Финансовая система РФ кратко

Министерство науки и образования РФ

Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

Факультет социологии, экономики и управления

Кафедра Национальная экономика

Реферат

на тему:

Финансовая система РФ

Выполнила:

Студентка 3 курса группы Э32

Бойко С.Ю.

Проверил:

Ананьев А.А.

Рязань, 2008

1. Понятие финансовой системы.

Финансовая система РФ (стр. 1 из 3)

2.Структура финансовой системы РФ. 4

3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы.. 8

4. Государственная финансовая политика. 11

1. Понятие финансовой системы .

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

2.Структура финансовой системы РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

  • государственные бюджеты;
  • государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

  • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
  • финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
  • фонды страхования: государственного, частного;
  • финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач.

Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

  • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
  • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

  • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Счетную палату Российской Федерации;
  • Федеральную таможенную службу;
  • Федеральную службу по финансам и рынкам;
  • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

  • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
  • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
  • главные управления Банка России субъектов Федерации;
  • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
  • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
  • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
  • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

Характеристика финансовой системы РФ

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Централизация финансов предполагает регулирование финансовых отношений и распоряжение финансовыми ресурсами непосредственно органами государственной власти. Децентрализованные финансы предполагают управление и распоряжение фондами денежных средств, которые формируются в процессе осуществления деятельности конкретным хозяйствующим субъектом (при этом также проявляется государственное воздействие, которое проявляется в государственном регулировании финансовых отношений через нормы, нормативы, ставки налогов, обязательных взносов в бюджет и внебюджетные фонды; но хозяйствующие субъекты самостоятельно распоряжаются финансовыми ресурсами). Таким образом, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

– государственная бюджетная система;

– социальные фонды;

– государственный кредит;

– фонды страхования;

– финансы предприятий различных форм собственности.

Бюджетная система РФ основана на экономических, юридических нормах и представляет собой совокупность бюджетов разных уровней:

1 уровень – федеральный бюджет РФ;

2 уровень – бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, к которым относятся бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, т.е. бюджеты субъектов Федерации;

3 уровень – местные бюджеты (муниципальные).

Все эти бюджеты функционируют автономно, то есть местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Социальные фонды РФ имеют строго целевое назначение: расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. К социальным фондам относятся внебюджетные и бюджетные фонды: Государственный Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования в РФ, Фонд обязательного медицинского страхования; Фонд занятости населения РФ.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими или физическими лицами, при котором государство выступает в качестве заемщика средств, кредитора и гаранта. Все виды заимствований являются срочными, и предоставляют на условиях платности (уплата процентов за пользование).

Фонды страхования. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку возрастает степень страхового риска

Успешно работают такие страховые общества, как АСКО, Росгосстрах, «Росно» и другие.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды.

Финансовые ресурсы предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта, и отражают процесс образования, распределения и использования его доходов.

Для осуществления предприятием хозяйственной деятельности, необходимо наличие соответствующего финансового обеспечения. Одним из основных источников финансовых ресурсов предприятия является первоначальный капитал, который формируется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Размеры уставного капитала зависят от организационно-правовой формы создающегося предприятия. Первоначальный капитал участвует в процессе производства продукции. Создавая товар, предприятие расходует сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.

Финансовая система России

Их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляет издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости.

В процессе реализации готовой продукции предприятие поучает выручку, которая является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и источником формирования денежных фондов предприятия.

Смысл инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли. Часть прибыли предприятия в виде налогов поступает в бюджет, а часть остается в распоряжении предприятия и является главным источником финансирования его потребностей, которые можно определить как накопление и потребление. На каждом предприятии создаются фонд накопления (средства для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, средства для освоения производства новых видов продукции), фонд потребления (средства для оказания материальной помощи работникам предприятия, на выплату дивидендов, на уплату штрафов, пеней) и резервный фонд (средства для покрытия убытков, погашения облигаций, выкупа акций).

Представим следующие стадии формирования финансовых ресурсов предприятия:

1 этап – формирование первоначального капитала (акционерного, паевого капитала;

2 этап – формирование выручки от реализации готовой продукции;

3 этап – признание положительного финансового результата по итогам деятельности за определенный период;

4 этап – привлечение заемных средств как источника формирования финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовые ресурсы обеспечивают жизнеспособность и жизнедеятельность не только конкретного хозяйствующего субъекта, но и государства (государственный бюджет и внебюджетные фонды), а эффективное управление ими отражается на возможности достижения и реализации экономических, политических и организационных задача государства.

Вопросы для самоконтроля

1.Есть ли существенное отличие между понятиями «деньги» и «финансы»? Если да, то в чем оно проявляется?

2.В чем заключается распределительная функция финансов? Какие доходы являются первичными, а какие вторичными?

3.Какова специфика контрольной и регулирующей функции финансов?

4.Что характеризует понятие «финансовая система»?

5.Какие финансы относятся к централизованным, а какие – к децентрализованным?

6.Назовите основные звенья финансовой системы РФ, дайте им краткую характеристику.

Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 667;

Финансовая система РФ: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)

Финансовая система — совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система РФ включает в себя:

1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и

социальных отношений на макроуровне);

4) фонды страхования (имущественного и личного);

5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

  Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ.

2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ, в рамках, отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, — это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит, а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ееГосударственный таможенный комитет.

admin