Должность студент

Поделиться:

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
См. также сравнительный анализ старого и нового законов об образовании, подготовленный экспертами компании «Гарант».

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

Студентом (курсантом) является лицо, осваивающее образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

Федеральным законом установлены права студентов (как и обучающихся всех других уровней, форм и программ образования) на:

  • выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет;
  • предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи;
  • обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
  • участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения образовательных стандартов;
  • выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования);
  • освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
  • зачет в установленном порядке результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • отсрочку от призыва на военную службу (см. Военная служба — Отсрочки и освобождение от призыва);
  • уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
  • свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
  • академический отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет — в порядке, установленном для этих отпусков законодательством;
  • перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • переход с платного обучения на бесплатное обучение в установленном порядке;
  • перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в установленном порядке;
  • восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
  • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию;
  • обжалование актов образовательной организации в установленном порядке;
  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
  • пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
  • развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
  • участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
  • направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
  • опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
  • поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
  • совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
  • получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения России по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
  • иные академические права, предусмотренные законодательством и локальными нормативными актами.

Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральный размер стипендии (с 1 сентября 2008 г.) — 1 100 руб./мес.

Для ряда категорий студентов предусмотрена государственная социальная стипендия.

Если студенты обучаются по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, государственная стипендия (академическая или социальная) устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Размеры и порядок выплаты стипендий Президента РФ, Правительства РФ и именных стипендий определяются их учредителями.

Высшее учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии, пособия и другие социальные выплаты.

Студентам и учащимся средних и высших учебных заведений для освобождения от учебы в случае заболевания выдается справка установленной формы.

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях учащемуся предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием.

Академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет. Академический отпуск может предоставляться неограниченное число раз.

Вместе с заявлением о предоставлении академического отпуска студенту надо представить документы, подтверждающие наличие оснований для отпуска, например:

  • заключение врачебной комиссии медицинской организации (для предоставления академического отпуска по медицинским показаниям);
  • повестку военного комиссариата, содержащую время и место отправки к месту прохождения военной службы (для предоставления академического отпуска в случае призыва на военную службу).

Решение о предоставлении академического отпуска студентам в десятидневный срок со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов (при наличии) принимает руководитель образовательного учреждения (или уполномоченное им должностное лицо) и оформляет приказом.

Студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.

Вузы предоставляют студентам-очникам жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда в порядке, установленном локальными нормативными актами. С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. Студентам-заочникам жилые помещения в общежитиях предоставляются на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда. Вуз вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся.

В первоочередном порядке и бесплатно места в общежитиях предоставляются студентам:

  • являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
  • инвалидам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф или ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы;
  • ветеранам боевых действий;
  • имеющим право на получение государственной социальной помощи;
  • из числа граждан, проходивших в течение не менее 3 лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, если они были уволены со службы:
  • в связи с окончанием срока контракта;
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении них условий контракта;
  • по семейным обстоятельствам.

Студенты обязаны:

  • добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, выполнять задания, данные педагогами;
  • выполнять требования устава вуза, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов;
  • заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
  • бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • выполнять другие обязанности, установленные федеральными законами и договором об образовании (при его наличии).

За неисполнение или нарушение устава вуза, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • отчисление.

Меры дисциплинарного взыскания не применяются:

  • во время болезни, академического отпуска студента;
  • во время каникул;
  • во время отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком;
  • к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Дисциплинарные меры можно обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок отбора и поощрения таких лиц устанавливаются Правительством РФ.

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно…

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Таблица 1

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

1. Аспирант

асп.

8. Научный сотрудник

нс

2. Ассистент

асс.

9. Преподаватель

преп.

3. Ведущий научный сотрудник

внс

10. Профессор

проф.

4. Главный научный сотрудник

гнс

11. Старший преподаватель

ст.преп.

5. Докторант

докторант

12. Стажер

стажер

6. Доцент

доц.

13. Старший научный сотрудник

снс

7. Младший научный сотрудник

мнс

14. Студент

студ.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Таблица 2

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Академик-секретарь

акад.-секр.

Аспирант

асп.

Ассистент

асс.

Ведущий научный сотрудник

внс

Ведущий специалист

вед.спец.

Вице-президент

вице-през.

Генеральный директор

ген.дир.

Генеральный конструктор

ген.констр.

Главный научный сотрудник

гнс

Главный редактор

гл.ред.

Главный специалист

гл.спец.

Декан

декан

Директор

дир.

Докторант

докторант

Доцент

доц.

Заведующий кафедрой

зав.каф.

Заведующий станцией

зав.станц.

Зам. академика-секретаря

зам.акад.-секр.

Зам. генерального директора

зам.ген.дир.

Зам. главного редактора

зам.гл.ред.

Зам. декана

зам.дек.

Зам. директора

зам.дир.

Зам. председателя

зам.пред.

Зам. руководителя

зам.рук.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

зам.рук.гр.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

зам.рук.лаб.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

зам.рук.отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

зам.рук.отд.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

зам.рук.сект.

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

зам.рук.центра

Консультант

конс.

Лаборант

лаб.

Младший научный сотрудник

мнс

Научный консультант

науч.конс.

Научный сотрудник

нс

Начальник управления

нач.упр.

Начальник экспедиции

нач.экспед.

Председатель.

пред.

Президент

през.

Преподаватель

преп.

Проректор

проректор

Профессор

проф.

Редактор

ред.

Ректор

ректор

Руководитель (заведующий, начальник) группы

рук.гр.

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

рук.лаб.

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

рук.отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

рук.отд.

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

рук.сект.

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

рук.центра

Советник

советник

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

спец.

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

ст.спец.

Старший лаборант

ст.лаб.

Старший преподаватель

ст.преп.

Старший техник

ст.техн.

Стажер

стажер

Старший научный сотрудник

снс

Студент

студ.

Техник

техн.

Ученый секpетаpь

уч.секp.

Другие должности

др.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность — тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук — канд.мед.наук — к.м.н.

2. Доктор наук — более высокая. Наприме, доктор биологический наук — докт.биол.наук — д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием «диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук» или «диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук». Кроме того, эту диссертацию ещё требуется «защитить» в специально отведённом месте — Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации — это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр — по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с «незаконченным высшим», но защитивший свою дипломную работу, за что и получает «степень» бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр — в недавнем прошлом — это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР («выпускная квалификационная работа») и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться «магистром». И будет эта работа называться «магистерская диссертация», подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень — это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

«Доктор философии» или «пи-эйч-ди» (PhD) — популярная зарубежом степень, по научному весу — это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня — нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил…

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) — хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за «профессиональную», а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества — исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая «почётная степень» доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений — за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами. Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор», не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения…

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных, общественных академий, а в них «общественных» академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих «академиях» государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос — как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии.

Похожие «общественные академии» довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков», имеющих красивые «фантики», с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус…

Правила внутреннего распорядка обучающихся

Студентом Академии является лицо, зачисленное на обучение по образовательной программе высшего профессионального образования приказом ректора.

1 Права студента академии

1.1. Получать знания по избранной специальности (направлению), в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

1.2. Участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части дисциплин компонента Академии и факультативов в пределах бюджетного финансирования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом Академии и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.

1.3. Осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в Академии, по согласованию с руководителями соответствующих учебных подразделений Академии, а также учебные дисциплины, преподаваемые в других учебных заведениях (по согласованию между их руководителями) на условиях полного возмещения студентом затрат.

1.4. Участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Академии, в том числе через общественные организации и органы управления Академии.

1.5. Пользоваться библиотекой, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных, спортивных и других подразделений Академии в порядке, определенном положениями об этих структурных подразделениях.

1.9. Принимать участие в организации и проведении культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и других воспитательных мероприятий.

1.10. Принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях Академии.

1.11. Выбирать факультативные (не обязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) дисциплины, предлагаемые соответствующим факультетом.

1.12. Обучаться по индивидуальному графику при разрешении декана факультета.

1.13. Студент имеет право на каникулы общей продолжительностью не менее семи недель ежегодно (для студентов очной формы обучения), в том числе две недели в зимний период.

1.14. Создавать общественные молодежные организации, объединения, не запрещенные законодательством Российской Федерации, принимать участие в их работе.

1.15. Обжаловать приказы и распоряжения Ректора Академии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

1.16. На получение места в общежитии Академии, при наличии соответствующего жилищного фонда.

1.17. Получать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги.

1.18. Переходить с коммерческой формы обучения на бюджетную в порядке, предусмотренном Уставом Академии.

1.19. Получать полную и достоверную информации о своих правах и обязанностях.

1.20. Студент имеет право на уважение своего человеческого достоинства.

1.21. Студент имеет право на свободу совести, вероисповедания, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

1.22. Студенты очной формы обучения могут в свободное от учебы время работать на предприятиях и в организациях любых организационно-правовых форм в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2 Обязанности студента академии

2.1. Овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности.

2.2. Посещать все виды занятий, кроме факультативных; выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и обязательными программами высшего (среднего) профессионального образования.

2.3. Уважать труд и достоинство преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и других работников Академии.

2.4. Соблюдать Устав Академии, Правила внутреннего распорядка Академии, Правила проживания в общежитиях и другие локальные акты Академии, выполнять приказы Ректора и распоряжения декана факультета.

2.5. Стремиться к повышению уровня культуры поведения в обществе, нравственному и физическому совершенствованию, способствовать развитию к росту престижа Академии.

2.6. Бережно относиться к материальным ценностям Академии.

2.7. Предоставлять письменные объяснения по требованию работников администрации Академии

2.8. При обучении на условиях полного возмещения затрат своевременно и полностью вносить плату за обучение в соответствии с заключенным договором.

2.9. Своевременно вносить плату за проживание в общежитии.

2.10. Систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности.

2.11. Повышать свой научный и культурный уровень, активно участвовать в общественной жизни академии.

2.12. Активно участвовать в общественно полезном труде.

2.13. Знать и соблюдать требования по технике безопасности, противопожарной охране.

2.14. При неявке на занятия по уважительным причинам студент обязан поставить об этом в известность деканат факультета и представить объяснение или оправдательный документ. В случае болезни студент представляет в деканат факультета справку установленного образца соответствующего лечебного заведения.

2.15. Входящих в аудиторию преподавателей, руководителей академии и факультета студенты обязаны приветствовать стоя.

2.16. Студенты, нанесшие материальный ущерб академии, обязаны возместить нанесенный ущерб.

2.17. Студенты должны быть дисциплинированными и опрятными как в академии, так и на улице и в общественных местах. В зимний период студенты обязаны сдавать верхнюю одежду в гардероб при условии его работы.

2.18. Студенты обязаны принимать участие в уборке учебных помещений и прилегающих к зданиям территорий, курить только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

За невыполнение учебных планов, нарушение предусмотренных Уставом академии обязанностей, правил внутреннего распорядка, в том числе в общежитии, к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из академии.

Студент может быть отчислен из Академии:

  • по собственному желанию, в том числе в связи с переходом в другое учебное заведение, по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам;
  • за академическую неуспеваемость: в течение одной экзаменационной сессии не сдавший экзамены по трем дисциплинам или не присутствовавший без уважительных причин на экзаменах по трем дисциплинам; не сдавший трижды экзамен по одной дисциплине; не ликвидировавший академические задолженности за осенний семестр во время зимних каникул; не ликвидировавший задолженности за прошедший учебный год до начала учебного года; не ликвидировавший задолженности до установленного индивидуальным графиком срока; не сдавший в срок итоговый государственный экзамен; не представивший в установленный срок квалификационную работу к защите; получивший неудовлетворительную оценку на защите квалификационной работы;
  • за нарушение Устава Академии, Правил внутреннего распорядка, Правил проживания в общежитии;
  • за нарушение условий договора (для обучающихся на платной основе);
  • за другие нарушения, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами и Положениями, принятыми решением Ученого Совета Академик и утвержденными Ректором.

При наличии уважительных причин (по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и другим причинам) студенту может быть предоставлен академический отпуск в порядке, определяемом Минобрнауки России.

Студенты, не предъявляющие жалоб на состояние здоровья до начала экзаменационной сессии и получившие во время экзаменов неудовлетворительные оценки и возбудившие после этого ходатайство о предоставлении академического отпуска, считаются как неуспевающие.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление студента из Академии производится приказом Ректора по представлению декана соответствующего факультета после получения от студента объяснения в письменной форме.

Анкета «Цифровая грамотность»

Единые требования устанавливают нормы поведения студентов колледжа и призваны обеспечить успешную реализацию концепции воспитания, а именно: создание в колледже психологического климата, способствующего успешному обучению каждого студента, воспитание уважения к личности, развитие культуры поведения и навыков общения.

1 Общие правила поведения

1.1. Студент приходит в колледж за 10-15 минут до начала занятий в деловой чистой и опрятной одежде, верхнюю одежду и головной убор сдаёт в гардероб и готовит все необходимые принадлежности к предстоящему занятию.

1.2. Нельзя приносить в колледж и на его территорию, в том числе во внеучебное время, с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, взрыво-(огне)опасные вещества, спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие вещества, а также токсичные вещества и яды; нельзя осуществлять действия, опасные для себя и окружающих.

1.3. Нельзя без разрешения преподавателя (классного руководителя, зав.отделением) уходить с занятий. В случае пропуска занятий студент должен предъявить классному руководителю оправдательный документ (справку от врача, записку от родителей, заявление) о причине отсутствия на занятиях, а также ликвидировать пробел в знаниях по темам пропущенных занятий. Пропускать занятия без уважительных причин не разрешается.

1.4. Студенты проявляют уважение друг к другу и старшим: здороваются при встрече, уступают дорогу старшим, обращаются к ним на «Вы»; юноши уступают дорогу девушкам, проявляют к ним принятные в деловой обстановке знаки внимания.

1.5. Студенты должны соблюдать этические нормы, правила культурного поведения: не допускать нецензурной брани, ссор и конфликтов, непристойного поведения.

1.6. Студенты берегут имущество колледжа, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу.

2 Поведение во время занятий

2.1. К началу занятия студент должен быть в учебном кабинете (лаборатории) согласно расписанию занятий.

2.2. При входе преподавателя в аудиторию студенты приветствуют его, вставая с места.

2.3. Студент внимательно слушает объяснения преподавателя и ответы товарищей, не разговаривает и не занимается посторонними делами, выполняет все указания преподавателя.

2.4. На занятии студент должен иметь все принадлежности, требуемые преподавателем. Систематическое отсутствие необходимых учебных принадлежностей расценивается как нарушение учебной (трудовой) дисциплины.

2.5. Каждый студент обеспечивает себе ежемесячную аттестацию путём накопления оценок по всем предметам.

2.6. По окончании занятия, объявленного преподавателем, студент приводит в порядок рабочее место и покидает аудиторию. Выход из аудитории в течение занятия допускается только с разрешения преподавателя.

2.7. В лабораториях и учебных мастерских студент пользуется лишь теми приборами, инструментами и другими устройствами, которые разрешены руководителем занятия, обращается с ними бережно и соблюдает правила техники безопасности.

3 Обязанности студента:

3.1. Систематически и глубоко овладевать знаниями, практическими навыками и умениями по избранной специальности.

3.2. Выполнять требования Устава колледжа и соблюдать Правила внутреннего распорядка.

3.3. За время обучения выполнять требования образовательных программ.

3.4. Посещать все обязательные учебные и практические занятия.

3.5. Систематически и своевременно выполнять задания, предусмотренные учебным планом и программами, а также домашние и другие индивидуальные задания, соблюдать графики курсового и дипломного проектирования.

3.6. Ответственно и творчески относиться к порученному делу.

3.7. Воспитывать в себе трудолюбие, активно участвовать в общественно-полезном труде, жизни, самообслуживании в колледже и на производстве.

3.8. Посещать классные часы.

3.9. Быть дисциплинированным, организованным и опрятным как в колледже, так и на улице, в общественных местах.

3.10. Беречь имущество колледжа.

3.11. Нетерпимо относиться к недостаткам и аморальным проявлениям; занимать активную жизненную позицию, участвовать в общественной жизни колледжа, в профориентационной работе, защищать честь колледжа в городских, областных, республиканских мероприятиях.

3.12. Соблюдать этические нормы и правила культуры поведения: уважительно относиться друг к другу, преподавателям и работникам колледжа, не проявлять неприязненного отношения, не допускать ссор и конфликтов.

3.13. Выполнять распоряжения старосты группы в пределах его компетенции (см. п.5).

4 Студент не имеет права:

4.1. Опаздывать на занятия. В случае опоздания, которое квалифицируется как нарушение трудовой дисциплины, студент должен назвать дежурному преподавателю свою фамилию и группу, а также получить от зав.отделением допуск к занятиям.

4.2. Пропускать любые виды учебных занятий без уважительной причины.

4.3. Курить в колледже и на его территории.

4.4. Выносить предметы и различное оборудование из кабинетов колледжа без разрешения преподавателя, зав.кабинетом, администрации.

4.5. Употреблять нецензурную брань, непристойные выражения и жесты, шуметь и громко разговаривать как в учебное время, так и во время перерывов.

4.6. Нарушать Устав колледжа, Правила внутреннего распорядка и данные Требования.

5 Обязанности старосты группы:

5.1. Поддерживать дисциплину в группе.

5.2. Вести учёт посещаемости занятий студентами.

5.3. Наблюдать за сохранностью учебного оборудования и инвентаря в учебных кабинетах.

5.4. Извещать студентов об изменениях в расписании.

5.5. Содействовать членам Совета самоуправления в организации и проведении внеаудиторных мероприятий.

5.6. Составлять, координировать и контролировать соблюдение графика дежурств в учебных кабинетах и лабораториях.

6 Правила поведения студента в столовой:

6.1. Выполняет требования дежурного преподавателя и работников столовой.

6.2. Соблюдает очередь при получении пищи.

6.3. Проявляет внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.

6.4. Употребляет пищу и напитки, приобретённые в столовой и принесённые с собой, только в столовой.

6.5. Соблюдает правила гигиены, чистоту и аккуратность во время приёма пищи.

6.6. Убирает со стола посуду после принятия пищи.

7 Заключительные положения:

7.1. Настоящие Требования разработаны на основе Закона РФ «Об образовании», Положения о среднем специальном учебном заведении, Устава колледжа, Правил внутреннего распорядка и других нормативных актов, регулирующих деятельность колледжа.

7.2. Настоящие Требования применяются ко всем студентам колледжа независимо от форм обучения.

7.3. Требования распространяются на студентов, находящихся в учебных корпусах, на территории колледжа как в период занятий, так и во время внеаудиторных мероприятий, а также на улице и в общественных местах.

7.4. Настоящие Требования вывешиваются полностью или выборочно на видных местах учебных помещений для всеобщего ознакомления, а также доводятся до сведения студентов на групповых собраниях, классных часах.

7.5. За нарушение настоящих Требований студенты привлекаются к ответственности в соответствии с Уставом колледжа и действующим законодательством.

admin