Доверительное управление акциями госслужащих

3.5. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Константинов Георгий Леонидович, майор полиции. Должность: старший преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: georgii_popov@mail.ru Аннотация: Статья посвящена проблемам применения правовой конструкции доверительного управления ценными бумагами. В статье анализируется гражданско-правовой аспект реализации требований законодательства, регламентирующего порядок прохождении государственной службы в Российской Федерации, о передаче государственными служащими принадлежащих им ценных бумаг в доверительное управление и связанные с этим проблемы. Определяются пути решения этих проблем.

Ключевые слова: доверительное управление имуществом, доверительный управляющий, учредитель доверительного управления, ценные бумаги, государственный служащий, государственная гражданская служба Российской Федерации, эффективность.

В период 90-х годов XX века развитие законодательства о доверительном управлении имуществом России было связано с необходимостью повышении эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов в условиях формирующейся рыночной экономики России. Однако по мере развития этого законодательства стала более отчетливо проявляться перспектива того, что доверительное управление в России может решать и другие стратегические экономико-правовые задачи. Например, более эффективно решать отдельные вопросы, связанные с порядком прохождения государственной службы в Российской Федерации,

В результате, сегодня доверительное управление ценным бумагами играет все более активную роль в правовом регулировании государственно-служебных правоотношений1. Основная причина этого заключает-

1 См.: Федеральный закон «О государственной гражданской

службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79 — ФЗ

(с изм. и доп. на 2 февраля 2006г.)// СЗ РФ. 2004. №31. Ст.3215; Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998

ся в уникальных свойствах доверительного управления, связанных как с эффективным использованием имущества и/или получением дохода, так и с возможностью обеспечения сохранности данного вид имущества, не прибегая к необходимости для его собственника постоянно и лично этим заниматься.

Вместе с тем, все еще по-прежнему остается много проблем, сопровождающих развитие законодательства о доверительном управлении ценными бумагами применительно к государственно-служебным правоотношениям. Во-первых, до сих пор на уровне федерального законодательства не регламентирован порядок передачи в доверительное управление госслужащим ценных бумаг. Во-вторых, не выработано единого подхода к основаниям и условиям возникновения у служащих обязанностей по передаче ценных бумаг в доверительное управление. Так, действовавший до февраля 2005 года Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г. № 119-ФЗ2, предусматривал только одно условие возникновения данной обязанности у госслужащего — факт поступления на службу. Принятый 27 июля 2004 года и отменивший действие названного выше закона, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ3, ввел еще одно условие: возможность возникновения конфликта интересов. Кроме того, новый закон расширил действие данного ограничения, за счет того, что теперь передаче в доверительное управление подлежат как акции (доли участия в уставных капиталах организаций), так и любые ценные бумаги, приносящие доход (ч.2 ст.17 Закона).

В связи с принятием 11 ноября 2011 года Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (начал действовать с 1 января 2012 года) рассматриваемый вопрос приобрел такую же актуальность и для сотрудников органов внутренних дел, которые в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона теперь считаются гражданами, проходящими федеральную государственную службу в органах внутренних дел. Это, значит, что теперь и на сотрудников органов внутренних дел как государственных служащих также распространяются требования законодательства о государственной службы в Российской Федерации, предусматривающие передачу госслужащими принадлежащих им ценных бумаг в доверительное управление. Однако именно то, как будет выглядеть механизм реализации указанных правовых норм в отношении госу-

года № 76-ФЗ (в ред. 2008 г.); Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ; Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ (в ред.2008 г.); Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ; Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ (в ред.2008 г.); Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ; Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ (в ред.2008 г.); Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 7 февраля 2007 г. № 25-ФЗ// Российская газета. 2007. — 7 марта и др.

2 СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990

3 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215

дарственных служащих в целом, и сотрудников органов внутренних дел, в частности, вызывает больше всего вопросов.

Дело в том, что те подходы, которые изложены, например, в Законе о службе в органах внутренних дел и в Законе о государственной гражданской службе к вопросу о передаче ценных бумаг в доверительное управление отличаются друг от друга.

Так, ч.2 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе отражает более «либеральный подход», т.к. обязывает гражданского служащего передавать ценные бумаги только в случаях, если существует реальная, а не мнимая возможность того, что владение государственным служащим ценными бумагами приведет к конфликту интересов: «В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».

В этом смысле, ч.7 ст.71 Законе о службе в органах внутренних дел занимает более жесткую позицию по этому вопросу, обязывая сотрудника органов внутренних дел, в любом случае передавать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление: «В случае, если сотрудник органов внутренних дел владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации». Такую же жесткую позицию в отношении обязательной передачи ценных бумаг в доверительное управление занимает и Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ: «В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ч. 6 ст. 11 Закона).

Возможно, не стоило бы придавать особого значения указанным коллизиям в законодательстве, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о службе в органах внутренних дел правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, т.е. Законом о государственной гражданской службе, допускающим такую ситуацию, когда госслужащий может не передавать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление.

Это в первую очередь, касается тех ситуаций, когда вероятность возникновения конфликта интересов у гражданского служащего носит сугубо гипотетический характер, не имея прямого отношения к реально существующим условиям прохождения этим лицом государственной гражданской службы. Кроме того, вывод о

наличии ситуаций, при которых государственный гражданский служащий может не передавать в доверительное управление принадлежащие ему ценные бумаги, также основывается на буквальном толковании используемого в ч. 2. ст. 17 Закона о государственной гражданской службе слова «если». Проблема заключается в том, что Закон о государственной гражданской службе под угрозой привлечения к ответственности (в том числе и проходящего государственную гражданскую службу в органах внутренних дел) требует, чтобы гражданский служащий соблюдал и правовые нормы Федерального закона Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, в то время как, последний, вопреки более либеральным правовым нормам Закона о государственной гражданской службе, обязывает гражданского служащего, во всех случаях передавать в доверительное управление принадлежащие ему ценные бумаги.

Вместе с тем в контексте рассматриваемой проблемы было бы не совсем справедливым заострять внимание только на недостатках законодательства о прохождения государственной службы. По нашему мнению, нуждаются в пересмотре и некоторые правовые нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о доверительном управлении имуществом.

Так, законодательство о государственной службе, регулируя вопрос ограничений прав лица, поступающего на государственную службу, делает основной упор на том, что данное лицо неизбежно будет ограничено в правах, и в первую очередь, в правах, касающихся получения дохода или извлечения прибыли. Более того, кандидат, желая поступить на государственную службу стремиться соответствовать этим посылам законодательства о государственной службе, т.е. быть готовым отказаться от автономии в вопросе

об источниках своего дохода и зависеть только от денежного довольствия, выплачиваемого государством. В этой связи законодательство о государственной службе в силу понятной специфики оказывается абсолютно «равнодушным» к судьбе тех активов, которыми располагал на момент поступления на службу государственный служащий. Однако это не означает, что гражданин, поступающий на государственную службу, лишается этих активов. Просто в силу требований законодательства о государственной службе этот гражданин становится обязанным передать принадлежащие ему ценные активы в доверительное управление в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Таким образом, гражданин, поступающий на государственную службу, удовлетворяя один интерес (стать государственным служащим), одновременно с этим получает возможность, также реализовать и другой интерес — сохранить стоимость своих активов, правда, посредством обращения к инструментам гражданского законодательства (доверительное управление ценными бумагами). Основная проблема заключается в определении того, что считать интересом учредителя доверительного управления (государственного служащего) при возникновении этих двух видов правоотношений: сохранность переданного в доверительное управление имущества (ценные бумаги и т.д.) или же прирост стоимости этого имущества, посредством получения с него дохода или прибыли?

Для Гражданского кодекса РФ оба этих подхода (сохранность имущества или его преумножение) имеют равное значение, и определяются интересами и возможностями учредителя доверительного управления

(государственного служащего) с одной стороны, и доверительного управляющего — с другой стороны, облеченных, в конечном итоге, в форму гражданско-правового договора. В итоге, передача гражданином, являющимся государственным служащим ценных бумаг в доверительное управление не исключает получения им дохода (дивидендов) по ним, что прямо следует из норм ГК РФ о доверительном управлении (глава 53 гК РФ). Так, п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). А согласно п. 1 ст. 1022 ГК РФ доверительный управляющий возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом.

Именно поэтому для законодательства о государственной службе в становится важным не только сам факт использования правовой конструкции доверительного управления ценными бумагами, но и то, как это правовая конструкция применяется. Так, в соответствии с ч.1 ст. 66 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Указанное положение позволяет сделать однозначный вывод о том, что основным средством материального обеспечения сотрудника органов внутренних дел и стимулирования его служебной деятельности может быть только его денежное довольствие, выплачиваемое государством. Такую же позицию занимает Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»: «Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности». Таким образом, основной интерес государственного служащего (сотрудника органов внутренних дел), заключившего договор доверительного управления его ценными активами, должен заключаться только в одном — в сохранности стоимости этого имущества.

А это значит, что в договоре доверительного управления ценными активами государственного служащего должны также предусматриваться условия, описывающие интерес учредителя доверительного управления, заключающийся в сохранности стоимости переданного в доверительное управление имущества. Только в этом случае заключенный в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, договор доверительного управления ценными бумами не будет создавать предпосылок для нарушения норм законодательства о порядке прохождения государственной службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не приме-

няется, если иное не предусмотрено законодательством. Все это означает, что упоминаемая в определении договора доверительного управления имуществом фраза «в интересах» учредителя только в той степени легитимна по отношению к учредителю доверительного управления (государственному служащему), в какой она не создает условий для появления у учредителя доверительного управления (государственного служащего) иного источника материального обеспечения, кроме выплачиваемого ему государственного пособия. В этой связи представляется необходимым по-новому взглянуть на некоторые положения Гражданского кодекса о доверительном управлении имуществом.

Речь идет, в первую очередь об уточнении общих формулировок доверительного управления имуществом, содержащихся в статье 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, в частности, предлагается изложить в качестве самостоятельного абзаца части 1 статьи 1012 ГК РФ положение следующего содержания: «Доверительное управление ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), находящимися в собственности лица, проходящего государственную службу (учредителя доверительного управления), осуществляется только в интересах этого учредителя доверительного управления, не противоречащих требованиям законодательства о прохождении государственной службы. Иные особенности правового режима установления и исполнения обязательства по доверительному управлению, обусловленные спецификой правового статуса учредителя доверительного управления, связанной с прохождением государственной службы определяются законом». Очевидно, что в рамках этого закона должны будут пересмотрены и уточнены иные положения Гражданского кодекса РФ о доверительном управлении имуществом, например: положения, касающиеся вопросов ответственности доверительного управляющего (ст. 1022 ГК РФ), оснований прекращения договора доверительного управления имуществом ( ст. 1024 ГК РФ) и др.

Этот и другие примеры с достаточной очевидностью свидетельствуют о все еще сохраняющейся в законодательстве о государственной службы непоследовательности и бессистемности в подходах правового регулирования оснований и условий передачи государственными служащими, принадлежащих им ценных бумаг, в доверительное управление. А те тенденции, которые мы наблюдаем сегодня на уровне соответствующего федерального законодательства, указывают на наличие серьезных проблем, с которыми сегодня сталкивается правовое регулирование доверительного управления ценными бумагами государственных служащих.

Список литературы:

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».

4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004

года № 79 — ФЗ (с изм. и доп. на 2 февраля 2006г.)// СЗ РФ. 2004. №31. Ст.3215.

5. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в ред. 2008 г.); Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

6. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

7. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ (в ред.2008 г.).

8. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ.

9. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ (в ред.2008 г.).

10. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ.

11. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ (в ред.2008 г.).

12. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 7 февраля 2007 г. № 25-ФЗ// Российская газета. 2007. — 7 марта.

13. Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 1 июля 1992г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 4 августа 1992г. № 547// САПП РФ. 1992. №7. Ст. 386.

14. Указ Президента РФ «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» от 14 августа 1992г. № 922 // САПП РФ. 1992. №9. Ст. 591.

15. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» от 26 июля 1995 г. № 765// СЗ РФ. 1995. № 31. 3097.

16. Указ Президента РФ «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями» от 30 сентября 1995 г. № 986// СЗ РФ. 1995. № 41. 3874.

17. Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15 февраля 1994г. № 343-р//Панорама приватизации. 1994. № 7.

18. Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15 марта 1995г. № 341-р// Панорама приватизации. 1995. № 12.

19. Постановлению Правительства РФ «О проведении конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в Федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний)» от 11 декабря 1996г. № 1485// СЗ РФ. 1996. № 52. 5919.

20. Постановлению Правительства РФ «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями» от 07 августа 1997г. № 989.

21. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. М., 2003.

22. Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков. М., 1995.

23. Захарьин В.Р. Доверительное управление имуществом. М.: «Дело и сервис». 1998.

24. Коммерческое право: Учебник./ Под ред. В.Ф. По-пондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Макарычева И.В. Трастовый рынок: мировой опыт и российская специфика. Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы. 1999.

26. Миловидов В.Д. Инвестиционные фонды и трасты: как управлять капиталом. М.: Страховое общество «Анкил». 1992.

27. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М. 1992.

Literature list:

3. Federal Act on February 7, 2011 № 3-FZ «On the Police».

5. The Federal Law «On status of servicemen» on May

27, 1998 № 76-FZ (as amended. 2008), the Federal Law «On Combating Corruption» of December 25, 2008 № 273-FZ.

7. The Federal Law «On Bailiffs» dated July 21, 1997 № 118-FZ (in red.2008 city).

8. Federal Law «On the Investigation Committee of the Russian Federation» of December 28, 2010 № 403-FZ.

9. The Federal Law «On the Accounting Chamber of the Russian Federation» dated January 11, 1995 № 4-FZ (in red.2008 city).

10. The Federal Law «On Central Bank of Russian Federation (Bank of Russia)» from July 10, 2002 № 86-FZ.

companies», dated 14 August 1992. № 922 / / SAPP Russia. 1992. Number 9. Of Art. 591.

07 August 1997. № 989.

21. Zhukov, EF Securities market. M., 2003.

22. Zhukov, EF Trust and factoring operations of commercial banks. M., 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Zakhar’in WR Asset management. M.: «The case and service.» 1998.

24. Commercial Law: A Textbook. / Ed. VF Popon-dopulo, VF Yakovleva. St Petersburg., 1997.

26. VD Milovidov Investment funds and trusts: how to manage money. Moscow Insurance Company «hookworms». 1992.

27. Mozolin VP The right of ownership in the Russian Federation during the transition to a market economy. M. 1992.

Отзыв

На статью Константинова Г.Л. по теме: «Некоторые вопросы правового регулирования доверительного управления ценными бумагами лиц, проходящих государственную службу в Российской Федерации».

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования доверительного управления ценными бумагами лиц, проходящих государственную службу в Российской Федерации. Данная область законодательства только начинает развиваться. При этом вопросов, связанных с дальнейшим развитием этого законодательства появляется все больше и больше. Основная часть этих вопросов не смотря на связь с публично-правовыми отношениями лежит все-таки в плоскости гражданского законодательства, т.к. именно оно является главной методологической основой для решения таких вопросов как передача государственными служащими принадлежащих им ценных бумаг в доверительное управление. Очевидно, что такая научная задача может быть решена только путем кропотливого и трудоемкого анализа действующего российского законодательства и существующих в российской цивилистике научных доктрин и подходов.

Автор в своей статье на высоком теоретическом и методическом уровне рассмотрел сложившуюся систему правовых норм и гражданского, и публичного законодательства. Несомненно, достоинством данной статьи является то, что автор сумел выявить и проанализировать недостатки законодательного регулирования правоотношений по доверительному управлению ценными бумагами, принадлежащими лицу, проходящему государственную службу. Это обстоятельство делает данную статью достаточно актуальной, т.к. способствует формированию особого методологического подхода к разработке законодательных норм, регламентирующих не простые по своей правовой природе общественные отношения по доверительному управлению ценными бумагами государственных служащих в Российской Федерации.

Рекомендую данную статью для публикации.

Рецензент,

кандидат юридических наук, доцент Ю.А. Потапов

По смыслу законодательства указанным запретом не охватывается как таковое право госслужащего участвовать в хозяйственных обществах, включая общества с ограниченной ответственностью. Как следует из ч. 2 ст. 17 Закона № 79-ФЗ и ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», госслужащий имеет право участвовать в коммерческих организациях, обладать акциями и долями в уставных капиталах ООО. Однако в целях предотвращения конфликта интересов госслужащий, которому принадлежит доля в уставном капитале ООО, обязан передать ее в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Напомним, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенные условия договора доверительного управления имуществом перечислены в ст. 1016 ГК РФ. Договор доверительного управления долей в уставном капитале ООО должен быть заключен в письменной форме и не требует государственной регистрации.
Стоит также отметить, что ни Закон № 79-ФЗ, ни какие-либо иные нормативные правовые акты не содержат запрета на учреждение ООО лицом, состоящим на гражданской службе. С учетом изложенного само по себе учреждение госслужащим общества с ограниченной ответственностью также не противоречит действующему законодательству.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. А поскольку запрета на участие в коммерческих организациях и реализацию связанных с этим прав (включая право на участие в распределении прибыли) для гражданских служащих законодательством не установлено, получение госслужащим дохода в виде распределенной в его пользу части прибыли ООО не противоречит закону (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 № 09АП-16249/12).
Осуществление госслужащим полномочий генерального директора ООО, напротив, противоречит норме, установленной ст. 17 Закона № 79-ФЗ, поскольку генеральный директор является единоличным исполнительным органом общества, то есть органом управления общества и осуществляет руководство его текущей деятельностью. Иными словами, осуществляя полномочия генерального директора ООО, госслужащий, тем самым, нарушает запрет на участие в управлении хозяйствующим субъектом.
Неправомерность осуществления госслужащим функций генерального директора хозяйственного общества подтверждается также и судебной практикой (апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 29.11.2013 по делу № 33-560/2013).

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе) в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о госслужбе для целей этого закона используется понятие «конфликт интересов», установленное ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона о госслужбе случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о госслужбе для целей этого закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов в этом понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции в ч. 1 этой статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 этой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 этой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о противодействии коррупции обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка РФ, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, не содержит норм, касающихся конфликта интересов или личной заинтересованности сотрудников ФНС Росии.

Автору вопроса следует самостоятельно определить наличие конфликта интересов или личной заинтересованности исходя из приведенных положений законов. В случае сомнения или для подстраховки можно направить в соответствующую комиссию уведомление о получении в наследство ценных бумаг и просьбу сообщить, если имеются конфликт интересов и (или) личная заинтересованность.

admin