ДТП с пострадавшим

От дорожно-транспортных происшествий не застрахованы даже самые осторожные и ответственные водители. В ночное время существует риск не заметить пешехода, идущего по проезжей части без фликера. Отдельные автомобилисты носятся по городу с огромной скоростью, не утруждая себя включением поворотников. А ответственность за ДТП с пострадавшими – это серьёзные санкции вплоть до направления в места не столь отдалённые. Водителю лучше заранее знать, с чем он может столкнуться, чтобы правильно вести себя в случае аварии.

Жертвы после ДТП: что делать водителю

Для начала нужно включить кнопку аварийной сигнализации, выйти из автомобиля и поставить предупреждающий знак на расстоянии 15-30 метров от машины. Это предупредит новое ДТП.

Первое, что необходимо проверить – состояние здоровья: собственное и других людей, попавших в аварию. Если жизни водителя ничего не угрожает, он обязан направиться к пострадавшим, при этом не наступать на разлитые жидкости и разбросанные осколки машины, битое стекло. Это опасно.

Далее водитель должен достать людей из машины, если они сами не могут этого сделать. Оказать экстренную медицинскую помощь. Если навыков недостаточно, позвать на помощь прохожих. Вызвать скорую, сообщив точные координаты места происшествия. Затем позвонить в страховую организацию, чтобы сообщить о случившемся.

Если водителю самому требуется экстренная помощь, он может поехать в больницу на машине скорой, а на место ДТП вызвать кого-то из родственников, друзей или знакомых.

Водитель ни в коем случае не должен пытаться улизнуть. Найти его смогут почти со 100% вероятностью: с помощью камер наблюдения, видеорегистраторов, показаний очевидцев. Предусмотрены следующие санкции.

  1. Статья 12.27 КоАП:
  • лишение ВУ на 1-1,5 года;
  • арест на 15 дней.

Для наступления таких неблагоприятных последствий достаточно самой констатации нарушения и не важно, есть ли раненые.

  1. Статья 125 УК:
  • до 80 тысяч рублей штрафных санкций;
  • взыскание зарплаты за полгода;
  • арест на три месяца;
  • исправительные работы (максимум – на год);
  • лишение свободы (максимум – на год).

Водителя не смогут привлечь по этой статье, если он не знал, что другим людям грозит опасность (нарушение не носило заведомый характер). Также для наступления уголовной ответственности у пострадавшего должна была отсутствовать возможность помочь себе самостоятельно по одной из следующих причин:

  • он является маленьким ребёнком или немощным пожилым человеком;
  • болезнь;
  • беспомощность (например, человек потерял сознание или получил тяжёлую травму ноги).

В любом случае рисковать не стоит, чтобы не оказаться виновным в болезни или смерти другого человека, а также преступником с точки зрения уголовного закона. От порядка действий водителя зависит то, какая ответственность наступит для него в дальнейшем.

Ещё один важный шаг – позвонить в ГИБДД и сообщить об аварии. Существует множество телефонных номеров, по которым можно вызвать дорожных сотрудников, в частности:

  • 112 – номер экстренной службы, по которому обратившегося перенаправят в ГИБДД;
  • 002 – телефон ГИБДД для абонентов Билайна;
  • 020 – номер для абонентов МТС, Мегафон, Теле2.

До момента прибытия сотрудников ГИБДД трудно сохранять хладнокровие. Если жертвы ДТП находятся в сознании, скорее всего, водителю не удастся избежать конфликта. Однако нужно держать себя в руках и по возможности выполнить следующие действия:

  • найти свидетелей аварии, договориться с ними о даче показаний, попросить контактные данные (фамилию, имя, отчество, адрес проживания и номер телефона);
  • сфотографировать обстановку: машины, дорогу, разметку, знаки, разбросанные предметы, участников ДТП;
  • успокоить потерпевших.

Как проводится расследование ДТП с пострадавшими: действия и сроки

На место аварии прибывают сотрудники ГИБДД, криминалист и следователь. Водитель должен честно отвечать на вопросы должностного лица и не говорить ничего лишнего. Не отказываться от медицинского освидетельствования на определение алкогольного опьянения, иначе в дальнейшем этот факт могут признать априори установленным.

Водителю полезно следить за ходом составления протокола осмотра. Это основной документ, который впоследствии расследуется судом в случае возбуждения административного или уголовного производства. Перед тем, как подписывать протокол, нужно внимательно ознакомиться с его содержанием. В случае обнаружения каких-либо неточностей или неполного изложения информации, это нужно указать в письменной форме и не подписывать документ.

Сроки рассмотрения дела о ДТП с пострадавшими занимают 2 месяца. В случае необходимости проведения большого количества проверок срок продлевается ещё на 3 месяца.

За этот период опрашиваются свидетели аварии, исследуется место происшествия, проводятся проверки и экспертизы (медицинская, техническая). Если должностным лицам удаётся найти виновника причинения лёгких или средних телесных повреждений, материалы передаются в судебный орган. Возбуждается производство об административном правонарушении, срок рассмотрения которого составляет 2 месяца.

Установление в ходе расследования водителя, виновного в причинении тяжёлых повреждений или гибели человека, влечёт возбуждение уголовного дела. Тут уже сроки рассмотрения растягиваются на многие месяцы. Сначала проводятся проверка (до 30 дней) и предварительное следствие (2 месяца), а потом материалы направляются в суд.

Виды ответственности

За причинение вреда здоровью хоть одному участнику аварии законодатель предусмотрел три вида юридической ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

При этом для наступления первого вида ответственности должностным лицам даже не нужно доказывать вину нарушителя.

Пример Водитель Ауди ехал по городской улице и соблюдал правила дорожного движения. Внезапно на дорогу прямо перед машиной выскочил подросток, которому нужно было срочно перебежать на другую сторону. Водитель не успел свернуть в сторону и совершил наезд. Подросток получил перелом ноги. Хоть он сам виноват в произошедшем, а гражданско-правовая ответственность наступает у того, кто сидел за рулём.

После ДТП здоровье человека может пострадать. Степень тяжести определяют судмедэксперты. Тут возможен один из трёх вариантов:

  1. Лёгкая степень. Человек получил несильную травму и пробыл на больничном не дольше 3 недель. Сюда относятся порезы, ушибы, растяжения, из-за которых больной не может ходить на работу, временное расстройство какой-либо системы (например, зрения).
  2. Средняя степень. Пострадавший долго (более 3 недель) не может ходить на работу из-за серьёзных проблем со здоровьем. Или на это время какой-либо орган утрачивает функции. Но последствия аварии всё же не угрожают жизни человека. Примеры вреда средней степени: переломы и трещины костей, потеря пальца на руке.
  3. Тяжёлая степень. Возникшая проблема представляет опасность для человека или ведёт к другим тяжёлым для него последствиям: ухудшает качество жизни, лишает возможности полноценно работать, обезображивает внешность.

Примеры тяжёлой степени:

  • прерывание беременности;
  • сильное ранение головы, груди, живота;
  • острая гипоксия;
  • утрата зрения, слуха;
  • оторванная конечность;
  • большие шрамы, рубцы, следы от ожогов на лице, которые невозможно вылечить.

За причинение вреда лёгкой или средней степени для виновника ДТП наступает административная ответственность. А тяжёлый вред или смерть влекут для водителя применение уголовных санкций.

Гражданско-правовая ответственность

Носит компенсационный характер и предусматривает выплату денег для того, чтобы пострадавший мог восстановить здоровье и вернуться к полноценной работе.

Поскольку страхование гражданско-правовой ответственности владельца автомобиля носит обязательный характер (ОСАГО), то обязанность по выплате денег пострадавшему в результате аварии берёт на себя не водитель, а его страховая организация. Управление машиной без оформления ОСАГО запрещено.

Если водитель без страховки (с просроченным полисом) совершит наезд на пешехода или столкнётся с машиной, причинив людям травмы, возмещать вред будет он. Плюс заплатит 800 рублей суммы штрафа по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Лимит выплат по ОСАГО составляет 500 000 рублей. Страховая организация выплатит эти деньги. Если реальная сумма окажется больше, то оставшуюся часть будет возмещать водитель автомобиля.

Что включается в денежный эквивалент вреда, причинённого здоровью?

  • платное лечение в медицинском учреждении: пребывание в палате, лечебные и реабилитационные процедуры, сдача анализов, хирургические операции, инъекции;
  • лекарства;
  • приобретение специального оборудования для лечения и восстановления (костыли, инвалидная коляска, тренажёры, предметы ЛФК);
  • косметические процедуры по восстановлению прежней внешности;
  • расходы на проезд до медицинского учреждения, в том числе на временный переезд в другую страну для лечения;
  • услуги сиделки;
  • временная нетрудоспособность (неполученный заработок за время вынужденного пребывания на больничном);
  • расходы на переобучение другой специальности, если по состоянию здоровья работать на прежней работе не получается.

Также в судебном порядке потерпевший может потребовать компенсацию морального вреда, ссылаясь на то, что он столкнулся с сильными психическими страданиями и физической болью. Всё перечисленное выльется для водителя в кругленькую сумму.

Административная ответственность

Основание для этого вида ответственности – статья 12.24 КоАП. Суровость санкции зависит от того, какой вред причинён человеку: лёгкой или средней степени.

Варианты наказаний при лёгкой степени:

  • штраф 2,5-5 тысяч рублей;
  • лишение ВУ на 1-1,5 года.

Варианты наказаний при средней степени:

  • штраф 10-25 тысяч рублей;
  • лишение ВУ на 1-1,5 года.

Откуда такая разбежка в цифрах? И как понять, какое решение примет суд? Представитель власти учитывает обстоятельства конкретного дела, степень вины водителя и потерпевшего, личностный портрет правонарушителя, его содействие должностным лицам в расследовании ДТП. Обычно суд назначает невысокий штраф, если водитель быстро признал свою вину, оказал помощь потерпевшим, активно участвовал в установлении обстоятельств аварии.

Наоборот, отягчающими обстоятельствами являются попытки уклониться от ответственности (сокрытие с места происшествия, нежелание давать показания, их противоречивость), алкогольное опьянение, грубое нарушение ПДД.

Уголовная ответственность

Основание для применения уголовных санкций – статья 264 УК. В её нормах предусмотрены разные по степени суровости наказания, которые зависят от следующих факторов:

  • степень опасности последствий;
  • количество жертв;
  • наличие алкогольного опьянения.

Рассмотрим, какие варианты уголовных наказаний грозят водителю, который оказался в ситуации ДТП с пострадавшими по его вине.

Тяжкий вред, причинённый одному человеку

  • ограничение свободы до 3-х лет;
  • принудительные работы до 2-х лет;
  • арест до полугода;
  • направление в колонию до 2-х лет.

Санкции ужесточаются в том случае, если авария случилась после выпивки, и выглядят так:

  • принудительные работы до 3-х лет;
  • направление в колонию до 4-х лет.

Смерть одного человека

  • принудительные работы до 4-х лет;
  • направление в колонию до 5-ти лет.

Если водитель находился во время ДТП «навеселе», то его ответственность ужесточается: виновника лишают свободы на срок до 7-ми лет.

Смерть двух людей (и более)

  • принудительные работы до 5-ти лет;
  • колония до 7-ми лет, а в состоянии алкогольного опьянения – до 9-ти лет.

Алкогольное опьянение и гибель человека всегда ведут к тому, что обвиняемый водитель остаётся без прав на 3 года.

При рассмотрении материалов суд учитывает те же обстоятельства, о которых писалось выше в разделе про административную ответственность. Наиболее сурово суд относится к водителям, которые садились за руль после рюмочки горячительного напитка, что привело к тяжёлым последствиям.

Таким образом, наличие пострадавших в результате ДТП влечёт для водителя тяжёлые моральные, временные и финансовые потери, даже если он невиновен. Законодатель предусмотрел не только административные и уголовные санкции, но и гражданско-правовые механизмы взыскания денег. Поэтому следует быть крайне внимательным на дороге, а если уж авария случилась, не пытаться уклониться от ответственности, чтобы не получить максимальное наказание.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

действует Редакция от 26.04.1990 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 26.04.90 N 49 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган минавтотранс рсфср
Номер документа 49
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 26.04.1990
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • «Сборник нормативно-правовых материалов по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте», Челябинск, 1990
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 26.04.90 N 49 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно — транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно — транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

— обстоятельства, предшествующие происшествию;

— причины происшествия;

— влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно — транспортного происшествия;

— последствия происшествия;

— лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

— недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно — транспортных происшествий.

1.4. Служебное расследование проводится:

— руководителем автотранспортного предприятия (организации) — всех дорожно — транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

— руководителем территориального производственного объединения — дорожно — транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

— руководителем министерства, а также начальниками: отдела по безопасности движения, Главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) — дорожно — транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

2. Передача информации о дорожно — транспортном происшествии и действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при получении этой информации

2.1. Водители предприятий министерства в случае участия в дорожно — транспортном происшествии обязаны без промедления сообщить об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

2.2. При невозможности сообщения о дорожно — транспортном происшествии в свое предприятие водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и пр. и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно — транспортного происшествия в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта.

2.3. Информация о дорожно — транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно — эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно — транспортном происшествии не от ГАИ последняя немедленно ставится об этом в известность.

2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно — транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно — транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в отдел по безопасности движения, в Главные управления по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства — также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

Отдел по безопасности движения министерства немедленно информирует о происшествии отдел охраны труда ЦК профсоюза.

2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

— дата, время, место и вид происшествия;

— модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

— вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

— обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

— последствия происшествия;

— фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж, стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

— дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

— сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

— фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, отдела по безопасности движения, Главного управления по транспортному обслуживанию населения, Главного управления по транспортному обслуживанию народного хозяйства, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно — транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п. 1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.

2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно — транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.

2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального производственного объединения при поступлении к нему информации о дорожно — транспортном происшествии с участием транспорта министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.

3. Действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при служебном расследовании дорожно — транспортного происшествия

3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» <*> и выявлению очевидцев происшествия.

<*> Под «вторичным происшествием» понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного дорожно — транспортного происшествия.

3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

— осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

— уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

— дату и точное время (местное) происшествия;

— место происшествия:

в городе — улица, район;

на дороге — категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;

— модель и номерной знак транспортного средства;

— число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

— техническое состояние транспортного средства;

— характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

— кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях — участниках происшествия);

— состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

— на каком часу работы водителя произошло происшествие; — цель поездки;

— вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

— по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

— вид дорожно — транспортного происшествия;

— погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

— освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

— дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

— ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно — транспортного происшествия и снять с них копии;

— зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и их принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

— осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно — транспортные документы на перевозимый груз или билетно — учетный лист.

3.3. При анализе происшествия необходимо:

— выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

— выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие, и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

— оценить:

действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).

3.4. При совершении дорожно — транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (Приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.

4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии (организации)

Для установления связи между причинами возникновения дорожно — транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:

— соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;

— соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

— имелись ли до этого у водителя случаи дорожно — транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

— как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

— какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);

— обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

— проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

— техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

— как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

— как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;

— соблюдается ли порядок стажировки водителей.

Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасностью движения и комиссии по борьбе с пьянством.

5. Порядок оформления результатов служебного расследования дорожно — транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования)

5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:

— в территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;

— в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно — транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;

— при необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.

5.2. Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.

В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно — транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.

Во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшествию» указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.

Третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно — транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется).

В четвертом разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно — транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, — за что), участвовал ли ранее в дорожно — транспортных происшествиях и т.д.

В пятом разделе «Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.

В шестом разделе «Состояние профилактической работы по безопасности движения» дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно — транспортного происшествия, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.

В седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.

Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.

К акту прилагаются:

копия протокола осмотра места дорожно — транспортного происшествия и осмотра транспорта;

копия схемы дорожно — транспортного происшествия;

объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно — транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно — транспортного происшествия;

список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

6. Разбор дорожно — транспортного происшествия в автотранспортном предприятии (организации), территориальном производственном объединении

6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими с участием общественных организаций в 5-суточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в 7-дневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.

Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.

Если ДТП сопровождается материальным ущербом или легкими телесными повреждениями, то ДТП в порядке административного производства разбирается в группе дознания (или разбора) ГИБДД.

Порядок административного производства подробно рассматривается в разделе Административная ответственность водителя (подраздел Административное производство), в том числе права лица, привлекаемого к административной ответственности (знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью защитника и др.).

Напомним, что по факту ДТП на месте его совершения либо составляется административный протокол, либо принимается решение о проведении административного расследования (если окажется, что необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, т.е. для ДТП, повлекших причинение вреда здоровью потерпевшего) и тогда выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении по форме, указанной в приложении N 8 к Методическим рекомендациям, а протокол будет составлен позднее ? после окончания административного расследования. Срок проведения расследования не может превышать 1 месяц, но в исключительных случаях он может быть продлен еще на срок не более 1 месяца (ст.28.5, 28.7 КоАП РФ).

На практике это обычно происходит следующим образом: сотрудник ГИБДД, производивший оформление происшествия, предлагает водителям явиться через несколько дней в орган ГИБДД того района, на территории которого случилось ДТП, для участия в процедуре его разбора.

К этому времени должны быть опрошены все очевидцы ДТП и изучены документы, составленные на месте ДТП.

По статистике ГИБДД от 75% до 90% материалов составляются и исполняются в подразделениях ДПС в сроки от 3 до 30 дней.

С прибывшими для разбора водителями-участниками ДТП инспектор ГИБДД по дознанию проводит беседу, а затем — на основании собранных и проанализированных материалов и с учетом проведенной беседы — принимает решение о виновности конкретного лица в ДТП.

Если в ДТП есть пострадавшие, то к материалам дела должны быть также приложены и медицинские заключения о степени тяжести причиненных телесных повреждений.

Если к моменту вызова участников ДТП в ГИБДД заключение о степени тяжести причиненных телесных повреждений еще не получено, то окончательное решение по материалам ДТП не принимается, и срок расследования по делу продлевается до месяца.

По окончании административного расследования составляется административный протокол.

Если совершенное нарушение влечет за собой наказание в виде лишения права управления, то ГИБДД вправе передать дело в суд, о чем выносится определение (приложение N 22 к Методическим рекомендациям), Напомним, что ГИБДД не вправе применять меру наказания в виде лишения права управление ? это может сделать только суд, ГИБДД может только оштрафовать.

Если дело в суд не передано, то в отношении признанного виновным водителя выносится постановление о наложении административного наказания, и после вынесения постановления по делу участникам ДТП при их обращении выдаются справки (приложение N 23 к Методическим рекомендациям).

Заинтересованным организациям аналогичные справки выдаются по их письменным запросам.

Если водитель считает, что были допущены ошибки при расследовании ДТП и не согласен с признанием его виновным, то он может обжаловать постановление в вышестоящую организацию ГИБДД или в суд. Подробнее см. раздел Административная ответственность водителя подраздел Обжалование постановления по делу и иные жалобы граждан.

Если жалоба удовлетворена, то постановление о наложении административного взыскания отменяется и водителю возвращается уплаченная им сумма штрафа.

См. Обжалование постановления по делу и иные жалобы граждан
Варианты обжалования постановления
Составление жалобы
Порядок подачи жалобы
Срок подачи жалобы
Рассмотрение жалобы

Возбуждение уголовного дела зависит от последствий ДТП

Если в ДТП есть пострадавший, то от степени тяжести причиненного ему вреда зависит, — будет ли возбуждаться уголовное дело.

Для определения степени тяжести причиненных телесных повреждений ГИБДД посылает запрос в медицинское учреждение, куда доставлялся или где проходил амбулаторное (или стационарное) лечение пострадавший. В необходимых случаях также запрашивается заключение о степени тяжести телесных повреждений в бюро судебно — медицинских экспертиз (п.20 Методических рекомендаций).

При поступлении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий или средней тяжести вред, — сотрудник ГИБДД, производивший административное расследование, докладывает об этом начальнику ГИБДД и готовит материалы для передачи их прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания (п.22 Методических рекомендаций). По таким ДТП будет возбуждаться уголовное дело.

Возмещение материального ущерба

Если достигнуто соглашение о добровольном возмещении ущерба, то заключается письменное соглашение о добровольном возмещении ущерба, а после возмещения ущерба от потерпевшего берется расписка в получении возмещения.

Если не достигнуто соглашение о добровольном возмещении ущерба, то потерпевший вправе предъявить иск в суд о возмещении материального ущерба.

Подробнее см. раздел Возмещение вреда, причиненного при ДТП

Что относится к ДТП с пострадавшими?

Дорожно-транспортное происшествие может повлечь за собой самые различные последствия. Иногда удаётся избежать каких-либо серьёзных последствий, а иногда это приводит к тому, что появляются пострадавшие. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то все дальнейшие действия должны производиться только в присутствии правоохранительных органов.

Человек, который оказался совсем не в том месте и не в то время, может получить как лёгкий вред здоровью, так вред средней тяжести и тяжкий вред. В зависимости от того, какие последствия возникли, будет определено наказание.

Порядок рассмотрения ДТП с пострадавшими

Если всё же случилось так, что произошло ДТП с пострадавшими, то необходимо знать, как действовать и как происходит оформление ДТП с пострадавшими. Если водитель будет ознакомлен с алгоритмом действий, то в случае такого неприятного события он не растеряется и сделает всё правильно.

Итак, каков порядок рассмотрения подобных дел?

  1. В первую очередь нужно сообщить о случившемся в правоохранительные органы. Они в кратчайшие сроки обязаны приехать, оформить и зафиксировать все нюансы происшествия. Но не стоит забывать и о том, что пострадавшему может понадобиться помощь, а значит, необходимо вызвать скорую помощь.
  2. Сотрудники ГИБДД, которые приедут оформлять ДТП, должны внимательно осмотреть место и составить примерную схему аварии. Они должны самостоятельно осмотреть место, также должны опросить свидетелей. Обязательно нужно отметить время когда произошла авария, а также узнать, как располагался пострадавший до того момента, как произошла авария, и после данного происшествия. И всю эту информацию должны подтвердить свидетели, оставив подписи на бумагах с протоколом о ДТП.
  3. Этот самый протокол оформляется на бланке определённой утверждённой формы.
  4. После этого понадобится осмотреть автомобиль. Очень важно узнать, исправна была машина на момент совершения ДТП или же нет. В данном случае делать подобные заключения сразу на месте аварии сложно, но провести поверхностный осмотр сотрудник ГИБДД в силах. Если есть какие-либо сомнения, то автомобиль отправят на экспертизу. Именно там точно выяснят, в каком состоянии находилось транспортное средство. Данный пункт особенно важен для водителя. Если окажется, что автомобиль был неисправен (хотя, например, его только что забрали из ремонта или же вообще авто недавно было куплено в салоне), то вероятность, что водитель понесёт наказание, ничтожно мала.
  5. Важно найти свидетелей ДТП. Это могут быть как простые пешеходы, так и люди, которые находились в салоне автомобиля. Другие водители тоже могут выступать в качестве свидетелей.
  6. Если есть подозрения, что водитель пьян, находится под действием наркотических веществ или есть основания полагать, что он не здоров, то дополнительное медицинское освидетельствование даст ответы на многие вопросы. Это может касаться и потерпевшего.
  7. Когда все вышеописанные мероприятия проведены, участникам ДТП выдают справку. Её можно передать в страховую компанию. Там будут рассчитаны компенсации, если они полагаются.

Но что во всей этой ситуации делать пострадавшему, если его увечья не настолько серьёзны, что его сразу же увезли в больницу. В любом случае он должен сразу же обратиться за медицинской помощью. Это следует сделать для того, что зафиксировать, что все увечья были получены именно в результате ДТП.

Водитель имеет полное право не ставить свою подпись в протоколе, если он считает, что увечья были получены не в результате данного дорожно-транспортного происшествия.

Особенности расследования

После того как все необходимые мероприятия на месте провели инспекторы ГИБДД, дальнейшим расследованием занимается следователь. Именно он обязан проверить все имеющиеся факты, а также более детально расспросить свидетелей и водителя. Следователь имеет право назначить дополнительные экспертизы чтобы точно установить нюансы ДТП. Когда подобные экспертизы будут проведены он может составить заключение.

Очень важно определить какова степень нанесённого вреда. Сразу стоит отметить, что если пострадавший получит увечья лёгкой и средней степени тяжести, то водителя ждёт только административная ответственность. То есть водителя могут лишить прав, возможно, обойдётся лишь уплатой штрафа. Бывают случаи, когда на водителя на 15 суток накладывают арест. Если же пострадавший получил серьёзные увечья, то здесь не обойтись без уголовного наказания.

Со всеми пунктами дела должен ознакомиться адвокат и его клиент. Виновнику должны разъяснить какую меру пресечения ему выдвигают и в чём состоит суть претензий. Все подобные дела рассматриваются в районном суде.

Сроки рассмотрения ДТП с пострадавшими

Произошло дорожно-транспортное происшествие, на место прибыли сотрудники ГИБДД, потом возникает вопрос, а каковы сроки расследования ДТП с пострадавшими? Здесь важно учитывать массу нюансов, которые могут повлиять на ход расследования. Срок рассмотрения ДТП с пострадавшими не должен превышать двух месяцев.

Но фактически разбирательства по таким делам могут затягиваться до трёх месяцев. И это в случаях, когда действия виновника попадают под статью административных правонарушений. Но в исключительных случаях по ходатайству должностного лица (согласно КоАП РФ статье 28.7п.5) срок рассмотрения может быть продлён на срок до 6 месяцев. И это в случае, если пострадавший получил травмы лёгкой и средней степени тяжести.

Если же дело перешло в статус уголовного, то здесь сроки рассмотрения могут быть самыми разными. Каких-либо строгих ограничений здесь нет. Но разбирательства должны осуществляться в разумные сроки. Уполномоченные лица обязаны в установленные сроки провести расследование для того чтобы в дальнейшем дело передать для рассмотрения в иную инстанцию или же закрыть данное дело.

Если нарушены сроки? Какие необходимы документы?

Что делать, если произошло ДТП с пострадавшими, сроки рассмотрения дела затягиваются? В таком случае пострадавший имеет полное право написать ходатайство о передаче дела в суд или же о его закрытии. Но в тоже время дело не могут передать в суд если не был установлен конкретный виновник ДТП.

Если в процессе разбирательств следователи всё же продлили срок рассмотрения дела, то обязательно необходимо потребовать акт о продлении где будут указаны:

  • причины продления;
  • данные лица, которое продлило сроки (его должность и фамилия);
  • место продления и время;
  • обязательно указывают дату до которой должно быть дело рассмотрено;
  • руководитель подразделения должен поставить свою подпись.

Все участники ДТП имеют право получить копию такого акта. Но рассчитывать на какие-либо выплаты до окончания срока рассмотрения дела не нужно.

Рекомендации юриста

Если вы попали в ДТП и не знаете как действовать дальше, то самым верным решением будет воспользоваться услугами юриста. Хорошо, если в результате пострадавший получил какие-то минимальные травмы, но если дело обстоит намного серьёзнее, то без опытного юриста не обойтись. Поэтому первая рекомендация: не паниковать, найти адвоката (юриста).

Любое дорожно-транспортное происшествие должно оформляться только правоохранительными органами. Заполнение каких-то протоколов, схем и любых других документов без сотрудников полиции не рекомендуется. Это возможно сделать лишь в том случае, если в результате ДТП нет пострадавших. Слаженная работа ГИБДД и сотрудников полиции должна привести к тому, что будут собраны все необходимые доказательства вины или невиновности автомобилиста.

Любой гражданин, который невольно стал участником аварии, причём совсем не важно, является он пострадавшим или виновником, имеет полное право напрямую участвовать в оформлении бумаг и внесении определённых данных в протокол.

Никто не может заставить вас подписывать протокол, если вы не согласны с тем, что там написано. Также сотрудник ГИБДД обязан содействовать тому, чтобы все стороны равноправно участвовали в составлении протокола ДТП. Если же сотрудник нарушает порядок, то все его действия могут подлежать обжалованию.

Если виновник ДТП не согласен с формулировкой «виновник», то в протоколе ДТП он может зачеркнуть это слово и написать «водитель».

Получение травм, гибель людей – всё это может быть печальными последствиями дорожно-транспортного происшествия. И такие последствия появляются всё чаще, к сожалению. В результате такой аварии страдают как потерпевшие, так и виновники аварии, а также их родственники и близкие люди. Получить тяжёлый моральный груз может любой из этих людей.

Каков срок рассмотрения ДТП с пострадавшими? Здесь всё будет зависеть от того, какой вред был нанесён здоровью. Хорошо, если травмы минимальны и относятся к нанесению лёгкого вреда здоровью человека. Если все обстоятельства дела собраны, то рассмотрят дело в течение двух месяцев. Но если окажется, что человек пострадал серьёзно, то сроки рассмотрения дела могут затянуться до полугода.

Алёна Антонова, Инженер-технолог 63 статей на сайте С того момента, когда я получила права категории В, изучение автомобильной тематики стало для меня нечто большим, чем просто хобби. Каждый день я стараюсь быть на гребне волны в этой сфере и не упустить ни одного новшества в законодательной базе, касающегося автомобилей. Пожалуйста, ! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

admin