Энергосбытовая деятельность лицензирование

На прошлой неделе, 14-17 мая для публичного рассмотрения и обсуждения были размещены несколько проектов законодательных документов, разработанных Федеральной антимонопольной службой и Министерством энергетики. Они доступны на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Каждый из этих документов можно найти по индивидуальному идентификационному номеру ID.
Помощь в подготовке обзора оказали компания Lex Consilium и информационно-консалтинговая группа Electricalnet.ru.

20.05.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм» (ID проекта: 02/08/05-19/00091450).

Проект приказа разработан с целью доведения до субъектов ГИС ТЭК, определенных Федеральным законом № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», форм, состава и содержания информации для предоставления в ГИС ТЭК.

Разработчик — Минэнерго России

Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

21.05.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по лицензированию энергосбытовой деятельности» (ID проекта: 01/02/05-19/00091495).

В соответствии с положениями действующего законодательства (федеральные законы № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 451-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности») с 1 июля 2020 года осуществление энергосбытовой деятельности допускается только на основании лицензии.

С учетом изложенного, Проект Административного регламента разрабатывается для того, чтобы регламентировать процедуру предоставления государственной услуги по лицензированию энергосбытовой деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур) предоставления государственной услуги.

Разработчик — Минэнерго России

Процедура — публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта.

23.05.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям». Текст проекта размещен на официальном сайте (ID проекта: 02/07/05-19/00091143).

Проектом предусмотрено внесение изменений, в том числе в Правила технологического присоединения № 861, предусматривающих, что в отношении заявителей — физических лиц, осуществляющих технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств не может составлять более 5000 рублей за каждый кВт запрашиваемой максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств.

В отношении таких заявителей предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

Включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается, за исключением заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), а также случаев осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по индивидуальному проекту.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Вышеуказанные положения о размере платы за технологическое присоединение не будут применяться в следующих случаях:

  • при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, владеющим земельным участком по договору аренды, заключенному на срок не более одного года, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства;
  • при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов.

Необходимость принятия постановления, по мнению разработчиков, связана с тем, что в настоящее время в законодательстве созданы условия, при которых очень часто заявляется максимально возможная мощность, за которую предоставляется «льгота» (технологическое приседание за 550 руб.).

Получается, что сетевыми организациями вкладываются большие средства в присоединение новых потребителей при отсутствии соответствующего роста потребления электроэнергии. Указанный фактор раскручивает спираль неэффективности расходов сетевых организаций, порождает дисбаланс между действительными потребностями и необходимостью обеспечить доступность энергетической инфраструктуры для новых абонентов. Более половины объема финансирования, требуемого на реализацию технологического присоединения, компенсируется за счет собственных средств сетевых организаций, в том числе амортизации, которые должны направляться на модернизацию, реновацию существующих сетей, что является абсолютно недопустимым уровнем, когда мы говорим о необходимости обеспечить надежным электроснабжением всех потребителей, находящихся на территории Российской Федерации.

Разработчик — Минэнерго России

Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

24.05.2019 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» (ID проекта: 02/07/05-18/00080869).

Проект постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» разработан Минэнерго России в целях реализации Федерального закона от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Лицензированию подлежит деятельность по поставке потребителям на розничных рынках приобретенной или произведенной электрической энергии. Исключение: не подлежит лицензированию деятельность производителей, объем продажи электроэнергии покупателям которыми не превышает собственную выработку, а также продажа электроэнергии для целей компенсации потерь, произведенной на принадлежащих производителю электрической энергии на праве собственности или ином законном основании квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа.

Согласно проекту лицензирование энергосбытовой деятельности осуществляется Минэнерго России.

Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии является предоставленное в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. Проектом определяется состав сведений, подлежащих указаний в данном заявлении, а также перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению.

Согласно проекту лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия.

В выдаче лицензии может быть отказано по следующим основаниям:

  • соискатель лицензии не соответствует одному или нескольким лицензионным требованиям;
  • в заявлении о предоставлении лицензии и (или) документах, представленных для получения лицензии, имеется недостоверная или искаженная информация.

Проектом устанавливается порядок переоформления лицензии, выдачи дубликата лицензии.

При осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований на основании представленных лицензиатом в соответствии с проектом документов лицензирующий орган осуществляет мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований без взаимодействия с лицензиатом посредством анализа сведений, содержащихся в указанных документах (мониторинг за соблюдением лицензионных требований).

При осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований лицензирующим органом проводятся внеплановые документарные проверки и внеплановые выездные проверки.
Проектом определен перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Проект предусматривает систему оснований для прекращения действия лицензии, отвечающую принципу соразмерности совершенному нарушению. В частности, основаниями прекращения действия лицензии является неоднократное в течение года грубое нарушение лицензионных требований, неоднократное в течение года неисполнение предписания лицензирующего органа о прекращении нарушений лицензионных требований, не относящихся к грубым.

Решение о прекращении действия лицензии принимается лицензирующим органом. При этом, учитывая, что решение о прекращении действия лицензии должно приниматься по результатам полного и всестороннего исследования всех документов и информации, проектом предусматривается обязательное участие при установлении наличия оснований прекращения действия лицензии комиссии, состоящей из представителей Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России и Совета рынка. В проекте содержится положение о деятельности указанной комиссии.

Разработчик — Минэнерго России

Процедура — повторные публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

24.05.2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)». ID проекта: 01/01/05-19/00091592.

Проект Протокола о внесении изменений содержит изменения раздела XX «Энергетика» Договора о Евразийском экономическом союзе, а также новую редакцию приложения № 21 к Договору о Союзе — Протокол об общем электроэнергетическом рынке Союза.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 предусмотрено поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств-членов Союза с учетом переходных положений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 104 Договора о Союзе, посредством заключения ими международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза.

Протокол об общем электроэнергетическом рынке Союза определяет правовые основы и принципы формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка Союза, устанавливает сферы, которые будут урегулированы правилами функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, а также наделяет Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и Совет Евразийской экономической комиссии полномочиями по утверждению актов, предусмотренных указанным Протоколом.

Предварительное моделирование экономического эффекта от функционирования общего электроэнергетического рынка Союза позволяет говорить о возможном снижении цены оптового рынка на сутки вперед Российской Федерации в первой ценовой зоне на 9,2 %, во второй ценовой зоне на 29,9, что означает определенный положительный эффект для потребителей Российской Федерации. Указанное снижение цен рынка на сутки вперед в совокупности со снижением выработки электрической энергии отечественными генерирующими компаниями за счет ее замещения импортными объемами в среднечасовом исчислении до 2904 МВт (26,5 млрд. кВт*ч в год) может привести к максимальному снижению совокупного дохода генерирующих компаний в размере до 135,5 млрд. руб. ежегодно. На практике с большой долей вероятности снижение совокупного дохода генерирующих компаний Российской Федерации будет меньше указанного значения в силу того, что цена рынка на сутки вперед в значительной степени адаптируется к изменению балансовых условий работы ЕЭС России за счет изменения ценовых стратегий участников на длительном временном интервале. Вместе с тем, полностью избежать оттока финансовых средств в пользу зарубежных производителей электрической энергии, вызванного снижением объемов выработки электрической энергии генерирующими компаниями внутри России при полномасштабной работе конкурентного общего рынка Союза, не представляется возможным.

В силу того, что проект Протокола о внесении изменений потребует изменения действующего законодательства в сфере электроэнергетики и, возможно, принятия новых федеральных законов, на основании статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» проект Протокола о внесении изменений представлен Правительством РФ на ратификацию Президенту РФ.

Разработчик — Минэнерго России

Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

24.05.2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и об утверждении Министерством энергетики Российской Федерации в 2019 году инвестиционных программ субъектов электроэнергетики». ID проекта: 01/01/05-19/00091585.

В целях совершенствования порядка утверждения и корректировки инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Минэнерго России подготовлен рассматриваемый проект постановления Правительства РФ.

Проектом постановления предусматриваются:

1) следующие особенности утверждения в 2019 году инвестиционных программ дочерних обществ ПАО «Россети»:

  • проведение дополнительного сокращенного по срокам общественного обсуждения проектов корректировок инвестиционных программ, сформированных в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 (далее — Правила № 977), после устранения замечаний Минэнерго России к периодам их планирования;
  • одобрение советами директоров дочерних обществ ПАО «Россети» указанных корректировок инвестиционных программ;
  • продление срока направления заявлений об утверждении проектов корректировок инвестиционных программ, соответствующих указанным в проекте постановления условиям.

2) определение в Правилах № 977 положений, предусматривающих синхронизацию периода реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, государственное регулирование тарифов которых осуществляется с использованием долгосрочных параметров регулирования, с текущим долгосрочным периодом регулирования, то есть возможность корректировки в 2020 году инвестиционных программ в части приведения их периодов планирования в соответствие с установленными в 2019 году долгосрочными периодами тарифного регулирования (далее — ДПР) (в том числе возможность корректировки года начала реализации инвестиционной программы для приведения в соответствие с годом начала ДПР);

3) продление до 01.01.2022 периода, в течение которого информационное взаимодействие Минэнерго России с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и предоставлении государственных услуг по утверждению таких программ осуществляется путем направления (с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи) соответствующих уведомлений, документов и сведений в форме электронных документов, в случае если у заинтересованных органов и организаций отсутствует доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и (или) техническая возможность к осуществлению указанного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и (или) отсутствуют разработанные в установленном порядке технологические карты межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде;

4) вступление в силу постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и об утверждении Министерством энергетики Российской Федерации в 2019 году инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» со дня его официального опубликования ввиду ограниченных сроков рассмотрения Минэнерго России и заинтересованными органами и организациями проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в рамках определенного в Правилах порядка утверждения инвестиционных программ, в отношении которого проектом постановления устанавливаются особенности на 2019.

Разработчик — Минэнерго России.

Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

На сегодняшний день в число регулирующих энергосбытовую деятельность нормативно-правовых актов входят: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Приказ Министерства энергетики РФ от 15.04.2014 № 186 «О единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций» и Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии».

Для начала уточним значение таких понятий как «энергосбытовая деятельность», «потребители электрической энергии», «энергосбытовые организации», «гарантирующий поставщик».

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»:

— «энергосбытовая деятельность — деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;

— потребители электрической энергии — лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

— энергосбытовые организации — организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность;

— гарантирующий поставщик электрической энергии (далее — гарантирующий поставщик) — коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию».

В ФЗ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ещё в 2017 году Федеральным законом от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» были внесены поправки, предусматривающие необходимость обязательного лицензирования энергосбытовой деятельности.

В целях исполнения ФЗ № 35-ФЗ 18 мая 2018 года Минэнерго России (именно этот государственный орган был определён в данном случае как лицензирующий) создало специальный Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности и подготовило проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности», утверждающий Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности.

В Положении прописан порядок подачи заявлений и документов для получения лицензии, указаны лицензионные требования, утвержден перечень необходимых для предоставления документов, определены сроки рассмотрения заявления и выдачи лицензии, а также основания, по которым может быть отказано в выдаче. Также прописан порядок осуществления лицензионного контроля и случаи, в которых действие лицензии прекращается. В Положении сформулированы Правила создания и деятельности комиссии по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности и Требования к организации обслуживания потребителей электрической энергии.

Какие цели преследовало Минэнерго, внося предложение об обязательном лицензировании этого вида деятельности?

Очевидно, что главной целью было усиление контроля платёжной дисциплины, так как долги гарантирующих поставщиков и энергосбытовых кампаний имеют тенденцию к постоянному росту, а случаи банкротства далеко не редки. Таким образом, с введением лицензирования, рынок должны были покинуть крупные должники перед оптовым рынком и сетевым комплексом.

Немаловажной задачей так же было обеспечение контроля качества предоставляемых потребителям услуг.

Несмотря на благие намерения, это спорное предложение Минэнерго не нашло однозначной поддержки ни среди экспертов, ни среди представителей промышленного комплекса.

По общему мнению, отрасль регламентирована в достаточной степени и цели лицензирования достижимы в рамках существующей системы контроля. Мера лицензирования была направлена по большому счёту на слабых участников рынка для снижения объёма растущих неплатежей. Однако оборотной стороной медали мог бы стать резкий рост ограниченного числа участников, зачастую аффилированных государством.

Ожидается, что отмена лицензирования может привести к росту задолженностей, но положительным фактором станет повышение конкуренции и приостановление процесса укрупнения отдельных сильных участников.

Несмотря на то, что Закон был принят в 2017 году, его введение в действие постоянно откладывалось, так как проект Постановления не был утверждён. В итоге Департамент информировал о том, что принято решение лицензирование в практику не вводить. Объясняется это тем, что из-за нестабильной общей экономической ситуации в России и мире в связи с пандемией коронавирусной инфекции, Правительством прорабатывается план поддержки экономики, малого и среднего бизнеса. По этой причине федеральным органам исполнительной власти даны поручения приостановить плановые проверки, а также дано поручение Минэнерго России о необходимости подготовки проектов нормативных правовых актов для отмены лицензирования энергосбытовой деятельности. Проекты будут внесены и представлены на общественное обсуждение в установленном порядке.

Таким образом можно быть уверенными, что осуществлять энергосбытовую деятельность после 1 июля 2020 года, не имея лицензии, будет возможно и это не станет нарушением.

Однако контролировать энергосбытовую сферу будут по-прежнему строго. Минэнерго России работает над поиском новых эффективных способов для проведения мониторинга финансово-экономического состояния энергосбытовых кампаний и расчётов внутри энергетического комплекса в целом. Новые меры будут применяться на постоянной основе после нормализации сложившейся ситуации.

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Приветствую Вас, коллеги!
Сегодня я хотел бы поговорить о предстоящем лицензировании энергосбытовой деятельности.
Как вы знаете, обязательное лицензирование энергосбытовой деятельности должно быть введено с 1 июля 2020 года.
Готовится к утверждению Постановление Правительства – Положение о лицензировании. Довольно объемный документ более чем на 150 страниц.
Введение лицензирования серьезно осложнит жизнь энергосбытовым организациям, так как за работу без лицензии ЭСО будет грозить штраф от 500 тыс. руб.
Кроме того, фактически энергосбытовыми организациями станут те, кто к числу ЭСО себя никогда не относил – а именно промпредприятия с субабонентами. Ведь их деятельность тоже попадает под лицензирование.
Чтобы получить лицензию, соискатели должны будут соответствовать довольно серьёзному списку требований. Это показатели финансового состояния и финансовой дисциплины, требование по количеству центров очного обслуживания для гарантирующих поставщиков, а также энергосбытовых организаций, обслуживающих население.
Но сейчас я хочу поговорить о других требованиях, а именно о необходимости создания сайтов энергосбытовых организаций.
Проанализировав Положение я увидел, что к сайту ЭСО предъявляются серьезные требования как к составу информации, размещенной, так и к функциональным возможностям.
На сайте ЭСО должна быть представлена практически вся информация о деятельности энергосбытовой организации, заключению и исполнению договоров с потребителями, сведения о тарифах, порядок расчета конечной стоимости электроснабжения, информация о бездоговорном и безучетном потреблении, ограничении режима потребления и так далее.
Также устанавливаются требования по максимальному количеству часов перебоев в работе сайта в месяц.
Кроме того, проект положения предусматривает создание на сайте ЭСО личного кабинета потребителя, требования к функционалу которого очень сильно напоминают мне портал госуслуг в миниатюре.
В личном кабинете ЭСО должно быть реализовано: возможность оставить заявку на изменение вариантов расчета конечной цены электроснабжения, передача показаний приборов учета, отображение всей финансовой информации по договору энергоснабжения, в том числе задолженности
Это значит, что необходима интеграция сайта с программами для ведения налогового и бухгалтерского учета, а также учета электроэнергии. Однако максимальные требования установлены не для всех категорий и имеют отлагательные условия.
Кроме того, есть так называемое заочное обслуживание, которое может быть реализовано и не через сайт ЭСО, но на мой взгляд наиболее удобный способ – это именно сайт энергосбытовой организации. То есть через личный кабинет. А для заочного обслуживания отлагательных условий нет и оно должно быть реализовано для всех энергосбытовых организаций.
Так что на мой взгляд требования Положения о лицензировании немного противоречивы.
Также очень смущает то, что Положение о лицензировании на данный момент не принято и имеет статус проекта. А значит может быть изменено и довольно существенно. А сайты нужно делать уже сейчас, если не вчера. Надеяться, что введение обязательного лицензирования отложат – конечно можно, но серьезно рассчитывать на это я бы не стал. Один раз срок уже переносили.
Теперь переходим к сути вопроса, ведь, наверное, уже в каждой ЭСО это положение анализировали и не хуже меня знают, что там написано.
Одним из моих проектов является http://so-online.ru/ интернет-сервисы электросетевых организаций. Подключение сервисов позволяет приводить сайт сетевой организации в соответствие с требованиями законодательства. Кроме того, а рамках этого проекта созданы несколько сайтов для сетевых организаций. В настоящее время у http://so-online.ru/ более 20 клиентов, расположенных по всей стране, от Таганрога до Чукотки.
Так что определенные компетенции по созданию сайтов квалифицированным участникам рынка электроэнергии у меня уже есть.
Сейчас для меня встал вопрос о целесообразности создания сервиса для энергосбытовых организаций связанный с введением требований о лицензировании.
И поэтому я прошу Вашей помощи. Мне нужно знать запросы целевой аудитории. Есть ли у Вашей энергосбытовой организации сайт и насколько он вас устраивает. Как вы хотите решать задачи, связанные с приведением сайта в соответствие с требованиями положения о лицензировании, какие у Вас требования к сайту в плане оформления и так далее.
Я прошу представителей энергосбытовых организаций и тех, кто попадает под лицензирование энергосбытовой деятельности, связаться со мной для проведения небольшого интервью. После 10-15 минут общения с Вами я буду гораздо лучше понимать стоит ли мне создавать такой сервис и какие у него должны быть параметры, чтобы максимально удовлетворить Ваши потребности.
Поскольку Вы окажете мне очень ценную услугу, в последствии при реализации сервиса, для энергосбытовых организаций, чьи представители пообщаются со мной, будут предложены специальные условия приобретения или обслуживания.
Связаться со мной можно по почте, скайпу или по телефону.
Почта: tuksin@energo.blog
Логин в Skype: tuksin@energo.blog
тел: +7 (384-2) 67-06-14
Спасибо, что читаете energo.blog, смотрите мои видео. Я буду очень рад пообщаться с Вами, услышать, что нужно именно Вашей организации.
До новых встреч!

Лицензирование энергосбытовой деятельности

ВАЖНО №1: Введение лицензирования энергосбытовой деятельности приостановлено Правительством РФ до 2021 года.

ВАЖНО №2: разрешает вести энергосбытовоую деятельность без лицензии до 01.07.2021 года.

Большинству профессиональных участников рынка электрической энергии (энергосбытовым компаниям и сетевым компаниям) известно, что после 1 июля 2020 года, энергосбытовая деятельность без лицензии запрещена.

Обязанность получить лицензию до 30.06.2020 года закреплена Федеральным законом от 25.12.2018 №484-ФЗ (внесены изменения в Федеральный Закон №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»)

При этом, общие положения о лицензировании энергосбытовой деятельности, критерии для ее получения были утверждены Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Для выдачи лицензий в Министерстве Энергетики России создан специальный департамент, который будет осуществлять лицензирование энергосбытовой деятельности и выдавать лицензии энергосбытовым компаниям.

Только лишь энергосбытовым компаниям необходимо получать такую лицензию или перечень обязанных лиц значительно шире? Должны ли потребители, которые имеют субабонентов и продают им электроэнергию, обеспечить получение лицензии? Каким критериям должен соответствовать заявитель, чтобы получить лицензию? Какие сроки ее получения, периодичность (как часто нужно ее получать)? Сколько стоит получение лицензии (размер госпошлины)? Для чего ввели механизм лицензирования энергосбытовой деятельности

Предлагаем разобраться с этими вопросами в этой статьей.

Для удобства, вопросы и ответы сгруппированы.

Кто должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

Кто не должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

В какой срок выдадут лицензию соискателю?

Какая ответственность предусмотрена за деятельность без лицензии или за нарушение лицензионных требований?

Какие требования предъявляются к соискателю лицензии?

  • Критерии финансовой устойчивости для получения лицензии
  • Требования к очному и заочному обслуживанию потребителей

Куда подавать заявку на получение лицензиии

В каких случаях предусмотрено прекращение лицензии на энергосбытовую деятельность?

Какая ответственность редусмотрена за невыполнение предписаний по устранению нарушений, выявленных лицензирующим органом?

Кто должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

На первый взгляд может показаться, что лицензирование коснется только энергосбытовых компаний, основным видом деятельности которых является покупка и продажа электроэнергии потребителям.

Однако после детального анализа законодательства становится очевидно, что получать лицензию необходимо всем организациям, которые так или иначе занимаются продажей электроэнергии своим клиентам.

Рассмотрим типичный случай.

Завод, который был построен в Советские годы, в дальнейшем был разделен на несколько частей, каждая из которых имеет нового собственника.

Собственник, к которому перешли электрические сети завода, приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию по «головным» счетчикам. Часть электрической энергии он тратит на свои нужды, а остальную часть продает другим собственникам (субабонентам, не имеющим прямого договора с гарантирующим поставщиком).

Нужна ли здесь лицензия?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно, в первую очередь, разобраться, а что такое «Энергосбытовая деятельность».

Определение «Энергосбытовой деятельности» приведено в ст.3 Федерального Закона №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике».

Энергосбытовая деятельность это деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

Простыми словами, энергосбытовая деятельность – это покупка и последующая продажа электроэнергии не для своих собственных нужд.

Таким образом, в вышеописанном примере собственник электрических сетей осуществляет энергосбытовую деятельность в отношении своих субабонентов. Хотя, очевидно, такая деятельность может и не являться для него основной.

В связи с этим, получение лицензии для такого потребителя является обязательным условием.

Таким образом, лицензию на энергосбытовую деятельность обязаны получать и те потребители, которые приобретают электроэнергию у гарантирующего поставщика в интересах своих субабонетов, подключенных к их сетям и перевыставляют им счета на оплату потребленной электроэнергии. Например, крупные заводы советской эпохи, имеющие на своих площадях производства, принадлежащие разным собственникам, либо сдающие в аренду производственные площади; управляющие компании, в управлении которых находятся торгово-развлекательные центры с различными арендаторами торговых площадей.

При этом, для таких предприятий продажа электроэнергии не является основным видом деятельности. Они лишь по необходимости перепродают электроэнергию, причем зачастую по той же цене, по которой и приобрели её у гарантирующего поставщика не получая никакой прибыли.

В связи с этим, обязанность лицензирования энергосбытовой деятельности затрагивает интересы большого количества компаний.

Причем даже таких, которые не подозревают, что они фактически осуществляют энергосбытовую деятельность.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Кто не должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

Требование о получении лицензии на энергосбытовую деятельность касается не всех участников розничного рынка электроэнергии, которые продают электроэнергию. В законодательстве есть исключения.

Так в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ лицензию не нужно получать:

  • генерирующим компаниям, которые продают всю сгенерированную электроэнергию на собственных объектах генерации и продают её только гарантирующему поставщику, энергоснабжающей организации, энергосбытовой организации и (или) другому производителю электрической энергии (мощности);
  • генерирующим компаниям, которые продают электроэнергию только сетевым организациям в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, при чем электроэнергию должна быть произведена на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа;
  • генерирующим компаниям, которые продают электроэнергию в объемах, не превышающих их собственную выработку.

Таким образом, не обязаны получать лицензию генерирующие компании, продающие электрическую энергию на розничном рынке напрямую потребителям.

Кроме того, по нашей оценке, лицензию не нужно получать еще одной категории юридических лиц.

К такой категории относятся исполнители коммунальных услуг, а также владельцы торгово-развлекательных или бизнес-центров, которые производят расчеты с арендаторами помещений в рамках заключенных договоров аренды и, кроме того, выставляют арендаторам счета на компенсацию стоимости электрической энергии.

То есть не выделяют электроэнергию как отдельный товар.

Если же владелец ТРЦ или бизнес-центра поставляет арендодателям самостоятельный товар в виде «Электрической энергии» по отдельному договору, то он также обязан получать лицензию.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

В какой срок выдадут лицензию соискателю?

Нормами закона установлено, что с 01 июля 2020 года все компании, отвечающие критериям энергосбытовой деятельности обязаны иметь соответствующую лицензию.

Для этого в Министерстве энергетики РФ создан специальный департамент лицензирования энергосбытовой деятельности (лицензирующий орган). Лицензирующий орган начинает прием заявок на выдачу лицензии с 01 февраля 2020 года.

Законом отведено 45 рабочих дней на проверку сведений, предоставленных в лицензирующий орган для получения лицензии, а также на принятие решение о выдаче лицензии, либо об отказе в её выдаче.

После успешной проверки лицензирующим органом поданных соискателем лицензии документов производится выдача лицензии и вносится соответствующую запись в сводный федеральный реестр лицензий не позднее чем в течение трех рабочих дней. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия.

Таким образом, в случае правильного оформления пакета требуемых документов соискатель через 2 месяца будет иметь на руках лицензию и на законных основаниях осуществлять энергосбытовую деятельность.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Какая ответственность предусмотрена за деятельность без лицензии или за нарушение лицензионных требований?

В связи с введением лицензирования энергосбытовой деятельности в Кодекс об Административных нарушениях (КоАП) внесена новая статья, предусматривающая административное наказание для должностных и юридических лиц (изменения в КОАП вступят в дейстчие после 01.07.2020 года).

Так, осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 200 000 до 250 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей;

— на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Осуществление энергосбытовой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

— на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

Важно отметить, что проектом Постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» и предусматривается некоторое послабление при привлечении к административной ответственности с 01 июля 2020 года для тех компаний, которые успели подать в Минэнерго России заявления на получение лицензии до указанной даты.

В проекте Постановления Правительства на этот случае имеется оговорка, что в случае, если будет получен отказ в выдаче лицензии, либо принято решение об отказе в приеме заявления после 01 июля 2020 года – соискатель, продолжающий заниматься энергосбытовой деятельностью, будет привлечен к административной ответственности за работу без лицензии.

Однако рассчитывать, что удастся вскочить в «последний вагон уходящего поезда» все же не стоит.

Так что не стоит рисковать и откладывать получение лицензии на последний момент.

Какие требования предъявляются к соискателю лицензии?

Для того, чтобы предприятие могло получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности оно должно соответствовать установленным требованиям.

Ниже представлен исчерпывающий перечень требований к соискателю лицензии:

  • соискатель должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;
  • руководитель предприятия или члены совета директоров не имеют неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
  • руководитель предприятия или члены совета директоров не должны быть подвергнуты повторному административному наказанию по статьям «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» и «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» КоАП;
  • в федеральном реестре лицензий отсутствуют внесенные за три года, предшествующие дате получения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, сведения о прекращении действия лицензии на основании недобросовестного выполнения предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений правил лицензирования;
  • не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства или конкурсного производства;
  • должен соответствовать критериям финансовой устойчивости и не нарушать финансовую дисциплину, установленную законом о лицензировании и постановлением Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности»;
  • удовлетворяет требованиям к очному и заочному обслуживанию клиентов.

Приведенный выше перечень наглядно демонстрирует основную задачу,которую намеревался решить законодатель, введя механизм лицензирования энергосбытовыой деятельности.

Очевидно, что основными требованиями являются финансовая состоятельность и добросовестность соискателя лицензии, что в конечном счете направлено на улучшение платежной дисциплины и ответственности на рынке электроэнергии.

Рассмотрим подробнее критерии финансовой устойчивости и требования к очному и заочному обслуживанию потребителей.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Критерии финансовой устойчивости энергосбытовой компании для получения лицензии

Критерии финансового состояния и дисциплины подробно приведены в Приложении №2 к Положению о лицензировании энергосбытовой деятельности.

Для того, чтобы определить соответствует ли соискатель лицензии установленным требованиям, проверяются следующие показатели:

  • Показатели финансового состояния и финансовой дисциплины, отражающие оборачиваемость кредиторской задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии.
  • Показатели финансового состояния и финансовой дисциплины, отражающие оборачиваемость общей кредиторской задолженности.
  • Показатель финансового состояния и финансовой дисциплины соискателя лицензии, лицензиата, отражающий долю просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности.
  • Показатель, характеризующий погашение соискателем лицензии, лицензиатом задолженности, определяемой как сумма неисполненных на 30 сентября 2019 года обязательств по оплате электрической энергии и мощности на оптовом рынке, по которым наступил обязательный срок оплаты в соответствии с договорами, заключенными на оптовом рынке, по которым расчет денежных обязательств сторон производится организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

Каждый из показателей для получения лицензии рассчитывается по формуле, приведенной в «Положениях о лицензировании энергосбытовой деятельности» и заполняется соискателем в отдельных таблицах на основании его бухгалтерской и финансовой отчетности.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Требования к очному и заочному обслуживанию потребителей

Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности содержит перечень требований к очному и заочному обслуживанию потребителей как на момент получения лицензии соискателем, так и на период после её получения.

То есть требования по обслуживанию потребителей должны выполняться постоянно, а не только до получения лицензии.

При этом, требования об очном и заочном обслуживании потребителей имеют некоторые послабления на переходный период.

Ведь для организации обслуживания потребителей требуются затраты со стороны энергосбытовых компаний, а эти затраты могут быть не включены или включены не полностью в размер сбытовой надбавки крупнейших энергосбытовых компаний региона – гарантирующих поставщиков, деятельность которых является регулируемой .

Основные требования к организации обслуживания потребителей энергосбытовых компаний приведены в Приложении №4 к Положению о лицензировании энергосбытовой деятельности.

Первое требование, которое предъявляется к соискателю лицензии и к процессу его дальнейшей деятельности состоит в наличии официального сайта в сети Интернет, который должен работать с минимальными перебоями и содержать определенный набор информации с которой могут ознакомиться потребители.

Так, например, требование о бесперебойной работе сайта состоит в том, что с 7-00 до 23-00 местного времени перерывы в работе официального сайта допустимы не более трех раз в месяц суммарной длительностью, не превышающих 12 часов.

Требование к наполнению сайта содержит указание, что сайт должен содержать следующую информацию:

  • Реквизиты сбытовой организации (наименование, ОГРН, номер телефона, почтовый адрес, банковские реквизиты).
  • Информацию об очном обслуживании потребителей (адреса центров очного обслуживания, график их работы).
  • Информацию о способах заочного обслуживания.
  • Информацию, которая понадобится потребителю для заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии (порядок заключения договора, порядок расчета стоимости электроэнергии, сведения о тарифах, порядок смены ценовой категории, порядок применения льгот и их размер, порядок оплаты потребленной электроэнергии и санкции в случае его нарушения, порядок расчета бездоговорного и безучетного потребления, порядок оснащения приборами учета точек поставки электроэнергии и информацию и расчетных способах определения объема электропотребления).

Организация обслуживания клиентов должна обеспечивать возможность обращения любого клиента в очной или заочной форме по вопросам заключения договора, оплаты по действующему договору и предъявления претензий.

К очному обслуживанию относится обслуживание, при котором происходи личный контакт потребителя и представителя лицензируемой организации, к заочному – обращение по телефону, почтовой связи или в сети Интернет.

При этом, очное обслуживание является обязательным для энергосбытовых компаний, которые обслуживают население и приравненных к нему потребителей.

В целях комфортного обслуживания потребителей в центрах очного обслуживания установлены требования по количеству таких центров в зависимости от размера муниципального образования (количества проживающих жителей), а также требования по технологии обслуживания клиентов (количество часов работы центров, наличие электронной очереди, максимальное время ожидания клиента в очереди).

Заочное обслуживание осуществляется путем поддержания в работоспособном состоянии телефонов с бесплатным для потребителя междугородним соединением и личных кабинетов на сайте энергосбытовой компании.

Для заочного обслуживания по телефону предусматривается, что среднее время ожидания ответа работника сбытовой компании не должно превышать 10 минут и должна выполняться аудиозапись всех входящих звонков. Эти требования являются обязательными с 01 января 2021 года.

Личный кабинет потребителя на сайте сбытовой компании должен обеспечивать для каждого потребителя возможность передать показания счетчиков, подать заявку на смену ценовой категории и возможность подачи претензий или жалоб, а так же отражать актуальную информацию о действующем тарифе, задолженности (при ее наличии) и сведения о приборах учета.

Для внедрения личных кабинетов на сайте энергосбытовой компании вводится переходный период, который устанавливает следующие сроки:

  • в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей электрической энергии (мощности) — с 1 января 2021 года;
  • в отношении потребителей электрической энергии (мощности) — индивидуальных предпринимателей — с 1 января 2022 года;
  • в отношении потребителей электрической энергии (мощности) — юридических лиц — с 1 января 2023 года.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Куда подавать заявку на получение лицензии?

Для получения лицензии соискатель должен обратиться в Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности Министерства энергетики Российской Федерации с соответствующим заявлением.

К заявке требуется приложить документы, которые устанавливают полномочия директора сбытовой компании, его согласие на обработку персональных данных, справку об открытых счетах в банках, выписки с банковских счетов и другие документы, которые подтверждают текущее состояние расчетов с потребителями и сетевыми компаниями, документы о правах владения помещениями для очного обслуживания потребителей и заполненные приложения по формам для определения финансовой устойчивости и платежной дисциплины.

Все документы передаются в Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности Министерства энергетики Российской Федерации на бумажном носителе и заверяются уполномоченным лицом соискателя лицензии. Кроме того требуется приложить электронные копии направленных документов.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

В каких случаях предусмотрено прекращение лицензии на энергосбытовую деятельность?

Действие лицензии прекращается в каждом из следующих случаев:

  • получение от лицензиата заявления о прекращении действия лицензии;
  • введение в отношении лицензиата процедуры конкурсного производства;
  • внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении лицензиата в процессе ликвидации;
  • внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении лицензиатом деятельности (за исключением реорганизации в форме преобразования, а также в форме слияния или в форме присоединения к другому юридическому лицу);
  • принятие лицензирующим органом решения об отказе в переоформлении лицензии либо непредставление лицензиатом или его правопреемником в срок, определенный положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям, установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности;
  • установление в отношении лицензиата — гарантирующего поставщика, производителя электрической энергии (мощности), энергосбытовой организации при осуществлении энергосбытовой деятельности в пределах Единой энергетической системы России одного из следующих фактов:
  • однократное неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении нарушения лицензионного требования, указанного в абзаце четвертом пункта 4 статьи 29.3 Федерального закона №35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • неоднократное в течение двенадцати месяцев неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении нарушения лицензионных требований;
  • неоднократное в течение двенадцати месяцев грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований;
  • неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
  • неисполнение в установленный срок лицензиатом выданного лицензирующим органом в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящей статьи предписания о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для осуществления лицензионного контроля.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Ответственность за невыполнение предписаний по устранению нарушений, выявленных лицензирующим органом

Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление лицензирования энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.»

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

admin