Финансовая деятельность государства

Содержание

Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Понятие финансов

Отличие государственных и частных финансов:

1. частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.

2. в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.

3. государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Такие категории как финансы и деньги не равнозначны. Понятие денег не раскрывает существенных признаков финансов их публичный характер и общественное назначение. Денежные ресурсы используются не только в распределительных отношениях как финансы, но и выполняют функции меры стоимости, средства платежа.

Финансы рассматриваются в 2 аспектах:

1. как экономическая категорияэто экономические отношения, возникающие по поводу образования распределения и использования денежных фондов государства и муниципального образования.

2. в материальном аспекте – это денежные ресурсы, которые аккумулируются в государственных и муниципальных фондах специального назначения.

Денежные фонды – это обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое назначение и определенную самостоятельность функционирования.(пенсионный фонд, медицинский фонд)

-2-

Функция и роль финансов

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных государствах и возможности их воздействия на экономические процессы в хозяйственной жизни. С другой стороны состояние экономики страны определяет состояние финансов.

Основными функциями финансов являются:

1. распределительная – основная – суть в том, что при помощи финансов распределяется и перераспределяется совокупный общественный продукт и национальный доход. Данная функция способствует организации сбалансированного и эффективного производства, благодаря чему финансы выступают действенным рычагом регулирования экономики. В процессе перераспределения национального дохода средства идут на социальные культурные цели экологию оборону и т.д.

2. контрольная функция – проявляется в том, что государство, используя информацию о финансовом состоянии экономических субъектов, осуществляет контроль за их хозяйственной деятельностью, воздействует на нее.

3. стабилизационная функция

4. стимулирующая функция

-3-

Финансовая система РФ

Финансовая системаэто совокупность различных по своему месту и роли в общественной жизни, но взаимосвязанных между собой финансовых звеньев.

Под финансовой системой также понимают совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Более точно совокупность этих органов охватывает термин система финансовых органов.

Так же понимают под финансовой системой расположение в определенном порядке финансовых отраслей и институтов, взаимообусловленных и зависимых друг от друга.

Структура финансовой системы (посмотреть в учебнике):

1. бюджетная система – основополагающее место. В нее включается

a. федеральный бюджет

b. бюджет субъектов федераций

c. муниципальные бюджеты

бюджеты разных уровней – это централизованные денежные фонды, создаваемые для реализации общегосударственных задач и планов соответствующих территориальных образований в целом.

2. внебюджетные фонды – чтобы обеспечить реализацию наиболее приоритетных направлений деятельности государства в начале 90-х годов по аналогии с зарубежными государствами стали создаваться внебюджетные целевые фонды. Их средства формируются за счет средств обязательных платежей работодателей так же лиц самостоятельно обеспечивающих себя работой за счет добровольных выплат и расходуются строго в соответствии с целями для которых фонды были специально учреждены (пенсионный фонд, медицинского и социального страхования)

3. финансы предприятий, учреждений, организаций производственных отраслей – важнейшим звеном выступают финансы предприятий, которые имеют децентрализованный характер, т.е. создаваемые и используемые на каждом конкретном предприятии. Они являются исходным звеном финансовой системы, т.к. именно за счет них создается национальный доход, создаваемый и перетекающий в различные звенья.

4. финансы страхования – создаются и используются на возмещение материального ущерба причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаям, другими неблагоприятными последствиями. Кроме того страховые фонды служат таким целям как сбор и направление средств на проведение профилактических мероприятий по предотвращению наступления страховых случаев. А так же на временное пополнение финансовых фондов государства, когда практикуется государственное страхование. Методами мобилизации денежных средств в страховые фонды являются платежи физических и юридических лиц по обязательному, добровольному имущественному и личному страхованию

5. государственный (муниципальный) и банковский кредит – делится на 2 подзвена:

a. государственный и муниципальный кредит – традиционно понимался как отношения по временному использованию денежных сумм привлекаемых государством на началах возмездности, срочности, добровольности для выполнения государственных задач. Т.е. должником при этом всегда выступало государство.

b. банковский кредит – банки выступают кредиторами, чаще всего используя на эти цели добровольные вложения физических и юридических лиц.

-4-

Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Выполняя возложенные на него функции, государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы на деятельность территориальных образований и отдельных хозяйствующих субъектов при помощи регулирования и управления денежных потоков, т.е.

1. Финансовая деятельность государства: понятие, методы

путем финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства – это выполнение им функции по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации возложенных на него задач. По средствам привлечения денежных ресурсов путем распределения их между звеньями финансовой системы создается материальная база необходимая для функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов судебной системы, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, осуществление социально-экономических. Культурных и других задач государства.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется как в виде прямой финансовой поддержки, путем безвозвратного и безвозмездного выделения средств на определенные программы и планы а так же опосредовано путем изменения ставок налогообложения. Применения налоговых льгот, выделение беспроцентных кредитов в целях стимулирования какой-либо деятельности признанной государством в качестве приоритетной.

Как планомерный управленческий процесс финансовая деятельность имеет организационно правовые особенности:

1.межотраслевой характер – т.к. в процессе финансовой деятельности государство и органов местного самоуправления контролируется их функционирование во всех других сферах. Это обусловлено тем, что использование любых ресурсов, т.к. сырье, материалы и другие ресурсы связано с необходимостью финансовых затрат.

2. финансовая деятельность осуществляется в виде функционирования представительных и исполнительных органов власти

3. различные области финансовой деятельности относятся к ведению федеральных органов, субъектов федерации, местных органов

Методы финансовой деятельности:

1. методы образования финн ресурсов

a. метод обязательных платежей — налоги сборы пошлины – основной, т.к. путем его использования привлекается подавляющая часть ресурсов

b. метод добровольных платежей – реализуется при привлечении средств путем проведения государством лотерей, выпуска займов, привлечения вкладов в банки с государственным участием, прием пожертвований

2. метод распределения финансовых ресурсов

a. Финансирование – безвозвратное и безвозмездное выделение ресурсов (государственное управление, оборона)

b. Кредитование – возвратное и возмездное выделение средств (частный сектор)

Свойственна срочность.

3. методы использования финансовых ресурсов

a. метод безналичных расчетов

b. метод наличных расчетов

Финансы и кредит / Финансовое право / 1.3      Финансовая деятельность государства имуниципальных образований

Функционально финансы реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государстваэто осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образованийпредставляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления (рис. 1.3). Она осуществляется через органы местного самоуправления и направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления носит публичный характер. Главной, определяющей целью этой деятельности согласно Конституции РФ является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является составной частью механизма социального управления. Аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Эффективность финансовой деятельности государства является основным фактором справедливой социальной политики. Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы может осуществляться в форме прямой финансовой поддержки – выделения средств на определенные планы, программы и т.п.

3. Методы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Косвенное воздействие может также осуществляться путём предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. Косвенное воздействие применяется для стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. Возможно применение мер не только поощрительного, но и ограничительного характера.

Финансовая деятельность оказывает свое влияние и на федеративные отношения. Распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, имеет большое значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах. Основное их содержание определяется КонституциейРФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.

Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание федеральных интересов с интересами субъектов Федерации, должна обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для России в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

Единство финансовой политики и денежной системыпредполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств, а также требует единой денежной системы.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельностиопределяется Конституцией РФ.

На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Разделение законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в финансовой деятельности.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается Конституцией РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами.

Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, используются методы обязательных и добровольных платежей (рис 1.4).

Основным методом привлечения денежных средствявляется налоговый метод, который совместно с методом взимания сборов и пошлинприносит подавляющее количество средств в государственные и местные бюджеты. Наряду с налоговым методом применяется метод сбора неналоговых платежей – штрафов, средств от использования имущества и т.п. Использование метода проведения страхования позволяет создать негосударственные фонды денежных средств, которые выполняют функции возмещения материального ущерба в результате наступления страхового случая. Это позволяет решать социально-экономические проблемы без участия государства. Добровольное привлечение средств заключается в использовании лотерей, займов и пожертвований для дополнительного пополнения государственных и муниципальных денежных фондов. Кроме перечисленных может использоваться метод денежной эмиссии, который обязательно должен применяться для регулирования экономических процессов.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода:

  • финансирование – безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств – характерно в основном для бюджетных учреждений;
  • кредитование – выделение средств на началах возмездности и возвратности – применяется при отношениях с негосударственными организациями или бюджетами других уровней.

Как уже указывалось ранее, для осуществления финансовой деятельности используются расчетные операции, осуществляемые методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами. Безналичные расчеты характерны для предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления. Наличные расчеты применяются для платежей населения. Применение безналичных расчетов является более предпочтительным, поскольку они дешевле для государства и легче поддаются контролированию. В последнее время предприятия и организации в своих расчетах с населением стали переходить на безналичные расчеты, осуществляемые посредством банковских карт. При внешнеэкономических операциях используются валютные операции, посредством которых реализуются различные формы международных расчетов.

Финансовая деятельность государства

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе — поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

  • правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
  • организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • добровольные;
  • обязательные;
  • смешанные;

2) методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
  • обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
  • добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
  • взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
  • страхования (образование страховых фондов);
  • эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

  • финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
  • кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Введение…………………………………………………………………………………………………….2

Основы финансовой деятельности государства……………………………………………3

Принципы финансовой деятельности государства……………………………………….3

Заключение…………………………………………………………………………………………………7

Список использованной литературы……………………………………………………………8

Введение.

Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий, свойственных современным государствам с различным общественно-политическим строем.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Финансовая деятельность государства предназначена для материального обеспечения государственных мероприятий. Задачи финансовой деятельности выражаются в целях социально-экономического развития государства, поддержания обороноспособности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Основы финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства — это деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Основы финансовой деятельности государства закреплены в соответствующих статьях Конституции РФ (п. "ж", "з" ст.71; п. "и" ст. 72; п. 3 ст. 104; п. 3, ст. 106 и др.).

Принципы финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, её общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права.

Среди основных принципов можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76). Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другим отрицательным последствиям. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2,15,57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Государство изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым несомненно является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год.

Таким образом, принцип плановости является неотъемлемым условием всей финансовой деятельности государства.

Заключение.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

В основе финансового права лежат нормы Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (ст. 71, п. «ж», «з»; ст. 72, п. «и»; ст. 72, 106 и др.).

Конституционные основы служат базой для развития финансового законодательства. В то же время именно нормы финансового права регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.

Финансовая деятельность государства основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

Среди основных принципов можно выделить следующие: принцип приоритета публичных интересов, принцип федерализма, принцип законности принцип гласности, принцип плановости, принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления.

Список использованной литературы:

  1. Конституция РФ.

  2. Финансовое право Росси. Уч. Под ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2007 г.

  3. Финансовое право. Уч. Пособие под. Ред. Н.Н.

    Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    Косаренко, А.Л. Кочергина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г.

  4. Химичева Н.И. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. — М.: Юристъ, 2009 г.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.

Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

Похожие страницы:

  1. Финансоваядеятельностьгосударства и органов местного управления и самоуправления

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИГОСУДАРСТВА В связи с необходимостью обеспечивать себя финансовой базой государство осуществляет финансовуюдеятельность. В ходе этой деятельности производится …

  2. Финансоваядеятельностьгосударства (5)

    Реферат >> Государство и право

    … (знаков). Аспекты финансовойдеятельности:- Экономический — финансоваяоснова базируется на экономических … власти, установленных в государстве. Финансоваядеятельность обладает своими собственными принципами: 1. Принципыфинансовой, налоговой, политики, …

  3. Финансоваядеятельностьгосударства и муниципальных образований (2)

    Реферат >> Финансы

    … и ревизий финансовойдеятельности и т.д. Принцип плановости означает, что вся финансоваядеятельностьгосударства базируется на основе целой системы финансово-плановых …

  4. Финансоваядеятельностьгосударства (4)

    Реферат >> Государство и право

    … ). Принцип плановости в осуществлении финансовойдеятельности означает, что вся финансоваядеятельностьгосударства базируется на основе целой системы финансово-плановых …

  5. Финансоваядеятельностьгосударства (3)

    Курсовая работа >> Финансы

    … документам. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Финансоваядеятельностьгосударства — особый вид деятельности по осуществлению … 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в … г. № 126-ФЗ «О финансовыхосновах местного самоуправления в Российской Федерации» …

Хочу больше похожих работ…

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Путь: Главная → Лекции (продолжение) → Финансовое право →

Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом — финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся надве группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующиевиды:

а)налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б)метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическимилицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство используетметод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г)метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;

е)эмиссия денег — дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см.

Тема 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

схему 4).

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а)финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б)кредитование — это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г)осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называтьфинансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образуетфинансовую систему (см. схему 7):

1.Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит.-

2.Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3.Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сферестраховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5.Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства

Схема 3. Методы финансовой деятельности

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств

Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Схема 6. Понятие финансов

Схема 7. Финансовая система государства

Навигация

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА »

Не останавливайтесь, читайте дальше:

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность государства

Финансовая деятельность государства — особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управленияфинансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права.

Методы финансовой деятельности государства — это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы:

  1. методы собирания денежных средств;
  2. методы распределения и использования.

К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод — с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие важнейшие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

Финансовая деятельность государства осуществляется через органы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделенными полномочиями. Практически все органы государства и органы местного самоуправления занимаются финансовой деятельностью. Под формой финансовой деятельности государства понимают структуру, порядок образования и организации высших органов власти, установленных в государстве.

admin