Дополнительные уроки

Яготинская Виктория Валерьевна,учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 им. Дм. Желудкова, г. Хабаровскv.yagotinskaya@mail.ru
Внеурочные занятия по математике в начальной школе
Аннотация.Встатье рассматривается важность и необходимость организации в школе, начиная с начальных классов, дополнительных занятий по математике, такжепредставлена разработка математического кружка–итоговое занятие»Математическое лето» дляучащихся 2 класса. По времени рассчитано на 60 –80минут, предполагается использование разнообразного наглядного материала, наградных и поощрительных жетонов.
Ключевые слова:развитие математических способностей, внеклассная деятельность, организация и значимость математического кружка в начальной школе.
Кто с детских лет занимается математикой,тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Математика сегодня –это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в томчисле и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений.Поможет развить математическиеспособности младших школьников занятия в кружке по математике, которыев начальной школе необходимы. Нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы.Современные ученикичасто хорошо подготовлены к изучению математики, с лёгкостью справляются со школьной программой, с интересом относятся к нестандартным заданиям, поэтому задача школы поддержать интерес и развивать способности ребят.Надо раскрепощать мышление учеников, использовать те богатейшие возможности, которые дала имприрода. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической речи, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.Внеклассная работа создаётбольшие возможности для решения воспитательных задач,стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативы, воли, смекалки). Работа в кружке способствует воспитанию у школьников чувства коллективизма. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.Ясно, как важно для успешной работы преподавателя доверие, дружелюбное отношение учащихся к учителю, известный контакт между ними. Чем скорее учитель сблизится с учащимися, тем легче ему удастся наладить дисциплину, темуспешнее пойдет учебная и воспитательная работа. Хорошо налаженная внеклассная работа обычно содействует такому сближению.Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребёнка, воля к победе.Несколько замечаний о кружках и олимпиадах.1. Система математических кружков и олимпиад должна в первуюочередь быть нацелена на формирование образовательной среды, в которой ребёнку будет интересно и комфортно.2. Работа с преподавателем –человеком,увлечённым математикой,посещение популярных лекций известных учёных, просто общение всреде товарищей с близкими интересами имеет значительную воспитательную и образовательную ценность.3. Получение конкретных знаний во многом вторично (этим занимается школа и в последствие вуз) –это лишь средство для развитиямышления, формирования основ математической культуры.4. Происходит воспитание ребёнкапосредством математики. Математика при этом выступает в роли несущей частоты, через которую происходит воспитание, формирование определённой системы ценностей иинтересов.5. Победы на олимпиадах дают определённую мотивировку для усиленных занятий, однако объявление ребёнка (особенно в среднем школьном возрасте) самымсамым. может нанести и серьёзный урон. Темболее, что дальнейшие успехи в учебе в вузе и научные результаты невсегда коррелируют с олимпиадными успехами.6. Олимпиады скорее важны как средство агитации и пропаганды,средство выявления не единиц, из которых потом, путём усиленныхтренировок, готовятся победители всегалактических олимпиад, нодесятков и сотен, которые, заинтересовавшись наукой (не обязательнодаже математикой), впоследствии будут определять научный потенциал страны.7. Об успехе олимпиады и кружка (как,впрочем,и математическогокласса) надо судить не только по самым первым и лучшим (сколько унас первых мест и т. п.) но и по тому, сколько человек получили похвальный отзыв, или решили хотя бы одну задачу. Пусть будет большепобедителей и как можно меньше проигравших!Занятия математического кружкав нашем классепроводятся 1 раз в неделю, начиная с первого класса. На занятиях математического кружка во 2 классе изучали разделы:закономерности числовых рядов, геометрических фигур, предметов;логические задачи;задачи на смекалку,задачишутки;лабиринты;магические квадраты;задания на перекладывание палочек,геометрических фигур,кубиков,складывание из фрагментов геометрических фигур;исторические задачи и головоломки и др.В начале занятий всегда проходит разминка, которая состоит из лёгкихвопросов, вызывающих интерес и настраивающие ребёнка на активную познавательную деятельность.У каждого ученика есть тетрадь для решения заданий на кружке,а также для домашних заданий, набор геометрических фигур, счётных палочек, калькулятор.Заканчивается занятие игрой, дружескими поединками, которые позволяют ребёнку снять напряжение, а также, что очень важно, помогающие закончить занятия на положительныхэмоциях. Игры: шашки, шахматы, домино, тримино и др. Педагог создаёт благоприятные условия для проведения кружка (формы организации учащихся разнообразны: индивидуальная работа, со всей группой, с подгруппами),использует наглядный материал,поощряет самостоятельность учащихся, стимулирует творческую инициативу, использует поисковоисследовательскую деятельность.
Итоговое занятие кружка по математике во 2 классе «Математическое лето».Впереди лето, много интересных поездок, мероприятий и открытий ждёт вас. Сегодня мы отправимся в «Парк аттракционов»Разминка»Карусель»: Это милая пора –солнце, зелень и жара. (Лето)
Сколько месяцев длится лето?(3)А сколько месяцев в году, без летних?(9)По небу ходитмаляр без кистей,Краской коричневойкрасит людей. (Солнце)Что будет, если написать 7 «Я»? (Семья)Сколько букв в названии нашей страны? (6)Спал цветок и вдруг проснулся –больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)Растёт дуб, 1 него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. (Год, 12 месяцев, 52 недели, 7 дней)Чему равна сумма двух последующих цифр нынешнего года?Катались два брата на двухколёсных велосипедах, а их сестра на трехколёсном. Сколько всего было колёс? (7)(Детям можно предложить карту парка с заданиями, где они будут отмечать прохождение и свои результаты).»Тир»: Задачи разбираются, используется, если необходимо,счётный материал.»Точный выстрел»–Если выполнишь правильно задание –получаешь приз.Серия задач: «В деревне у бабушки и дедушки»1. Когда внуки приехали летомв деревню, бабушкаразделила междуними 28 конфет так, что каждый получил по 5 конфет, и еще 3 конфеты осталось. Сколько внуков у бабушки?(5)2. Девочек на одну меньше, чем мальчиков, сколько среди внуков девочек и мальчиков? (д.–2, м. –3)3. Дедушка сыграл в шашки по 2 партии с каждым из внуков, и по 1 партии с каждой внучкой. Сколько всего партий в шашки сыграл дедушка?(8)4. Вероника спросила своего брата: «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?»(4)5. Ваня с дедушкой собрался на рыбалку, поставил будильник на 6 часов, лёг спать в 9 часов вечера. Сколько часов проспит Ваня?(9 ч)6. Брат и сестра пришли к реке одновременно. Брат шёл быстрее. Кто из них вышел раньше?(сестра)7. Возвращались дети в город в поезде. В каком вагоне ехали ребята, если их вагон средний, а всего в поезде 9 вагонов? (5)»Головоломки» Китайская головоломка Танграм, работа по группам.(рис.1)
Рис. 1.
(При возникновении трудностей –предложить детям силуэт фигуры)»Авария» 1 группаЯ несчастная лиса,Мне вцепилась в хвост оса,Я, бедняжка, так вертелась,Что на части разлетелась!Три сороки возле пняСтали складывать меня.Между ними вспыхнул спор:Получился мухомор!
Помогите! Помогите!Из кусков меня сложите.»Веселый гусь» 2 группаЯ веселый белый гусь,Ничего я не боюсь.Но вчера упал я с кочки,Разлетелся на кусочки.Собирал меня енот –Получился пароход!Помогите, помогите!Из кусков меня сложите!А сейчас мы посетим «Зоопарк», рассматриваем картинки с изображениями диких и домашних животных (возможно в игровой форме «Угадай животное», каждый описывает свою картинку, остальные угадывают), картинки убираем и предлагаем задания и выиграет «Самый внимательный»:1. Заоградой спрятались медвежата. Видны 16 лапок. Сколько медвежат?(4)2. За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят?(5)3. Черепашка отползла от миски на 5 метров, а потом в противоположном направлении 9 м. На каком расстоянии от миски оказалась черепаха?(4 м)4. Щенок отбежал от будки на 15 м, а потом в противоположном направлении 10 м. На каком расстоянии от будки оказался щенок?(5 м)5. Гусь стоит на одной ноге и весит 7 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги?(7 кг)6.Улитка ползёт по перилам веранды в одну сторону полтора часа, а в другую 90 минут. Почему такая разница? (1ч30мин = 90 мин)»Машина времени». Отправляемся в прошлое, показываемпортрет К. Гаусса, краткие сведения о нём. Задача: Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик Карл Гаусс, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал детям такое задание –вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но маленькийГаусс это задание моментально выполнил. Попробуй и ты быстро выполнить это задание.(5050) «Комната смеха» Во время игры в прятки 5 мальчиков спрятались в бочку изпод известки, 7 –в бочку изпод зелёной краски, 4 –в бочку изпод красной и девять –вящик изпод угля. Мальчик, который пошёл их искать, нечаянно упал в бочку изпод жёлтой краски.Сколько разноцветных мальчиков и сколько чёрнобелых мальчиков играло в прятки?(разноцв. –12, чернобел. –14) «Лабиринт», работа в группах. (рис.2)
Рис.2.Итоговое задание и награждение. На записке написана фразацифрами, заменив каждую букву в слове номером этой буквы в алфавите получилось такое число.Отгадайте:»12,1,15,10,12,21,13,29, 12181″! (второе слово без запятых) (Каникулы,ура!)Игра «Точки и чёрточки».Играют двое. На листке цветными карандашами расставляют точки (допустим, синие и красные). Каждый из играющих, в свою очередь, карандашом своего цвета соединяет две своих точки в горизонтальном или вертикальном направлениях.Пересекать своим карандашом линию противника нельзя. Задача играющих состоит в том, чтобы составить из своих чёрточек возможно более длинные цепочки и помешать это сделать противнику. Побеждает тот, чья цепочка окажется длиннее.Примечание: Задачи для данного занятия взяты из сборников авторов под номерами 510и дополненыавтором статьи.
Ссылки на источники1.Белошистая А.В.Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. –М.: Владос, 2007.2.Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков, Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1971.3.Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя –М.: Просвещение, 1987 г.4.Ященко И. В. Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», Дубна, сентябрь 2000. –М.: МЦНМО, 2000 г.5.Холодова О.А. Юным умникам и умницам –М.:Издательство «РОСТ», 2007 г.6.Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов–Ростов на Дону:Феникс, 2009 г.7.Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике12 классы–М.: Астрель, 2003 г.8.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка–М.:Учпедгиз, 1958 г.9.Остер Г. Б. Задачник по математике–М.: Росмен, 1994 г.10.Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок–СанктПетербург:Союз, 2001 г.11.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14298. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.12.Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2013. –№ 05 (май). –ART 13116. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.13.Горев П. М., Утёмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совёнка: Учебное пособие. –Киров: Издво МЦИТО, 2015. –30 с.

Учеба в автошколе закончилась, экзамен в ГАИ успешно сдан, и в руках Вы держите долгожданное водительское удостоверение. Вот только садиться за руль почему-то страшно. Начинающие водители в отсутствие опыта вождения испытывают определенные опасения. С опытом уверенности прибавится, но как получить этот опыт? Помогут дополнительные уроки вождения в Минске в автошколе «Спецавтомастер»!

Такие же занятия мы можем предложить и учащимся, еще только готовящимся сдавать экзамены. Мы поможем каждому подтянуть свои навыки по управлению автомобилем или мотоциклом. Удобное расположение автодрома г.Минск ул.Антоновская 30 (м. Пролетарская).

Нашим клиентам мы предлагаем:

  • Индивидуальные уроки вождения перед экзаменом по маршрутам ГАИ.

    Опытные и вежливые инструкторы нашей автошколы помогут Вам закрепить практические навыки вождения, потренироваться не только на автодроме, но и в городе на экзаменационных маршрутах ГАИ, чтобы на экзамене чувствовать себя уверенно и гарантированно сдать его с первого раза. Особенность таких дополнительных уроков в том, что вы можете неоднократно проехаться по предполагаемому маршруту экзамена и будете готовы к любым неожиданностям.

  • Дополнительные занятия на автомобиле с автоматической коробкой передач (АКПП).

    Автошкола «Спецавтомастер» единственная организация в Минске, имеющая в своем парке автомобиль с «автоматом». В первую очередь, он предназначен для обучения лиц с ограниченными физическими возможностями, но подтянуть свои водительские навыки сможет любой желающий. Всего несколько практических занятий позволят Вам уверенно чувствовать себя в автомобиле как с «механикой», так с «автомоатом».

Как найти хорошего автоинструктора?

Дополнительные уроки вождения в Минске не будут эффективными без наличия грамотного наставника, который способен в сжатые сроки передать Вам полезные знания и обучить необходимым навыкам. При поиске инструктора важно учитывать следующие моменты:

  • Опыт преподавания.

    Оптимальный вариант – не менее 10 лет. Уж если учиться хорошо управлять автомобилем, то только у профессионала.

  • Расписание занятий.

    Дополнительные и частные уроки по вождению можно брать в любое удобное время, включая выходные и праздничные дни.

  • Возможность обучаться на личном авто.

    Этот пункт крайне важен, если у Вас уже есть транспортное средство – так вам будет легче научиться чувствовать и свою машину, и дорогу.

В автошколе «Спецавтомастер» созданы все условия для того чтобы Вы получили отличные теоретические знания и практические навыки вождения. У нас лучшие преподаватели и автоинструкторы, два современных автодрома и комфортные учебные классы, современный парк автомобилей и возможность оплачивать учебу поэтапно.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ. Елизавета Сивак, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Ребята с низкими оценками часто тратят свободное время на прогулки. После уроков они предоставлены сами себе. У сильных учеников досуг выглядит иначе. Они занимаются в кружках, секциях и студиях, их день четко спланирован, выяснили Катерина Поливанова, Елизавета Сивак и Михаил Лебедев, замдиректора московской школы № 777.

Во многом дело тут в семейном «бэкграунде». Уровень образования, культурные запросы и доходы родителей влияют на их отношение к учебе детей и к дополнительным занятиям. Так, образованные и высококультурные семьи понимают, что кружки вносят свой вклад в детский кругозор, и водят ребят в центры развития. Обеспеченные родители также создают детям условия для хорошего образования, поскольку имеют возможность платить за внешкольные занятия.

Эти две категории родителей видят в кружках и студиях ресурс помощи в учебе, способ повышения качества образования. Не удивительно, что оправдывается теорема, доказанная еще полвека назад: дети из более образованных и состоятельных семей учатся лучше, отметили исследователи в статье «Внешкольная занятость детей». Работа опубликована в журнале «Директор школы», № 3, март 2016 года. Эти выводы подтверждают и результаты исследования, проведенного в 2016 году в ряде московских школ.

Ребенок должен быть занят

Чем меньше у детей свободного времени — тем лучше, подчеркивали в интервью родители. Аргументы простые: если внешкольные часы у ребенка четко расписаны (исследователи называют это «организованным», или «структурированным» досугом), он становится более собранным. Показательно, например, такое высказывание респондентки: «Когда ребенок знает, что у него есть час-полтора до тренировки, а потом у него времени не будет сделать уроки, он сделает это быстро, но сосредоточенно и хорошо». Родители расценивают дополнительное образование и как способ спасти детей от дурного влияния. «Если я сейчас отпущу ребенка в свободное плавание, то не факт, что он выберет правильную дорогу», — заметила еще одна респондентка (см. Почему дети не ходят в кружки и секции.

Исследование показало, что между занятостью детей во внешкольное время и их успеваемостью действительно есть связь. Так, ребята с хорошими отметками (диапазон среднего полугодового балла — 4,5-5) в интервью отмечали, что их внешкольные часы четко расписаны, «свободного времени практически не остается».

Дети с низкой успеваемостью (средний полугодовой балл — ниже четырех), наоборот, больше времени пребывали «в свободном плавании» («неструктурированный» досуг). «Такие ребята, как показало наше исследование, чаще бывают на отдаленных спортплощадках, детских площадках, стадионах и футбольных полях, чем дети с более высокой успеваемостью», — уточняет Елизавета Сивак. В будни школьники с невысокими оценками проводили без взрослых больше времени, чем их одноклассники с высокими оценками: в среднем 2,5 часа против 1,6 часа.

Походы в кружки и их связь с учебой

Исследователи сравнили школьников с разными отметками по числу развивающих занятий, которые они посещают. Получились «убедительные данные о связи числа занятий и успеваемости».

Эта связь ярко прослеживается между детьми, которые вообще не ходят в кружки, и ребятами, которые посещают хотя бы один вид дополнительных занятий.

Если ребенок ходит хотя бы в один кружок, у него существенно выше средний полугодовой балл. Так, у учеников, которые в свободное время предоставлены сами себе, средний полугодовой балл составил 3,93. А у детей, посещающих хотя бы один вид занятий, средний полугодовой балл — уже 4,07. У школьников, которые ходят на два вида занятий, средний балл доходит до 4,14. Кстати, ребята, посещающие одно-два занятия, составляют большинство (64% в сумме).

Вклад кружков в копилку знаний

У детей, которые ходят на развивающие занятия, жизненный опыт богаче, комментируют значимость кружков эксперты. Такие ученики участвуют в большем количестве событий, общаются с разными людьми. Все это расширяет детский кругозор. А значит, влияет и на школьное образование, обогащает его.

Та лепта в знания, которую вносят развивающие занятия, особенно значима потому, что роль формального образования — например, школьного — уменьшается. Исследователи объясняют это стремительным ростом объема информации, ежедневно обрушивающейся на человека. «Расширяется наше пространство, мы знаем больше, сталкиваемся со все большим числом разных событий, — пишут Поливанова, Сивак и Лебедев. — Это снижает вклад собственно образования в наши знания».

Кроме того, школа все больше отчуждается от ребенка. Школьное содержание для современного ученика «не связано с его насущными задачами взросления», считают авторы статьи.

На занятия влияют семья и район

Пространство взросления стало крайне неоднородным, поскольку у семей очень разные характеристики и возможности: уровень образования, культурные запросы, социальный статус, доходы.

Раньше для всех детей, независимо от благосостояния их семьи, именно школа была главным источником знаний. Теперь таких источников все больше, а школьный вклад падает. Высококультурные и обеспеченные родители, понимая значимость развивающих занятий для детей, чаще стараются инвестировать в них силы, время и деньги. Менее образованные и небогатые семьи по разным причинам реже отдают детей в кружки и студии (см. также Почему дети не ходят в кружки и секции). Аргументы разные: от «не подходит расписание» до «талант сам пробьет себе дорогу» (см. также Социальное расслоение воспроизводится в образовании).

В то же время, образовательное неравенство может усиливать и городская среда, инфраструктура учреждений для детей (см. также Как родители выбирают школы для детей и Уровень развития территории влияет на успехи школьников). Есть районы с богатым ассортиментом кружков (в разных городах это, как правило, центр). Но есть и территории со скудной инфраструктурой. У ребят, живущих в них, меньше возможностей расширить свой кругозор.

Хорошо, когда родители рядом

Чем выше успеваемость, тем больше подросток указывал мест, которые он посещал вместе со взрослыми, выяснили исследователи. То есть успеваемость школьников соотносится и с тем, сколько времени они проводят с родителями.

В связи с учебой важно и то, куда именно ходят дети в свободное время: в городские организации типа кино и кафе или просто гуляют по улице. Чем лучше подростки учатся, тем меньше они указывают мест «под открытым небом» и тем больше называют закрытые помещения (торгово-развлекательные центры, кинозалы и пр). Здесь тоже сказывается семейный бэкграунд, считают исследователи. «У подростков-отличников в семьях с более высоким социально-экономическим статусом, вероятно, имеются карманные деньги, которые они тратят в магазинах», — пишут авторы статьи.

Школьники с низкими оценками не ходят в кружки не только потому, что у их семей меньше возможностей оплачивать занятия. Вероятно, дело еще и в приоритетах. Такие ребята могут изначально выбирать «свободное плавание» вне расписания — прогулки по району.

Однако «тусовочные» прогулки все же отличаются от походов в кафе или в кино. В этих местах есть определенные правила поведения, которые нельзя нарушать. Гуляние по улицам не накладывает таких ограничений.

Как помочь детям организовать свой досуг

Возможны разные сценарии. Два из них связаны с развитием внешкольных занятий, два — с развитием бесплатных кружков в школе.

  • Городская среда должна быть дружелюбна к детям. Она должна «приглашать их к насыщенному событиями досугу».
  • Организации дополнительного образования не должны увлекаться гонкой за результатами (этим «грешит» и обычная школа с ее олимпиадами и пр.). Ясно, что руководители кружков хотят повысить свои рейтинги. Но не все дети посещают занятия с тем, чтобы добиться выдающихся результатов. Для многих важны «познавательные пробы». И если преподаватель давит на них, они могут просто бросить дополнительные занятия.
  • Учебные заведения должны развивать бесплатные дополнительные образовательные программы. Они помогут поднять успеваемость учащихся.
  • Школа должна поддерживать ребят со слабой успеваемостью в их дополнительном образовании. Например, можно помочь им выбрать кружки, отмечать их успехи.

Статья базируется на проекте Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ, который проводится при поддержке Департамента образования города Москвы. Проект включает анкетирование школьников и их родителей и серии интервью с родителями и учениками.

См. также:

Почему дети не ходят в кружки и секции

Кружки и секции уберегут подростков от алкоголя

Что даст ребенку детский клуб

Занятия в кружках повышают самооценку школьников

Дополнительное образование переформатируется

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 6 февраля, 2017 г. Подпишись на IQ.HSE

Можно ли в школе проводить платные занятия?

Школа имеет право предоставлять дополнительные платные образовательные услуги. Платные услуги оказываются с соблюдением установленных законодательством требований, а именно:

  1. Нельзя взимать плату за услуги, которые входят в образовательную программу.
  2. Нельзя взимать плату за услуги, которые предусмотрены государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

То есть школа вправе вводить оказание платных услуг, но названия этих занятий не должны совпадать с названием предметов и занятий, которые поименованы в образовательной программе.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

(п. 3,4 Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»)

Могут ли родители требовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг?

В соответствии с п. 17 Правил оказания платных образовательных услуг, уменьшение стоимости оказанных платных образовательных услуг возможно при обнаружении их недостатка, в т. ч. оказании не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами. В таком случае заказчик вправе по своему выбору потребовать:

1) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

2) безвозмездного оказания образовательных услуг;

3) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный срок недостатки не устранены образовательной организацией-исполнителем. Этим правом можно воспользоваться и в том случае, когда обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора (п. 18 Правил).

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания их оказания, промежуточные сроки) либо если во время оказания услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

1) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить их оказание;

2) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

3) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

4) расторгнуть договор (п. 19 Правил).

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с их недостатками (п. 20 Правил).

admin