Экологические штрафы

Содержание

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

> Санкции за нарушение природоохранного законодательства

Чем грозит нарушение природоохранного законодательства Украины

Согласно ст. 68 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) ответственность (дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную) за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды несут лица, виновные в нарушении:

  • прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду;
  • норм экологической безопасности;
  • требований законодательства при проведении экологической экспертизы;
  • требований государственной экологической экспертизы
  • финансирования и внедрения в производство новых технологий и оборудования без позитивного заключения государственной экологической экспертизы;
  • природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, уничтожении и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других видов отходов и др.;
  • экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружении передвижных средств и других объектов;
  • превышения лимитов и других требований использования природных ресурсов;
  • за сверхнормативные, аварийные и залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
  • природоохранных требований во время осуществления деятельности, связанной с обращением с ГМО;
  • за невыполнение распоряжений органов государственного контроля в сфере охраны окружающей природной среды и оказании сопротивления их представителям;
  • за невыполнение требований государственной экологической экспертизы.

При нарушении природоохранного законодательства должностные лица государственных экологических инспекций вправе временно ограничивать или приостанавливать деятельность предприятий и эксплуатацию объектов, в том числе строительства, реконструкции и расширения объектов, опломбировывать помещения, оборудование и аппаратуру предприятий. Процедура ограничения, временного запрета или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды регулируется Порядком № 2751. Согласно п. 2 указанного порядка деятельность предприятий, которая осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, может быть:

  • ограничена — на определенный период (до выполнения необходимых природоохранных мероприятий) устанавливаются уменьшенные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в целом по предприятию или по отдельным его цехам (участкам) и единицам оборудования;
  • временно запрещена (приостановлена) — до выполнения необходимых природоохранных мероприятий останавливается эксплуатация предприятия или отдельных его цехов (участков) и единиц оборудования;
  • прекращена — полностью прекращается эксплуатация предприятия или отдельных его цехов (участков) и единиц оборудования.

При временном запрете или прекращении деятельности предприятий запрещаются все выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов по предприятиям в целом или отдельным их цехам (участкам) и единицам оборудования. Необходимо отметить, что не допускается временный запрет или прекращение деятельности предприятия, если это может привести к возникновению аварийной ситуации. В соответствии с п. 4 Порядка № 2751 деятельность предприятий ограничивается или временно запрещается в случае превышения ими лимитов использования природных ресурсов, нарушения экологических нормативов, экологических стандартов, а также требований экологической безопасности, в частности:

  • введение в действие предприятий, не обеспечивших в полном объеме соблюдение экологических требований и выполнение мероприятий, предусмотренных проектами;
  • отсутствие сооружений, оборудования и устройств для очистки выбросов и сбросов либо их обезвреживания, а также приборов контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и характеристиками вредных факторов на предприятиях, деятельность которых связана с вредным влиянием на окружающую природную среду, либо нарушение правил эксплуатации указанных сооружений, оборудования, устройств и приборов;
  • использование природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, складирование, захоронение, хранение или размещение производственных, бытовых и других отходов без соответствующих разрешений;
  • превышение предельно допустимых или временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, уровней электромагнитного, ионизирующего и другого вредного влияния физических факторов, биологического влияния и радиоактивного загрязнения;
  • нарушение экологических требований при производстве, хранении, транспортировке, обезвреживании, захоронении токсичных и других веществ, опасных для окружающей природной среды, здоровья и жизни людей;
  • отсутствие или неосуществление мер, направленных на предотвращение залповых выбросов и сбросов, создающих сильные загрязнения воздушного и водного бассейнов и почв, представляющих опасность для здоровья и жизни людей, животного и растительного мира;
  • производство и эксплуатация транспортных и других передвижных средств и установок, в выбросах и сбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы;
  • внедрение открытий, изобретений, применение новой техники, импортного оборудования, технологий и систем, которые не отвечают экологическим требованиям;
  • нарушение других требований законодательства об охране окружающей природной среды.

Основанием для прекращения деятельности предприятий является систематическое превышение ими лимитов использования природных ресурсов, нарушение экологических нормативов и экологических стандартов, которые не могут быть устранены по техническим, экономическим или другим причинам. Решение об ограничении, временном запрете или прекращении деятельности предприятия согласно п. 5 Порядка № 2751 подлежит выполнению в сроки, указанные в этом решении, но такое решение может быть обжаловано в судебном порядке. Возобновление деятельности предприятий осуществляется по письменному разрешению Госэкоинспекции, принявшей решение о временном запрете деятельности, или вышестоящего органа. Опломбирование или опечатывание предприятий, отдельных их цехов (участков) и единиц оборудования осуществляется в соответствии с Положением № 353. Действие Положения № 353 распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от их подчинения и формы собственности, эксплуатация которых осуществляется с нарушением охраны окружающей природной среды, требований разрешений на использование природных ресурсов с превышением нормативов предельно допустимых выбросов, влияния физических и биологических факторов и лимитов сбросов загрязняющих веществ. Подпунктом 1.1 этого документа определено, что:

  • опломбирование — это наложение пломбы;
  • опечатывание — это наклеивание листа бумаги с печатью.

Опломбирование или опечатывание осуществляют государственные инспекторы в течение суток после вручения руководителю и (или) владельцу субъекта хозяйствования, деятельность которого ограничивается или приостанавливается, решения об ограничении или приостановке деятельности этого предприятия, принятого в соответствии с требованиями, изложенными в Положении № 353. Наложение пломб или печатей осуществляется в обязательном присутствии должностного лица субъекта хозяйствования в местах, опломбирование которых гарантировано обеспечивает прекращение деятельности объекта, в частности, на:

  • конструктивные элементы зданий и сооружений (входные двери в производственные и другие помещения, съемные решетки, люки, отверстия, краны, запорные устройства и т. п.);
  • пусковые устройства источников энергии (выключатели, рубильники и т. п.), включение которых обеспечивает работу производственного оборудования, коммуникаций, агрегатов, механизмов и узлов машин и т. п.;
  • пусковую аппаратуру, в том числе дистанционные (механические, электрические или другого принципа действия) приводы, без включения которых невозможна работа технологического оборудования, агрегатов и механизмов;
  • шибер системы промышленной вентиляции, который является составной частью стационарного источника загрязнения;
  • другие узлы агрегатов, механизмов и машин.

Следует отметить, что процедура опломбирования и опечатывания объектов определена п. 5 Положения №353. Для недопущения нарушений со стороны госинспекторов при опломбировании и опечатывании объектов руководителям предприятий следует знать, что:

  • пломбы или печати налагаются таким образом, чтобы после их наложения возобновление деятельности объекта без повреждения целостности пломб или печатей было невозможным;
  • для опломбирования используются пломбы из свинцового сплава, провод или нить и пломбир, которые изготавливаются в соответствии с конструкцией и размером пломбы;
  • опечатывание осуществляется путем наклеивания листа бумаги нужного размера, на котором должна быть проставлена печать органа Минприроды, фамилия и подпись государственного инспектора, который осуществлял опечатывание;
  • наклеивание должно осуществляться с помощью соответствующего клея;
  • при осуществлении опечатывания госинспекторам необходимо учесть негативное влияние на бумагу природных факторов (ветер, дождь и т. п.);
  • при проведении опломбирования или опечатывания госинспектора обязаны соблюдать правила техники безопасности, охраны труда и промышленной санитарии.

По факту пломбирования или опечатывания госинспектором составляется акт об опломбировании (опечатывании) в 3 экземплярах, один экземпляр которого вручается должностному лицу субъекта хозяйствования. Следует учесть, что снятие пломб и печатей должно быть осуществлено госинспектором в течение суток после принятия решения о возобновлении работы предприятия. Решения как об опломбировании (опечатывании), так и о снятии пломб (печатей) может быть обжаловано в течение месяца в суде, а также вышестоящему главному государственному инспектору Украины по охране окружающей природной среды.

Применение административной ответственности

Должностные лица Госэкоинспекции в соответствии со ст. 2421 КУоАП имеют право налагать на должностных лиц предприятий административные штрафы за:

  • нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или вредное влияние на нее физических или биологических факторов (ст. 78 КУоАП);
  • нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 781 КУоАП);
  • несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при введении в эксплуатацию и эксплуатации предприятий и сооружений (ст. 79 КУоАП);
  • ввод в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержимого загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 КУоАП);
  • эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержимого загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81 КУоАП);
  • нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов (ст. 82 КУоАП);
  • нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 83 КУоАП);
  • нарушение правил охоты (ч. 1 и 3 ст. 85 КУоАП);
  • эксплуатацию на водных объектах водозаборных сооружений, не обеспеченных рыбозащитным оборудованием (ст. 861 КУоАП);
  • нарушение требований относительно охраны среды обитания и путей миграции, переселения, акклиматизации и скрещивания диких животных (ст. 87 КУоАП);
  • жестокое обращение с животными (ст. 89 КУоАП);
  • невыполнение правил и норм в процессе создания, производства, хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, ликвидации и захоронения микроорганизмов, биологически активных веществ и других продуктов биотехнологий (ст. 901 КУоАП);
  • невыполнение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новых технологий, технологий и систем, веществ и материалов (ст. 911 КУоАП);
  • превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст. 912 КУоАП);
  • укрывательство превышения установленных лимитов на объемы образования и размещения отходов (ст. 913 КУоАП);
  • отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации (ст. 914 КУоАП);
  • нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности при использовании источников ионизирующих излучений (ст. 95 КУоАП);
  • уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов (ст. 153 КУоАП);
  • введение в обращение или реализацию продукции, которая не соответствует требованиям стандартов (относительно реализации нефтепродуктов, экологические показатели которых не соответствуют требованиям стандартов, норм и правил (ст. 167 КУоАП);
  • невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охраны естественных ресурсов (ст. 1885 КУоАП).

Кроме этого, должностные лица Госэкоинспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 47-50, 52-534, 54-55, 57-74, 76-771 КУоАП. Процедура применения административной ответственности, а также порядок оформления материалов об административных правонарушениях должностными лицами Госэкоинспекции регулируется нормами Инструкции № 264.

Уголовная ответственность

УК предусмотрена уголовная ответственность за преступления, совершенные в отношении окружающей среды, а именно:

  • нарушение правил экологической безопасности (ст. 236 УК);
  • неприменение мер по ликвидации последствий экологического загрязнения (ст. 237 УК);
  • сокрытие или искажение сведений об экологическом состоянии или заболеваемости населения (ст. 238 УК);
  • загрязнение или порча земель (ст. 239 УК);
  • незаконное завладение грунтовым покровом (поверхностным слоем) земель (ст. 2391 УК);
  • незаконное завладение землями водного фонда в особо крупных размерах (ст. 2392 УК);
  • нарушение правил охраны или использования недр (ст. 240 УК);
  • загрязнение атмосферного воздуха (ст. 241 УК);
  • нарушение правил охраны вод (ст. 242 УК);
  • загрязнение моря (ст. 243 УК);
  • нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины (ст. 244 УК);
  • уничтожение или повреждение объектов растительного мира (ст. 245 УК);
  • незаконная вырубка леса (ст. 246 УК);
  • нарушение законодательства о защите растений (ст. 247 УК);
  • незаконная охота (ст. 248 УК);
  • незаконное занятие рыбным, звериным либо иным водным добывающим промыслом (ст. 249 УК);
  • проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 250 УК);
  • нарушение ветеринарных правил (ст. 251 УК);
  • умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государством, и объектов природно-заповедного фонда (ст. 252 УК);
  • проектирование или эксплуатацию сооружений без систем защиты окружающей среды (ст. 253 УК);
  • бесхозяйственное использование земель (ст. 254 УК).

По материалам юридических публикаций

На сегодняшний день в Украине действуют завышенные нормы по количеству необходимых проверок и низкие штрафы за нарушение экологического законодательства.

«Самый большой штраф для должностных лиц за загрязнение территорий составляет 1700 грн, а для физлиц — 1300 грн… Один инспектор для 100% покрытия плановых задач должен провести за один месяц проверку 20 субъектов хозяйствования. По стандартам данный показатель не должен превышать семи проверок… Как правило, они не осуществляют эти проверки, а переключаются на небольшие компании и ведут контроль для возможного личного обогащения. Работа Государственной экоинспекции, кроме низкой эффективности, характеризуется еще и высоким уровнем коррупционного давления», — отметил Министр.

По его словам, после запуска работы новой Службы природоохранного надзора должны быть внедрены автоматический мониторинг и видеофиксация правонарушений. Также экоинспекторы должны наладить сотрудничество с органами местной власти.

К тому же Остап Семерак отметил, что реформа природоохранной сферы будет осуществляться в три этапа. На первом этапе должна быть ликвидирована Государственная экологическая инспекция нынешнего формата и создана новая Государственная природоохранная служба. Кстати, такое решение поддержало Правительство на заседании 31 мая.

Министр подчеркнул, что во время следующих двух этапов будет происходить обновление законодательной и материально-технической базы лабораторий, пунктов мониторинга и внедрения самой системы мониторинга состояния окружающей среды, экологических стандартов и норм касательно осуществления надзора.

По данным Правительственного портала

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Исчислять и уплачивать «экологические» платежи обязаны те хозяйствующие субъекты (независимо от применяемой системы налогообложения), кто использует в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Помимо этого, надо представлять соответствующую декларацию о плате за НВОС в уполномоченный орган. Неисполнение названных обязанностей наказывается административными штрафами. Их величина с 17 июня 2019 года не изменилась. А вот за нарушения при обращении с отходами, их учете, нормировании и классификации субъектам теперь придется платить увеличенные штрафы (максимальный штраф – 1 млн руб.) из-за поправок в КоАП РФ, которые были внесены Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ.

Вводная информация

Хозяйствующие субъекты («упрощенцы» не являются исключением), использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату, компенсирующую такое воздействие. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории (I – IV). Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей субъекту соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации о нем.

Для справки! Методические рекомендации по проведению актуализации объектов НВОС, включенных в государственный реестр, приведены в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно на объектах IV категории (характерный пример такого объекта – офис (офисное здание) субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и действует с 1 января 2016 года.

Добавим: реализация субъектом данной преференции возможна только после присвоения объекту соответствующей категории (то есть если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории). Такие разъяснения даны в Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС

Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.

Аспект

Конкретика

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255

Отчетный период

Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки их уплаты

В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат

Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)**

Способ представления декларации о плате за НВОС

По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***:

– либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте;
– либо в электронной форме по каналам ТКС

Место представления декларации о плате за НВОС

По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3).

Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

** К декларации должны быть приложены следующие документы:

  • документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени субъекта, на подписание и (или) представление декларации, если декларация подписывается и (или) представляется таким уполномоченным лицом;

  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, если в отчетном году была произведена корректировка размера платы.

*** Датой представления «электронной» декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре. Датой представления «бумажной» декларации считается отметка Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (п. 9 Приказа Минприроды России № 3).

Новые штрафные санкции

Декларация о плате за НВОС.

В этой части для субъектов ничего не изменилось. Как и раньше, за непредставление этой декларации или ее подачу с нарушением установленного срока грозит штраф по ст. 8.5 КоАП РФ, величина которого составит:

  • для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;

  • для юридического лица – от 20 000 до 80 000 руб.

Обращение с отходами.

Законом № 141-ФЗ предусмотрены следующие составы правонарушений и наказания за них.

Статья КоАП РФ

Состав правонарушения и мера ответственности за него

Новая ст. 6.35 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*. Статьей определено 12 составов правонарушений. Максимальные санкции (штраф в размере от 900 000 до 1 000 0000 руб. – ч. 12) предусмотрены для ЮЛ, причинивших отходами животноводства вред здоровью людей или окружающей среде либо своими действиями приведшие к эпидемии или эпизоотии (при отсутствии признаков уголовного преступления). Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Меньшие штрафы грозят субъектам за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при скоплении, утилизации и перевозке любых отходов потребления и производства. В первый раз размер штрафа составит (ч. 1):

  • для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 250 000 до 300 000 руб.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая редакция ст. 8.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Статьей определено 12 составов правонарушений.

Так, за несоблюдение указанных требований при размещении отходов ИП в первый раз будет оштрафован на сумму от 40 000 до 50 000 руб., ЮЛ – от 300 000 до 400 000 руб. (ч. 4).

Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или ненаправление документов в уполномоченный орган повлечет штраф – для ИП от 40 000 до 60 000 руб., для ЮЛ от 200 000 до 350 000 руб. (ч. 7).

Аналогичные санкции предусмотрены при:

  • превышении указанных лимитов (ч. 8);

  • неотнесении к конкретному классу отходов I – V классов опасности (ч. 9);

  • отсутствии учета отходов (ч. 10);

  • отсутствии мониторинга состояния окружающей среды (ч. 11);

  • отсутствии инвентаризации объектов размещения отходов (ч. 12)

Новая ст. 8.2.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в виде штрафа в размере:

  • для ИП – от 70 000 до 100 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 100 000 до 250 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая ст. 8.2.3 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства в виде штрафа в размере:

  • для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 250 000 до 350 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

* Ранее подобные правонарушения квалифицировались по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальным штрафом до 250 тыс. руб.

Вместо заключения

Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.

1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Напомним: декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, обязаны подать до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Начиная с отчетности за 2019 год субъектам грозят штрафы:

1) при непредставлении указанной отчетности или сдаче ее с опозданием – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц от 70 000 до 150 000 руб. (ч. 1);

2) при представлении обозначенной отчетности в неполном объеме либо указании в ней недостоверных сведений – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 000 руб., для юридических лиц двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.

2. Новая ст. 8.41.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату экологического сбора.

Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Теперь неуплата этого сбора в установленный срок повлечет штраф в следующих размерах:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 7 000 руб.;

  • для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.;

  • для юридических лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 000 руб.

После почти 9-летнего рассмотрения судебными инстанциями апелляций на приговор суда первой инстанции капитану были назначены в качестве меры уголовного наказания 1000 часов исправительно-трудовых работ и взыскание штрафа в сумме 50 тысяч долларов в возмещение причиненного ущерба.

Отдельное уголовное дело было возбуждено федеральной прокуратурой против компании-перевозчика (Exxon Shipping Company), владельца танкера (в дальнейшем-компания) и корпорации – грузоотправителя нефти (Exxon Mobil Corporation) (в дальнейшем – корпорация). Причем транспортная компания входила в состав корпорации, т. е. была ее дочерним предприятием.

В соответствии с приговором суда с корпорации и компании совместно в качестве меры уголовной ответственности был взыскан штраф – 25 млн долларов, и, кроме того, в возмещение причиненных убытков они уплатили 100 млн долларов. Эти суммы пошли в доход государства – в федеральный бюджет.

(Источник: Журнал Российского права, 31.03.2008, Уголовная ответственность за экологические преступления в области охраны вод в США)

В январе 2000 г. в воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен бразильский город Рио-де-Жанейро, из трубопровода компании «Петробраз» попало более 1,3 млн литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. Громадное нефтяное пятно площадью до 70 кв. км распространилось по северной части бухты, нанеся колоссальный ущерб всему живому.

Руководство «Петробраза» полностью признало свою вину. На компанию был наложен штраф свыше 25 млн долларов, который полностью был направлен на восстановление экосистемы бухты и возмещение убытков, нанесенных населению прибрежных районов.

По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановиться от этой экологической катастрофы. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе.
В декабре 2005 г. чиновники Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) потребовали от «Евроцемент груп» – крупнейшего производителя цемента, доплатить в бюджет 276,9 млн рублей за излишнее загрязнение окружающей среды.

По данным Ростехнадзора, на шести заводах «Евроцемент груп» было выявлено существенное занижение декларируемого объема выбросов вредных веществ.

Как отметили специалисты, сумма штрафа около 10 млн долларов стала беспрецедентной для всей промышленности. Обычно месячные суммы налогов и штрафов на выбросы в атмосферу не превышали 10 тысяч долларов.

В 2006 г. в Израиле суд оштрафовал компанию «Хайфа-химикалим» на 1 млн 600 тысяч шекелей (1 доллар – около 4 шекелей) за загрязнение окружающей среды. Это своего рода рекорд. Компания уже была оштрафована 30 ноября 2005 г. на 584 тысячи шекелей за загрязнение моря через слив отходов производства в ручей Кишон.

В решении Хайфского окружного суда указано, что представители нефтеперегонного предприятия также признали факты выброса вредных веществ в сентябре и октябре 2003 г., что привело к серьезному загрязнению воздуха в районе Хайфского залива.

В 2005 г. судья постановил, что в случае повторного нарушения экологических норм в течение двух лет комбинат будет обязан выплатить дополнительный штраф в размере 1 млн 600 тысяч шекелей.

В январе 2007 г. Государственное управление по охране окружающей среды КНР наложило на Цзилиньский филиал Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) штраф в размере 1 млн юаней (около 128 тысяч долларов) за инцидент с загрязнением реки Сунхуацзян (Сунгари).

В соответствии с китайским законодательством ведомства по охране окружающей среды имеют право применять серьезные административные санкции – штраф в размере до 1 млн юаней – к предприятиям, несущим ответственность за особо серьезное загрязнение окружающей среды.

13 ноября 2005 г. на химическом заводе Цзилиньского филиала КННК, производящем аминобензол и бензоилацетон, произошел взрыв, который привел к загрязнению Сунхуацзян опасными химикатами.

В октябре 2007 г. компания British Petroleum согласилась выплатить 373 млн долларов за прекращение расследований манипуляций на пропановом рынке США, взрыва на перерабатывающем заводе в Техасе и протечку газопровода на Аляске.

В рамках так называемой «сделки с правосудием» за прекращение расследований BP заплатила 50 млн долларов за нарушение закона о «Чистом воздухе». По данным следствия, закон был нарушен в 2005 г. в результате взрыва на перерабатывающем заводе в Техасе, где погибли 15 рабочих и более 170 были ранены.

Кроме этого, компанию обязали выплатить 20 млн долларов штату Аляска и Национальному фонду дикой природы за утечку нефти из нефтепровода. Еще 303 млн долларов BP заплатила за намеренные манипуляции ценами на пропан в США в 2004 г.

В июне 2008 г. компанию Boeing Сo. обязали заплатить штраф за загрязнение окружающей среды в размере 500 млн долларов.

По решению суда американские компании Dow Chemical Co. и ныне не существующая Rockwell International Corp (часть активов которой была в 1996 г. приобретена Boeing Co.) были оштрафованы за загрязнение окружающей среды на общую сумму 926 млн долларов.

Оштрафованные компании были подрядчиками Комиссии по атомной энергии США и вели работы на заводе по производству ядерного оружия неподалеку от Денвера в штате Колорадо. В 1989 г. завод, работавший с 1952 г., был закрыт из-за нарушений правил техники безопасности. Незадолго до закрытия завода около 13 тысяч жителей прилегающих к заводу населенных пунктов обратились в суд.

Как говорилось в исковом заявлении, вредные радиоактивные выбросы с территории завода стали причиной резкого падения стоимости принадлежащего им жилья и негативно повлияли на здоровье людей. Dow Chemical Co. была оштрафована на 653 млн долларов, а Boeing Co., юридически признанная ответственной за действия Rockwell International Corp., – на 508 млн. Суд ограничил максимальную сумму выплаты пострадавшим, установив предел в 725 млн долларов. Обеим компаниям было также предписано заплатить штрафные убытки в размере 111 и 89 млн долларов соответственно.

В 2008 г. компании, расположенные на территории США, за загрязнение окружающей среды обязали выплатить более 11,8 млрд долларов штрафов.

Самыми громкими делами управление по охране окружающей среды США (EPA) в 2008 г. стали, в частности, договоренность о сокращении выбросов с энергетической компанией American Electric Power и наложение на нее штрафа в 15 млн долларов, наложение штрафа в 3 млн на тайваньскую компанию Jenn Feng и три американские корпорации за импорт 200 тысяч цепных пил, не отвечающих федеральным экологическим стандартам, наложение штрафа на общую сумму в 4,3 млн долларов на четыре из десяти крупнейших американских строительных компаний – Centex Homes, KB Home, Pulte Homes и Richmond American Homes – за нарушение закона об улучшении качества водных ресурсов.

Кроме того, штраф в 20 млн долларов наложен на одну из крупнейших угольных компаний США Massey Energy Company за сбросы загрязняющих веществ в местные реки. Компания British Petroleum Exploration (Аляска) была оштрафована на 16 млн долларов за два случая утечки топлива.

В феврале 2009 г. компания British Petroleum (ВР) согласилась выплатить почти 180 млн долларов в рамках механизма «сделки» с правительством США по разрешению дела о загрязнении окружающей среды. По данным агентства Associated Press, BP потратит 161 млн долларов на разработку системы контроля за уровнем загрязнения окружающей среды, 12 млн долларов штрафов и еще 6 млн долларов на проект по снижению уровня загрязнения в районе перерабатывающего завода в Техас Сити.

В феврале 2010 г. на сумму 3,089 млрд тенге (20,9 млн долларов) за нанесенный ущерб экологии был оштрафован консорциум Karachaganak Petroleum Operating B.V (KPO). KPO является оператором одного из крупнейших в мире нефтегазоконденсатных месторождений Карачаганак в Западно-Казахстанской области Казахстана.

По данным генеральной прокуратуры Казахстана, в 2008 г. консорциум превысил установленные проектом предельно допустимые выбросы, осуществив «самовольное загрязнение окружающей среды».

В консорциум KPO входят итальянская компания Eni (32,5%), британская BG (32,5%), американский Chevron (20%) и российский «Лукойл» (15%).

admin