Древнейшим памятником римского права является


Римское право

Выявим состав источников римского права, а также определим содержание категории «источник права».

В литературе по римскому праву понятие «источник права» используется в различных значениях, как:

– источник, содержащий правовые нормы;

– форма возникновения норм права;

– источник познания права.

Согласно Институциям Гая к источникам права относятся: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. Данные источники раскрывают способ (форму) образования норм права. Соответственно, источник права рассматривался в Риме как способ (форма) образования права.

В Институциях Юстиниана указывается два вида источников:

– закон и иные нормы, которые исходят от государственных органов и представлены ими в письменной форме;

– нормы, которые формируются в практической деятельности (правовые обычаи).

В зависимости от письменной или устной формы источников римляне выделяли право писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum).

В широком смыслек источникам права причисляют многочисленные правовые и другие памятники, которые включают юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним следует отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т.д.

Обычное право и закон. Самым древним неписаным источником права Рима являлось обычное право как совокупность правовых обычаев.

В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, которое сложилось по причине его долгого фактического применения и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Римский юрист Юлиан указывал на давность (длительность) применения обычая и молчаливом согласии общества (признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права включали обычаи предков, обычную практику, обычаи жрецов, обычаи практики магистратов.

В древний период помимо обычного права в Риме в качестве источника права применялись и законы (leges). К первым законам в Риме относятся законодательные акты, которые принимались народными собраниями и утверждались Сенатом.

В 451–450годах до нашей эры была сделана запись обычаев, которая получила название Законов XII таблиц.

Эдикты магистратов. Римские судебные магистраты имели право на издание постановлений для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» произошел от слова «dico» («говорю») и в соответствии с ним изначально трактовался как устное объявление магистрата следующих видов:

– постоянный эдикт издавался новым магистратом и указывал на то, какие правила будут в основе его деятельности (своеобразный план работы);

– разовый эдикт издавался в связи с решением конкретного дела и по иным незапланированным поводам.

В последующем эдикты принимались в письменной форме и действовали лишь в период управления издавшего их магистрата, а следующий магистрат мог их отменить либо продлить. В начале II века нашей эры эдикты были названы вечными и неизменными.

Деятельность юристов. Большое распространение приобрела такая специфическая римская форма правообразования как деятельность юристов (юриспруденция).

Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, которые посвящались законодательству, именовали комментариями. Также юристы формировали сборники казусов, в которых высказывали своё мнение об определенных юридических событиях. Римские юристы создавали учебники по римскому праву и являлись преподавателями права.

Сочинения римских юристов были тесно увязаны с практикой.

Реализуемый ими анализ правоотношений и представление правовых норм характеризовались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений.

К выдающимся римским юристам, внесшим огромный вклад в развитие римского права, следует отнести следующих деятелей: Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола, Лабеон, Капитон, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Гай и другие.

Кодификация Юстиниана. Первая половина VI века нашей эры характеризовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить некогда великую Римскую империю.

Огромный труд по составлению юстиниановского Свода был осуществлен в несколько приемов и в относительно короткий срок.

Внимание Юстиниана было сосредоточено на собрании императорских конституций. Следовало привести в порядок конституции, которые накопились за сто лет после издания «Феодосийского кодекса».

Однако Юстиниан решил более сложную задачу – пересмотр и прежних кодексов (Грегорианского, Гермогенского и Феодосийского) путем исключения из этих источников всего устаревшего, а все действующее объединялось в одном сборнике.

Для решения поставленной цели Юстиниан сформировал и назначил комиссию из 10 человек. Через один год комиссия завершила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован Кодекс Юстиниана, который отменил собой три прежних.

Свод законов императора Юстиниана состоял из трех крупных сборников источников римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 год, которые не вошли в Свод. Указанное собрание получило название Новеллы.

По замыслу Юстиниана все вышеуказанные части юстиниановской кодификации должны были составить одно целое (один «Corpus» права), хотя они и не были первоначально соединены под одним общим названием.

Только в Средние века, по мере возрождения интереса к изучению римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под которым он известен и ныне.

Система римского частного права. Три исторические системы Древнего Рима

Римское право – это система права, сложившаяся в Древнем Риме и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств, оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (I-III века н.э.).

В Древнем Риме право как институт общества делилось на две составные части:

публичное – право, регулировавшее властные отношения, отношения между государством и частными лицами;

частное – право, регулировавшее имущественные отношения между частными лицами.

История развития права древнего Рима делится на 4 этапа:

1) период Древнего (квиритского) права – от создания законов XII таблиц (451-452 г.г. до н. э.) до III века до н. э. Основной источник права в этот период – Законы XII таблиц. В это время зарождаются способы осуществления права – сначала понтификальное производство, которое осуществляли жрецы, в конце периода появляется должность претора и создается легисакционный процесс;

2) предклассический (с III века до н.э. до начала I века н.э.). В это время издаются законы, развивающие отдельные институты римского права (наследственное право, сервитуты, деликты), и появляются новые институты (судопроизводство), новые способы создания правовых норм – формулы претора – претор давал указания судье как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом. В связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный, появляются эдикты претора, которые содержали определенную совокупность формул претора;

3) классический (I–III вв. н.э.).

Вопрос 2. Источники римского права.

Среди источников появляются сенатусконсульты, конституции императоров и ответы юристов. Получил законченный вид формулярный процесс, в конце периода появляется экстраординарный процесс;

4) постклассический (IV–VI век н.э.). Предпринимаются попытки кодификации права, приводящие в конце периода к созданию Кодекса императора Юстиниана.

Выделяют три ветви римского частного права:

1) квиритское право (позднее – цивильное право) – древнейшая ветвь римского права. Нормы данной ветви права регулировали отношения исключительно между квиритами, то есть между римскими гражданами

2) преторское право – возникло с развитием торгового оборота и развития рабовладельческой системы римского государства. Эта ветвь основывалась на эдиктах магистратов, особенно эдиктах преторов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а предавали нормам старых квиритских законов новое значение.

3) право народов – зародилось в период республики в силу необходимости регулирования отношений между римскими гражданами и иностранцами, связи и отношения с которыми все больше развивались и расширялись. Нормы права народов регулировали отношения между гражданами Рима, иностранцами, перегринами на территории римского государства.

К середине IV века н.э. различия между этими тремя ветвями права стерлись и они в совокупности образовали единое римское частное право.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Университет Международных Отношений

Реферaт

По курсу :

“Римское право”

На тему :

“Памятники Римского права”

г. Москва

2000

I. Введение

II. Законы XII таблиц

III. Дигесты Юстиниана и институции Гая

IV. Заключение

V. Литература

I. Введение

По одному известному выражению, римляне “трижды по­коряли мир”. Первый раз — легионами, второй — христианством, третий раз — правом.

Возведенное в ранг “писаного разума” римское право клас­сического периода было широко воспринято феодальными госу­дарствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазного права.

Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел:

разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

II. Законы XII таблиц

Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название “Законов XII таблиц”. В течение многих веков они считались в Риме основным источником права — публичного и частного (fons omnis public!

5. Право Древнего Рима.

privatique juris).

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на город­ской площади. Никто поэтому не мог “отговариваться незнанием закона”. По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ря­ды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Счита­лось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы ХП таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохра­нились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, — Цицерона, Уль-пиана,Гая и др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора “Институций” — учебника для римских юридических школ. Его случай­но обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. “Институции” Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на руко­писи пятно, обнаружил сочинение Гая.

От слова “цивитас”, что значит “город”, “городская общи­на”, право Таблиц называли “цивильным”, то есть принадлежа­щим данной совокупности граждан; от слова “квирит” (как люби­ли называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) — “квиритским”. От “цивитас” происходит доныне существующий термин “цивилистика”, озна­чающий “гражданское право”, совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.

Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой при­надлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко вто­рой — все остальные вещи.

Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название ука­занных категорий. Первая называлась res mancipi (pec манципи), вторая — res пес mancipi (pec нек манципи).

Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было со­вершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация).

Слово это происходит от manus — рука. Первоначальное образное представле­ние о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда “манус”.

Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи (“хватал ра­ба”), говоря при этом: “Я утверждаю по праву квиритов, что этот… (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь”. Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.

Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели че­канить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного ве­са. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.

Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы од­ного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.

Здесь выступает перед нами строгий юридический форма­лизм, красной нитью проходящий через все законодательство Таблиц.

Присутствие свидетелей, как и все другие условия манци­пации, — дань традиции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удосто­верять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществля­ла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабо­чим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) — общее поле.

Коллективным было на первых порах и рабовладение. Та­кой вид собственности, который принято называть античной, воз­никает благодаря объединению — путем договора или завоевания -нескольких племен, избирающих местом поселения один из родо­вых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как откло­няющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность — это “совместная частная соб­ственность активных граждан государства, вынужденных перед .лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассо­циации”’. Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая част­ная собственность — и здесь мы снова согласны с Марксом и Эн­гельсом — появляется у римлян, как и у всех древних народов,

лишь вместе с движимой собственностью.

Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его не хватало, прибегали к дозволенному “захвату” никем не обрабатываемой целины. Спустя

два года участок становился законным владением.

Часто спрашивают, почему в число “рее манципи” не входят орудия труда -плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собствен­ность. Объясняется же это, во-первых, той индивидуализацией пользования ору­диями, с которой начинается процесс возникновения частной собственности;

во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных орудий.

Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считается общей собственностью, и община контролирует сделки с нею, но контроль этот формален. Фактическое распоря­жение ею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о

рабах и рабочем скоте. Все другие вещи — пусть даже очень дорогие — переходили

из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них:

“вещи, не нуждающиеся в манципации” — “рее нек манципи”.

Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обес­печения являлись “мясо и кровь” должника, назывался в Риме nexum — (нексум) “кабала”. По способу заключения нексум похо­дил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, “налагал на должника руку”, что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на город­скую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. “В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу”, что означало рабство.

Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, за­кон предписывал: “Пусть разрубят должника на части”. ,. Не следует думать, впрочем, что подобные дикости были распространенным явлением. Чаще всего применялась продажа в рабство.

Признавалось вместе с тем, что по выплате долга гражданин возвращал себе свободное состояние.

Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишен­ным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.

Римский историк Тит Ливии рассказывает, что как-то кредитор вывел на пло­щадь старого воина-центуриона, “истощенного от бедности и худобы”, в рубище. Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей, непосильных про­центов. Должник показал обезображенную побоями спину. “Видя и слыша это, на­род поднял сильный крик. Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умо­ляя квиритов о защите”.

Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 году до н. э. (через 250 лет после реформы Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). С этого времени ответ­ственность должника ограничивается его имуществом.

admin