Финансово правовая ответственность

Финансово-правовая ответственность.

Понятие финансово-правовой ответственности.

Финансово-правовая ответственность есть применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера (штраф, пеня).

Финансовое правонарушение — виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.

Признаки финансового правонарушения: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость.

Состав финансового правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Ответственность за нарушение финансового законодатель­ства существует в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава в финансовом праве и иных отраслях права. Учитывая эти обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определя­ют соотношение налоговой ответственности с ответственнос­тью, предусмотренной уголовным и административным законо­дательством. БК РФ устанавливает основания применения фи­нансовой, административной или уголовной ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ (ст. 281—306).

Финансовое право имеет в своем составе охранительный институт финансово-пра­вовой ответственности, отличающейся от общих мер ответ­ственности наличием специальных, свойственных только фи­нансовому праву мер и процедур государственного принужде­ния. Наиболее четко финансово-правовая ответственность стала оформляться после кодификации бюджетного и налогового законодательства.

Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации, поэтому меры государственного принужде­ния и ответственность за нарушения финансового зако­нодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Финансовая ответственность не связывается только с неблаго­приятными последствиями для правонарушителя, которые на­ступают в результате совершенного им нарушения финансового законодательства. Карательные механизмы в финансовой ответственности существуют параллельно с правовосстановительными поскольку государству важно не только наказать нарушителя финансовой дисциплины, но и восстановить публичные интересы, компенсировать возникший ущерб разом.

В НК РФ понятия «налоговая ответственность» и «ответ­ственность за совершение налоговых правонарушений» исполь­зуются как равнозначные.

БК РФ оперирует понятием «ответственность за нарушение бюджет­ного законодательства РФ» (п. 2 ст. 1). Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает порядок привлечения к ответственности за нарушения валютного зако­нодательства.

Черты и признакифинансовой ответственности

Финансовая ответственность включает в себя все признаки, характеризующие ее как правовую. Общеправовыми чертами финансовой ответственности являются:

= формальная определен­ность в виде фиксации в правовых нормах;

= гарантированность государством;

= реализация в двух формах — позитивной и нега­тивной;

= обеспеченность государственными мерами воздей­ствия — убеждением или принуждением;

= наступление для нару­шителя определенных неблагоприятных последствий;

= осуществ­ление в процессуальной форме.

Признаком финансовой ответственности является наличие социального основания, состоящего в необходимости охраны общественных отношений финансовой сферы. Нормы финан­сового права, как и другие нормы права, являются разновидно­стью социальных норм, поэтому финансовая ответственность реализуется в двух формах: позитивной (добровольной, актив­ной) и негативной (государственно-принудительной, ретроспек­тивной).

Позитивная финансово-правовая ответственностьсуществу­ет в силу добровольного выполнения субъектами финансового права своих обязанностей, она возникает на основе формаль­ных (нормативных) признаков. Финансовая деятельность госу­дарства основывается не только на установлении запретов отно­сительно совершения каких-либо действий. Одним из важней­ших условий реализации финансово-правовых норм выступает добросовестное соблюдение субъектами финансового права пре­доставленных им прав и выполнение возложенных обязаннос­тей.

Некоторые субъекты финансового права выполняют возло­женные на них обязанности в силу осознания своего обществен­ного долга, другие — в силу возможности применения наказа­ния за неправомерное поведение. Поэтому в целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и некоторая степень государственного принуждения. Относительно позитивной финансовой ответственности при­нуждение в виде угрозы наступления негативных последствий является только средством предупреждения нарушений финан­сового законодательства. По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной.

Нарушение норм финансового права обусловливает необхо­димость негативной финансовой ответственности,которая име­ет несколько аспектов.

Во-первых, она представляет собой реакцию государства на нарушение финансового законодательства, выражающуюся в наложении на виновное лицо за совершенное деяние дополни­тельной обязанности претерпевать карательные меры государ­ственно-принудительного воздействия в форме имущественных лишений (взысканий).

Во-вторых, финансовая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государ­ственного принуждения. Согласно постановлению Конституци­онного Суда РФ в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и «возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдени­ем законных требований государства.

Негативная финансовая ответственность су­ществует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Вопрос 2. Содержание и функции финансовой ответственности

Элементы финансово-правовой ответственности

1. субъекты (участни­ки),

2. права и обязанности субъектов (участников),

3. их действия (поведение),

4. объект правоотношения.

Субъекты финансовой ответственности. как минимум две стороны: государство в лице компетентного органа, указанного в финансовом законодательстве, и правонарушитель. Между этими субъектами складываются охранительные финансовые правоотношения, в которых государство выступает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель — обязанной. Субъектом материального правоотношения финансовой ответственности является государство в целом, а не финансово-уполномоченные органы. Права и обязанности правонарушителя неразрывны и составляют правоотношения финансовой ответственности.

Право государства применять к нарушителю финансового законодательства меры государственно-правового принуждения (в том числе финансово-правовой ответственности) пред­полагает возникновение у правонарушителя обязанности пре­терпевать эти меры. Применение мер финансовой ответствен­ности является одновременно правом и обязанностью государ­ства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно прекращает совершение финансового правонару­шения, государство не утрачивает права на применение соот­ветствующих мер финансовой ответственности.

Объектомправоотношения финансовой ответственности яв­ляется правовой статус нарушителя финансового законодатель­ства.

Финансово-правовая ответственность.

Возложение дополнительных лишений и ограничений имущественного характера, определенных мерой финансовой ответственности, приводит к изменению финансово-правового статуса правонарушителя.

Процессуальная форма финансовой ответственности как ох­ранительного правоотношения имеет три стадии:

1) возникнове­ние финансовой ответственности;

2) конкретизация финансовой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава финансового правонарушения;

3) реализация финансовой ответственности.

Особенностью процессуальной формы финансовой ответствен­ности выступает обязательный для государственного органа досудебный по­рядок разрешения отдельных категорий финансово-правовых споров. До обращения в суд за защитой нарушенных финансовых прав государства финансово-контрольный орган выносит правонарушителю предписание об устранении выяв­ленных недостатков, приостанавливает финансирование в слу­чае нецелевого использования бюджетных средств и т. д. Отно­сительно налоговых органов НК РФ прямо предусмотрена обя­занность предложить правонарушителю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой сан­кции или пропуска срока уплаты налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании нало­говой санкции.

Наличие досудебного порядка рассмотрения дела о финан­совом правонарушении вносит в механизм охранительного фи­нансового правоотношения два вида процессуальных отношений: финансовые и гражданские (или арбитражные).

Первона­чально реализация материального охранительного финансового правоотношения осуществляется в рамках финансового (нало­гового, бюджетного и т. д.) процесса, позволяющего обнаружить факт совершения финансового правонарушения и осуществить производство по делу о финансовом правонарушении.

Если правонарушитель добровольно не исполняет требование финан­сово-контрольного органа, то привлечение к финансовой от­ветственности осуществляется в рамках искового производства согласно правилам гражданского или арбитражного процесса. Например, согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налого­вый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить причитающуюся сумму налоговой санкции.

Наступление негативной финансовой ответственности воз­можно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права — фи­нансовое правонарушение — применение санкции.



Понятие, функции, признаки и особенности финансово- правовой ответственности.

Финансово-правовая ответственность — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения — санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим.

Норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, — нормативное основание.

Правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт — фактическое основание.

Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, — конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены це­лями, ради которых она осуществляется.

Финансово-правовая ответственность

Как социальное явле­ние, финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности.

Карательная (штрафная) имеет цель воздать должное за со­деянное, наказать правонарушителя.

Правовосстановительная (компенсационная) имеет цель вос­становить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением.

Предупредительная (превентивная) имеет цель предупрежде­ния совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окру­жения (общая превенция).

Воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность име­ет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его.

Охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных ин­тересов граждан, охраны собственности..

Регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответствен­ность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того что­бы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достигнуты цели ответственности, она должна осуществ­ляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в со­ответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения.

Принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей.

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Признаки финансово-правовой ответственности.

Первый при­знак. Финансово-правовая ответственность — это всегда государствен­ное принуждение. Никакие иные меры общественного, партий­ного и т. д. принуждения (например, общественное осуждение и др.), даже если они осуществляются в связи с правонарушением, не являются финансово-правовой ответ­ственностью. Причем финансово-правовая ответственность — не само по себе принуждение, а «мера» этого принуждения, она имеет количественные показатели (штраф — в рублях, лишение сво­боды — в годах и т. д.).

Второй признак. Ответственность наступает только за совершенное финансовое правонарушение. Именно нарушение финансового законодательства является единственным основанием для финансово-правовой ответственности. По своей природе юридическая от­ветственность является негативной реакцией общества и госу­дарства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от нарушений. Государственное принуждение может применяться к субъектам и вне связи с правонарушением, но это не будут меры ответственности.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда пред­полагает определенные лишения, неприятности для правонару­шителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный ха­рактер лишений предполагает, что правонарушитель испыты­вает неприятности лично ( лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо, лишение свободы). Организационный харак­тер лишений проявляется в том, что человек чувствует диском­форт в связи с изменением своего статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Ли­шения имущественного порядка связаны с лишением опреде­ленных имущественных, материальных средств (штраф, возмещение имущественного вреда, взыскание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуще­ствляется государством (его органами) в рамках правопримени­тельного процесса и включает все его особенности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю — не результат субъективистского реше­ния правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе дис­позиции правовой нормы. Однако юридическая ответствен­ность — всегда реализация санкций.

Дата добавления: 2017-02-11; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности — Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, содержит все её признаки, т. е. наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме.

Особенности финансово-правовой ответственности:

1. Она наступает за финансовые правонарушения – это виновное совершенное деяние нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность, которое также характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.

2. Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах, которые содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Финансово-правовая санкция – это мера государственного принуждения, которая возлагает на правонарушителя обременение в виде пеней, штрафов, приостановления операций по счетам и др. Выделяют бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции.

3. Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В БК РФ применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается НК РФ разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.

Целью финансово-правовой ответственности является обеспечение гарантированности реализации финансово-правовых норм. К принципам финансово-правовой ответственности относят:

Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности — Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Остальные виды правонарушений будут освящены в других вопросах.

Содержание финансово-правовой ответственности

Статья анализирует институт финансово-правовой ответственности через исследование юридической ответственности, ответственности за нарушения налогового законодательства и ответственности за нарушения бюджетного законодательства, а также в ней исследуется необходимость развивать институт финансовой ответственности через расширение его содержания и установление конкретных видов бюджетных и валютных правонарушений и ответственности за их совершение.

В последние годы институт финансово-правовой ответственности активно изучался и развивался. О финансово-правовой ответственности и ее разновидностях — налоговой и бюджетной ответственности писали и пишут многие исследователи <1>. Однако в научной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению понятия финансово-правовой ответственности, содержанию данного понятия, уяснению места в системе юридической ответственности, определению соотношения финансово-правовой ответственности с бюджетной и налоговой ответственностью.

<1> См., напр.: Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003; Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: становление и развитие: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2003; Крохина Ю.А. Финансово-правовая ответственность // Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2007.

Поскольку финансово-правовая ответственность — частный случай юридической ответственности, то рассмотрим сначала понятие ответственности в целом. Вообще юридическая ответственность — это одна из мер государственного принуждения, наряду с которой к мерам государственного принуждения относятся меры пресечения, предупредительные меры и правовосстановительные меры. Наказание, являясь мерой юридической ответственности, возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности. Санкция — это часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения <2>, а также нормативное определение мер государственного принуждения <3>, а не только юридической ответственности.

<2> Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996. С. 43.
<3> Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. С. 312.

В теории права под юридической ответственностью понимается реакция государства на совершенное правонарушение. Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением, характеризуется определенными лишениями, которые виновный должен претерпеть. Причем, как верно отмечает В.И. Гойман <4>, лишения — это не обязанность, которую субъект должен был ранее исполнить; исполнение обязанности — это не ответственность; ответственность — дополнительные (помимо выполненной обязанности) неблагоприятные последствия. Например, уплата недоимки по налогам и сборам является исполнением налоговой обязанности; а уплата пеней за нарушение срока исполнения налоговой обязанности — это разновидность правовосстановительных мер в государственном принуждении и также не является дополнительным лишением, т.е. наказанием (п. 1 ст. 72, ст.

Лекция 1. Финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности

75 Налогового кодекса Российской Федерации <5>; далее — НК РФ). Юридическая ответственность всегда наступает только за совершенное правонарушение, правонарушение — основание юридической ответственности.

<4> Гойман В.И. Правонарушение и юридическая ответственность // Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996. С. 240 — 243.
<5> Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 (от 31.07.1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

В законодательстве РФ не используются понятия "финансовое правонарушение" и "финансово-правовая ответственность", но в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, которое является частью финансового законодательства РФ, содержатся нормы права, устанавливающие налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (разд. VI НК РФ) и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (ч. 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации <6>; далее — БК РФ). Что касается других правовых институтов, составляющих отрасль финансового права, — валютного регулирования и валютного контроля <7>, правовых основ финансов государственных и муниципальных предприятий, финансово-правового регулирования банковской деятельности, правового регулирования обязательного государственного страхования и правовых основ денежного обращения и расчетов, то в соответствующем законодательстве не содержится норм, устанавливающих ответственность за совершение правонарушений в названных сферах <8>. Поэтому остановимся на анализе положений НК РФ и БК РФ.

<6> Бюджетный кодекс РФ (от 31.07.1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<7> В ранее действовавшем Законе РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" содержалась специальная ст. 14, в которой предусматривалась ответственность за конкретные нарушения положений указанного Закона. Поэтому до 2004 г. (года начала действия нового Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле") было правомерным выделять в качестве самостоятельного вида валютные правонарушения. В настоящее время за нарушения валютного законодательства РФ специальная ответственность в самом валютном законодательстве не предусматривается; за нарушения в валютной сфере установлена уголовная и административная ответственность. См. подробнее: Тютина Ю.В. Ответственность за нарушения валютного законодательства РФ // Ю.А. Крохина, Ю.Л. Смирникова, Ю.В. Тютина. Валютное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007.
<8> В литературе имеется и другая позиция, содержащая расширительный подход к финансовой ответственности. Так, О.М. Гейхман полагает, что "понятие "финансовая ответственность" включает в себя такие ее разновидности, как налоговая, бюджетная, банковская и валютная". См. подробнее: Гейхман О.М. Бюджетно-правовая ответственность: Монография. М.: РПА МЮ РФ, 2005.

В ст. 106 НК РФ содержится понятие налогового правонарушения: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Таким образом, закрепляя понятие налогового правонарушения, законодатель закрепляет основание соответствующей ответственности <9>, т.е. налоговой, которая, в свою очередь, является разновидностью финансовой. Сами налоговые правонарушения и ответственность за их совершение устанавливаются в гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ и в гл. 18 "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение" НК РФ.

<9> Правонарушение является основанием юридической ответственности.

В то же время законодатель избегает употреблять термин "налоговая ответственность", используя более "нейтральный" — "ответственность за налоговые правонарушения", который, по сути, ничем не отличается от термина "налоговая ответственность" <10>. Стремление законодателя избегать использования термина налоговой ответственности понятно и объяснимо, поскольку в доктрине, в юридической науке отношение к налоговой ответственности является неоднозначным, спорным. Большинство ученых-правоведов (за исключением ученых в области финансового и налогового права) не поддерживают идею о выделении налоговой (финансовой) ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности. В то же время, как показывает практика высших судов, использование термина налоговой ответственности вполне отвечает реалиям современной действительности. К тому же, как мы указывали выше, в налоговом законодательстве четко сформулировано и определено основание налоговой ответственности — налоговое правонарушение.

<10> В прежней редакции Налогового кодекса РФ, действовавшей до 01.01.2007, понятие налоговой ответственности употреблялось неоднократно — в п. 2 ст. 100 и п. 2 ст. 107. Термин "налоговая ответственность" неоднократно употребляется в решениях Конституционного Суда РФ. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3200; Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 30. Ст. 3214; и др.

Поэтому считаем возможным выделять в системе юридической ответственности, наряду с уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной и материальной ответственностью такой вид юридической ответственности, как налоговая (финансовая), поскольку формальные основания ее существования установлены в налоговом законодательстве РФ <11>. Этот вывод подтверждается и материалами судебной практики.

<11> См. подробнее: Тютина Ю.В. К вопросу о месте налоговой ответственности в системе юридической ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 2.

По-иному обстоит дело с ответственностью за нарушения бюджетного законодательства РФ. В 2000 г. вступил в силу БК РФ, ч. 4 которого посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Кроме того, с 1 июля 2002 г. был введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях <12> (далее — КоАП), в гл. 15 которого предусмотрено несколько административных правонарушений в области финансов (бюджета), а также ответственность за их совершение. В Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ) содержатся два состава преступлений в бюджетной сфере: ст. 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств" и ст. 285.2 "Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов" <13>. Таким образом, к настоящему времени мы имеем ряд в определенной мере систематизированных правовых норм, устанавливающих правонарушения в бюджетной сфере и ответственность за их совершение.

<12> Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30.12.2001) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
<13> Статьи 285.1 и 285.2 введены в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.

В ст. 281 БК РФ нарушение бюджетного законодательства определяется как неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в БК РФ законодатель использует термин "нарушение бюджетного законодательства", но не "бюджетное правонарушение". Анализируя статьи БК РФ, где устанавливаются нарушения бюджетного законодательства и ответственность за их совершение (ст. ст. 289 — 306), можно заметить, что санкции всех этих статей содержат отсылку к КоАП РФ, а при наличии состава преступления — к УК РФ. Следуя логике законодателя, можно сделать вывод о том, что он (законодатель) умышленно не выделяет понятие "бюджетное правонарушение" и его признаки (по аналогии, например, с НК РФ), сводя нарушения бюджетного законодательства в зависимости от степени общественной опасности к административным проступкам или уголовным преступлениям.

Согласно ст. 282 Бюджетного кодекса РФ мерами, применяемыми к нарушителям бюджетного законодательства РФ, являются:

  1. предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  2. блокировка расходов;
  3. изъятие бюджетных средств;
  4. приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  5. наложение штрафа;
  6. начисление пени и иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

К иным мерам можно отнести сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ), выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК РФ), аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ). Нетрудно заметить, что названные меры носят различный характер, поэтому их следует систематизировать.

Можно предложить следующий вариант классификации мер принуждения, применяемых за нарушение бюджетного законодательства РФ.

К пресекательным мерам государственного принуждения относятся:

  1. блокировка расходов (ст. 231 БК РФ);
  2. приостановление операций по счетам в кредитных организациях <14>;
  3. сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ);
  4. аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ).

<14> Данная мера только названа в ст. 282 БК РФ, но в санкциях ст. ст. 289 — 306 данного Кодекса она не предусмотрена, равно как и не предусмотрен Кодексом механизм ее применения.

Перечисленные меры являются пресекательными, так как направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

Правовосстановительными мерами являются:

  1. изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. ст. 289 — 291, 296 — 299, 302 — 303 БК РФ);
  2. пеня (ст. ст. 290, 291, 304, 305 БК РФ);
  3. выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК РФ).

Перечисленные меры можно отнести к правовосстановительным, так как они направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере. При применении этих мер также дополнительные обременения в отношении нарушителей не наступают.

Предупреждение — предупредительная мера государственного принуждения, предусмотрена санкциями ст. ст. 292, 294 — 297, 299 — 302, 306 БК РФ.

Названные пресекательные, правовосстановительные и предупредительные меры, предусмотренные БК РФ, являются мерами государственного принуждения, более широкого по сравнению с ответственностью понятия.

Определим сущность штрафа, являющегося в соответствии со ст. 292 БК РФ одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ. Если соотнести ст. 282 "Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства" и ст. ст. 289 — 306 БК РФ, устанавливающие ответственность за нарушения в бюджетной сфере, со ст. 3.2 "Виды административных наказаний" КоАП РФ, то получается, что в ст. 282 БК РФ речь идет именно об административном штрафе. Заметим, что во всех статьях БК РФ, где наказание определено в виде штрафа, содержится отсылка к КоАП РФ.

Таким образом, БК РФ не устанавливает особую ответственность за нарушения бюджетного законодательства, а содержит указание на применение правовосстановительных, пресекательных и предупредительных мер государственного принуждения, а также отсылает к УК РФ и КоАП РФ, которыми устанавливаются конкретные правонарушения в бюджетной сфере и наказание за их совершение.

Следовательно, из действующего финансового законодательства РФ только в НК РФ установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, поэтому на сегодняшний день финансово-правовая ответственность сводится к налоговой ответственности. Учитывая важность финансовой сферы, ее огромное значение для государства, необходимость защиты финансовых интересов государства, считаем целесообразным развивать институт финансово-правовой ответственности, расширять ее содержание. Это возможно путем внесения, прежде всего, в бюджетное и валютное законодательство конкретных видов бюджетных и валютных правонарушений и ответственности за их совершение.

Ю.В.Тютина

К. ю. н.,

доцент

кафедры финансового права

Российской правовой академии

Минюста России

admin