Этапы уголовного дела в следственном комитете

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10149

ББК 67 © А.М. Косенко, 2019

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

О ПОЛНОМОЧИЯХ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Андрей Михайлович Косенко, старший следователь Няганского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре; аспирант

Научный руководитель: профессор кафедры уголовного процесса Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, член экспертного совета ВАК по праву Жук О.Д.

Аннотация. Рассматриваются такие «пробельные» вопросы реализации полномочий следователя в стадии возбуждения уголовного дела, как приобретение полномочий, их прекращение, отвод следователя, производство проверки сообщения о преступлении группой следователей. Обосновывается амбивалентный характер познания в стадии возбуждения уголовного дела; такая деятельность может быть как процессуальной, т.е. влекущей получение доказательств, так и не процессуальной, в результате чего могут быть получены сведения, носящие ориентирующее значение.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, проверка сообщения о преступлении, полномочия, доказательства.

ON THE POWERS OF THE INVESTIGATOR IN THE STAGE OF CRIMINAL CASE INITIATION

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Косенко А.М. О полномочиях следователя в стадии возбуждения уголовного дела. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):123-8.

Из системного толкования статей 38, 39, 149 УПК РФ следует, что следователь осуществляет предварительное следствие по возбужденному им самим уголовному делу либо приняв уголовное дело к производству по поручению руководителя следственного органа. Последний, в свою очередь, в соответствии со статьей 163 УПК РФ вправе поручить производство

предварительного следствия следственной группе. Таким образом, порядок приобретения следователем полномочий по расследованию конкретного уголовного дела в уголовно-процессуальном законе отражен довольно ясно и существенных проблем в практике не вызывает.

При этом аналогичные нормы, в соответствии с

которыми следователь приобретает полномочия по проверке сообщения о преступлении, в уголовно- процессуальном законе вообще отсутствуют. Правоприменители попытались восполнить данный правовой пробел подзаконным нормотворчеством. Так, согласно пунктам 8, 31 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов Следственного комитета, а принятые сообщения о преступлении после их регистрации передаются по поручению руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя правомочному должностному лицу под роспись для проверки. Аналогичные нормы содержатся и в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Несмотря на очевидную необходимость принятия указанных нормативных актов, попытка урегулировать порядок наделения следователя полномочиями по проверке сообщения о преступлении оказалась не вполне удачной.

Так, уголовно-процессуальный закон (часть 4 статьи 141) предписывает принимать устные сообщения о преступлении при производстве следственных действий — лицом, производящим следственное действие путем внесения соответствующих записей в протокол следственного действия. При получении сообщения о преступлении из иных источников, лицо, его получившее, обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления (статья 143 УПК РФ). Относительно заявлений и явок с повинной уголовно-процессуальная норма (часть 1 статьи 144 УПК РФ) лишь фиксируют обязанность следователя принять сообщение о любом преступлении. Сама по себе обязанность следователя по приему сообщений о преступлении законом предусмотрена, в связи с чем подзаконными актами вполне обоснованно регулируется процедура такого приема (дежурными работниками).

Однако согласно пункту 31 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации следователь не вправе осуществлять проверочные действия немедленно после принятия сообщения о преступлении (например, опрос заявителя или осмотр места происшествия), поскольку обязан лишь принять меры к регистрации (пункт 21), а проверку проводит тот следователь, которому это поручит руководитель следственного органа. Такой порядок противоречит части 1 статьи 144 УПК РФ, обязывающей следователя не только принять сообщение о преступлении, но и проверить его, и принять по нему

соответствующее процессуальное решение.

Кроме того, из пункта 19 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации следует, что функции по регистрации сообщений о преступлении в нерабочее время, праздничные и выходные дни могут быть возложены на дежурных следователей следственных органов Следственного комитета. Введение данной нормы обеспечивает круглосуточный прием сообщений преступлениях и их регистрацию, но не обеспечивает круглосуточную дачу поручений руководителем следственного органа следователю о производстве проверки сообщения о преступлении.

Возможность проведения проверки сообщения о преступлении несколькими следователями уголовно-процессуальным законом не предусмотрена, хотя в практической деятельности это не редкость.

При таких обстоятельствах уголовно-процессуальный закон требует внесения изменений в части указания в статье 144 УПК РФ на проведение проверки следователем, принявшим сообщение о преступлении, либо следователем (следователями), которому (которым) проверка сообщения о преступлении поручена руководителем следственного органа. Также необходимо предусмотреть, что проверка сообщения о преступлении может проводиться несколькими следователями последовательно (с передачей сообщения о преступлении и материалов к нему от одного следователя другому) либо одновременно путем поручения проверки следственной группе и назначении руководителя следственной группы, уполномоченного на принятие одного из процессуальных решений, предусмотренных статьей 145 УПК РФ.

Указанными изменениями предлагается не введение каких-либо новшеств, а легализация существующей практики. Так, в целях оперативного получения сведений, указывающих по наличие либо отсутствие признаков преступления, к проведению проверки сообщения о преступлении могут привлекаться несколько следователей одновременно. Передача сообщения о преступлении от одного следователя другому обусловлена организационными моментами (отпуск, увольнение, распределение нагрузки и т.д.).

Вызывает интерес момент прекращения полномочий следователя по производству проверки сообщения о преступлении. Очевидно, но не закреплено в нормах УПК РФ, что обстоятельствами, влекущими прекращение полномочий, являются изъятие у следователя материала проверки сообщения о преступлении и поручение проверки другому следователю, а также принятие одного из решений, предусмотренных статьей 145 УПК РФ. Вместе с тем, в практике нередки случаи, когда следователь производит проверочные действия после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Так называемая «дора-

ботка материалов» осуществляется с целью обеспечения полноты и всесторонности проведения проверки. Такая практика представляется порочной, поскольку, во-первых, согласно части 1 статьи 144 УПК РФ следователь наделен соответствующими полномочиями только при проверке сообщения о преступлении, которая с вынесением итого решения завершается, а во-вторых, нет никакой необходимости добиваться полноты и всесторонности в стадии возбуждения уголовного дела, цель которой — установление наличия либо отсутствия признаков преступления. Таким образом, производство проверочных действий после принятия процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела без его отмены видится незаконным.

Вряд ли возникнут сомнения, что отвод следователя является обстоятельством, прекращающим полномочия следователя, поскольку за принятием решения об отводе либо одновременно с ним должно следователь решение об изъятии материала проверки сообщения о преступлении и его передаче другому следователю. Примечательно, что, не смотря на очевидную необходимость распространения сферы действия института отвода на стадию возбуждения уголовного дела, уголовно-процессуальный закон соответствующих норм не содержит. Данный пробел пытался восполнить Верховный суд РФ, который чрезвычайно расширил содержание понятия «производство по уголовному делу», включив в него стадию возбуждения уголовного дела и распространив на последнюю нормы закона, регулирующие последующие стадии уголовного судопроизводства1. С мотивировкой суда согласиться сложно, поскольку проверка сообщения о преступлении и производство по уголовному делу являются самостоятельными этапами уголовного судопроизводства и регулируются разными уголовно-процессуальными нормами, смешивать их недопустимо. Как кажется, обосновывая вывод о действии института отвода в стадии возбуждении уголовного дела, логичнее было бы применить аналогию закона. В другом решении Верховный суд РФ распространил действие института отвода на стадию возбуждения уголовного дела без какой-либо мотивировки, указав, что личные взаимоотношения прокурора и заявителя в силу части 2 статьи 61 УПК РФ могли быть препятствием участию прокурора в приеме заявления о возбуждении уголовного дела и проведении проверки сообщения о преступлении2. В любом случае, выявление судом указанного правового пробела, а также обращение внимания процессуалистов на данную проблему должны были обусловить внесение соответствующих изменений в главу 9 УПК РФ, распространяющих институт отвода на стадию возбуждения уголовного дела, однако до настоящего времени этого, к сожалению, не произошло.

Полномочия следователя в стадии возбуждения уголовного дела закреплены в главах 20 и 21 УПК РФ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а также ряде общих норм и норм, посвященных предварительному расследованию.

Согласно последней редакции3 части 1 статьи 144 УПК РФ, при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Относительно объема полномочий следователя в стадии возбуждения уголовного дела и степени их обеспеченности в теории уголовного процесса сложилось несколько точек зрения.

Одни авторы предлагают вообще отказаться от стадии возбуждения уголовного дела и при возникновении повода для возбуждения уголовного дела ре-ализовывать весь комплекс следственных действий, предоставленных уголовно-процессуальным законом следователю .

Другие ученые считают необходимым предоставление следователю права производить любые или некоторые следственные действия в стадии возбуждения уголовного дела и обеспечить их силой государственного принуждения .

Третьи ратуют за наделение следователя полномочиями по производству следственных действий, не ограничивающих конституционные права граждан и не связанных с принуждением .

Четвертые считают достаточным производство ряда проверочных действий и трех следственных — осмотр места происшествия, освидетельствования и назначение экспертизы .

Пятые отстаивают необходимость подробного правового регламентирования порядка имеющихся в законе проверочных действий и процессуального статуса их участников .

Анализ указанных научных подходов, а также практической деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, приводят к выводу, что в анализируемой стадии необходим баланс интересов личности, общества и государства, который может быть обеспечен только путем реализации ограниченного круга полномочий в стадии возбуждения уголовного дела.

С одной стороны, отмена стадии возбуждения уголовного дела, либо применение в ходе проверки сообщения о преступлении мер государственного принуждения, неизбежно связанного с ущемлением прав личности, в условиях отсутствия констатации

факта нарушения уголовного закона не могут быть оправданы. Как отмечено в процессуальной литературе, максимальное расширение перечня следственных действий, допустимых при проверке сообщения о преступлении, ведет к стиранию грани между стадиями возбуждения уголовного дела и предварительного расследования . В этой связи следует согласиться с утверждением, что «установление истины «любыми средствами» опасно проявлениями произвола, нарушениями прав и свобод личности» . Во избежание необоснованного ограничения прав, вторжения в личную жизнь граждан, вовлекаемых в сферу уголовно-процессуальных отношений в условиях отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, представляется принципиально верным тезис профессора О.Д. Жука о том, что «одной из основных особенностей деятельности правоохранительных органов в стадии возбуждения уголовного дела является запрет на … применение мер процессуального принуждения» .

С другой стороны, как справедливо указала Г. П. Химичева, отсутствие перечня проверочных действий и их процедуры — один из наиболее существенных недостатков уголовно-процессуального закона, влечет ущербность получаемых доказательств, порождает сомнения в достоверности информации, может привести к нарушениям прав и законных интересов граждан .

Что касается необходимого объема полномочий следователя в стадии возбуждения уголовного дела, то об этом верно написали В. Н. Яшин и А. В. Побед-кин: «повышение качества и эффективности проверки первичных материалов о преступлениях должно осуществляться не путем неограниченного расширения круга следственных действий, производство которых возможно на данной стадии, а за счет разработки новых и усовершенствования средств доказывания, исторически присущих первоначальному этапу уголовного судопроизводства» .

Из изложенного можно заключить, что институт возбуждения уголовного дела нуждается в процессуальном закреплении полномочий следователя, регламентации порядка проведения проверочных действий и правового статуса участников проверки сообщения о преступлении. Представляется, что имеющихся полномочий по проверке сообщения о преступлении достаточно для установления наличия либо отсутствия основания для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, с целью повышения эффективности процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела названные полномочия нуждаются в качественных преобразованиях.

Вопросы реализации полномочий следователя при проверке сообщения о преступлении нельзя рассматривать в отрыве от процесса доказывания. На доказывание в стадии возбуждения уголовного дела в науке сложились разнообразные точки зрения. Одни

авторы полагают, что проверка сообщения о преступлении является административной, непроцессуальной деятельностью , в связи с чем полученные сведения не являются доказательствами. Другие утверждают о процессуальном характере стадии возбуждения уголовного дела и, как следствие, наличии доказывания в данной стадии . Третьи обосновывают процессуальный характер стадии, но отсутствие процесса доказывания . По мнению четвертых , в силу специфики стадии возбуждения уголовного дела, в ней присутствует как процессуальная (в результате которой добываются доказательства), так и непроцессуальная деятельность, влекущая сбор непроцессуальных данных, которые «имеют ориентирующее, направляющее значение для выдвижения всевозможных версий и формирования определенного внутреннего убеждения у лица, принимающего решение по поступившему сообщению» .

Последняя точка зрения представляется более обоснованной, поскольку специфика стадии возбуждения уголовного дела обусловлена ее особой целью — установлением основания для возбуждения уголовного дела, которое формируется из данных, указывающих на наличие либо отсутствие признаков преступления. Если для предъявления обвинения уголовно-процессуальный закон требует наличие достаточных доказательств, то для возбуждения уголовного дела обязательного наличия доказательств не предусмотрено. В данной стадии допускается любая информация о признаках преступления, даже не обладающая свойствами доказательства (за исключением относимости). Именно этим обусловлено использование с момента вступления в силу УПК РФ, когда законом допускалось производить лишь осмотр места происшествия, сведений, изложенных в объяснениях, справках об исследовании, актах изъятия и большого количества иных, не предусмотренных уголовно-процессуальным законом источниках. Не смотря на принятие Федерального закона от 04 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который существенно расширил полномочия следователя в стадии возбуждения уголовного дела, процессуальный порядок получения сведений при проверке сообщения о преступлении так и не установлен, до сих пор сведения получаются в том числе и не предусмотренными статьей 144 УПК РФ способами. Так, иногда практикуется производство выемки или довольно часто простое приобщение документов (их копий) к материалу проверки сообщения о преступлении вообще без какого-либо процессуального оформления. (например, предоставленных заявителем или иными лицами). Изучение материалов проверок сообщений о преступлении и уголовных дел, а также собственная следственная практика свидетель-

ствуют о том, что ни одно процессуальное решение, предусмотренное статьей 145 УПК РФ, не было отменено по мотиву производства непроцессуальных проверочных действий либо ненадлежащего оформления процессуальных действий. Производство таких действий лишает возможности следователя ссылаться на их результаты как доказательства по уголовному делу, но не препятствует обоснованию решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Как законодательные предписания, так и практика их применения не требуют совершения в стадии возбуждения уголовного дела исключительно следственных и иных процессуальных действий, производство которых обязательно в процессе доказывания. Получение при проверке сообщения о преступлении доказательств не является необходимостью, поскольку цель проверки — получение данных о признаках преступления. Вместе с тем, доказывание не только не отрицается институтом возбуждения уголовного дела, но и получает все большее распространение. В этом проявляется специфика рассматриваемой стадии — амбивалентность проверочных действий и ее результатов. Выбор того или иного проверочного действия зависит от усмотрения следователя и его прогностических навыков, приобретаемых с опытом. Не секрет, что опытный следователь в подавляющем большинстве случаев предвидит итоговое решение по материалу проверки еще с момента ознакомления с сообщением о преступлении. Если велика вероятность принятия по результатам проверки сообщения о преступлении решения об отказе в возбуждении уголовного дела, принцип процессуальной экономии подталкивает к использованию более простых форм получения сведений о признаках преступления (точнее их отсутствии). В обратном случае, чтобы сразу получать сведения, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, целесообразнее производить проверочные действия в предусмотренной уголовно-процессуальным законом форме. А для этого необходимо предусмотреть в уголовно-процессуальном законе не только перечень полномочий следователя, но порядок их реализации, права и обязанности участников проверки сообщения о преступлении.

1 Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 244п02пр.

2 Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ № 8-010-15 от 30 июня 2010 г.

3 Федеральный закон от 04 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Литература

1. Акперов Р. С. о. Возбуждение уголовного дела в уголовно-процессуальном праве Российской

Федерации. Диссертация на соискательство ученой степени кандидата юридических наук. М. 2010. 217 с.;

2. Артемова В. В. Возбуждение уголовного дела как уголовно-процессуальный институт. Диссертация па соискание ученой степени кандидата юридических паук. М. 2006. 233 с.;

3. Ахмадуллин А. С. Проблемы обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования в свете УПК РФ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2005. 186 с.;

4. Березина Л. В. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов. 2003. 284 с.;

5. Варнавский Д. А. Проверка сообщения о преступлении: генезис и перспектива. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва. 2017. 217 с.;

6. Власова Н. А. Возбуждение уголовного дела: теоретические и правовые проблемы // Журнал российского права. 2000. № 11. С. 25-30;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дежнев А. С. Возможен ли отвод в стадии возбуждения уголовного дела? // Законность. 2006. № 1. С. 46-48;

8. Жук О.Д. Борьба с организованной преступностью в Российской Федерации: По материалам оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности в Западно-Сибирском и других регионах России: Диссертация на соискательство ученой степени кандидата юридических наук: Москва. 1998. 174 с.;

9. Литвиненко К. Л. Стадия возбуждения уголовного дела способствует или препятствует реализации права граждан на доступ к правосудию? // Российский следователь. 2010. № 16. С. 26-27;

11. Нечаева Т. Г. Оценка следователем допустимости доказательств на стадии возбуждения уголовного дела. Диссертация на соискательство ученой степени кандидата юридических наук. М. 2007. 237 с.;

13. Петрухин И. Л. возбуждение уголовного дела по действующему УПК РФ // Государство и право. 2005. № 1. С. 64-70;

14. Ряполова Я. П. Процессуальные действия, проводимые в стадии возбуждения уголовного дела: правовые, теоретические и организа-

ционные основы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. M. 2012. 260 с.;

15. Халиков А. H. Собирание доказательств в ходе проверки сообщения о преступлении // Законность. 2013. № 12. С. 54-57;

16. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: Концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. Диссертация на соискательство ученой степени доктора юридических наук. М.: 2003. 410 с.;

7. Dezhnev A. S. Vozmozhen li otvod v stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela? // Zakonnost’.

2006. № 1. S. 46-48;

2007. 237 s.;

13. Petruhin I. L. vozbuzhdenie ugolovnogo dela po dejstvuyushchemu UPK RF //Gosudarstvo i pravo. 2005. № 1. S. 64-70;

15. Halikov A. N. Sobiranie dokazatel’stv v hode proverki soobshcheniya o prestuplenii // Zakonnost’. 2013. № 12. S. 54-57;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2017. Т. 27, вып. 5

УДК 343.18

Ф.Н. Багаутдинов, Р.Р. Хасанов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

В статье рассматриваются вопросы подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации. Обращается внимание на значительное количество дел об уголовных преступлениях небольшой и средней тяжести, расследуемых следователями Следственного комитета РФ, что значительно увеличивает нагрузку на его следственный аппарат. Исследуются преступления, предусмотренные ст. 139, 198-199.2, 238, 319 Уголовного кодекса РФ, анализируются статистические данные. Предлагается передать ряд составов о преступлениях небольшой и средней тяжести в подследственность дознавателей и следователей органов внутренних дел РФ и по ряду составов преступлений применить следующий подход: простой состав расследует другой орган, а Следственный комитет берется за дело лишь в случаях наступления тяжких и особо тяжких последствий, то есть по квалифицированным составам преступлений. По мнению авторов, с помощью внесения изменений в уголовно-процессуальный закон деятельность следователей Следственного комитета Российской Федерации необходимо сосредоточить на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.

Ключевые слова: подследственность, Следственный комитет Российской Федерации, альтернативная подследственность, органы предварительного следствия, органы дознания.

С момента создания Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК) активно обсуждаются вопросы подследственности его следователей . Преступления коррупционной направленности в основной своей массе относятся к их подследственности. Следователям СК передано и расследование уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных как в отношении несовершеннолетних, так и ими самими. В целом основная часть уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях сегодня расследуется следователями Следственного комитета Российской Федерации.

За последние годы произошло серьезное увеличение нагрузки на следственный аппарат Следственного комитета. Как видно из статистических данных, значительную часть нагрузки следователей СК РФ составляют дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, и доля этих преступлений продолжает расти. Например, в 2015 г. следователями СК РФ расследовалось 174 176 дел, из них 76 620 дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, что составило 43 %. В 2016 г. следователями Следственного комитета всего было расследовано 165 843 уголовных дел, из них 96,7 тыс. дел — о преступлениях небольшой и средней тяжести. Таким образом, более половины расследуемых следователями СК РФ уголовных дел составляют дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. При этом преступления небольшой и средней тяжести следователями Следственного комитета РФ расследуются в основном в форме предварительного следствия. В связи с этим необходимо обсудить вопрос об освобождении следователей СК от расследования малозначительных дел.

В соответствии с теорией уголовного процесса следователи должны расследовать, как правило, тяжкие и особо тяжкие преступления, дознаватели — преступления небольшой и средней тяжести. В противном случае мы наблюдаем нерациональное использование выделяемых ресурсов (штатных единиц, времени компетентных должностных лиц) для решения тех или иных задач конкретного правоохранительного органа.

На наш взгляд, следует обратить внимание на несколько составов преступлений, обоснованность нахождения которых сегодня в подследственности следователей Следственного комитета вызывает большие вопросы.

Начнем со ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации «Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением». При этом под представителем власти понимаются не только сотрудники правоохранительных, но и контролирующих (рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля) или иных органов (различные звенья государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти). В целом эта статья относится к компетенции дознания (ст. 150 УПК РФ), а следователи СК РФ расследуют уголовные дела о таких преступлениях, совершенных в отношении должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, органов

2017. Т. 27, вып. 5

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации (пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Всего в 2015 г. по ст. 319 УК РФ судами общей юрисдикции осуждены 7 823 человека. В общем объеме расследованных следователями СК уголовных дел эта статья занимает значительное место, при том, что преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, — это преступление небольшой тяжести.

Практика показывает, что чаще всего такие дела возникают по фактам оскорбления сотрудников полиции. Фабула их проста: пришел сотрудник полиции к гражданину, приглашает, доставляет его в полицию и т. д., при этом тот его обзывает нехорошими словами. Вылетело у человека сгоряча, в пьяном состоянии неосторожное слово и — статья готова. Таких дел в Следственном комитете расследуется немало, и основная их часть — по заявлениям сотрудников полиции. Сотрудники других органов обращаются с заявлением о возбуждении уголовного дела весьма редко, хотя оскорбляют и судебных приставов, и сотрудников ФСИН, и других. Причем, что интересно, отдельные сотрудники полиции проходят в качестве потерпевших по таким делам неоднократно. Неужели это такое важное и особо опасное преступление, которое заслуживает внимания Следственного комитета?

Процессуалисты могут возразить, что расследование уголовных дел об оскорблении сотрудника полиции следователем ОВД может разрушить систему сдержек и противовесов в следственной деятельности. По нашему мнению, расследование преступлений о публичном оскорблении представителей контролирующих органов ничем не отличается от расследования аналогичных преступлений в отношении должностного лица правоохранительного органа, и ст. 319 УК РФ необходимо передать для расследования дознавателям или следователям МВД.

Еще одна статья — ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности жилища». Всего за 2015 г. по этой статье было осуждено 5 429 человек, что составило около 5 % от общего количества направленных СК дел в суд.

Грозная на вид статья, которая находится в главе о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина и относится к исключительной подследственности следователей СК. А на практике, в жизни, все происходит гораздо проще. Эту статью применяют по поводу и без повода. Ведь, по сути, ее можно вменить лицу, подозреваемому (обвиняемому) в совершении любого преступления, совершаемого с проникновением в квартиру (кража, грабеж, разбой и т. д.). В чистом виде, именно как нарушение конституционных прав, это преступление встречается редко. Основную массу этих преступлений совершают лица, не проживающие в квартире, не имеющие законных оснований в нее заходить, но имеющие отношение к хозяевам, жильцам квартиры и в силу различных жизненных обстоятельств ломающие дверь квартиры: бывшие мужья, сожители, собутыльники, родственники, знакомые, соседи и т. д. Зачем Следственному комитету заниматься этими семейно-бытовыми делами?

Зачастую такие уголовные дела прекращаются у мирового судьи за примирением сторон. Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 2 марта 2017 г уголовное дело по обвинению гр. А., в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 139 УК РФ, прекращено за примирением с потерпевшим1.

Как известно, с 1 января 2011 г. Следственному комитету были переданы все уголовные дела о налоговых преступлениях. Статья 198 УК РФ — «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» — находится в исключительной компетенции Следственного комитета. УПК РФ не предусматривает даже альтернативную подследственность по данной категории дел (ч. 5 ст. 151 УПК РФ). Обратим внимание, что ч. 1 ст. 198 УК РФ — это преступление небольшой тяжести, а ч. 2 ст. 198 УК РФ — средней. Данные преступления не представляют особой сложности для выявления и расследования. Неужели следователи ОВД, специализирующиеся на расследовании экономических преступлений, не справятся с подобной категорией дел, тем более если налоговые преступления выявили оперативные сотрудники МВД?

В настоящее время в производстве следователей Главного следственного управления МВД РФ по Республике Татарстан находятся сложные многотомные уголовные дела о преступлениях по неза-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Некоторые вопросы подследственности следователей.

2017. Т. 27, вып. 5

конному возмещению налога на добавленную стоимость (ст. 159 УК РФ), которые успешно ими расследуются. Чем они отличаются от уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напомним, что ранее по УПК РФ в редакции 2002 г. уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 198 УК РФ, расследовались дознавателями налоговых органов. В дальнейшем УПК РФ (в редакции от 29.12.2010 г.) передал расследование дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, следователям ОВД, а уже затем — следователям СК.

В целях более эффективного выявления налоговых преступлений предлагаем установить в УПК РФ альтернативную подследственность следователей СК и МВД по преступлениям, предусмотренным ст. 198-199.2 УК РФ, в зависимости от того, кто выявил налоговое преступление.

Далее обратим внимание на ст. 238 УК РФ — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Статья на первый взгляд вроде бы серьезная. На практике же она нередко выливается в самую обычную проверку торгового киоска, в котором, к примеру, нашли минеральную воду с просроченным сроком хранения, либо оперативными сотрудниками БЭП и ПК была проведена проверочная закупка у бабушки двух бутылок спиртосодержащей жидкости, признанной исследованием опасной для жизни граждан. И вот из-за этих нескольких бутылок возбуждается уголовное дело, которое расследует следователь Следственного комитета.

В практике имели место случаи возбуждения и расследования малозначительных уголовных дел по ст. 238 УК РФ — за вяленого леща или одну селедку, проданных на городском пляже, за продажу самогона в бутылке из-под лимонада и т.д.

Так, приговором Волгодонского районного суда Ростовской области от 8 июля 2016 г. гр. И. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 35 тыс. руб. И. реализовала рыбную продукцию, не отвечающую требованиям безопасности для здоровья потребителей в виде вяленой рыбы, в результате употребления которой отравился гр. Ф.2.

Возникает резонный вопрос: неужели это такое серьезное преступление, заслуживающее внимания Следственного комитета? Заметим, что в ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации три части. Исходя из тяжести последствий, указанных в чч. 2 и 3 (смерть людей и другие), их нужно оставить в компетенции Следственного комитета — таких дел немного, но ч. 1 этой статьи целесообразно передать в дознание либо следователям ОВД.

В целом по ряду составов преступлений, возможно, следует применить такой подход — простой состав расследует другой орган, а Следственный комитет берется за дело лишь в случаях наступления тяжких и особо тяжких последствий, то есть по квалифицированным составам преступлений.

Таким образом, подследственность следователей Следственного комитета Российской Федерации нуждается в серьезной ревизии с тем, чтобы они сосредоточились на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.

* * *

1. Супрун С.В. Подследственность следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ по делам частно-публичного обвинения // Российский следователь. 2010. № 7. С. 8-9.

2. Супрун С.В. Подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации в отношении несовершеннолетних // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та. 2014. № 1 (26). С. 15-18.

Поступила в редакцию 22.06.17

F.N. Bagautdinov, R.R. Khasanov

SOME ISSUES OF THE INVESTIGATIVE JURISDICTION OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE

2 Приговор Волгодонского районного суда Ростовской области № 1-468/2016 от 8 июля 2016 г. // Доступ из ГАС РФ «Правосудие» (дата обращения: 10.04.2017).

2017. Т. 27, вып. 5

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Багаутдинов Флер Нуретдинович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве

Казанский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, 41 E-mail: fler5858@mail.ru

Хасанов Рамиль Ринатович, заместитель начальника отдела МВД -начальник следственного отделения ОМВД России по Атнинскому району Республики Татарстан 422750, Россия, с. Большая Атня, ул. Б. Зиганшина, 85 E-mail: pravo.za@mail.ru

Bagautdinov F.N.,

Doctor of Law, Head of Department

of Prosecutor’s supervision the execution of laws

in the operational-search activity and the activity

of the Prosecutor in criminal proceedings

Kazan law Institute (branch) Academy of the Prosecutor General Russian Federation

41, Moskovskaya st., Kazan, Russia, 420111 E-mail: fler5858@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Общие положения

1. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации<*>, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

<*> Далее — «Министерство» или «МВД России».

2. Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства<*> и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

<*> Далее — «органы предварительного следствия».

3. Структура и штатное расписание Следственного департамента МВД России утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации<*>.

<*> Далее — «Министр».

4. Следственный департамент МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

5. Работа Следственного департамента МВД России организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

6. Следственный департамент МВД России в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.

7. Следственный департамент МВД России в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях обеспечивает эффективность деятельности органов предварительного следствия.

8. Следственный департамент МВД России имеет печать с изображением геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Следственного департамента МВД России.

Следственный департамент МВД России для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

9. Надзор за процессуальной деятельностью Следственного департамента МВД России осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий.

II. Основные задачи Следственного департамента МВД России

10. Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

10.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.3. Определение приоритетных направлений в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.4. Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.

10.5. Осуществление в пределах своих полномочий контроля за законностью решений и действий следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

10.6. Организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

10.7. Расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.

10.8. Организация взаимодействия следователей органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран в рамках реализации положений международных договоров Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам.

10.9. Участие в выработке и проведении эффективной кадровой политики и повышении профессионального мастерства следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

III. Основные функции и полномочия Следственного департамента МВД России

11. Основными функциями Следственного департамента МВД России являются:

11.1. Осуществление анализа состояния реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.2. Анализ и оценка состояния деятельности в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, определение приоритетных направлений их совершенствования.

11.3. Анализ в пределах своей компетенции эффективности мер, принимаемых органами предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.

11.4. Прогнозирование развития деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, разработка предложений руководству Министерства по их совершенствованию.

11.5. Обобщение и анализ практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России и выработка соответствующих мер по повышению эффективности деятельности органов предварительного следствия.

11.6. Разработка либо участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.7. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров Российской Федерации в области уголовного судопроизводства.

11.8. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

11.9. Обеспечение представления и представление по искам, связанным с расследованием преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, а также исполнением следователями органов внутренних дел законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

11.10. Организация и осуществление текущего и перспективного планирования деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.11. Участие в определении основных направлений деятельности территориальных органов МВД России и разработке мер по их совершенствованию по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.12. Участие в формировании федеральных целевых программ в части, касающейся деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.13. Координация производимого следователями органов предварительного следствия расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер.

11.14. Разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы.

11.15. Взаимодействие с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, касающимся деятельности органов предварительного следствия.

11.16. Осуществление в установленном порядке контроля за выполнением задач, возложенных на органы предварительного следствия, по реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также ведомственного и процессуального контроля за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказания практической и методической помощи в их расследовании, ведения контрольно-наблюдательных производств по этим делам.

11.17. Выявление, изучение и обобщение положительного, в том числе зарубежного, опыта в области организации предварительного следствия, обеспечение его внедрения в деятельность органов предварительного следствия, издание Информационного бюллетеня Следственного департамента МВД России.

11.18. Формирование заявок на проведение научных исследований, использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

11.19. Оказание практической и методической помощи органам предварительного следствия.

11.20. Обеспечение деятельности Научно-консультативного совета при Следственном департаменте МВД России.

11.21. Осуществление организационного и методического обеспечения деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений вызывающих широкий общественный резонанс.

11.22. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведение систематизированного учета действующего законодательства.

11.23. Организация формирования и ведения информационных систем в интересах обеспечения деятельности органов предварительного следствия, формирование и ведение баз данных по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.24. Организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и органами государственной власти.

11.25. Производство расследования наиболее тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.

11.26. Организация учета вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного департамента МВД России, и их хранения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

11.27. Обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов.

11.28. Участие в установленном порядке в разработке нормативов нагрузки, штатной численности и норм положенности материально- технического обеспечения следователей органов предварительного следствия, разработка типовых положений и типовых структур органов предварительного следствия.

11.29. Осуществление в установленном порядке подбора и расстановки руководящих кадров, организация профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия, участие в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой.

11.30. Рассмотрение писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

11.31. Информирование населения в пределах своей компетенции о результатах деятельности органов предварительного следствия, в том числе через средства массовой информации, путем проведения пресс-конференций, брифингов, «круглых столов».

11.32. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.

11.33. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

12. Следственный департамент МВД России для осуществления своих задач и функций имеет право:

12.1. Создавать рабочие группы и комиссии.

12.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

12.3. Привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Следственный департамент МВД России задач научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

12.4. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

12.5. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства, органов, организаций и подразделений системы МВД России, Федеральной миграционной службы, органов государственной власти Российской Федерации для решения задач Следственного департамента МВД России.

12.6. Осуществлять по вопросам, относящимся к деятельности Следственного департамента МВД России, в установленном порядке проверки оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия.

12.7. Вносить предложения руководству Министерства о постановке на особый контроль территориальных органов МВД России, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.

12.8. Заслушивать отчеты руководителей органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, относящимся к ведению Следственного департамента МВД России.

12.9. Проводить в установленном порядке совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары, а также пресс-конференции, брифинги для средств массовой информации по направлениям деятельности Следственного департамента МВД России.

12.10. Проводить в установленном порядке стажировку руководителей и сотрудников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

12.11. Использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возможности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, средств массовой информации.

12.12. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Следственный департамент МВД России является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

12.13. Осуществлять иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

IV. Организация и обеспечение деятельности Следственного департамента МВД России

13. Следственный департамент МВД России возглавляет заместитель Министра — начальник Следственного департамента МВД России<*>, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

<*> Далее — «Начальник Следственного департамента МВД России».

Начальник Следственного департамента МВД России имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять МВД России во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными судами, вести переписку от имени Министерства.

14. Начальник Следственного департамента МВД России имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

15. Начальник Следственного департамента МВД России:

15.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Следственного департамента МВД России, а также процессуальное руководство деятельностью органов предварительного следствия. Несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Следственный департамент МВД России задач и функций, реализацию предоставленных прав.

15.2. Пользуется процессуальными полномочиями руководителя следственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, создает в необходимых случаях в установленном порядке следственные группы, в том числе межрегиональные.

15.3. Распределяет полномочия между своими заместителями; осуществляет контроль за исполнением возложенных на них обязанностей; делегирует часть своих полномочий своим заместителям.

15.4. Утверждает планы работы Следственного департамента МВД России, а также положения о его структурных подразделениях.

15.5. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Следственного департамента МВД России и органов предварительного следствия.

15.6. Создает в пределах утвержденного штатного расписания Следственного департамента МВД России и органов предварительного следствия временные подразделения целевого назначения.

15.7. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Следственного департамента МВД России.

15.8. Осуществляет в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников Следственного департамента МВД России до заместителя начальника управления, входящего в Следственный департамент МВД России, включительно.

15.9. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Следственный департамент МВД России, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Следственном департаменте МВД России.

15.10. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, воспитание личного состава Следственного департамента МВД России, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации.

15.11. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих; присваивает в пределах предоставленных прав сотрудникам Следственного департамента МВД России специальные звания до подполковника юстиции включительно, вносит предложения Министру о присвоении специального звания полковника юстиции сотрудникам Следственного департамента МВД России.

15.12. Поощряет в пределах предоставленных Министром прав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России и налагает на них дисциплинарные взыскания соответственно до заместителя начальника управления Следственного департамента МВД России включительно; вносит Министру представления к награждению государственными и ведомственными наградами своих заместителей, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, а также предложения об их поощрении либо применении к ним дисциплинарных взысканий правами Министра.

15.13. В установленном порядке поощряет граждан, оказавших содействие Следственному департаменту МВД России, вносит руководству Министерства и начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России предложения о поощрении граждан, оказавших содействие Следственному департаменту МВД России.

15.14. Направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России в плановые служебные командировки, в исключительных случаях в установленном порядке — во внеплановые.

15.15. Устанавливает и изменяет в пределах своей компетенции сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России соответствующие надбавки и выплаты.

15.16. Предоставляет отпуска сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России.

15.17. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением службы сотрудниками Следственного департамента МВД России и осуществлением профессиональной служебной деятельности федеральными государственными гражданскими служащими Следственного департамента МВД России.

15.18. Вносит согласованные в установленном порядке представления Министру о назначении на должность и освобождении от должности заместителей начальников территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях — начальников органов предварительного следствия на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

15.19. Дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей начальников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

15.20. Вносит Министру предложения о перераспределении штатной численности органов предварительного следствия в системе МВД России.

15.21. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Следственном департаменте МВД России, а также обеспечивает выполнение в Следственном департаменте МВД России мероприятий гражданской обороны.

15.22. Лично принимает граждан в Приемной МВД России согласно графику, утвержденному Министром.

15.23. Отвечает за организацию и организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Следственного департамента МВД России.

15.24. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в Следственном департаменте МВД России.

15.25. Организует в пределах своей компетенции разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;

15.26. Организует в пределах своей компетенции оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

15.27. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Следственного департамента МВД России и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.

16. При начальнике Следственного департамента МВД России действует оперативное совещание, порядок работы и персональный состав которого утверждаются начальником Следственного департамента МВД России.

17. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Следственного департамента МВД России осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Утвержден приказом МВД России от 1 июля 2011 г. N 780 «Об утверждении положения о Следственном департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации»

admin