ФГОС 4

Государственные образовательные стандарты были введены в систему нормативно-правового обеспечения развития российского образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года . Их цель — устанавливать нормы и правила, обязательные для исполнения в любой образовательной организации, реализующей основные образовательные программы. За прошедшие двадцать лет были разработаны три поколения образовательных стандартов профессионального образования. Эволюция документов отразила системные изменения в методологии профессионального образования, связанные с переходом от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь», от признания абсолютной ценности и самодостаточности знания к пониманию его как инструмента решения задач профессионального и личностного развития .

С 2011 года российское профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами нового типа, задающими требования не к содержанию, а к результатам освоения образовательных программ. В основе этих стандартов — модульно-компетентностный подход, обеспечивающий диалог между сферами труда и образования. Реализация образовательных стандартов потребовала серьезной перестройки деятельности всей системы профессионального образования, переосмысления его целей, ценностей, содержания и технологий, обновления сознания участников образовательного процесса. Несмотря на незначительный срок, прошедший с момента утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, в настоящее время сложились экономические и социокультурные условия, позволяющие модернизировать методологию стандартизации профессионального образования.

Периодически возобновляемый процесс разработки образовательных стандартов профессионального образования, с одной стороны, соответствует требованиям российского законодательства, но, с другой, — является следствием интенсивности изменений современного общества. Поскольку профессиональное образование — открытая система, оно не может не реагировать на внешние вызовы.

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (ФГОС СПО 4) необходима как следующий шаг к сближению профессионального образования и рынка труда. Модернизация национальной системы квалификаций открывает дополнительные возможности для решения проблем качества профессионального образования, поскольку требования работодателей становятся более четкими. Сложилась нормативная база для разработки и применения профессиональных стандартов.

Во ФГОС СПО 4 необходимо учесть преимущества и преодолеть недостатки образовательных стандартов предшествующего поколения. К преимуществам следует отнести модульно-компетентностный принцип формирования и реализации программ, форму представления результатов образования, расширение самостоятельности образовательных организаций в формировании содержания образования и возрастание ответственности за его результаты. Среди недостатков назовем избыточно жесткую регламентацию соотношения теоретического и практического обучения, недостаточную «чувствительность» стандартов к изменениям в сфере труда и формирование профессионального цикла ФГОС СПО усилиями образовательного сообщества. Преодоление перечисленных проблем непосредственно связано с новой концепцией стандартов.

Образовательный стандарт четвертого поколения не будет задавать соотношение «теория / практика», тем более что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» это не предусматривается. Такое соотношение зависит от особенностей профессии или специальности, оснащенности учебного процесса, применяемых образовательных технологий, контингента обучающихся и прочих условий. Значит, оно должно устанавливаться применительно к конкретной образовательной программе и в разных образовательных организациях может существенно отличаться.

Анализ второго и третьего недостатков показывает, что в новом стандарте, при условии наличия утвержденных профессиональных стандартов, нет необходимости определять результаты освоения профессионального цикла программ, так как они уже определены профессиональными стандартами, и в части компетенций — готовности выполнять трудовые функции, и в части умений, и в части знаний. Задача образовательного стандарта по отношению к профессиональному циклу не только и не столько нормативная, сколько методическая: он определяет структуру этого цикла и требования к описанию результатов его освоения.

Разработка ФГОС СПО 4 станет «шагом вперед» и по ряду других причин. Новый стандарт будет разрабатываться на укрупненную группу профессий и специальностей, объединит в себе стандарт подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, обеспечив преемственность образовательных программ. По-новому должны формулироваться и требования к условиям реализации образовательных программ. Во-первых, основой для их установления станут аккредитационные показатели. Во-вторых, они будут задавать систему коэффициентов для расчета нормативов финансирования. В третьих, обеспечат применение зачетных единиц в СПО.

Введение новых стандартов не должно быть организовано как масштабная компания, проводимая в четко обозначенный и единый для всех ФГОС отрезок времени. Следует учитывать сформированность внешних и внутренних условий. В первую очередь — системы квалификаций Российской Федерации, включая профессиональные стандарты, классификаторы обобщенных трудовых функций, легитимные системы сертификации квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Одна из особенностей применения ФГОС СПО 4: обязательным условием их введения для конкретных профессий или специальностей должно стать наличие профессионального стандарта по сопоставимому с данной профессией или специальностью виду профессиональной деятельности.

Новые стандарты, становясь еще более рамочными, превращаются в эффективный инструмент при условии существенной модернизации методического обеспечения реализации образовательных программ: необходим действующий реестр доступных примерных программ, повышение требований к их качеству, прозрачные процедуры их экспертизы, в том числе ведущими экспертами профильных работодателей.

Требуется совершенствование системы конкурсных процедур на образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования. Такие процедуры должны быть ориентированы на отбор лучших программ, а не на поддержку образовательных организаций, которые экономически целесообразно закрыть.

Очевидно, что будущее среднего профессионального образования в сетевых формах реализации образовательных программ, использовании материальных и кадровых ресурсов предприятий, широком применении ресурсов коллективного пользования, формах реализации образовательных программ, аналогичных дуальной. В связи с этим предстоит пересмотр законодательной базы в части условий софинансирования образовательных программ со стороны работодателей.

Исходя из представленных выше положений, миссия федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» заключается в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственности основных образовательных программ и вариативности их содержания, учета требований рынка труда, удовлетворения образовательных потребностей и способностей обучающихся — в целом, государственных гарантий уровня и качества среднего профессионального образования.

Среди ключевых функций, выполняемых ФГОС СПО, в первую очередь, назовем следующие:

  • являются основой разработки профессиональных образовательных программ;
  • содержательно обеспечивают государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования;
  • устанавливают нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе;
  • являются основой расчета нормативов затрат на оказание государственной услуги в сфере среднего профессионального образования.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных функций.

Функция 1. Параметры образовательных программ, определяемые ФГОС СПО

Требования к основным профессиональным образовательным программам СПО:

  • состав документов, входящих в образовательную программу;
  • минимальные сроки получения среднего профессионального образования; трудоемкость основной профессиональной образовательной программы СПО (в зачетных единицах);
  • формы получения образования и условия приема абитуриентов;
  • квалификация выпускника по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих / по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • общие требования к содержанию образования, в том числе учет разработчиками образовательных программ положений соответствующих профессиональных стандартов;
  • соотношение (инвариантной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части), по их объему;
  • формы обучения, образовательные технологии;
  • требования к учету разработчиками образовательных программ особенностей отдельных категорий обучающихся;
  • минимальный объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися;
  • требования к программам промежуточной и итоговой аттестации, фондам оценочных средств, включая программы квалификационных экзаменов.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ СПО.

  • кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное, методическое обеспечение;
  • возможные иные условия, например условия приема (требования к абитуриентам).

Требования к результатам освоения основных образовательных программ СПО.

  • уровень профессионального образования
  • квалификация (по образованию и профессиональная)
  • компетенции (общие и общепрофессиональные).

Формирование раздела, содержащего требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, должно происходить с учетом особенностей нового поколения ФГОС СПО 4. Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования заключается в создании условий для ее интеллектуального, культурного и профессионального развития. Результатом среднего профессионального образования является не только квалификация рабочего, служащего или специалиста среднего звена, но и более высокий уровень социальной зрелости, культурного развития, а также профессионального образования личности.

Результаты среднего профессионального образования представляются во ФГОС СПО 4 как сформированные в процессе обучения общие (ОК), общепрофессиональные (ОПК) компетенции. ОК отражают готовность выпускника к самостоятельной жизни в обществе, труду, саморазвитию и продолжению образования. Формулируются на основе дескрипторов Уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденных Минтрудом РФ . ОПК отражают готовность обучающегося и выпускника к освоению квалификаций в рамках вида экономической деятельности, конкретной отрасли. В процессе их формулировки учитываются положения профессиональных стандартов.

Важный результат освоения профессиональных образовательных программ — профессиональные компетенции (ПК), которые отражают готовность выпускника выполнять конкретные трудовые функции. Перечень таких компетенций формулируется на основе соответствующих профессиональных стандартов и появляется не во ФГОС, а в образовательной программе. ФГОС СПО 4 будет содержать не список профессиональных компетенций, а методику их определения на основе профессиональных стандартов.

Разделение так называемых «академических» и «прикладных» результатов образования широко представлено в европейской науке и практике . Целесообразность такого подхода в СПО очевидна.

Функция 2. Содержательное обеспечение государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования.

ФГОС СПО 4 может содержать три группы аккредитационных показателей, по которым будет устанавливаться соответствие основных профессиональных образовательных программ и образовательной деятельности требованиям данного стандарта.

1. Соответствие учебно-программной документации образовательной организации требованиям ФГОС в части состава документов, входящих в образовательную программу; учета положений профессиональных стандартов; соблюдения порядка обновления образовательной программы (включая ее утверждение работодателями), требований к методическим рекомендациям по ее реализации, к фондам оценочных средств.

2. Соответствие условий реализации образовательной программы требованиям ФГОС в части

  • соблюдения минимальных сроков получения СПО; количества зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе; объема внеадиторной работы; формы получения образования и условий приема абитуриентов;
  • выполнения требований к объему инвариантной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; формам обучения, образовательным технологиям; учету особенностей отдельных категорий обучающихся; количеству обязательных занятий педагогического работника с обучающимися;
  • кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение.

3. Соответствие результатов реализации основной образовательной программы требованиям образовательного стандарта.

Подчеркнем, что предметом государственных гарантий СПО, устанавливаемых ФГОС-4, являются результаты освоения основных профессиональных образовательных программ, характеризующие уровень профессионального образования выпускника (ОК, ОПК, умения и знания). Предметом государственных гарантий СПО, устанавливаемых ФГОС-4, не являются результаты, характеризующие профессиональную квалификацию — ПК и профессиональная квалификация в целом. Это одно из ключевых отличий нового поколения ФГОС СПО от всех предшествующих.

Соответственно, аккредитационные показатели устанавливаются ФГОС СПО 4 по отношению к ОК, ОПК, а также к знаниям, умениям, опыту деятельности, необходимым для формирования этих компетенций. В то же время, любая компетенция может быть освоена человеком только в процессе деятельности и требует определенного практического опыта. Задача стандарта — показать, какой именно опыт необходим, если речь идет об общих и общепрофессиональных компетенциях.

В целях обеспечения объективного оценивания качества образовательного процесса во ФГОС СПО 4 вводится самостоятельный раздел «Перечень знаний и умений, которые должны быть освоены обучающимися, изучившими более 50% программы». Это новый раздел, его наличие диктуется необходимостью формирования единых фондов оценочных средств для проведения контроля качества подготовки обучающихся в процессе аккредитации. Данный раздел позволит сформировать федеральный банк заданий по каждой укрупненной группе.

Наличие в образовательных программах, формируемых на основании ФГОС СПО, разных результатов обусловливает, во-первых, разные типы итоговых аттестаций, обеспечивающих, с одной стороны, оценку образовательных достижений (знаний, умений), с другой, — возможность оценить квалификацию; во-вторых, условия для получения выпускником двух типов документов — диплома с квалификацией по образованию и сертификата о профессиональной квалификации.

Функция 3. Определение норм обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе.

В целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). ФГОС устанавливает требования в части соответствия содержания всех привлекаемых к образовательному процессу изданий современным достижениям науки, техники, технологий, а также порядок обновления учебных изданий.

Функция 4. Расчет нормативов затрат на реализацию программ среднего профессионального образования

Во ФГОС СПО 4 должны войти требования к расчету нормативных затрат, необходимых для оказания услуг по реализации основной профессиональной образовательной программы СПО, с учетом формы ее реализации, применяемых технологий и прочих особенностей. Это, в первую очередь, требования

  • к объему программы, соотношению обязательных занятий и самостоятельной работы обучающихся, объему практической подготовки обучающихся, в том числе в части обеспечения расходов организации на выполнение требований к кадровому сопровождению программы;
  • к обеспечению обучающихся учебными изданиями;
  • к материально-техническому обеспечению реализации программы и необходимым для ее реализации средствам обучения;
  • к квалификации педагогического персонала, в том числе требований к периодичности прохождения педагогическими работниками повышения квалификации;
  • к особому сопровождению получения образования обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • к обеспечению безопасных условий обучения, охраны жизни и здоровья обучающихся.

Для учета отдельных особенностей реализации образовательной программы при расчете нормативных затрат важны требования (либо указание на единство требований) для образовательных программ, осваиваемых в очной, очно-заочной и заочной формах (при возможности реализации программы в соответствующих формах); с применением дистанционных технологий, электронного обучения; в сетевой форме; с учетом прочих особенностей (при необходимости).

Функции, закрепленные за ФГОС СПО, определяют его структуру. Документ состоит из следующих частей.

Титульный лист, содержащий информацию об укрупненной группе профессий и специальностей СПО, для которой он разработан.

Паспорт, в котором указываются уровни профессионального образования и квалификации выпускников ; условия приема абитуриентов; минимальные сроки обучения, объем учебной нагрузки в зачетных единицах, формы получения образования.

В случаях, когда укрупненная группа СПО представлена специальностями и профессиями, относящимися к разным видам экономической деятельности, в паспорте стандарта и в самом стандарте предусматривается деление на разделы. Например: УГС «Транспорт» необходимо представить по разделам: «Водный транспорт», «Железнодорожный транспорт», «Авиационный транспорт», «Автомобильный транспорт».

Структура основных профессиональных образовательных программ — часть ФГОС, где приведены требования к учебно-программной документации и образовательной деятельности, в том числе состав документов, входящих в основную образовательную программу.

В этом разделе приводится соотношение инвариантной и вариативной частей образовательной программы, устанавливаемое для всех программ СПО как 40%/60%, а также единый для всех образовательных программ минимальный объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися при изучении дисциплин (70%).

В учебный план, согласно ФГОС СПО 4, войдут три цикла:

ООЦ — общеобразовательный цикл (только в случае, если база приема абитуриентов — основное общее образование);

ОПЦ — общепрофессиональный цикл (единый для укрупненной группы или для раздела стандарта, как в приведенном выше случае). Он разрабатывается отдельно для профессий и специальностей с учетом специфики уровня квалификации. Стандарт определяет объем учебной нагрузки и образовательные результаты (умения, знания, ОПК), но не регламентирует названий отдельных дисциплин, формирование их номенклатуры и содержания относится к компетенции разработчиков образовательных программ.

ПЦ — профессиональный цикл. Он разрабатывается на основе профессиональных стандартов . ФГОС СПО 4 определяется порядок разработки программ профессионального цикла. Как обязательное условие устанавливается модульный принцип построения. Модуль соотносится с соответствующей единицей профессионального стандарта — обобщенной трудовой функцией или трудовой функцией, завершается квалификационным экзаменом. Программы подготовки специалистов среднего звена должны содержать не менее одного модуля подготовки по сопряженным рабочим профессиям, если таковые имеются.

Условия реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования

В этом разделе приводятся:

  • показатели, на основании которых устанавливается соответствие основной профессиональной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • требования к основной и дополнительной учебной литературе, норматив обеспеченности учебной литературой из расчета на одного учащегося;
  • показатели расчета нормативов затрат на реализацию образовательной программы СПО.

Результаты освоения основных образовательных программ СПО.

Здесь указывается:

  • уровень профессионального образования выпускника — квалификация в соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования ;
  • результаты освоения программы подготовки квалифицированных рабочих / программы подготовки специалистов среднего звена;
  • ОК, ОПК и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.

Помимо этого, приводятся:

  • результаты освоения профессионального цикла (раздел формируется разработчиками образовательных программ на основе требований профессиональных стандартов):
  • профессиональная квалификация;
  • профессиональные компетенции и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.

Переход на новое поколение образовательных стандартов СПО является не самоцелью, а управленческим решением, закрепляющим современные требования к развитию данного уровня образования в условиях изменяющейся экономики

Рецензенты:

Данилюк А.Я., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Кондратьева О.Г., д.п.н., доцент, зав. кафедрой профессионального образования, технологии и предпринимательства Института повышения квалификации работников образования Иркутской области, г. Иркутск.

Список литературы:

4. Официальный сайт проекта Qucs. URL: http://qucs.sourceforge.net/index.html.

УДК: 378.1; 378.4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ФГОС ВО 3+ И ФГОС ВО 3++ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И

ТЕХНОЛОГИИ»

Дону

Аннотация: рассматриваются особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Информационные системы и технологии». Продемонстрирована преемственность федеральных государственных образовательных стандартов и выявлены факторы, определяющие необходимость их модернизации. Выполнен сравнительный анализ ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++. Проанализированы изменения в структуре и содержании основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, новые требования к результатам ее освоения.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, бакалавриат, основная профессиональная образовательная программа, информационные системы и технологии.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION 3+ AND 3++ «INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES»

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим подготовку обучающихся, являются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» . Реализация ФГОС, в частности, высшего образования (ВО) направлена на решение задач в области построения единого образовательного пространства и создания основы для государственного контроля уровня подготовки специалистов за счет выполнения требований к структуре основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), условиям их реализации и результатам их освоения.

Начиная с 2009 года, на территории Российской Федерации действуют ФГОС ВО 3-го поколения, потребность в разработке которых была связана с происходящими процессами интеграции страны в Болонский процесс. Разработка ФГОС 3-го поколения осуществлялась в соответствии с опытом экспертов, отмеченным в рамках проекта ТЦЫЖО, ориентированного на реализацию компетентностной модели выпускника и регламентирующего требования как к академической (общие компетенции), так и профессиональной (профессиональные компетенции) составляющим подготовки будущих бакалавров. Отличительными чертами ФГОС 3 -го поколения помимо подготовки студентов на компетентностной основе стали также введение кредитно-модульной системы обучения и измерение трудоемкости подготовки в зачетных единицах (з.е.).

В работе выделены основные факторы, обусловившие необходимость перехода на новую редакцию ФГОС ВО 3+ (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии») , связанные, прежде всего, с введением в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» : отсутствие методологических принципов формирования перечня компетенций; избыточность и неструктурированность профессиональных компетенций по видам деятельности; слабая корреляция формируемого перечня компетенций с циклами и разделами основных образовательных программ; горизонтальная структура основной образовательной программы, ограничивающая возможности реализации модульного принципа структурирования содержания обучения и т. д.

Проведенный анализ позволил выделить ряд нововведений ФГОС ВО 3+ (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии»), ключевыми из которых стали:

• разделение программ бакалавриата на академическую и прикладную;

• отсутствие учебных циклов и перечня изучаемых дисциплин;

• формирование компетенций по трем группам — общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных в соответствии с видами деятельности, на которые ориентирована ОПОП;

• усиление роли использования информационно-образовательной среды с указанием предъявляемых к ней требований, а также применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Таким образом, следствием внедрения стандартов ФГОС ВО 3+ стало расширение свободы вузов в самостоятельном формировании ОПОП, выборе форм, методов и средств обучения. Подобная гибкость формирования ОПОП, содержания обучения, набора компетенций была направлена на максимальную интеграцию образования и рынка труда. Однако, сдерживающим фактором этой интеграции стал невысокий уровень корреляции результатов освоения ОПОП — перечня формируемых компетенций и требований работодателей — обобщенных трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах, что определило необходимость модернизации ФГОС ВО 3+ и перехода на новую редакцию ФГОС ВО 3++ (2017 г.).

Результаты сравнительного анализа ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Информационные системы и технологии», представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Информационные системы и технологии»._

ФГОС ВО 3+

ФГОС ВО 3++

1 Формы обучения и срок получения образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Очная (4 года, 60 з.е. в год);

• Очная (4 года, не более 70 з.е. в год);

Объем программы бакалавриата составляет 240 з.е. вне зависимости от формы обучения

2 Характеристика профессиональной деятельности

2.1 Область профессиональной деятельности

Исследование, разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем • 06 — Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере исследования, разработки, внедрения и сопровождения информационных технологий и систем); • 40 — Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информатики и вычислительной техники); • другие области или сферы профессиональной деятельности при условии соответствия уровня образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата

Информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в областях (приборостроение, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, машиностроение, коммерция, менеджмент, банковские системы и др.). Не указаны.

2.3 Виды/типы профессиональной деятельности

• Проектно-конструкторская; • Научно-исследовательский;

• проектно-технологическая; • производственно-технологическая; • организационно-управленческая; • научно-исследовательская; • инновационная; • монтажно-наладочная; • сервисно-эксплуатационная. • производственно-технологический; • организационно-управленческий; • проектный.

2.4 Содержание программы бакалавриата

Разрабатывается и реализуется исходя из: • потребностей рынка труда; • научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Формируется в зависимости от видов учебной деятельности: • научно-исследовательской и (или) педагогической в академической программе бакалавриата; • практико-ориентированной и (или) прикладной в прикладной программе бакалавриата. Формируется с ориентацией на: • область (области) и (или) сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников; • тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников; • при необходимости — на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.

3 Требования к структуре программы бакалавриата

3.1 Структура программы бакалавриата

3 блока: • блок 1 «Дисциплины (модули)»; • блок 2 «Практики»; • блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

3.2 Объем программы бакалавриата

3.3 Содержание блоков структуры программы бакалавриата

3.3.1 Блок «Дисциплины (модули)»

• Базовая часть: о является обязательной для освоения вне зависимости от профиля программы; о включает модули по • Обязательная часть: о обеспечивает формирование универсальных, общепрофессиональных, обязательных

философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности; о объем определяется организацией самостоятельно. • Вариативная часть: о определяет направленность программы бакалавриата (профиль); о объем определяется организацией самостоятельно. профессиональных компетенций. о предписывает изучение модулей по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности; о объем контактной работы не менее 40% общего объема программы бакалавриата. • Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

3.3.2 Блок » Практики»

3.3.2.1 Типы практик

• Учебная практика: о практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. • Производственная практика: о практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; о научно-исследовательская работа. Типы практик выбираются организацией в зависимости от направленности программы бакалавриата. • Учебная практика: о ознакомительная практика; о (проектно-технологическая) практика; о эксплуатационная практика; о научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы). • Производственная практика типов: о технологическая; (проектно- технологическая) практика; о эксплуатационная практика; о научно-исследовательская работа. Типы практик определяются из перечня, могут быть установлены организацией самостоятельно.

3.3.2.2 Объем практик

Регламентированы ФГОС: 12-18 з.е. в академической программе; 18-27 з.е. в прикладной. Устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

3.3.3 Блок «Государственная итоговая аттестация»

Включает: • подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена; • выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Требования к результатам освоения программы бакалавриата

4.1 Перечень формируемых компетенций

Формирование компетенций:

• Общекультурные (11);

• Общепрофессиональные (6);

• Профессиональные (37);

Формирование компетенций:

• Универсальные (8);

• Общепрофессиональные (8);

• Профессиональные (определяются организацией самостоятельно в виде обязательных и рекомендуемых).

4.1 Особенности формирования компетенций

Профессиональные компетенции определяются направленностью программы бакалавриата; перечень компетенций может быть дополнен с учетом ориентации программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

Профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, анализа рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли; разделение на обязательные и рекомендуемые профессиональные компетенции;

профессиональные компетенции выбираются на основе анализа профессиональных стандартов и выбора одной или нескольких обобщенных трудовых функций с целью осуществления деятельности более, чем в одной сфере или решать задачи не менее, чем одного типа: организация устанавливает

индикаторы достижения

универсальных,

общепрофессиональных и

обязательных профессиональных компетенций в соответствии с примерной основной

образовательной программой, а рекомендуемых профессиональных компетенций — самостоятельно; результаты обучения по модулям и практикам формируются

организацией в соответствии с индикаторами достижения

компетенций самостоятельно.

Таким образом, анализ ФГОС ВО 3++ (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии») в области изменений в структуре и содержании ОПОП, новых требований к результатам ее освоения, показал возрастающую роль работодателей, принимающих участие непосредственно в разработке ОПОП. Отсутствие перечня формируемых профессиональных компетенций определяет необходимость непрерывного мониторинга потребностей регионального рынка труда, а также консультирования с работодателями по вопросам формирования профессиональных компетенций будущих выпускников. Отсутствие полного перечня профессиональных стандартов, в частности, в области информационных технологий, затрудняет наполнение содержания ОПОП и требует их повышенной вариативности. В то же время новые ФГОС ВО 3++ способствуют увеличению уровня взаимодействия между образовательными организациями и рынком труда и преодолению локальному разрыву «работодатель-вуз») позволяя актуализировать содержание подготовки будущих бакалавров и обеспечить такой уровень их подготовки, который бы позволил снизить время адаптации на рабочем месте.

Список литературы:

1. Министерство образования и науки РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты . URL: минобрнауки. рф (дата обращения 15.02.2019).

Главное направление обновления ФГОС – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету Пресс-служба Минпросвещения России

Задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы, в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена Президентом страны и закреплена в поручениях по реализации послания Президента Федеральному Собранию.

Главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. В предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций, задавал рамку требований, а что именно изучается, в каком классе – на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа. Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы, принятой в соседней.

Новые требования сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи. Они разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения их перегрузки. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Отметим, что обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Также уточнение требований к структуре основной образовательной программы, содержащихся в проектах ФГОС, позволит снизить бюрократическую нагрузку на учителей.

Учитывая значимость ФГОС, Минпросвещения России считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, в ходе которого могут быть высказаны и учтены конструктивные предложения со стороны всех заинтересованных лиц, организаций, общественности. Для обеспечения широкого доступа профессионального сообщества и общественности к обсуждению проекта обновлённых стандартов начального общего и основного общего образования текст проекта ФГОС размещён на ресурсе https://www.preobra.ru. Ресурс предоставляет возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам, а также вносить предложения.

В стандартах четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандарта помогают достичь определённого общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием предмета и соотнести его с практикой изучения предмета в конкретной школе или с проверочными материалами, контрольными измерительными материалами ОГЭ или ЕГЭ.

По словам С. И. Богданова, ректора РГПУ имени А.И. Герцена, в проектах ФГОС изменена последовательность основных разделов: раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» является завершающим. В нём наряду с предметными результатами определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия реализации программы коррекционной работы.

Как отметил ректор МПГУ А. В. Лубков, обозначенные подходы позволят России войти в десять ведущих стран мира по качеству общего образования.

admin