Должностной регламент гражданского служащего

Можно ли изменить должностные обязанности государственного гражданского служащего на основании статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее ‒ гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя, осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего.

Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее ‒ гражданская служба).

Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.

Из понятия служебного контракта, которое определено в части 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ, следует, что соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим заключается о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

В порядке, определяемом данной статьей Федерального закона № 79-ФЗ, представителем нанимателя могут быть изменены существенные условия, связанные с прохождением гражданскими служащими гражданской службы, к числу которых относятся организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Порядок изменения существенных условий служебного контракта, связанных с замещением должности гражданской службы, к числу которых относятся должностные обязанности, статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривается.

Вместе с тем, должностные обязанности, как отмечалось выше, включены в должностной регламент, в связи чем их изменение предполагает внесение соответствующих изменений в должностной регламент. В результате изменения должностного регламента ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится иной должностью гражданской службы в связи с изменением функциональных обязанностей.

В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы.

Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы, включая порядок уведомления и предложения иной должности гражданской службы, регулируются статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

Из положений пункта 4 части 3 статьи 27 и части 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, предложенную ему взамен сокращаемой должности гражданской службы, осуществляется с письменного согласия гражданского служащего в порядке перевода.

О возможности перевода гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы в том же государственном органе указывается также в части 1 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Учитывая изложенное, изменение должностных обязанностей гражданского служащего, по нашему мнению, возможно в соответствии с положениями Федерального закона № 79-ФЗ, регулирующими служебные отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы.

Минтруд России в настоящее время проводит анализ практики реализации положений Федерального закона № 79-ФЗ, касающихся существенных условий служебного контракта, и готовит соответствующие изменения в данный Федеральный закон.

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2008, N 12

Должностной регламент государственного гражданского служащего

Эффективность работы аппарата управления в целом и каждого из его подразделений в отдельности во многом зависит от того, насколько четко определены, согласованы, сбалансированы все составные части, звенья и элементы управляющей системы. Достичь этого на государственной службе помогают квалифицированно разработанные должностные регламенты всех категорий гражданских служащих. Автор статьи излагает основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента государственного гражданского служащего.

Практическое применение в системе государственного и муниципального управления широкого круга актов локального правотворчества требует соблюдения их системной согласованности. Акты должны соответствовать действующему в России законодательству, быть согласованными между собой и с другими организационно-распорядительными документами. В целях обеспечения этого требования принципиально важно соблюдать несколько основополагающих условий.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Сначала составляются положения о структурных звеньях управления (подразделениях органа власти), затем на их основе — модели должностей или положения о должностях. И только потом надо браться за разработку должностных регламентов, которые используются на государственной гражданской службе, и должностных инструкций, применяемых на муниципальной службе.

Во-вторых, в целях достижения единообразного подхода к составлению подобного рода документов, а также для обеспечения необходимой содержательности и хорошей сопоставимости проектируемых норм все виды организационно-правовых актов, как-то: статутарные, процедурные, регламентированные и другие должны разрабатываться на основе единых методических установок. Реализация этого требования сопряжена с известными трудностями по одной простой причине. До настоящего времени на гражданской службе отсутствуют достаточно подробные, четкие и понятные, легко применимые и качественно выполненные методические рекомендации по разработке локальных нормативно-правовых актов. В силу чего субъекты кадровой работы на местах вынуждены самостоятельно отрабатывать структуру и содержание таких документов, что не всегда обеспечивает требуемую полноту и качество содержащихся в них норм. Особенно это проявилось при разработке должностных регламентов гражданских служащих. Законодательно переход на должностные регламенты осуществлен с 01.02.2005. Однако зачастую имеющиеся разработки практически мало отличаются от действовавших ранее должностных инструкций.

Словарь кадрового делопроизводства. В числе форм права, дополняющих закон в тесном смысле наряду с административными распоряжениями и судебной практикой, имеет чрезвычайно важное значение право статутарное, или автономическое, то есть нормы, издаваемые самоуправляющимися общественными союзами и учреждениями.

Статуты играют роль самостоятельных источников права вследствие невозможности для центральной законодательной власти объять своими определениями все разнообразие жизненных отношений.

В-третьих, эффективное применение документов, устанавливающих функции управления, профессиональные обязанности, служебные права и ответственность звеньев управления и должностных лиц, возможно при исполнении еще одного немаловажного требования — отработанности процедур подготовки проектов нормативно-правовых актов и надлежащего утверждения этих актов.

Значение и содержание должностного регламента

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) так определяет значение и содержание должностного регламента — документа (ст. 47):

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

— квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

— должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

— перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

— перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

— сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

— порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

— перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

— показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Перечисленные позиции представляют собой набор обязательных разделов должностного регламента. При условии подробного и точного составления этих разделов содержащиеся в них нормы будут наиболее полно отражать порядок организации и содержание управленческой деятельности сотрудников государственной гражданской службы, конкретно определять, каким образом то или иное должностное лицо обязано и может действовать, что является основанием для оценки деятельности гражданского служащего, в том числе для привлечения к ответственности либо для поощрения.

В соответствии с действующим законодательством типовые (примерные) должностные регламенты утверждаются соответствующими органами по управлению государственной службой, а до образования таковых данную функцию временно выполняют существующие органы государственной власти федерального уровня, а также на уровне субъектов.

Составление и наличие типовых должностных регламентов применительно к группам должностей гражданской службы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности) не исключает разработки конкретных регламентов по имеющимся в наличии должностям на основе и с учетом типовых разработок.

Конкретные должностные регламенты разрабатываются, таким образом, применительно к действующим должностям гражданской службы для непосредственного определения содержания деятельности, обязанностей, прав, ответственности и других положений, о которых упоминалось выше.

Ответственность за разработку конкретных должностных регламентов и обеспечение ими гражданских служащих несут их непосредственные начальники. Проекты таких регламентов желательно составлять с привлечением сотрудников, для которых эти документы разрабатываются. Утверждаются конкретные должностные регламенты представителем нанимателя. В данном случае представитель нанимателя — это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, что указано в ст. 1 Закона N 79-ФЗ.

Чтобы должностные регламенты стали действенным средством установления и поддержания порядка на государственной гражданской службе, важно обеспечить их полное и точное соответствие реальному положению дел на каждый текущий момент времени. Для этого целесообразно проводить периодическую (например, один раз в год) ревизию содержащихся в регламенте положений и вносить в них определенные коррективы в соответствии с изменившимися условиями, функциями, факторами управления и обязанностями должностных лиц.

Должностные регламенты вводятся в действие со дня их утверждения, если в приказе об утверждении не оговаривается иной срок введения в действие, сообщаются гражданским служащим при оформлении на службу до заключения служебного контракта.

В процессе практической деятельности гражданские служащие должны самостоятельно отслеживать соответствие норм регламента исполняемым обязанностям, правам и иным конкретным действиям. При выявлении расхождений ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в существующие регламенты. Такая мера позволяет дополнить контроль «сверху» за содержанием регламентов контролем «снизу».

Основные недостатки создаваемых регламентов

Первый опыт широкого внедрения должностных регламентов показывает, что основными их недостатками являются:

— неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к их несбалансированности и несогласованности;

— недостаточно четкое отражение государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям;

— как правило, слишком общее отражение квалификационных требований к уровню и характеру знаний, умений и навыков;

— неотработанность показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Эти и некоторые другие встречающиеся недостатки указывают на формальный подход к столь ответственному делу, каким является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.

Несовершенные должностные регламенты не выполняют в должной мере своей регламентирующей и регулирующей роли. В силу чего уместны следующие рекомендации:

во-первых, важно точно разграничивать и юридически закреплять, какого типа действия выполняются гражданскими служащими каждой конкретной категории — руководителями разных уровней, помощниками (советниками), функциональными специалистами и обеспечивающими специалистами;

во-вторых, большое значение имеет научно обоснованное или эмпирически взвешенное распределение прав по уровням управленческой иерархии, обеспечивающее возможность должностным лицам выполнять возлагаемые на них обязанности максимально эффективно, оперативно и самостоятельно, без боязни «переступить черту недозволенности и быть наказанным за инициативное право»;

в-третьих, столь же необходима четкая и в правовом отношении квалифицированная формулировка подраздела регламента об ответственности конкретного должностного лица; основной акцент здесь должен быть сделан на максимально адекватную разработку фактических оснований ответственности гражданского служащего, то есть на характеристике служебных упущений и нарушений, за которые тот может понести реальную ответственность (административную, дисциплинарную, уголовную и др.);

в-четвертых, ясная и понятная система отработанных общих показателей и конкретных критериев качества и эффективности выполнения служебных обязанностей позволяет как самому должностному лицу, так и тем, кто оценивает его деятельность, сопоставлять полученные итоги с запрограммированными результатами;

в-пятых, полезность действия должностного регламента только повышается, если в нем дополнительно к обязательным разделам предусматривать отражение таких вопросов, как обязанности по соблюдению этико-психологических правил поведения служащего и др.

Требования к создаваемому регламенту

Основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента могут быть сведены к следующему:

— название регламента должно содержать точное наименование должности, на которую он разработан. В «Общих положениях» следует предусматривать отдельную графу для указания количества служащих в данной должности;

— состав регламента должен быть разбит на разделы и включать в себя как обязательные разделы, наличие которых законодательно определено, так и дополнительных по усмотрению самого государственного органа;

— разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Разделы можно при необходимости разбивать на подразделы, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела;

— содержание текста регламента должно быть по возможности кратким, но четким и достаточным для единообразного понимания сути изложенного, то есть не допускать возможностей различного толкования содержащихся в документе норм;

— при изложении обязательных для должности характеристик и требований в тексте регламента предпочтительно применять слова «должен», «обязан», «имеет право», «следует», «необходимо» и производные от них;

— в выходных данных регламента должны содержаться сведения о том, кто составил, согласовал и утвердил конкретный должностной регламент, должна быть указана дата ввода в действие должностного регламента;

— в конце регламента желательно предусматривать раздел под названием «Изменения, вносимые в должностной регламент», где они в последующем будут отражаться (табл. 1);

— регламент должен завершаться указанием на ознакомление с ним должностных лиц, для кого этот регламент разработан, по следующей форме (табл. 2).

Таблица 1

N
п/п

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТЫ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Важной особенностью осуществления государственными органами полномочий в установленной сфере деятельности является регулирование правовыми средствами не только объема их полномочий, но и общих принципов, процедур этой деятельности и т.д. на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке регламентов. Регламент (фр. reglement, от regie — правило) — это нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства и т.д.).

Административные регламенты являются инструментом современного государственного управления. Целью их разработки и внедрения является улучшение административного регулирования исполнения государственных функций, оказания услуг гражданам и юридическим лицам. Например, Регламент Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденный приказом этого Министерства от 9 марта 2011 г. № 91 осуществляет общее правовое регулирование всех основных направлений исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности Министерства, в числе которых:

  • ? полномочия руководителей в Министерстве, планирование деятельности руководителей Министерства;
  • ? административные регламенты и стандарты оказания государственных услуг;
  • ? порядок планирования и организации работы Министерства, в том числе в сфере его взаимоотношений с Правительством РФ, палатами Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации, а также порядок взаимоотношений с органами судебной власти;
  • ? основные правила организации документооборота в Министерстве;
  • ? порядок подготовки и оформления решений Министерства, контроль за исполнением поручений и рассмотрением обращений в Министерстве;
  • ? порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении Министерством нормативного регулирования в установленной сфере деятельности;
  • ? порядок взаимодействия Министерства с подведомственными федеральными службами и федеральными агентствами, а также порядок координации и контроля деятельности федеральных служб и федеральных агентств;
  • ? порядок работы с обращениями граждан и организаций, приема граждан в Министерстве;
  • ? порядок обеспечения доступа к информации о деятельности Министерства;
  • ? порядок размещения информации о деятельности Министерства в сети Интернет;
  • ? порядок предоставления информации о деятельности Министерства по запросам.

Разработка регламента государственного органа позволила систематизировать его полномочия как органа государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры,

а в отдельных случаях исключить избыточные действия. Регламент федерального органа исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства) является, кроме того, правовой основой для разработки административных регламентов всех государственных органов, входящих в структуру соответствующего ведомства.

Административный регламент государственного органа разрабатывается в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, Положением о соответствующем федеральном органе исполнительной власти и на основе Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 (ред. от 27 августа 2015 г.) и Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 (ред. от 27 августа 2015 г.) . Целью этих организационно-правовых актов является обеспечение целостности, системного единства и взаимодействия всей совокупности органов исполнительной власти для осуществления эффективного управления социально-экономическими процессами в установленной сфере их деятельности. На уровне субъектов РФ разработка административных регламентов государственных органов осуществляется на основе нормативных правовых актов субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством.

В настоящее время административные регламенты государственного органа являются единственным видом документов, содержащих полную информацию о соответствующем государственном органе, предусмотренную действующим законодательством, необходимую как для граждан и организаций, так и для других государственных органов и их должностных лиц.

Кроме административного регламента государственного органа, регулирующего в комплексе его исполнительно-распорядительную и управленческую деятельность, разрабатываются еще два вида административных регламентов, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур (действий) этого органа исполнительной власти при осуществлении конкретных государственных функций и (или) оказании конкретных видов государственных услуг населению или юридическим лицам.

Административный регламент осуществления государственной (муниципальной) функции — это нормативный правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) соответствующего органа исполнительной власти при осуществлении государственного (муниципального) контроля или иного действия в пределах полномочий указанных органов. В их числе, например, функции земельного контроля, контроля за использованием государственного имущества и др.

Административный регламент предоставления государственной (муниципальной) услуги — это нормативный правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) соответствующего органа исполнительной власти, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей, в пределах полномочий указанных органов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (субъектов РФ, муниципальных образований), в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В их числе, например, назначение социальной выплаты гражданину, относящемуся к категории малообеспеченных групп населения, и др.).

Разработка и утверждение указанных административных регламентов в системе органов государственного управления осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 (ред. от 23 января 2014 г.) «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». По данным официального сайта Министерства экономического развития РФ за период с 2006 по 2012 г. федеральными органами исполнительной власти было разработано и утверждено в установленном порядке около 500 административных регламентов, свыше 9500 административных регламентов утверждено на региональном, более 19 500 — на местном уровне.

Значимость административного регламента государственного органа, административных регламентов осуществления конкретных государственных функций и административных регламентов оказания конкретных видов государственных услуг в установленной сфере деятельности государственного органа состоит также в том, что применительно к индивидуальной служебной деятельности гражданских служащих, они обеспечивают возможность оптимизации разграничения полномочий и функций по должностям гражданской службы, более четкое правовое регулирование административных процедур (действий) и иных сторон практической деятельности сотрудников, что соответствующим образом получает свое официальное закрепление в должностных регламентах гражданских служащих.

Должностной регламент гражданского служащего — это локальный правовой акт, издаваемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента государственного органа, регулирующий комплекс вопросов, связанных с исполнением конкретной должности гражданской службы.

Впервые термин «должностной регламент» был введен Законом № 79-ФЗ, однако официальное определение понятия «должностной регламент» до настоящего времени нормативно не закреплено. Впрочем, в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 3855-ВС «О Методических рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах» была предпринята попытка описательного определения должностных регламентов в качестве «нормативных документов, призванных содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также использоваться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего государственного органа при проведении аттестации, при приеме граждан на государственную службу в порядке назначения или по конкурсу».

Частью 2 ст. 47 Закона № 79-ФЗ определены основные элементы содержания должностных регламентов, в том числе:

  • 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • 1
  • 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений и т.д.’

В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе регламент конкретной государственной должности является составной частью административного регламента государственного органа, в котором осуществляет свою профессиональную деятельность тот ли иной гражданский служащий. При этом деятельность гражданского служащего находится в прямой связи с функциями, возложенными на государственный орган, с предметной спецификой его задач и управленческих методов, полномочиями, особенностями нормотворческой деятельности органа, а также связями государственного органа с иными звеньями государственной власти как по вертикали, так и по горизонтали.

Должностной регламент, являющийся неотъемлемой частью служебного контракта гражданского служащего, нормативно закрепляет круг его полномочий по конкретной должности. Подписывая служебный контракт, гражданский служащий приобретает тот правовой статус, который закреплен в должностном регламенте. Именно должностной регламент обеспечивает организацию, планирование и контроль за деятельностью государственных служащих как со стороны представителя нанимателя, так и граждан. При этом должностной регламент является основой для оценки деятельности чиновников, своеобразным эталоном профессионализма гражданских служащих . Должностной регламент, кроме того, является по существу ключевым инструментом управления деятельностью государственных служащих и средством повышения ее эффективности, поскольку его содержание непосредственно влияет не только на прохождение государственной гражданской службы, но и на поступление на службу, на замещение конкретной вакантной должности.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. На основе анализа квалификационных требований, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим определенные должности, можно более точно определить потребности в их профессиональной переподготовке и повышении квалификации.

Наконец, результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включение гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего. Следовательно, должностные регламенты непосредственно связаны с системой оплаты труда, оценкой результативности деятельности гражданского служащего и в целом с его служебной карьерой.

При этом введение должностных регламентов не должно рассматриваться исключительно как мера более жесткой регламентации деятельности государственных гражданских служащих. Одновременно, во взаимосвязи с системой должностных регламентов, должны быть разработаны и внедрены система материального стимулирования и система профессионального, карьерного и социального развития гражданских служащих, обеспечивающих результативность и эффективность их служебной деятельности. Использование этих факторов должно обеспечиваться содержанием должностного регламента.

Наряду с положениями о содержании должностного регламента «Методические рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах» (письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 3855-ВС) содержат также общие рекомендации по разработке разделов должностного регламента, примеры таких регламентов. В указанных Методических рекомендациях закреплено, что, в соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона № 79-ФЗ, должностной регламент конкретного государственного служащего федерального органа исполнительной власти может содержать следующие разделы.

  • 1. Общие положения.
  • 2. Квалификационные требования к образованию, стажу работы, уровню и характеру знаний и навыков.
  • 3. Должностные обязанности.
  • 4. Права.
  • 5. Ответственность.
  • 6. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения.
  • 7. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
  • 8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности государственной гражданской службы.
  • 9. Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими в том же государственном органе, государственными гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями.
  • 10. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.
  • 11. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Учитывая большое разнообразие конкретных должностей гражданской службы и их специфику, на уровне ведомств (федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств), а также в субъектах РФ были разработаны примерные должностные регламенты по широкому спектру должностей гражданской службы. В частности, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 августа 2009 г. № 286 «О примерных должностных регламентах федеральных государственных служащих центрального аппарата Минюста России» было определено примерное содержание должностных регламентов гражданских служащих аппарата Министерства по спектру должностей от специалиста 1 разряда до заместителя министра.

Одним из ключевых разделов должностного регламента является раздел, определяющий квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности.

В разделе «Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего» устанавливаются соответствующие показатели эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, которые могут иметь как абсолютные, так и относительные величины.

Абсолютные показатели оценки экономического эффекта принятых и реализованных государственных решений, в соответствии с методикой, предложенной письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 3855-ВС, рекомендуется определять по формуле

где Эт — экономический эффект за расчетный период;

Рт — стоимостная оценка результатов реализации решения за расчетный период;

Зт — стоимостная оценка затрат на реализацию решения за расчетный период.

Анализ показывает, что регламентировать деятельность государственного служащего, особенно занимающего руководящую должность, достаточно сложно. К.В. Давыдов отмечает в связи с этим: «На практике закрепленная в Законе о государственной гражданской службе модель должностных регламентов, насколько нам известно, фактически так и не возникла. Утвержденные федеральными органами исполнительной власти типовые формы должностных регламентов изобилуют бланкетными отсылками, в которых «утоплены» новаторские элементы регламентов».

И.В. Котелевская указывает, что «в настоящее время имеется ряд объективных и субъективных проблем, затрудняющих формирование должностных регламентов в соответствии с требованиями Закона. К сожалению, отсутствуют нормативные правовые акты, которые должны лечь в основу соответствующих разделов регламента, например о показателях эффективности и результативности деятельности. Не сложилось еще единого понимания отдельных разделов регламента, например, следует ли в числе показателей деятельности, помимо профессиональных качеств, оценивать и личные качества служащих или это может привести к субъективной оценке руководителем деятельности подчиненных?».

Несомненно, что здесь сказывается и «болезнь роста», поскольку в России еще не накоплен достаточный опыт такой работы, не создана серьезная научная и методическая база для обеспечения ее выполнения на высоком качественном уровне. Ответы на многие актуальные вопросы поможет дать также практика принятия регламентов как в федеральных органах государственной власти, так и в субъектах РФ. При этом вместе с совершенствованием административных регламентов государственных органов будут видоизменяться и совершенствоваться соответствующие должностные регламенты, что будет способствовать повышению эффективности деятельности как каждого гражданского служащего, так и государственного аппарата в целом.

  • Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. Л.Я. Сухарева.М.: ИНФРА-М, 2007. С. 637.
  • Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 27.
  • 2 СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.
  • СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.
  • СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
  • СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3169.
  • СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  • Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / подобщ. ред. И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 299.
  • Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерацииот 10 августа 2005 г. № 3855-ВС // СПС КонсультантПлюс.
  • Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 50.
  • Давыдов К.В. Должностные регламенты государственной гражданской службы какэлемент реформы государственной службы Российской Федерации: основные правовыепроблемы // Административное право и процесс. 2011. № 4. С. 28.
  • Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / подобщ. ред. И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 300.

>Как составить должностной регламент госслужащего

Порядок разработки и утверждения

Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг;
  • штатное расписание с наименованием подразделений и должностей;
  • положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность;
  • должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем);
  • утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно. Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно

Должностной регламент начальника отдела по вопросам культуры, типовая форма

Разработанный проект необходимо согласовать. Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами. Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования.

Полностью согласованный документ утверждается и вводится в действие приказом представителя нанимателя (руководителя органа государственной службы). Его действие начинается с момента подписания приказа об утверждении, если не оговорена другая дата.

Структура регламента

Структура регламента должна содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник; кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.
  2. Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
  3. Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
  4. Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
  5. Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
  6. Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
  7. Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
  8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
  9. Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.

Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник

Порядок внесения изменений в регламент

Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта.

В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его. После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу. Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления.

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец.

Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде. Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79.

Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

Понятие и цели составления должностного регламента

Согласно ст. 47 ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.), работа гражданского служащего регламентирована должностным регламентом, который выступает составляющей административного документа госоргана. Он определяет требования к квалификации, права, функции, ответственность сотрудника, взаимоотношения с коллегами и иными предприятиями. Помимо этого, регламент содержит список госуслуг, правила их предоставления. Он также выступает непременной составляющей служебного контракта (ст.24 ФЗ №79). Похожей документацией считаются должностные регламент муниципального сотрудника и инструкция.

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта (Фз № 79)

Положения документа опираются на действующее законодательство РФ, при его составлении важно соблюдать определенные правила. Должностной регламент применяется в сфере госслужбы для оптимального подбора кадров, оценки уровня их профессиональных качеств. То есть основными целями документа выступают:

  • организация нормативно-правовой основы работы служащих;
  • усиление ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач с опорой на контракт о прохождении госслужбы;
  • гарантия объективной оценки при конкурсном отборе на замещение вакантной должности или причислении сотрудника в кадровый резерв, при аттестационных мероприятиях, квалификационном экзамене, премировании.

ВНИМАНИЕ! Должностной регламент наделен значительной юридической силой и правотворческими полномочиями. Он представляет собой документ с перечнем разделов, которые обязательны для выполнения госслужащими.

Общей формы должностного регламента для предприятий госслужбы не разработано. Отдельные ведомства создают и утверждают его самостоятельно на основании стандартной документации.

Таблица. Нормативная база для разработки должностного регламента

Документ Описание
ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.) Разъясняет назначение, структуру, содержание регламента
Документация о госоргане Указывает функции, описывает рабочий процесс, список услуг и правила их предоставления
Штатное расписание Предоставляет информацию о должностях и подразделениях
Документация о внутреннем подразделении Описывается место службы, к которому причисляется рассматриваемая должность
Должностные функции и права сотрудника Составляются совместно с начальником
Примерная форма (утвержденная) В ней обозначены требуемые разделы, при необходимости их дополняют

За образец принимают типовой регламент, например, представленный ниже. На основании примерной формы разрабатывают собственный документ, который затем необходимо согласовать.

Типовая форма должностного регламента, стр. 1

Типовая форма должностного регламента, стр. 2

Типовая форма должностного регламента, стр. 3

Подготовленный регламент утверждается отделом кадров, юридической службой и непосредственно начальником госсотрудника. Сведения о согласователе, его замечаниях, изменениях вносятся в специальный лист. Каждый участник ставит дату и свою подпись.

Лист согласования

Готовый документ утверждается руководителем органа госслужбы и приобретает силу после оформления приказа. При подписании последнего (если не оговорено иное) регламент считается действительным.

Структура и содержание регламента

Информация, которая обязательно присутствуют в регламенте, обозначена в ч.2. ст. 47 ФЗ № 79:

  • общие сведения — название должности, рабочего подразделения, обозначение лица, утверждающего приказ о принятии на вакантное место и кому сотрудник будет подчиняться;
  • требования к профкачествам, образованию, квалификации;
  • права и функции сотрудника, меры ответственности за их игнорирование или ненадлежащую деятельность;
  • список моментов, которые служащему допустимо разрешать самостоятельно;
  • вопросы, по которым сотрудник участвует в подготовке нормативной базы, принятии управленческих и иных решений;
  • сроки, правила принятия, согласования задач;
  • профессиональные взаимоотношения между сотрудником и иными гражданскими служащими (того же или другого госоргана), со сторонними лицами и организациями;
  • список и правила предоставления госуслуг населению и предприятиям;
  • параметры оценки эффективности работы служащего.

Статья 47. Должностной регламент (ФЗ № 79)

ВНИМАНИЕ! При оформлении на должность служащий должен прочитать регламент. Далее в специальном листе он ставит свою подпись, подтверждающую ознакомление с бумагой.

Правила при внесении изменений

Поскольку должностной регламент выступает составляющей служебного контракта, внесение изменений в него требует проведения установленной законом процедуры. Первоначально подготавливается проект документа с поправками, он согласовывается и утверждается по стандартной схеме. Далее проводится информирование сотрудника о грядущих изменениях.

ВНИМАНИЕ! Уведомление служащего о поправках в должностном регламенте осуществляется за 2 месяца до даты приобретения правовой силы новым документом.

Информирование вручается лично под подпись или отправляется по почте. Его форма законодательно не установлена, документ составляется в произвольном порядке.

Образец уведомления об изменениях в регламенте

Далее служащий принимает решение, готов ли он продолжать работу в новых условиях или нет. При его согласии оформляют дополнительное соглашение к действующему контракту (п. 5 ст. 24 ФЗ №79). В нем прописываются все изменения, бумага заверяется у служащего и представителя нанимателя. Отказ сотрудника продолжать работу также оформляется письменно (п. 4 ст. 29 ФЗ №79). Документ становится основанием для прекращения действия служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 79).

Статья 33.Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (ФЗ № 79)

Возможные трудности и распространенные ошибки при составлении

При разработке регламента возникновение сложностей и неточностей обусловлено отсутствием общей формы документа, наличием у отдельных должностей нюансов и особенностей. К распространенным ошибкам составления акта относятся:

  • недостаточная трактовка или неполный список должностных функций и прав — становятся причиной разногласий, неорганизованной и несогласованной деятельности;
  • урезанный перечень госуслуг, нечеткая формулировка их объема;
  • наличие только общих требований к квалификации без пояснений и уточнений.

Во избежание ошибок и неточностей при составлении регламента целесообразно воспользоваться рекомендациями:

  • максимально разграничить типы действий, выполняемых служащими разных должностей;
  • точно распределить функции и права, опираясь на иерархическую структуру организации;
  • обозначить меры ответственности со ссылками на нормативную документацию;
  • конкретизировать показатели, по которым будет оцениваться деятельность служащего;
  • для уточнения и пояснения информации допустимо введение дополнительных положений (например, об обязанностях этико-психологического характера).

Должностной регламент обладает весомой правовой силой и полномочиями. Внедрение документа в организациях выступает важным направлением административной реформы в РФ. Регламентация деятельности госслужащих позволяет повысить ее эффективность за счет увеличения требовательности к результату деятельности, ответственности за нее, связывания показателей труда с его оплатой и премированием.

В должностной регламент включаются:

  • 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
  • 3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
  • 4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
  • 5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

В соответствии со статьей 48 вышеуказанного закона, проводиться аттестация гражданского служащего в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

  • 1. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.
  • 2. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
  • 3. Ранее срока, указанного в предыдущем пункте, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:
  • 1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  • 2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
  • 4. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
  • 5. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.
  • 6. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
  • 7. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.
  • 8. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
  • 9. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
  • 10. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
  • 11. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
  • 12. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а аттестация переносится.
  • 13. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
  • 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
  • 14. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
  • 1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • 2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • 3) понижается в должности гражданской службы.
  • 15. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • 16. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • 17. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Исходя из статьи 49 пункта 1, Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом Российской Федерации, — должности гражданской службы категории «руководители».

Согласно пункта 2 вышеуказанной статьи, квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Ранее срока, указанного в пункте 2 статьи 49, внеочередной квалификационный экзамен может проводиться по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

В соответствии с пунктом 5, гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утверждается указом Президента Российской Федерации.

2. Основания для прекращения службы в органах внутренних дел и порядок увольнения сотрудников из органов внутренних дел

Прекращение службы в органах внутренних дел регламентирует Глава 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по состоянию на 13.01.2009 в ред. фз № 122-ФЗ от 22.08.2004; № 27-ФЗ от 01.04.2005; № 24-ФЗ от 02.03.2007; № 280-ФЗ от 25.12.2008) и статья 19 федерального закона «о милиции».

Статья 57 Положения о службе в органах внутренних дел устанавливает основания для прекращения службы

Основаниями для прекращения службы в органах внутренних дел являются:

  • а) увольнение из органов внутренних дел;
  • б) прекращение гражданства Российской Федерации;
  • в) признание сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим;
  • г) смерть (гибель) сотрудника органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 58 того же Положения и статьей 19 ФЗ «О милиции» сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по следующим основаниям:

  • а) по собственному желанию;
  • б) по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения;
  • в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
  • г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
  • д) в связи с нарушением условий контракта;
  • е) по сокращению штатов — при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе;
  • ж) по болезни — на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;
  • з) по ограниченному состоянию здоровья — на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;
  • и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке;
  • к) за грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины;
  • л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел;
  • м) в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу;
  • н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «г», «д» настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.

Согласно статьи 19 Федерального закона «о милиции», указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим (часть в редакции, введенной в действие с 8 апреля 1999 года Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 68-ФЗ).

Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, а также сотрудникам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы и юстиции, при увольнении с правом на пенсию разрешается ношение форменной одежды.

Порядок увольнения из органов внутренних дел определяет статья 60 Положения о службе в органах внутренних дел и согласно ей:

Увольнение со службы сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.

Увольнение сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, производится:

  • а) до подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно — заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации;
  • б) до полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно и сотрудников органов внутренних дел из числа высшего начальствующего состава — министром внутренних дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.

Сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с пунктами «к», «л», «м» статьи 58 настоящего Положения.

Сотрудники органов внутренних дел, умершие, погибшие, безвестно отсутствующие и лишенные специального звания, исключаются из списков сотрудников органов внутренних дел в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Вопрос 11. Должностной регламент государственного гражданского служащего: понятие, структура, правовое регулирование

Статья 47 ФЗ № 79. Должностной регламент является основным нормативным документом, определяющим содержание и результаты деятельности гражданского служащего при замещении им конкретной должности, учрежденной в соответствующем государственном органе.

Должностной регламент утверждается одновременно со служебным контрактом представителем нанимателя, а не руководителем структурного подразделения, как это имеет место в правоприменительной практике, подписывается гражданским служащим в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле гражданского служащего как приложение к служебному контракту.

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;


8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Вопрос 12. Служебный контракт: понятие, форма и содержание

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Гражданин, поступающий на гражданскую службу обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В служебный контракт включаются права и обязанности сторон. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;


4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.

Статья 25. Срок действия служебного контракта

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:1) служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

6.1) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе,

7) замещения должности гражданской службы установлен особый порядок оплаты труда;

7.1) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;

admin