До какого возраста можно учиться в школе?

Содержание

В соответствии с п. 5 ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ об образовании), начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, действительно, являются обязательными уровнями образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ – родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом они имеют право выбора формы получения детьми образования.

Вданном случае ребенок получает семейное образование, что допустимо в силу п. 1. ст. 17 ФЗ об образовании.

Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье.

Необходимо отметить, что до 2004 г. федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования. Однако п. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», который устанавливал выплату денежных средств родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, утратил силу в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность регионов обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 г.

Отсутствие федеральной нормы означает, что органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления имеют право, но не обязанывводить норму о выплате компенсации затрат на семейное обучение. Однако если такая норма введена на региональном уровне, данные органы обязаны принимать нормативные документы, определяющие порядок выплатыкомпенсации за семейное образование. Их бездействие в данном случае будет нарушать права ребенка на образование.

Отмена федеральной нормы о компенсациях в 2004 г. привела к существенному ухудшению положения семей и детей, использующих семейное образование. Практика показала, что соответствующие вопросы редко и с трудом решаются на региональном уровне.

К сожалению, в Вашем вопросе не указано, о каком субъекте Российской Федерации идет речь, поэтому рассмотрим ситуацию на примере города Москвы.

П. 3.1 ст. 6 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 (ред. от 24.06.2015) «О развитии образования в городе Москве» устанавливает следующее. «Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенкана соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей». Указанный региональный московский закон является действующим. Он не отменялся, в целом сохраняет силу, а его нормы остаются обязательными для региональных московских органов власти.

Таким образом, при наличии в законодательстве субъекта РФ прямой нормы о выплате компенсации за обучение в семье, Вы имеете право на денежные выплаты, компенсирующие Ваши затраты на обучение ребенка в семье.

Однако на практике суды могут и отказать в удовлетворении требований о выплате компенсаций за семейное обучение.

Так, например, Московский городской суд в апелляционном определении от 14.04.2016 по делу N 33-13260/2016 отказал гражданке З.О. во взыскании компенсации за обучение детей на семейной форме образования. Суд исходил из того, что со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 01.09.2013 г., лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей».

Но такой подход суда не обоснован и противоречит действующему ФЗ об образовании. Российское законодательство не предусматривает подобного механизма автоматической утраты силы ранее действовавшим региональным законом при принятии нового федерального закона по соответствующему предмету регулирования из области совместного ведения. ФЗ об образовании прямо устанавливает в ч. 5 ст. 111, что со дня его вступления в силу нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному законуили издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Следовательно, все ранее действовавшие нормативные акты субъектов РФ в области образования (включая и рассматриваемый Закон г. Москвы) остаются действующими, за исключением тех их конкретных положений, которые вступают в противоречие с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и принятыми в соответствии с ними федеральными нормативными правовыми актами. Рассматриваемая норма московского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а значит, полностью сохраняет свою силу. Правовыми актами города Москвы должен быть установлен порядок выплаты соответствующих компенсаций, и они должны продолжать выплачиваться.

ВЫВОДЫ:

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления имеют право, но не обязаны вводить норму о выплате компенсации затрат на семейное обучение, поскольку федеральным законодательством такая обязанность для них не установлена. Однако если такая норма все же введена на региональном уровне, данные органы обязаны принимать нормативные документы, определяющие порядок выплатыкомпенсации за семейное образование. Их бездействие в данном случае будет нарушать права ребенка на образование.

При наличии в законодательстве субъекта РФ прямой нормы о выплате компенсации за обучение в семье, Вы имеете право на денежные выплаты, компенсирующие Ваши затраты на обучение ребенка.

Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье.

До 2004 г. федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования. Однако п. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», который устанавливал выплату денежных средств родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, утратил силу в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность регионов обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 г.

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления имеют право, но не обязаны вводить норму о выплате компенсации затрат на семейное обучение, поскольку федеральным законодательством такая обязанность для них не установлена. Однако если такая норма все же введена на региональном уровне, данные органы обязаны принимать нормативные документы, определяющие порядок выплаты компенсации за семейное образование. Их бездействие в данном случае будет нарушать права ребенка на образование.

При наличии в законодательстве субъекта РФ прямой нормы о выплате компенсации за обучение в семье, Вы имеете право на денежные выплаты, компенсирующие Ваши затраты на обучение ребенка.

Проверить ребёнка и родителя

— Если он на многие вопросы уже знает ответы, можно ли говорить об интеллектуальной готовности?

— Развитый ребёнок и готовый к школе – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым его обучили: умение писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, развитие памяти, речи, восприятия. Ребёнок должен уметь обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь, обладать развитой слуховой памятью.

— Как это проверить самим?

— Есть простейшее упражнение. Назовите ребёнку десять слов, и пусть он повторит их. Дети с хорошей слуховой памятью называют не менее семи.

Ребёнок должен внимательно слушать, не отвлекаясь и не вертясь. Он знает: чтобы выполнить задание, надо приложить усилие, и это его не пугает, он не бросает дело на полпути. Он охотно и сосредоточенно в течение 15 минут занимается прописями, заданиями по развитию памяти, мелкой моторики – их сейчас немало в продаже.

— Где гарантия, что шестилетка, не желающий это делать, через год изменится?

— Как правило, за год организм созревает и у ребёнка появляется желание заниматься. Не стоит опережать развитие, если он идёт по своему индивидуальному пути. Этим грешат развивающие кружки, в которых детей заставляют делать то, до чего они по возрасту не созрели. Кроме того, обучение идёт на опережение и многим в первом классе становится неинтересно.

— Если неподготовленный дошкольник отстанет от своих одноклассников?

— Многим детям не нужны дополнительные занятия, они способны сами усвоить учебный материал. Как правило, боится школы не ребёнок, а его родители. Мама не готова отдать малыша в первый класс, она не уверена в его способностях – такое бывает нередко. Психологи рассказывают родителям о сильных сторонах их дошкольника, и неоправданные страхи просто растворяются.

— Приходится ли убеждать родителей, что учиться их отпрыску ещё рано?

— Да, бывает, что по нашей рекомендации дети проводят ещё один год в подготовительной группе. Как правило, речь идёт не только о несформированной мотивационной и интеллектуальной готовности, но и социально-коммуникативной. Это умение ребёнка строить отношения с другими детьми, выполнять требования учителя. От адаптации в школе зависит ощущение успешности своей личности у самого ребёнка, его самооценка.

Если вы сомневаетесь, стоит ли идти с шести лет в школу, обратитесь в территориальную комиссию при местных органах образования. Есть немало тестов готовности к начальному обучению. Используя их дома, вы увидите, справляется с ними ребёнок или испытывает затруднения. Во многих детсадах есть консультационные центры, где можно посоветоваться со специалистом. Их время работы указано на сайте садика.

Образование в Корее Получение хорошего образования в Южной Корее имеет решающее значение в становлении успешной карьеры любого корейца, поэтому задаче поступления в престижное учебное заведение придается наивысший приоритет, а сам процесс сдачи вступительных экзаменов может иметь достаточно напряженный характер. Корейские государственные административные органы четко выстраивают и контролируют весь образовательный процесс с ранних лет ребёнка и до его последнего года в старшей школе. Наибольшее предпочтение отдается математике, корейскому и английскому языкам, точным наукам и наукам об обществе. Физической культуре не уделяется сходного внимания, поскольку она не считается образовательным предметом, как следствие, у многих школ отсутствует должный спортивный инвентарь. Южная Корея была первой страной, обеспечившей высокоскоростной доступ к Интернету во всех образовательных учреждениях от начальных школ до ВУЗов.

Учебный год поделен на два семестра. Первый начинается в марте и заканчивается в середине июля; второй начинается поздним августом и заканчивается в середине февраля. Летние каникулы проходят в период с конца июля до позднего августа, а зимние — с позднего декабря и до раннего февраля, а, помимо этого, также имеется короткий период выходных с середины до конца Февраля. Учебная программа жёстко не систематизирована и может варьироваться от одного учебного заведения к другому.

Общая структура образовательной системы.

Начальная школа

Начальную школу посещают дети в возрасте от 7 до 13 лет (6 и 12 «западных» лет соответственно), чья продолжительность, таким образом, составляет 6 лет. В список изучаемых предметов входят (однако не исчерпывают его). – корейский язык, математика, точные науки, науки об обществе, языки, изобразительное искусство, музыка. Обычно все эти предметы ведет один классный руководитель, хотя некоторые специализированные дисциплины могут вести другие педагоги (например, физкультуру или иностранные языки). Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика.

До конца 80-х годов XX века английский язык обычно начинал преподаваться со средней школы, однако сейчас его начинают изучать в третьем классе начальной школы. Корейский язык разительно отличается от английского в плане грамматики, поэтому освоение английского происходит с большим трудом, но с относительно небольшими успехами, каковой факт достаточно часто является темой раздумий для родителей. Многие из них в итоге посылают своих детей дополнительно обучаться в частные учебные заведения, называемые хагвонами (кор. 학원). Все больше школ в стране начинают привлекать к обучению иностранцев, для которых английский язык является родным. Помимо общественных начальных школ, в Корее существует ряд частных школ. Учебная программа таких школ более-менее соответствует государственной, однако, она воплощается на более высоком уровне: предлагается большее число учителей на меньшее количество учащихся, вводятся дополнительные предметы и устанавливаются более высокие стандарты образования в целом. Отсюда понятно естественное желание многих родителей устроить своих детей именно в такие школы, которое, однако, останавливает относительно высокая стоимость обучения в них.

Начальные школы по-корейски называются «чходын хаккё» (кор.초등학교?, 初等學校?), что и означает «начальная школа». Правительство Южной Кореи изменило это название в 1996 году, с прежнего «гукмин хаккё» (국민학교, 國民學校), что переводится как «гражданская школа». Это прежде всего был жест восстановления национальной гордости. Слово, 국민학교 — это сокращение от «хвангуксинминый хаккё» (황국신민의 학교, 皇國臣民의 學校), «школа имперских предметов» которое осталось от тех времен, когда Корея находилось под контролем имперской Японии.

Школьное образование в Корее

Корейское школьное образование в Корее делится на среднее и высшее (обучение в средней и высшей школах соответственно). По статистике, в 1987 году было примерно 4 895 354 учащихся и 150 873 учителей в средних и высших школах. Из числа учителей примерно 69 % были мужчинами. Введение школьного образования отражало изменение общих популяционных тенденций — в 1979 году его получало 3 959 975 учащихся. В 1987 году, учитывая безусловную важность получения высшего образования, большинство учеников пытались получить высшее образование в Корее: 1 397 359 учеников (60 % от общего числа) поступали в ВУЗы, по сравнению с 840 265 учениками в профессиональные училища. Последние могут специализироваться в нескольких областях: ведении земельного хозяйства, рыболовстве, коммерции, торговле, судоходстве, инженерном деле, а также различных видах искусств. Вступительные экзамены в среднюю школу были упразднены в 1968 году. В конце 1980-х, учащиеся все ещё должны были сдавать вступительные экзамены (однако без соперничества с другими кандидатами), и результат поступления определялся либо случайным образом, либо по месту проживания относительно того или иного учебного заведения. Школы, чей ранг раньше определялся по уровню обучающихся, были уравнены в получении поддержки государства и количеству распределенных бедных учеников. Тем не менее, эта реформа не уровняла школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые хорошо сдавали вступительные экзамены, были допущены к поступлению в более престижные школы на без привязки к району, тогда как все остальные поступали именно в школу «своего» района. Реформы были равным образом применены к общественным и частным школам, поступление в которые строго контролировалось Министерством Образования. В отличие от США, где номер класса обычно постепенно инкрементальное возрастает с 1 до 12, в Южной Корее номер класса каждый раз начинает считаться с одного при поступлению в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы провести различия между ними, номер класса обычно указывается вместе с уровнем образовательной ступени. К примеру, первый класс средней школы (эквивалент седьмого класса в САСШ) будет называться как «Первый класс средней школы», «чунгхаккьо иль хакнён» (중학교 1학년)».

Средняя школа По-корейски средняя школа называется «чунхакё» (중학교, 中學校), что дословно обозначает «средняя школа». В корейской средней школе 3 класса. Большинство учеников поступают в неё в возрасте 12 лет и заканчивают, соответственно, к 15 годам (по западным меркам). Эти три года соответствуют примерно 7-9 классам Североамериканской и 2, и 4 классам (form) Британской образовательных систем. По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие аспекты жизни студента. Как и в начальной школе, школьники проводят большую часть дня в одном классе со своими одноклассниками; однако, каждый предмет преподается своим учителем. Учителя переходят из класса в класс и только у некоторых из них, исключая тех, кто преподает «специальные» предметы, имеют свою аудиторию, куда ученики ходят сами. Классные руководители (Хангыль:담임선생님, тамим сонсэнним) играют очень важную роль в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет, чем их американские коллеги. У учеников в средней школе по шесть уроков в день, которым обычно предшествует один особенный блок времени ранним утром, а также седьмой урок, особенный для каждой специализации. В отличие от вуза, учебный план не сильно варьируется от одной средней школы к другой. Ядро учебной программы формируется: математикой, корейским и английским языками, также рядом точных наук. «Дополнительные» предметы включают: различные искусства, физическая культура, историю, ханча (китайская иероглифика), этика, ведение домашней экономики, уроки компьютерной грамотности.

Какие именно предметы и в каком количестве изучаются учащимися варьируется от года к году. Продолжительность учебных занятий равняется 45 минутам. Непосредственно до начала первого урока, у учеников имеется в распоряжении порядка 30 минут, которые могут быть использованы по желанию для самообучения, просмотра программ, вещаемых специальным образовательным каналом (Educational Broadcast System, EBS) или для ведения личных или классных дел. В 2008 году, школьники посещали занятия полный день с понедельника по пятницу, а также по полдня каждую первую, третью и пятую субботы месяца. В субботу учащиеся занимаются дополнительной деятельностью в каких-либо кружках. В конце 1960 годов правительство прекратило практики вступительных экзаменов в среднюю школу, заменив их такой системой, при которой в среднюю школу зачислялись ученики из одного района на основе принципа случайности. Это было сделано для того, чтобы усреднить уровень учеников во всех школах, однако, в некоторой степени разница между богатыми и бедными районами сохранилась. До недавнего времени большинство школ были открыты только для одного пола, но в последнее время новые средние школы принимают детей обоих полов, и прежние школы также становятся смешанными. Как и в начальной школе, учащиеся переходят из класса в класс вне зависимости от их успеваемости, вследствие чего один и тот же предмет в одном и том же классе может изучаться совершенно разными по уровню подготовки учениками. Оценки начинают играть очень важную роль в последнем году средней школы, поскольку они влияют на шансы поступления ученика в тот или иной ВУЗ, для тех, кто в первую очередь хотят сделать научную, а не профессиональную техническую карьеру. В остальных же случаях оценки нужны просто для того, чтобы порадовать родителей или учителей (или избежать их праведного гнева). Существуют несколько стандартных форм экзамена для определённых предметов, а преподаватели «научных» предметов обязаны следовать рекомендованным учебным пособиям, однако, обычно учителя средних школ обладают большими полномочиями относительно программы курса и метода преподавания, нежели преподаватели в ВУЗах.

Многие ученики средней школы после занятий также посещают дополнительные курсы («хагвон», либо проходят обучение у частных репетиторов. Особое внимание уделяется английскому и математике. Некоторые из «хагвонов» специализируются только на одном предмете, тогда как другие — на всех ключевых предметах, что может превращаться во второй раунд школьных занятий с нередко ещё большей нагрузкой на ученика сразу после окончания первого (официального). А, помимо этого, особо стойкие посещают ещё и кружки боевых искусств или музыкальные школы. Домой обычно возвращаются поздним вечером.

Высшая школа Высшая школа по-корейски называется называются «кодынхаккё» (고등학교, 高等學校). В высшие школы поступают на первый курс в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Те студенты, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в Корее в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Говоря о расписании высших школ, считается нормальным для студента возвращаться домой после полуночи, после интенсивной сессии «самообучения» в такой школе. Учебная программа с порядка одиннадцатью предметам зачастую признается изматывающе тяжелой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院) чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, а также различные общественные и естественные науки. Важно заметить, что конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений. В отличие от средней школы, получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран.

Структура высшего образования

Учреждение Получаемое образование в Корее
Колледж Профессиональное образование в Корее
Университет Высшее образование в Корее

Общественная школа

Частная школа

Аспирантура Магистр (2 года)

Магистр делового администрирования (MBA) (1 или 2 года)

Кандидат наук (Ph. D.) (4 года)

Большинство студентов из высшей школы поступают в колледжи в конце года. Студентам необходимо сдать стандартный тест, обычно называемый «сунын», (수능). Очень важно заметить, что учебная программа большинства школ построена вокруг содержания вступительных экзаменов. Сусын является аналогом американского SAT Reasonging test и состоит из трёх главных секций: корейский язык, математика и английский. Помимо них, существуют также ряд предметов «на выбор» из ряда общественных или естественных. Однако в отличие от американского SAT, такой тест может быть сдан только раз в году и требует интенсивной подготовки, причем некоторые будущие студенты начинают подготовку к нему ещё в детском саду. Недовольные результатами этого теста и решившие отложить поступление в колледж на один год студенты называются «чэсусэнами» (재수생). С конца 1980-х поступление в университет стало самым главным событием в жизни молодых корейцев, а поступление в наиболее престижный из них требует поистине титанических усилий и самопожертвования. Наиболее респектабельными являются Сеульский Национальный Университет, Korea Advanced Institude of Science and Technology, Пусанский Национальный Университет, , а также ряд частных институтов: Корейский Университет, Pohang University of Science and Technology, Yonsei University, Sogang University, Hanyang University,Sungkyunkwan University и Ewha Womans University. Поскольку поступление в колледж зависит от результатов вступительных экзаменов, ученики высших школ вынужденно попадают в т. н. «экзаменационный ад» — жёсткий марафон на бесконечное запоминание огромного количества всевозможных фактов. В отличие от конфуцианских экзаменов времен династии Чосон, их современная версия важна не для элит, а для многочисленных представителей среднего класса. В конце 1980-х, порядка одной трети населения в студенческом возрасте (35,2 % в 1989) поступили в учреждения высшего образования; те, кто этого сделать не смогли, резко сократили свои шансы на социальный и экономический успех. Число студентов, получающих высшее образование в Корее выросло с 100 000 в 1960 до 1,3 миллиона в 1987 году, каковой результат является вторым после США. К высшим учебным заведениям относятся четырёхгодичные колледжи и университеты, двухлетние младшие профессиональные колледжи, четырёхлетние преподавательские колледжи, а также аспирантуры. Главный недостаток такого положения в том, что выпускники ВУЗов хотели бы иметь карьеру, так или иначе делающую их лидерами социума, однако, для стольких желающих попросту не находится мест, что заставляет многих принимать менее престижные позиции, чем бы им хотелось. Особенно это касается амбициозных женщин, которых, помимо прочего, сдерживают традиционная гендерная дискриминация. Поскольку тесты в высшей школе, проходящие два раза каждый семестр, почти столь же важны, как и вступительные экзамены в колледж или университет, у студентов попросту нет времени отдохнуть от тягот учебного процесса. Считается что студенту нужно запомнить от 60 до 100 страниц фактов, чтобы успешно сдать такие периодические тесты. Неудивительна поэтому встреча со студентами, поздним вечером возвращающимися домой с учёбы. Ради поступления в наилучший университет жертвуют и семейной, и частной, и общественной жизнью. Экзамены являются очень важным временем года, поскольку они серьёзно меняют структуру общества. В дни, предшествующие экзаменам, газеты публикуют обращения к девушкам не пользоваться сильным парфюмом на экзаменах или не носить туфли на высоких каблуках, поскольку это может отвлекать от дела. Частные предприятия обычно открываются в 10 часов утра, для содействия тем родителям, которые помогали своим детям готовиться к экзаменам поздней ночью, а вечерами все развлекательные заведения, такие как теннисные клубы начинают закрываться раньше, чтобы способствовать подготовке к экзаменам. Цена за такой «экзаменационный ад» заключается не только в «испорченном» детстве для большинства, если не для всех молодых корейцев, но также может вылиться во вполне реальные акты суицида, вызванные постоянным давлением бесконечных тестов. Наиболее распространенная причина самоубийств — нежеланно низкий результат на экзаменах. Помимо этого, формат периодических экзаменов в высшей школе и вступительных экзаменов в ВУЗе с заранее предустановленными вариантами ответов, оставляет студентом мало возможности для развития собственных творческих способностей. Такая исключительная ориентация на запоминание фактов имеет своим следствием формирование специфической картины мира. К высшим учебным заведениям относятся четырёхгодичные колледжи и университеты, двухлетние младшие профессиональные колледжи, четырёхлетние преподавательские колледжи, а также аспирантуры. Главный недостаток такого положения в том, что выпускники ВУЗов хотели бы иметь карьеру, так или иначе делающую их лидерами социума, однако, для стольких желающих попросту не находится мест, что заставляет многих принимать менее престижные позиции, чем бы им хотелось. Особенно это касается амбициозных женщин, которых, помимо прочего, сдерживают традиционная гендерная дискриминация. Поскольку тесты в высшей школе, проходящие два раза каждый семестр, почти столь же важны, как и вступительные экзамены в колледж или университет, у студентов попросту нет времени отдохнуть от тягот учебного процесса. Считается что студенту нужно запомнить от 60 до 100 страниц фактов, чтобы успешно сдать такие периодические тесты. Неудивительна поэтому встреча со студентами, поздним вечером возвращающимися домой с учёбы. Ради поступления в наилучший университет жертвуют и семейной, и частной, и общественной жизнью. Экзамены являются очень важным временем года, поскольку они серьёзно меняют структуру общества. В дни, предшествующие экзаменам, газеты публикуют обращения к девушкам не пользоваться сильным парфюмом на экзаменах или не носить туфли на высоких каблуках, поскольку это может отвлекать от дела. Частные предприятия обычно открываются в 10 часов утра, для содействия тем родителям, которые помогали своим детям готовиться к экзаменам поздней ночью, а вечерами все развлекательные заведения, такие как теннисные клубы начинают закрываться раньше, чтобы способствовать подготовке к экзаменам. Цена за такой «экзаменационный ад» заключается не только в «испорченном» детстве для большинства, если не для всех молодых корейцев, но также может вылиться во вполне реальные акты суицида, вызванные постоянным давлением бесконечных тестов. Наиболее распространенная причина самоубийств — нежеланно низкий результат на экзаменах. Помимо этого, формат периодических экзаменов в высшей школе и вступительных экзаменов в ВУЗе с заранее предустановленными вариантами ответов, оставляет студентом мало возможности для развития собственных творческих способностей. Такая исключительная ориентация на запоминание фактов имеет своим следствием формирование специфической картины мира. Тем не менее, некоторые корейцы достигают определённого успеха в обществе, даже не имея высшего образования. По данным OECD, среди подростков суицид как причина смерти стоит на втором месте, сразу после автомобильных катастроф.

История образования

Как и любая другая ВосточноАзиатская страна с конфуцианским наследием, Южная Корея имеет долгую историю формальной системы образования. Несмотря на отсутствие поддерживаемой государством системы начального образования, правительство учреждало систему школ в Сеуле и провинциях во времена правления династии Чосон. Такие школы испытывали некоторые недостатки в качестве предоставляемого образования и в 16 столетии были замещены по важности академиями — «совонами», центрами нео-конфуцианского возрождения. Студенты как частных, так и государственных школ освобождались от обязанности военной службы и пользовались примерно такими же социальными привилегиями, какими пользуются студенты наших дней. И, как и последние, были вовлечены в политику. Высшее образование в Корее предоставлялось в столице Конфуцианским национальным университетом Сонгюнгван дэхаккё (성균관대학교). Поступить туда могли 200 студентов в год, прежде прошедших низший экзамен гражданских обязанностей и готовых к последующим экзаменам. В конце XIX — начале XX веков, организовывались частные школы самими корейцами и христианскими миссионерами. Роль последних особенно важна, поскольку они пропагандировали получение образования женщинами и распространяли Западные социальные и политические идеи. Японская образовательная политики конца после 1910 года была направлена на превращение Кореи в послушную колонию, поэтому преподавали в основном предметы, развивающие технические навыки. Государственный университет по подобию Токийского Имперского Университета был открыт в Сеуле в 1923. Заранее было прописано жесткое соотношение корейских и японских студентов, равное 40 и 60 процентам соответственно. Во время оккупации южной части Кореи войсками США в 1945 году, была установлена система образования по образу и подобию американской: шесть лет начальной школы, шесть лет младшей и старшей школы и четыре годы высшей. Образование в Корее до 9 класса было обязательным. При режиме Ли Сын Мана (이승만) после 1948 года из-за недостатка ресурсов многие из этих реформ были отменены: совместное обучение сохранилось только в начальной школе, а обязательным стало образование в Корее только до 6 класса. Реформы 1990 года в основном возвратили порядок, установленный во время американской оккупации. Во времена правления Ли и Пак Чон Хи (박정희), контроль за образование в Корее перешёл из рук школ на местах к государственному Министерству Образования. В конце 1980-х, министерство было ответственно за административное управление школами, выделение ресурсов, установление квотами на поступление, сертификацию школ и учителей, разработку учебного плана и прочее. Большинство сходятся во мнении, что успехи Южной Кореи в экономике и технике следствие умелого инвестирования в «человеческий ресурс». Традиционное общественное уважение к образованному человека, сохранившееся с конфуцианских времен, дошло до наших дней, и сегодня им пользуются также учёные и работники различных технических профессий. Рывок в экономическом развитии могут почти всецело приписать себе высокообразованные технократы и экономисты, имевшие доступ к управлению страной с 1960-х годов. Научные профессии считаются самыми престижными в Южной Корее с 1980-х. Успехи южнокорейской национальной образовательной программы подтверждаются статистически. В 1945 грамотными были 22 процента граждан; к 1970 — 87,6, а в поздние 1980-е — 93 процента. Южнокорейские студенты неплохо показывают себя на международных соревнованиях по математике и точным наукам. Несмотря на то, что только начальное образование в Корее (до 6 класса) было обязательным, процент учащихся на высших ступенях образования был сравним с подобными показателями в развитых странах, включая Японию. Примерно 4,8 миллионов учеников поступило в начальную школу в 1985 году. Процент продолживших необязательное в то время образование в Корее в средней школе составил более 99 процентов. Примерно 34 процента учащихся сдавали экзамены в ВУЗ, что сравнимо с показателями Японии (30 процентов), и выше Британского (20 процентов) рейтинга.

Впечатляют расходы государства на нужды образования. В 1975 они составляли 220 миллиардов вон, что соответствует 2,2 ВВП, или 13,9 процента всего бюджета. А в 1986 это уже был цифра в 3,76 триллиона вон, или 4,5 процента ВВП и 27,3 процента бюджета.

Марку 18 лет. За последние три года он успел поучиться в Австрии и США. В сентябре Марк станет 12-классником The Storm Kings School.

Мы узнали, как три года жизни за рубежом изменили его отношение к учебе и помогли раскрыть в себе новые качества.

Марк, расскажи об учебе в Австрии. И почему именно Австрия?

В Австрии я учился в Зальцбурге, в американской школе The American International School. Идея была поступить именно в американскую школу, но сразу уезжать далеко от дома не хотелось. Поэтому это был лучший вариант для меня на первое время.

Сложно было поступить в школу?

Нет, трудностей не было. В Москве я интенсивно занимался английским, в том числе с репетитором. А в школе быстро привык общаться на английском? Первое время было немного трудно. Нужно было привыкнуть к тому, что все занятия и все общение происходит на английском. Да и сам я немного скучал по друзьям и одноклассникам, которые остались в Москве. Но потом, конечно, появились новые знакомства, интересы. Иностранные друзья всегда готовы были помочь с английским. Со временем про языковые барьеры я окончательно забыл.

Какие предметы ты изучал? Что особенно нравилось?

Биология нравилась. Там учеба не заканчивается на чтении учебников и выполнении тестов — все было ближе к практике. Например, мы занимались на природе — собирали растения, изучали состав воды, выполняли лабораторные, используя микроскопы и другие инструменты. В качестве проекта по биологии было задание сделать плакат на определенную тему. А еще была возможность выступить в роли учителя. Для этого я самостоятельно изучил определенную тему и подготовил презентацию для своих одноклассников.

Когда ты вел урок, твои одноклассники тебя слушались?

Да. С дисциплиной тут вообще довольно строго. Если что не так — тебя отправляют в библиотеку, где ты час учишься самостоятельно. Это в лучшем случае. Со списыванием все гораздо строже. Если заметят, могут даже отчислить. Ты проучился в Зальцбурге два года.

Почему спустя два года решил уехать в США?

За два года я привык к учебе за рубежом. И мы решили, что учиться в американской школе лучше непосредственно в США, потому что там практика языка есть не только на кампусе, но и за пределами школы. В Австрии же все говорят на немецком. А немецкий мне не нужен — лучше совершенствовать английский язык среди тех, кто разговаривает на нем в обычной жизни.

Помимо практики в английском, чем еще отличается учеба в американской школе в Европе от учебы непосредственно в США?

В Америке больше внимания уделяется спорту. В Австрии спортом мы занимались один раз в неделю. А в Storm Kings спорт у нас каждый день по три часа. Я занимался футболом, баскетболом и бейсболом, участвовал в командных играх, ездил на соревнования в другие школы Нью-Йорка.

В Storm Kings ты сохранил свой интерес к биологии?

Нет, я увлекся математикой. Уроки по математике проходят очень интересно — все формулы и расчеты, которые дает преподаватель, мы сразу пробуем применить на практике. Последний день занятий мы провели необычно — мастерили картофельные орудия. Это было такое устройство, с помощью которого можно было бросать картошку. Мы измеряли скорость, дистанцию и угол падения картофелин. Было велело и забавно, что даже обычный овощ можно использовать для математических экспериментов.

Какие еще предметы ты изучаешь?

Всего в моем расписании было семь основных предметов и один свободный, по которому ты делаешь домашние задания и консультируешься с учителем в библиотеке. Мне было интересно на политике. Каждый день в качестве задания на дом мы смотрели новости, а потом обсуждали их в классе. Кстати, про политику. Некоторые родители переживают по поводу последних политических событий.

Скажи, ты чувствуешь какой-либо дискомфорт из-за происходящего на политической арене?

На меня и на мое общение с друзьями, в том числе с американцами, это никак не влияет. Да, у каждого на этот счет есть собственное мнение. Но мы никогда не спорим и не ссоримся. Все относятся с пониманием и с уважением к взглядам друг друга. Чем тебе еще нравится заниматься в свободное от занятий время? Помимо занятий есть еще много чего интересного. Например, мы участвуем в благотворительных проектах — помогаем на стройках домов, ездим в детские дома с подарками и игрушками, следим за лесом и ростом деревьев. А в новом учебном году я стану dorm-лидером.

Кто такой dorm-лидер?

Это ответственный человек, которого выбирают сами школьники. Всего в школе 15 dorm-лидеров, которые следят за порядком на своем этаже кампуса и помогают в учебе своей группе, или семье, как мы ее называем. Dorm-лидер должен следить за режимом дня своей семьи, бороться с опозданиями, помогать решать проблемы. Думаю, мне это будет интересно и полезно.

То есть ты получишь своего рода управленческие навыки. Это как-то связно с твоими планами на будущее — с выбором специальности и ВУЗа?

Можно и так сказать. Я сейчас думаю о поступлении в Pace University. Это один из лучших ВУЗов США с точки зрения бизнес образования. Наши преподаватели часто его рекомендуют старшеклассникам. А представители университета приезжают к нам с презентациями и лекциями. Мы ездили на экскурсию в Pace University, мне там понравилось.

А как в Storm Kings старшеклассников готовят к поступлению в ВУЗы?

У нас есть отдельные занятия по подготовке к SAT. Они проходят по субботам.

Куда в основном поступают выпускники школы?

Я знаю, что в этом году из 16 выпускников шестеро поступило в Pace University и двое в Boston University. Если бы тебя попросили несколькими словами описать, что такое учеба в США, чтобы бы ты сказал? Учеба здесь — это лучший способ быть одновременно и умным, и спортивным. Это настоящая забота и участие со стороны преподавателей. Это атмосфера, которая каждый день заставляет тебя идти на занятия с настроением и желанием развиваться.

А на этой странице вы найдете общую информацию о получении образования в Австрии.

admin