Этика поведения учителя

Куда пожаловаться на школьного учителя

Жалобу можно направить:

  • директору учебного заведения;
  • в департамент образования региона;
  • в правоохранительные органы, прокуратуру, суд.

Выбирать, кому именно адресовать жалобу, следует исходя из фактических обстоятельств, а также руководствуясь принципом рациональности. Так, например, если, по вашему мнению, учитель необъективен в оценке знаний ребенка, нет никаких оснований для обращения в суд. Достаточно претензии, написанной на имя директора учебного заведения, который наверняка сможет решить данную проблему. То же самое делается и в случае, если учитель повел себя некорректно. Только если руководитель учреждения не предпринял никаких мер, чтобы урегулировать возникший конфликт, имеет смысл идти дальше и обращаться в департамент образования. В этот орган можно обращаться по любым вопросам, связанным с нарушением прав учащихся.

Конечно, если в отношении вашего ребенка применено психологическое или физическое насилие, обращением к директору не обойтись. В таком случае следует написать заявление в правоохранительные органы, прокуратуру, а также можно обратиться в суд для взыскания с учителя материальной компенсации за причиненный вред.

О правах и обязанностях учителя и учеников читайте материал КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе К+, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Судебная защита в данном случае предполагает компенсацию имущественного и морального вреда, выраженного в денежном эквиваленте. То есть обращаться в суд целесообразно, когда имеет место вред, который можно оценить с материальной точки зрения.

Жалоба на учителя в департамент образования

Самое эффективное средство оказать влияние на учителя, ущемляющего права и интересы учеников, и руководство школы, закрывающее глаза на происходящее, —направление жалобы в департамент образования. Инспекторы органа в обязательном порядке рассмотрят обращение и проведут проверку по факту нарушения прав. В случае подтверждения доводов, приведенных в жалобе, на учителя может быть наложена дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.

Орган представлен двумя уровнями: местным и региональным. На уровне муниципалитетов роль контролирующего органа в сфере образования выполняют комитеты и отделы местных администраций. Первую жалобу лучше всего направлять в местный комитет, поскольку ее рассмотрение пройдет быстрее.

В случае если результатов обращение не принесло, нужно направлять жалобу в департамент образования по субъекту. При направлении новой жалобы следует приложить копии обращения в местный комитет по образованию и его ответ (при наличии такового).

Во всех случаях срок рассмотрения жалобы —30 календарных дней с момента поступления. Проще всего направить жалобу по почте на адрес, указанный на сайте органа. Датой отправления считается дата на штампе почтового отделения (проставляется на конверте при приеме письма).

Если обращение в местные и региональные органы нужного результата не дало, следует прибегнуть к жалобе в Министерство просвещения России (до 2018 года — Минобрнауки). Обращению в правительственный орган должны предшествовать жалобы в местные комитеты и департаменты образования регионов, иначе Минпросвещения перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.

Существует два способаотправить жалобу в министерство: электронно и по почте. В первом случае можно воспользоваться специальной формой на официальном сайте ведомства или электронной почтой info@edu.gov.ru. Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2.

Как написать жалобу на учителя школы — образец

Жалоба на учителя составляется в свободной форме в письменном виде. В тексте обязательно следует отразить фамилию, имя и отчество лица, которое обращается с жалобой, его контактные данные (место жительства, номер телефона). Кроме того,указываются данные учителя, на которого вы пишете жалобу, и конкретные обстоятельства, которые вы оспариваете или расцениваете как нарушение своих прав.

В качестве образца можно использовать следующий текст:

Директору школы № 1 города Екатеринбурга

Власову Григорию Васильевичу

Подпишитесь на рассылку

от Смирновой Екатерины Геннадьевны

Екатеринбург, ул. Ленина, д. 1, кв. 1

ЖАЛОБА

Мой сын, Смирнов Глеб Викторович, 2005 года рождения, является учеником Вашей школы. 21.04.20__, придя домой из школы, Глеб пожаловался на то, что учитель русского языка Алешина Вера Павловна порвала его рабочую тетрадь, а также использовала оскорбительные выражения при разговоре с ним и другими учениками. После указанных действий Алешина В. П. поставила неудовлетворительную оценку Смирнову Г. В. и попросила его покинуть учебный класс.

Данное поведение считаю неприемлемым, в связи с чем

ПРОШУ:

Провести проверку по данному факту и принять меры в отношении указанного педагога.

С уважением, Смирнова Е. Г.

25 декабря 20__ года

ВАЖНО! Если по вашему обращению никаких мер предпринято не было, за защитой своих прав обращайтесь в другие органы.

Сроки ответа на жалобу, подаваемую на имя руководителя, законом прямо не установлены. При этом предусматривается, что если срок для ответа специально не установлен жалобой, то ответ направляется в течение 30 дней с момента получения обращения. Таким образом, чтобы не ждать целый месяц, в жалобе лучше сразу указать срок. Обычно он устанавливается от 10 до 14 дней. Обратите внимание, что если вы укажете 10 рабочих дней, то выходные и праздничные дни считаться не будут. Если же пропишете 10 календарных дней, то отсчет будет производиться в соответствии с календарным исчислением.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Жалобы».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Активности школьников, которые с ранних лет интересуются политической жизнью страны, оказались не рады взрослые: учителя одной из школ Иваново решили провести внеклассное мероприятие, посвящённое участию молодёжи в оппозиционных митингах. Его подробности появились на одном из интернет-ресурсов, видимо, кто-то из одноклассников включил диктофон, а затем разместил содержание разговора в сети. Если бы не эта запись, педагог и далее исполнял свои обязанности, но, по сообщению чиновников, после её публикации был уволен из образовательного учреждения.

«В самом увольнении нет ничего удивительного, ведь прослушав запись, остаются вопросы, связанные не с квалификацией преподавателя, а со знанием им основ профессиональной этики. Педагог, как известно, должен уважительно обходиться с учениками, подавая пример своим поведением, а не называть детей «тупорылыми», запрещая им совать свои «малолетние хари» в политику», — считает адвокат по административным делам Татьяна Золотарь.

Причиной этого, весьма жёсткого, разговора стал «сигнал», как выразились сами учителя, об участии их воспитанников в митинге оппозиционного политика Алексея Навального. По словам педагогов, дети раздавали листовки и значки в поддержку возможного кандидата в президенты. Педагога, как повествует аудиозапись, в первую очередь волновала именно активность воспитанников, а не их пробелы в образовании. Он посоветовал, «долбиться» в тетради, а не заниматься этим с флагами.

«Учителем, помимо грубого нарушения профессиональной этики и норм закона «Об образовании», были допущены оскорбления в адрес учеников, по крайней мере, слово «тупорылые» точно несёт негативную оценку. Окорбление, содержащееся в публичном выступлении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, а на должностных лиц и до 50. Впрочем, говорить о привлечении к административной ответственности по статье 5.61 КоАП сложно, тем более, в речи не было персонификации, ведь педагог обращался к аудитории, а его слова слушали и коллеги»,— говорит адвокат по административным делам Татьяна Золотарь.

Подобная эмоциональность дорого обошлась учителю: его уволили через несколько часов после того, как аудиозапись стала достоянием гласности. Что же касается родителей, чьи дети участвовали в митинге, то их мог ждать не самый приятный сюрприз: за политическую активность молодёжи несёт ответственность старшее поколение. Если бы собрание не санкционировали власти, а школьников задержали представители правоохранительных органов, мамам и папам мог грозить штраф.

«Статья 5.35 КоАП за ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Кроме того, в некоторых регионах существует «комендантский час» для детей, за нарушение которого также предусмотрена ответственность»,— резюмирует адвокат по административным делам Татьяна Золотарь.

Социальная ответственность является производной тех личных ценностей, вытекающих из этики менеджеров и подчиненных им работников. Общество, любая организация или группа работников определяет свою этику поведения. Под этикой поведения следует понимать совокупность поступков и действий людей, которые соответствуют тем нормам морали, сознания или порядка, которые сложились в обществе или в которых оно направляется.

Довольно часто сотрудники ведут из конторы междугородные телефонные разговоры по личным вопросам. Или Вам делать то же самое? Сможете ли Вы использовать для себя лично то, что есть в офисе, и заберете это домой? Это несколько этических дилемм, с которыми каждый человек может столкнуться в работе. В этих примерах нет речи о нарушении закона, однако соответствующие действия могут быть расценены многими как неправильные.

Еще одно исследование, которое охватило 15-летний период, показало, что руководители предприятий стали более цинично, чем 15 лет назад, относиться к этике поведения руководства в целом. То, что делает и как себя ведет хозяин, — основной фактор влияния на поведение подчиненного. Таким образом, ведя себя этично, руководитель можете заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

В предпринимательской деятельности встречаются случаи большего или меньшего отклонения от общественных норм, что, собственно, и является неэтичным поведением. Причинами неэтичной деятельности могут быть:

• конкурентная борьба;

• желание иметь большие прибыли;

• неумелое стимулирования руководителей за этичное поведение;

• уменьшение значения этики в обществе;

• желание достичь цели и выполнить миссию организации любой ценой;

• неэтичное поведение партнеров (смежников, учредителей, поставщиков и т.п.);

• возникновение конфликтных, стрессовых и других подобных явлений в организации;

• неудачный подбор и неумелое применение стилей руководства в организации;

• слишком сложная система разработки и принятия решений в организации.

Напоминаем, в общем смысле этика — это набор моральных принципов и ценностей, что руководствуется поведением человека или группы людей и определяет позитивные и негативные оценки их мыслей и действий. Это будто внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они, в свою очередь, является частью корпоративной культуры и влияют на принимаемые решения, определяют их социальной приемлемости в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести вред или, наоборот, принести пользу другим.

Давайте сравним роль этических принципов индивида и влияние на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора. Как видно из рисунка 15.2, все действия человека определяются тремя системами норм. Первая — это система законов, письменно закрепленных норм и ценностей, на страже соблюдения которых стоит судебная система государства. Юридически установлено, что действия организации и ее членов ограничены определенными пределами (необходимость получения прав на вождение автомобиля, обязанностью платить налог на прибыль). Прямая противоположность этой поведении — действия индивида (организации), обусловленные свободой выбора. Сюда относится поведение, о которой ничего не говорится в законах и в отношении которой человек или организации имеет полную свободу (выбор религиозного мировоззрения индивидом, планирование предприятием объема производства столовых сервизов).

Между этими двумя системами норм, определяющих действия индивидов и организаций, и находится этика. Здесь нет изложенных на бумаге законов, а есть нормы поведения, основанные на принципах и ценностях, что разделяет общество (рис. 15.2).

Рис . 15.2. Основные определяющие действия человека и организаций на систему норм

В случае свободного выбора человек подчиняется сама себе, в законодательной системе — букве закона. В случае же с этикой индивид должен придерживаться известных ему (или компании) норм, за нарушение которых, однако, не предусмотрено конкретных санкций. Решение, приемлемое с этической точки зрения, является (для большей части общества) приемлемым и юридически, и морально.

Упрощенная представление о том, что выбор индивида или компании диктуется исключительно законами или свободой, что может привести к попаданию в неприятные ситуации. Так, индивид вправе предположить: «Что не запрещено, то нравственно». Но в реальной жизни подобные предположения обходятся их «авторам» слишком дорого. Более целесообразно признать наличие этических норм, правил и руководствоваться ими как внутри, как и вне организации. По мере того, как сотрудники принимают этические нормы и ответственность, компания получает возможность внедрять в культуру «кодекс поведения», устраняя тем самым потребность в дополнительных законах и избегая проблем свободы выбора.

Поскольку этические нормы является неписаным правилам, вопрос о правильности какого-нибудь поступка зачастую вызывает непримиримые разногласия. Так называемая этическая дилемма возникает в ситуации, когда все альтернативные решения или варианты поведения являются нежелательными через свои потенциально негативные моральные последствия, когда трудно отличить хорошее от плохого, добро от зла.

Человека, который берет на себя ответственность за решения этических вопросов, возникающих в организации, нередко называют агентом морали. Вот несколько примеров дилемм, с которыми он может столкнуться. ‘

Вы, менеджер по продажам крупной фармацевтической компании, получили задание подготовить план продвижения на рынок новых лекарств, цена одной дозы которого — $ 2500. Но вам известно, что эффективность новинки лишь едва превосходит действенность альтернативного препарата, что стоит в четыре раза дешевле. Будете ли вы, находясь в трезвом уме, продвигать лекарства стоимостью в $ 2500? Если нет, допустимо ли обречь на смерть людей, которые могли быть спасены (в силу более высокой эффективности новинки)?

Вашей компании намекнули на необходимость «немного заплатить», чтобы ускорить процесс оформления партии импортных товаров. Взятки — очень распространенное явление, в случае вашего отказа пострадает в первую очередь компания. Возможно, эта процедура аналогична чаевым метрдотелю ресторана, который понравился вам?

Вы — бухгалтер подразделения. До конца года — всего ничего, а к выполнению плановых показателей не хватает $ 15 тыс. 21 декабря вы получили счет-фактуру на поставку вашей компании офисного оборудования на сумму $ 20 тыс. Учетная политика компании предусматривает оплату расходов в момент их возникновения. Директор подразделения просит оформить счет в феврале будущего года. Ваше решение?

Ваш начальник говорит, что не может повысить вам зарплату этого года через ограниченность бюджета, но он закроет глаза на то, что цифры в ваших отчетах о расходах немного вырастут.

Вот с такими дилеммами, что имеют прямое отношение к вопросам этики, и приходится чуть ли не ежедневно сталкиваться менеджерам.

Менеджер предоставляет работе свои личные качества и манеру поведения. Индивидуальные потребности, семья, религиозные убеждения — все эти факторы формируют систему ценностей менеджера. Принимая этически правильные решения, менеджер ориентируется прежде всего на отдельные личностные характеристики, такие как, собственно, его уверенность в своих силах, развитое чувство независимости.

Одна из наиболее важных личных характеристик менеджера — стадия его нравственного развития. Упрощенная модель индивидуального нравственного развития представлена на рис . 15.3. На стадии предыдущего развития людей интересуют прежде всего внешние выгоды (и наказания). Подчинение власти основывается на угрозе негативных последствий в случае неповиновения. В организационном смысле этой стадии отвечают менеджеры, использующие авторитарный или принудительный стиле руководства, а также менеджеры, которые ориентируются на гарантии выполнения отдельных задач. На второй стадии общего развития люди адаптируются к ожиданий позитивного поведения коллег (семьи, друзей, общества). Лучшим способом достижения целей становится совместная работа в группах. Наиболее адекватным стилем лидерства поощрения взаимодействия и кооперации. На стадии в следующем, или принципиального развития, люди руководствуются прежде всего внутренними ценностями и нормами, во многих случаях игнорируя правила и законы, которые требуют нарушения этих норм. Внутренние ценности становятся более важными, чем даже существенные внешние. На этом высшем уровне развития менеджеры используют трансформационный или обслуживающий стиле руководства, внимание концентрируется на потребностях последователей и стимулировании других к самостоятельному мышлению, решения проблем, которые возникают, исходя из принципов морали. Для данного уровня характерно владения властью, когда работники получают право конструктивного участия в управление и организацией.

Подавляющее большинство индивидов находится на второй стадии развития, а третьей стадии морального развития достигают примерно 20% взрослых американцев. их действия автономные, всегда основаны на этических принципах, независимо от ожиданий других как внутри, так и вне организации. Такие люди принимают этически корректные решения, даже если они имеют негативные последствия, прежде всего для них самих.

К факторам, обуславливающим необходимость соответствия поведения менеджеров более высоким этическим уровням, относится влияние на мораль и культуру организаций, процессов глобализации. Менеджеры должны вырабатывать в себе восприятие и открытость по отношению к другим, незнакомым им систем. Международные альянсы и объединение компаний только увеличивают число проблем, связанных с этическими ценностями. Например, во многих развивающихся странах, взяточничество считается нормальной практикой ведения бизнеса. «Подмазка», скажем, таможенника — обязательно, ведь он воспринимает эти деньги как неотъемлемую часть своей зарплаты. Если компания отказывается играть «по правилам» — тем хуже для компании. К счастью, во многих странах ситуация постепенно, но очень медленно меняется.

Многие менеджеры уделяют большое внимание проблемам улучшения нравственного климата организации, а также повышению ее чувствительности к социальных проблем. им не хочется, чтобы в один прекрасный день организации пришлось занимать оборонительную позицию. Эксперты по этическим вопросам говорят, что менеджмент обязан создавать и поддерживать такие условия, в которых люди ведут себя, как люди. Поэтому руководство организации призвано контролировать ее моральное «здоровье» используя такие методы, как личный пример, моральный кодекс и различные этические структуры.

Стадия 1:

Предыдущий развитие

Стадия 2:

Общее развитие

Стадия 3:

Следующий развитие

Выполняет правила, чтобы избежать наказания.

Действия служат личным интересам.

Послушание ради самого себя.

Живет в соответствии с ожиданиям окружающих.

Выполняет обязательства, которые возлагаются на него социальной системой.

Соблюдает законы.

Подражает индивидуальные принципы добра и справедливости.

Осознает, что ценности других людей отличаются от его собственных, и ищет неординарные решения этических дилемм.

Соблюдает баланс между личными и индивидуальными интересами.

Стили лидерства: Авторитарный/ принудительный

Направляющий/воодушевленный, ориентированный на командную работу

То, что трансформируется, или обслуживающий

Поведение подчиненных:

Выполнение задач

Совместная работа в группах

Рабочие получают дополнительные полномочия, принимают участие в управлении

Рис. 15.3. Три стадии морального развития личности

Директор, менеджеры организации должны открыто и уверенно поддерживать нормы этического поведения, выступать инициаторами восстановления их этических ценностей. Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют действия менеджмента. Если руководство приносит этику в жертву минутным интересам, в организации мгновенно распространяются слухи об этом. Следующие клятвы в приверженности нравственным идеалам напрасны. Таким образом, поведение руководителей задает тон всей организации,

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС. Моральный кодекс — это формальное изложение этических и социальных ценностей организации. Он призван донести до сотрудников принципы, которых придерживается организация. Как правило, моральный кодекс фирмы базируется на заявленных принципах организации или в нем излагается ее политика. Заявленные принципы определяют ценности организации и в целом описывают ее обязанности, качество продукции, отношение к работникам.

Заявленная политика — это описание (опять же достаточно общий) порядка действий компании и ее сотрудников в конкретных, затрагивающие вопросы этики и морали, ситуациях (рыночная практика, конфликты интересов, соблюдения законов, патентная практика, подарки сотрудникам, предоставление им равных возможностей).

В моральном кодексе компании, как правило, формулируются ценности и образцы поведения сотрудников (как допустимые и желательные, так и неприемлемые) и возможная реакция менеджмента. В недавнем исследовании Центра деловой этики указывается, что сегодня 450 из 500 лучших по оценке журнала Fortune американских компаний (и почти 50% других) имеют моральные кодексы.

Если кодекс получает реальную поддержку со стороны менеджеров, которые неукоснительно соблюдаются его правил и несут наказания в случае их нарушения, в компании складывается позитивный нравственный климат. В случае отсутствия поддержки руководством положения кодекса так и остаются на бумаге.

«Кто из нас особенный, ты особенный, что ль? Или ты особенный? Не бил вас никто? А я буду», — кричит учитель на видео и хватает по очереди несколько детей. Слышно, что некоторые из них не понимают, что стало причиной такого скандала. Мнения в соцсетях разделились. Кто-то отметил, что ученики сами довели учителя. Сейчас в образовательном учреждении проводится проверка, в ней участвует в том числе прокуратура.

«Ведомство должно дать действиям учителя и администрации образовательного учреждения соответствующую оценку. Это недопустимо для педагога. На данный момент проводится всестороннее расследование инцидента. Процессуальное решение будет принято после», — говорит адвокат по гражданским делам Олег Теницкий.

В администрации Тюменского района добавили, что им известно об этом случае. Её сотрудники сообщили, что проверкой занимается специальная комиссия. При этом ученики школы № 2 рассказали, что класс, с которым так эмоционально разбирался педагог, не отличается хорошим поведением. Они добавили, что у них нет замечаний к учителю, и выразили сожаление, если его после этого инцидента уволят.

«Инцидент с учителем ОБЖ произошёл 10 октября (это же подтвердили в региональном департаменте образования). Девятый класс, в котором проходило занятие, в школе считают не самым благополучным. А учитель ОБЖ Виктор Садлинский пришёл в школу недавно. Подобное поведение для педагога недопустимо, но и действиям учеников должны дать соответствующую оценку», — считает адвокат по гражданским делам Олег Теницкий.

Уже через несколько дней ученики боровской школы в Тюменской области вышли на акцию в поддержку учителя ОБЖ, уволенного за насилие и мат на уроке. Дети создали группу в защиту педагога, в неё уже вступили 1850 человек. Учащиеся распечатали плакаты с хештегом #ЯМыСадлинский и утром выстроились перед крыльцом школы. Помимо этого, несовершеннолетние собирают подписи под петицией с требованием вернуть педагога в образовательное заведение.

«Мнение самих учеников не повлияет на итоговое решение контролирующих органов. На данный момент педагог, ставший виновником скандала, отстранён от работы. Вернётся ли он к исполнению обязанностей, станет известно после выяснения всех обстоятельств произошедшего», — уверен адвокат по гражданским делам Олег Теницкий.

admin