Динамическая пауза в 1 классе

Авторы:

Акимова Надежда Михайловна учитель начальных классов МАОУ Тисульской СОШ №1 Кемеровской области

Колемаскина Лариса Викторовна учитель начальных классов МАОУ Тисульской СОШ №1 Кемеровской области

Организация динамической паузы

Движение — кладовая жизни.

(Платон)

Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются. Именно потому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка. Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.

Динамическая пауза — активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.

Динамические паузы выполняют следующие функции:

1.Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;

2.Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;

3.Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;

4.Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки ;

5.Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.

Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.Сегодня можно встретить в сети Интернет форумы, на которых высказываются мнения «за» и «против» динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.

Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников. Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе . Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие.Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста. И, наверное, мы, работая в школе, можем проводить эту паузу именно с пользой для здоровья детей.

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, прыгать, скакать на одной ноге и др.– естественно и необходимо.Всем известно, к каким вредным последствиям приводит однообразный, сидячий образ жизни! Вследствие недостатка движения жизненные процессы, происходящие внутри организма, уклоняются от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.

Мы предлагаем игры, которые можно организовывать зимой. Они не требуют специального инвентаря. Если правильно организовать динамическую паузу зимой, то ребенок не замерзнет, не промокнет и будет здоров и весел!

Игры в зимний период.

1.Белки, шишки и орехи

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто — шишкой. Водящий стоит в середине площадки. Учитель кричит » белки», все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если учитель говорит » орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Учителем может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

2. След в след

Догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можете посмотреть получившиеся следы.

3. Эстафета

Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку ( снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги.) По команде учителя игрок бросает первый снежок, а второй ребенок бежит к месту падения «снежного снаряда» и оттуда запускает свой снежок. Таким же образом поступают и все остальные игроки из команды. Когда все участники сделали бросок, победа присуждается той команде, которая отошла дальше от стартовой линии, то есть побеждают те, чьи броски в сумме оказались самыми дальними.

4. Мишень

Выберите себе мишень – нарисуйте на бумаге и прикрепите, или просто пометьте мелом на заборе или другой поверхности. Снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги. Чья команда большее количество раз попадет в мишень.

5. С кочки на кочку

Учитель чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами — 40-50 сантиметров. Ребенку нужно прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок.

6. Без пары

Взявшись за руки дети образуют два круга, один внутри, другой снаружи, при этом во внешнем круге на одного человека должно быть меньше. Дети двигаются по кругу. По сигналу учителя дети берут друг друга за руки, образуя пары. Тот, кто остался без пары, пляшет либо рассказывает стих, отгадывает загадку и тд.

7. Веревочка

Играющие образуют круг, держась руками за веревку. Водящий, передвигаясь произвольно внутри круга, старается ударить кого-либо по руке. Кто не успел отдернуть руку, становится водящим.

8. Плетень

Играющие разбиваются на две команды и встают напротив друг друга, образуя плетень, для этого надо скрестить руки перед собой и взяться за руки с соседями. Построившись, ребята двигаются навстречу другой команде со словами:

Раз, два, три, четыре.

Выполнять должны приказ-

Нет, конечно, в целом мире

Дружбы крепче, чем у нас!

По команде учителя дети разбегаются в разные стороны, а по второму сигналу должны вернуться на свои места и образовать плетень. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.

9. Кто больше

Поставьте на снегу в линию несколько пустых пластиковых бутылок. Игроки должны встать в 20 – 30 шагах от бутылок. Каждый игрок кидает по три снежка ( изготовленного из фольги) за один раз. Выигрывает тот, кто сбил большее количество бутылок.

10. Успевай, не зевай

Дети идут в колоне по одному. Учитель дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут

Игры в весеннее – осенний период

1. Мяч по кругу

Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом. Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задание ведущего – коснуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок у кого был мяч, стает ведущим.

2. Поймай рыбку

Играют две команды. Одна команда, взявшись за руки, образует «бредень» и ловит свободно передвигающихся по площадке соперников «рыбу». Пойманные игроки выбывают из игры. Через некоторое время команды меняются ролями. Выигрывает команда, поймавшая «рыбы» больше. «Рыба» считается пойманной в том случае, если рыбакам удается образовать вокруг нее круг. Игра повторяется несколько раз.

3. Цепи кованы.

2 команды встают в шеренги лицом друг к другу на расстояние 10 — 30 м. Расстояние между отдельными игроками 1 м. Играющие держатся за руки. По сигналу учителя одна из команд начинает игру словами:

-Цепи кованы

-Раскуйте нас.

Вторая команда отвечает:

-Кем из нас?

и посылает игрока к команде — сопернице. Он должен попытаться разорвать цепь игроков этой команды. Если это игроку удается, то он забирает с собой двух игроков, образовавших порванное им звено цепи. Если же нет, то он сам становится «пленником». Игроки обеих команд по очереди повторяют свои попытки.

4. Змейка на асфальте

Начертить прямую и изогнутую линию и учиться ходить по ней, тренируя координацию.

5. Бег с шариком

Игроки от каждой команды получают по одному шарику и ложке. По сигналу учителя игроки должны взять ложку с шариком и начать бег, стараясь не уронить шарик. Выигрывает та команда, которая справится с заданием первая.

6. Нас не слышно и не видно

Учитель завязывает водящему глаза. Остальные располагаются в 20 шагах от него по кругу. Тот из детей, на кого укажет учитель, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий. Заслышав движение, должен указать рукой , откуда он его слышит. Если он укажет правильно, то незадачливому невидимке придется стать ведущим. Победит тот, кто сумеет приблизится к ведущему и дотронуться его рукой.

7. Третий лишний

Все становятся парами в круг. Двое водящих — в стороне. По команде учителя один убегает, другой догоняет. Убегающий подбегает к какой-нибудь паре и берет одного под руку. Тот кто остался без пары начинает убегать. И так до тех пор, пока кого- то не поймают.

8. Ворота

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом и к берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Ворота» произносят:
Наши ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

9. Чужая палочка

Для этой игры берут две небольшие одинаковые палочки. По сигналу учителя нужно бросить свою палку как можно дальше и тут же побежать за палочкой противника. Побеждает тот, кто первый вернется с чужой палочкой.

Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – Минск: Вильямс, 2007. – 512 с.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель начальных классов

Царенко Виктория Валерьевна

ДИНАМИЧЕСКИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одна из важнейших задач современного образования — помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема для разговора во все времена. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.

Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся является приоритетным направлением в деятельности педагога.

В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности в движении.
Одним из путей решения проблемы адаптационных возможностей младшего школьника, увеличения продолжительности активного внимания учеников начальных классов, снижения утомления, является оптимизация физической, умственной и эмоциональной активности.
Известно, что продолжительность активного внимания учеников начальных классов составляет 15-20 минут, после 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность, интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её на 50% , при этом половина учащихся начинает отвлекаться от работы.
Устранить утомление помогает активный отдых, переключение на другие виды деятельности.
С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время малые формы физической активности учащихся:

  • физкультминутки;

  • динамические паузы;

  • зарядка до занятий;

  • спортивные часы в ГПД;

  • прогулки

Систематическое использование динамических физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием, т. к. такие упражнения позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Оздоровительные динамические физкультминутки на уроках – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Физминутки перед началом уроков

Громко тикают часы
Громко тикают часы (Ходьба сидя.)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)

Долгожданный дан звонок
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Во дворе растёт подсолнух
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

Физминутки на уроках математики

Мы теперь — канатоходцы
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять.

Физические минутки на уроках письма, чтения, русского языка
А — начало алфавита
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз — два хлопка. Темп постепенно ускоряется.

Буквой Л расставим ноги
Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо…

Получается на славу.

Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.

Физические минутки на уроках окружающего мира

«Светофор»

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Игра «Подари тепло другу»

Ученики за партой поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше…»

Использование оздоровительных упражнений и динамических физкультминуток на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья наших детей.

Предлагая ребятам игру, развивающую общую выносливость, воспитатель должен учитывать, что общее число повторных действий должно быть невеликим и чередоваться с короткими перерывами отдыха. На непрерывную деятельность играющих должно отводиться до 2-2,5 минут.

Игры с элементами спорта, для выполнения которых ребята должны научиться некоторым упражнениям, характерным для этих видов спорта.

Бадминтон – уметь правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его на сторону партнера без сетки и через сетку. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропускать волан.

Настольный теннис – правильно держать ракетку, выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом (подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой, то же с ударом об пол, стену и т.п.). перебрасывать мяч через сетку после отскока от стола.

Баскетбол — ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ловить мяч, летящий на разной высоте и из различных положений и направлений; передавать мяч друг другу: двумя руками от груди, одной – от плеча; бросать мяч в корзину двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча. Вести мяч с высоким отскоком на месте, вокруг себя и в движении.

Хоккей с шайбой (проводится на снегу без коньков) – вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы, прямо и змейкой; выполнять удары по шайбе с места, попадать по шайбе с места, попадать шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.

Спортивные упражнения:

Санки – во время спуска с горки поднять заранее положенный предмет (флажок, мячик и т.п.). Выполнять разнообразные игровые задания: проехать в ворота, попасть снежком в цель и др. игры-эстафеты с санками.

Лыжи – передвигаться переменным шагом по лыжне друг за другом.. ходить по пересеченной местности (горкам, склонам и т.п.). делать поворот переступанием на месте и в движении. Взбираться на горки различными способами: прямо, наискосок (полуелочкой), елочкой, лесенкой. Правильно спускаться с горок, уметь тормозить. Проводить несложные игры на лыжах – «Шире шаг!», «Кто самый быстрый?», «Встречная эстафета», «Не задень!» и др.

Коньки – принимать правильное и.п.: ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, голова – прямо, смотреть перед собой. Делать при этом положении несколько пружинистых приседаний. Сохранять равновесие на коньках (на снегу и на льду). Разбегаться и скользить на двух ногах. Во время скольжения делать повороты вправо, уметь тормозить. Попеременно отталкиваясь, скользить на правой и левой ноге. Кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя при этом правильную позу. Выполнять на коньках несложные упражнения, участвовать в играх «Пружинка», «Фонарики», «Кто дольше?». «Пистолетики», «Бег по кругу вдвоем» и др.

Велосипед – кататься на двухколесном велосипеде без помощи взрослых. Делать повороты вправо и влево. Ездить по прямой, по кругу, змейкой, уметь тормозить. Выполнять упражнения и игры («Достать предмет», «Правила уличного движения» и др.). управлять велосипедом одной рукой (правой или левой).

Для оценки эффективности воздействия различных форм занятий физическими упражнениями в режиме продленного дня школы на уровень развития физических качеств учащихся, изменения их функциональных и двигательных возможностей рекомендуется ежемесячная оценка своего физического состояния по показателям, отражающим физическое развитие, двигательную подготовленность и состояние кардиореспираторной системы.

Желательно в последнее воскресенье месяца, проведя предварительное тестирование в домашних условиях, заполнять дневник здоровья.

По величине прироста каждого из показателей можно установить изменения в физическом развитии и двигательной подготовленности школьника.

Дневник здоровья для учащихся младших классов должны заполнять родители, а школьники средних классов могут производить как само-, так и взаимоконтроль своих функциональных и двигательных возможностей. Страница дневника здоровья вклеивается в школьный дневник. Классный руководитель ежемесячно оценивает ведение дневника.

Регулярное ведение дневника здоровья поможет многим учащимся реально оценить уровень своей физической подготовленности, физического развития и функционального состояния и будет способствовать их привлечению к активным занятиям физическими упражнениями, как в режиме продленного дня, так и во внешкольное время.

Еще статьи в этом разделе

Статья

Проведение динамических пауз в группе продлённого дня

1 класс

Кирилюк Галина Васильевна,
воспитатель ГПД ГБОУ школы №638
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления развития образования. Идея здоровьесбережения учащихся в образовательном процессе красной нитью проходит через содержание национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
ФГОС второго поколения обеспечивает формирование у учащихся знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью и т.д.
Важную роль в реализации этих установок стандарта играет активный отдых учащихся на свежем воздухе — так называемые динамические паузы, необходимость проведения которых горячо обсуждается учителями, воспитателями и родителями. Некоторые родители первоклассников высказываются против проведения динамических пауз в течение первого года обучения. Они недовольны тем, что дети возвращаются домой в испачканной одежде, утверждают, что в школах нет достаточного материально-технического оснащения для проведения данного мероприятия на должном уровне. Другие родители, наоборот, очень довольны динамическими паузами, поскольку их ребенок в силу своей занятости очень мало гуляет, а здесь он имеет возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.
Согласно СанПиН, для первоклассников в середине учебного дня необходимо проведение динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут. Что же такое динамическая пауза? Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых.
Динамические паузы выполняют следующие функции:
релаксационную — снимают напряжение, вызванное утомлением;
коммуникативную — объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;
воспитательную — формируют моральные и нравственные качества;
обучающую — дают новые знания, умения, навыки;
развивающую — развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.
Динамическая пауза проводится под руководством воспитателя в группе продлённого дня после окончания уроков.
В зависимости от времени года используются разнообразные подвижные игры и игры спортивного характера. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников, согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.
Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность,
направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества детей. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Игры дисциплинируют: все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и
запреты.
Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников. О пользе активного отдыха на свежем воздухе знают все. Значение подвижных игр, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным для здоровья элементом подвижных игр является движение, играющее чрезвычайно важную роль в развитии детского организма. В каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность в движении. Бегать наперегонки, прыгать, скакать на одной ноге и т.д. для них естественно и необходимо. И всем хорошо известно, к каким вредным последствиям приводит однообразный, сидячий образ жизни! Вследствие недостатка движения жизненные процессы, происходящие внутри организма, уклоняются от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней. Проведение динамических пауз укрепляет здоровье учащихся и дарит им отличное самочувствие, ведь подвижные игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во всех органах и системах организма, в том числе в головном мозге. Все это вместе с положительными эмоциями помогает школьникам встряхнуться и с новыми силами браться за учебу.

Ниже представлены примеры игр, которые можно использовать во время проведения динамических пауз с младшими школьниками в группе продлённого дня.

Игра «Удочка»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 м. с мешочком, наполненным песком. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков. Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя отходить со своего места.

Игра «Кошки-мышки»

Игра Кошки-мышки: количество игроков может быть от 10 до 30. Перед началом игры нужно выбрать двух водящих кошку и мышку. Остальные играющие становятся в круг, примерно на расстоянии одного шага друг от друга, и .берутся за руки, образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку.

При этом кошке разрешено прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Играющие стараются не пропустить кошку, но при этом запрещается сдвигать плечи. Если кошка наконец проберется в круг, играющие сразу открывают ворота и мышка выбегает из круга, а кошку они стараются из круга не выпускать. Если кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

Игра «У кого мяч?»

Цель игры: постараться обмануть водящего, чтобы он не догадался, у кого из играющих мяч. Выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч. Встав ко всем спиной, он бросает мяч через голову. Тот, кто поймает мяч, прячет его за спину, и все остальные тоже прячут руки за спину, делая вид, что у них в руках мяч. Все хором кричат, «У кого мяч?», а водящий поворачивается к игрокам и пытается угадать, у кого же мяч на самом деле. Если водящий угадает, он бросает мяч снова. Если же он ошибется, то водящим становится тот, у кого мяч.

Игра «Классы»

Знакомая всем с детства подвижная игра. Нужно нарисовать»классы» на твердой поверхности на улице, или наклеить при помощи липкой ленты на полу дома, потом игрок бросает биту в нарисованный первый квадрат так, чтобы она не касаясь линий. Сначала бита кидается в первый «класс», затем во второй и т. д. Как только она оказывается в нужном квадрате, игрок должен приблизиться к ней, скача на одной ноге по порядку через все «классы». Затем бита подбирается, игрок поворачивается кругом и возвращается назад, сохраняя равновесие и не наступая на линии. Игра длится до тех пор, пока игрок не наступит на линию или не потеряет равновесия; тогда наступает очередь другого игрока. Побеждает в игре «Классы» тот, кто первым проскачет от первого «класса» до восьмого.

Игра «Солнце и месяц»

Сзывайте на площадку для игры как можно больше мальчиков и девочек. Много игроков — игра веселее! Сперва надо назначить двух вожаков, лучше таких, которые повыше ростом: они будут изображать ворота. Выбранные должны отойти в сторонку и тихонько, чтобы другие их не услышали, сговориться, кто будет солнцем, кто месяцем. После этого солнце и месяц возвращаются на прежнее место. К их приходу все другие участники игры уже успели выстроиться вереницей. Первый упирается руками в бока, второй кладет руки ему на плечи, и все остальные кладут руки на плечи тому, кто стоит впереди него. Или так: играющие тоже становятся один за другим, потом берут друг друга за пояс или за рубашку сзади.
Солнце и месяц берутся за руки и высоко поднимают их: получаются «живые ворота». Затем вереница с какой-нибудь песенкой идет к воротам и проходит через них. Можно петь любую песенку, например такую:
Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего,
Меньшого,
Среднего,
Большого.
С этой песенкой вереница пройдет через ворота. Солнце и месяц пропустят всю вереницу, а последнего тихонько спросят:
-К кому хочешь, к солнцу или к месяцу?
Надо тихо ответить, к кому ты желаешь пойти. И тогда солнце или месяц скажет:
-Иди ко мне,
— и последний из вереницы станет сбоку от того, кого он выбрал. Так вереница проходит с песенкой через ворота и раз, и два, и три, и четыре… И с каждым разом она все уменьшается, а у солнца и месяца вырастают «хвосты» — у одного покороче, у другого подлиннее. Игроки стоят возле солнца и месяца или в ряд, или гуськом — один за другим. Наконец от длинной вереницы останется двое игроков, а потом один. Солнце и месяц останавливают его и спрашивают, к кому он хочет идти. Этот последний игрок идет либо к солнцу, либо к месяцу, как пожелает.
После этого начинают считать: к кому перешло больше игроков — к солнцу или к месяцу. Если у солнца больше ребят, они все, вместе с солнце, дразнят месяцевых ребят:
-Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят!
Если у месяца больше ребят, то они дразнят:
— Солнце жарит и палит, к нему не хотят идти. Месяц — ясный, ночью светит, к нему все идут!
И при этих словах приплясывают, прищелкивают пальцами. Если игра понравилась, можно повторить ее еще раз. Похожие игры есть у русских, латышских и удмуртских ребят.

Игра «Море волнуется»
Водящий говорит: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три, морская фигура, на месте замри!» Плавно передвигающиеся игроки на последнем слове замирают, изображая некое застывшее действие, характерную позицию (необязательно связанную с морем). Водящий обходит статуи и, показывая на одну из них, пытается угадать, что это за фигура. Если водящий угадывает, то фигура оживает и представляет какое-то действие. Закончив его, игрок становится водящим. Игра начинается сначала.

В другом варианте этой игры ведущий заказывает, кого нужно изобразить: «Фигура балерины (медвежонка, розы, дождя), на месте замри». Тогда он выбирает несколько фигур, по очереди дотрагивается до них — фигуры «отмирают», делают несколько движений. Затем ведущий определяет самое красивое, артистичное исполнение — этот игрок становится ведущим.

Игра «Построй шеренгу, круг, колонну»

Дети свободно ходят в раз­ных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом ста­раются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или шеренгу. Круг желательно строить вокруг какого-нибудь ори­ентира (бугорок, пень, куст, дерево, большой отдельно распо­ложенный камень).

Правила:строиться быстро, не толкаясь, находя свое мес­то; соблюдать равнение в колонне и шеренге.

Усложнение:распределить детей на 3—4 подгруппы; по­беждает та подгруппа, которая лучше выполнит построение по сигналу.

Игра «Гонка мячей»

Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага.

Игра «Бой петухов»

Играющие делятся на две команды и становятся в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертится круг диаметром 2 м. Капитаны посылают в круг по одному «петуху». «Петухи» становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается – получает очко для своей команды. Когда все «петухи» примут участие в игре, подсчитываются очки. Выигрывает команда, получившая больше очков.

Игра «Скатывание шаров»

Эту игру лучше проводить после снегопада. Играющие делятся на несколько групп (по 5-10 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10-15 минут подается второй сигнал, и ребята подкатывают свои шары к руководителю. Побеждает группа, чей шар окажется больше.

Скатанные шары можно использовать для постройки снежной крепости, лабиринта или других сооружений из снега.

Игра «Залп по мишени»

В игре участвуют 3-4 команды (по 3 игрока в каждой). По числу команд надо приготовить мишени — квадратные кусочки фанеры размером примерно 25X25 см, укрепленные на подставках.

В начале игры мишени устанавливают в 6 шагах от черты, за которой располагаются команды. По сигналу руководителя все игроки каждой команды одновременно бросают снежки в свою мишень (каждый по одному снежку). Если в результате этого залпа какая-нибудь из мишеней перевернется, ее отставляют дальше на один шаг.

Побеждает команда, которая к концу игры дальше отодвинет свою мишень.

Игра «Угадай чей голосок»

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: «Мы собрались в ровный круг, повернемся разом вдруг, и как скажем скок — скок — скок! — Угадай чей голосок?» Слова «Скок — скок — скок!» произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Игра «Краски»

Среди играющих в красочки выбирается водящий — «монах» и ведущий — «продавец». Все остальные игроки загадывают втайне от «монаха» цвета, причем цвета не должны повторяться.

Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!» «Монах» начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. Если догнал — «красочкой» становится водящий, если нет — игра начинается сначала.

Игра «Земля, вода, воздух, ветер»

Игра актуализирует представления детей о природе, способствует расширению знаний, дает возможность детям убедиться в правильности собственных ответов. Кроме того, развивается внимание, актуализируется память. Ребята учатся слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.

Размещение лучше всего организовать в форме круга. В игре можно использовать дополнительно: — игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться.

Продолжительность игры: 20-30 минут.

ХОД:

Игра имеет две интерпретации:

1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода», то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер», то кружатся, если «воздух» — то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.

На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить .

В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.

2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка — выполнить то, или иное задание. Например, если называется «воздух» — дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д.), если – «вода» — изобразить различные движения пловца, если «ветер” — подуть, покружиться, закачаться, как деревья.

Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.

Игра «Ручеек».

Игру эту знали и любили еще наши прабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. Здесь нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода — эмоционального, она создает веселое и жизнерадостное настроение.

Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка»… И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется долго, беспрерывно — чем больше участников, тем веселее игра.

Игра «Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Игра «Карусель»

Играющие ученики становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки завязаны). Ученики поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

А потом кругом-кругом, всё бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде учителя «Поворот» дети быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие ученики кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они вновь спешат сесть на карусель, т.е. взяться рукой за верёвку, и игра продолжается. Опоздавший на карусель ученик в игре не участвует.

Игра «Замри»

Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены.

По команде учителя «Замри!» ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.

Игра «На прогулку»

Играющие ученики встают в очерченные каждым на площадке маленькие кружки за исключением водящего. Водящий подходит к любому игроку и говорит: «На прогулку». Игроки идут вслед за водящим в колонне по одному. Когда все игроки будут вызваны на прогулку и сойдут со своих мест, учитель произносит: «Дождь идёт!». Все игроки стараются скорее занять кружки-домики. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Запрещается выталкивать игрока из занятого кружка-домика, а также задерживать игроков при поиске пустых кружков-домиков.

Игра «Третий лишний»

Играющие становятся по кругу парами лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой сзади него. Один ребенок убегает, а другой догоняет. Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и убегает.

Игра «Правильно – неправильно»

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «Нет» не говорить,

Всё равно тебе водить.

Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и даёт интересные задания, которые нужно показать в движении. Если оно верно – хлопаем в ладоши, если оно неправильное, то приседаем.

Игра «Пустое место»

Все играющие ученики, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий – за кругом.

Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих учеников и после этого бежит в другую сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на своё место. Встречаясь, играющие ученики здороваются, подают друг другу руки, приседают друг перед другом. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

Игра «У ребят порядок строгий»

Все ученики выстраиваются в одну или две колонны и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих детей.

По команде учителя «Убежали!» все разбегаются в разные стороны.

По второй команде «Быстро все по местам!» все ученики должны построиться в исходное положение.

Выбывает из игры тот, кто занял место последним.

Если играют две команды, то выигрывает та команда, которая построилась раньше другой.

Игра «Группа смирно!»

Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определённые движения. Если он перед тем как назвать движение подаёт предварительную команду «Группа», играющие должны выполнить это движение, например: «Группа, руки вверх ставь!». Если предварительная команда «Группа» не подаётся, играющие не должны выполнять это движение. Тот, кто ошибается, делает шаг вперёд. После игры отмечаются самые внимательные.

Игра «Мяч соседу»

Играющие ученики стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу.

Водящий ученик, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая игроков. Тот, у кого он коснётся мяча, становится водящим. Можно образовать два-три круга и назначить столько же водящих. Выигрывает тот ученик, который ни разу не был водящим.

admin