Финансово правовые акты

Содержание


Тест по Финансовому праву 2011

Финансово-правовые акты – это акты, образующие правовую основу финансовой деятельности государства, которые по своим юридическим свойствам и характеристикам подразделяются на следующие виды:

1. Нормативные акты

  • Финансовое законодательство. Под этим термином понимаются исключительно кодексы, федеральные, региональные и местные законы.
  • Подзаконные нормативные акты, которые издаются исполнительными органами власти. В финансово-правовой сфере эти акты имеют особую окраску: эти акты принимаются только по основаниям и в случаях, предусмотренных финансовыми законами, они не могут изменять или дополнять финансовые законы.

2. Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определённый период, т.е. являются планами по формированию денежных фондов и их использованию на предусмотренные законом цели. Финансово-плановые акты имеют сложную юридическую природу, совмещая в себе черты нормативно-правовых актов и индивидуальных актов, т.к. содержат не только конкретные задания, но и нередко указания на конкретных исполнителей этих заданий. К таким актам относятся законы о бюджетах всех уровней, сметы казённых учреждений, кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и др.

3. Финансовые договоры. Договоры в финансовом праве можно разделить на 2 большие группы: финансовые договоры как разновидность публичных договоров и гражданско-правовые договоры, которые применяются в финансовом праве в силу прямого на то указания финансового закона.

  • Нормативные финансовые договоры. Сюда относятся международные налоговые соглашения об устранении двойного налогового обложения, договоры между публичными образованиями (РФ и SS РФ) по поводу финансовой помощи (из федерального бюджета в региональный).
  • Индивидуальные финансовые договоры. Сюда относятся договоры межбюджетной ссуды, договоры государственного займа, договоры государственного кредита и т.п.

4. Ведомственные ненормативные акты – это письменные разъяснения, инструкции по применению финансово-правовых нормативных актов, данные финансовыми, налоговыми и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции (письма и инструкции Минфин, ЦБ, налоговой службы и т.п.). Основные характеристики:

  • Это письменные акты, при этом они могут быть как в обычной письменной форме, так и в электронной форме, и появляться могут, в том числе, в справочных правовых системах и средствах массовой информации.
  • Эти акты не должны регистрироваться в Минюсте, так как не являются нормативными.
  • Эти акты обязательны для исполнения публичными органами.

  • Эти акты порождают для физических и юридических лиц правовые последствия.
  • В случае неразрешимых противоречий между такими актами все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.

5. Индивидуальные правовые акты – это государственно-властные предписания по вопросам финансовой деятельности, которые отвечают следующим признакам:

  • обязательная письменная форма
  • рассчитан этот акт на определенный, строго индивидуальный случай и обращен поименно к конкретным лицам
  • этот акт порождает правовые последствия в отношении указанных лиц

Таким образом, индивидуальный финансово-правовой акт – это акт, содержащий государственно-властное решение по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованный.

Только финансово-правовые акты могут быть обжалованы лицом в административном или судебном порядке.

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

§ 4. Финансово-правовые акты

Финансовое право представляет собой не просто совокупность норм соответствующего содержания, а систему, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права – части: общая и особенная.

Общая часть охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в т.ч. государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Общая часть изучает следующие вопросы:

— принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

— систему органов Российской Федерации, осуществляющих финансовую деятельность;

— структуру финансовых звеньев финансовой системы;

— вопросы регулирования финансового контроля в Российской Федерации;

— финансово-правовую ответственность;

— другие вопросы.

Особенная часть конкретизирует нормы общей части финансового права. Регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.

Она состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект регулирования:

— бюджетная система;

— внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;

— финансы государственных и муниципальных предприятий;

— государственные и муниципальные доходы;

— государственный и муниципальный кредит;

— организация имущественного и личного страхования;

— государственные и муниципальные доходы;

— банковское кредитование;

— денежное обращение и расчеты;

— валютное регулирование.

Значение системы права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы. Структура финансовой системы периодически корректируется, а система права как раз и позволяет более эффективно применять нормы права, способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Финансово-правовые нормы содержаться в источниках права, являются способом внешнего выражения правовых норм.

Нормы финансового права содержаться в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках.

Источниками финансового права выступают правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права.

Основы правовой организации финансовой деятельности государства содержаться в нормах:

— Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ (на местном уровне действуют положения и уставы муниципальных образований);

— Кодексов РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс);

— Законов РФ;

— Указов Президента РФ и постановлениях Правительства РФ;

— Актов органов государственного управления, в ведомственных положениях, приказах и инструкциях;

— Нормативных актах Министерства финансов РФ, налоговых органов, финансовых органов, банка России и др.;

— Решениях Конституционного суда РФ;

— Международных договорах и соглашениях РФ с другими государствами.

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Похожие главы из других работ:

Анализ финансовой деятельности предприятия ЧТУП "Эксперт-спорт"

1.3 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятия

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность предприятия, являются: 1.Трудовым кодексом Республики от 27.07.1999 г. № 2/70 с изменениями от 31.12.2009 г. № 114-З; Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей…

Единый социальный налог

Законодательство о налогах и сборах и иные нормативно-правовые акты

Налоговое законодательство — это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актах представительных органов местного самоуправления…

Маркетинговая группа "Реакция"

2. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность МГ "Реакция"

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность МГ "Реакция" можно разделить на: 1. нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность; 2. нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере рекламы. Так…

Основные направления совершенствования механизмов управления финансами ОАО "Электроприбор"

1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность открытого акционерного общества

Формирование финансов предприятий в Российской Федерации регулируется органами государственной власти путем издания законов, положений, постановлений и других законодательных актов…

Оценка финансового состояния предприятия ОАО "Хлеб" г. Чебоксары

1.1 Нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие анализ финансовой устойчивости предприятий

В РФ функционируют сотни тысяч предприятий различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим в стране законодательством.

Финансово-плановые акты

Они работают на принципах самостоятельности…

Оценка финансового состояния предприятия ОАО "Хлеб" г. Чебоксары

Нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие анализ финансовой устойчивости предприятий

№ п/п Нормативные акты Дата принятия Достоинства и недостатки 1 2 3 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2004 г…

Пенсионные накопления как способ повышения пенсии в Российской Федерации на примере ГУ УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска

3.1 Организационная структура и организационно — правовые акты регламентирующие деятельность учреждения

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — государственный внебюджетный фонд, находящийся в собственности Российской Федерации, образованный в целях пенсионного обеспечения граждан…

Разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия

1.4 Нормативно-правовые акты, регулирующие финансовую устойчивость предприятия

Рассмотрев сущность и значение финансовой устойчивости в деятельности предприятия, рассмотрим основные нормативно-правовые документы, регулирующие анализ финансовой устойчивости предприятия. Они приведены в (табл.1.4). Таблица 1…

Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия

1.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие оборотные средства предприятий промышленности

В Республике Беларусь регулирование оборотных средств закреплено в следующих нормативно-правовых актах: 1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2004г…

Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность

1.1.2 Нормативно — правовые акты, регулирующие систему налогообложения предпринимательской деятельности в РФ

Система налогового законодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано…

Управление запасами предприятия

1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие учет материально-производственных запасов на предприятии

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44-н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов » с изменениями и дополнениями: от 27.11…

Финансово-правовые акты

3. Финансово — правовые акты Центрального банка РФ

Непременным условием устойчивого развития и нормального функционирования банковской системы является согласованная, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе правовая база…

Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО "ЧЭАЗ"

1.2 Нормативно правовые акты, регулирующие деятельность ЗАО «ЧЭАЗ»

Все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, которые в свою очередь постоянно обновляются…

Финансовый анализ реализации продукции организации

1.2 Нормативные правовые акты, регулирующие реализацию продукции

— Указ Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по стабилизации цен т тарифов в Республике Беларусь" от 19.05…

Финансовый контроль. Социальные пособия

2.1 Нормативно-правовые акты социальной защиты

финансовый контроль социальный пособие Глава 1 Конституции РФ — «Основы Конституционного строя» — в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит: 1. Российская федерация — социальное государство…

Понятие и виды финансово-правовых актов.

финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

по юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

  • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
  • подзаконные акты.

К финансово-плановым актам относятся:

§ основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

§ финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

§ финансово-кредитные и кассовые планы банков;

§ финансовые планы страховых организаций;

§ финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

§ финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

§ сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Понятие финансового права как отрасли права, особенности его предмета и метода.

Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Метод – это совокупность приемов и способов регулирования отношений. Основным методом правового регулирования этих отношений является метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Помимо названного основного метода, в финансовом праве развиваются и иные способы регулирования – рекомендации, согласования, договоры.

 7.Место финансового права в системе российского права.

Финансовое право на современном этапе входит в систему российского права как одна из ее основных и активно развивающихся отраслей. Сходство финансового права с конституционным правом и административным правом по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Конституционное право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансово-правовые акты

Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Связь финансового права с муниципальнымобусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, которые возникают в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.

 8.Особенности финансово-правовых норм и институтов.

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.



admin