Дежурство по школе

Дежурство по школе – традиция не только советских образовательных учреждений, но и японских. В Стране восходящего солнца – как когда-то в СССР – уверены, что любой труд на благо коллектива почетен и уважаем, а приучение к личной ответственности за чистоту и порядок вокруг – основа правильного воспитания. Сейчас необходимость организации дежурства в школе вызывает у некоторых родителей большие сомнения. Что с этим делать и как правильно все оформить, читайте в нашей статье.

Быстрый переход по разделам:

  1. Документы для организации дежурства в школе: положение, журнал, график, отчет.
  2. Кто входит в дежурную смену.
  3. Дежурство учащихся и учителей.
  4. Дежурство в школе: за и против.

Документы для организации дежурства в школе: положение, журнал, график, отчет

Для организации дежурства в школе одной лишь устной договоренности всех участников образовательного процесса недостаточно. Необходим целый ряд документов. Чтобы облегчить вам жизнь, в статье мы дадим в некотором роде справку об организации дежурства по школе.

Администрация учебного заведения (завуч, как правило) составляет положение о дежурстве по школе. Этот документ должен быть согласован с педколлективом и подписан директором. В положении указываются обязанности и права дежурных, все нюансы процесса, важные для конкретного учебного заведения. Нужно указать точки нахождения «школьных инспекторов». Как правило, набор здесь стандартный: фойе, рекреации, лестницы, коридоры. В список может входить школьный музей (при наличии) и другие объекты, важные для вот этой конкретной образовательной организации.

Также завуч составляет график дежурств в школе, обязательный к исполнению для всех. Его вывешивают на информационном стенде в фойе. График можно построить по любому принципу. Первый вариант: каждый класс несет вахту один день примерно раз в месяц. Второй вариант: все классы находятся на «боевом посту» по одной неделе приблизительно раз в полугодие. В среднем общеобразовательном заведении дежурят 5–11-е классы и взрослые сотрудники (педагоги, администрация и технический персонал). При этом нужно учитывать рабочее расписание учителей. То есть завуч не должен назначать на «боевой пост» педагога, у которого сегодня методический день. Если в день дежурства класс, на который возложена эта миссия, заканчивает учиться раньше остальных классов, то на посту остаются дежурный администратор и классный руководитель.

Когда все формальности улажены, директор издает приказ о дежурстве по школе и знакомит с ним сотрудников.

Каждый класс должен иметь журнал дежурства по школе. Отвечает за него либо староста, либо классный руководитель. В журнале отмечают опоздавших и вовсе не явившихся на занятия учеников (с указанием причины); тех, кто пришел без сменной обуви либо не в школьной форме; фиксируются все происшествия (драка, разбитое окно, пропавшие вещи и т. д.).

Если само «несение вахты» длится довольно долго – неделю, то по его завершении класс должен подготовить отчет о дежурстве по школе (на основе вышеназванного журнала) и передать эстафету своим преемникам. Обратите внимание, что сам отчет необязательно писать строго по форме и в официальном стиле. Будет неплохо, если этот документ подготовит не учитель, а староста класса и сделает это творчески: в виде коллажа, презентации, фотоотчета и т. д.

Кто входит в дежурную смену

В соответствии с графиком дежурств в школе в данную смену входят (для вашего удобства указываем еще и временные рамки нахождения на посту):

  • представитель администрации учебного заведения – за 30 минут до начала первого урока и до 17.00;
  • технический персонал – за 30 минут до начала первого урока и до 17.00;
  • классный руководитель дежурного класса – за 20 минут до начала первого урока и до 14.00–15.00, в зависимости от школьного расписания;
  • ученический коллектив (привлекаются дети с 5-го по 11-й класс) – за 20 минут перед первым уроком и до момента окончания последнего урока в своем классе;
  • учителя, не являющиеся классными руководителями, – за 20 минут до начала своего первого урока и в течение 20 минут после окончания последнего.

Отметим, что для дежурства в начальной школе тоже привлекаются не только взрослые сотрудники учреждения, но и ученики 2–4-х классов – в общем, все, кроме первоклассников.

Все дежурные – как учителя, так и ученики – должны иметь при себе отличительный знак. Классика жанра – красная повязка на рукаве в районе плеча. Другой вариант – яркий значок (скажем, желтый или оранжевый) на груди с надписью «Дежурный по школе». Подойдут и бейджики с аналогичной отметкой. Такой атрибут необходим, так как данные ученики выполняют роль своего рода инспекторов, следят за порядком. Они имеют определенные полномочия на этот период, и нужно, чтобы другие школьники понимали, что перед ними стоит дежурный, требования которого следует выполнять.

Особого внимания заслуживает дежурство в столовой в школе. Здесь ребята не просто следят за порядком в помещении, но и помогают работникам пищеблока накрыть на столы (если на перемене какой-то класс приходит завтракать или обедать), а затем убрать грязную посуду.

Дежурство учащихся и учителей

Для «несения вахты» назначают учеников во главе с классным руководителем. Учитель распределяет детей (по 2–4 человека) по всем точкам, где запланированы посты. Если данная обязанность возложена на коллектив не на один день, а на всю неделю, то классный руководитель может менять детей местами. Тогда в их задаче будет меньше рутины, а само нахождение на посту покажется ученикам более интересным.

Кстати, предусмотрены случаи, когда школьников могут освободить от несения вахты:

  • на перемене перед и после контрольной;
  • на перемене перед и после занятий на улице.

Обязанности дежурного администратора:

  • контролировать процесс несения вахты учителями и учениками;
  • совершить обход здания и территории перед началом учебного дня;
  • сообщать директору о чрезвычайных ситуациях;
  • в случае необходимости руководить эвакуацией школьников и педагогов.

Обязанности дежурного классного руководителя:

  • инструктировать учеников перед началом вахты;
  • распределять детей по постам, указанным в положении, и проверять их на переменах;
  • контролировать наличие сменной обуви и пропуска у учеников, все нарушения отмечать в дежурном журнале;
  • следить за рачительным использованием воды, электроэнергии, за проветриванием рекреаций;
  • следить за тем, чтобы ученики без уважительной причины не покидали образовательное учреждение до конца уроков;
  • сообщать дежурному администратору о чрезвычайных ситуациях.

Обязанности дежурных учеников:

  • во время перемены находиться на посту, следить за чистотой и порядком;
  • дежурные в фойе проверяют наличие у учеников пропуска и сменной обуви, помогают переодеться младшеклассникам;
  • дежурные в столовой накрывают на столы, протирают их, убирают посуду.

Дежурство в школе: за и против

Сначала давайте посмотрим, что говорит закон о дежурстве в школе. Строго говоря, несение подобной вахты не является обязательным ни для кого из участников образовательного процесса. То есть, дежурство учителей в школе может проходить лишь на добровольной основе. То же самое можно сказать и об учениках.

В ст. 50 «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ говорится о том, что запрещается привлечение учащихся к не предусмотренному образовательной программой труду. Это может быть сделано лишь с согласия учеников и их родителей.

А ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса РФ в унисон заявляют о том, что «принудительный труд запрещен».

И даже если в уставе образовательной организации есть положение об обязанности учителей и учеников дежурить, то согласитесь, что статус Конституции все-таки выше статуса любой внутришкольной документации. Поэтому действия администрации образовательного учреждения можно обжаловать: сначала в виде письменной жалобы директору, затем в районном управлении образования и, наконец, в суде.

Дежурство в современной школе — вопрос дискуссионный, но нельзя пройти мимо того факта, что оно несет в себе определенный воспитательный аспект. Дети, привлеченные к дежурству, учатся с уважением относиться к общественному пространству, в котором они находятся почти ежедневно. Во-вторых, стоит отметить, что данный процесс культивирует чувство ответственности. Может быть, в этой многолетней традиции, привычной для учеников и учителей, нет ничего предосудительного? И если минусы есть, то вдруг плюсов все-таки больше?

Давайте посмотрим, что по поводу дежурства думают учителя и родители. Мы собрали для вас несколько мнений:

Светлана Шмелева, учительница биологии

Работа учителя очень затратна в плане эмоций. Поэтому важно успеть восстановиться между уроками: перекинуться парой фраз с коллегами, обсудить что-то в учительской, чайку попить с конфеткой. Но обязанность дежурить просто убивает эту возможность! Мы ведь не просто стоим в коридоре – нет, нужен глаз да глаз за детьми. Это тоже выматывает эмоционально. А хочется просто сбросить напряжение и отдохнуть.

Татьяна Новичкова, мама одиннадцатиклассника

Я написала заявление, что запрещаю своему ребенку убираться в классе и на пришкольной территории. Говорят, что это дети так к труду приучаются. Но разве учеба – это вообще не труд? Или работа может быть только физической? Так вот, перемена дана ученику совсем не для труда, а для отдыха. А кто хочет, тот пусть себе и дежурит, и в субботниках участвует.

Ольга Субботина, учительница английского языка

Я за такую практику. Школа – наше общество в миниатюре, а школьная жизнь – это и уроки, и перемены вместе. Как их разделить? Дети к нам приходят не только за знаниями, но и за жизненным опытом, учатся взаимодействовать друг с другом. Они приучаются к ответственности и неравнодушию – в том числе и глядя на учителей, которые на перемене не отдыхают, а следят за тем, чтобы с детьми ничего не случилось плохого. Дежурят по школе дети один-два раза в течение года – это хорошо: и ответственность вырабатывается, и не надоедает. И хорошо, что при этом ребята чувствуют свою причастность к созданию в школе положительной атмосферы.

Наталья Кузнецова, мама двоих сыновей

Младший мой еще в садик ходит. А вот старший учится и, конечно, дежурит. Не знаю, совпадение или нет, но заметила, что в дни школьного дежурства он и дома какой-то более собранный, серьезный. Даже сам себе форму гладит. Ничего предосудительного я в таких дежурствах не вижу. Разве плохо последить за порядком в родной школе, ответственно подойти к своим обязанностям? По-моему, гораздо хуже как раз целиком освободить ребенка от школьных дел, то есть как бы выбросить его за пределы школьной жизни, общей для всех учеников.

В столовой, где нужна помощь дежурных учеников, ежедневно питаются 1000 детей.

Директор школы № 62, на которую родители пожаловались в прокуратуру, пытается найти выход из, казалось бы, безвыходной, ситуации. Родители потребовали отменить традицию дежурств школьников в столовой во время уроков. Прокуратура поддержала в конфликте родителей и потребовала от директора покончить с детским трудом. Однако без помощи учеников в столовой обойтись не могут. В ней ежедневно питаются 1000 детей. Кроме того, по словам директора, дежурства помогают приучить детей к труду.

Родители пояснили, почему их не устраивает, что дети дежурят в школьной столовой. По их мнению, участие детей в подготовке трапезы мешает успеваемости. По словам отца ученика 7 класса школы № 62 Сергея Быкова, последней каплей стала ситуация, когда сын Артем получил плохую оценку из-за того, что пропустил урок во время дежурства.

— Ребенок дежурил в столовой, не понял новую тему, учитель ставит ему двойку. Он говорит, что дежурил, а учитель ему отвечает: «Меня не волнует, где ты был», — рассказал сайту «Первый областной» Сергей Быков. — Тем более их снимают с 1 по 3 или 4-ый урок. Дети пропускают все главные предметы: и русский язык, и математику, и английский.

По заявлению родителей районная прокуратура начала проверку. Проверочные действия еще не окончены, но в прокуратуре Тракторозаводского района заявили, что нарушения уже найдены, и меры прокурорского реагирования последуют в самое ближайшее время.

Директор пыталась реформировать систему детских дежурств. Так, в столовую был нанят еще один кухонный работник для помощи поварам. Однако эти меры родители посчитали недостаточными и вновь обратились с заявлением. В прокуратуре с родителями согласились и, по всей видимости, будут требовать полного запрета труда детей в школьной столовой.

— Я вчера как раз был на встрече с директором, мы обсуждали этот вопрос. Там все равно получается, что снимают не на 10 минут с урока, а на все 15–20, иначе накрыть они не успеют, — продолжает Сергей Быков. — Они пропускают новую тему или закрепление материалы и в итоге успеваемость все равно страдает. Мы проанализировали успеваемость в классе и выяснили, что с началом этих дежурств с 6 класса из 13 учеников, учившихся на 4 и 5, осталось только 3 из всего класса.

Директор школы Любовь Кондратенкова связи между падением успеваемости и дежурствами не видит. По мнению педагога, падение успеваемости связано, прежде всего, с возрастными особенностями детей, началом подросткового периода у 14-летних учеников. А дежурства, которые выпадают на долю каждого ученика 2–3 раза за полугодие, значительного влияния на оценки не оказывают. Кроме того, полностью отказываться от дежурств в школьном учреждении не могут. По словам Кондратенковой, каждый день в школьной столовой обедают около 1000 учеников, и подать всем одновременно горячее питание без помощи самих детей невозможно. Кроме того, директор считает такие дежурства важной частью педагогического процесса.

— Только с целью чтобы питание было горячим, чтобы ребята успевали пообедать за перемену, было организовано такое дежурство, — прокомментировала сайту «Первый областной» директор МОУСОШ № 62 Любовь Кондратенкова. — Все-таки трудовое воспитание детей должно быть. Социализация детей предполагает понимание ими, что такое труд.

Полностью отказываться от практики дежурств директор школы не планирует. В период подготовки к следующему учебному году в школе планируют прикрыть все «узкие места» и учесть все пожелания надзорного ведомства, найти общий язык с родителями. Так, к дежурству не будут привлекаться дети младше 14 лет, а с родителей учеников, начиная с 7 класса, будут браться разрешения на привлечение детей к труду.

Напомним, родители обвинили директора одной из челябинских школ в эксплуатации их детей в столовой учреждения. Они обратились в прокуратуру и направили обращение к детскому омбудсмену. Надзорное ведомство провело две проверки, одна из которых выявила нарушения трудового и санитарного законодательства. В итоге надзорное ведомство будет требовать от директора полностью отказаться от труда детей в столовой.

Положение о дежурстве по школе

1. Общие положения

1.1. Дежурство по школе осуществляется учащимися 5 — 11-х классов совместно с классным руководителем, дежурным учителем и дежурным администратором согласно утвержденному графику дежурства.

1.2. Дежурные по школе начинают свою работу в учебные дни за 40 минут до начала смены, имеют знак отличия (бейдж) и обеспечивают его сохранность. В первый день дежурства классным руководителем проводится планерка с дежурным классом.

Классный руководитель назначает старшего дежурного, распределяет посты и уточняет обязанности дежурных.

Основными постами дежурных 5 — 11 классов являются: парадный вход, гардероб, столовая, рекреации, лестничные пролеты.

В конце дня ответственный дежурный, классный руководитель подводят промежуточные итоги дежурства.

По итогам дежурства за неделю администрация школы по согласованию с ответственным дежурным администратором, классным руководителем и дежурным учителем оценивает дежурство класса.

1.3.Дежурный учитель назначается из числа педагогических работников образовательного учреждения. График дежурства утверждается приказом директора школы.

1.4. Дежурный учитель подчиняется непосредственно дежурному администратору.

1.5. В своей деятельности дежурный учитель руководствуется:

Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции»; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, трудового распорядка, настоящим Положением;

Дежурный учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Обязанности учащихся дежурного класса

поддержание чистоты и порядка на своих постах во время дежурства и своевременное информирование об их нарушениях;

контроль за сохранностью школьного имущества во время дежурства и своевременное информирование об его порче;

доброжелательно встречать учащихся, проверять чистоту обуви;

обеспечить порядок в вестибюле, в раздевалках;

фиксировать опоздавших на 1 урок учащихся (дежурный ученик просит опоздавшего предоставить дневник для записи, дежурным администратором записывается замечание)

2.1. В школьной столовой:

поддержание порядка в столовой во время перемен;

обеспечить организованный вход учащихся в столовую согласно графика питания и соблюдения норм этики в столовой (не толкаться, разговаривать тихо, бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду);

не допускать выхода учащихся из столовой с продуктами питания;

2.2. На этажах:

следить за чистотой и порядком;

ответственный дежурный, на 2-ом уроке производит обход кабинетов с целью выяснения количества и фамилий отсутствующих в школе;

останавливать детей, бегающих по лестницам, вблизи оконных проемов и других местах, не приспособленных для игр;

следить за тем, чтобы школьники не применяли физическую силу для решения споров, не употребляли непристойные выражения, не курили в туалетах;

2.3. Старший дежурный:

отвечает за сохранность бейджиков;

осуществляет учет вышедших на дежурство учащихся, замену отсутствующих дежурных;

контролирует работу всех постов;

по окончании дежурства вместе с классным руководителем подводит итоги дежурства.

3. Права учащихся дежурного класса

3.1. Дежурный имеет право в тактичной и вежливой форме сделать замечание учащемуся, нарушающему порядок, чистоту в школе или сохранность школьного имущества.

3.2. Дежурный имеет право требовать выполнение его замечания нарушителем.

3:3. Дежурный имеет право обратиться за помощью к дежурному классному руководителю, дежурному учителю или дежурному администратору.

4. Порядок передачи дежурства

4.1. Передача дежурства по школе проходит в пятницу после 5 урока.

4.2. Во время передачи дежурства дежурный класс отчитывается о проделанной работе перед дежурным администратором.

4.3. В исключительных случаях, при серьезном нарушении данного Положения, по решению администрации школы дежурство класса может быть продлено сроком на одну неделю

5. Функции дежурного учителя

Основными направлениями деятельности дежурного учителя являются:

5.1. Контроль за соблюдением обучающимися Правил внутреннего распорядка обучающихся и Правил поведения обучающихся.

5.2. Принятие конкретных оперативных мер по предупреждению несчастных случаев с обучающимися во время перерывов и между занятиями.

6. Должностные обязанности

6.1. Дежурный учитель обязан:

Являться на дежурство за 30 минут до начала учебных занятий, находиться на контролируемом участке от звонка с урока до звонка на урок.

Принимать дежурство у предыдущего учителя, проверяя исправность оборудования, имущества, целостность стекол в окнах, санитарное состояние в зоне дежурства.

Создать условия, максимально исключающие возможность получения травм:

обеспечивать правостороннее продвижение учащихся на лестницах, переходах, в коридорах;

предотвращать шумные, неорганизованные игры, шалости, бег в коридорах, на лестницах; прыжки через несколько ступенек; разучивание приемов каратэ, дзюдо; толчки, подножки; размахивание сумками, ранцами; сидение на подоконниках; бросание предметов; применение физической силы; использование взрывоопасных и газовых веществ;

останавливать расшалившихся и нарушающих правила техники безопасности обучающихся, принимать меры к предотвращению драк и ссор;

совместно с учителями следить за тем, чтобы учащиеся после звонка с урока не выбегали, а выходили из классов.

6.2. Права дежурного учителя

Дежурный учитель имеет право в пределах своей компетенции:

Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка обучающихся.

Отдавать обязательные распоряжения учащимся во время дежурства.

Представлять учащихся к поощрению за хорошее поведение и образцовое дежурство.

Привлекать учащихся к помощи для предотвращения возможной травмы.

6.3. Ответственность дежурного учителя

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностных обязанностей, установленных настоящим Положением, в том числе за неиспользование предоставленных прав, дежурный учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей дежурного учителя с работником может быть расторгнут трудовой договор.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, дежурный учитель может быть освобожден от занимаемой должности.

За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил при организации учебно-воспитательного процесса дежурный учитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

7.Взаимоотношения. Связи по должности.

Дежурный учитель:

7.1. Работает по графику, утвержденному директором и согласованному с профсоюзным комитетом.

7.2.Информирует дежурного администратора и соответствующие службы о всех чрезвычайных происшествиях в учреждении, связанных с жизнью и здоровьем детей.

7.3.Поощряется за хорошую работу директором.

8. Обязанности дежурного администратора по школе.

8.1. Начало дежурства за 40 минут до начала смены.

8.2. Перед началом учебных занятий:

а) произвести обход учебных кабинетов школы на предмет готовности к учебно-воспитательному процессу;

б) проверить состояние: отопления и температурного режима, освещения;

в) при необходимости включить (выключить) освещение: в вестибюлях, на этажах, лестничных клетках, в местах общего пользования;

г) произвести внутренний осмотр здания, учебных кабинетов школы, окон и дверей;

д) проверить и при необходимости организовать работу дежурного учителя по школе и обеспечение дежурства по школе;

е) проконтролировать выход на работу педагогического персонала, в случае необходимости организовать замену.

8.3. Во время учебного процесса:

а) контролировать своевременность подачи звонков на уроки и на перемены;

б) не допускать опоздания на занятия педагогов и учащихся;

в) следить за выполнением преподавателями единых требований к учащимся, в том числе и к внешнему виду; санитарно — гигиенических требований во время образовательного процесса; проверять, контролировать, а при необходимости корректировать организацию дежурства по школе дежурного класса;

г) не допускать нахождение в школе посторонних лиц;

д) контролировать дежурство учителей на постах;

е) контролировать выполнение сотрудниками Правил внутреннего распорядка, учащимися — Правил поведения учащихся;

з) отпускать учащихся из школы по предъявлении ими документов об уважительной причине оставления занятий.

8.4. После окончания занятий:

а) проверить наличие классных журналов, ключей и своевременную их сдачу;

б) контролировать вывод учителями детей в гардероб.

8.5. Обо всех замечаниях произвести запись в журнале дежурств и доложить директору.

8.6. Несет ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся в период дежурства.

8.7.Окончание дежурства через 20 минут после окончания смены.

admin