Диспозиция нормы права


Диспозиция правовой нормы

Гипотеза правовой нормы

Гипотеза— элемент нормы права, указывающий на жизненные обстоятельства (факты), при условии наличия или отсутствия к-х применяется данная норма (время, место, субъектный состав и т.п.)

Критерии Г:

По наличию или отсут. фактов: положительные, отрицательные

По составу: простые (один факт, ZB: в Законе «О гражданстве Российской Федерации»: «Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации (гипотеза), является гражданином Российской Федерации независимо от места его рождения»), сложные (несколько фактов, ZB: Закон о гражданстве: «Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации (одно обстоятельство) от лиц без гражданства (второе обстоятельство) является гражданином Российской Федерации»), альтернативные (что-то одно из перечня фактов, ZB: Закон о гражданстве называет обстоятельства, каждое из которых является основанием прекращения гражданства)

По форме: абстрактные (общие признаки), казуистические (конкретный случай)

По степени определенности: абсолютно-определенные, относительно-определенные, абсолютно-неопределенные;

По наличию правомерных и неправомерных обстоятельств: односторонние (только правомерн или только неправомерн. действия), двусторонние (и правом и неправом)

С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения «привязывается» к конкретному жизненному случаю. Наоборот, любой жизненный случай (модель поведение) найдет сове соответствие в гипотезе. Иными словами, гипотеза приводит в движение юридическую норму.

ZB: в соответствии с законодательством о браке и семье (ст. 15 Кодекса о браке и семье РФ) для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Только при наличии упомянутых обстоятельств (положительная гипотеза) норма будет действовать. Наряду с этим действие рассматриваемой нормы связывается одновременно и с некоторыми обстоятельствами, названными в ст. 16 этого же Кодекса: отсутствие уже зарегистрированного брака, близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак, а также признанной судом недееспособности вследствие душевной болезни или слабоумия (отрицательная гипотеза).

Диспозиция— элемент нормы права, предусматривающий правила или модель поведения, требуемую от участника регулируемого данной нормой отношения. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; однако состоять из одной диспозиции юридическая норма не может. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, которые группируются вокруг нее, диспозиция обретает свою жизнь, проявляет свои регулирующие способности. Диспозиция — это модель правомерного поведения.

Критерии Д:

По форме выражения: управомочивающие (правопредостовляющие), обязывающие, запрещающие;

По способу описания: простые — называет модель поведения, но не разъясняет его, ZB: Закон «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает, что республиканские и региональные службы занятости разрабатывают программы с мерами содействия занятости населения; что представляют собой эти программы, норма не определяет;

описательная — описывает все существенные признаки поведения, ZB: п. 1 ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающий довольно детальную процедуру назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, который назначается и освобождается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Совета, с последующим утверждением Съездом народных депутатов,

отсылочные — не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона, ZB: диспозиция Закона РФ «О плате за землю»: «Порядок определения нормальной цены земли устанавливается правительством Российской Федерации, а в республиках в составе РФ — в соответствии с законодательством этих республик); бланкетная (разновидность отсылочной) — она для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д. (ссылается на другую норму права в другом норм-прав акте)

Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 188; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Особенности структуры диспозитивных норм права

Понятие юридической нормы едва ли будет всесторонним, если не подвергнуть анализу ее строение.

По справедливому замечанию В.М. Баранова, «в юридической литературе до сих пор нет единого понимания структуры правовой нормы». Как правильно пишет Д.А. Керимов, «изложение вопроса о структуре правовой нормы страдает глубокой противоречивостью». Не имея целью специально останавливаться на рассмотрении данного вопроса, отметим только, что при анализе структуры диспозитивных норм права мы исходим из трехчленного строения юридических норм-правил поведения.

Предоставленная диспозитивной нормой возможность достичь соглашения, выбрать один из вариантов поведения, может относиться не только к содержанию закрепленного в норме правила поведения, т.е. диспозиции правовой нормы, но и к другим ее частям — к гипотезе и санкции. На диспозитивный характер нормы права может указывать любой из ее структурных элементов: и гипотеза, и диспозиция, и санкция.

Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции, т.е. быть или не быть этому отношению (гипотеза), либо если им предоставлено право определить, конкретизировать будущие права и обязанности, содержание будущего правоотношения (диспозиция), нормы относятся к диспозитивным. Если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом — нормы относятся к императивным.

Гипотезы диспозитивных норм права.

В зависимости от того, насколько точно указаны условия их реализации, диспозитивные нормы права могут иметь определенные, относительно определенные и неопределенные гипотезы.

Определенная гипотеза у диспозитивной нормы права может быть лишь при условии неопределенности или относительной определенности диспозиции. В противном случае норма относится к категории императивных.

Неопределенная гипотеза не указывает прямо на те или иные условия реализации диспозиции, а ограничивается формулировками: «в случае необходимости», «по усмотрению» и т.д. Неопределенная гипотеза имеется тогда, когда «определение фактического состава предположения предоставляется решению определенного государственного органа. Предоставляемая в данном случае последнему власть определять наступление фактического предположения нормы называется дискреционною, или по-русски усмотрением».

Неопределенная гипотеза имеется, когда сама норма не заключает в себе определения обусловливающих ее применения фактов, а предоставляет их определение какому-нибудь органу, власти, например, «если закон предоставляет в случае надобности принимать какую-либо меру, то эта гипотеза, безусловно — неопределенная. При каких условиях является надобность, закон не определяет, а предоставляет определить свободному усмотрению органа, на который возложено осуществление нормы. В таком случае орган, призванный осуществлять норму, получает т.н. дискреционную власть, власть действовать, руководствуясь только соображениями целесообразности, а не формальными определениями права».

И.В Михайловский отмечал, что в случае с неопределенной гипотезой применение последствий, указанных в диспозиции, обусловлено усмотрением органа власти, который действует, руководствуясь своим субъективным правосознанием.

Некоторые авторы оспаривают существование неопределенных гипотез, признание которых, по их мнению, фактически ведет к отрицанию обязательности юридической нормы. В частности, авторы учебника по теории государства и права Ленинградского университета пишут: «норма, звучащая «если хочешь, то поступай так-то» вряд ли обладает императивом столь широкое усмотрение субъектов реализации неблагоприятно отразится на правопорядке, внося в него элемент неопределенности». В свое время П.Е. Недбайло писал, что правовая норма не может состоять их неопределенных или, как говорят, «абсолютно (безусловно) неопределенных» элементов. «Абсолютная неопределенность — это не степень определенности, а исключение из всякой определенности, полная замена ее произвольным усмотрением, что не свойственно социалистическому праву. Короче говоря, неопределенная правовая норма означает отсутствие всякой нормы».

Позволим себе не согласиться с вышеобозначенной точкой зрения, поскольку аргументы, положенные в основу данной позиции представляются малоубедительными. Во-первых, во многих нормах права гипотеза отсутствует, что, конечно, не свидетельствует об отсутствии обязательности такой нормы.

Во-вторых, слова «неопределенность» и «необязательность» не являются синонимами. Одно с неизбежностью не влечет другого. Как только субъект реализации правовой нормы определится с условием ее действия, норма (в т.ч. и гипотеза) становится обязательной. В-третьих, не все нормы права имеют обязательную силу. Таковы, например, нормы, определяющие устройство верховной власти, нормы международного права", декларативные нормы. К числу таких декларативных норм относятся, в частности, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, которые не порождают конкретных правоотношений и не защищаются в судебном порядке. Примером такой декларативной нормы является норма ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Совершенно очевидно, что данная норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью и не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Тем не менее, существование таких норм необходимо, т.к. они дают самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти.

Примером нормы с неопределенной гипотезой может служить ч. 2 ст. 20 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: «В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты».

Относительно определенная гипотеза диспозитивной нормы подобно неопределенной предоставляет определение фактического состава гипотезы дискреционной власти государственного органа, но при этом ограничивает это усмотрение каким-либо предварительным условием.

Относительно-определенная гипотеза имеет место быть, когда закон ограничивает чем-нибудь свободу решения вопроса об уместности или неуместности применения юридической нормы; например, если принятие известной меры предписывается только в случае появления эпидемии, но не безусловно, а под условием признания ее необходимости компетентной властью. В таком случае эта норма при отсутствии эпидемии вовсе не может быть применяема; в случае же появления эпидемии — только под условием признания ее необходимости.

Нормы с относительно определенной гипотезой чаще всего встречаются в административном праве, а также довольно часто и в процессуальном праве, представляющем суду изрядную долю дискреционной власти. Необходимость существования диспозитивных норм обусловливается необыкновенным разнообразием тех фактов, с которыми приходится иметь дело администрации, а отчасти и суду, и невозможностью оценить значение этих фактов без соображения всей индивидуальной обстановки каждого конкретного случая в отдельности. Поэтому неподвижное определение закона приходится иногда заменить подвижным, легко приспособляющимся к изменчивой индивидуальной обстановке фактов, личным усмотрением администраторов и судей.

Диспозиции диспозитивных норм права.

Так же как и гипотезы, можно дифференцировать в зависимости от степени определенности зафиксированного в них правила поведения на определенные, относительно определенные и неопределенные.

Определенность диспозиции не зависит от формы гипотезы. Диспозитивная норма может иметь определенную диспозицию только в том случае, если гипотеза или, в некоторых случаях, санкция этой нормы являются неопределенными или относительно-определенными.

Диспозиция нормы права

В противном случае норма относится к категории императивных.

Неопределенная диспозиция ограничивается только ссылкой на усмотрение заинтересованных лиц или органа власти, все предоставляя ему и отказываясь сама определить подлежащее применению правило.

Как правильно указывал И.В. Михайловский, неопределенная форма диспозиции предоставляет выбор надлежащей меры усмотрению применяющего данную норму.

В.Ф. Тарановский писал: «Неопределенная диспозиция предоставляет определение обязанности и притязания органу государственной власти или частным лицам, участникам юридического отношения».

Примером могут служить часть 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ («Граждане и юридические лица свободны в заключении договора»), часть 4 ст. 421 ГК РФ («Условия договора определяются по усмотрению сторон…»), статья 534 ГК РСФСР («Каждый гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его (не исключая предметов обычной домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям»). Неопределенную диспозицию имеет и часть 1 ст. 9 ГК РФ: «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права». В Конституции РФ примером нормы с неопределенной диспозицией, может служить часть 2 ст. 45: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

И.В. Михайловский писал: «на случай, если бы завещатель не сделал распоряжения, закон сам определяет наследников. Такие законы (т.е. действующие лишь в тех случаях, когда заинтересованные лица не установили распоряжений) называются диспозитивными (пополняющие, вспомогательные). Необходимость их вызывается требованиями жизни, нуждающейся в индивидуализации, уклонении от общих шаблонов». Не возражая в целом против подобного объяснения следует заметить, что ошибочным является распространенное как в дореволюционной, так и в современной научной литературе представление будто диспозитивными являются только восполнительные нормы или нормы только с неопределенной диспозицией. Диспозитивные нормы права могут иметь и зачастую имеют относительно определенную диспозицию.

Относительно определенная (альтернативная) диспозиция предоставляет субъектам права возможность варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Она позволяет заинтересованным лицам уточнять объем взаимных прав и обязанностей в пределах от минимума, который должен быть соблюден до максимума, дальше которого идти запрещается, либо в пределах предоставленной альтернативы.

Относительно-определенная диспозиция может иметь две формы. Могут быть, во-первых, установлены только крайние пределы, между которыми предоставляется выбирать подходящую меру разграничения интересов компетентной власти или заинтересованным лицам. Например, определяется максимум и минимум, или только максимум подлежащего наложению штрафа, или определяется максимум возможного срока договорного отношения. Другая форма относительно-определенной диспозиции есть форма альтернативная, когда на выбор установляются две или несколько мер. Например, суду предоставляется право назначать по его усмотрению или денежный штраф, или лишение свободы. Следователю предоставляется право подвергнуть привлеченного к следствию аресту, или взять с него залог, или отпустить на поруки. Бывают и такие нормы, которые выбор в пределах установленной ими альтернативы предоставляют заинтересованным лицам. Так, потерпевший от преступления может по своему желанию предъявить иск о вознаграждении за убытки или в уголовном суде, или в гражданском. Контрагент казны, недовольный расчетом, может или обратиться с жалобой к административному начальству, или с иском в суд.

И.В. Михайловский отмечал, что в относительно-определенной диспозиции «указывается несколько мер, а выбор предоставляется лицу, применяющему норму. Напр., суд в известных случаях может или подвергнуть денежному взысканию, или заключить в тюрьму. Другая форма того же типа: «Закон указывает максимум известного наказания, а суду предоставляется право назначать размер по усмотрению, не превышая этого максимума; или определяется максимум и минимум, а суду предоставляется выбор в пределах этих границ».

В.Ф. Тарановский писал: «Относительно определенная диспозиция предоставляет точное установление объема обязанности и притязания свободному усмотрению органа государственной власти или сторон, но ограничивает эту свободу либо известным минимумом обязанности и притязания, который непременно, должен быть соблюден, либо максимумом, дальше которого идти запрещается, либо выбором в пределах предустановленной альтернативы».

Структура нормы права. Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

Норма права

Но́рма пра́ва — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы гражданина и выступающее регулятором общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и подотраслям (пример: вопросы наследования имущества после смерти человека при наличии завещания: отрасль – гражданское право, подотрасль – наследственное право, институт — завещание. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность подразумевает закрепление нормы в официальном документе.

Признаки нормы права. Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  2. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
  3. Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.
  4. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности.
  5. Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.

Структура нормы права. Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права. Гипотеза не только содержит желаемое государством правило поведения субъектов права, но и описывает эти обстоятельства, придает им значение юридического факта.

Диспозиция (то…) — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции РФ (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). И даже располагаться они могут по-разному: может быть классическая форма: если-то-иначе, может быть наоборот: то-если-иначе.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще — наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех се элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Примеры.

Статья 17 часть 3 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Правило поведения, то есть диспозиция, — это запрет нарушать права и свободы других лиц.

Гипотеза, то есть условия, при которых возможно действие диспозиции данной нормы права, — это «осуществление прав и свобод человека и гражданина». Иными словами, если вы осуществляете свои права и свободы как человека и как гражданина, вы не имеете права нарушать права и свободы других лиц. Налицо и гипотеза (если) и диспозиция (то). А вот «иначе» — нет.

В самой статье 17 Конституции РФ, то есть в данной правовой норме, нет санкции, но их великое множество во всей системе законодательства. Нарушил право собственности другого человека (это охраняется государством), то наступит санкция, предусмотренная УК РФ. Нарушил право человека на отдых (громко включил музыку в ЛЮБОЕ время суток) – возможно применение санкций, предусмотренных Кодексом г.Москвы об административных правонарушениях. То есть, чтобы узнать санкции данной правовой нормы, надо обратиться к разным законам.

________________________

Статья 63 Трудового кодекса РФ: «Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью».

Здесь три гипотезы: 1) лица, получившие общее образование, 2) лица, получающие общее образование, 3) лица, достигшие возраста 15 лет.

Диспозиция правовой нормы.

Это условия, «если», при которых начинает действовать правовая норма.

Диспозициятолько одна: возможность заключения трудового договора для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

То есть при выполнении гипотезы, или условий, возможно применение данной нормы права.

А вот санкции, или «иначе», опять в статье 63 ТК РФ нет, её нужно поискать либо в других статьях ТК РФ, либо в других законах и кодексах.

Статья 119 часть 1 УК РФ: «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Диспозиция, то есть правило поведения, в данном случае запрещенное, — это угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Начинает действовать только при наличии гипотезы «если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы». Отсутствует диспозиция – нет состава преступления, и не работает эта норма права. Сравните: вам мешает одноклассник на уроке, и вы ему говорите: «Отстань, иначе убью!», при этом выражение лица, тон, жесты, мимика, — всё говорит об отсутствии реальной опасности для жизни и здоровья вашего одноклассника.

Но если реальный преступник говорит такие слова, целясь в человека из огнестрельного оружия, или замахиваясь на него ножом, то у потерпевшего имеются все основания опасаться осуществления этой угрозы, а значит, данная правовая норма начинает действовать, и вполне реально получить санкцию в виде лишения свободы.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 552 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Административно-правовые нормы могут быть подразделены на определенные виды по различным основаниям. В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений. Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права (например, порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами).

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. При этом процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий

наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).

Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (например, запрещены на территории Российской Федерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, определенных Федеральным законом "Об оружии", изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, и т. д.).

Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение. См., например, ст. 14.22 КоАП РФ).

Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, относящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти. Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ.

Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения).

Диспозиция

Это различные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т. д. Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.

Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности.

По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т. е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения, например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий. В случае, если такого рода соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по общему правилу, специальные нормы. Разумеется, что речь идет о нормах равной юридической силы.

По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т. е. в которых само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.

В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы обще-федерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.

По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.

С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия.

По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.

Структура уголовно-правовой нормы

Вопрос структуры уголовно-правовой нормы является спорным.

Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры

Обычно считается, что правовая норма состоит из трёх элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Традиционная схема построения уголовного законодательства с делением на Общую и Особенную части такова, что в явном виде некоторые из этих элементов отсутствуют. Ввиду этого имеются следующие основные точки зрения на структуру уголовно-правовой нормы:

  • Статьи Общей части состоят только из диспозиции, формулирующей нормативные принципы, декларации или определения; статьи Особенной части состоят из диспозиции и санкции.
  • Норма Особенной части состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза не приводится в тексте уголовного закона, она подразумевается и имеет следующий вид: «…если кто-либо совер­шит убийство…». Диспозиция представляет собой определение конкретного деяния, составляющего уголовное правонарушение.
  • Уголовно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции: в гипотезе содержатся условия действия нормы, диспозицией устанавливается правило поведения, а санкцией — меры ответственности за нарушение нормы; нормы Общей части могут состоять также только из гипотезы и диспозиции и даже только из диспозиции (нормы-определения).
  • Нормы уголовного закона состоят из гипотезы (которая в уголовно-правовой теории обычно называется диспозицией), которая описывает условия применимости данной нормы, и санкции, а их диспозиция (устанавливающая правила поведения), как правило, лишь предполагается в уголовном законе: это внешнее по отношению к нему правило поведения или норма морали, которую государство считает нужным охранять в уголовно-правовом порядке.

Диспозиция — это само правило поведения, которому должны или могут следовать участники правовых отношений. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы (у УК большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний — нельзя убивать, красть)

Виды диспозиций:

1. В зависимости от того, как излагается правило поведения:

— простая (указано, но не расписано и лишь называет правило поведения, но не раскрывает его)

— описательная (описываются существенные признаки поведения, раскрывает все существенные признаки предписываемого варианта поведения),

— отсылочная (отсылочность подразумевает что в определенной норме права отсылают к какой-то конкретной правовой норме, причем номер и пункт, например, статьи указывается здесь же; не раскрывает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме того же нормативного акта),

— бланкетная (означает, что гипотеза отсылает с другим статьям нормам правового акта; указание пункта, номера и др. необязательно; отсылает к норме другого нормативного акта).

2. По степени определенности:

— абсолютно-определенная (например, каждому гарантируется наличие прав и свобод),

— относительно-определенная (гражданский кодекс: в случае покупки некачественного товара покупатель вправе потребовать <далее варианты выбора>)

3. По юридической направленности:

— предоставительно-обязывающая (арендодатель-арендатор), содержат двухстороние правила поведения,

— обязывающая (должное поведение), (должник по договору займа), указывает вид и меру поведения обязанного лица,

— управомочивающая (указывающие вид и меру возможного поведения),

— рекомендательная (указывают целесообразность поведения),

— запрещающая (указывают меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность (вождения а/м в состоянии опьянения)

Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

  1. B. Понятие должностного лица
  2. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  3. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  4. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  5. I. Понятие гос. службы.
  6. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  7. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  8. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  9. I.Понятие и значение конституционного контроля
  10. V Понятие звуковой культуры речи, причины неправильного произношения у детей.
  11. V понятие права
  12. V3: Понятие, предмет, система, источники и принципы экологического права

admin