Филиал некоммерческой организации

Содержание

Лекция №1. Некоммерческие организации. Общие положения.

План:

1. Понятие, формы и виды некоммерческих организаций

2. Правовое положение некоммерческой организации

3. Филиалы и представительства некоммерческих организаций

4. Создание некоммерческой организации

5. Реорганизация некоммерческих организаций

6.Ликвидация некоммерческих организаций

  1. Понятие, формы и виды некоммерческих организаций

В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 года законодательно закреплялась следующая классификация юри­дических лиц (ст. 24 ГК РСФСР):

— государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и са­мостоятельный баланс;

— учреждения и иные государственные организации, состоя­щие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правом распоряжения кредитами;

— государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие и самостоятельную смету, и самостоя­тельный баланс (к таким организациям, в частности, относи­лись научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, действовавшие в соответствии с Общим положением о научно-исследователь­ских, конструкторских, проектно-конструкторских и техноло­гических организациях, утвержденного Государственным коми­тетом по науке и технике СССР в 1970 году);

— колхозы, межколхозные и другие кооперативные и обще­ственные организации и их объединения, а также в случаях, предусмотренных законодательством, предприятия и учрежде­ния этих организаций и их объединений, имеющие обособлен­ное имущество и самостоятельный баланс;

государственно-колхозные и иные государственно-коопе­ративные организации (например, межхозяйственное предпри­ятие (организация), действовавшее на основании Общего поло­жения о межхозяйственном предприятии (организации) в сель­ском хозяйстве, утвержденном постановлением Совета Мини­стров СССР от 14.04.77 г. № 291).

В связи с развитием рыночных отношений, предоставлением возможности организациям, финансируемым за счет средств из бюджета, самостоятельно зарабатывать деньги, положенный в основу разграничения видов юридических лиц критерий, поте­рял свое юридическое и практическое значение.

Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вступила в силу 08.12.94 г. ГК РФ вслед за Основами гражданского законодательства сохранил деление юридических лиц в зависимости от цели осуществляемой юридическим лицом дея­тельности, на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК. РФ).

В соответствии с вышеуказанной статьей ГК РФ под ком­мерческими организациями понимаются организации, пресле­дующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятель­ности, под некоммерческими — организации, не имеющие из­влечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Также как и ГК РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее Закон) в статье 2 определяет некоммерче­скую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распреде­ляющую полученную прибыль между участниками.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граж­дан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения ду­ховных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Как видно, Закон дает неисчерпывающий перечень целей дея­тельности некоммерческих организаций, предлагая учредителям некоммерческих организаций самим определить данную цель путем указания ее в учредительных документах.

ГК РФ определил, что некоммерческие организации могут создаваться в форме:

-потребительского кооператива;

-общественных организаций (объединений);

-религиозных организаций (объединений);

-финансируемых собственником учреждений;

-благотворительных и. иных фондов;

Однако данный перечень нe является исчерпывающим. Иные же формы некоммерческих организаций могут быть предусмот­рены только федеральными законами.

В зависимости от различных критериев, положенных в осно­ву классификации, некоммерческие организации могут подраз­деляться на следующие виды:

По характеру прав участников в отношении юридического лица некоммерческие организации подразделяются на:

а) организации, в отношении которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право;

б) организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. К таким организациям относятся потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, товарищества собственников жилья.

в) организации, в отношении которых их учредители (участники, члены) не имеют имущественных прав. К таким организациям относятся автономные некоммерческие организации, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц, торгово-промышленные палаты, коллегии адвокатов.

По объему вещных прав можно различать:

а) организации, обладающие правом оперативного управления на имущество: финансируемые собственником учреждения;

б) организации, обладающие правом собственности на имущество: все другие некоммерческие организации.

жилья, коллегии адвокатов, торгово-промышлен­ные палаты;

По составу учредительных документов различаются:

а) некоммерческие организации, действующие на основании учредительного договора и устава. К таким организациям отно­сятся объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

6) организации, действующие только на основании устава — все другие некоммерческие организации.

  1. Правовое положение некоммерческих организаций определяется:

Гражданским кодексом Российской Федерации, который определяет основные положения создания, деятельности, реорганизации и ликвидации юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях», который, согласно ст. 1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирова­нии и использования имущества некоммерческих организаций.

Кроме того, следует учитывать, что Федеральный закон «О некоммерческих организациях» занимает как бы промежу­точное положение между Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными законами, регулирующими отдель­ные виды некоммерческих организаций. Этим определяются его особенности, связанные с тем, что:

во-первых, нормы, содержащиеся в данном Законе, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ);

во-вторых, данный Закон является общим по сравнению со специальными законами, регулирующими правовой статус не­коммерческих организаций отдельных видов, а, следовательно, он применяется только в части, не противоречащей специаль­ному закону и только субсидиарно (дополнительно) к специ­альному закону.

В настоящее время, впредь до издания специальных законов, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» является основным законом, определяющим правовое положение таких некоммерческих организаций как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, фонды, объедине­ния юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Федеральным законом «О сельскохозяйственной коопера­ции», определяющим правовое положение сельскохозяйствен­ных потребительских кооперативов.

В зависимости от вида деятельности, в соответствии с этим законом (ст. 4), сельскохозяйственные потребительские коопе­ративы могут быть следующих видов:

перерабатывающие;

сбытовые (торговые);

обслуживающие;

снабженческие;

садоводческие;

огороднические;

животноводческие.

Федеральным законом «Об общественных объединениях», который, в соответствии со ст. 2, распространяет свое действие на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также ком­мерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов и ассоциаций.

Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», регулирующим обществен­ные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональ­ных союзов, их объединений (ассоциаций)’, первичных профсо­юзных организаций (ст. 1 Закона).

Сфера действия данного закона определена ст. 4, согласно которой его действие распространяется на все профессиональ­ные организации, находящиеся на территории Российской Фе­дерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международ­ными договорами Российской Федерации.

Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В соответствии с данным законом торгово-промышленная палата определяется как негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей, имеющая целью содействие развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в ми­ровую хозяйственную систему, формирование современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры.

Федеральным законом «О товариществах собственников жи­лья»‘, в соответствии с которым определяется правовой статус, по­рядок создания, ликвидации и реорганизации товариществ собст­венников жилья — некоммерческих организаций, формы объеди­нения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиу­ме, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Кроме того, правовое положение некоммерческих органи­заций регулируется целым рядом законодательных актов, опре­деляющих особенности некоммерческих организаций в зависи­мости от вида осуществляемой деятельности. К таким законам, например, относятся:

-Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»;

-Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

-Федеральный закон «О высшем и послевузовском профес­сиональном образовании»;

-Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

-Федеральный закон «О библиотечном деле»;

-Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Фе­дерации и музеях в Российской Федерации»;

Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Вместе с тем, данный перечень не является исчерпывающим.

Правовое положение некоммерческой организации

Некоммерческая организация является юридическим лицом, а, следовательно, обладает всеми признаками юридического ли­ца, такими как:

— Имущественная обособленность.

Некоммерческая организация имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество. Внеш­нее проявление имущественная обособленность находит в на­личии самостоятельного баланса или сметы.

-Организационное единство.

Из данного признака следует, что организация обладает со­ответствующей организационной структурой’.

«Организационное единство проявляется в определенной ие­рархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, в четкой регла­ментации отношений между его участниками. Благодаря этому, становится возможным превратить желание множества участ­ников в единую волю юридического лица в целом, а также не­противоречиво выразить эту волю вовне».

Организационное единство закрепляется в учредительных до­кументах некоммерческой организации.

Ответственность некоммерческой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О неком­мерческих организациях» некоммерческая организация (за ис­ключением учреждений) отвечает по своим обязательствам всем своим обособленным имуществом. Некоммерческие организа­ции не отвечают по обязательствам своих учредителей (участни­ков, членов), а учредители (участники, члены) не отвечают по обязательствам некоммерческой организации, если иное не пре­дусмотрено федеральным законом.

Практически принцип субсидиарной ответственности озна­чает, что до предъявления требований к лицу, которое в соот­ветствии с законом несет ответственность дополнительно к от­ветственности некоммерческой организации, кредитор должен предъявить требование к основному должнику (в данном случае к некоммерческой организации). Если же некоммерческая ор­ганизация отказалась удовлетворить данное требование креди­тора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъ­явлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ).

Вместе с тем, следует учитывать, что дополнительная ответ­ственность собственника учреждения является полной, в то время как ответственность членов потребительского кооператива огра­ничена суммой невнесенного дополнительного взноса.

Самостоятельное выступление в гражданском обороте от собственногоимени, то есть некоммерческая организация от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступа­ет истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

С возможностью действия некоммерческой организации от собственного имени тесно связан вопрос о наименовании некоммерческой организации.

Ст. 54 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона «О некоммерче­ских организациях» предъявляют обязательные требования к на­именованию некоммерческой организации. Так, в наименова­нии некоммерческой организации должно содержаться указа­ние на:

Организационно-правовую форму.

Характер деятельности.

Между тем, законодательное определение понятия «характер деятельности»- отсутствует. Представляется, что в данном случае имеется в виду указание на цель деятельности некоммерческой организации.

Подтверждение данный вывод находит в ст. 116 ГК РФ, пре­дусматривающей указание в наименовании потребительского кооператива как раз основной цели деятельности.

Правоспособность некоммерческой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие, целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести, свя­занные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность некоммерческой организации, как и лю­бого юридического лица, возникает в момент ее создания, сов­падающим с моментом ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения ее ликви­дации (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Как уже было отмечено ранее, некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, то есть вправе совер­шать лишь те действия, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в учредительных документах (СТ. ст. 49, 52 ГК РФ).

Некоммерческая организация может создавать филиалы и от­крывать представительства на территории Российской Федера­ции. Филиалом является обособленное подразделение, распо­ложенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все или часть ее функций, в том числе функ­ции представительства.

Представительство определяется как обособленное подраз­деление, которое расположено вне места нахождения неком­мерческой организации, представляющее интересы некоммер­ческой организации и осуществляющее их защиту.

Филиал и представительство:

-Не являются юридическими лицами.

-Наделяются имуществом организации, их создавшей. Дан­ное имущество учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

-Действуют на основании положения, утвержденного не­коммерческой организацией, их создавшей.

-Должны быть указаны в учредительных документах не­коммерческой организации, их создавшей (данное требование отсутствует в ст. 5 Федерального закона «О некоммерческих ор­ганизациях», однако следует из п. 3 ст. 55 ГК РФ).

-Ответственность за деятельность филиала и представитель­ства несет создавшая их некоммерческая организация.

-Их руководители назначаются некоммерческой организаци­ей и действуют на основании доверенности, выданной некоммер­ческой организацией.

Следует также учитывать, что ГК РФ и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривают регист­рацию филиалов и представительств юридических лиц.

Что же касается представительств иностранных некоммерческих организаций, то порядок их регистрации на территории Россий­ской Федерации не определен, а применяемое в отношении от­крытия представительств коммерческих иностранных организация Положение о порядке открытия и деятельности в СССР предста­вительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержден­ное постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89 г., не может быть распространено на некоммерческие организации.

Таким образом, по нашему мнению, представительства иностранных некоммерческих организаций действуют на тер­ритории Российской Федерации без специальной регистрации. В данном случае может применяться лишь учетная регистра­ция, возможность которой предусмотрена Инструктивным пись­мом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.03.96 г. № 08-09-38-96.

На действия филиалов и представительств иностранных не­коммерческих организаций распространяются нормы Федераль­ного закона «Об общественных объединениях» (ст. 2)1, кото­рый, однако, также не установил какого-либо порядка регист­рации филиалов и представительств.

Создание некоммерческой организации

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О некоммер­ческих организациях» некоммерческая организация может быть создана:

-в результате ее учреждения;

-в результате реорганизации существующей некоммерче­ской организации.

Способ создания некоммерческой организации в результате реорганизации только некоммерческой организации полностью соответствует общему принципу, заложенному в ГК РФ, согласно которому «преобразование юридического лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (об­щей или специальной). В противном случае было бы невозмож­но осуществление универсального правопреемства, ибо боль­шая часть прав и обязанностей повисает в воздухе, когда право­преемником является специальное правоспособное лицо.

Рассмотрим подробнее способы создания некоммерческих ор­ганизаций.

Создание некоммерческой организации в результате ее учреж­дения включает в себя два этапа:

— Собственно принятие решения об учреждении некоммерческой организации;

— Государственная регистрация некоммерческой организации.

Создание некоммерческой организации в результате ее учре­ждения осуществляется по решению учредителей (учредителя) (п. 2 ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» оп­ределяет, что учредителями некоммерческой организации мо­гут выступать граждане и (или) юридические лица (п.1 ст. 15 Закона). Конкретизацию же данное положение находит в спе­циальных законах.

Хозяйственная деятельность организаций не всегда сосредоточена в одном месте. При территориальном расширении сферы своей деятельности зачастую возникает необходимость в открытии дополнительных структурных единиц, что связано с определенными организационными и правовыми трудностями. В настоящей статье мы разберем особенности создания филиала (представительства) российской организации в другом городе (регионе). Если вас интересует открытие филиала (представительства) иностранной компании в России рекомендуем вам ознакомиться со статьей «Создание филиала или представительства иностранной компании в России”, так как порядок создания филиалов иностранных компаний кардинально отличается от порядка, изложенного в настоящей статье.

Юридические лица могут открывать три вида обособленных подразделений:

  • представительства
  • филиалы
  • обособленные подразделения без образования филиала и представительства

Прежде всего, юридическому лицу необходимо выбрать вид обособленного подразделения, которое оно намерено открыть, так как при открытии каждого вида обособленных подразделений существует свой порядок, которым необходимо руководствоваться.

  • Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе представительство интересов юридического лица и осуществление их защиты.
  • Представительство юридического лица — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое только представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. То есть представительство имеет значительно меньше полномочий, чем филиал.
  • Обособленное подразделение организации без образования филиала или представительства — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, зарегистрировано оно или нет, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, для того чтобы создать филиал или представительство необходимо его оформить в соответствии с законом и зарегистрировать в ЕГРЮЛ. Если же создаётся обособленное подразделение, то есть рабочие места вне места нахождения организации, то это третий вид обособленного подразделения, используется только для налогового учёта, не имеет полномочий филиала или представительства.

Пошаговая инструкция «Как открыть филиал или представительство? Регистрация филиала ООО или акционерного общества”

Прежде всего, необходимо отметить, что с 05.05.2014 года, в связи с изменением Гражданского кодекса включение сведений о филиале (представительстве) в устав не является обязательным, достаточно внесения в ЕГРЮЛ. Кроме того, в связи с изменением законодательства компания может исключить сведения о филиале из устава и оставить их только в ЕГРЮЛ (для более гибкого внесения изменений в будущем). Таким образом, компания может выбрать порядок регистрации филиала: вносить сведения о нем в устав или зарегистрировать его только в ЕГРЮЛ (Письмо ФНС от 6 марта 2015 г. N СА-4-14/3666@). В зависимости от выбора компании будет зависеть список необходимых документов и порядок действий. В настоящей инструкции мы собрали информацию по двум вариантам регистрации филиала (представительства) компании.

Шаг 1. Подготовьте необходимые документы для регистрации филиала (представительства) фирмы

Для регистрации филиала (представительства) предприятия необходимо подготовить следующие документы:

  • положение о филиале (представительстве). В этом документе целесообразно определить местонахождение филиала, имущество, закрепляемое за ним, полномочия руководителя филиала и иные сведения, касающиеся его правового статуса и порядка осуществления деятельности (например, будет ли филиал осуществлять выплаты физическим лицам).
  • если вы планируете внести филиал в устав, необходимо подготовить новую редакцию устава или оформить отдельным документом изменения

Шаг 2. Проведите общее собрание участников и примите решение общим собранием участников (или оформите решение единственного учредителя) о создании филиала (представительства)

Решение общего собрания участников должно быть оформлено протоколом. Если в обществе один участник, то оформляется решение единственного участника общества.

В повестку общего собрания участников по вопросу создания филиала (представительства) включаются вопросы о создании филиала, утверждении положения о нем, а если вносятся изменения в устав, то также утверждение новой редакции устава.

В любом случае (вносятся изменения в ЕГРЮЛ или устав) филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества.

Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ установлены требования к протоколу общего собрания участников:

  • для ПАО: протокол должен быть удостоверен лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии
  • для НАО: протокол должен быть нотариально удостоверен или удостоверен лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии
  • для ООО: протокол должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом ООО либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

То есть протокол общего собрания ООО не удостоверяется нотариально, если соблюдено одно из условий:

  • иной способ удостоверения выбран в уставе (для этого можно 1 раз внести изменения в устав подачей в ИФНС новой редакции устава и заявления по форме Р13001, можно их внести одновременно с внесением иных изменений в устав)
  • иной способ выбран в протоколе общего собрания, принятом единогласно (то есть можно в самом протоколе поставить одним из вопросов повестки дня «выбор способа удостоверения протокола”, но необходимо, чтобы решение было принято единогласно)

Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи. Аналогично проходит удостоверение подписей держателем реестра.

Шаг 3. Подготовьте заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001 или заявление по форме Р13001 (если вы решили внести сведения о филиале в устав)

Заполните в заявлении Р14001 титульный лист, лист О (сведения о филиале, в разд. 2 листа О заявления проставляется значение «1”) и лист Р (сведения о заявителе). Если вы заполняете заявление Р13001, то также заполните титульный лист, лист К (сведения о филиале) и лист М (сведения о заявителе). Подписывает заявление директор в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Шаг 4. Заверьте у нотариуса подпись единоличного исполнительного органа на подготовленном заявлении о регистрации изменений (данный шаг пропускаем, если заявление подается в электронном виде)

Для удостоверения подписи на заявлении нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации компании, решение о назначении руководителя, актуальный список участников, положение о филиале и протокол общего собрания (решение учредителя) о создании филиала (представительства); если вносятся изменения в устав, то также устав. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.

Шаг 5. Подайте заявление по форме P14001 в регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений. Если вы вносите изменения в устав, то подайте заявление по форме Р13001.

Пакет документов для регистрации сведений о филиале (представительстве) в ЕГРЮЛ:

  • заявление по форме Р14001
  • положение о филиале (представительстве) — 2 экз.
  • протокол общего собрания (решение учредителя) об утверждении положения
  • паспорт заявителя
  • нотариальная доверенность от имени организации (а не от заявителя-физического лица), если подает документы представитель

Пошлина за регистрацию изменений в ЕГРЮЛ не оплачивается.

Обратите внимание на то, что заявление о регистрации филиала нужно подать в регистрирующий орган, а не в свою налоговую по месту учета, если они отличаются (например, в Москве регистрирующий орган — Межрайонная ИФНС № 46). Также важно обратиться в регистрирующий орган по месту регистрации головной компании, а не филиала. То есть если вы планируете открытие филиала фирмы в Москве или хотите открыть представительство в Москве, вам необходимо обращаться не в МИФНС № 46, а в регистрирующий орган по месту нахождения вашей компании.

При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Если вы вносите сведения о филиале (представительстве) в устав, то на регистрацию необходимо представить следующие документы:

  • заявление по форме Р13001
  • положение о филиале (представительстве)
  • протокол общего собрания (решение учредителя) об утверждении положения и утверждении изменений в устав
  • новая редакция устава или внесенные изменения в устав — 2 экз.
  • квитанция об оплате пошлины за регистрацию изменений в учредительные документы (800 рублей)
  • паспорт заявителя
  • нотариальная доверенность от имени организации (а не от заявителя-физического лица), если подает документы представитель

Способы подачи документов на регистрацию филиала (представительства) могут быть разными. Выберите один из вариантов:

  • путем непосредственного обращения в регистрирующий орган
  • через МФЦ — о возможности обращения следует узнать в конкретном МФЦ
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России — при подаче документов в электронной форме. В этом случае документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату

При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения документов по итогам регистрации. Ход регистрации можно отслеживать также на сайте ФНС.

Срок исполнения гос.услуги по регистрации изменений в ЕГРЮЛ — 5 рабочих дней.

Шаг 6. Получите выписку о внесении изменений в ЕГРЮЛ

Данной выпиской подтверждается завершение процедуры регистрации изменений в ЕГРЮЛ и внесение записи об изменении в ЕГРЮЛ. После регистрации филиала и представительства не нужно сообщать в налоговую по месту учета о создании филиала (представительства) ООО или акционерного общества в другом городе (это сделает сам регистрирующий орган).

Если регистрировали изменения в устав, то регистрирующий орган дополнительно выдаст зарегистрированную редакцию устава.

Если заявление оформлено с ошибками (не заполнен обязательный лист, заполнен лишний лист, имеются неточности, опечатки и т.д.), вы можете получить отказ налогового органа в регистрации изменений. В этом случае нужно подготовить, заверить и подать новое заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Если же отказ является необоснованным, незаконным, вы можете подать заявление об обжаловании отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ в течение 3 месяцев в вышестоящий орган или в суд (бывают случаи отказа в регистрации изменения юридического адреса в связи с недостоверностью адреса, при этом компания находится по данному адресу фактически).

Шаг 7. Оформите назначение руководителя филиала

Для назначения руководителя филиала необходимо оформить приказ организации о назначении и выдать ему доверенность от имени организации с необходимыми полномочиями (в доверенности вы можете оформить полномочия по вашему желанию, при желании сделать максимально широким либо, наоборот, ограничив их). Также, как правило, при назначении директора филиала оформляются трудовые отношения с ним (заключается новый трудовой договор с директором или оформляется перевод сотрудника на эту должность). Доверенность директора филиала в любой момент может быть отозвана. Данные о директоре филиала не регистрируются в ЕГРЮЛ, он действует только на основании доверенности и положения о филиале.

Шаг 8. Открытие расчетного счета филиала и отдельный баланс

Хотя в законе прямо не указано, что филиалы должны иметь отдельный баланс и расчетный счет, однако судебная практика относит данные признаки к обязательным при открытии филиала (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2008 по делу N А43-26550/2007-1-427, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2004 N А74-462/04-К2-Ф02-2841/04-С1, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 N А42-969/03-23, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 N 18АП-3954/2007).

Постановка на налоговый учет и учет в ПФР осуществляется автоматически в порядке межведомственного взаимодействия.

Если же филиал будет иметь расчетный счет и выплачивать деньги физическим лицам, то необходимо поставить его на учет в территориальном отделении ФСС по месту нахождения филиала в течение 30 дней со дня создания. Для этого нужно подать заявление по форме и справку из банка об открытии счета, документ о зарплатных полномочиях филиала (например, копию положения о филиале, выписку из учетной политики или приказ руководителя). Кроме того, в течение 1 месяца с даты наделения полномочиями по начислению выплат физическим лицам необходимо подать в ИФНС по месту учета головной организации отдельное сообщение — форму КНД 1112536.

За нарушение данного срока предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5 000 рублей (при просрочке до 90 дней включительно) и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Нет времени заниматься самостоятельно оформлением документов на филиал (представительство) и его регистрацией? Обратитесь к юристам компании «Двитекс”, мы быстро оформим все необходимые документы для регистрации филиала (представительства) ООО или акционерного общества: АО (ранее — ЗАО), ПАО (ранее — ОАО). Услуги наших юристов оплачиваются только после успешной регистрации, это гарантия качества и сроков оказания услуг. Со стоимостью юридических услуг по открытию филиала (представительства) ООО или акционерных обществ в другом городе вы можете . Кроме того, мы предоставляем услуги по подготовке комплекта документов для регистрации филиала (без подачи в регистрирующий орган), данная услуга доступна клиентам из любого региона России, доступна к заказу онлайн.

Создание обособленного подразделения компании без образования филиала и представительства

Если организация намерена открыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, в том числе при открытии обособленного подразделения в другом регионе без таких функций, то оно должно соответствовать следующим признакам:

  • Во-первых, адрес обособленного подразделения не должен совпадать с адресом государственной регистрации самой организации. Если используется несколько зданий и сооружений для осуществления единого технологического процесса на одном земельном участке и по месту налогового учета головной организации, то создание обособленных подразделений в данном случае не происходит.
  • Во-вторых, в обособленном подразделении должны быть созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом форма организации работ и фактическое нахождение работника на рабочем месте не имеет значения для идентификации обособленного подразделения.

Так, например, в Письме Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401 было указано, что к созданию обособленного подразделения приводила аренда офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое было оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершались деловые поездки руководителей или иных представителей организации.

  • В-третьих, помещение (объект, территория), где находится рабочее место, должно быть подконтрольно организации-налогоплательщику.

Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. № КА-А40/817-09 по делу № А40-37966/08-118-130 судьи пришли к выводу, что у общества не образуется обособленное подразделение, поскольку имущество или оборудование, принадлежащее заявителю, на постах охраны отсутствует, такие права имеются только у заказчика охранных услуг, в ходе исполнения договорных обязательств по охране объекта на территории заказчика заявитель не может прямо или косвенно контролировать рабочее место своего охранника. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2015 г. № Ф04-20325/2015 по делу № А81-4793/2014, где отмечено, что все условия для работы командированных сотрудников обеспечивает не исполнитель (налогоплательщик), а заказчики. Следовательно, именно заказчику подконтрольны эти рабочие места. А поскольку сам исполнитель не создает стационарных рабочих мест в месте командировки, то у него там не образуется обособленного подразделения.

Если подразделение, открываемое юридическим лицом, соответствует всем вышеперечисленным признакам, то оно является обособленным.

Для обособленных подразделений, не являющихся филиалом или представительством, предусмотрен следующий порядок открытия:

Шаг 1. Принятие решение о создании обособленного подразделения

Шаг 2. Подготовьте сообщение о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1

Шаг 3. Подайте сообщение о создании обособленного подразделения в налоговый орган в течение 1 месяца со дня создания такого подразделения

Данное сообщение подается в налоговый орган по месту своего нахождения. Отдельно становиться на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно, налоговый орган сделает это сам на основании сообщения, поданного организацией.

Шаг 4. Регистрация обособленного подразделения в ФСС РФ по месту нахождения ОП и сообщение в налоговый орган по месту учета головной компании (если у ОП открыт расчетный счет и оно начисляет выплаты в пользу физических лиц)

Постановка на налоговый учет и учет в ПФР осуществляется автоматически в порядке межведомственного взаимодействия.

Если же ОП будет иметь расчетный счет и выплачивать деньги физическим лицам, то необходимо поставить его на учет в территориальном отделении ФСС по месту нахождения ОП в течение 30 дней со дня создания. Для этого нужно подать заявление по форме и справку из банка об открытии счета, документ о зарплатных полномочиях ОП (например, копию положения об ОП, выписку из учетной политики или приказ руководителя). Кроме того, в течение 1 месяца с даты наделения полномочиями по начислению выплат физическим лицам необходимо подать в ИФНС по месту учета головной организации отдельное сообщение — форму КНД 1112536.

За нарушение данного срока предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5 000 рублей (при просрочке до 90 дней включительно) и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Подведем итоги. Если вы желаете открыть обособленное подразделение ООО или иной фирмы в другом городе (регионе) и наделить его полномочиями филиала или представительства, вам необходимо оформить положение, принять решение о создании и утверждении положения, а также зарегистрировать изменения о создании такого обособленного подразделения в ЕГРЮЛ (при желании можно внести в устав сведения о нем). Если же вы создаете обособленное подразделение без наделения его полномочиями филиала или представительства, то регистрировать открытие такого обособленного подразделения не нужно, нужно только сообщить в ИФНС о его открытия (здесь действует уведомительный порядок, налоговая не может выдать отказ в постановке его на учет).

Если у компании уже были открыты филиалы, при этом положения о филиале были внесены в устав (по ранее действовавшим правилам), компания при открытии нового филиала может внести изменения в устав, исключив положения о филиале из устава и зарегистрировать новый и старый филиал только в ЕГРЮЛ, либо внести положения о новом филиале также в уставе.

Если вас интересует вопрос о том, как создать филиал некоммерческой организации, но вы уже имеете опыт создания самой НКО, то процедура не покажется сложной. Она практически ничем не отличается от последовательности действий, которые нужно совершить, чтобы открыть саму организацию. Почти те же самые документы в знакомые органы регистрации.

Необходимо четко следовать государственному регламенту, в противном случае органы регистрации могут отклонить заявку. Порядок создания отделения НКО может различаться для разных типов обществ, например, для благотворительного фонда создать филиал – это совсем не то же самое, что и сделать подразделение учебного учреждения. Со стороны головной организации все выглядит так:

  • Проводится собрание учредителей общества. На нем все должны проголосовать и высказаться за открытие. Не обязательно, чтобы согласие было полным, достаточно кворума;
  • Когда решение принято, на собрании следует еще обсудить такие вопросы, как выбор руководства для нового филиала, а также назначение ответственного лица, которое займется всеми вопросами по регистрации. Этот же человек должен будет внести изменения в устав головной организации.
  • Теперь нужно подготовить форму Р11002 для того, чтобы внести правки в устав главного НКО. В составе формы нужно подписать титульный лист и приложения. Именно там содержится страница об открытии или закрытии филиалов. Все реквизиты предприятия должны соответствовать информации, указанной в выписке из ЕГРЮЛ.
  • Дальше необходимо заверить документ у нотариуса.
  • Следует приложить к пакету документов 2 копии новой версии устава или 2 копии листов о внесении правок.
  • Пригодится еще квитанция госпошлины, за открытие филиала она составляет 1000 руб.
  • Когда все документы подготовлены, генеральный директор отправляется в налоговую службу и отдает туда бумаги. В течение 5 рабочих дней происходит регистрация изменений.

Порядок регистрации

Как открыть и как закрыть подразделение: эти процессы регулируются Гражданским кодексом. Когда изменения в учредительные документы головного предприятия внесены, приступают к регистрации самого филиала. Для этого нужно провести следующее собрание учредителей и разработать на нем положение о филиале. Положение заменяет получившейся дочерней организации устав, но основным учредительным документом все же является устав материнского предприятия.

После этого необходимо наделить филиал имуществом – передать ему уставной капитал. Важно понимать, что подразделение – это новое юридическое лицо, и оно действует самостоятельно. Если оформлением занимается директор головного предприятия, он должен иметь соответствующие документы о полномочиях в отношении филиала.

Список документов, который подразумевает порядок регистрации филиала:

  • Решение о создании;
  • Положение о филиале;
  • Приказ о назначении директора;
  • Доверенность о подтверждении полномочий.
  • Также может потребоваться доказательство внесения в устав головной организации изменений.

Зачем может понадобиться создание дочерней организации

Обычно причины для формирования филиалов следующие:

  • Расширение сферы деятельности (создание местных подразделений);
  • Оптимизация способа управления – когда структура предприятия неимоверно разрослась и стала трудноуправляемой;
  • Требования закона. Например, если организация начала другой вид деятельности, который требует наличия филиала.

Ответственность за деятельности филиала лежит на головной организации. Так, если филиалу требуется обратиться в суд, это делается от имени основного общества. Контроль за финансовыми средствами тоже находится у главной организации.

admin