Двухпалатный состав парламента России обусловлен

Двухпалатная структура парламента означает такое строение парламента, когда парламент состоит из двух палат, формируемых в особом порядке. Парламент при наличии двухпалатной системы вправе избрать один из принципов работы: а) принцип равенства палат в объеме и характере полномочий — у палат равное число депутатов, одинаковый объем полномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатами совместных заседаний и создание совместных органов и др. и б) принцип верхней и нижней палаты — у каждой палаты свой круг полномочий, разный характер работы, как правило, отсутствуют общие органы палат, различный количественный состав палат и порядок их формирования и др.

Последний принцип исповедуют большинство современных парламентов с двухпалатной структурой построения.

Принцип деления парламента на верхнюю и нижнюю палату означает следующее. Одна палата (именуемая нижней) выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов.

§ 2. Двухпалатная структура парламента России. Особенности формирования палат Федерального Собрания

Другая палата (именуемая верхней) представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительства от каждого такого субъекта. Такой подход отражен в строении Федерального Собрания, состоящего из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа России, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Условно эти палаты именуются нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации), хотя Конституция РФ этими терминами не оперирует.

Двухпалатная структура палат исторически возникает в период буржуазно-демократических революций в качестве способа сдерживания одной палатой (верхней) радикализма другой (нижней). Представляя привилегированные слои общества, верхние палаты формировались менее демократическим путем по сравнению с нижними, имели более длительный срок легислатуры, им принадлежало право вето на законы, принимаемые нижней палатой, и др. Таким образом, верхние палаты играли сдерживающую роль по отношению к нижним и тем самым обеспечивали стабилизирующее воздействие парламента на события общественной жизни. В современный период эта роль верхней палаты утратила свое значение. В унитарных государствах верхняя палата стала играть в большей степени роль парламентского экспертного учреждения, что в значительной мере повышает качество принимаемых парламентом законов. Иное значение принцип двухпалатности парламента приобрел в федеративных государствах, применительно к которым утвердилось двойное представительство народа в общенациональном парламенте: посредством прямого пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права; через равное представительство каждого из субъектов федерации.

Особенности формирования палат Федерального Собрания. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 упразднилась действовавшая на то время система высших законодательных (представительных) органов государственной власти России — Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. В соответствии с данным Указом надлежало учредить новый законодательный (представительный) орган государственной власти — Федеральное Собрание, состоящее из двух относительно автономных палат — Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней палаты). Выборы в палаты проводились одновременно с референдумом по Конституции, состоявшимся 12 декабря 1993 г. Правовой основой таких выборов являлись: Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. «Об утверждении уточненной редакции положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период»; Указ Президента от 11 октября 1993 г., утвердивший Положение о выборах депутатов Совета Федерации. В соответствии с указанными Положениями срок деятельности палат определялся в 2 года. Положения определяли, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 225 избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В Положении о выборах в Совет Федерации предусматривалось, что в Совет Федерации избирается по два депутата от каждого субъекта РФ. При этом депутаты этой палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам (один округ — два депутата), образованным в рамках административных границ субъектов РФ.

Государственная Дума второго и третьего созывов формировалась в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 1995 и 1999 гг. путем проведения общенациональных парламентских выборов. Формирование Совета Федерации второго и третьего созывов осуществлялось на основе Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» внес принципиальные изменения в порядок формирования этой палаты.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1145 | Нарушение авторского права страницы

Двухпалатные парламенты России: современность и перспективы

О.М. Медвецкий, подполковник юстиции запаса.

Отношения народного представительства в современной России многогранны, подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. <*> о представительной природе Федерального Собрания. Государственная Дума олицетворяет прямое представительство населения, Совет Федерации — особую форму представительства — территориальную. Если Государственную Думу безоговорочно признают символом прямого представительства, то за Советом Федерации справедливо сохранить роль выразителя интересов населения, выявляемых, опосредуемых органами государственной власти регионов. Совет Федерации — участник системы отношений опосредованного народного представительства.

<*> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1451.

Что касается представительных органов субъектов Федерации, то федеральный законодатель в рамках Федерального закона от 6 октября 1999 г. (с изм. от 29 декабря 2004 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <*>, исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей (ст. 10) и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст.

Двухпалатный парламент

10 и 11, ст. 72 и 76), устанавливает основные принципы их построения, деятельности и полномочия.

<*> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2003. N 27. Ст. 2709; 2005. N 1 (часть 1). Ст. 17.

Последние в пределах полномочий и компетенции, вытекающей из Конституции РФ, должен осуществлять соответственно законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

Упомянутым Законом (ст. 4) закрепляется, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций.

В субъектах Федерации структура представительных органов не однотипна. Нельзя сказать, что бикамерализм превалирует, тем не менее он присутствует. Кроме того, некоторые субъекты Федерации вводят двухпалатность.

Прежде чем рассматривать двухпалатные парламенты в субъектах Федерации, следует использовать опыт других государств. Бикамерализм в федерациях — явление оправданное и изученное.

Двухпалатное устройство федераций, несмотря на все связанные с ним трудности, обернулось благом. Конституционная легитимация второй палаты неоспорима и в унитарных государствах. Разделение парламента способствует уравновешиванию законодательной власти и так же, как, например, многократные чтения при принятии законов, может содействовать большей обдуманности парламентских речей.

Основными преимуществами двухпалатной системы сегодня называют взаимно сдерживающий фактор, большую эффективность в сдерживании исполнительной власти, более тщательную проработку законопроектов, увеличение гарантий конституции, поскольку удлиняются сроки прохождения спорных законопроектов, что дает дополнительное время для рассмотрения законопроекта и его общественного обсуждения. Но, безусловно, главным достоинством бикамерализма является обеспечение более широкого представительства избирателей, особенно в многонациональных странах (например, в России).

Иногда в отдельных унитарных государствах вторую палату формируют как орган представительства территориальных коллективов, проживающих в пределах административно-территориальных единиц (Франция, Италия, Испания). В регионалистском государстве (Испания, Италия), которое рассматривается в качестве промежуточной формы между унитарным и федеративным, такое "заимствование опыта" федерации до определенной степени оправдано. Однако в целом для унитарного государства вряд ли является органичным копирование в структуре парламента черт, присущих федерациям. Субъекты федерации представляют собой государственные образования в сложносоставном государстве, в силу чего обладают специфическим статусом и нуждаются в специальном представительстве в федеральном парламенте. В то же время административно-территориальные единицы в унитарным государстве отнюдь не обладают признаками государственных образований.

Россия — федерация, и в ее составе различные по сложности и статусу субъекты. Некоторые из них восприняли бикамерализм, но вскоре от него отказались.

Так, в результате свободных демократических выборов 17 апреля 1994 г. населением республики Карелия избрано 34 депутата Палаты представителей и 22 депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия.

В соответствии со ст. 53 Конституции Республики Карелия Законодательное Собрание Республики Карелия являлось правомочным и объявило себя правопреемником Верховного Совета Республики Карелия.

Конституция Республики Карелия в редакции Закона от 12 февраля 2001 г. N 473-ЗРК закрепила возвращение к однопалатному парламенту.

В Конституции Республики Башкортостан со 2 марта 1994 г. по 12 декабря 2001 г. устанавливалось, что Государственное Собрание — Курултай — Республики Башкортостан является высшим представительным и единственным законодательным органом Республики и состоит из двух палат — Палаты представителей и Законодательной палаты.

Республика Саха (Якутия) с 1994 г. по 2002 г. имела двухпалатный парламент: Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) состояло из двух палат — Палаты Республики и Палаты представителей.

Тем не менее некоторые субъекты Федерации использовали бикамерализм при построении своих парламентов. Например, в Конституции Республики Тыва, принятой на референдуме Республики Тыва 6 мая 2001 г., указано, что Великий Хурал Республики Тыва — постоянно действующий и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики.

Великий Хурал состоит из двух палат — Палаты представителей и Законодательной палаты. Палата представителей состоит из 130 депутатов, Законодательная палата — из 32 депутатов. Депутаты Палаты представителей и 16 депутатов Законодательной палаты избираются по одномандатным избирательным округам. 16 депутатов Законодательной палаты избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

В 2000 г. Республика Адыгея ввела у себя бикамерализм: Конституция Республики Адыгея в редакции Конституционного закона от 12 ноября 2000 г. N 205 (ст. 64) установила, что Государственный Совет (Хасэ) Республики Адыгея является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики. Хасэ Республики Адыгея состоит из двух палат — Совета представителей и Совета Республики.

Совет представителей состоит из двадцати семи депутатов, представляющих интересы равноправных административно-территориальных единиц Республики (города Майкоп и Адыгейск, районы Республики Адыгея), избираемых по трехмандатным избирательным округам по три представителя от каждого города республиканского значения, района Республики Адыгея на основе прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики состоит из двадцати семи депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам с примерно равным количеством избирателей на основе прямого избирательного права при тайном голосовании.

Единственным субъектом Федерации, работающим с момента первоначальной реструктуризации органов власти на принципах бикамерализма, является Свердловская область: Законодательное Собрание является законодательным органом Свердловской области и состоит из двух палат: Областной Думы и Палаты представителей.

С соответствии со ст. 32 Устава Свердловской области в первоначальной редакции от 25 ноября 1994 г. Областная Дума состояла из 28 депутатов, избираемых сроком на четыре года при переизбрании каждые два года половины своих депутатов. Палата представителей состояла из 21 депутата, избираемых сроком на два года.

15 апреля 1999 г. в Устав Свердловской области были внесены изменения, в соответствии с которыми депутаты Палаты представителей избирались сроком на четыре года. Двухпалатный парламент действует в Свердловской области и поныне.

Следует указать на некоторые перспективы распространения бикамеральных парламентов субъектов Федерации.

Устав Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (в ред. от 30 декабря 2003 г.) (ст. 17) закрепляет некоторое образование внутри парламента субъекта: "Избранные по единому многомандатному избирательному округу депутаты Думы составляют Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера, ее председатель является заместителем Председателя Думы".

Законопроекты, непосредственно затрагивающие права и интересы коренных малочисленных народов Севера, подлежат предварительному рассмотрению на заседании Ассамблеи. Компетенция, порядок образования и деятельности Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера определяются Законом автономного округа о Думе автономного округа от 4 апреля 2005 г. Законом регулируется деятельность Ассамблеи в следующих рамках: Ассамблея имеет право:

а) проводить обмен мнениями по вопросам, рассматриваемым Думой;

б) вносить на рассмотрение Думы альтернативные законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном Регламентом Думы;

в) выступать с обращениями и вопросами;

г) требовать по вопросам повестки дня заседания Думы предоставления слова депутатам Думы, входящим в состав Ассамблеи;

д) после прекращения прений настаивать в установленном Регламентом Думы порядке на предоставлении слова депутатам Думы, входящим в состав Ассамблеи;

е) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Регламентом Думы предусмотрены и полномочия Ассамблеи по участию в работе Думы.

Учитывая, что федеральный законодатель в 2004 г. <*> убрал из Федерального закона от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <**> возможность устанавливать квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправления, многонациональным субъектам можно использовать бикамерализм для наиболее последовательного решения вопросов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Некоторые шаги для этого сделаны, например, в Федеральном законе от 7 февраля 2003 г. "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации" <***>.

<*> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
<**> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; 2004. N 35. Ст. 3607.
<***> СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 504.

Помимо представительства интересов малочисленных народов бикамерализм в России может быть использован в бывших сложносоставных субъектах, ныне прошедших и проходящих процедуру укрупнения. Например, в Меморандуме "Об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" указывается, что законодательный (представительный) орган области формируется согласованным сторонами способом, гарантирующим обеспечение соблюдения представительства населения Коми-Пермяцкого округа в законодательном (представительном) органе области с учетом особого статуса округа. А поскольку согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" <*> Коми-Пермяцкий округ входит в состав Пермского края как административно-территориальная единица края с единой территорией и особым статусом, определяемым Уставом Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации, бикамеральный парламент Пермского края — возможность выполнения и Договора <**>, и Меморандума, и ФКЗ.

<*> СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 1110.
<**> Российская газета. 2003. N 61.

Объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии (референдум 17 апреля 2005 г.) может послужить введению бикамерализма в этом новом субъекте Федерации.

Предложение о соединении Иркутской области, Республики Бурятия, Усть-Ордынского округа, а в дальнейшем Читинской области и Агинского округа в единый субъект Федерации <*>, объединение Камчатской области и Корякского автономного округа (новый субъект предположительно назовут Камчатской областью), Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и многие иные инициативы по объединению субъектов в будущем — сфера развития бикамерализма в субъектах Федерации.

<*> Российская газета. 2004. 21 апреля.

Парламент России называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат. Их принято разделять на верхнюю и нижнюю. Верхняя – это Совет Федерации. Нижняя палата парламента – Государственная дума.

Парламент России называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат. Их принято разделять на верхнюю и нижнюю. Верхняя – это Совет Федерации. В Совфед делегируются по два представителя от исполнительного и представительного органов каждого субъекта страны. Нижняя палата парламента – Государственная дума, в которую входят 450 депутатов.

Двухпалатное устройство парламента

Деление на две палаты не было придумано в России. Парламент существует для принятия и утверждения законов.

Двухпалатная структура федерального парламента: зарубежный опыт и российская практика

Двухпалатная система парламента предполагает, что нижняя палата эти законы разрабатывает и предлагает к рассмотрению, а верхняя их одобряет. Две парламентские палаты существуют во многих странах Европы и Америки.

Разделение на две палаты было введено для того, чтобы все регионы страны имели своего представителя в главном законодательном органе страны, а также для того, чтобы одна палата контролировала деятельность другой. Совет Федерации может утвердить закон только после того, как его одобрили в Госдуме. При этом верхняя палата не может ничего изменять в законе, а только согласиться с его принятием или не согласиться.

Верхняя палата (Совет Федерации) также носит неофициальное название «сенат», по аналогии с иностранной системой разделения государственной власти. В нее входят члены Совета Федерации (они не являются депутатами). Депутаты составляют Государственную думу (нижнюю палату). Каждый созыв в думу набирается 450 депутатов.

Чем занимается Совет Федерации

Совфед принимает решения в случаях, когда речь идет о важном геополитическом вопросе – изменении границ внутри страны. Они же утверждают в стране чрезвычайное положение, если решение о его введении принимает президент. Совет Федерации регулирует участие вооруженных сил РФ, если война ведется не на территории страны. Совфед может объявить импичмент президенту, когда 2/3 состава Госдумы выражают свое недоверие президенту. Верхней палатой назначаются на должности судьи главных судов страны (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного), Генпрокурор РФ и зампред Счетной палаты, а также 50% ее аудиторов.

Совфед в обязательном порядке рассматривает принятые Госдумой законы, касающиеся бюджета страны; федеральных налогов и сборов; финансового регулирования, выпуска в обращение новых денег; заключение и расторжение Россией международных договоров; вопросов границ страны и участия ее в военных действиях.

Если закон утвержден верхней палатой, дается пять дней на его отправку президенту. У главы страны есть две недели на то, чтобы подписать закон и проинформировать о нем население.

Распустить Совет Федерации президент и глава правительства не могут. В свою очередь, для назначение президента необходимо заручиться согласием Совфеда. Отрешение президента от должности тоже входит в полномочия верхней палаты парламента.

Совет Федерации сейчас

У верхней палаты есть свой председатель. Им с 2011 года является Валентина Матвиенко, которая стала первой в истории России женщиной на этом посту. В соответствии с правилами формирования состава верхней палаты, когда от субъекта страны делегируется два человека, петербурженка представляет в Совфеде исполнительный орган (в данном случае городское правительство) государственной власти Санкт-Петербурга. Представительный орган (в данном случае это Законодательное собрание Петербурга) этого же региона в Совет делегировал Андрея Кутепова.

Сенаторские кресла в 2016 году получили 18 новых представителей 39 регионов страны. Они сменили предшественников, полномочия которых были прекращены. Некоторые члены Совета возвратились после перерыва в их деятельности. Например, вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова возобновит свою деятельность в СФ, прерванную в 2012 году. Нарусова будет представлять Туву по назначению ее главы Шолбана Кара-оолы.

Чем занимается Государственная дума

В первую очередь, Госдума существует, чтобы принимать законы и утверждать бюджет страны. Кроме того, в соответствии со статьей 103 Конституции Государственная дума обладает следующими полномочиями:

  • дает согласие президенту на назначение премьер-министра РФ (второе название для председателя правительства);
  • решает вопрос о доверии правительству;
  • каждый год слушает отчеты правительства о его деятельности, в частности по вопросам, поставленным нижней палатой;
  • назначает на пост председателя Банка России и освобождает его от должности;
  • назначает на пост председателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов, а также освобождает от должности;
  • назначает на пост Уполномоченного по правам человека, а также освобождает от его должности;
  • производит освобождение от судебного наказания или замене его на более мягкое (амнистию);
  • при принятии решения об отрешении от должности президента формулирует обвинения против него.

Только Государственная дума принимает решение о доверии правительству. Правительство РФ (которое состоит из председателя, его заместителей и министров) и сам президент отчитываются о своей работе перед нижней палатой. Однако по указу президента Госдума может быть распущена. Это происходит, когда дума три раза подряд не согласилась к предложенным президентом кандидатом на должность председателя правительства и три месяца подряд выражала недоверие правительству. Единственный случай, когда при соблюдении указанных условий думу нельзя распустить, это если она работает первый год.

Государственная дума сейчас

Седьмой созыв нижней палаты парламента принес свои изменения. Спикером Госдумы назначили бывшего заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина. Он занял место Сергея Нарышкина, который председательствовал в думе шестого созыва, а теперь занял должность главы Службы внешней разведки.

«Единая Россия» в данный момент имеет абсолютное число голосов в нижней палате. Это означает, что с представителями других фракций при принятии законов и решении других важных вопросов единороссы уже могут не советоваться. В целом в думе седьмого созыва представлены шесть партий. КПРФ достались 42 мандата, ЛДПР — 39, «Справедливая Россия» получила 23 мандата. Также в Госдуме получили места представители двух непарламентских партий. Это «Родина», получившая один мандат, еще один – у «Гражданской платформы».

В Госдуме в 2016 году стало меньше комитетов. Их осталось 26, когда в прошлом созыве было 30. В думе объединили в один комитеты по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, слили комитеты по транспорту и строительству, та же участь постигла комитеты по образованию и науке. 13 комитетов, то есть ровно половину, возглавили представители «Единой России».

Автор: Администратор.

Двухпалатная структура парламента означает такое строение парламента, когда парламент состоит из двух палат, формируемых в особом порядке. Парламент при наличии двухпалатной системы вправе избрать один из принципов работы: а) принцип равенства палат в объеме и характере полномочий — у палат равное число депутатов, одинаковый объем полномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатами совместных заседаний и создание совместных органов и др. и б) принцип верхней и нижней палаты — у каждой палаты свой круг полномочий, разный характер работы, как правило, отсутствуют общие органы палат, различный количественный состав палат и порядок их формирования и др.

Последний принцип исповедуют большинство современных парламентов с двухпалатной структурой построения.

Принцип деления парламента на верхнюю и нижнюю палату означает следующее. Одна палата (именуемая нижней) выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов. Другая палата (именуемая верхней) представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительства от каждого такого субъекта. Такой подход отражен в строении Федерального Собрания, состоящего из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа России, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Условно эти палаты именуются нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации), хотя Конституция РФ этими терминами не оперирует.

Двухпалатная структура палат исторически возникает в период буржуазно-демократических революций в качестве способа сдерживания одной палатой (верхней) радикализма другой (нижней). Представляя привилегированные слои общества, верхние палаты формировались менее демократическим путем по сравнению с нижними, имели более длительный срок легислатуры, им принадлежало право вето на законы, принимаемые нижней палатой, и др. Таким образом, верхние палаты играли сдерживающую роль по отношению к нижним и тем самым обеспечивали стабилизирующее воздействие парламента на события общественной жизни. В современный период эта роль верхней палаты утратила свое значение. В унитарных государствах верхняя палата стала играть в большей степени роль парламентского экспертного учреждения, что в значительной мере повышает качество принимаемых парламентом законов. Иное значение принцип двухпалатности парламента приобрел в федеративных государствах, применительно к которым утвердилось двойное представительство народа в общенациональном парламенте: посредством прямого пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права; через равное представительство каждого из субъектов федерации.

Особенности формирования палат Федерального Собрания. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 упразднилась действовавшая на то время система высших законодательных (представительных) органов государственной власти России — Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. В соответствии с данным Указом надлежало учредить новый законодательный (представительный) орган государственной власти — Федеральное Собрание, состоящее из двух относительно автономных палат — Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней палаты). Выборы в палаты проводились одновременно с референдумом по Конституции, состоявшимся 12 декабря 1993 г. Правовой основой таких выборов являлись: Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. «Об утверждении уточненной редакции положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период»; Указ Президента от 11 октября 1993 г., утвердивший Положение о выборах депутатов Совета Федерации.

Двухпалатные парламенты России: современность и перспективы

В соответствии с указанными Положениями срок деятельности палат определялся в 2 года. Положения определяли, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 225 избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В Положении о выборах в Совет Федерации предусматривалось, что в Совет Федерации избирается по два депутата от каждого субъекта РФ. При этом депутаты этой палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам (один округ — два депутата), образованным в рамках административных границ субъектов РФ.

Государственная Дума второго и третьего созывов формировалась в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 1995 и 1999 гг. путем проведения общенациональных парламентских выборов. Формирование Совета Федерации второго и третьего созывов осуществлялось на основе Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» внес принципиальные изменения в порядок формирования этой палаты.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1144 | Нарушение авторского права страницы

admin