Электроэнергия СНТ

Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о садоводстве и огородничестве) уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.

Согласно ч. 10 ст. 14 Закона о садоводстве и огородничестве в случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.

Таким образом, специальный закон установил правовые последствия, которые могут быть применены к должнику, – взыскание взносов и пеней в судебном порядке.

Такое «наказание», как ограничение подачи электроэнергии, может быть только за задолженность по ее оплате.

Существуют Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила), которыми, вероятно, руководствовалось ваше СНТ.

Согласно п. 1 (1) Правил субисполнитель – сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения – непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с Правилами.

Согласно п. 1 (2) Правил субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.

Согласно пп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из обстоятельств, указанных в п. 2 Правил, в том числе при возникновении у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу (абз. 6) или в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг (абз. 3).

Согласно п. 17 Правил введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан – потребителей электрической энергии, за исключением граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными данными Правилами.

Согласно п. 17(1) Правил введение ограничения режима потребления в отношении граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, СНТ вправе ограничить режим потребления электроэнергии до погашения задолженности, но, повторяю, только за потребление электроэнергии.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» с изменениями, вступившими в силу с 28.12.2019 года

Предисловие.

В пояснительной записке «К проектам Федеральных законов «Об электроэнергетике» и «О введении в действие Федерального закона «Об электроэнергетике» указывалось, что предпосылкой для принятия законопроекта «Об электроэнергетике» явились следующие обстоятельства.

«Действующее законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере функционирования электроэнергетического комплекса. Предметом правового регулирования § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации является исключительно узкая сфера отношений между энергоснабжающими организациями и конечными потребителями энергии, тогда как к иным специфическим видам правоотношений в электроэнергетике, связанных с куплей — продажей электроэнергии в рамках оптового рынка, передачей энергии, оказанием услуг общесистемного характера и др., положения указанных статей Гражданского кодекса фактически не применимы. Предметом правового регулирования отдельных Федеральных законов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики … являются частные вопросы отношений в секторе — такие, как ценообразование, лицензирование отдельных видов деятельности, особенности банкротства энергокомпаний, особенности обращения акций организаций электроэнергетики; но при этом ни один из перечисленных законодательных актов не дает представления о системе хозяйственных отношений на рынке электроэнергии, участниках рынка, их правах и ответственности, системе управления технологической инфраструктурой рынка».

В пояснительной записке «К проектам Федеральных законов «Об электроэнергетике» и «О введении в действие Федерального закона «Об электроэнергетике» указано было на то, что

«предметом правового регулирования законопроекта является установление правовых основ экономических и производственных отношений в сфере электроэнергетики, полномочий органов государственной власти по регулированию этих отношений, основных прав и обязанностей лиц, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии».

В пояснительной записке содержалась «концепция проекта Федерального закона «Об электроэнергетике», в частности, указывалось, что

«принятие проекта Федерального закона «Об электроэнергетике» необходимо для формирования правовых основ функционирования электроэнергетики. Предлагаемая в рамках законопроекта модель организации отношений в отрасли основана на обеспечении безусловной реализации в электроэнергетике принципов, закрепленных пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в отношении всех сфер хозяйственной деятельности: соблюдения гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности при условии поддержания технологического единства электроэнергетической системы страны, ее надежного и безопасного функционирования».

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон «Об электроэнергетике» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 N 471-ФЗ, вступившими в силу с 28.12.2019 года (ред. 56).

26 марта 2003 года

N 35-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Принят
Государственной Думой
21 февраля 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 2003 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике
Статья 3. Определение основных понятий

Глава 2. Основы организации электроэнергетики

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики
Статья 5. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики
Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики

Глава 3. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть

Статья 7. Понятие и правовой статус единой национальной (общероссийской) электрической сети
Статья 8. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью
Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети
Статья 10. Развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети

Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

Статья 11. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
Статья 12. Субъекты оперативно-диспетчерского управления
Статья 13. Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
Статья 14. Функции субъектов оперативно-диспетчерского управления
Статья 15. Аварийные электроэнергетические режимы
Статья 16. Оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
Статья 17. Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления
Статья 18. Гражданско-правовая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления
Статья 19. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах

Глава 5. Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
Статья 22. Утратила силу
Статья 23. Принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
Статья 23.1. Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках
Статья 23.2. Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям
Статья 23.3. Государственное регулирование в электроэнергетике в условиях ограничения или отсутствия конкуренции
Статья 23.4. Соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности
Статья 24. Полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)
Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках
Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии
Статья 27. Утратила силу
Статья 27.1. Особенности регулирования отношений в сфере электроэнергетики при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе
Статья 28. Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики
Статья 28.1. Подготовка и аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики
Статья 29. Инвестиционная политика государства в электроэнергетике
Статья 29.1. Федеральный государственный энергетический надзор
Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
Статья 29.3. Лицензирование энергосбытовой деятельности
Статья 29.4. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности
Статья 29.5. Сводный федеральный реестр лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности

Глава 6. Оптовый рынок

Статья 30. Правовые основы функционирования оптового рынка
Статья 31. Субъекты оптового рынка и его организация
Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке
Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры
Статья 34. Порядок использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка
Статья 35. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке
Статья 36. Особенности функционирования отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии

Глава 7. Розничные рынки

Статья 37. Основы организации розничных рынков
Статья 38. Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией
Статья 39. Регулирование деятельности по снабжению электрической энергией граждан
Статья 40. Ценообразование на розничных рынках
Статья 41. Функционирование технологической инфраструктуры розничных рынков

Глава 8. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике

Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов
Статья 43. Особенности ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики
Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации
Статья 45. Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации
Статья 46. Формирование технологического резерва мощностей по производству электрической энергии
Статья 46.1. Обеспечение надежного функционирования тепловых электростанций
Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
26 марта 2003 года
N 35-ФЗ

Подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым постановление, вступающее в силу с 22.11.2017 г., вносит изменения в ключевые документы, которыми регулируются вопросы электроснабжения. В пояснительной записке говорится, что постановление «позволит сократить количество процедур при взаимодействии с субъектами розничных рынков для членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений».

Из важных новаций можно выделить следующие:

— Раньше, если собственник участка на территории СНТ хотел заключить индивидуальный договор энергоснабжения (и не зависеть в вопросах энергоснабжения от товарищества), ему надо было заключить с СНТ специальный договор на пользование электросетям товарищества. Теперь это требование отменено.

— Вновь продекларировано право электросетей использовать инфраструктуру СНТ для подключения «индивидуалов», при этом СНТ не вправе препятствовать этим действиями и требовать за это какую-либо плату

— Изменен перечень документов, которые необходимо предоставить в электросетевую организации при подаче заявки на технологическое присоединение объектов СНТ. В частности, необходимо предоставить количество и перечень участков СНТ, с указанием данных владельцев, кадастровых номеров участков, а так же данных об объемах выделяемой на каждый из участков электрической мощности.

— При подключении к электросетям участка на территории СНТ, хозяин которого членом объединения не является и ведет индивидуальную хозяйственную деятельность, должна быть предусмотрена возможность отключения ограничения (отключения) электроснабжения этого участка без ущерба для членов СНТ (собственников других участков на территории СНТ).

— При заключении индивидуального договора энергоснабжения член СНТ или лицо, не являющееся членом СНТ, но владеющее участком на территории объединения, имеет право вместо документов, подтверждающих подключение к сетям именно этого участка, предоставить документы, подтверждающие статус члена СНТ на момент подключения к электросетям товарищества в целом. Либо, как вариант, «иные документы», который подтверждают имеющее место быть фактическое потребление электроэнергии.

— Оплату потерь в сетях СНТ, а так же расходы на обеспечение функционирования энергоинфраструктуры товарищества члены СНТ и «индивидуалы», имеющие «прямой» договор с энергосбытом, должны оплачивать на одинаковых условиях.

— СНТ получают право ограничения (отключения) электроснабжения потребителей, присоединенных к их сетям. Раньше такого права официально у садоводческих, дачных и огороднических объединений не было.

— Этим правом на отключение электроснабжение СНТ могут воспользоваться, если «индивидуалы» не исполнят обязанности по компенсации потерь в сетях товарищества и расходов на общую инфраструктуру.

Ознакомиться с полным текстом постановления № 1351 от 10 ноября 2017 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры в отношении отдельных групп потребителей» можно по этой ссылке

Ознакомится с документами, в которые были внесены изменения, можно по ссылкам:

  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг
  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии

— Постановление Правительства Российской Федерации № 424 от 02.04.2020 г. о моратории на ограничение электрической энергии до 01.01.2021 г. действует только в отношении предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных и жилых домах, имеющих прямые договоры с ООО «Уралэнергосбыт». Если договор на поставку электроэнергии заключен с юридическим лицом, который потребляет электрическую энергию и не оплачивает ее, сбытовая компания вправе ввести ограничения, — пояснили корреспонденту 31tv.ru в «Уралэнергосбыте».

Руководство садового товарищества и конкретные неплательщики сами спровоцировали ситуацию с отключением электроэнергии, считают в компании. По данным пресс-службы ООО «Уралэнергосбыт», у садового товарищества «Полет-2» уже давно образовался большой долг за электроэнергию. Первое уведомление о возможном введении ограничения электроэнергии направлено еще в январе.

— После удалось провести переговоры с председателем СНТ и урегулировать вопрос о погашении долга. К сожалению, график оплаты не выполнялся. Поэтому ситуация усугубилась. Долг увеличился с 64 тысяч до 668,5 тысяч рублей. 16 апреля председателю СНТ было направлено повторное уведомление о введении полного ограничения электроэнергии в случае непогашения всей суммы, — рассказали в пресс-службе. — За 10 дней со стороны СНТ ни оплаты, ни предложений по реструктуризации задолженности не поступило. ООО «Уралэнергосбыт» был вынужден ввести ограничение потребления электрической энергии. На следующий день СНТ нашло средства для погашения 300 тысяч рублей и предоставило гарантии о внесении остальной суммы до середины мая.

Сейчас электроснабжение в домах на территории садового товарищества восстановлено, однако это не гарантирует окончательного решения вопроса.

— Проблема в том, что зачастую собственники садовых участков перечисляют средства за электроэнергию в адрес садоводческих товариществ, но СНТ в свою очередь не торопятся направлять их в адрес ресурсоснабжающих организаций. Повлиять на эту ситуацию гарантирующий поставщик не может, право контролировать финансовые потоки внутри СНТ принадлежит его участникам. У гарантирующего поставщика не остается другого выхода, как идти на крайние меры, — уточняют в компании.

Так, порядок оплаты электроэнергии определен Правилами электроснабжения, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2015 г. № 895.

Применительно к приведенному нормативному правовому акту члены садоводческого товарищества являются гражданами, использующими электрическую энергию для бытового потребления.

Так, согласно п. 207 Правил электроснабжения гражданин, использующий электрическую энергию для бытового потребления, производит оплату фактически потребленного количества электрической энергии в соответствии с данными средства расчетного учета, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

В соответствии с п. 209 Правил электроснабжения граждане рассчитываются за электрическую энергию, используемую для бытового потребления, по тарифам, определенным для данной группы потребителей.

Отнесение к конкретной группе потребителей электроэнергии осуществляется в соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь от 27 февраля 2017 г. № 15/6. Размеры же тарифов на электрическую энергию, в том числе отпускаемую членам садоводческих товариществ, установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования Республики Беларусь от 27.02.2017 г. № 16.

В настоящее время порядок расчета величины технологического расхода электроэнергии на ее передачу по электрическим сетям, учитываемой при финансовых расчетах за электроэнергию между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом) определен ТКП 460-2012, однако настоящий технический нормативный правой акт к отношениям между энергоснабжающей организацией и бытовым абонентом не применяется. Таким образом, вопрос о порядке возмещения так называемых «потерь электроэнергии» должен разрешаться членами садоводческого товарищества с учетом вышеприведенных нормативных правовых актов.

Случай из моей адвокатской практики:

Гражданка М. обратилась в районный суд с исковым заявлением о признании недействительными решения собрания уполномоченных и решения общего собрания садоводческого товарищества в части применения поправочного коэффициента при оплате членами товарищества потребленной электроэнергии.

Истица приводила доводы о том, что садоводческое товарищество, применяя коэффициент при взимании платы с членов товарищества за потребленную электроэнергию, нарушает положения пункта 174 Правил электроснабжения, а также антимонопольного законодательства, так как применение коэффициента при оплате потребленной электроэнергии представляет собой увеличение тарифа, установленного МАРТ на оплату электроэнергии.

Районный суд с доводами гражданки М. не согласился и отказал в удовлетворении исковых требований.

Суд апелляционной инстанции решение районного суда отменил и вынес новое решение об удовлетворении исковых требований – решения органов управления садоводческого товарищества, которыми предусматривалось взимание с членов товарищества дополнительных средств в размере Х % от подлежащей внесению суммы за потребленную электроэнергию, были признаны НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ. Т.е. доводы гражданки М., изложенные в исковом заявлении, были приняты во внимание судом второй инстанции и положены в основу нового решения.

Как быть с «потерями электроэнергии» ?

Следует отметить, что садоводческие товарищества являются некоммерческими организациями и источником финансирования их деятельности являются взносы членов садоводческого товарищества. Дополнительные расходы на оплату электроэнергии в виде затрат на освещение улиц, технологические потери, затраты от несанкционированных подключений к энергосети подлежат оплате РУП «Беленерго» садоводческим товариществом как абонентом в общем объеме отпущенной электроэнергии. В последующем, такие затраты возможно покрыть за счет сбора целевых или дополнительных взносов с учетом принципа долевого участия каждого члена товарищества в возмещении затрат, т.е. пропорционально количеству потребленной каждым членом садоводческого товарищества электроэнергии в отчетном периоде.

При этом, для исключения споров в части оплаты электроэнергии в садоводческом товариществе должен осуществляться надлежащий учет потребленной членами товарищества электроэнергии и своевременностью расчетов, вестись журналы проверок показаний средств расчетного учета, целесообразно проведение мероприятий, направленных на выявление и пресечение безучетного потребления электроэнергии отдельными лицами (например, организовать вынос «счетчиков» на границу земельного участка, внезапные комиссионные сверки показаний средств расчетного учета). Надлежаще организованная работа со стороны органов управления садоводческого товарищества за потреблением электроэнергии и полнотой ее оплаты будет способствовать соблюдению интересов всех членов товарищества, защите репутации должностных лиц организации и исключению судебных споров.

admin