Должностные обязанности госслужащего

Статья 10. Основные обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию Федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должностные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Государственный служащий обязан:
1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Комментарий к статье 10
Государственные служащие подпадают под специальный правовой режим. Вместе с тем они не могут освобождаться и от общегражданских обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную, а в установленных законом случаях — альтернативную гражданскую службу и т.д. (ст. ст. 57, 58, 59 и др. статьи Конституции РФ).
На отдельные категории государственных служащих Конституция РФ возлагает повышенные обязанности, продиктованные интересами нормального функционирования государственной службы. Так, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность: ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24); получения достоверной и своевременной информации о факторах, создающих угрозу для жизни и здоровья (ст. 41) и др.
Закон перечисляет восемь общих для всех государственных служащих служебных обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний. В действительности же законодательство возлагает на них большее число обязанностей. Конкретные обязанности по соответствующим государственным должностям определяются должностными инструкциями и положениями.
В Законе предусматривается шесть обязанностей, относящихся к существу служебной деятельности, и две — сопутствующие статусу государственных служащих. При этом некоторые из них настолько очевидны, что не требуют детальных разъяснений, например, обязанность добросовестно исполнять должностные обязанности, поддерживать уровень квалификации и др.
1) Обязанность обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ (подп. 1 комментируемой статьи) обусловлена тем, что государственный служащий органически связан с государством и должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; равноправие и полноправие граждан; законность; гуманизм (признание человека высшей ценностью); идеологическое многообразие, многопартийность и др. Эта обязанность всеобъемлющая, она касается поведения служащего как на государственной службе, так и за ее пределами.
В Законе особо выделяется обязанность государственного служащего обеспечивать соблюдение Конституции РФ, поскольку именно в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов. Данное свойство придает ей высшую юридическую силу, что закреплено и в самой Конституции РФ (ст. 15). В случае коллизии между требованиями Конституции РФ и другими нормативно — правовыми актами государственный служащий обязан руководствоваться конституционной нормой.
Из обязанности обеспечивать поддержку конституционного строя вытекает неукоснительное следование каждого государственным интересам. Государственный служащий не вправе совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государства, принимать участие в действиях, нарушающих работу государственных органов. Государственные служащие должны воздерживаться от действий, выступлений и публичных высказываний, могущих повредить государственной службе или нанести ущерб государственному органу.
Государственный служащий не имеет права апелляции к прессе (информацию для нее могут давать только уполномоченные на это государственные служащие); не вправе использовать свой авторитет и знание документов для того, чтобы критиковать конституционный строй. С замечаниями о недостатках, упущениях или злоупотреблениях соответствующего государственного органа его служащим может быть рекомендовано обращаться к вышестоящему руководству или органу, включая Правительство РФ.
Обязанность не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, конкретизируется в зависимости от занимаемой должности. Государственный служащий не вправе публично критиковать своего руководителя, государственный орган, в котором он служит, по вопросам проводимой государственной политики. Так, несовместимы с должностью министра публичные заявления о неправильной политике правительства. Если государственный служащий не согласен с проводимой политикой, он должен подать в отставку.
Следует отметить, что формулировка обязанности не совершать действий, ослабляющих конституционный строй, затрудняющих работу органов государственной власти, не отличается точностью. Из этой формулы неясно, что госслужащий имеет право делать или не делать, о чем он имеет право говорить или умалчивать. Соблюдение данного правила в том виде, в котором оно сформулировано в настоящее время, может приводить к конформизму.
2) В подп. 2 ст. 10 Закона государственным служащим предписано добросовестно исполнять свои должностные обязанности. Эти обязанности определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных требований, установленных ст. ст. 6 и 7 комментируемого Закона, Федеральным законом «Об образовании», федеральными законами о соответствующих государственных органах, законами субъектов РФ, и утверждаются руководителями государственных органов и их структурных подразделений.
Под исполнением должностных обязанностей в смысле комментируемого Закона понимается:
исполнение в течение рабочего времени, а также сверх того, если это вызвано служебной необходимостью, обязанностей по занимаемой должности, приказов и распоряжений руководителей (начальников);
следование к месту командировки, лечения и обратно, а также нахождения в командировке или на лечении;
нахождение в положении интернированного или заложника;
служебная деятельность в период безвестного отсутствия — до признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;
действия по защите от преступных посягательств государственных интересов, жизни, здоровья, чести и достоинства себя и членов семьи, а также других граждан независимо от места и времени совершения этих действий.
Не признаются исполняющими должностные обязанности государственные служащие: находящиеся на отдыхе или в отпуске; в отношении которых служебным расследованием, следственными или служебными органами установлено, что совершенные ими противоправные действия находятся в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо являются умышленным преступлением или умышленным административным правонарушением (за исключением совершенных в условиях крайней необходимости или необходимой обороны).
Невыполнение должностных обязанностей либо неполное их осуществление следует квалифицировать как дисциплинарный проступок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к государственной службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, образует состав преступления (ст. 293 УК).
Существуют закрепленные в правовых нормах правила соподчинения между должностями, соблюдение которых также охватывается обязанностью госслужащего осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями. Исполнение должностных обязанностей неразрывно связано и с другим требованием — соблюдать установленный в государственном органе служебный распорядок.
Должностные обязанности возлагаются на государственных служащих исключительно для выполнения задач и функций государственных органов в общественно — полезных целях. Поэтому если они осуществляют свои обязанности недобросовестно (в иных целях) или выходят за пределы предоставленных прав, то их действия могут быть квалифицированы в зависимости от тяжести правонарушения как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление. Так, самовольное, с нарушением установленного законом порядка, осуществление должностным лицом своих действительных или предполагаемых обязанностей, не причинившее существенного вреда, образует состав административного проступка (ст. 166 КоАП) либо преступления (ст. 330 УК), если такими действиями причинен существенный вред.
Использование должностных обязанностей (и прав) вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется в качестве преступления (ст. 285 УК).
Превышение должностных полномочий квалифицируется как дисциплинарный проступок (п. 12 Положения от 22 декабря 1993 г.) . Если же оно причинило существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, то образует состав преступления (ст. 286 УК).
———————————
САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5073.
Под превышением служебных полномочий понимается умышленное совершение государственным служащим действий, явно выходящих за пределы обязанностей (прав), предоставленных ему по должности законом (уставом, положением, инструкцией, приказом и т.п.). Понятием «превышение должностных полномочий» могут быть охвачены действия, которые:
входят в компетенцию вышестоящего должностного лица данного органа;
могут быть совершены лишь коллегиально;
могли быть совершены и данным должностным лицом, но при наличии у него специальных полномочий или в особых условиях;
неправомочно совершить никакое должностное лицо и никакая служебная инстанция.
Наряду с общим составом превышения власти или служебных полномочий УК устанавливает некоторые его специальные виды, например уголовную ответственность должностных лиц, производящих дознание или предварительное следствие, за совершение действий, заключающихся в принуждении к даче показаний (ст. 302) и др.
3) В подп. 3 комментируемой статьи предусматривается обязанность государственного служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.
В Конституции РФ (ст. ст. 2, 18) права и свободы человека и гражданина устанавливаются в качестве не только основ конституционного строя, но и непосредственно действующих прав. Это требование определяет смысл, содержание и применение законов в профессиональной деятельности по реализации полномочий государственных органов.
Выполнение государственными служащими обязанности обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан означает:
своевременное издание правовых актов, связанных с обеспечением гражданами своих прав;
организацию исполнения законов, имеющих непосредственное отношение к правам и свободам граждан;
оказание помощи и содействия гражданам в реализации их конкретных субъективных прав;
осуществление мер по охране прав и свобод граждан.
В государственных органах должны определяться конкретные структурные подразделения и должностные лица, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматривать ответственность должностных лиц за ущемление прав граждан и несвоевременное принятие мер по их защите.
Охраняя права граждан, руководители государственных органов, органов местного самоуправления обязаны: осуществлять контроль; рассматривать протесты и представления органов прокуратуры, частные определения и представления судов; проводить проверки по выступлениям печати, информирующим об ущемлении прав и свобод граждан и др.
4) Государственная служба в Российской Федерации основана на принципе подчиненности, поэтому государственные служащие обязаны исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий (подп. 4 комментируемой статьи).
Нужно ли исполнять все приказы «без колебаний и ропота»? Закон дает ясный ответ: «…за исключением незаконных». Государственный служащий обязан исполнять все общие инструкции и указания и письменные или устные индивидуальные приказы иерархического начальства. Он может представить свои замечания руководителю до исполнения, но если приказ оставлен в силе, он обязан его выполнить под угрозой дисциплинарных санкций.
Однако все распоряжения государственный служащий исполняет под личную ответственность за правомерность своих действий. Таким образом, получая распоряжение, государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону и государственным интересам. При этом отыскание государственно — полезной цели также следует считать условием правомерности действий государственного служащего.
Государственный служащий обязан, если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного приказа (распоряжения), незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, издавшему приказ. Условие правомерности его исполнения в этом случае одно: письменное

Следующая статья «
К тексту закона «

Федеральный закон №79-ФЗ от 27 июля 2004 г О государственной гражданской службе Российской Федерации

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего

Статья 13. Гражданский служащий

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Основные права гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право на:

  • обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • защиту сведений о гражданском служащем;
  • должностной рост на конкурсной основе;
  • профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • членство в профессиональном союзе;
  • рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • проведение по его заявлению служебной проверки;
  • защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
    (п. 9 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
  • сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
(часть первая.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
  • выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
    (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
  • утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
    (п. 10 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

  • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 2) замещать должность гражданской службы в случае:
    а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
    (пп. «а» в ред. Федерального закона от 29.01.2010 N 1-ФЗ)
    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)
  • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
    (п. 7 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
  • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    (п. 16 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
  • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    (п. 17 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

  • исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
  • не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  • не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  • соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  • не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  • проявлять корректность в обращении с гражданами;
  • проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  • учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  • способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

1. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4.1. Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее — орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

1. Гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

admin