Дисциплины в школе

Шумные ученики, недостаточно опыта, опыт есть, но не тот, постоянное нарушение дисциплины — всё это напрямую влияет на уровень успеваемости. Американские учителя поделились своими идеями, как сделать работу с классом более эффективной. Все эти советы имеют научное обоснование и реально работают.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В 1950-х американские психологи Джейкоб Кунин и Пол Гамп обнаружили любопытный «волновой эффект»: если учитель в школе наказывает одного ребёнка, тот, скорее всего, остановится, вот только другие дети могут начать вести себя точно так же. В связи с этим Кунин и Гамп пришли к выводу, что тотальный контроль может привести к непредсказуемым и неприятным последствиям. «Если учитель хочет контролировать такие «волновые эффекты», лучше давать чёткие указания, а не подавлять ученика», — писали они ещё в прошлом веке.

И вот, спустя почти 70 лет, проблема всё еще актуальна. Почти половина новых учителей говорят, что они слабо подготовлены к плохому поведению в классе или вообще не знают, как себя вести. Из-за недостатка знаний учителя сталкиваются с огромной проблемой: 144 минуты в неделю (данные по США) тратятся попусту из-за нарушения дисциплины в классе. Если речь идёт об этой цифре за год, то это уже не минуты, а недели, если точнее — три недели потерянного времени.

Исследование причинно-следственных связей в общении между учеником и учителем, проведённое американскими учёными в 2016 году, показало тот же «волновой эффект»: наказания и выговоры могут временно наладить дисциплину, но в итоге дети в классе становятся более склонны к деструктивному поведению. Более того, ученики, принимавшие участие в исследовании, чувствовали себя отстранёнными, им было сложно концентрироваться и выражать свои мысли и эмоции.

Американские учителя делятся своими идея, как поддерживать дисциплину в классе, но не травмировать при этом детей. Каждая из них подкреплена соответствующими исследованиями по теме.

Приветствуйте учеников у дверей

Фалон Тёрнер, учительница Вашингтонской начальной школы «Ван-Несс», начинает свой день с рукопожатий и объятий с учениками. Она абсолютно уверена, что это можно сравнить с проверкой пульса у пациента. Ведь так учитель может лучше почувствовать ученика и наладить с ним контакт.

Исследование, опубликованное в прошлом году, полностью подтвердило её уверенность. Такое приветствие даёт позитивный заряд на весь день, а также повышает уровень академической активности на 20%, снижает уровень недопустимого поведения учеников на 9% и добавляет примерно час включённого обучения за день. Всё это, согласитесь, довольно ощутимо.

Работайте над отношениями с детьми

Налаживать отношения с помощью объятий — отличная идея, но нужно ещё и поддерживать их, развивать, мириться после ссор и конфликтов. Тренер по восстановительной практике в Центре обучения социальной ответственности в Морнингсайде в Нью-Йорке Марике ван Воерком считает, что «чем крепче взаимоотношения и лучше взаимопонимание между учеником и учителем, тем больше знаний о нём и доброжелательности мы можем использовать, когда ситуация накаляется».

Такая стратегия работы над отношениями, как регулярные проверки и желание сосредоточиться не на проблемах, а на их решении, может ощутимо сократить сбои в обучении на 75%.

Подсказывайте ученикам, как себя вести

Экс-учитель английского языка Тодд Финли пишет: «Как внезапный звон колокольчика, прерывающий тишину, привлекает внимание, так в студентах просыпается интерес, когда они чувствуют эффект новизны». Он считает эту стратегию весьма действенной, когда нужно успокоить шумный класс.

Ученикам старших классов нужно подсказывать чаще, если вы хотите, чтобы они следовали инструкциям. Напоминания становятся способом побудить учеников следовать определённым правилам, не контролируя их явно и не заставляя. Например, когда школьники досрочно заканчивают задание, они встают со своих мест — напомните им, что они могут сделать вместо этого.

Подсказки могут быть устными или визуальными, например щелчок пальцами. Можно просто подать сигнал рукой. Хорошо подходят и звуковые методы: звонить в тот же колокольчик, чтобы ученики обратили на учителя внимание.

Возьмите рассадку в классе в свои руки

Если ученики садятся в классе так, как хотят сами, вероятность, что дисциплина будет нарушена, в три раза выше, чем если бы это сделали вы. Почему так происходит? Дети, вероятнее всего, выберут места рядом с разговорчивыми друзьями и подальше от учителя, чтобы спокойно сидеть в телефоне. Но можно найти и интересную альтернативу принудительному рассаживанию.

Эмили Полак, учительница 9-го класса в Мэдисоне, поставила в классе диван, кресло и журнальный столик, повесила пару плакатов и ковриков. Она считает, что уютное пространство уменьшает беспокойство и повышает успеваемость в классе. Её ученики сами решают, где сидеть, но если при этом они не могут справиться со своей задачей, то должны вернуться обратно за парту. Полак говорит, что благодаря этому вопросы дисциплины почти полностью сошли на нет, а ученики стали чувствовать себя более мотивированными.

Классная комната Эмили Полак

Хвалите за хорошее поведение

Это может показаться нелогичным учителям старой закалки, но хвалить за хорошее поведение и игнорировать плохое, а не наказывать за него, помогает сделать учебный процесс более эффективным. Не концентрируйтесь на конкретных учениках, а хвалите весь класс за то, что вы хотите улучшить. Например, скажите: «Отличная работа, сегодня вы быстро сели по местам».

Учительница английского языка в Мемфисе Алисса Нукаро предлагает вообще не использовать слова «не надо» или «не делай» без чёткого пояснения, почему так делать нельзя. В этом случае дети будут чаще и более внимательно слушать то, что вы им говорите.

Составьте список качеств, которые вы считаете положительными

Вместо того чтобы просто рассказывать о правилах поведения, обсуждайте с учениками, зачем это нужно. Бобби Шэддокс, учитель обществознания в седьмом классе в Портленде, пишет вместе с детьми список правил, который состоит из таких слов, как «инклюзивный», «целенаправленный», «внимательный».

«Вместо списка правил, который обычно учитель вручает ученикам, мы вместе записали слова, которые мы считаем правильными, мы верим в них», — говорит Шэддокс. Такая стратегия помогает ему контролировать поведение в классе.

Не отвлекайтесь от учеников

Сидеть за столом и перебирать документы — конечно, приятное занятие. Но одновременно это знак для ваших учеников, что пришло время отвлечься и поговорить. Будьте активны: перемещайтесь по комнате, проверяйте, что поняли ученики, задавайте вопросы. Речь идёт не о роли дознавателя или полицейского, а об общении с ними. Сол Хеник, учитель средней школы в Плезант-Хилл, считает: «Внимание к ученикам имеет решающее значение для поддержания дисциплины в классе и эффективного преподавания».

Исследование 2017 года подтверждает: невербальные знаки внимания учителя, например улыбка или зрительный контакт, могут существенно сократить психологическую или физическую дистанцию. Такое поведение также вызывает у учеников более позитивные чувства по отношению к учителю и предмету в целом, одновременно улучшая поведение в классе.

Будьте последовательны в своих правилах

В начале своей карьеры в качестве администратора в средней школе Келли Уикхем Хёрст столкнулась с очень неприятной ситуацией. Её попросили наказать темнокожего ученика за нарушение дресс-кода. Когда они шли по коридору, мальчик показал на других учеников, которые были одеты точно так же, и спросил: «Их вы тоже накажете, как и меня?»

Этот пример хорошо показывает, что в правилах и соблюдении дисциплины не должно быть исключений, — не выделяйте любимчиков. Лучше сосредоточьтесь на поведении, а не на самом ученике. Когда вы видите, что что-то идёт не так, просто напоминайте ученику о правилах. Не нужно его наказывать.

Вопрос поддержания дисциплины на уроке относится к числу наиболее актуальных и, пожалуй, болезненных. В последнее время наблюдается тенденция со стороны школьных администраций относить поддержание дисциплины целиком к «компетенции» учителя. Возможно такое отношение имело бы логичную основу, если бы учитель обладал каким-то статусом, правами и возможностями распоряжаться. Но сегодня реальных прав у учителя меньше, чем у ученика. Поэтому, безоговорочное требование к учителю в любом случае нести ответственность за дисциплину вряд ли является правомерным.

Строго говоря, среди многочисленных причин, вызывающих шум и отвлекающее от урока поведение, есть только одна, за которую учитель полностью отвечает. Это скука на уроке.

Да скука, это реальный показатель уровня профессионализма. Сделать урок интересным, удержать внимание детей – это показатель мастерства.

Далее все становится сложнее. Внимание теряется у тех учеников, для которых материал слишком сложен. Равно, как не удерживают внимание и те, для кого материал слишком прост. Если класс сформирован из учеников, слишком отличающихся по уровню подготовки, интересам и кругозору, преподавать в таком классе проблематично. И чем больше разнообразие, тем больше вероятность, что кому-то станет скучно, но совсем не по причине отсутствия мастерства. А потому что физически невозможно совместить несовместимое.

Федеральный государственный образовательный стандарт утверждает, что совместить несовместимое можно, и дает ряд «технологий» в рамках «деятельностного подхода в обучении». Принцип простой – в деятельности дети самоорганизуются и самообучаются. Оставив в стороне вопрос результативности такого подхода (это отдельная обширная тема), скажем, что в реальности такое обучение вызывает все более сильную тревогу у родителей.

Родители чаще требуют, чтобы учитель «объяснял», а дети «учили» и получали оценки за заученное. Родителям нужны понятные и простые правила.Там, где ясны права и обязанности сторон. Родителей можно понять. У них есть право контролировать процесс обучения. Но сложность бюрократической системы и запутанность правоотношений им порой недоступна. И вот, учитель становится виноват, что «не объясняет», заставляет детей «все делать самостоятельно». Иными словами, такая методика никак не согласуется с принципом образовательной услуги и школьным опытом большинства родителей. И, главное, непонятно, кто несет ответственность.

Учителя в такой ситуации можно только пожалеть. Какие приходят на ум советы? Помнить, что ФГОС не отменяет фронтальное обучение, вы нигде не найдете такой норматив. Можно пойти навстречу и установить традиционное обучение, но при случае пожелания родителей лучше зафиксировать документально: протоколом и решением родительского собрания, копии которых оставить себе. Что касается детей, которые выбиваются из общего ряда (неважно по какой причине: отставания или опережения), то о них можно ставить вопрос перехода на индивидуальный образовательный маршрут (ставить перед педсоветом, консилиумом или администрацией). Таким образом разноуровневое обучение будет закрепленным фактом, а вместе с ним и разные результаты перестанут вызывать вопросы. И всех детей можно занять на уроке согласно их интересам, применяя особые задания и при этом имея оправдательный документ на изменения программы.

Следующий случай наиболее тяжелый. Плохое поведение как следствие депривации и желания, обратив на себя внимание, получить недополученное. Это дети из неблагополучных семей. Причем, необязательно асоциальных. Внешне такая семья может выглядеть вполне респектабельно. Но ребенку в такой семье не уделяется внимание, ребенок недополучает любовь. Чем «приличнее» семья, тем труднее это доказать. И в целом претензии к родителям «одевающим-обувающим» очень трудно формулируются. Учитель здесь один на один с проблемой. Чтобы скорректировать поведение такого ребенка, его надо оценить, показать его значимость, повысить самооценку. Значит, виртуозно создать «ситуацию успеха», причем, так, чтобы не обидеть остальных детей несправедливостью. Очень хорошо, если в классе можно сформировать доброжелательные отношения, нивелировать конкуренцию. Здесь громадное поле для творчества и самоотдачи. Нелишние помнить при этом основное правило тайм-менеджмента и планировать урок, оставляя 40 процентов времени на непредвиденные и спонтанно возникающие задачи. Нелишним будет заметить, что в обстановке гонки и перегрузок задача представляется невыполнимой.

Еще одна причина плохой дисциплины на уроке: общее переутомление детей. Трудно удержать внимание класса, если оно рассеивается по естественным причинам.

Замечено, например, что после урока у строгого учителя, который добивается абсолютной тишины с помощью оценочного террора или иных подобных «лайфхаков», на следующем уроке класс «распускается» подобно пружине, которую долго сжимали.

И неважно, интересный урок предстоит или нет, уважают они учителя или нет. Дисциплины добиться трудно, разве только опять запугиванием. Образуется порочный круг. Вот почему так важна общая атмосфера в учительском коллективе, взаимоуважение между коллегами, возможность откровенного обсуждения профессиональных проблем и наличие традиций преподавания, не отменяющим индивидуальный стиль каждого учителя, но устанавливающим рамки.

Очень трудно привлечь внимание детей после урока физкультуры или спортивных соревнований. Здесь не придумать иных рекомендаций, как рационализация расписания.

И, наконец, еще одно правило, относящееся равно к теории управления стрессом и к тайм-менеджменту (в предыдущей заметке о тайм-менеджменте не упоминается). Суть этого правила базируется на знании о том, что все занятия в течение дня делятся на стрессовые и рутинные. К стрессовым условно отнесены все занятия, требующие физического или психического напряжения, преодоления препятствий, выхода за привычные рамки. К рутинным относятся все действия, выполняемые по алгоритму, привычные, с той или иной долей автоматизма, механистичности. Например, для детей контрольная или «творческий” урок — это стрессовое занятие, а тренировка навыков с помощью упражнений — рутинное. Занятия учителей так же делятся по этому принципу, но не будем сейчас останавливаться на подробном разборе для взрослых.

Наша цель — дисциплина в классе. Так вот, теория управления стрессом предполагает в течение дня деление стрессовых и рутинных занятий в соотношении 50 на 50.

Причем, некоторые исследователи настаивают на соотношении 30 к 70. Следует отметить, что преобладание рутинных занятий само по себе может стать источником стресса. Поэтому соотношение в равных долях представляется оптимальным.

К чему это говорится? Да к тому, что невозможно занимать детей весь день уроками на пределе возможностей, и чрезмерное увлечение педагогического коллектива «прорывами и инновациями» может привести к плачевным результатам, из которых потеря дисциплины — самое невинное.

В моей практике мне часто приходилось после объявления в начале урока о том, что мы сегодня «отрабатываем конструкцию» (то есть тренируем способность высказываться на основе речевого шаблона), видеть, как дети выдыхают с облегчением, расслабляются и в дальнейшем работают с удовольствием, просто подставляя слова в диалогах и готовых фразах. Разумеется, без оценок. Результат — активное освоение еще одного элемента языка. Такой урок — небольшой отдых в сумасшедшей гонке. Возможность запланировать такие «разгрузочные» уроки есть во всех предметах.

Если практиковать такое каждый день, учеба станет скучной. Если исключить такие уроки, учеба станет невыносимой.

Учителям также желательно проверять свой рабочий день на соотношение стресса и рутины — это поможет сберечь здоровье.

Администрациям хорошо бы подумать, как исключить напрасные стрессовые ситуации для детей и взрослых, нацелив организацию учебного процесса на рациональный расход сил и энергии его участников. И профсоюзы могут помочь в этом администрациям, настояв на хороших бытовых условиях и рациональном расписании.

И, наконец, самые неприятные примеры нарушений дисциплины. Это случаи, когда поведение подростков можно квалифицировать статьями административного и даже уголовного кодексов. Оскорбительное поведение и даже физическое насилие в отношении одноклассников и педагогов должно получать своевременную правовую оценку. Попустительство в таких ситуациях слишком часто приводит к трагедиям. Не надо бояться выносить сор из избы. Лучше вовремя обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних. К сожалению, школьная практика последнего времени не подразумевает никаких существенных мер для защиты одних подростков от других, равно как и для защиты педагогов. Кстати, профсоюз также может разработать эти меры и внести их в коллективный договор.

Об авторе — Марина Балуева, член профсоюза «Учитель»

Уже в этом месяце в учебных программах российских школ появится урок Национальной технологической инициативы (НТИ). Занятия будут проводиться в старших классах – с 8 по 11-й – и включать в себя материалы, разъясняющие, что такое НТИ, какие задачи она призвана выполнять и какие специалисты понадобятся на российских и мировых рынках в ближайшем будущем. На этих уроках школьников также будут готовить к участию в Олимпиаде НТИ.

На данный момент разработано уже шесть версий школьных занятий по НТИ: это «Человек», «Информация», «Инфраструктура», «Техника», «Производство» и «Экология».

Новая дисциплина позволит более наглядно показать подрастающему поколению связь между изучением теорий и фактов на уроках и тем, что реально происходит в мире, за пределами школы. После ознакомления с НТИ школьники также смогут понять зависимость между «предметами настоящего и задачами будущего» и познакомиться с перспективными профессиями.

По словам президента Ассоциации участников технологических кружков, секретаря Оргкомитета Олимпиады НТИ Алексея Федосеева, планируется, что уроки НТИ обеспечат более широкое вовлечение учащихся в Олимпиады НТИ и Кружковое движение. Так, победа в Олимпиаде приравнивается к 100 баллам ЕГЭ и позволяет школьникам беспрепятственно стать студентами передовых вузов-партнеров проекта, например, МФТИ, МИСиС, МАИ, НГУ, ДВФУ и других.

Напомним, что организаторами Олимпиады НТИ являются АО «Российская венчурная компания» и Агентство стратегических инициатив в партнерстве с крупными российскими университетами и технологическими компаниями. В прошлом учебном году участниками Олимпиады стали более 20 тыс. российских школьников.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ со дня его официального опубликования до 1 января 2009 года установлен переходный период для введения и проведения единого государственного экзамена:

— в 2007 году — единый государственный экзамен проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена;

— в 2008 году — в порядке, установленном пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

4.1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

4.2. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

4.3. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее — участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

(п. 4.3 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

4.4. Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

4.5. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.

(п. 4.5 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

4.6. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(п. 4.6 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

5.1. Для организации проведения единого государственного экзамена и учета его результатов формируются федеральные базы данных и базы данных субъектов Российской Федерации, в которые вводятся данные об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена. Формирование, ведение указанных баз данных и обеспечение их взаимодействия, доступ к содержащейся в них информации осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в указанных базах данных.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(п. 8 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 11-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

оглавление |

О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ответственности учащихся

Надежда Михайловна Ладнушкина,

начальник отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Рособрнадзора, кандидат педагогических наук

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Порядок применения к учащимся и снятие с учащихся мер дисциплинарного взыскания, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185 (зарегистрировано в Минюсте России 4 июня 2013 г., регистрационный № 28648) (далее — Порядок).

Такой правовой акт — новый в системе образования и принят в связи с нормой, установленной частью 12 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

• дисциплина • законодательство • дисциплинарное взыскание

• воспитательное воздействие • прощение • моральная ответственность

• дисциплинарный проступок • локальные акты образовательного учреждения

Вопросы дисциплины в законодательных актах

Подчеркнём, что меры дисциплинарного взыскания к учащимся применялись и ранее, но, несмотря на отсутствие специального нормативного правового акта по дисциплинарным и воспитательным мерам воздействия на учащихся, руководители образовательных организаций опирались на ряд законодательных положений, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Это: • международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (например, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция о за-

щите прав человека и основных свобод и другие);

• нормативно-правовые акты федерального уровня (Конституция РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних» и другие);

• локальные акты образовательного учреждения (Устав, Декларация прав учащихся, Правила поведения учащихся, Правила о поощрениях и взысканиях

учащихся, Дисциплинарный устав, иные локальные акты образовательного учреждения).

Направлено всё это было, прежде всего, на соблюдение дисциплины в образовательном учреждении.

Дисциплина в образовательной организации — это строгое и точное соблюдение всеми учащимися, воспитанниками порядка и правил, установленных законодательством, уставом, локальными актами и приказами руководителя образовательной организации, а также соблюдение положений письменного соглашения между администрацией образовательной организации и учащимися, их родителями (законными представителями).

Дисциплина в образовательном учреждении обеспечивает:

• регламентирование поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса;

• усвоение ими честных правил и нравственных норм, выработку добрых привычек;

• уважение прав и свобод всех участников образовательного процесса;

• формирование правового, позитивного поведения учащихся;

• предупреждение совершения дисциплинарных проступков как самим учащимся, так

и другими учениками.

Общеизвестно, что каждый обязан воздерживаться от запрещённых действий и выполнять установленные требования, так как нарушение правовых обязанностей со стороны учащегося, воспитанника влечёт дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарная ответственность, как разновидность правовой, основывается на общих принципах юридической науки и практики. Многие принципы закреплены в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, иных законодательных актах.

Наложение мер дисциплинарного взыскания в отношении учащихся основано на следующих принципах:

• законность (нет дисциплинарного проступка и нет дисциплинарного взыскания без указания на то в законе и локальном акте учреждения);

• презумпция невиновности ученика (все сомнения в виновности ребёнка толкуются в его пользу);

• неотвратимость дисциплинарного и (или) воспитательного воздействия (каждый проступок без исключений должен быть выявлен, изучен, рассмотрен и осуждён);

• забота, бережное и гуманное отношение к личности ученика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• личный характер ответственности ученика;

• равенство учащихся независимо от пола, национальности, расы, социального, имущественного и иного положения;

• уважение чести и личного достоинства ученика;

• неприкосновенность жизни и собственности ученика;

• половая свобода и неприкосновенность ученика;

• свобода трудовой и иной экономической деятельности;

• справедливость и гуманизм применяемых дисциплинарных мер1;

• ученик не может подвергаться иным дисциплинарным взысканиям, кроме тех, которые предусмотрены законодательством или локальными актами образовательного учреждения;

• за одно нарушение налагается только одно основное взыскание (если меры взыскания подразделяются на основные и дополнительные);

• дисциплинарное взыскание, ухудшающее положение ученика, обратной силы не имеет.

Принципы составляют основные правила применения мер дисциплинарного взыскания к учащимся и воспитанникам.

Как уже отмечалось, меры воздействия на ребёнка могут быть как дисциплинарного, так и воспитательного порядка:

1 Справедливость означает соответствие, соразмерность применяемой дисциплинарной меры взыскания личности ученика, тяжести совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельствам (причинам и условиям) совершения, предшествующему и последующему поведению, возрастным особенностям ребёнка.

1. Меры педагогического, воспитательного характера не предусмотрены локальными актами

и не имеют юридического значения, не являются обязательными для исполнения виновными учениками. Позволяют оказывать влияние на личность и поведение ребёнка.

2. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные локальными актами, в отличие от воспитательных, обязательны для исполнения детьми, нарушившими дисциплину.

Применение дисциплинарных мер не во всех случаях могут повлиять на ребёнка (выговор и замечание педагога не устранят курение или потребление пива, исключение из школы вряд ли в большинстве случаев способно искоренить привычку нецензурно ругаться в общественных местах, хулиганить во дворе), в то время как меры воспитательного характера, применяемые системно, достаточно часто дают хорошие результаты. Меры воспитательного характера в большей степени способны удержать ребёнка от зла.

Воспитательные меры призваны не напугать ребёнка, а осудить, выразить неодобрение и порицание, показать возникшее недоверие к словам и поступкам виновного. Важно своевременно указать на неправильность поведения ребёнка. Немаловажная задача, которая стоит перед педагогом и целым педагогическим коллективом, по рассмотрению каждого случая нарушения дисциплины — проявление особого педагогического и психологического умения найти индивидуальный подход к учащемуся, разобраться в ситуации. Несмотря на то, что дисциплина имеет определённую долю принуждения, настоящая дисциплина в образовательном учреждении всегда основывается исключительно на авторитете и уважении педагога.

Меры педагогического воздействия на учащихся

Моральное воспитательное воздействие на ученика, несомненно, предпочтительнее дисциплинарного. От пагубного влияния друзей-«заправил» значительнее легче оградить детей, испытывающих чувство стыда и угрызения совести. Оценка произошедшего, прошлого, слова наставления, совет должны быть даны в подходящий момент и в подходящем месте. Они будут звучать по-разному в кабинете директора и на родительском собрании, в присутствии педагогов и одноклассников.

Необходимо убедить виновного учащегося попросить прощение за совершённый проступок. Просьба простить будет иметь воспитательное значение, когда она происходит по доброй воле ребёнка, является результатом раскаяния и сожаления о случившемся, нежели при назначении её в обязательном порядке.

Особое внимание необходимо уделять детям, не посещающим или систематически пропускающим по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. Применение мер дисциплинарного характера не во всех случаях адекватная и единственно возможная мера. Иногда достаточно провести разъяснительную беседу с учащимся, который ленится, нерадиво относится к учёбе, неприлежно себя ведёт.

Не стоит забывать и о возрастных особенностях детей. Количество и характер дисциплинарных мер взыскания не могут быть одинаковы в отношении учащихся начальных, средних и старших классов школы.

На ступени начального образования школа, прежде всего, выполняет функции воспитательного характера. Школа не только дополняет, но порой и замещает собой семью, особенно в учреждениях закрытого типа, для детей-сирот. Меры воздействия носят в таких случаях воспитательную направленность. Следует помнить, применение принуждения в любой форме вместо убеждения, ограничение прав, свобод и законных интересов недопустимо и влечёт юридическую ответственность.

Суть любого взыскания состоит в ограничении, умалении, стеснении в благах, интересах либо ограничивается порицанием.

Запреты по своей форме могут быть писаные (зафиксированные в локальных актах) и неписаные (моральные нормы, обычаи, религиозные каноны, которые не имеют официального выражения).

Нарушение неписаных норм может повлечь моральную ответственность (голос совести к самому себе, осуждение общественностью).

Юридическую силу имеет только нарушение писаных актов, признанных государственной властью. Так, за совершение дисциплинарного проступка образовательное учреждение в лице уполномоченных лиц или органов вправе применить к виновным учащимся меры дисциплинарного характера, предусмотренные локальными актами.

Новый федеральный закон не даёт определения понятиям «дисциплина», «дисциплинарное взыскание», но вместе с тем, называет меры дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены в отношении учащихся, а также устанавливает категории учащихся, в отношении которых они не могут быть применены. Порядок применения к учащимся и снятие с учащихся мер дисциплинарного взыскания уточняют отдельные позиции статьи 43 Федерального закона и определяют процедуру как применения, так и снятия с учащихся мер дисциплинарного взыскания, что также является новым в образовательном законодательстве.

Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве гарантии получения всеми учащимися обязательного общего образования такая мера, как отчисление из образовательной организации, может применяться лишь за неоднократное совершение дисциплинарных проступков и лишь по отношению к учащимся, достигшим возраста пятнадцати лет. Кроме того, наиболее суровое дисциплинарное взыс-

кание может применяться только в тех случаях, если меры воспитательного характера, применённые к учащемуся — нарушителю дисциплины, не дали результата и его дальнейшее пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. На защиту прав учащихся направлен запрет на их отчисление во время болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребёнком. Наиболее сложный порядок предусмотрен для принятия решения об исключении несовершеннолетних учащихся, не получивших основного общего образования, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В любом случае об отчислении несовершеннолетнего учащегося образовательная организация обязана уведомить как его родителей или законных представителей, так и орган местного самоуправления, регулирующий управление в сфере образования. Последние обязаны, в свою очередь, в месячный срок принять меры обеспечивающие получение несовершеннолетним основного общего образования. Выбор конкретных мер дисциплинарного взыскания должен быть произведён с учётом различных факторов, при этом запрещено применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся. Привлечение к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в соответствующем порядке.

Администрация образовательного учреждения не может оставаться безразличной к нарушениям дисциплины.

Процессуальная часть дисциплинарной ответственности играет немаловажную роль в воспитании ребёнка. Обнаружение виновного, предание гласности совершенного проступка, рассмотрение дела в присутствии родителей, педагогов, потерпевших,

несомненно, влияют на виновного ребёнка, заставляют его более внимательно вникнуть в последствие произошедшего.

Вместе с тем, такое рассмотрение успокоительно воздействует на других учащихся, укрепляет в сознании принцип неотвратимости наказания о том, что любой проступок неминуемо влечёт «наказание».

Дисциплинарное взыскание может налагаться единолично (педагогическими работниками, руководителем или заместителями руководителя образовательного учреждения) либо коллективно, коллегиально (педагогическим советом, специально создаваемой комиссией).

Любое решение о применении дисциплинарной меры в отношении учащегося оформляется в письменной форме правовым локальным актом (приказом) руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует надлежащим образом (под роспись, вручением копии приказа) ознакомить виновного учащегося и его родителей (законных представителей).

В случае несоблюдения процедуры исключения учащегося из образовательного учреждения (без представления материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, орган опеки и попечительства) мера дисциплинарного характера — незаконна, и в судебном порядке может быть отменена.

До сих пор имеют место случаи незаконного исключения учеников из общеобразовательных учреждений за неуспеваемость, пропуски занятий, несоблюдение устава, совершение правонарушений; исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без согласия органов опеки и попечительства. При этом мер к трудоустройству несовершеннолетних администрациями школ, органами управления образованием, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав не принималось.

Продолжают поступать жалобы на необоснованное отчисление детей из общеобразовательных учреждений до достижения ими 15 лет. В ряде регионов складывается такое положение дел, при котором отчисление детей находится под формальным контролем органов управления образованием, при этом имеет

место так называемый «скрытый отсев» в отношении учащихся, числящихся за общеобразовательным учреждением, но длительное время не посещающих школу.

Превышением дисциплинарной власти может быть несправедливость применённых мер взыскания (слишком строгая мера взыскания за незначительный проступок, несоответствие характеру и степени вины).

Не стоит забывать, что для применения дисциплинарного взыскания необходимо установить вину учащегося, а это требует временных, материальных и моральных затрат.

Дисциплинарный проступок учащегося

Основание для применения мер дисциплинарного взыскания к ученику — состав дисциплинарного проступка. Под «составом дисциплинарного проступка» понимается совокупность юридически значимых элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как проступок.

Термин «проступок» означает переступить через что-то; перейти за грань допустимого; отклониться от дозволенного. Например, неподчинение обязательным школьным правилам, озорство, хулиганство считаются дисциплинарными проступками.

Ученик может перейти грань нравственности, нарушить религиозные каноны. Однако это не считается нарушением дисциплины, если не нарушает правила поведения в стенах образовательного учреждения. Только неисполнение школьных обязанностей влечёт для учащегося, воспитанника правовые (дисциплинарные) последствия.

Дисциплинарный проступок учащегося — это противоправное, виновное нарушение учащимся предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами образовательного учреждения обязанностей.

Порой проступки детей опасны и вредны не только для школьного коллектива. Наиболее общественно опасные поступки могут содержать признаки запрещённых административным и уголовным законодательством деяний. При выраженности признаков административного проступка или преступления учащийся (воспитанник) соответственно привлекается к административной или уголовной ответственности.

К признакам дисциплинарного проступка относятся:

• противоправность деяния (запрет совершать определённые деяния);

• виновность учащегося (умысел или неосторожность);

• наказуемость деяния (возможность применения дисциплинарных взысканий);

• отсутствие признаков преступления либо административного правонарушения;

• достижение возраста наступления дисциплинарной ответственности (11—12 лет).

Состав правонарушения (в том числе и дисциплинарного проступка) включает совокупность юридически значимых элементов:

1) субъект проступка;

2) субъективная сторона проступка;

3) объект проступка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) объективная сторона проступка.

Субъект дисциплинарного проступка — учащийся образовательного учреждения, не страдающий психическим расстройством, исключающим его вменяемость, и нарушивший порядок дисциплины в образовательном учреждении.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка — психическое отношение учащегося к совершенному проступку и (или) наступившим последствиям. Субъективная сторона характеризуется виной (осознанием и понимаем совершённого деяния), мотивом и целью деяния. Вина может быть двух форм: умышленная и неосторожная.

Дисциплинарный проступок признаётся совершённым умышленно, если учащийся осознавал противоправность деяния, предвидел возмож-

ность или неизбежность наступления негативных последствий, желал или допускал наступление таких последствий.

Дисциплинарный проступок считается совершённым по неосторожности, если учащийся предвидел возможность наступления вредных последствий, но без достаточных оснований легкомысленно рассчитывал на предотвращение или ненаступление таких последствий.

Объект проступка — то, на что посягает несовершеннолетний, чему причиняется либо может быть причинён вред.

Ученики, являясь членами большой школьной семьи, частью целого, живого организма, пользуясь выгодами и благами, нарушают сплочённость и дружеские отношения школьного коллектива, дезорганизуют работу образовательного учреждения. Объектом дисциплинарного проступка могут быть блага (здоровье, честь, достоинство), права, свободы и законные интересы других учеников, педагогических работников, право собственности работников или учащихся, а также порядок управления образовательным учреждением.

При совершении правонарушения вне образовательного учреждения (дома, в гостях, на работе, в общественном месте) ребёнок не посягает на нормальную деятельность школы, не подрывает единство школьной семьи (отсутствует объект дисциплинарного проступка). В последнем случае ребёнок не несёт ответственности как учащийся, совершивший дисциплинарное нарушение правил школьного распорядка.

Объективная сторона состоит в нарушении установленного законодательством и локальными актами образовательного учреждения порядка поведения. Для признания проступка дисциплинарным не обязательно наступление реального негативного последствия в виде материального ущерба, физических страданий и мучений потерпевших. Последствия могут быть моральными (нравственная обида и страдания, унижение чести и достоинства).

Только при выраженности всех четырёх элементов состава дисциплинарного проступка в совокупности возможно привлечь учащегося к дисциплинарной ответственности.

Не является дисциплинарным проступком деяние, совершённое:

• в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости;

• в результате исполнения поручения руководителя образовательного учреждения, педагогического работника или представителя общественности;

• в результате физического или психического принуждения.

Дисциплинарная власть педагога и руководителя образовательного учреждения не имеет юридической силы, если:

• отсутствуют законные основания для её применения;

• педагогический работник не уполномочен локальными актами образовательного учреждения применять меры дисциплинарного характера.

Учащиеся и воспитанники образовательного учреждения образуют целостный живой организм. Каждый из них член большой школьной семьи, которая устанавливает свои правила поведения. Нарушение таких правил влечёт определённое порицание, осуждение и в ряде случаев применение дисциплинарных взысканий.

Поэтому дисциплинарная ответственность в школе применяется не только в интересах конкретного учащегося, но и для поддержания порядка в образовательном учреждении в целом. Дисциплина позволяет организовать и упорядочить отношения между детьми и педагогическим коллективом.

Дисциплинарная ответственность — компетенция образовательного учреждения

Вопросы дисциплинарной ответственности учеников, воспитанников относятся к исключительной компетенции образовательного учреждения.

Автономия образовательного учреждения по вопросам дисциплинарной ответственности ограничена нормами международного и федерального законодательства. Ограничение выражено следующим принципом права: «разрешено делать всё,

что дозволено и не запрещено государственной властью».

Многие нормы права прямо не указывают на запреты, но их ближайшее рассмотрение позволяет выделить такие запреты. Например, в Конституции Российской Федерации и Трудовом кодексе РФ предусмотрено право на труд. Это значит, что никто не вправе заставить и обязать кого-либо трудиться, в том числе учащегося. Этот запрет корреспондирует с положениями федерального закона. Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Действующими международными и федеральными нормативно-правовыми актами категорически запрещается в качестве меры дисциплинарного характера (именно как меры за нарушение дисциплины в школе):

• лишать питания (завтраков, обедов, полдников) или уменьшать нормы питания;

• лишать прогулок или сна;

• лишать одежды и иных вещей, принадлежащих учащемуся;

• привлекать к труду или к дежурству

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в образовательном учреждении, к общественным или исправительным работам;

• взыскивать штрафы или устанавливать иные санкции материального характера;

• не допускать на уроки или удалять с уроков;

• ставить «в угол», заставлять стоять во время урока;

• проставлять неудовлетворительные оценки по предмету в журнал оценок за недисциплинированность на уроке;

• оставлять после занятий и принуждать

к чтению, правописанию, решению самостоятельных заданий вне учебного процесса;

• переводить на домашнюю форму получения образования, в другое образовательное учреждение;

• применять физическое и психическое насилие (розги, побои, сечения, оскорбления, угрозы, помещение в «карцеры»).

Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение учащемуся или воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания за совершение определённого проступка либо с целью насильственного принуждения к совершению каких-либо действий.

Физическое насилие — это принудительное физическое воздействие на организм учащегося или воспитанника, которое может выражаться в нанесении ударов, побоев, в совершении иных действий, причиняющих физическую боль, в причинении телесных повреждений различной степени тяжести, в принудительной изоляции учащегося, воспитанника.

Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле учащегося кровоподтеков, синяков, ссадин), но и по состоянию психики лица, подвергшегося физическому насилию.

Психическое насилие представляет собой негативное воздействие на психику учащегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания, которое может проявляться в форме оскорблений, угроз (в том числе угроз применения физического насилия), высказываний, унижающих человеческое достоинство.

Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, свидетельских показаний. Однако сбор и исследование доказательств, подтверждающих факт применения по отношению к учащемуся или воспитаннику методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием, представляют собой весьма сложную и кропотливую процедуру.

В большинстве случаев в качестве непосредственных свидетелей могут выступать только дети, которые находились во время совершения акта физического и (или) психического насилия в классе или в группе. Поэтому необходимо обращать особое внимание на конкрет-

ность, последовательность и согласованность показаний свидетелей, а также использовать различные возможности подтверждать показания путём косвенных доказательств.

Обвинения педагогов в физическом, психическом и сексуальном насилии в последнее время участились. Дети фотографируют, снимают на видео ролики с поведением учителя на уроке, размещают их в сети Интернет. Часто дети провоцируют учителя совершить антипедагогический поступок. Если педагог поддался на провокацию, срывается на уроке или перемене, кричит, оскорбляет или бьёт ребёнка, однозначно, его будут привлекать к правовой ответственности.

Применение крайних мер дисциплинарного характера соответствует условиям и правилам, установленным федеральным законом и порядком.

Исключение учащегося из образовательного учреждения не освобождает его родителей от обязанности обеспечить освоения им программы основного общего образования.

Во-первых, ученик не лишается возможности завершить основное общее образование в другом образовательном учреждении. Во-вторых, он может продолжить освоение программы дома, а затем пройти государственную аттестацию в образовательном учреждении. В этом случае вся ответственность за выполнение требований федерального закона возлагается на родителей ребёнка (законных представителей).

Чтобы не допустить ошибки при применении этой нормы к детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, решение об их исключении из образовательного учреждения допускается лишь с согласия органов опеки и попечительства. Соответственно и вся ответственность за выполнение этих требований возлагается на эти органы.

Помните, что основу дисциплины составляют методы педагогического и психологического общения, убеждения, но не принуждения. НО

admin