-я(положен в основу фин планир-я,прогноз-я)-метод формир-я системы параметров(индикаторов:фин,валютные ср-ва,сист амортизации,налог-е рычаги,тамож платежи),хар-х состояние эк-ки страны,общ-ва.Он осущ-ся в сочет.с методом экстрополяции,кт закл в оценке показателей развития за прошл период,показ-ля нынеш этапа разв-я эк-ки.

2.Эк.анализ-важный инструм-т получ-я инф,необх для принятия управл.реш-й.От его кач-ва завис рац-ть фин реш-й и эффек-ть дея-ти субъекта.Предмет ЭА-фин-хоз дея-ть субъекта.Цель ЭА-выявление резервов совершен-я финхоз деят.

3.Нормативный – предполаг-т,что фин план-е строится на норм-й базе,научно и практ-ки обоснован-х нормах и нормативах.Шир прим-ся в бюдж сфере,где прим-ся нормативы бюдж расх-в в образ-ии,культ,здравоохр.Фин нормативы могут разраб-ся и в ф-ме коэфф-в для выбора критерия оценки фин результ-ти или как ориентиров-е показ-ли.

4.Балансовый – метод планомер-го устан-я и соблюдения баланса доходной и расх-й частей фин плана. Стоимост.балансы позволяют осущ-ть увязку м/у произ-м,распр-м и исп-м доходов,в част.увязка дох и расх гос-ва,мест самоупр-я(фин балансы и гос бюджРФ и субъектовРФ,мест бюдж),дох и расх отраслей,предпр-й и орг-й,денеж расх-в и доходов насел-я. Важные стоимост балансы:баланс нац дохода,кассовый план ЦБ РФ,сводный фин план страны,межотраслевой баланс произ-ва и распр-я общ-го продукта.

5.Экономико-математическое моделирование –закл-ся в построении фин моделей,имитир-х течение реал-х эк и соц процессов.

Система финансовых планов включает разные виды планов. Фин. планы обобщают разные стороны созд-я, распредел-я и использ-я стоимости ВВП/ВНП в ден. форме. Все фин. планы обобщаются в сводном фин. плане страны.

К первичным относятся финпланы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.

Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет, республиканский бюджет.

Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.

Различные виды финансовых планов связаны между собой: так, отраслевые объединяют планы подведомственных организаций; территориальные, как правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех-, пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.

Система фин. планов построена иерархически.

Центральным звеном системы является гос. бюджет, так как через него реализуется взаимосвязи всех звеньев финн. системы страны, через него осуществляется наиболее значимые эк. и соц. программы проходит более 2/3 всех денежных средств государства.

admin