Директор школы

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ – руководитель образовательной организации, главное должностное лицо в школе, единоличный исполнительный орган управления школой, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации, субъект стратегического управления школой.

Директор школы возглавляет администрацию школы, является председателем педагогического совета школы, по должности входит в Управляющий совет школы.

К деятельности директора школы предъявляются высокие требования, сформулированные в Квалификационных характеристиках должностей работников образования и проекте Профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Значительная часть этих требований касается компетентности директора школы в области стратегического управления школой.

Велика роль директора школы в установлении оптимальных связей и взаимодействия между управляющей и управляемой системами школы, между системой внутришкольного управления и значимыми элементами внешкольной среды. В деятельности директора школы очень важна лидирующая позиция в инновационных преобразованиях образовательной системы школы, развитии системы управления.

При рассмотрения роли и значимости директора школы в стратегическом управлении школой важно избегать двух нежелательных крайностей: понимания директора школы как единственного школьного стратега и допущения возможности неучастия его в таком управлении.

Даже если директора школы реально является ключевым субъектом стратегического управления в данной школе и автором главных стратегий жизнедеятельности школы, его позиция, не допускающая и не привлекающая к стратегическому управлению других субъектов школы, видится как непродуктивная.

Отстраненность директора школы от выработки стратегических решений в школе и непринятие ответственности за их реализацию – путь к потере авторитета директора школы и снижению его роли в управлении школой (вплоть до постановки в повестку дня вопроса о его замене на этом посту другим специалистом).

Оптимальной ситуацией является активная и инициативная роль директора школы на всех этапах стратегического управления школой, лидерство в создании системы стратегического управления школой, вовлечение в принятие и реализацию стратегических решений широкого круга участников образовательных отношений и партнеров школы, создание условий для эффективной реализации принятых стратегий.

На сегодняшний день уже не осталось причастных к бизнесу лиц, которые свято верят в светлое будущее и безболезненное восстановление экономики после завершения пандемии.

Помимо волны передела собственности и привлекательных активов, бизнес сообщество ждет новая практика выстраивания договорных отношений между участниками гражданского оборота, а также взаимодействия с государством и госорганами в посткарантинных обстоятельствах. Предприниматели, у которых не останется финансовой возможности продолжить свое дело, будут вынуждены судорожно думать как спасти рентабельные активы, да и свое личное «честно нажитое непосильным трудом» имущество. К сожалению, рано или поздно, бизнес ждет волна банкротств либо распродажи привлекательных активов.

В критической ситуации оказались многие организации из сферы услуг. Хочу остановиться на востребованных и активно развивающихся до «карантина» частных образовательных учреждениях, к которым относятся сетевые и частные школы иностранных языков, негосударственные учреждения дополнительного образования, курсы повышения квалификации и тп.

По прогнозам экспертов, в этой сфере неизбежен кризис и снижение потребительского интереса. Причем, языковые школы оказались в крайне невыгодном положении: сначала никому не было понятно, относится ли к частным языковым курсам предписанное мэрией временное закрытие учреждений дополнительного образования, и как действовать в этой ситуации. А 26 марта стало известно, что школы не попадают под анонсированные президентом льготы для поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавшего от пандемии. При этом, на школах сказываются те же затруднения, с которыми столкнулись бизнесы в других сферах: простой, плата за аренду, необходимость выплачивать зарплаты на фоне оттока клиентов — которые, кстати, не стремятся переходить на онлайн-форматы и в большинстве своём просят возврата средств или приостановку занятий до отмены режима самоизоляции / карантина. Причем, крупным сетевым школам сложнее работать в текущей ситуации в сравнении с небольшими частными школами, так как доля постоянных расходов и риски выше. Эти организации имеют очень высокую налоговую нагрузку, особенно страховые взносы, ведь основные расходы приходятся на оплату труда преподавателей.

В этой связи, для многих игроков рынка ситуация чревата закрытием. В скором времени собственникам частных образовательных учреждений придется задуматься либо о сокращении своих филиалов/представительств либо о ликвидации.

Но с юридической точки зрения не всё так просто в этой отрасли при завершении деятельности. У частных учреждений есть ряд особенностей и недосказанностей на законодательном уровне, к которым относится предусмотренный Гражданским кодексом РФ мораторий на ликвидацию через банкротство, несменяемость собственника, а также остро стоит вопрос с дополнительной (субсидиарной) ответственностью создателя такого негосударственного некоммерческого образования. Остановимся подробнее.

Почему разные понятия в федеральных законах?

В силу п. 3 ст. 48 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 05.05.2014 N 99-ФЗ) учреждения относятся кюридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права.

П. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ раскрывает понятие учреждения – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Причем, п. 2 вышеуказанной статьи содержит условие о том, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Оно может быть создано единолично либо гражданином, или юридическим лицом (частное учреждение), либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Аналогичное определение частного учреждения дублируется в федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО). В соответствии со ст. 9 Закона об НКО частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

А вот уже на понятии частной образовательной организации, содержащемся в федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), можно легко оступиться при поиске ответов на вопросы: возможно ли создавшему частное учреждение лицу выйти из состава учредителей (собственников) некоммерческой организации этой формы? возможно ли вообще изменить субъектный состав ее собственников?

Вернемся к понятию, закрепленному в п. 7 ст. 22 Закона об образовании. Частная образовательная организация – образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций. Усматривается, что указанная множественность лиц-создателей не приведена в соответствие с действующей редакцией Гражданского кодекса РФ. Это обусловлено тем, что до 01.09.2014 г. (до внесения в ГК РФ изменений Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ) допускалось создание учреждения несколькими лицами.

Но на сегодняшний день законодатель четко отграничил частное учреждение от иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, заложив короткий маршрут к личной ответственности единственного собственника по неисполненным обязательствам образовательного учреждения.

В чем заключаются особенности правового статуса частного учреждения?

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Это прямо предусмотрено в п. 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ.

После регистрации частного учреждения собственник не приобретает корпоративного статуса в органах управления, он не становится ни членом, ни участником созданной им некоммерческой организации. Это связано с тем, что в частных учреждениях права по управлению и контролю над деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное собственником учреждения за учреждением на праве оперативного управления.

Учитывая особенности данной организационно-правовой формы юридического лица, учредитель после принятия решения о создании учреждения приобретает статус его собственника, который осуществляет (может осуществлять) соответствующие функции по управлению учреждением.

В качестве второй особенности законодатель выделил то, что изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании частной некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения), а также выход из состава собственников учреждений не предусмотрен. Сведения об учредителях частных учреждений вносятся в ЕГРЮЛ единожды в соответствии с решением о создании, представленным в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации, и в последующем изменению не подлежат.

Таким образом, вывести старых и ввести новых учредителей в учреждениях практически невозможно. Это обстоятельство фактически парализует действия самого учредителя (собственника) образовательного учреждения, поскольку при недостаточности в распоряжении юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, субсидиарную ответственность по его обязательствам, в силу п. 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса РФ, будет нести собственник его имущества.

Не будем забывать, что к такому развитию экономической ситуации, с которым мы столкнемся ближайшим летом, российский бизнес не был готов, соответственно, развивающиеся частные образовательные учреждения не успели накопить «подушку безопасности» в виде чистой прибыли от своей деятельности, достаточной для покрытия нарастающих с конца марта 2020г. долгов перед кредиторами, работниками, государством. В таком случае, шах/мат напрямую объявляется кошельку собственника частного учреждения.

Запрет на банкротство частного учреждения.

Еще одной особенностью данной организационно-правовой формы некоммерческой организации является ее включение в исключительный перечень юридических лиц, которые не подлежат признанию несостоятельными (банкротами) в судебном порядке. </o:p>

Так согласно п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Указанная статья накладывает вето на банкротство частного образовательного учреждения.

Казалось бы, в данном вопросе должна складываться единообразная судебная практика – суды должны отказывать заявителям в рассмотрении вопроса о признании частных учреждений несостоятельными (банкротами)… Но при исследовании судебных актов удивлению не было предела! Оказалось, что разные судьи по-разному толкуют возможность ликвидации частного учреждения через банкротство. Причем, статистика процессов, по которым суды прекращают производство по делам о признании несостоятельными (банкротами) частных учреждений в связи с законодательным мораторием, не преобладает над статистикой возбуждаемых и рассматриваемых по существу банкротных дел.

Привожу примеры из судебной практики о прекращении дел о признании несостоятельным (банкротом) частных образовательных учреждений:

— определение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2019, оставленное в силе Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу № А40-192798/2019,

— определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2020 по делу № А56-36528/2019,

— определение Арбитражного суда Московской области от 16.01.2018 по делу № А41-85982/2017,

— определение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2018 по делу № А40-108913/2017,

— определение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2017 по делу № А53-11375/2017.

А также примеры банкротных дел, в которых частные учреждения признаются несостоятельными (банкротами) в обычном порядке:

— решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2018 по делу № А56-4020/2018,

— определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2019 по делу № А65-19787/2019,

— решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2019 по делу № А40-292364/2018,

— решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2019 по делу № А40-103088/2018.

В первой подборке судебных актов суды пришли к выводу о том, что поскольку должники являются учреждениями, они не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Во втором же блоке судебных актов суды, рассматривая по существу дела о несостоятельности (банкротстве) учреждений, не ссылались на особенные нормы о правовом статусе учреждений-должников, а руководствовались общими банкротными основаниями. Примечательно, что все эти судебные акты не обжаловались участниками процесса… В любом случае, несмотря на порочную судебную практику, признавать в общем порядке частные образовательные учреждения банкротами нельзя в силу закона.

Какой порядок привлечения к субсидиарной ответственности собственника учреждения?

Остановимся на субсидиарной ответственности собственника, учредившего частное учреждение. Закон прямо предусматривает данный род дополнительной ответственности по обязательствам учреждения в п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ.

В случае невозможности удовлетворения требований кредиторов, последний вправе предъявить в суд требование о привлечении собственника частного образовательного учреждения к субсидиарной ответственности.

В данном случае законодатель предусмотрел соблюдение кредитором правила очередности предъявления требований. Так, до предъявления требований к собственнику учреждения кредитор должен предъявить требование к основному должнику, получить судебный акт и пройти процедуру принудительного исполнения судебного акта.

В судебной практике применяется подход, согласно которому дополнительная (субсидиарная) ответственность может быть признана обоснованной только после установления невозможности взыскания денежных средств с основного должника. В противном случае (когда не предъявлялись требования к основному должнику и, более того, когда не установлена невозможность взыскания задолженности с него), привлечение к субсидиарной ответственности собственника частного учреждения не представляется возможным. Пример из судебной практики: решение Арбитражного суда Республики Хакасии от 18.02.2019 по делу № А74-15724/2018.

Имеется и исключение из общего правила. В случае, когда у кредитора есть достаточные для суда доказательства отсутствия денежных средств у основного должника (его письма, выписка из банка, иное подтверждение неплатежеспособности), он может предъявить требование о привлечении к субсидиарной ответственности и без возбуждения исполнительного производства.

Как ликвидировать частное образовательное учреждение?

Поскольку банкротство не доступно указанной категории юридических лиц, единственным возможным способом прекращения деятельности и исключения из ЕГРЮЛ является ликвидация учреждения. Ликвидация может быть как добровольной (по решению собственника), так и принудительной (в связи с указанными в ст. 61 Гражданского кодекса РФ основаниями).

Решение о принудительной ликвидации может быть вынесено уполномоченными государственными органами (налоговой инспекцией) на рассмотрение суда при обнаружении перечисленных в ст. 61 Гражданского кодекса РФ оснований (например, противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр).

Порядок добровольной ликвидации учреждения предусмотрен в ст. 63 Гражданского кодекса РФ и состоит из совокупности последовательных действий, являющихся общими при добровольной ликвидации большинства юридических лиц разных организационно-правовых форм.

При добровольной ликвидации учреждения у кредиторов имеется 2 месяца на предъявление своих требований к ликвидатору или ликвидационной комисии. В таком случае неспособность удовлетворения денежных требований устанавливается отсутствием погашения обязательства в течение ликвидации. В силу п. 1 ст. 64.1. Гражданского кодекса РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

В случае пропуска 2х месячного срока кредитор (взыскатель) рискует остаться без удовлетворения своих требований, поскольку в общем порядке с ликвидацией юридического лица (без правопреемства) прекращаются все права и обязанности частного учреждения, в том числе и субсидиарная ответственность собственника, что следует из положений п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ. В качестве примера взыскания задолженности в субсидиарном порядке в процессе ликвидации учреждения – Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2017 по делу № А63-9884/2017.

Безболезненный выход

После «режима каникул», которые Верховный суд РФ ожидаемо не засчитал в выходные дни, некоторым собственникам учреждений придется столкнуться с неизбежным – принятием решения о закрытии бизнеса. Очевидно, кризис настиг так стремительно, что не успел подготовить учредителей к такому исходу, многие из них будут вынуждены отвечать по нарастающим долгам своим личным имуществом. Как избежать такого прямого удара? Закон предоставил не так много выходов. Можно преобразоваться в автономную некоммерческую организацию и через эту форму красиво обанкротиться, можно просто бросить юридическое лицо, тогда ликвидацией несуществующего учреждения займется налоговая, можно обанкротить самого собственника или лишить его активов (очистить) иным законным путем и т.д. В каждом отдельном случае решение будет приниматься индивидуально. Причем, задуматься об экономических и правовых последствиях «режима каникул», систематизировать то, что еще можно сохранить, расставшись с безнадежными активами, подобрать наиболее эффективный способ защиты имущества собственника – просто начать действовать, однозначно нужно уже сегодня!

Организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение.
Тип учреждения – общеобразовательное учреждение.
Вид учреждения – средняя общеобразовательная школа.
Школа является юридическим лицом, открывает лицевой и иные счета.
Школа обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами и имуществом, принадлежащим учредителю на правах собственности. Школа как юридическое лицо вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет печати установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Права юридического лица у Школы в части ведения финансово – хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента её регистрации.

Право на ведение Школой образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают с момента выдачи лицензии (разрешения).

Школа имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации с момента её государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации.

Медицинское обслуживание обучающихся в Школе обеспечивается медицинским работником, который закреплён органом здравоохранения за Школой и наряду с администрацией и педагогическими работниками несёт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Школа предоставляет соответствующее помещение для работы медицинского персонала.

Организация питания обучающихся возлагается на Школу

В Школе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно – политических и религиозных движений и организаций.

admin